Оглавление
- Критерии при выставлении оценки за технику чтения:
- Что такое техника чтения и зачем она нужна
- Проверка техники чтения 2 полугодие
- Проверка в домашних условиях
- Процесс проверки
- Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)
- Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
- Критерии оценки
- Упражнения для детей
- Нормы скорости чтения 1-4 класс
- Техника чтения в 1-4 классах – нормативы
- Требования к чтению во 2 классе
- Что мешает нам быстро читать
- Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС
- Как улучшить технику чтения
Критерии при выставлении оценки за технику чтения:
– чтение по слогам или слово полностью,
– наличие ошибок при чтении,
– количество слов в минуту,
– выразительность,
– осознанность.
можно кликнуть для увеличения
Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.
То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения. Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком. Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего “О чем ты сейчас прочитал?” и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен )
Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.
Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса – ниже.
Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия. Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.
И еще раз! Предупреждаю, увещеваю – и все равно “львиная” часть учеников и родителей наступает на грабли, от которых стараюсь предостеречь.
Поймите, запомните, запишите и повторяйте:
Что такое техника чтения и зачем она нужна
Многие думают, что смысл техники чтения заключается в количестве прочитанных ребенком слов в минуту. Однако это только один из нескольких моментов, необходимых для закрепления навыка чтения.
Техника чтения включает в себя следующие составляющие:
- понимание ребенком прочитанного текста;
- способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами);
- количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени;
- правильное произношение текста при чтении;
- выразительность при чтении (правильно поставленные ударения, интонация, паузы).
При проверке техники чтения нельзя упускать ни одной составляющей, так как каждая из них показывает, насколько в будущем или настоящем наш ребенок может усвоить изучаемый материал. Существует множество научных исследований, показывающих прямую зависимость успешного обучения от освоения чтения. Если в первых классах школы ребенок долгое время читал по слогам и не смог овладеть навыками быстрого чтения, то в старших классах школы ему грозит неуспеваемость. Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, огромные затраты времени на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него похоже на каторгу и как следствие, потеря интереса к получаемым знаниям. Я ранее уже писала заметку о безграмотности нашего молодого поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).
Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Оно способствует повышению оперативной памяти, развитию внимания, воображения, успешности в обучении.
Проверка техники чтения 2 полугодие
Журавль
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый. Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля. Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.
95 слов (С. Аксаков)
Праздник синиц
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка.
Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится… Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
122 слова (В. Корабельников)
Старый пёс
Был у человека верный друг – Пёс. Много лет сторожил он хозяйство человека. Шли годы, Пёс постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвращался с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
— Значит, ты уже не узнаёшь меня? Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему захотелось сказать:
— Прости меня. Я сам не знаю, как это получилось, что я не узнал тебя. Через несколько дней человек принёс откуда-то маленького щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую будку и сказал щенку:
— Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
— Зачем тебе ещё один пёс?
— Чтобы тебе одному не было скучно, — сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл. А на траве кувыркался – играл щенок.
156 слов (В.А. Сухомлинский)
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Проверка в домашних условиях
При желании родители могут проверить уровень чтения ребёнка самостоятельно дома. Для методики потребуется секундомер на 1–2 минуты. Во многих телефонах установлен таймер. Подойдут также песочные часы, но у них есть существенный минус — дети отвлекаются на песок, подглядывают и подсчитывают количество оставшихся песчинок. Лучше, если ребёнок не будет видеть секундомер.
Для проверки техники чтения подготавливают незнакомый для ребёнка текст. Он должен быть простым для понимания и интересным. Обязательно содержать короткие предложения, без обилия запятых, двоеточий и т. д. Желательно, чтобы в рассказе не было картинок и диалогов, иначе фокус внимания будет перескакивать. Весь контекст размещают на одной странице.
Перед чтением настраивают ребёнка на спокойное состояние, стараются, чтобы он меньше переживал и нервничал. Не следует исправлять ошибки в процессе чтения (их нужно отметить). По завершении необходимо узнать, насколько осмысленно прочитанное ребёнком. Для этого подготавливают заранее список вопросов по контексту.
