Техника чтения в 3 классе. тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 и 2 полугодие)

Оглавление

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов

Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы. 

Презентация «Слоговые таблицы к урокам произношения и обучению грамоте в 1 классе.

Как можно повысить технику чтения

Существует огромное количество упражнений, направленных на повышение техники чтения. Некоторые виды удобны для работы в классе, другие результативнее при использовании дома, индивидуально.

Для индивидуальных занятий, например, отлично подойдет упоминавшийся выше сборник упражнений Г.Г. Мисаренко. В нем подобраны слова и предложения в соответствии с уровнем сложности.

Прекрасные результаты дают следующие упражнения:

  • «жужжащее чтение» — чтение вполголоса в течение 5 минут в начале каждого урока;
  • «письмо в бутылке» — чтение текста, «поврежденного водой», то есть специально подготовленного текста, в котором некоторые буквы или слоги отсутствуют;
  • «вычеркивание» — вычеркивание в течение 3 минут заданных букв из текста или списка слов;
  • «найди слово» — поиск заданного слова в тексте или списке слов;
  • «тарабарская грамота» — чтение текста, где отдельные буквы написаны «вверх ногами», или горизонтально, или другим цветом/шрифтом, или зачеркнуты и т.п.

Читайте подробнее: 10 приемов для тренировки техники чтения.

Полезны и обычные игры-головоломки типа «Эрудита» или филворда.

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

  Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать  по слогам.

2 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

4 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.

Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным

По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.

Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.

Общими же рекомендациями будут:

  • регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
  • проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
  • так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
  • изучение и проговаривание скороговорок.

Как выбрать текст для проверки техники чтения?

  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.

Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

Проверка в домашних условиях

При желании родители могут проверить уровень чтения ребёнка самостоятельно дома. Для методики потребуется секундомер на 1–2 минуты. Во многих телефонах установлен таймер. Подойдут также песочные часы, но у них есть существенный минус — дети отвлекаются на песок, подглядывают и подсчитывают количество оставшихся песчинок. Лучше, если ребёнок не будет видеть секундомер.

Для проверки техники чтения подготавливают незнакомый для ребёнка текст. Он должен быть простым для понимания и интересным. Обязательно содержать короткие предложения, без обилия запятых, двоеточий и т. д. Желательно, чтобы в рассказе не было картинок и диалогов, иначе фокус внимания будет перескакивать. Весь контекст размещают на одной странице.

Перед чтением настраивают ребёнка на спокойное состояние, стараются, чтобы он меньше переживал и нервничал. Не следует исправлять ошибки в процессе чтения (их нужно отметить). По завершении необходимо узнать, насколько осмысленно прочитанное ребёнком. Для этого подготавливают заранее список вопросов по контексту.

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

– чтение по слогам или слово полностью,

– наличие ошибок при чтении,

– количество слов в минуту,

– выразительность,

– осознанность.

 можно кликнуть для увеличения

 
Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.
 
То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения.  Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком.  Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего “О чем ты сейчас прочитал?” и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен )
 
Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.
 
Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса – ниже.
 
Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия.  Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

И еще раз! Предупреждаю, увещеваю – и все равно “львиная” часть учеников и родителей наступает на грабли, от которых стараюсь предостеречь.
 Поймите, запомните, запишите и повторяйте:

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

См. Онлайн-генератор таблицы Шульте. 

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Процесс проверки

Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, нужно знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобится:

  1. Текст.
  2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.
  3. Удобное рабочее место.
  4. Собственно, проверяемый в хорошем настроении.

Перед началом проверки объясняем школьнику задачу – читать быстро. По команде «Начали!» ребенок приступает к чтению. Если он начал читать не в ту же секунду, отсчет времени начинается от первого прочитанного слова. В случае если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, сделайте у себя пометку. По окончании чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте вашему ученику вопросы по тексту. Пересказывать текст не нужно, достаточно услышать ответы, чтобы понять, насколько проверяемый понял его содержание. Первоклассникам при проверке скорости чтения можно водить пальчиком по строчкам.

Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)

Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.

Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.

Скорость чтения

И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:

  • в первом классе – от 25 слов в минуту;
  • во втором – от 50 слов;
  • в третьем классе – от 75;
  • в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.

Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее

Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.

Нормы оценки работ по математике

Письменная работа, содержащая только примеры

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: допущены 3-4 вычислительные ошибки.
  • Оценка “2” ставится: допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Письменная работа, содержащая только задачи

  • Оценка “5” ставится: все задачи решены и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка;
  • или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
  • Оценка “2” ставится: допущена ошибка в ходе решения 2-х задач;
  • или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
  • или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
  • Оценка “2” ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
  • или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Комбинированная работа (2 задачи и примеры)

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: допущены ошибки в ходе решения одной из задач
  • или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
  • Оценка “2” ставится: допущены ошибки в ходе решения 2 задач
  • или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки
  • или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.

Математический диктант (устный счёт)

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
  • Оценка “3” ставится: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
  • Оценка “2” ставится: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

Требования к оформлению тетрадей

Официально единый орфографический режим давно отменён. Но отменён он людьми, никогда в школе не работавшими.  Единый орфографический режим в начальной школе необходим. Но так как отменён он давно, то теперь учителя варьируют.

Изначально было по математике:

  • 4 клетки по вертикали между Классной и Домашней работой.
  • 2 клетки по вертикали между номерами
  • 3 клетки по горизонтали между столбиками
  • 8 клеток слева от начала рабочего поля до написания «Классная работа» и «Домашняя работа»

По русскому – 2 строчки между написанием числа, Классной и Домашней работами.

В целом делайте так, как говорит ваш учитель.

Единый орфографический режим не настолько сложен, как полезен и необходим для малышей.

Фото — фотобанк Лори

Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?

Для проверки скорости чтения не подойдет любая литература, которая оказалась в данный момент под рукой. Прежде всего, нужно учесть степень подготовки ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или фрагменты художественной литературы, которую ребенок просто не поймет в силу своего возраста. Но и любимую, зачитанную «до дыр» книжку тоже не стоит брать в качестве пособия для проверки – ребенок и так знает ее наизусть. Для более старших учеников текст можно взять и посложнее.

Вот общие рекомендации по подбору тестовой литературы для младших школьников:

  • Текст должен быть незнакомым, но понятным.
  • Без обилия знаков препинания.
  • Без иллюстраций.
  • Не содержать сложных слов.
  • Помещаться на странице.
  • Шрифт – крупный и разборчивый.

Где купить дешевле детскую литературу?

Выгоднее всего покупать по оптовым ценам. Лучшая стоимость  детской литературы на совместных покупках.

А лучше делать следующее:

  1. читать с ребенком по очереди любимые сказки, придумывать любой повод, чтобы приохотить его к этому процессу;
  2. поставьте ребенка в роль учителя, чтобы он читал младшим детям или близким;
  3. в доме должно быть побольше разнообразной детской литературы, пусть школьник читает все, что его интересует;
  4. если ребенку нравится какой-то фильм или мультфильм, постарайтесь найти книгу с подобным содержанием.

Главная задача – приучить первоклассника побольше читать, но не оказывать на него никакого психологического давления.

Понятие скорости чтения

Темп или скорость чтения у первоклассников означает, сколько слов за определенный промежуток времени прочтет школьник. Это лишь одна составляющая проверки техники и не всегда является определяющим фактором умения читать.

Проверка темпа прочитывания не имеет смысла в 1 четверти. Тестирование проводится только в конце первого полугодия, оценки при этом не выставляются. Ориентировочные показатели следующие:

  • конец 2 четверти – 25-30 слов в минуту;
  • в конце 2 полугодия — 30 – 40 слов.

