Оглавление
- На уроках все говорят на русском, на переменах — на немецком
- Экстернат 8-9 класс
- Деления на простые и элитные школы в Германии нет
- В каких случаях могут оставить на второй год
- Как предотвратить оставление на второй год?
- Где можно получить образование экстерном в Москве?
- В каких случаях могут оставить на второй год
- В каких случаях оставляют на второй год
- Опоздал на три минуты — все равно что прогулял
- Экстернат 10-11 класс
- Как работает ускоренное обучение в «Фоксфорде»?
- Что означает «условный перевод»
- Правовое регулирование обучения во вторую смену
- Ребенок не может освоить школьную программу по состоянию здоровья
- А как сейчас?
- Что делать, если ребёнок получил двойку в школе
На уроках все говорят на русском, на переменах — на немецком
— В Берлине много русских, поэтому в некоторых школах на всех параллелях есть хотя бы один русскоязычный класс (также в Германии распространены испанские и итальянские классы). Они учатся по собственной программе, которая не совпадает с немецкой. Уроки там ведут русские преподаватели, вместо Гете тут читают Пушкина и т.д. В русский класс я ходила два месяца, пока не поняла, что для меня это занятие совершенно бесполезное (ведь я приехала в Германию, чтобы учить немецкий язык).
Чаще всего в русские классы идут ребята, которые постоянно живут в Германии, но хотят учить русский наравне с немецким. Для них русский — профильный предмет, называется он там «иностранный язык». При этом между собой мои одноклассники чаще разговаривали на немецком, чем на русском. Я спрашивала, нравится ли им жить в Германии, и они отвечали, что да, конечно, очень нравится. Но были и те, кто не хотел интегрироваться и предпочитал оставаться в небольшом сообществе русских немцев. Еще одна категория — ребята, которые не очень хорошо знают немецкий, учеба в обычном классе им не давалась.
Экстернат 8-9 класс
В моей старой школе оказались не готовы к работать с заочником. Пришлось искать место, где можно учиться и сдавать аттестации удалённо. Остановились на Домашней школе Фоксфорда.
Сначала я просто смотрел видеоуроки, но уже в октябре понял, что могу осилить программу «два за год». Мне предложили сдать годовые контрольные за 8 класс в школе-партнёре Фоксфорда «Наши пенаты». Срок был до конца ноября.
У меня было всего два месяца, чтобы «закрыть» программу восьмого класса. Я читал теорию и делал домашние задания к урокам на сайте Фоксфорда. Для экономии времени записи смотрел только по сложным темам.
Освоив программу по одному предмету, я сразу писал по нему контрольную и приступал к следующему. Так я перешёл в девятый класс и вновь доказал родителям правильность своего решения.
В 9 классе предстояло готовиться и к годовым контрольным и к ОГЭ. Здесь мне очень помог системный подход Фоксфорда.
В школе тобой руководит учитель, а на домашнем обучении нужен ориентир, который подскажет, что именно и когда изучать.
К декабрю у меня уже были некоторые навыки самоподготовки, но задача успешно окончить 9 класс оказалась сложнее, чем сдать аттестацию за 8-й.
Для начала я прорешал почти все задания в Фоксфорде. Мне нравилось, что если задача не решается, то можно открыть подсказку, а потом, после окончательного ответа, посмотреть верное решение. Это очень удобно.
Ещё у меня было несколько занятий с репетиторами Фоксфорда. Они помогли мне систематизировать знания и решить сложные задачи.
Но главное, что в Фоксфорде можно было написать все итоговые контрольные в апреле, и посвятить май целиком подготовке к ОГЭ.
На ОГЭ из дополнительных предметов выбрал физику и английский язык. Подготовка к первой в жизни государственной итоговой аттестации позволила сделать три вывода.
- ОГЭ — несложный экзамен. Школьников пугает изменение самого стиля обучения. Девять лет размеренного, последовательного изучения предметов, когда одна тема логично вытекает из другой, а тут нужно перестроиться на формат КИМов, нарешивать типовые задачи и и тренироваться заполнять бланки.