Процесс проверки
Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, нужно знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобится:
- Текст.
- Секундомер или часы с секундной стрелкой.
- Удобное рабочее место.
- Собственно, проверяемый в хорошем настроении.
Перед началом проверки объясняем школьнику задачу – читать быстро. По команде «Начали!» ребенок приступает к чтению. Если он начал читать не в ту же секунду, отсчет времени начинается от первого прочитанного слова. В случае если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, сделайте у себя пометку. По окончании чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте вашему ученику вопросы по тексту. Пересказывать текст не нужно, достаточно услышать ответы, чтобы понять, насколько проверяемый понял его содержание. Первоклассникам при проверке скорости чтения можно водить пальчиком по строчкам.
Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
Техника чтения во 2 классе
1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
Техника чтения в 3 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
Техника чтения в 4 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 100-120 слов в минуту.
Техника чтения в 5 классе
Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).
Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.
Назови цвет
Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.
Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.
Чтение наоборот
Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево
Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению
Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.
Таблицы Шульте
Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.
Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.
Заметки на полях
Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.
Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.
Критерии оценки
Все тексты для проверок разрабатываются методистами. Выбирая произведение, стараются отдать предпочтение простому формату изложения. Ребёнок гораздо быстрее прочтёт сказку, чем текст технического характера.
При проведении техники экзаменаторы основываются на нескольких параметрах оценки:
Насколько ученик осознал прочитанный отрывок. Чтение может быть вслух или про себя. Ребёнок должен не просто прочитать, но и осознать, в чём смысл текста
Здесь важно понимание мысли автора, оценка художественных средств, с помощью которых был реализован замысел, осмысление собственного отношения к прочитанному. Экзаменатор может сделать вывод, что учащийся не осмыслил и механически прочитал текст, если ответы на контрольные вопросы были неверны, ученик не смог передать смысл повествования, не выделил основную идею или нарушил ход событий, пересказывая контекст.
Метод чтения
Оценивается, каким образом произносятся слова: плавно (целиком) или по слогам.
Количество произнесённых слов за минуту. Оценивается скорость чтения с помощью подсчёта, прочитанных знаков за минуту.
Ошибки при прочтении. Сюда входят: запинки, неправильное произношение слова. При становлении навыка чтения у детей возникает несколько типов ошибок. В основном это искажение конструкции букв и слогов, когда пропускаются буквы, слоги, слова и даже строчки. Во время чтения школьник может переставлять единицы текста, менять буквенный ряд, слоги, слова. Иногда ребёнок вставляет произвольные части в конструкцию слова, заменяет элементы текста на другие. Частая ошибка — повтор слов и слогов.
Выразительность – расстановка пауз, ударений, интонаций. Выразительное чтение — это осмысленное, правильное, с эмоциональной окраской в необходимых местах прочтение текста. Выразительный текст формирует у человека минимальный навык культурной речи. Частые ошибки выразительности: нарушение произношения слова (орфоэпические ошибки), когда ребёнок не знает норм ударения или лексического значение слова. К другому типу ошибок относят орфографическое чтение. В этом случае части текста озвучиваются по правилам написания, но не произношения, а также неправильно произносятся окончания.
У школьников постоянно изменяется навык чтения, поэтому проверки на технику выполняются дважды в год
Оценивая выполненное задание, преподаватель может не брать во внимание некоторые недочёты
Допустимые недочёты:
- Если во время чтения ученик неправильно поставил ударение не более чем в двух случаях.
- Когда есть небольшие нарушения чёткости произносимых слов вслух или неправильно расставлены паузы.
- Осмысление контекста произошло немного позже установленного срока.
- Неточное пояснение основной мысли произведения.
- Недостаточно выразительная передача характера персонажа.
Упражнения для детей
В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.
Популярные упражнения:
1. «Следи за строкой»
Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.
2. «Пройди лабиринт»
Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.
3. Техника «Сбор урожая»
Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.
4. «Непослушная книжка»
В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.
5. «Отыщи слово»
Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.
