Глава 2 из истории российской музыкально-образовательной практики

Поступление в музыкальный колледж без музыкального образования

Если вы не учились в ДМШ, но мечтаете получить профессиональное музыкальное образование, то знайте, что эта мечта осуществима! Но учтите, что учеба в музыкальном колледже — достаточно трудоемкий процесс. Идти туда стоит лишь в том случае, когда есть твердое намерение не останавливаться на полпути, если хотите профессионально развиваться именно в этом направлении. 

Имейте в виду, что на протяжении трех-четырех лет вам придется усердно трудиться над развитием своего мастерства не менее пяти часов в день. Для тех, кто учился в музыкальной школе, это привычный режим, а остальным лучше начать втягиваться заранее. Одних выдающихся способностей будет мало, только упорный труд и нацеленность на результат помогут реализовать свое желание.

В музыкальных училищах есть несколько направлений, на которые можно поступить без свидетельства об окончании детской музыкальной школы. Это дирижирование, вокал, контрабас и ударные инструменты. Подробнее о них мы расскажем ниже. Учиться по классу скрипки или фортепиано в колледж без начального образования не берут. В целом эти ограничения строго действуют в рамках бюджетного отделения.

Если вы согласны учиться на контрактной основе, а также имеете хорошие музыкальные способности и практические умения, можно попробовать договориться с руководством о зачислении на платное отделение (при условии успешного прохождения вступительных испытаний и наличия свободных мест). О подобной возможности надо поинтересоваться у заведующего отделением или учебной частью.

Еще один вариант для тех, кто не закончил ДМШ — поступить на бюджет в педагогический колледж на музыкальное отделение. В этих отделениях педагогических училищ также дают достойное музыкальное образование, да и конкурс туда поменьше.

Работа музыкального руководителя — Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова

Публикация «Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры…»
Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова. Логоритмика – комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком. На самом деле эта методика…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры на развитие музыкально-игрового творчества
Автор – Щербинина Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МКДОУ д/с 60 «Солнышко» г. Новосибирск 1.Игра «Раз – два – три, морская фигура — замри!» (старшая группа) Задачи Формировать умение перевоплощаться, применяя в игровой ситуации…

Памятка для родителей «Чешки — не прихоть музыкального руководителя»
Красота может быть не только внешней, но и проявляться ещё и в движении. Ни одно прекрасное движение невозможно без удобной обуви, ведь без неё занятие станет невыносимым. Именно чешки для танцев занимают одно из главных мест при подготовке к музыкальным занятиям. Чешки являются…

Утренняя гимнастика детей с родителями под музыку
В нашем «Детском саду №16» мы часто проводим утреннею гимнастику под музыку вместе с родителями и детьми. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Музыка…

Статья «Развитие музыкально-ритмического слуха как компонента музыкальных…»
Для музыкальной педагогики вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения, является кардинальным. Выдающийся отечественный психолог, теоретик и…

Советы для родителей «Музыка в жизни ребенка»
Музыка очень важна для жизни человека. Если родители хотят вырастить культурного человека, то ребенка обязательно надо приобщать к миру музыки. Родители, отвечающие за духовное развитие своего ребенка, должны учить его понимать музыку. Это может происходить через обучение на…

Осенняя музыкальная сказка «В гостях у Петушка» (для детей 3–4 лет)
В гостях у Петушка . Дети встречают ведущих , сидя на стульчиках. 1 ВЕДУЩАЯ: В лес осенний мы пришли Повстречаться с осенью. Нам под ноги осень Тихо листья бросила. 2 ВЕДУЩАЯ: Желтые и красные Все листочки разные, По дорожке мы пойдем И листочки соберем. Дети идут и собирают…

Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии для детей 6–7 лет
Пояснительная записка. Программа предназначена для занятий по хореографии в детском саду, для детей 6-7 лет . Занятие по хореографии является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введённых в дошкольном образовательном учреждении в вариативном блоке. Актуальность…

Страницы:

Музыка сопровождает нас всю жизнь, заметно влияет на наше настроение и мироощущение.

