Новый иерусалим

Оглавление

Современный архитектурный комплекс

Новоиерусалимский монастырь окружён толстыми крепостными стенами с несколькими воротами. Он расположен на возвышенности. Центр всего комплекса — Храм Воскресения Господня. Он соединён с подземной церковью преподобных  Константина и Елены.

Воскресенский собор

Этот собор является главной достопримечательностью обители.

Рисунок 1. Храм Воскресения Господня

Он создан по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Поэтому в нём есть копии многих святынь, находящихся в Святой Земле. Паломники могут увидеть здесь и Церковь Гроба Господня и Камень Миропомазания, и другие места, напоминающие о жизни Христа, Его распятии и воскресении. Главные ворота в эту церковь находятся с южной стороны, недалеко от входа расположена белокаменная плита.

Надпись на ней в стихах повествует об истории создания Нового Иерусалима.

Она украшает начало одного из входов на Голгофу.

Подземная церковь Константина и Елены

Из Собора Воскресения Господня в этот храм можно спуститься по лестнице, состоящей из тридцати трёх ступеней — по количеству лет, прожитых Иисусом Христом.

Церковь посвящена константинопольскому правителю Константину и его матери Елене, по приказу которых был найден крест, на котором был распят Спаситель.

В храме находится точная его копия. Она была реставрирована в 1980-е годы.

Главный алтарь сделан по образу того, что находится в подобной церкви в Иерусалиме. Здесь, в том числе, есть место, откуда преподобная Елена наблюдала за поисками Креста Господня.

Крепостная ограда

Монастырь окружён каменной стеной с несколькими воротами.

Рисунок 2. Крепостная ограда

Над одними из них располагается Храм Входа Господня в Иерусалим. Эта церковь была построена уже после смерти патриарха Никона. Во время Великой Отечественной войны храм был полностью уничтожен. Спустя тридцать лет его восстановили. Сейчас в его стенах расположен музей монастыря.

Рядом с другими воротами находится церковь Рождества Христова. Одинаковое положение этих храмов (рядом с входом) символизирует, что и Рождество, и Вход Спасителя в Иерусалим, где Он принял смерть ради человечества, являются значимыми событиями для православной церкви.

Некрополь

Захоронения на территории монастыря находятся как в церквях, так и вокруг них. В одном из пределов храма Воскресения Господня покоились останки патриарха Никона. Святейший завещал похоронить себя именно здесь. В годы советской власти его останки были вывезены из церкви.

Сегодня их местонахождение неизвестно. В подземном соборе находятся могилы жены и сына великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он сам и его семья содействовали реставрации зданий монастыря.  Возле храма было обнаружено более ста старинных могил.

Рисунок 3. Некрополь

В прошлые века здесь хоронили помещиков, которым принадлежали окрестные земли.

Постройки, расположенные за крепостной стеной

В годы, когда патриарх Никон подвергся гонениям, он жил в Новом Иерусалиме. Для него была построена келья на берегу реки Истры (она расположена за белокаменными стенами обители).

Рисунок 4. Скит патриарха Никона

Рядом с этим местом на реке есть купель.

В этом живописном месте на берегу реки есть музей деревянного зодчества. Он был создан в семидесятые годы двадцатого века. В то время сюда были доставлены деревянные постройки и их копии из разных уголков России.

Среди экспонатов музея можно увидеть крестьянские дома, деревянные усадьбы, церкви. Во многих из них расположены экспозиции, посвящённые быту людей 15-19 веков.

Шопинг и покупки

Магазины работают по следующему графику – с 8:30 утра до 13:00, а потом с 16:00 до 19:00. В пятницу – короткий день (до часу). Большие перерывы обусловлены жарким климатом, но в последнее время супермаркеты и торговые центры начинают работать без перерыва. По субботам и праздничным дня большая часть магазинов не работает вообще.

Бывают в магазинах Иерусалима и распродажи, когда можно приобрести понравившуюся вещь с хорошей скидкой. Чаще всего такие распродажи проводят перед большими праздниками типа Песах (март-апрель) и Суккот (сентябрь-октябрь).

Также бывает Boxing day – финальные распродажи. Бывают они дважды в год перед концом сезона. Длятся такие распродажи около 3-х дней, а скидки достигают 50%.

