Научные эксперименты для детей в домашних условиях: 15 поразительных и развивающих опытов с описанием и объяснением, идеи

Оглавление

Кто открыл пульс и течение крови

О крови и о том, как она течет внутри живых организмов, говорили многие, включая Галена — греческого врача-философа, теория которого просуществовала около полутора тысяч лет. Но только в 1628 году была опубликована иная теория, которая изменила все.

Опубликовал ее Уильям Харви, который был королевским врачом при дворе Джеймса I. Такая работа давала ему время и деньги на исследования, которыми он с удовольствием занимался, иногда ставя очень странные и даже жуткие эксперименты.

Кровь — основа организма

И ее изучение очень важно

Например, Харви публично нарезал животных, чтобы показать, что внутри них очень мало крови. Также он проводил эксперименты на змеях, показывая, что если зажать сосуды, которые ведут к сердцу, то оно сжимаемся и белеет, а если те, которые из него выходят, то оно распухает. Так он доказал течение крови через сердце.

Он также ставил эксперименты на добровольцах. В частности, перекрывая ток крови к конечностям, чтобы понять, как она циркулирует по организму человека.

В результате своих исследований он сделал вывод, что кровь течет по двум кругам, формируется в печени из еды, которую люди едят, и обязательно проходит через легкие, насыщаясь ”духом”. Но в любом случае, она двигается по всему телу, заходя даже в самые удаленные его уголки.

Это сейчас мы знаем, что кровь течет через легкие. Когда-то этого не знали.

Свою теорию он опубликовал в 1628 году в книге De Motu Cordis (Движение сердца). Его подход, основанный на фактических данных, изменил медицинскую науку, и сегодня он признан отцом современной медицины и физиологии.

Для старшеклассников

Опыты по физике в домашних условиях для детей, учащихся в старших классах.

Поющая рюмка

Для опыта по физике в домашних условиях потребуется:

  • рюмка;
  • вода.


Что нужно сделать:

  1. Заполнить изделие водой и вытереть по краям.
  2. Мокрым пальцем протереть по краям, рюмка будет издавать звук, похожий на пение.

Бокал и жидкости

Инструменты:

  • стеклянный стакан;
  • бумага;
  • ножницы;
  • соль;
  • красное вино;
  • масло;
  • спирт.

Ход эксперимента:

  1. Сначала налить в стакан воды.
  2. Сделать бумажное подобие рожка, загибая концы в угол 90 градусов. Вино из бумажной конструкции постепенно наливать в стакан. Подождать, когда вино достигнет уровня воды.
  3. Сделать второй рожок и налить точно так же подсолнечное масло.
  4. Сделать третий рожок и оттуда наливать спирт.
  5. В стакане будет 4 этажа жидкостей.

Анализ: Ингредиенты располагаются в стакане поочередно. Жидкости, которых самая большая плотность, находятся внизу, а самые лёгкие наверху.

Подсвечник

Потребуется:

  • свечка;
  • гвозди;
  • стакан или другое изделие, наполненное водой;
  • спички.

Последовательность:

  1. Разместить гвоздь на конце свечки.
  2. Поставить гвоздь так, чтобы парафин и фитиль находились над водой.
  3. Поджечь фитиль свечки.

Анализ: Свечка через пару минут начнет подниматься наверх. Рядом с фитилем появится воронка. Такая пустота облегчит свечку, тем самым она будет гореть до конца.

Змейка

Материалы для опыта:

  • листы бумаги;
  • свечка;
  • ножницы.

Ход опыта:

  1. Разрезав спираль, поставить ее в конец проволоки.
  2. В воздухе поставить спираль над свечой.


Анализ: В связи с расширением под воздействием энергии, которая начинает передвигаться, змейка начинает вращаться.

Вулкан

Понадобится:

  • вода;
  • стакан;
  • спирт;
  • пробка.

Последовательность:

  1. Тушь со спиртом разместить в стакане.
  2. Внутри проделать дырку.