- Готовиться лучше блоками. Схема «прочитать залпом теорию и потом решать варианты» не работает. Рациональнее пройти тему и хорошенько отработать её решением задач. Большой объём информации сложно держать в голове, а чтобы материал не забывался, обязательно нужна практика. Пройдя все темы, можно приступать к решению демоверсий целиком.
- Чем больше вариантов прорешаешь, тем выше шанс набрать баллы «на пятёрку». Поэтому заходишь на «Сдам ГИА» или другой подобный сайт и решаешь всё подряд. Не исключено, что на реальном экзамене попадётся задание прошлых лет. У меня так было на английском.
ОГЭ по русскому, математике и английскому я сдал на «отлично», по физике до высшей отметки не хватило одного балла.
Деления на простые и элитные школы в Германии нет
В Германии школы делятся на два типа: общеобразовательные и гимназии. Я успела поучиться и в первой, и во второй. В гимназии 12 классов, в общеобразовательной школе — 13, но немцы часто заканчивают десять и поступают в специальные учебные заведения, вроде нашего колледжа.
Разумеется, предпочтение немцы отдают гимназиям, где более серьезная подготовка, но четкого разделения на элитные и простые школы здесь нет. Понятие «школа по месту жительства» здесь не распространено. В школы принимают в зависимости от того, есть или нет свободные места в классах. Попасть в общеобразовательную школу так же нелегко, как и в гимназию.
Урок в Германии длится 45 минут, но почти всегда они стоят парами. В среднем учебный день заканчивается где-то в 13:30. Если вдруг учитель заболел или по какой-то причине не может провести урок, то час просто выпадает. Заменять его никто не будет.
У немецких школьников нет дневников. Все работают ради себя (не ради оценок, не для родителей). Здесь практикуется тестовая система проверки. Мы готовились к тестам каждый день. Начиная с 11-го класса школьники два раза в год пишут контрольные по каждому предмету.
В каких случаях могут оставить на второй год
Современный мир нацелен на предоставление доступного и качественного образования для каждого ребенка. Внезапно, без видимой причины и родительского согласия, ученика не могут оставить на второй год.
Двойка в дневнике не означает, что ребенок будет вынужден лишний год «протирать штаны» в классе (за исключением двоек в 4, 9 или 11-м классе, но об этом дальше). Сегодня в школе главное – удовлетворительно написать промежуточную аттестацию.
Плохо написана аттестация? Ученику дадут второй шанс. Он снова потерпел неудачу? Переведут в следующий класс «условно». Школьнику обязательно предстоит пересдать предмет, чтобы не оставалось академических долгов. Если долг не закрыть вовремя, родителям предложат несколько вариантов развития событий, согласно ст. 58 Закона «Об образовании в РФ».
После трех (!) неуспешных попыток сдачи аттестации родителям предложат обучать школьника по адаптированной программе, индивидуальному плану или остаться на второй год – решение остается за родителями!
К сожалению, без согласия родителей школьника все-таки могут отправить на повторное прохождение программы согласно п.5 ст. 66 Закона «Об образовании в РФ»: «Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Речь об учениках, которые получили двойку в 4, 9 или 11-м классе. Именно эти классы считаются «рубежами»: например, 4-й класс – переходная ступень от начального образования к основному.
Что же делать ответственному родителю? В первую очередь – прояснить ситуацию: переговорить с учителями и директором. Школьник завалил аттестацию или схватил двойку за год? Какие варианты решения они предлагают?
Школа не заинтересована в том, чтобы лишний раз оставлять ученика в одном классе. Поэтому после нескольких попыток пересдать аттестацию предлагаются другие формы освоения знаний. Какой бы формат обучения ни был выбран родителями, ребенок остается полноценным участником образовательного процесса. Он также продолжает изучать предметы, заниматься с преподавателями, писать проверочные работы.
Занятия с учеником, который получает знания по индивидуальной программе (раньше это называлось домашним обучением), проводятся дома, но часть уроков можно посещать в школе. Это оговаривается с конкретным учеником в особом порядке. Адаптированная образовательная программа подбирается ученику с ограниченными возможностями здоровья.