Все туристы могут вернуть себе НДС – этот налог выплачивается при условии покупки товаров на сумму от 400 шекелей в магазинах с вывеской Change Place – Tax Refund. Сумма возврата НДС зависит от стоимости покупки – чем ниже цена, тем ниже процент возврата. Чтобы вам вернули НДС, нужно:

  1. Попросить в магазине чек и бланк Такс Фри зеленого цвета с наименованием и стоимостью вашей покупки. В этом же чеке должны быть указаны ваши данные.
  2. В аэропорту или при пограничном пункте найдите офис с такой же вывеской и предъявите сотруднику купленные товары и бланк, поставьте штамп в бланке возврата.
  3. В этом же офисе в зале беспошлинной торговли находится и пункт возврата денег. Имейте при себе паспорт, авиабилет, товар в упаковке и чек.

В Иерусалиме можно купить сувениры, особенно связанные с религиозной тематикой. Можно посетить восточные базары, на которых продаются традиционные вещи, украшения. Имеются и крупные торговые центры, в которых можно купить одежду, обувь, косметику Мертвого моря и аксессуары.

Палаты Нового Иерусалима

По пути к реке – скит патриарха Никона. Здесь жил опальный патриарх, уединенно молился, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая им ноги.

Два нижних этажа четырехэтажного здания – служебно-хозяйственные помещения. На третьем этаже – приемная комната патриарха и церковь Богоявления Господня. На плоской крыше скита – восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими, Больничными, Кузнечными, Караульными, объединенными в целостную постройку, которую украшают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркулярной формы.

От храма Константина и Елены 33 ступени, изготовленные по числу земных лет жизни Христа, ведут вниз к Святому источнику. В годы богоборчества вода в нем мгновенно исчезла, будто в наказание за издевательство над верой и храмами. Источник возродился сам после того, как службы в заброшенном монастыре возобновились.

Давид

В 1000 г. до н.э. израильский царь Давид вторгся в Иерусалим и обнес стеной и укрепил город от дальнейшего вторжения. Позже, когда царь Соломон построил храм, Иерусалим стал духовной столицей сначала для евреев, а затем и для христиан и мусульман.

В 586 г. до н.э. город пал перед вавилонянами, и храм Соломона был разрушен Навуходоносором, но позже восстановлен. Александр Македонский также захватил всю Палестину в 332 г. до н.э., а в последующие годы Иерусалимом правили потомки его генералов: египетские Птолемейцы и сирийские Селевкиды.

В I веке город был столицей Маккавейской империи Симона Маккавея, прежде чем уступить место долгому правлению римлян.

В римскую эпоху город Вифлеем недалеко от Иерусалима стал свидетелем рождения Иисуса Христа.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

1 мая, Великая суббота.

  • 05:00. Молебен с акафистом преподобному Сергию в Троицком соборе.
  • 5:30. Ранняя Литургия в Успенском соборе.
  • 8:30. Поздняя Литургия в Успенском соборе.

После нее, с 9:00 до 20:00 можно будет освятить яйца и куличи в Сергиевском Трапезном храме.

  • С 18:00 до 24:00 в Предтеченском храме пройдет вечерняя исповедь.
  • В 23:20 начнется Пасхальная полунощница. Она пройдет одновременно в Троицком, Успенском соборах и в Сергиевском Трапезном храме.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕНСлужбы во время Страстной недели:

  • 26 и 27 апреля службы начнутся в 5:30. А вечернее богослужение — в 16:45.
  • 28 апреля утренняя служба намечена на 5:00 (Молебен с акафистом преподобному Сергию в Троицком соборе). Вечерняя служба — в 16:45, после чего будет соборование и вечерняя исповедь в Успенском соборе.
  • 29 апреля утреннее богослужение начинается в 3:30, вечернее — в 16:45.
  • 30 апреля, в пятницу (Великий пяток), утренний молебен пройдет в 5:00. В 14:00 состоится Великая Вечерня и вынос Святой Плащаницы. В 18:00 начнется вечерняя служба — она называется «Погребение Святой Плащаницы» — в 18:00.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Борис Годунов в 1594 году подарил монастырю колокол «Лебедь», который сохранился до наших дней. Он весит более 10 тонн. Ну а в Лавре находится фамильная усыпальница Годуновых.

Как добраться:

г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Электричка

С Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево.

Автобус

№388 от метро «ВДНХ» до г. Сергиев Посад. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок — час с небольшим.

Машина

Ехать надо по Ярославскому шоссе (трасса М8). На 46-м километре будет поворот на г. Сергиев Посад. Центральная улица — Проспект Красной Армии — и приведет к Лавре.

Паломнические туры

Для многих поездка по святым местам — не просто путешествие, а испытание своего духа, просьба о сокровенном и надежда на чудо. Такие экскурсии особенно востребованы в дни больших религиозных праздников, но проходят на протяжении всего года. Мы собрали для вас варианты паломнических поездок — от тура одного дня до протяженных маршрутов. Узнать подробнее

Отзыв: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Россия, Истра) — Место духовной силы!