Расскажите детям о музыке

Мелодии спокойные, размеренные действуют на людей успокаивающе, вызывают у них позитивные эмоции, помогают убрать усталость; музыка бодрая и ритмичная – повышает настроение и работоспособность. Любая музыка, которая человеку нравится, положительно влияет на здоровье.

Слово «музыка» недаром происходит от «музы» – богини искусств и вдохновения. И лучшими музыкальные произведениями являются именно те, которые будут слушать даже спустя многие годы и десятилетия – те, что были созданы не ради денег, а в минуты творческого вдохновения.

Музыка звучит повсюду, она в наших сердцах. Весь мир, в котором мы живём – музыкальный. В нём звучат песенки ветра, дождя, ручейка. Это музыка природы. А ещё мы слышим музыку по радио, телевидению, ходим на концерты. Это другая музыка, которую создал человек.

Что дает музыкальное образование

Обучение в консерватории возможно на следующих факультетах:

  1. Оркестровый (действуют отделения разных инструментов).
  2. Фортепианный.
  3. Вокальный.
  4. Хорового и симфонического дирижирования.
  5. Народных инструментов.
  6. Теоретико-композиторский

У каждого из них своя специфика, но после 4-х лет обучения на бакалавриате на любом из них вы будете знать основы специальности, пройдете базовый курс игры на фортепиано и изучите теорию музыки.

Магистратура: музыкальное образование

Ели после бакалавриата вы решите получить диплом магистра, выбирайте из следующих образовательных программ:

  • вокальное искусство;
  • дирижирование;
  • музыкальная культура и искусство;
  • педагогика и психология музыкального образования;
  • музыкознание и музыкально-прикладное искусство;
  • менеджмент музыкального искусства.

Магистр может продолжить обучение в аспирантуре или ассистентуре-стажировке.

Как и на любой другой специальности, кроме профильных предметов в консерватории вас ждут и общие дисциплины. Справиться с учебной работой по любой из них могут эксперты студенческого сервиса. Они объяснят непонятную тему или помогут с подготовкой реферата, контрольной, курсовой.

Определите формат

Студии и музыкальные школы, частные преподаватели, музыкальные курсы… В чем их отличие? Как сориентироваться и уберечься от лишних разочарований? Отчасти вы уже выбрали «свой» формат, потому что определились с целями. Давайте посмотрим, где они могут реализоваться наилучшим образом.

Государственная музыкальная школа

Цель музыкальной школы — научить профессионально любить музыку. А профессионально любить — задача не из легких. Поэтому только самые упорные доходят до окончания музыкальной школы. Несомненно, в музыкалке есть свои достоинства. Дети получают целый пакет разных занятий: сольфеджио, хор и индивидуальные уроки по инструменту. Помимо прочего, этот вариант остается наиболее выгодным с финансовой точки зрения. Правда, если попасть на бюджетное отделение. Если вас захотят брать на платное, то стоит рассмотреть и другие варианты: цены на внебюджетном отделении сопоставимы с ценами частных педагогов и студий.

Что делать, если нет образования музыкальной школы

Главное, чтобы у вас было огромное желание поступить и получить профессиональное образование. Поставив перед собой цель, вы многого сможете добиться. Для того, чтобы повысить свои шансы на поступление, надо начать готовиться к нему заранее.

Учтите, что вам придется держать вступительные испытания вместе с теми, у кого за плечами есть музыкальная школа. Поскольку ваша цель — произвести хорошее впечатление на преподавателей, которые войдут в отборочную комиссию, нужно наладить с ними контакт. Это можно сделать двумя путями:

  1. Записаться на подготовительные курсы (лучше пойти на круглогодичные, которые проходят по вечерам несколько раз в неделю).
  2. Поближе познакомиться с преподавателем, в классе у которого собираетесь учиться и попросить его давать вам еженедельные уроки.

Таким образом вы не просто наладите контакт с педагогами, но и наилучшим образом подготовитесь к поступлению в конкретный колледж.

С какого возраста берут на обучение?