Если школьник получил двойку за год в 4, 9 или 11-м классе, также стоит обсудить возможность пересдачи или исправления оценки для своевременного перехода на следующую ступень обучения
Важно проявить родительскую заинтересованность и участие, в большинстве случаев директор и учителя идут на контакт и предлагают пути разрешения ситуации
Контакт необходимо наладить и с учеником: ведь он не просто так запустил учебу. Что же произошло?
Как предотвратить оставление на второй год?
Одной из причин школьной неуспеваемости может стать банальная лень и отсутствие интереса к учебе. Понять это можно по косвенным признакам: ребенок с большой неохотой просыпается по утрам, ничего не рассказывает про школу сам, от прямых вопросов отмахивается общими фразами: «Ничего не задали», «Все нормально», «Ничего нового».
Отсутствие мотивации к учебе объясняется просто: школьник не видит смысла в посещении занятий. Особенно часто такая ситуация возникает у подростков: в их понимании отсутствует прямая связь между получением образования и дальнейшим успешным устройством в жизни. Возникает логичный и закономерный вопрос: «Если хорошее обучение не гарантирует в дальнейшем интересной, насыщенной и высокооплачиваемой работы, зачем учиться?» Отсюда вытекает безразличное отношение к урокам, домашним заданиям, проверочным работам, учителям, а посещение школы воспринимается как ненужная рутина «для галочки», которая отнимает силы и время.
Постарайтесь откровенно поговорить с ребенком: без нравоучений, упреков и других оценочных суждений. Спросите, каким он видит свое будущее, свою профессию или любимое дело, чем бы ему хотелось заниматься. Учтите, что ответы вам могут не понравиться: не каждый родитель готов услышать, что сын стремится стать блогером, а дочь планирует строить карьеру в Голливуде
Их желания и планы будут меняться по мере взросления, родителю же важно стремиться сохранять доверительные отношения с детьми в любой жизненной ситуации. Объясните, что кем бы они ни захотели стать в будущем, знания и широкий кругозор всегда вызывают симпатию и уважение, а из каждой ситуации – даже скучного урока – можно почерпнуть для себя что-то полезное
Бывают ситуации, когда ученик внезапно и наотрез отказывается идти в школу. Никакие уговоры и вопросы не помогают, в ответ родители слышат только категоричное и безапелляционное: «Я больше туда не пойду». Если родители все же смогли вытолкнуть его утром из дома, совсем не факт, что он туда дошел и не прогулял урок.
Вероятнее всего, в школе произошла конфликтная или стрессовая ситуация, главным героем которой стал ваш ученик. Варианты произошедшего могут быть разными: от травли одноклассниками и грубого отношения со стороны учителя до панической боязни публичных ответов у доски. А вот чувства при этом одни и те же: страх, оскорбленное самолюбие, неуверенность в себе. Каждый раз на уроке школьник испытывает мучительный дискомфорт от одного только нахождения рядом с одноклассниками и учителем. Конечно, подобная обстановка никак не способствует повышению успеваемости.
Мягко спросите у ребенка: «Что случилось? Почему ты так не хочешь идти в школу?» Не напирайте и не настаивайте, не выдвигайте своих версий произошедшего и не тащите школьника насильно к директору для публичных разборок. Ребенок чувствует себя уязвимым или униженным, поэтому его нежелание рассказывать и вспоминать о ситуации в подробностях естественно. Постарайтесь объяснить, что любая ситуация решаема: если он все делал правильно и справедливо, ему нечего стыдиться и бояться
Если же ребенок чувствует за собой вину, важно найти в себе силы ответить за поступки и извиниться.
Поинтересуйтесь напрямую: хочешь, чтобы мы перевели тебя в другую школу? Конечно, столь категоричное решение – одна из крайних, но возможных мер. Здоровье, комфортная обстановка и дружная атмосфера в классе для ученика важнее бюрократических проволочек, которые потребуются для перехода в другое образовательное учреждение.
Где можно получить образование экстерном в Москве?
В большом городе, особенно в Москве, достаточно много мест, где можно пройти образовательные программы школы экстерном, чего не скажешь о провинции. Итак, московские образовательные учреждения с экстернатом.
Экспериментальная площадка РАО (Российской академии образования) – Первый интенсив, школа для экстернов при Гимназии №710.