Продолжая идею путешествий по прекрасной нашей земле русской, решили мы в выходные съездить в Ново-Иерусалимский Монастырь, тем более что в Храм Гроба Господня приезжаем в каждый наш приезд в Израиль — место для нас это Святое и значимое духовностью своей. А в своём Ново- Иерусалимском Монастыре не были ни разу. Добирались до монастыря на автомобиле, доехали быстро — чуть больше часа. Удивительно прекрасное место- Ново- Иерусалимский Монастырь на Истре, основаннный еще в 17 веке пвтриархом Никоном. Все место : территория Монастыря и внутри него поражает своей удивительно теплой и доброй энергетикой. Ново — Иерусалимский Монастырь построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, дабы не имеющие возможности прикоснуться к Святыне там, смогли сделать это на Родине. И это правильно! Как и в Иерусалимском Храме Гроба Господня, при входе нас встречает камень миропомазания, то есть камень на котором снятого с креста Иисуса Христа, положили на специальную ткань и умащивали маслом мирры. В нашем Ново-Иерусалимском Монастыре камень миропомазания выглядит вот так:

А вот как выглядит камень Миропомазания в Иерусалимском Храме Гроба Господня:

На стене перед камнем Миропомазания, на фреске показано: как тело Иисуса умащивают мирой и заворачивают в ткань. Над камнем висят всегда зажженные лампады. Напомню, что в Иерусалимском Храме Гроба Господня имеется несколько пределов, один из самых известных: предел Марии Магдалины; и несколько этажей. Около камня Миропомазания есть лестница, которая ведёт на Голгофу и алтарь, по обеим сторонам которого стоят мать Иисуса и его любимый ученик Иоанн — этот алтарь одна из самых главных Сятынь Храма Гроба Господня. Ново-Иерусалимский монастырь также сделан по подобию в несколько этажей, поражает своей красотой, изяшеством и богатством внутренней отделки, нас не покидало ощущения небесного присутствия в этом удивительно прекрасном и светлом Монастыре.

Алтарь Монастыря также роскошен, украшен ликами Святых и сделан во всю высоту Монастыря. У алтаря можно поставить свечи и помолиться, что мы и сделали. Несмотря на то, что в Ново-Иерусалимском монастыре мы были впервые, мы не могли насмотреться на это великолепие, и снова у нас было ощущение, что небеса рядом, они с нами, и Господь и ангелы закрывают нас своими Крылами.

Интересное решение крыши Ново-Иерусалимского Монастыря дает много света и он выглядит воздушным и небесно-чистым!

Кувуклия в Монастыре выполнена практически как в Храме Гроба Господня, но только вдоль левой стены там идет подставка, где можно помолившись зачечь и поставить свечи, а в Монастыре : эта левая стена выполнена с ликами Святых. Передняя часть Кувуклии практически повторяет Иерусалимскую и снаружи и внутри:

Перед входом в Кувуклию также стоят подставки под свечи, можно помолиться и, поставив свечи, войти в Кувуклию и поговорить с Господом нашим. Скажу честно, уходить из Монастыря не хотелось, действительно ощущение Божественного присутствия в Монастыре не покидает тебя. И хочется находиться в этом умиротворенном состоянии Божественой любви постоянно! Обойдя весь Монастырь внутри, помолившись и поставив свечи, налюбовавшись им и прочувствовав его Божественную энергетику, мы вышли на территорию самого храма и с умилением рассматривали сделанную со вкусом и большим старанием внешнюю отделку Великого нашего Святого Храма:

Перед тем, как приехать в Ново- Иерусалимский Монастырь, мы прочитали историю Монастыря, в 1919 году он был разрушен большевиками. Я не могу себе представить у кого поднялась рука на Величайшие Святыни, неужели у этих людей совсем не было души и они не понимали, что творили. И как радостно на душе, что Величайшая наша Святыня восстановлена и воссияла с новой силой, дает духовную поддержку тысячам уже наших паломников, посещающих эту Чудотворную по воздействию на внутреннее состояние, Русскую Ново- Иерусалимскую Обитель!

Уезжая, мы поняли, вернемся снова очень скоро и будем частыми паломниками этого Монастыря.

Новый Иерусалим: этапы развития

Основание монастыря – с 1656 по 1666 годы

При непосредственном участии патриарха Никона место строительства святой обители было перепланировано. Холмистую возвышенность досыпали, она получила название Сион. На горе Сион в Иерусалиме произошла Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причастия). Также в этом месте Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы.

Лес у небольшой реки Истра выкорчевали, а водоем назвали Иорданом. На берегу “Иордана” был построен патриарший скит с двумя церквями: в честь апостолов Петра и Павла и Богоявленская. 