Вопрос оптимального возраста для начала обучения в музыкальной школе сугубо индивидуальный. Одни дети уже в трехлетнем возрасте начинают проявлять интерес к музыкальным инструментам, а другие и в 7 лет не могут определить, что им интересно

Также следует учитывать, что на уроках в музыкальной школе потребуются внимание и усидчивость, на что способен не каждый ребенок, поэтому на вопрос: со скольки лет начать обучение, надо ответить самостоятельно каждым родителям, так как детей принимают с раннего возраста

Тем родителям, которые хотят развивать творческие способности ребенка, стоит начинать занятия с трех-четырехлетнего возраста. А в 4–5 лет можно отвести ребенка к педагогу, который в игровой форме определит наличие или отсутствие способностей к музыке.

Музыкальные школы устанавливают минимальную возрастную планку для поступления:

  • 5 лет – на коммерческой основе;
  • 6 лет – бюджетное отделение.

Где может пригодиться музыкальное образование

Не все понимают, зачем нужно музыкальное образование: многие считают, что в этой сфере достаточно таланта. На самом деле даже при наличии способностей вокалисту или музыканту нужно обучение, при котором студент получит теоретические основы мастерства и приобретет необходимую базу.

Кем можно работать с музыкальным образованием

Кроме очевидных профессий (певца или музыканта), профильное образование понадобится в таких специальностях:

  • композитор;
  • аранжировщик;
  • звукорежиссер;
  • дирижер;
  • концертный исполнитель;
  • учитель музыки;
  • концертмейстер.

Не помешает профессиональное образование также музыковеду или музыкальному критику.

Как освоить теорию музыки?

В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.

Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.

Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.

[править] Движущие силы музыкального образования

Движущие силы музыкального образования — это совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания.

Первая группа движущих сил — мотивации — это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы могут быть материальные, социальные и морально-психологические. К первым можно отнести стремление человека приобрести какие-то материальные блага, которые может дать ему музыкальное образование. Ко вторым — стремление стать музыкально образованным человеком, иметь престижную профессию. К третьим — получение морального удовлетворения от музыкального обучения и профессиональной музыкально-эстетической деятельности.

Вторая группа движущих сил — диалектические противоречия — это, в первую очередь, противоречия между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания. В логике организации учебно-воспитательного процесса эти противоречия возникают между пониманием и непониманием, знаниями и незнаниями, умениями и неумениями и т. п. Постепенное овладение следующим уровнем знаний, умений и навыков содержания музыкального обучения и воспитания создает перспективу движущей силы улучшения и повышения эффективности музыкального образования в целом.

Итак, что же выбрать?

№1. Государственная музыкальная школа

Плюсы:

  • это бесплатно;

  • есть система — школа работает в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) — их стоит прочитать всем родителям, это недолго;

  • есть четкие сроки обучения.

Минусы:

оценочное мышление преподавателей и их жесткие требования;

Как часто мы видим в адрес своего ребенка неодобрительные кивки? Особенно, когда ведем его в школу. И считает-то он не так! И пишет не той рукой. И, скорее всего, «не подготовлен». В случае с музыкальной школой похожая картина: тут нашему ребенку будут особенно прицельно рассматривать руки, ноги, уши и рот (последнее — для духовых инструментов) — вдруг какой-то не такой? В какой-то момент он и сам начинает себя чувствовать «неправильным и не таким»… Но разве для этого мы так хотим научиться музыке?

  • у системы есть свои задачи, и она гарантирует определенный результат: в идеале — поступление в музыкальный колледж или ВУЗ, но, как показывает практика, поступают всего 2–5% учеников;

  • отсутствие гибкого и индивидуального подхода к вашему ребенку. Сроки обучения и развивающего, и профессионального фиксированы — 5 и 7 лет соответственно. Но как понять, что подходит вам и вашему ребенку? Или что делать, если захочется поменять инструмент? А еще категорически не хочется тратить кучу времени на сопутствующие предметы типа пения в хоре, имея возможность, например, выработать навык полифонического слуха другими методами параллельно с игрой на инструменте.

