Стоит ли давать ребёнку имя отца или матери

Экскурс в историю: как это было

 Люди, которые считают себя верующими, все стороны жизни стараются проживать согласно своей религиозной традиции. В Библейской традиции культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом, и Православие в частности вопрос имени человека всегда был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова — многократно повторялись в поколениях, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его, ребенка, причастником той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога. Здесь основным мотивом наименования малыша было желание делегировать ему, пусть пока только по имени, части заслуг перед Богом их прототипами.

Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык. Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента. Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном – спасении собственной души. Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.

В христианстве же, с его ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного. Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи. «Богатыри – не мы!» — хочется воскликнуть вслед за поэтом, прославляющим силу и крепость предыдущих поколений. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей — укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть. Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в крещении своем получил христианское имя Василий.

Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами. Святцы – это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более. Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком. Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.

Что делать, если вас уже назвали в честь кого-то из родственников?

Желательно выяснить, какое влияние оказывает на вас кармическая и энергетическая связь с тем, в честь кого вы получили своё имя. Бывает и так, что это влияние незначительно, и оно не вредит вам. Часто вы и сами можете это почувствовать, но если хотите знать точно, лучше всего обратиться за помощью к Духовному Целителю.
Если всё-таки есть негативное влияние, то у вас 2 варианта: А) Поменять имя, выбрав для себя более подходящее, усиливающее, отражающее вашу индивидуальность. В) Если нынешнее имя вас устраивает, то с помощью Духовного Наставника или Целителя вы можете убрать само негативное влияние (негативные связи и подключения) и поставить защиту, чтобы на вас не сбрасывалась негативная карма вашего предка. Здесь стоит отметить, что как бы вы не любили вашего родственника, в честь которого названы, и какой бы он замечательный ни был – негативная карма есть у каждого человека, абсолютно у каждого

И здесь важно выяснить, влияет она на вас или нет.
Справедливости ради нужно сказать, что иногда, в отдельных случаях, имя данное в честь родственника очень даже хорошо влияет на человека и его судьбу. Такое бывает, когда сами души, например деда и названного в его честь внука – близки по духу, по индивидуальности, и у них есть общее позитивное прошлое (хорошая совместная карма, светлые связи и взаимные чувства), то есть, если это родственные Души

Тогда мудрая душа деда (если она действительно мудрая и светлая), может быть хорошим покровителем, духовным родителем, помощником и защитником для своего растущего внука (или внучки).

Автор Василий Василенко

Почему не стоит называть ребёнка в честь родственников?

Потому что, по сути, когда вы даёте имя своему ребёнку в честь, например, его дедушки – вы дополнительно связываете их кармически. И если карма деда – отягощённая, негативная, частично она будет ложиться на судьбу вашего ребёнка, отягощая её. Т.о. в его молодую судьбу могут сбрасываться те или иные неудачи, неприятности и даже болезни от его деда. Кроме того, по индивидуальности, позитивности и энергетике дед и ваш ребёнок могут быть абсолютно несовместимы, и это будет оказывать дополнительное давление и негативное влияние на маленького ребёнка, на его энергетику и психику. Хотите вы этого или нет, верите в эзотерику или не верите – это влияние есть и любой хороший Целитель вам это подтвердит.
Когда вы хотите назвать ребёнка в честь кого-то, или в свою честь – вы в этот момент думаете прежде всего не о ребёнке и его Душа, а о себе любимом, о своих предках и т.д. А значит заведомо дадите ребёнку неподходящее имя, которое не будет усиливать его Душу. Ведь каждое имя – это индивидуальные Силы Тонкого Мира, особый набор качеств, энергетических подключений, которые в хорошем варианте должны полностью соответствовать Душе и индивидуальности ребёнка. И именно об этом нужно думать, когда вы выбираете имя.

Влияет ли имя на судьбу человека?