В этой школе, на основе разрабатываемых новых интенсивных образовательных технологий, ведется обучение по основным направлениям старшей школы – 10-11 классы. Здесь предлагают пройти 10-11 класс за 8 месяцев и 11 класс за 5 месяцев. Это очень удобно. Хотя полностью такое обучение скорее можно назвать ускоренным или интенсивным, но не экстернатом. Все-таки придется посещать занятия 3-4 раза в неделю по 2-3 часа. Несомненным плюсом школы является абсолютно новая методика обучения предметам, которая позволяет не только сократить время на обучение, но и неплохо сдать ЕГЭ. Чтобы учиться, нужно сдать вступительное испытание. Обучение платное.
По такому же принципу построено обучение и в других школах, где есть экстернат:
- Школа № 88;
- Многопрофильный образовательный комплекс им Е. Г. Лаврикова;
- Школа № 1287;
- Школа на Таганке (№ 2104).
Под общим названием «экстернат» могут скрывать «свободное посещение занятий», заочное обучение, очно-заочное обучение, «надомное» и пр. Суть всех этих программ такова:
- Материал дается сжато.
- Посещать школу все равно придется.
- Имеются вступительные испытания или собеседования.
- Обучение платное!
В каких случаях могут оставить на второй год
Несмотря на всю мягкость законодательства и терпимость к лентяям и лодырям, все равно предусмотрены случаи, когда ученика могут оставить на второй год.
Современный закон «Об образовании» одну неудовлетворительную годовую оценку не считает основанием для того, чтобы оставить ученика на второй год. По закону, учащиеся, которые имеют за год задолженность (попросту неуд) только по одному из школьных предметов в следующий класс могут быть переведены условно. Им дается возможность учиться дальше и исправить двойку. На второй год могут оставить уже в том случае, если ученик 2-9 класса получает две двойки за год. Хотя и тут не все потеряно: ученика могут перевести в класс, где меньше учеников, «класс компенсирующего обучения», либо на альтернативное обучение — домашнее, дистанционное и прочее.
Кроме того, в законе прописано, что ученики, которые не освоили основную либо базовую программу образования, не могут быть допущены к следующему этапу образования. Это требование наличия обязательного общего образования применяется к конкретному ученику и сохраняет свою силу вплоть до достижения ребенком восемнадцати лет, при условии, что соответствующее образование он не получил ранее. Это означает, что ученики 4-го и 9-го классов, не сдавшие итоговую годовую аттестацию остаются еще на год в том же классе. Та же норма должна была распространиться и на одиннадцатиклассников, однако, их не оставляют, им просто выдают справку о прослушанном курсе вместо аттестата. Только с такой справкой учиться в ВУЗе или устроиться на работу очень проблематично. Учащимся четвертого и девятого классов, дается шанс пересдать экзамены, если не получается, тогда, однозначно, ученик остается на второй год.
Также многих родителей, дети которых часто болеют, волнует вопрос, могут ли ребенка оставить школе на второй год, если он пропустил много занятий. В законе не статьи о пропусках. Однако, школы нашей страны в локальных правилах прописывают, за какое количество пропущенных занятий ученика могут не аттестовать, не зависимо от его окончательных оценок. Например, ребенок, который пробыл месяц в больнице по причине хронического, либо инфекционного заболевания может быть оставлен на второй год. Подобные действия администрации школы незаконны. Учащемуся в случае продолжительных болезней обязаны дать возможность ликвидировать задолженности. Родители имеют право, просить школьную администрацию о назначении сроков ликвидации. А при удовлетворительной их сдаче ребенком, его обязаны перевести в следующий класс.
В каких случаях оставляют на второй год
Выражение «остаться на второй год» — это разговорный оборот, который был распространён в советское время. В действующем закона об образовании эта процедура называется «повторное обучение».
Повторное изучение программы того или иного класса возможно, если образовалась академическая задолженность по одному или нескольким предметам и только с согласия родителей.
Академическая задолженность образуется, когда ученик:
- получил и не исправил двойку на промежуточной аттестации,
- не допущен к аттестации из-за пропусков занятий.