Анализ: Отверстие наполнится водой, вытеснив тушь, потому что у той больше плотности, чем у спирта. Жидкость начнет всплывать наверх.

Спички

Для опыта в домашних условиях по физике потребуется 15 спичек.

Последовательность:

  1. Положить на гладкую поверхность (стол) спичку, остальные спички разместить концами, доходящими до стола.
  2. Для начала поднять любую спичку, за ней начнут подниматься все остальные.

Анализ: Последняя спичка кладется как раз для того, чтобы все поднялись за ней.

Подставка под кастрюлю

Для опыта по физике дома потребуется:

  • вилка;
  • тарелка;
  • кастрюля;
  • кольцо от салфетки.

Последовательность:

  1. Разместить на кольцо от салфетки пару вилок.
  2. Сверху положить посуду.
  3. Налить в кастрюлю воду, поставив ее вверх на подставку.


Анализ: Эффект демонстрирует состояния устойчивости и равновесия.

Жидкости

Для эксперимента понадобится цитрус, стакан с водой и вином. Вместо вина используется также молоко или спирт.

Физический опыт и его последовательность в домашних условиях:

  1. Снять кожицу апельсина, разрезав его пополам.
  2. Дно цитруса проткнуть и поместить в стакан.
  3. Цитрус должен иметь больший калибр по сравнению с серединой стакана, тем самым цитрусу удастся удержаться, не попадая на дно.
  4. Поставить цитрус на стакан.
  5. В корку цитруса вылить спирт или вино. Жидкость пройдет сквозь дырку, до того момента, когда вино не будет на дне цитрусовой чашки.
  6. Вода — ее долить до края. Вино поднимется до воды, а та спустится ко дну конструкции. Через какое-то время жидкости осуществят перемену мест.

В статье были приведены самые простые опыты, их описания и объяснения.

Автор статьи: Матюк Егор

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Увлекательные эксперименты для детей: разная плотность жидкостей

Подобные эксперименты отлично подойдут для детей старшего возраста, поскольку наглядно показывают влияние плотности жидкостей. Но и маленьким детям будет очень интересно за всем наблюдать.

Вооружитесь:

  • Спиртом
  • Маслом
  • Водой
  • Красителем

План действий:

  1. Наливаем в стакан спирт, опускаем в него с помощью трубочки или пипетки большую каплю масла. Оно опускается на дно, ведь тяжелее спирта
  2. Теперь нужно на дно добавить воды. Делаем это тоже пипеткой. Теперь мы наблюдаем, как капля начинает подниматься. При этом видна граница между водой и спиртом. Вывод – вода тяжелее масла, но оно все также легче спирта
  3. Сверху посыпаем красителем, он начинает опускаться вниз клубами, а на границе мы наблюдаем мелкий дождик
  4. Добавляем еще воды, аккуратно размешиваем – теперь плотность спирта падает, а капли масла всплывают

Наблюдаем, играем и познаем!

Удивительные эксперименты для детей с водой: давление воздуха

Существуют различные водные эксперименты для детей. Но этот самый простой и познавательный.

Вам нужно:

  • Стакан с водой
  • Кусок картона или лист бумаги

Выполнение:

  1. Наполните наполовину стакан водой, хотя ее точное количество не играет большой роли. Главное, чтобы был воздух
  2. Теперь поместите кусок картона на отверстие, поверните стакан на 180 градусов
  3. Как только стакан будет перевернут, вы можете отпустить картон. Вода не выльется, а картон будет держаться

Объяснение:

В стакане отрицательное давление ниже, чем в окружающей среде, создается мини-вакуум. Давление снаружи больше, так что картон прижимается к стакану и предотвращает вытекание воды.

Наглядно
С тканью

Советы родителям

  1. Желательно не перегружать маленького исследователя информацией. Цель опытов – показать работу законов физики. Лучше подробно рассмотреть одно явление, чем ради зрелищности бесконечно менять направления.
  2. Перед каждым опытом доступно объяснить свойства и особенности предметов, участвующих в них. Затем вместе с ребенком подвести итог.
  3. Особенного внимания заслуживают правила безопасности. Начало каждого занятия сопровождается инструкциями.