Есть ли схожесть между человеком и святым, имя которого он носит? На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы мы имели в виду человека взрослого, который жил бы так, что подражал жизни своего «небесного покровителя». Как видим, эта схожесть, если она и присутствует, носит лишь внешний характер, и зависит от самого носителя имени. Тем более, в этой связи, нет необходимости говорить о некоей фатальности значения имени, или его типологической принадлежности к тому или иному чину святости – преподобных, мучеников, святителей и так далее. Младенец названный Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского, вовсе не обречен на монашескую жизнь. Равно как и малышка, названная Татьяной, или Варварой, совсем не обязательно будет убита или потерпит в жизни мучения, как мученицы давшие церковным святцам эти имена. Личность любого нового человека абсолютно уникальна и его судьба зависит только от него, святые же и Сам Бог только помогают и оберегают от ненужных неприятностей.

Не бывает имён «счастливых» и «несчастливых», также неверно думать, что наречение девочки «мужским» именем Александра или Валерия разовьёт у нее мужские черты характера. В святцах многие имена, традиционно воспринимаемых нами как сугубо мужские, имеют и женскую форму – Анатолия, Арсения, Зиновия, Кирилла, Иоанна, Павла которая однако не получила широкого распространения в России. В то же время считающиеся у нас исключительно женскими имена Инна и Римма на самом деле мужские (как, например Никита или Савва), поэтому у девочек с такими именами небесными покровителями являются святые мученики Инна и Римма Новодунские, ученики Андрея Первозванного.

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

С каким именем крестить взрослого?

Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами — оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах. В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.

Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария — в Православной Церкви нет.

Называем в честь родственника

Если вы решили наректи своего малыша в честь конкретного близкого человека, то тут нужно быть осторожным и учитывать некоторые особенности.

Называя малыша в честь своего отца или любимого дяди, вы не делаете ничего плохого. А человеку, в честь которого вы назвали ребенка, будет очень приятно

Тогда можете не сомневаться, что все внимание родственника будет приковано к вашему малышу, также его забота.
В случае, когда родители нарекают сына в честь одного из родственников, которого уже нет в живых — плохой знак. По народному поверью считается, что такой карапуз будет повторять судьбу человека, который умер

Конечно, если вы несуеверны, а к тому же умерший родственник прожил замечательную, счастливую жизнь, то почему бы и нет.

Особенности выбора

Решая, как назвать сына, необходимо учитывать ряд моментов.

  1. Задумайтесь о будущем. Выбирая, как назвать карапуза, смотрите, чтоб впоследствии оно стало отличным отчеством для ваших внуков.
  2. Подбирайте такой вариант, чтобы он красиво звучал с фамилией, также с отчеством карапуза. Подбирайте те, в которых было бы преобладание глухих или звонких согласных.
  3. Считается, что некорректно называть ребенка в честь его родителя. Зафиксированы случаи, когда это приводило к нервным расстройствам малыша.
  4. Не стоит карапузам, проживающим в сельской местности, давать какие-то изысканные иностранные имена.
  5. Если у ребенка длинная фамилия, то имя лучше выбирать короткое и наоборот.
  6. Определившись с именем, задумайтесь, как звучит его уменьшительно-ласкательная форма. Желательно, чтобы оно не было сложным в произношении и не вызывало иронию.
  7. Определяясь с тем, как наректи ребенка, выбирайте такой вариант, чтоб он был одинаково красивым, как для маленького малыша, так и для взрослого мужчины.
  8. Не стоит давать сыну женско — мужское имя, если по фамилии сложно понять мужчина это или женщина.
  9. Если вы задумываетесь над тем, как назвать сына необычно, то стоит учитывать, что такое решение может в будущем ему навредить. Не исключено, что его негативно воспримут в обществе и ребенку будет сложно жить с таким именем. Особенно это касается тех случаев, когда мама называет малыша в честь любимого актера или героя из сериала.
  10. Не рекомендуется ребенку с русской фамилией и отчеством давать, например, арабское имя и наоборот.
  11. Выбирая имя, ознакомитесь с его значением и происхождением.

Имя и время года

Далеко не все знают, что месяц, в котором родился малыш, во многом определяет его будущий характер. Считается, что если вы назовете карапуза именем, соответствующим месяцу его рождения, то такой ребенок будет счастлив и в большей степени проявит свои лучшие качества.