Шансы остаться на второй год невелики даже у плохо успевающего ребёнка. Школы отправляют учащихся на повторение обучение только в крайних случаях. Второгодники снижают рейтинг образовательной организации и невыгодны с экономической точки зрения. Преподаватели, как правило, стараются подтянуть ученика, организуются дополнительные занятия и консультации.
Для того чтобы оставить ребёнка на второй год, школа обязана строго соблюдать процедуру, которая предусмотрена статьёй 58 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Прежде всего администрация должна создать условия для ликвидации академической задолженности. Обычно отстающих учеников переводят в следующий класс условно и дают время, чтобы подтянуть знания и пересдать двойки. Чаще всего на подготовку отводятся летние каникулы. Но даже если к сентябрю знания не станут лучше, школьник сможет выбрать: остаться на второй год или перейти на обучение по индивидуальному плану.
Исключение — 4, 9 и 11 классы. В этом случае учеников с академической задолженностью, которые исчерпали все попытки пересдачи, не оставляют на лето, а сразу отправляют на повторное обучение.
Обязательное условие для того, чтобы оставить ребёнка на второй год, — письменное согласие родителей. Если родители против, администрация школы не вправе отправлять учащегося на повторное обучение. Однако с двойками частные школы могут отказать в зачислении.
<<Перелинковка>>
Если у ребёнка нет двоек, но родители считают, что ему нужно пройти программу того или иного класса ещё раз, школа тоже не имеет права оставлять ученика на второй год.
Опоздал на три минуты — все равно что прогулял
Прогулять урок в Германии не так просто, как в России. Российским родителям достаточно позвонить учителю и сказать: «Моя дочь сегодня не придет, у нее болит голова». В Германии же этого мало: родители должны написать записку, но не чаще чем два-три раза за семестр. В остальное время — только справка от врача. Причем предъявить ее нужно всем учителям, чьи уроки ты пропустил.
Если у ученика набирается большое количество пропусков, его исключают. При мне был как раз такой случай: после первого полугодия девочку выгнали из школы за то, что у нее было много пропусков. В течение года ни с ней, ни с ее родителями никто не разговаривал об этом. Просто в конце года ей объявили, что она исключена.
Опаздывать на уроки в немецкой школе тоже нельзя. Если ты пришел позже на 2–3 минуты, тебя уже не пустят. То есть ты, конечно, можешь на нем присутствовать, но тебе поставят «энку». Это значит, что официально на уроке тебя нет и лучше бы тебе предоставить справку от врача.
Экстернат 10-11 класс
Удивительно, но после такого насыщенного учебного года мне захотелось поехать ещё в олимпиадную школу Фоксфорда. Десять дней августа я с удовольствием провёл в Менделеево: ходил на лекции к отличным преподавателям, общался с ребятами и вожатыми. Лагерь мне помог окончательно определиться с выбором предмета, который хочется изучать в дальнейшем. Это физика.
Василий Полторацкий (в первом ряду в центре) в олимпиадной школе Фоксфорда
За год экстерната я полностью освоился в самообразовании и начал получать удовольствие от обучения дома. Долой подъёмы в шесть утра и часовые поездки в метро с двумя пересадками!
Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь.
Есть дни когда не можешь заниматься больше двух-трёх часов, а бывает сидишь до позднего вечера не в силах оторваться от учебников. И это нормально.
Я стараюсь вставать в восемь утра
Для продуктивной работы важно хорошо высыпаться. В девять сажусь за уроки
Первые три часа мозговая активность на пике — получается очень плодотворная работа. Потом я делаю небольшой перерыв, после которого приступаю к занятиям с репетитором или выполнению контрольных.
Справляться с интеллектуальной нагрузкой помогает нагрузка физическая. У меня первый взрослый разряд по спортивному ориентированию и третье место за эстафету на Всероссийских соревнованиях. Спорт «перезагружает» мозг! На тренировках я сильно устаю, зато на следующий день быстрее воспринимаю новую информацию.
За 10 класс я сдал уже две полугодовые контрольные работы по алгебре и одну полугодовую по информатике. К концу года планирую «закрыть» 10-ый класс полностью.