Научные опыты – увлекательное дело! Возможно, оно окажется таковым и для родителей. Вместе открывать новые стороны обычных явлений интересно вдвойне. Стоит отбросить повседневные заботы, разделив детскую радость открытий.

Для младших классов

Опыты по физике в домашних условиях для детей младших классов представлены ниже.

Мыльные пузыри на морозе

Материалы для опыта:

  • мыльные пузыри;
  • пластмассовая трубка.

Ход опыта:

  1. Вынести банку с мыльными пузырями на сильный мороз, выдувая пластмассовой трубкой пузыри. Наблюдать, как пузырь замерзает.
  2. На поверхности возникнут красивые узоры в виде кристалликов.
  3. Когда пузырь замерзнет, образуется вмятина, но пузырь сохранит свою шарообразную форму.


Анализ опыта: Отрицательная температура замораживает пузыри, так как те во многом состоят из воды. Стенки пузыря делаются слабыми. Пузырь охлаждается. Начинается кристаллизация. Оболочка мыльного пузыря начинает сверху проседать. Вмятина пузыря увеличивается.

Шар под водой

Потребуется:

  • стакан;
  • вода;
  • небольшой мячик.

Ход опыта:

  1. Бросить мячик в стакан.
  2. Вылить туда жидкость.
  3. Установить в середине мяч.

Анализ: Во время добавления жидкости в стакан ее поверхность становится выпуклой. А натяжение распределило мяч в стакане по центру.

Шары и огонь

Необходимые материалы:

  • воздушные шары;
  • свечка;
  • спички;
  • вода.

Ход эксперимента:

  1. Надуть шар и завязать его.
  2. Другой шар наполнить водой, завязать.
  3. Поджечь свечу и поднести надутый шарик к ней, он лопнет.
  4. Затем поднести шар с водой.
  5. Через какое-то время на шарике останутся следы от свечки, но шар не лопнет.


Анализ: До момента испарения жидкости, шар не лопается, потому что вода заберет основное количество пламени от свечки.

Потухшая свеча. Возгорание

Инструменты для эксперимента:

свечка, спички либо зажигалка.

Ход эксперимента:

  1. Зажечь свечку, затем погасить.
  2. Огонь поднести к дыму, который исходит от свечки.
  3. Свечка снова загорится.

Анализ опыта: Дым поднимается от свечки, потому что в состав его входит загорающийся парафин. Парафин добирается до фитиля, и свечка заново загорается.

Мотор из парафина

Инструменты для эксперимента:

  • свечка;
  • зубочистка;
  • стаканы;
  • бумага;
  • спички.

Ход опыта:

  1. Разместить зубочистку на свечке по центру – это станет осью двигателя.
  2. Уравновесив сооружение, установить свечу между двумя стаканами.
  3. Поджечь фитили с 2-х сторон.
  4. Конструкция постепенно начнет качаться в разные стороны.


Анализ опыта: Вес одного конца станет больше другого, что приведет к передвижению одного из концов при действии силы тяжести. Пульсация происходит в связи с изменением веса концов свечки. Пульсация повышается, потому что пламя все больше горит.

Резка дерева при помощи диска из бумаги

Требуемые инструменты:

  • болгарка;
  • спички;
  • бумага;
  • картон;
  • ножницы;
  • карандаши.

Ход опыта:

  1. Снять диск с болгарки. На бумаге разместить диск, обвести его по контурам.
  2. Сделать на бумаге аналогичный предмет. Закрепить его на болгарке, включив ее. Поднести спичку и разрезать.

Анализ опыта: Диск бумаги начинает поддаваться силе инерции, тем самым обеспечивая равновесие.

Пушка из магнитов

Требуемые инструменты:

  • несколько магнитов диаметром до 1 см;
  • шары из металла того же калибра;
  • изолента;
  • брусок или доска.

Ход эксперимента:

  1. Закрепить на доске при помощи скотча магниты.
  2. В правой стороне от магнитов расположить 3 шара. Четвертый опустить налево от края доски.
  3. Правый шарик должен выстрелить.