Нормы скорости чтения 1-4 класс
→ Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.→ 1 класс: оценка не ставится, ученик “справился” или “не справился”. В I полугодии техника чтения может не проводиться.
Класс |
на конец I полугодия |
на конец II полугодия |
1 кл. |
не менее 10 – 15 (20 – 25) слов в минуту | на 2 -> менее 15 (25) слов в минуту на 3 -> 15-19 (25-34) слов на 4 -> 20-24 (35-40) слова на 5 -> от 25 (41) слов |
2 кл. |
на 2 -> менее 25 (40) слов в минуту на 3 -> 25-29 (40-48) слов на 4 -> 30-34 (49-54) слова на 5 -> от 35 (55) слов |
на 2 -> менее 40 (50) слов в минуту на 3 -> 40-44 (50-58) слова на 4 -> 45-49 (59-64) слов на 5 -> от 50 (65) слов |
3 кл. |
на 2 -> менее 40 (55) слов в минуту на 3 -> 40-49 (55-64) слов на 4 -> 50-59 (65-69) слов на 5 -> от 60 (70) слов |
на 2 -> менее 65 (70) слов в минуту на 3 -> 65-69 (70-79) слов на 4 -> 70-74 (80-84) слова на 5 -> от 75 (85) слов |
4 кл. |
на 2 -> менее 65 (85) слов в минуту на 3 -> 65-74 (85-99) слова на 4 -> 75-84 (100-114) слова на 5 -> от 85 (115) слов |
на 2 -> менее 70 (100) слов в минуту на 3 -> 70-88 (100-115) слов на 4 -> 89-94 (116-124) слова на 5 -> от 95 (125) слов |
Техника чтения в 1-4 классах – нормативы
В первом классе оценки не ставятся, чтобы не отбить у детей желание учиться. Но все же у педагогов имеются определенные критерии, по которым можно оценить степень подготовки каждого ученика. Чтобы узнать, насколько хорошо ребенок читает, учителя проверяют технику чтения. Для этого они выбирают простой текст с минимальным количеством сложных слов и предлагают первокласснику прочесть его на скорость в течение одной минуты. Чем больше успел прочитать ученик, тем выше будет его оценка.
Так сколько слов должен читать ребенок за 60 секунд? В зависимости от того, в каком классе начальной школы учатся дети, нормативы различаются:
- в первом классе отличным результатом считается чтение от 25-30 слов в минуту.
- во втором классе от 40-50 слов.
- во третьем классе на пятерку нужно прочитать 65-75 и более слов.
- а в четвертом классе от 85-95 слов в минуту.
Приведенные выше нормативы являются лишь рекомендательными. На самом деле те дети, которые заранее готовились к школе, уже к концу первого года обучения могут демонстрировать более высокие результаты, а именно читать от 80-90 слов в минуту. Во многом их успехи зависят от того, насколько правильно дети обучались чтению.
Требования к чтению во 2 классе
Бытует мнение, что смысл техники чтения заключается в оценивании количества слов, которые ребенок прочитал за минуту. Но этот только один из ключевых моментов. Навык чтения включает в себя следующие составляющие:
-
Скорость чтения. Это количество слов, которые прочитал ребенок за минуту. Предлоги и союзы также входят в этот показатель. Часто родители при домашней проверке техники чтения зацикливаются только на скорости. Но, это неправильный подход. Если форсировать только скорость, то ребенок при чтении будет допускать множество ошибок, не запомнит прочитанного, не поймет, о чем речь. Лучше пусть пока будет более медленное чтение. Медленное осознанное чтение дает больший прирост скорости, чем быстрое механическое, с неточностями и ошибками.
-
Способ чтения. Это показатель того, как читает ребенок, слоговое или словное плавное чтение. Развитие этого навыка приводит к постепенному переходу от чтения по слогам к чтению целыми словами.
-
Правильность чтения. Это составляющее включает в себя отсутствие не только ошибок, но и заминок. Если ребенок невнимателен, у него имеются проблемы с произношением звуков, то в результате искажается смысл прочитанного. Правильность чтения – это важный фактор, который является залогом грамотного письма.