[править] Литература

  • Серов А. Н., Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895
  • Ларош Г. A., Исторический метод преподавания теории музыки, в его кн.: Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913
  • Апраксина О. А., Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1983. — С.54-57.
  • Асафьев Б. В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. — М., 1973.
  • Кабалевский Д. Б., Музыка и музыкальное воспитание / Д.Б. Кабалевский. — М., 1984
  • Михайличенко О. В., Основы общей и музыкальной педагогики: теория и история: учебное пособие (двуязычное) — Сумы: Козацький вал, 2009. — 211 с.
  • Система детского музыкального воспитания Карла Орфа, , Л., 1970
  • Баренбойм Л.А., Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. — Л., 1974.
  • Авратинер В.И., Обучение и воспитание музыканта-педагога / В.И. Авратинер. — М., 1981.
  • Ражников В.Г., Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. — М., 1989.
  • Лагутин А. И., Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие. М., 1985.
  • Фейгин М.Э., Воспитание и совершенствование музыканта-педагога / М.Э. Фейгин. — М., 1973.
  • Фейгин М.Э., Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э. Фейгин. — М., 1975.
  • Фейгин М.Э. О профессии педагога музыкальной школы / М.Э. Фейгин. — М., 1971.
  • Халабузарь П. В., Попов В. С., Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2000. — С.6-13.
  • Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. О.А. Апраксина – М., 1987.
  • Как учат музыке за рубежом (Musical Development and Learning: The International Perspective)/ Переводчик Вадим Бронгулеев; Составители Дэвид Дж. Харгривз, Адриан К. Норт — Классика-XXI, ISBN 978-5-89817-282-4; 2009 г.
  • E.Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Carl Orff, Ein Bericht in Wort und Bild, 2Aufl., Mainz, 1960
  • Keetman G., Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk, Stuttg., 1970.

Музыкальные ВУЗы

Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Целью обучения в ВУЗе является приобретение студентом высокого профессионализма.

В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

Препятствия

Попробуем разобраться в типичных затруднениях, которые мешают родителям дать детям музыкальное образование.

Недостаток информации. Взрослым приходится выбирать между возможностями государственных (это бесплатно) или частных (за деньги) музыкальных школ, либо услугами репетитора (тоже довольно накладная история). Однако многие не подозревают о существовании музыкальных кружков при домах культуры. Причем среди них можно выбрать как платные, так и бесплатные.
Сложности совмещения. Сейчас музыке и игре на инструменте детям приходится учиться дополнительно к основной обязательной нагрузке в общеобразовательной школе. Это создает определенные сложности для детей и их родителей, вынужденных встраивать в свои ежедневники время на дополнительные занятия.
Необходимость выполнять домашнюю работу. Не секрет, что дома нужно уделять специальное время музыкальным занятиям ребенка. В этом нет ничего страшного, но одних смущает сам факт, других — что придется это как-то контролировать, а третьих — что маленький музыкант будет недостаточно хорошо «стараться» либо не успевать делать домашние задания. Мы в прямом смысле боимся оказаться между двух огней

Но все же важно подумать, почему оценка или воображаемая реакция педагога нам часто важнее наших собственных желаний и целей…

Школа для профессионалов

Плюсы обучения в классической музыкальной школе очевидны: ребенок получает объемные знания, он не только учится играть на основном музыкальном инструменте, но и знакомится с произведениями классического музыкального искусства, поет в хоре, играет в ансамбле, осваивает дополнительный музыкальный инструмент. К тому же эти занятия повышают его эмоциональный и интеллектуальный уровень. Ученик музыкальной школы не спутает русского композитора с французским, а Чайковского с Бетховеном.

Давно замечено, что занятия в музыкальной школе помогают осваивать иностранные языки, особенно те из них, где большую роль играет фонетика. Например, китайский или вьетнамский. Уловить, как принято в этих языках, малейшие оттенки интонации, от которых меняется смысл слова, человеку с музыкальным слухом намного легче, чем любому другому. Кроме того, учеба в музыкальной школе делает детей организованными и собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это всегда пригодится в будущем.