Анализ: Рейка является прообразом пушки. Шарики представляют заряды. Отдельный шар – порох. Шар находится в притяжении у магнита, тем самым он притягивается. Магнит, используя притяжение, разгоняется. Кинетическая энергия магнита передается на другой шар. Так происходит выстрел.

Эксперименты для детей: купюра, которая не сгорает!

Такие эксперименты для детей могут даже удивить взрослых, но они требуют должной осторожности. Подготовьте:

Подготовьте:

  • Щипцы или длинный пинцет
  • Любую купюру
  • Источник огня
  • Спирт и вода в равном количестве

Как проводить:

  1. Создайте 50% спиртовой раствор, смешав главный компонент и воду
  2. Погрузите в него купюру на 1-2 минуты
  3. С помощью щипцов достаньте номинал, дайте немного стечь жидкости
  4. Подожгите – купюра будет гореть, но сама не сгорит. Не тушите ее, пусть пламя самостоятельно погаснет!

Объяснение:

Во время горения спирта процесс разлагает его на воду, углекислый газ и тепло. Температура горения спирта значительно ниже, чем у бумаги, поэтому он горит первым. Но этой температуры недостаточно, чтобы с бумаги испарилась влага. Поэтому спирт полностью сгорает, а купюра остается нетронутой.

Удивляем детскую и даже взрослую публику

Домашний опыт по физике с инерцией

Нам понадобятся банка с водой и хозяйственная сетка. Ни для кого не будет секретом, что если открытую банку перевернуть, то вода выльется из нее. Давайте попробуем? Конечно, для этого лучше выйти на улицу. Ставим банку в сетку и начинаем плавно раскачивать ее, постепенно наращивая амплитуду, и в результате делаем полный оборот — один, второй, третий и так далее. Вода не выливается. Интересно? А теперь заставим воду выливаться вверх. Для этого возьмем жестяную банку и сделаем в донышке отверстие. Ставим в сетку, наполняем водой и начинаем вращать. Из отверстия бьет струя. Когда банка в нижнем положении, это не удивляет никого, а вот когда она взлетает вверх, то и фонтан продолжает бить в том же направлении, а из горловины — ни капли. Вот так-то. Все это может объяснить принцип инерции. При вращении банка стремится улететь прямо, а сетка не пускает ее и заставляет описывать окружности. Вода также стремится лететь по инерции, а в том случае, когда мы в донышке сделали отверстие, ей уже ничего не мешает вырваться и двигаться прямолинейно.

Разное

  1. Относительность движения
  2. Явление инерции
  3. Инертность тел
  4. Реактивное движение
  5. Атмосферное давление
  6. Фонтан в пустоте
  7. Магдебургские полушария
  8. Действие жидкости на погруженное тело
  9. Закон архимеда
  10. Условие плавания тел
  11. Поплавок Декарта
  12. Тепловое расширение тел
  13. Слипание твердых тел
  14. Кипение при пониженном давлении
  15. Воздушное огниво
  16. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания
  17. Распределение заряда по поверхности проводника
  18. Проводники в электрическом поле
  19. Диэлектрики в электрическом поле
  20. Взаимодействие диэлектрика с заряженной палочкой
  21. Взаимодействие проводника с заряженной палочкой
  22. Разряд конденсатора большой ёмкости
  23. Зависимость сопротивления проводника от температуры
  24. Зависимость сопротивления полупроводника от освещённости
  25. Реле на фоторезисторе
  26. Термоэлектронная эмиссия
  27. Термоэлектронная эмиссия
  28. Явление электромагнитной индукции
  29. Причина возникновения индукционного тока
  30. Индукционный ток в кольце
  31. Применение индукционного тока
  32. Модель электросварки
  33. Применение токов Фуко
  34. Модель спидометра
  35. Явление самоиндукции
  36. Ёмкость в цепи переменного и постоянного тока
  37. Индуктивность в цепи постоянного и переменного тока
  38. Резонанс в цепи переменного тока
  39. Электрические колебания в колебательном контуре
  40. Влияние значения индуктивности и ёмкости на частоту колебания
  41. Тень и полутень
  42. Закон отражения света
  43. Закон преломления света
  44. Явление обратимости светового луча
  45. Полное внутреннее отражение
  46. Полное отражение в трёхгранной призме
  47. Фокус и фокусное расстояние
  48. Фокальная плоскость побочная ось и побочный фокус
  49. Диафрагмирование собирающей линзы
  50. Модель оптической системы глаза
  51. Взаимосвязь между магнитным и электрическим полями
  52. Токи высокой частоты
  53. Распределение энергии в сплошном спектре
  54. Фотоэффект
  55. Красная граница
  56. Teплота кристализации
  57. Замерзание кипящей воды
  58. Капилляры
  59. Кипение перегретой воды
  60. Кипение при охлаждении
  61. Клин
  62. Нормальное распределение. Доска Гальтона
  63. Резиновый и свинцовый колокольчики
  64. Тепловое расширение металла
  65. Теплота кристаллизации