-
Осознанность. Это понимание прочитанного. Насколько ребенок осознал главную мысль текста, его идею. Если дети учатся читать не механически, а осознанно, то они способны уловить юмор текста, иронию, отношение к героям автора, подтекст. Мешает осознанности текста не быстрое чтение, а через чур медленное, искажение произведения. Ребенок угадывает слова, изменяет их формы, порой не дочитывает окончания.
-
Выразительность. Использование ребенком пауз, подбор правильной интонации, постановка ударения. Если он понимает текст, читает осознанно, то ему легче дается подбор пауз, верной интонации, логического ударения.
При проверке навыка чтения важны все составляющие, нельзя упускать из внимания ни одного фактора. Поскольку каждый из них показывает, насколько в последствии ребенок сможет усваивать необходимый материал.
Что мешает нам быстро читать
Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.
На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.
У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.
Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:
- Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
- Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
- Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.
Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС
Оценка |
1 полугодие |
2 полугодие |
«5» |
Более 55 слов |
Более 70 слов |
«4» |
40-55 слов |
55-70 слов |
«3» |
25-39 слов |
40-54 слов |
«2» |
Менее 25 слов |
Менее 40 слов |
Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.
От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.
Как улучшить технику чтения
Не стоит заставлять ребенка читать большие тексты. Это не только не улучшит навык чтения, но и «отобьет охотку» к чтению вообще. Постарайтесь проявить интерес у детей к чтению. Создайте дружественную атмосферу. Педагоги рекомендуют методику «щадящего» чтения. Читайте каждый день, без давления, не более 10-20 минут. Мотивируйте ребенка. Для этого можно воспользоваться следующими стимулами:
-
Награждайте старания наклейками, картинками, звездочками.
-
Сделайте доску успеха, отмечайте на ней прогресс ребенка. Пусть он сам записывает на нее свои успехи.
-
Занимайтесь в виде игры.
-
Выбирайте тексты, которые интересны ребенку.
-
Пусть ребенок читает игрушкам, домашним животным. Таким образом он учится преодолевать страх перед публикой.
-
Устройте соревнование по технике чтению.
Предлагайте детям читать отрывки текста, которые на 20-30 слов больше их скорости за минуту. После того, как вы перешли к более длинным текстам, просите их пересказать отрывки. Если ребенок читает более 50 слов в минуту, то для чтения ему будет достаточно 1-2 страниц. Чем выше техника чтения, тем больший объем теста предлагается детям.
Методы улучшения скорости чтения
-
Читайте по слоговым таблицам.
-
Прочитывайте один и тот же текст по 2-3 раза с постепенным ускорением темпа.
-
Читайте одновременно с детьми. Причем родитель задает темп, ведет пальчиком по словам, ребенок успевает за ним.
-
Закройте нижнюю часть слов, предложите детям читать по «вершкам». Затем закройте верхнюю часть слов, читаем по «корешкам».
-
Переверните книгу вверх ногами, предложите читать таким образом.
-
Чередуем чтение в комфортном темпе с максимально ускоренным.
Если у ребенка встречается регресс, то работаем с окошечком, в котором видно только читаемое слово, возвратные движения глазами невозможны.
Улучшение правильности чтения
Поработайте над правильностью дикции. Занятия для отработки правильности чтения:
-
Артикуляционная гимнастика.
-
Чтение чистоговорок, скороговорок.
-
Исправление деформированных предложений.
-
Прочитайте ребенку предложение с ошибкой в слове. Пусть он найдет неправильно произнесенное слово.
Обращайте внимание на понимание прочитанного. Просите детей пересказать текст, обсуждайте с ними непонятные слова с выражениями.. Техника чтения поможет оценить, насколько правильно читает ребенок
Именно благодаря беглому и осмысленному чтению происходит активизация памяти, внимания, мышления, необходимых для успешного дальнейшего обучения.
Техника чтения поможет оценить, насколько правильно читает ребенок. Именно благодаря беглому и осмысленному чтению происходит активизация памяти, внимания, мышления, необходимых для успешного дальнейшего обучения.