Еще одно очень полезное качество, которое прививают в классической музыкальной школе, — привычка к конкурентной борьбе. Каждый экзамен — это концерт перед зрителями, когда на площадке всегда много хороших музыкантов. Чтобы заслужить хорошую отметку и бурные аплодисменты, надо стараться.

Кому нужна теория музыки?

Выше мы уже начали говорить о том, что теория музыки полезна достаточно широкому кругу людей, кто, так или иначе, соприкасается с музыкой. На самом деле, этот круг заметно шире. Но, начнем по порядку.

Кому нужна теория музыки:

1 Профессиональные певцы и музыканты.
2 Музыканты-любители.
3 Кавер-исполнители.
4 Участники музыкальных групп.
5 Любители петь.
6 Участники музыкальных и вокальных конкурсов.
7 Композиторы и сочинители музыки.
8 Саунд-продюсеры и саунд-дизайнеры.
9 Звукорежиссеры.
10 Все, кто желает гармонично развиваться.

Давно известно, что музыка развивает память, кругозор и мелкую моторику пальцев рук у тех, кто играет хотя бы на одном музыкальном инструменте. Изучение теории музыки, в придачу к этому, поможет развить аналитические способности и способность к генерированию новых идей.

Понимание основ теории музыки всегда стимулирует к написанию собственных мелодий и импровизаций, и наводит на новые мысли относительно улучшения техники игры и приемов исполнительского мастерства. Думается, это вполне достаточный стимул, чтобы с энтузиазмом взяться за изучение теории музыки.

Дополнительные материалы

Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.

Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:

  • В. Вахромеев,Элементарная теория музыки»
  • И. Способин, «Элементарная теория музыки»
  • В. Хвостенко, «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки»
  • Ю. Холопов, «Очерки современной гармонии»
  • Т. Мюллер, «Полифония»
  • В. Осипова, «Полифония. Полифонические приемы»
  • М. Пилхофер, Х. Дей, «Теория музыки для «чайников»
  • Н. Бритва, «Пособие по теории музыки и сольфеджио»
  • О. Хромушин, «Джазовое сольфеджио»
  • А. Шугаев, «»
  • Г. Гельмгольц, «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки»
  • Г. Шатковский, «Развитие музыкального слуха»
  • П. Бережанский, «Абсолютный музыкальный слух»
  • С. Оськина, Д. Парнес, «Музыкальный слух»
  • В. Лелеко, «Развитие музыкального слуха и интонирования студентов-пианистов заочного отделения»
  • К. Малинина, «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио»
  • Д. Тищенко, «Самоучитель игры на пианино»
  • К. Герольд, «Современные зарубежные хиты в легком переложении для фортепиано»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на синтезаторе»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на клавишных»
  • Г. Наумов, Л. Лондонов, «Школа игры на аккордеоне»
  • Л. Биткова, «Учимся играть по нотам: начальный курс игры на аккордеоне для детей»
  • А. Басурманов, «Самоучитель игры на баяне»
  • М. Филипс, Д. Чаппел, «Гитара для «чайников»
  • Д. Агеев, «Самоучитель игры на электрогитаре + аудиокурс»
  • Д. Агеев, «Полный справочник гитарных аккордов»
  • Л. Морген, «Школа-самоучитель игры на бас-гитаре»
  • Л. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке»
  • Е. Желнова, «Самоучитель игры на скрипке»
  • И. Кобец, «Начальная школа игры на трубе»
  • Д. Стронг, «Ударные инструменты для чайников»
  • В. Горохов, «Школа игры на ударной установке»
  • В. Каиров, «Программы для сведения музыки и голоса»
  • И. Евсюков, «Ошибки при сведении музыки»
  • А. Загуменнов, «Компьютерная обработка звука»

 Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:

  • Развитие голоса и речи – онлайн-курс
  • Актерское мастерство – онлайн-курс
  • Навыки актера, которые пригодятся каждому
  • Зачем и как развивать мелкую моторику

И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.