Нужна ли физика младшим школьникам

Большинство школьных программ предполагает изучение физики с пятого класса. Однако родители хорошо знают, какое множество вопросов возникает у любознательных ребят младшего школьного возраста и даже у дошколят. Открыть дорогу к чудесному миру знаний помогут опыты по физике. Для школьников 7-10 лет они, конечно, будут несложными. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками. Это прекрасно, ведь живой интерес к науке — залог успешной учебы.

Детские способности не всегда раскрываются самостоятельно. Часто требуется предложить детворе определенную научную деятельность, лишь потом проявляются склонности к тем или иным знаниям. Домашние опыты — легкий способ выяснить, интересуется ли чадо естественными науками. Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям. Даже если желание изучать физику ярко не проявится, заложить азы физических знаний все же стоит.

Простейшие опыты, проводимые дома, хороши тем, что даже стеснительные, сомневающиеся в себе дети с удовольствием занимаются домашними экспериментами. Достижение ожидаемого результата рождает уверенность в собственных силах. Ровесники восторженно принимают демонстрацию подобных «фокусов», что улучшает отношения между ребятами.

Кто открыл генетику

Ребенок всегда похож на родителей — от небольшого сходства до полноценной копии. Многие люди во все времена задавались вопросом, зачем это нужно.

Ответы на эти вопросы стали появляться примерно 150 лет назад от ученого, родившегося на территории нынешней Чешской республики в 1822 году. У родителей Грегора Менделя не было денег на образование детей и в 1843 году он присоединился к августинскому ордену, монашеской группе, которая делала упор на исследования и обучение.

Укрывшись в монастыре в Брно, застенчивый Грегор сразу начал интересоваться наукой. Сначала он пробовал скрещивать цветы, получая новые оттенки и форму лепестков. Особенно его привлекали фуксии. Потом он переключился на горох, тщательно документируя свои опыты и доказав, что при скрещивании зеленого и желтого гороха всегда получается желтый. Однако скрещивание этих двух желтых ”потомков” периодически снова выдавало зеленый горох.

К генетике пришли через растения.

Он опередил свое время. Его исследованиям уделялось мало внимания в свое время, но спустя десятилетия, когда другие ученые обнаружили и воспроизвели эксперименты Менделя, они стали рассматриваться как прорыв.

Гениальность экспериментов Менделя заключалась в том, что он сформулировал простые гипотезы, которые очень хорошо объясняют некоторые вещи, вместо того, чтобы сразу решать все сложности наследственности. Так он заложил основы генетики и дал современным ученым отличную базу для развития.

Как открыли цветовые спектры света

Исаак Ньютон во время вспышки чумы в его студенческом городке пережидал эпидемию в другом месте и часто заходил на местный рынок, где раздобыл детскую игрушку в виде призмы. Она просто показывала, что в нее входит свет, а на выходе получается радуга

Это было все, что она могла дать, но Ньютон начал изучать ее более внимательно и сделал важное открытие

Он доказал, что привычный свет разбивается на цветовые спектры. Это открытие позволило создать науку под названием оптика, являющуюся неотъемлемой частью современной физики.