Главный собор был заложен в 1656 году в честь Воскресения Иисуса Христа. Собор строился по образу Храма Гроба Господня. С 1658 по 1662 год в храме создаются приделы: Голгофа, Успения Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был возведен скит – Богоявленская пустынь. Неподалеку был построена небольшая женская Вифанская обитель. Вплоть до 1666 года патриарх Никон непосредственно руководил строительством монастыря. За это время возвели не только церкви, но и ограды, строились дом паломников, больничные кельи, конюшенный двор, была собрана внушительная библиотека. Монастырь насчитывал около 200 монахов и столько же послушников и трудников. Это значительно превышало численность братии в последующие века.

1666 год стал роковым для патриарха Никона. Его лишают патриаршества и отправляют в ссылку. Монастырь запретили называть Новым Иерусалимом. Строительство остановилось и монастырь подвергся разорению. Все ценности из него были вывезены, а строители и мастера отозваны в Москву.

Возобновление строительства – 1670-е годы – конец XVII века

В годы правления царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей в монастыре возобновились строительные работы. Вновь начинает действовать монастырский устав, созданный патриархом Никоном. К Воскресенскому монастырю приписываются еще 20 обителей. Возобновляются работы по возведению Воскресенского собора, который был освящен в 1685 году.

В 1681 году патриарх Никон скончался. Его тело было погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. В 1683 году возводится каменный дворец (палаты) царевны Татьяны Михайловны.

Пожары – XVIII век

В течении века несколько раз горели постройки монастыря: палаты патриарха Никона и деревянные дворцы. Также сгорели храм Рождества и Трех Святителей. На их месте возвели каменные сооружения и палаты. А в 1749 году Воскресенский монастырь получил разрешение вновь именоваться Новым Иерусалимом.

Восстановительные и ремонтные работы – до начала ХХ века

Реставрацией руководили архитекторы А. Витберг, А. Каменский, К. Тон, скульптор И. Витали. Создается музейный комплекс патриарха Никона и церковно-приходская школа.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь в советское время

С приходом советской власти Новый Иерусалим ждала участь многих других святых обителей России. В 1919 году Воскресенский монастырь был закрыт, в его зданиях открыт музей. В годы Великой Отечественной Войны был разрушен город Истра, а вместе с ним взорван Ново-Иерусалимский монастырь.

1959 год — музей воссоздан и открыл свои двери для посетителей. Постройки монастыря также восстановили. Лишь ярусная звонница XVII века осталось разрушенной.

Смерть патриарха и возобновление строительных работ

Как уже говорилось выше, в 1681 году, возвращаясь из ссылки и направляясь на Истру, 76-летний Никон – бывший патриарх, а к тому времени уже простой монах-чернец – заболел и скончался вблизи Ярославля. Однако его тело было доставлено в обитель и, согласно завещанию, погребено в Южном приделе храма.

После смерти Никона строительство Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря было продолжено, и в январе 1685 года состоялось его торжественное освящение. К этому времени бразды правления Российского государства оказались в руках царевны Софьи. Посетив обитель в качестве почетной гостьи, она лично указала место для возведения еще одной святыни – церкви Рождества Христова, построенной в 1692 году.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

happy-galla.ru

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона, который основал собор в 1656 году.

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона. По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освященв 1685 году. В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества в России. С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей. Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря. В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви, реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения. Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

История обители

С приходом к власти Романовых Русь восстанавливалась после измотавшей ее Смуты. Налаживалась экономика государства, начинались крупные строительные проекты. Данный монастырь не первая попытка воссоздать образ Святой Земли на Руси. Просторы, на которых сейчас стоит обитель, при царе Алексее Михайловиче принадлежали вотчинникам. Патриарх приложил усилия, чтобы их выкупить.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь на Истре

Первый этап строительства

Основан был Ново-Иерусалимский мужской монастырь патриархом Никоном в 1656 году. По его задумке работы должны были воплотить в жизнь образ святых мест древней Палестины. Для этого местность была перепланирована – прибрежный лес срубили, возвышение под обитель укрепили. Холм, на котором заложили первый камень монастыря, назвали Сионом. Восточнее находился холм Елеонский с одноименной часовней. Реку Истру называли Иорданом. Созданный маленький женский монастырь назвали Вифанией. Даже в зданиях прослеживались повторения очертаний древних строений Палестины, например, Воскресенский собор был возведен как образ Храма Гроба Господня.

Первые храмы, как и большинство построек того времени, были деревянными. Когда освящали Воскресенский храм, в обители находился сам царь. Он, глядя на возведенный комплекс с Елеонского холма, первым назвал его Новым Иерусалимом.