С вузом до конца не определился. Но хотел бы изучать физику и поступить в МГУ, МФТИ или МИФИ. Понимаю, что это высокие цели, придётся потрудиться. Но самое главное у меня уже есть — я умею учиться самостоятельно. В этом мне сильно помог Фоксфорд. А учиться в будущем, наверное, придётся всю жизнь, ведь многие профессии скоро уйдут или сильно поменяются, и в выигрыше будет тот, кто сможет быстро переквалифицироваться.
После института вижу себя физиком в крупных мировых проектах по исследованию космоса. Жаль только, что с моим ростом выше 190 см вряд ли получится туда слетать. 🙂
А тем, кто только начинает свой путь в экстернате, хочу порекомендовать трезво оценивать силы. Не стоит полагаться на чьи-то подсказки или поблажки. Будет большая физическая и психологическая нагрузка, порой будет казаться, что ничего не успеваешь, но если есть цель, всё преодолеешь.
Как работает ускоренное обучение в «Фоксфорде»?
Ученикам 5–9 классов, желающим окончить два класса за год, мы предоставляем доступ к программе сразу двух курсов. Все уроки за младший класс доступны в записи, а программа старшего идёт по обычному расписанию.
Для старшеклассников, которые хотят окончить школу быстрее, в «Фоксфорде» работает специальная программа «10–11 за один год»:
- Записи вебинаров с обзором разделов курса и проработкой сложных тем.
- Специальные теоретические материалы: конспекты по всем темам, ссылки на статьи учебника и интерактивные задания для самостоятельной работы.
- Контроль усвоения материала. Домашние задания с ручной проверкой, тренировочные контрольные и аттестационные работы.
- Очные консультации. Онлайн-встречи с преподавателями для разбора трудных тем и ответов на вопросы.
В программу включены онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по русскому и математике и курс английского языка на уровне Upper-Intermediate (по желанию).
Ребята на ускоренном обучении сдают аттестации по отдельному графику: аттестация за младший класс проходит в декабре, а за старший — в мае.
<<Форма с консультацией>>
Что означает «условный перевод»
Условным переводом называется перевод учащегося в следующий класс с задолженностями за прошлый год — несданной аттестацией либо с неудовлетворительными оценками по ее итогам. Чтобы перевестись окончательно, ученик должен сдать свои задолженности. Задолженности ликвидируются путем сдачи промежуточной аттестации по соответствующему учебному предмету. В рамках одного учебного года дается целых две попытки. Порядок и сроки назначаются администрацией школы. Периоды болезни ученика не включаются в этот период. То есть, если ребенок болел, то он не теряет отпущенные ему дни на подготовку к сдаче хвостов.
Правовое регулирование обучения во вторую смену
Что могут сделать родители, если у детей перед началом учебного года объявлена, например, вторая смена в 3 классе? Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» никак не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Таким образом, именно закон о второй смене в школе не принят. Поэтому для того, чтобы отстоять свои права, родителям необходимо опираться на нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Пункт 10.4 данного документа регулирует отдельные моменты организации обучения по сменам в школах. Они следующие:
- обучение в школе может быть организовано только в две смены, не более;
- занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра;
- учиться во вторую смену не могут школьники 1х, 5х, 9х и 11х классов.
Запрет на вторую смену установлен для следующих видов образовательных учреждений:
- гимназии;
- лицеи;
- школы с углублённым изучением определённого предмета.
Больше никаких ограничений для учёбы во вторую смену не существует. Но даже при наличии вышеуказанных запретов, нередко в школах происходит нарушение СанПиН. Например, может быть даже вторая смена в 1 классе. Как правило, в таких ситуациях администрация образовательного учреждения ссылается именно на отсутствии каких-либо ограничений в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако родителям необходимо требовать выполнение норм СанПиН. С жалобами следует обращаться в Роспотребнадзор и отделы образования.
Многие родители спрашивают – могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд? Ни Федеральный закон, ни СанПиН подобных ограничений не содержат, поэтому класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы такой ситуации не возникло, родителям нужно не бояться активно высказывать свою позицию руководству школы, если законодательство пока не регулирует этот вопрос в соответствии с нормами современной жизни.