Чтобы доказать, что дело было не в призме, он пропускал свет через одну призму, а один из выделенных цветовых потоков — через другую. Он не менял свой цвет, значит дело было не в призме и она не могла изменить проходящий через нее свет, окрасив его.

Все пользовались этими призмами, но никто не думал, как они работают.

В оригинальной статье 1672 года Ньютон недостаточно полно описал установку, с которой он работал, поэтому его современники изо всех сил старались повторить эксперимент, но им это не удавалось. Впрочем, результаты никто не ставил под сомнение, так как они были очень убедительными.

Ньютон творил много странных вещей, включая углубление в библейскую нумерологию, оккультизм и втыкание иголок в свои веки, но все это не помешало ему сделать много важных открытий и увековечить свое имя в истории.

Требования к постановке опытов дома

Чтобы изучение законов физики в домашних условиях было безопасным, необходимо соблюдать меры предосторожности:

  1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.
  2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.
  3. Использование ядовитых веществ запрещено.
  4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.
  5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.

Интересные опыты: волчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

— распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

— резинка или толстая нить

— картон

— клей-карандаш

— ножницы

— шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

Увлекательные эксперименты для детей: цветное и движущееся молоко

Эксперименты для детей с молоком очень просты и доступны, но они действительно могут завораживать интересными картинами.

 Вам потребуется:

  • Немного молока – около 50-100 мл
  • Неглубокая емкость или тарелка
  • Любые краски
  • Жидкое мыльное средство

Ход выполнения:

  1. Наливаем в тарелку молока
  2. Добавляем любые красители
  3. Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке
  4. Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться


Смешивание

Объяснение:

Молекулы моющего средства вступают в реакцию с частицами жира в молоке, заставляя их перемещаться. Они как бы расходятся от молекул моющей жидкости. По этой причине обезжиренный продукт не подходит.


Антисептики и молоко

Эксперименты для детей: маятник из свечи

Эксперименты для детей с огнем нужно проводить только под строжайшим контролем взрослых!

Необходимо:

  • 1 большая и толстая свеча
  • Шпажка
  • 2 стакана

Ход действий:

  1. Ставим стаканы напротив, на расстоянии длины шпажки (она должна на них лежать)
  2. У свечи с другого конца вырезаем еще один фитиль
  3. Прокалываем свечу шпажкой ровно по центру
  4. Шпажку размещаем между стаканами и поджигаем оба фитиля
  5. Наблюдаем, как свечка сама наклоняется в одну или другую сторону, словно маятник

Объяснение:

Когда воск нагревается, он тает и собирается в каплю. И эта капля перетягивает свечу в свою сторону, но подобная картина наблюдается и с другой стороны. Поэтому тяжесть каждой новой капли поочередно наклоняет свечу.


Свеча сама урегулирует точный центр тяжести
Найдите центр тяжести у парящих вилок

Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю — так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

Пена для бритья

Пищевой краситель.

1.

Наполните банку водой.

2.

Сверху нанесите пену для бритья — это будет облако.

3.

Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» — капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Вам понадобится:

Теплая вода

Подсолнечное масло

4 пищевых красителя

1.

Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2.

Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей — красный, желтый, синий и зеленый.

3.

Вилкой размешайте красители и масло.

4.

Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.

5.

Посмотрите, что произойдет — пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и «плавает» на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

Механика. Опыты

Подробности
Просмотров: 445

06.2012

ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
Этот опыт эффектно демонстрирует действие закона инерции — первого закона Ньютона.
В горизонтальную подставку вставлен кусок тонкой стальной полоски, выполняющий роль пружины. Рядом на подставке установлены: короткая стальная трубка, на ней прямоугольный кусок гетинакса (он должен лежать строго горизонтально) и   стальной   шарик   диаметром немного меньше отверстия трубки. Шарик положен на гетинакс так, что его центр лежит над отверстием.