Мы должны успокоить родителей, что это нормы примерные. Не стоит волноваться, если ребенок не «вписывается» в показатели норматива. Количество прочитанных слов в минуту не свидетельствует об интеллектуальном развитии школьника. Нужно учитывать, что требования к ученику общеобразовательной школы могут отличаться от требования к его ровеснику, обучающемуся в гимназии. Нормы для детей коррекционных классов — еще ниже.

Тестирование проводится только в конце первого полугодия, оценки при этом не выставляются

К примеру, некоторые школы устанавливают нормативный удовлетворительный темп к концу 1 класса – 45 слов, а для отличного теста – 50-55 слов в минуту.

Важно понимать, что темп демонстрирует не только умение читать отдельные слова, но и понимание прочитанного. Чем выше скорость, тем выше уровень понимания

Как проверяется скорость чтения в первом классе? Педагогам рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Дети должны читать текст не вслух, а «про себя». Такая рекомендация связана с тем, что почти две трети современных первоклассников отягчены логопедическими проблемами. Такие дети, читая вслух, стесняются своих недостатков перед одноклассниками, поэтому результат тестирования может оказаться не точным.
  2. Лучше всего для теста выбрать больший промежуток времени – не 1, а 2 минуты. А затем разделить результат на 2. Дети по-разному «стартуют», поэтому результат будет искаженным.
  3. Текст выбирается небольшой по размеру. Он должен быть не только интересным, но легко понятен для данного возраста.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Упражнения для детей

В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.

Популярные упражнения:

1. «Следи за строкой»

Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.

2. «Пройди лабиринт»

Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.

3. Техника «Сбор урожая»

Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.

4. «Непослушная книжка»

В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.

5. «Отыщи слово»

Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.    

Что такое техника чтения и зачем она нужна

Многие думают, что смысл техники чтения заключается в количестве прочитанных ребенком слов в минуту. Однако это только один из нескольких моментов, необходимых для закрепления навыка чтения.

Техника чтения включает в себя следующие составляющие:

  1. понимание ребенком прочитанного текста;
  2. способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами);
  3. количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени;
  4. правильное произношение текста при чтении;
  5. выразительность при чтении (правильно поставленные ударения, интонация, паузы).

При проверке техники чтения нельзя упускать ни одной составляющей, так как каждая из них показывает, насколько в будущем или настоящем наш ребенок может усвоить изучаемый материал. Существует множество научных исследований, показывающих прямую зависимость успешного обучения от освоения чтения. Если в первых классах школы ребенок долгое время читал по слогам и не смог овладеть навыками быстрого чтения, то в старших классах школы ему грозит неуспеваемость. Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, огромные затраты времени на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него похоже на каторгу и как следствие, потеря интереса к получаемым знаниям. Я ранее уже писала заметку о безграмотности нашего молодого поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).

Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Оно способствует повышению оперативной памяти, развитию внимания, воображения, успешности в обучении.

Особенности обучения чтению детей

Одна из основных целей обучения чтению – привитие детям интереса к книгам. Учителя отмечают, что школьники, которые с удовольствием знакомятся с литературными произведениями, пишут и говорят более грамотно. Они интуитивно запоминают написание ранее незнакомых слов, а потому диктанты и контрольные работы по родному языку не вызывают у них особых трудностей. Так чтение книг существенно упрощает изучение самых разных школьных дисциплин.

Прививать любовь к книгам нужно с детства. Для этого родители должны регулярно знакомить малышей со сказками и рассказами, учить их пересказывать текст, анализировать поступки главных героев, выражать собственные мысли от прослушивания каждого произведения. Все это станет отличной базой для дальнейшего обучения грамоте.

Упражнения в домашних условиях


По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 55 слов

Более 70 слов

«4»

40-55 слов

55-70 слов

«3»

25-39 слов

40-54 слов

«2»

Менее 25 слов

Менее 40 слов

Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.

От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.