Ребенок не может освоить школьную программу по состоянию здоровья
Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда дети исправно ходят в школу, выполняют домашние задания, стараются запоминать материал, но при всех усилиях они не в состоянии освоить основную образовательную программу – речь о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. Обычно их родители с раннего или дошкольного возраста знают, что общий образовательный маршрут им не подходит. Но случается, что понимание необходимости особенной, подобранной под индивидуальные особенности ребенка программы приходит в начальной школе. Тогда по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) школьнику определяют обучение по адаптированной программе. Комиссия обследует ребенка для определения психических, физических, интеллектуальных и других особенностей и дает рекомендации по дальнейшему формату обучения. Исходя из названия, можно понять, что материал урока, домашнее задание, упражнения и тесты адаптированы под индивидуальные возможности ребенка.
Бывают случаи, когда успешный ребенок, который в состоянии освоить обычную школьную программу, долгое время находится на лечении, не связанном с умственными или интеллектуальными способностями: восстанавливается после операции, проходит реабилитацию после сложных переломов, лечится от вирусных инфекций и т. д. Велик риск запустить школьную программу, что нежелательно. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школа может организовать обучение на дому или в медицинских организациях. В таком случае родители вместе с медицинским заключением приходят к директору школы, обсуждают варианты продолжения обучения и подписывают локальный акт о переходе на выбранный образовательный маршрут. В каждой ситуации школой утверждается особый учебный план, расписание занятий, место их проведения и другие немаловажные нюансы обучения.
А как сейчас?
Безусловно, не стоит оценивать долю второгодников в российских школах по завершившемуся учебному году: мы сообщали, что почти 50% наших школьников воспринимали дистанционное обучение как каникулы, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять никого не будут.
Как часто это практикуется в разных странах? Исследование массовости этого явления периодически производится в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) путем анкетирования директоров школ, которые отвечают на вопросы экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об организации образовательного процесса.
Доля подростков, которые к 15 годам хотя бы один раз оставались на второй год. Сравнение результатов в рамках PISA 2015 и 2009 годов. Данные из отчета ОЭСР
В России, по оценкам директоров школ, на второй год остаются 1,7% учащихся. Это очень низкая доля второгодников, в среднем по странам ОЭСР она составляет 11,4%. Среди европейских стран выделяются Бельгия, Испания, Португалия и Люксембург, где около трети 15-летних подростков хотя бы один раз оставались на повторный курс обучения в том же классе. Минимальная доля второгодников среди европейских стран наблюдается в Исландии, Грузии, России и Хорватии.
Даже внутри одной страны может наблюдаться большой разброс этого показателя. В Германии, к примеру, при высокой средней доле школьников, остававшихся на второй год (18% в 2015 году), в отдельных федеральных землях (в Гамбурге, на некоторых ступенях обучения в Берлине) повтор года запрещен, в то время как в других (Бавария) часто подчеркивают, что отмена второгодничества с педагогической точки зрения – это бессмысленный шаг.
Что делать, если ребёнок получил двойку в школе
Правильная реакция на двойку может быть только одна: спокойно разобраться в ситуации и обсудить с ребёнком, как можно её исправить.
Если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание, проверочную работу или ответ у доски, выясните, что помешало ребёнку подготовиться лучше. Действительно ли он не знал правильный ответ, или виной послужили невнимательность и волнение. Предложите свою помощь, если это необходимо. Но помните, что помогать с учёбой — не значит учиться вместо ребёнка. Не давайте готовых ответов, но задавайте наводящие вопросы и позвольте вашему школьнику найти решение самостоятельно.
Если двойка получена за поведение — нужно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребёнку, как вести себя, чтобы это не повторилось.
Помните: от вашей реакции на неудачи ребёнка будет зависеть то, как он сам будет относиться к неприятностям в будущем
Поэтому важно объяснить, что проблемы случаются у всех, и нужно не отчаиваться, а спокойно решать их. . Покажите ребёнку, что любите его вне зависимости от оценок
И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — всего лишь оценки за успеваемость, они не характеризуют его как личность
Покажите ребёнку, что любите его вне зависимости от оценок. И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — всего лишь оценки за успеваемость, они не характеризуют его как личность.