Отгибаем пальцем пружину, отпускаем. Возвращаясь в исходное положение,  стальная полоска  ударяет по ребру гетинаксовой пластинки, та улетает, а шарик… падает внутрь трубки.

Объясняется опыт довольно просто. Сила трения качения стали по гетинаксу очень мала, и ее не хватает на то, чтобы сдвинуть с места тяжелый стальной шарик.

По закону инерции шарик, находящийся в состоянии равновесия, стремится сохранить состояние покоя, и это ему прекрасно удается.

ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА Возьмите две одинаковые книги. Обвяжите бечевкой каждую из двух книг, равных по весу, и соедините две бечевки несколькими резинками, сложенными вместе. Положите книги на гладкую поверхность, раздвиньте их так, чтобы резинки были натянуты, и положите карандаш точно посредине.

Этот опыт подтверждает закон о том, что действие и противодействие равны. Если одна книга тяжелее другой, то более тяжелая книга сдвинется на меньшее расстояние, но количества движения, сообщенные обеим книгам, от этого не изменятся. Они одинаковы.
ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Когда тело движется, оно отталкивает в обратном направлении полотно дороги. Это проявление третьего закона Ньютона можно продемонстрировать с помощью любой заводной игрушки.
Установите ее на доску, свободно подвешенную на веревочках. Для того чтобы пружина игрушки не раскручивалась, привяжите ниткой заводной ключ к корпусу игрушки. После того как доска перестанет раскачиваться, пережгите нитку.

Пружина освободится и игрушка начнет двигаться вперед, а доска вследствие реакции сдвинется в обратном направлении.ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА
Если на систему материальных тел не действуют внешние силы, то геометрическая сумма количеств движения (импульс тел) частей системы остается постоянной.
Этот принцип, называемый законом сохранения количества движения (закон сохранения импульса тел), является следствием третьего закона Ньютона. Его можно наглядно продемонстрировать на игрушечной пушке, сделанной из картона и резинки.

Зарядом может служить резиновая пробка, свободно скользящая в трубке. Оттяните в заднее крайнее положение резинку с помещенным на нее зарядом — пробкой. Во взведенном положении пробка будет удерживаться петлей с гвоздиком.

Положите вашу пушку на несколько круглых карандашей. Выстрелите из пушки, поднеся зажженную спичку к бечевке в том месте, где она накинута на гвоздик. И как только снаряд полетит вперед, пушка откатится назад. Количество движения, сообщенного пушке, равняется количеству движения, сообщенного снаряду, а их сумма (геометрическая, конечно) будет равна нулю.КОЛИЧЕСТВО ДВИЖЕНИЯ
На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым телом, например, гирей массой 10 кг.
Попробуйте разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире.

Следующая страница «Реактивное движение. Опыты»

Назад в раздел «Простые опыты»

Как частицы образуют волны


Как думаете, свет — это частица или волна? Многие ученые остановились на том, что свет — это частица, основываясь на экспериментах Ньютона с призмами. Но доказательства Томаса Янга разрушили это убеждение.

Янг интересовался всем — от египтологии (он помог расшифровать Розеттский камень) до медицины и оптики. Чтобы исследовать сущность света, в 1801 году Янг подготовил эксперимент. Он проделал две тонкие щели в непрозрачном объекте, пропустил сквозь них солнечный свет и наблюдал, как лучи отбрасывают ряд ярких и темных полос на экране. Разные участки Янг объяснял тем, что свет распространяется волнообразно, как рябь на пруду, с гребнями и впадинами от разных световых волн, усиливающими и компенсирующими друг друга.

Хотя современные физики в начале отвергли выводы Янга, повторение его экспериментов с двумя щелями показало, что частицы света действительно движутся, как волны. Дальнейшие эксперименты доказывали, что такое распространение света возможно только в том случае, если частицы движутся, как волны. Это открытие и его особенности в том числе лежат в основе квантовой физики.

Свет тоже состоит из волн.