  1. Осень. Давайте рассмотрим, как можно назвать сына, который появился на свет в это время года:
  • сентябрьским малышам подойдут следующие варианты:
  • мальчики, которые родились в октябре весьма азартные. Таким карапузам подойдут:
  • малыши, которые появились в ноябре — романтики и мечтатели. Таким деткам подойдут следующие варианты:
  1. Зима. Какие же имена подойдут деткам, рожденным в зимние месяцы:
  • мальчики, родившиеся в декабре, таинственные и загадочные, недоверчивые к окружающим людям. Идеальными станут:
  • январские ребята могут иметь сложности, принимая определенные решения, но всегда самостоятельные, решают любые свои проблемы, являются отличными друзьями. Таким малышам подойдут следующие варианты:
  • мальчики, родившиеся в феврале, чувственные и нежные, но не обделены мужественностью. Таким деткам подойдут:
  1. Весна. Теперь давайте рассмотрим, как называть деток, которые родились в весенние месяцы:
  • мальчики, рожденные в марте, радужные, оптимисты и заводилы в любой компании. Хорошо подойдут:
  • малыши, которые родились в апреле, энергичные, преданные и верные. Таких ребят можно называть следующими вариантами:
  • майские мальчики весьма беззаботные, при этом достаточно ответственные, оптимисты. Таким деткам могут подойти:
  1. Лето. Давайте рассмотрим, какие имена лучше подойдут мальчикам, которые родились в летние месяцы:
  • малыши, рожденные в июне, весьма удачливые и успешные. Подойдут такие варианты:
  • мальчики, которые родились в июле, организованные и целеустремленные. Им хорошо подойдут:
  • малышам, рожденным в августе, хорошо подойдут:

Старинные и очень редкие

Если вы решили подобрать достаточно редкое имя своему карапузу, то предлагаю вашему вниманию пять вариантов и их значение.

  1. Гордей. Такой мальчик будет оптимистом, является достаточно миролюбивым. Внешне будет скромнягой, при этом ему характерна большая энергия и внутренняя сила. Такой малыш станет хорошим рассказчиком и будет внимательным слушателем.
  2. Захар. Нарекая сына таким именем, вы даете ему покладистый, заботливый характер. Такие мальчики добродушные и сентиментальные.
  3. Лука. Такой малыш будет честным и целеустремленным, однако, иногда импульсивным.
  4. Матвей. Малыш настойчивый и трудолюбивый, однако, замкнутый.
  5. Всеволод осмотрительный, веселый, находит общий язык с окружающими, старательный, но не стремится быть победителем.

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин. И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна. В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо

В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь. Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день

Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

Поздравительно-семейная часть именин вовсе не исключается. Подарки — они ведь всегда подарки. Обычно, именно в этот день, они, также, носят религиозный характер. Сейчас достаточно церковных сувениров, чтобы иметь возможность сделать приятный знак внимания своему родному или близкому человеку в День Ангела. Впрочем, не исключаются и подарки бытовые, или обыденные. В любом случае именины – это дополнительный семейный праздник, который собирает любящих людей вместе, укрепляя их общение и отношение. Первыми поздравителями, по традиции являются, конечно, крестные человека, его духовник и родители. В литературе можно найти достаточно большое количество описаний самих домашних обрядовых действий связанных с именинами, вплоть до именинных меню и невинных развлечений. В любом случае, нужно отметить, что это обычаи не столько церковные, сколько бытовые, и в зависимости от географии и времени они достаточно разнообразятся. Исходя из этого, невозможно прописать какие бы то ни было шаблоны для домашнего празднования именин. Общим, безусловно, должно остаться так называемое «многолетие» в честь именинника. Оно возглашается либо священником, либо старшим стола, или, человеком имеющим особенные голосовые данные и включает в себя общую формулировку:

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!»

И все присутствующие громко и весело поют «Многая лета»! Поют сколько захотят какими угодно распевами, их достаточно большое количество.

Обряд имянаречения

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени. И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Выбираем имя новорожденному

Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так. Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем – любовь». Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.

Вариант первый:

Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день  рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Вариант второй:

Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого. Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например – наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее. Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями. Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.

В пользу этого подхода – выбора особо почитаемого святого вне зависимости от даты рождения нарекаемого младенца — также можно привести высказывания известных церковных деятелей:

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).