В стенах святого места была сформирована уникальная библиотека. В ней были собраны книги, которые патриарх передал обители из личного владения. В их число входили древние рукописные тексты Руси и других стран, в т. ч. произведения из Афона. Под руководством Никона действовало три возведенные им монастыря, они были соединены в вотчину. Но у патриарха были недоброжелатели.

Архивное фото святой обители

Конец XVII – ХХ век

В XVII ст. землю комплекса защищал ров, через который был переброшен мост. Решением церковного собора 1666-1667 гг. столь масштабное монастырское сооружение стало всего лишь рядовым, пригородным. Патриарха Никона отстранили, а вотчину, которую имела обитель, разделили. Позже ему позволили возвратиться в стены своего детища, но он, будучи в пути, отошел ко Господу. После нарушения привычного хода дел строительство возобновилось, когда на комплекс пал взор царя Федора Алексеевича. В 1678 г. Новый Иерусалим получил обратно все, что у него забрали, а также дополнительные наделы. В 1692 г. храм освятили в честь Рождества Христова, который был возведен по указу царевны Софьи.

Во время правления Петра Великого монастырь был сокращен. Положение обители улучшилось, когда она перешла под покровительство императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 и 1792 гг. монастырь пострадал от масштабных пожаров, но был восстановлен на деньги, выданные государыней Екатериной II.

В XIX – начале XX века обитель стала большим паломническим центром. Количество посещавших ее верующих возросло после строительства железной дороги Москва-Виндава. Возле монастыря были возведены номера и странноприимны для богомольцев разных социальных классов, построено училище. К 1913 г. ежегодное число паломников достигло 35 тыс. чел.

В 1919 г. монастырь закрыли, а в его стенах стали функционировать два музея. В 1941 г. фашистские минеры уничтожили Воскресенский собор. Большое число памятников архитектуры погибло. Со временем обитель восстановили, за исключением гигантской звонницы XVII ст.

Современное состояние

Сегодня монастырь является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения, он не имеет зависимости от каких-либо епархий. На базе обители функционируют две воскресные школы для разных возрастов:

  • детская – проводятся занятия для младших и старших школьников из г. Истры и соседних городков;
  • для взрослых – впервые открыла свои двери в 2020 году; занятия проводятся каждое воскресенье в 13:00.

Воскресенский собор

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

stoneblock.ru

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

mtdata.ru

История

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.

Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.

В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.

Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной Войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы.

В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.

23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).

23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда. Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.

6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.

Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2020 году.

8 мая 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Краткая история города

Первое упоминание о городе было обнаружено в египетских документах, которые относились к 19-му веку до нашей эры. Во времена ханаанов городом владел народ иевусеев, из-за чего название города тогда было – Иевус. Но когда царь Давид захватил город, основной его целью стало создать независимую еврейскую столицу, из-за чего город вновь был переименован в Сион и Ир Давид, что в переводе означает «Град Давидов».

После распада объединенной империи Соломона Иерусалим стал столицей Иудейского царства. За несколько веков его пару раз пытались захватить, разграбить и уничтожить, и в 586-м году до н. э. царю Навуходоносору удалось это сделать. Город был восстановлен только через 70 лет евреями, которые вернулись из Персии.

В 325-м году римский император Константин I вернул название «Иерусалим» и восстановил город как центр христианства. В этот период были сооружены христианские святые места, в том числе и Храм Гроба Господня.

В 5-м веке начался Византийский период города. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим несколько раз переходил от византийского правления к персидскому, а в 639 году был захвачен арабским халифом, из-за чего город начинает принимать мусульманский облик.

В 1099-1187 и 1229-1244 годах Иерусалим полностью попал под власть крестоносцев. Тогда было полностью уничтожено все мусульманское население. В 1517-м Иерусалим был захвачен османскими турками, а в 1538-м при Сулеймане Великолепном были возведены стены, которые на сегодняшний день определяют границы Старого города (с 1981-го он стал объектом всемирного наследия и был включен в список наследия, которое находится под угрозой).

В 1850-е годы возникают первые постоянные поселения за пределами этих стен, так как они росли и соединялись географически. Им было дано название «Новый город». В 1859-м на деньги банкира-мецената Мозеса Монтефиори был построен первый район Нового города, который назывался Мишкенот Шаанамин.

С 1917 по 1947-й года город был административным центром английской подмандатной территории Палестина. В 1967-м в ходе Шестидневной войны Иордания отступила с западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.

Предлагаемый к просмотру фильм рассказывает о ранней истории Иерусалима:

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.