Преимущества мыслительного эксперимента

  • Общие цели. Мыслительные эксперименты позволяют участникам достичь внутриличностных целей через развитие самосознания. Это могут быть даже цели психического порядка.
  • Любое количество игроков. В коучинговой ситуации можно провести мыслительный эксперимент только с одним участником. В другой крайности это можно сделать с большой группой участников, которые затем работают параллельно, не взаимодействуя друг с другом (как в примере выше).
  • В любое время, в любом месте. Для большинства теоретических экспериментов не требуются специальные материалы или оборудование. Все, что требуется — это мыслить в рамках данной структуры ситуации.
  • Проверенная техника. Этот вид деятельности получил эмпирическую поддержку различных школ психологии. Поведенческие терапевты, например, продемонстрировали эффективность умственных ролевых игр. Психологи, изучавшие творчество, неоднократно демонстрировали положительные эффекты визуализации.

Критический эксперимент — это эксперимент, результат которого устанавливает, вне всякого сомнения, верна ли та или иная теория или гипотеза. Этот эксперимент должен дать прогнозируемый результат, который не может быть выведен из других общепринятых гипотез и теорий.

Правила безопасности

Для опытов дома по физике требуется:

Предоставить технику безопасности и проинструктировать ребенка.
Очень важно прочесть ход опыта.
Предоставить безопасное рабочее место, по назначению использовать оборудование и приборы.
Проводить эксперименты, используя отдельную посуду.
Запрещается приближаться к посуде, где проходит реакция.
Тщательно убрать место, где проходила реакция, помыть руки и посуду.
Использованные жидкости осторожно слить в раковину, заранее открыть кран с холодной водой.
Предметы, использованные для опыта, подписать и убрать в недоступные для ребенка места.

МЕХАНИКА

  1. Дорожка на воздушной подушке

Динамика

  1. Второй закон Ньютона
  2. Второй закон Ньютона_2
  3. Демонстрация с грузом на пружине
  4. Закон сохранения импульса
  5. Закон сохранения момента импульса. Скамья Жуковского
  6. Измерение ускорения свободного падения_2
  7. Ломание дощечки в бумажных кольцах
  8. Опыт с бросанием палки с лампочкой
  9. Опыт с дощечкой на столе
  10. Опыт с тележками на рельсах
  11. Третий закон Ньютона

Дополнительные опыты

  1. Вязкое трение, пропорциональное квадрату скорости
  2. Зависимость частоты собственных колебаний маятника от амплитуды
  3. Кинематика колебательного движения
  4. Проверка второго закона Ньютона при столкновениях

Эксперименты для детей – лампа из лавы у вас в доме

Всплывающие цветные пузырьки вызовут восторг не только у детей, но у их родителей. Поэтому такие эксперименты для детей должны обязательно быть в вашем списке.

Что нужно:

  • Высокая емкость
  • Вода
  • Масло растительное
  • Соль
  • Краситель

Выполнение:

  1. Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости
  2. Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если вы возьмете ровные пропорции, то будет только зрелищнее
  3. Капните несколько капель жидкого красителя (сыпучий компонент лучше предварительно развести в воде)
  4. Начинаем бросать по 5 г соли (примерно 1 ч. л.), которая и будет вызывать образование пузырьков. Чем чаще будете ее бросать, тем больше будет пузырьков

Объяснение:

Масло легче воды, но вода легче соли. При попадании соль захватывает капли масла и опускает их на дно. Но когда кристаллы растворяются, то эти капли поднимаются. Краситель создает более зрелищный эффект.


Лава

Разноцветное молоко, которое движется

Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Что делаем:

  1. Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
  2. С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
  3. Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
  4. Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
  5. Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.

Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
33.33%

Не особо увлекается экспериментами 33.33%

Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 33.33%

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

Налить воды в стакан.
Накрыть его куском картона.
Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Требования к постановке опытов дома

Чтобы изучение законов физики в домашних условиях было безопасным, необходимо соблюдать меры предосторожности:

  1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.
  2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.
  3. Использование ядовитых веществ запрещено.
  4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.
  5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.