Практические занятия по монтессори для детей

Оглавление

Это может быть интересным

09.09.2021
Как выбрать частную школу

Время чтения: 8 минут 

Выбор частной школы – сложный процесс, где важна стратегия

На что обратить внимание, какие параметры можно считать критическими и от какой школы лучше отказаться – читайте в новой статье Mrs. Britain!

читать подробнее

25.08.2021
Школьная форма в Англии

Время чтения: 7 минут 

Попробуйте представить ученика английской школы

Получилось? Наверное, 100% читателей сразу же увидели образ юного Гарри Поттера. Все верно! Форменный пуловер, классические брюки и сорочка – так выглядит типичный школьник в Англии. Только вот мантии сейчас не носят! Традиции и современность в одежде английских школьников в статье Mrs. Britain!

читать подробнее

18.08.2021
Как получить грант на обучение за рубежом

Время чтения: 7 минут 

Учиться за рубежом бесплатно – реально! Какие виды грантов и финансовой помощи доступны? Какие требования предъявляются к претендентам, и на что обратить внимание, чтобы выделиться среди конкурентов? Советы по написанию мотивационного письма, самые популярные грантодатели по обучению за рубежом и другая полезная информация в новой статье Mr. Great!

читать подробнее

Правила обучения и материалы для занятий

Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.

Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори

Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:

Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе

Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»

Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием

Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.

Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности

Что такое метод Монтессори и почему он важен в образовании

Метод Монтессори — педагогическая система, предложенная итальянским врачом и учёным Марией Монтессори в начале ХХ века. Она предполагает создание среды, в которой ребёнок самостоятельно формирует различные навыки, проявляет свои способности и приобретает необходимые ему знания на собственном опыте.

Систему Монтессори уже сотню лет используют в детских садах и школах — таких организаций в мире насчитываются тысячи. Выпускников этих учебных заведений Wall Street Journal ещё в 2014 году шутливо окрестил «монтессори-мафией» и недаром: в их числе основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатель Amazon Джефф Безос, разработчик видеоигр Уилл Райт и другие инноваторы современности. Все они так или иначе связывали свой успех с монтессори-образованием.

Хотя обычно метод применяют в раннем развитии и обучении младших школьников, он воплощает в себе концепцию Lifelong Learning. Он не ограничивается определённым возрастным периодом, а представляет собой цельный взгляд на развитие человека от рождения до старости — с единой философией и последовательным переходом от одной ступени образования к другой. Ведь человек учится на протяжении всей своей жизни, с этой точки зрения усилия младенца по удержанию первой игрушки так же важны и ценны, как и обучение первоклассника письму, подростка — решению уравнений, человека зрелого возраста — пользованию новым оборудованием на рабочем месте. Поэтому принципы монтессори-педагогики можно смело использовать в образовании взрослых.

Мария Монтессори, 1950 год. Фото: Wikimedia Commons

Ограничения метода Монтессори

В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей

Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план

Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.

Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.

Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку

Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.

Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.

Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.

В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.

Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Плюсы и минусы системы

Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.

Плюсы

Среди преимуществ системы можно выделить:

  • на развитие детей взрослый практически не влияет или делает лишь незначительное вмешательство, что позволяет малышу осваивать мир без навязанных предубеждений;
  • методика позволяет детям самовыражаться и учитывает индивидуальные особенности;
  • детей не заставляют, а мотивируют учиться, их не хвалят, но и не ругают, потому процесс обучения проходит не настолько травматически;
  • дети получают свободу, независимость и развивают умение самостоятельно планировать и организовывают свою деятельность;
  • система учитывает периоды развития детей, совершенствует мелкую моторику, развивает чувства;
  • быстро прививает навыки самообслуживания, ответственности, самоконтроля;
  • развивает интеллект, речь, логически-аналитическое мышление;
  • дает представление о мировых реалиях и контактах с другими людьми (если малыш воспитывается по этой системе и в группе).

Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.

Минусы

Есть у методики и просчеты:

  • больший упор на интеллектуальную сторону развития ребенка во вред его эмоциональности и творческим задаткам;
  • игнорирование сюжетно-ролевых игр, аргументируя тем, что они отвлекают ребенка;
  • упущения, связанные с особенностями темперамента детей (не все дети попросят помощи, и не всем будет интересно);
  • методика кардинально отличается от методов воспитания и подачи материала в детских садах и школах, что создает ребенку трудности в адаптации к школьному графику и особенностях взаимодействия с учителями;
  • недостаток физической активности.

В чём состоит методика Монтессори

Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.

Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора – двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.

Игры Монтессори для детей 5-6 лет

Зная, особенности ребенка легко подбирать занятия, которые ему понравятся. Чем увлечь его в возрасте 5-6 лет?

  • Подбираем книги, которые побудят его делать открытия, развивать умственные способности, задавать вопросы.
  • Покупаем игрушки на разные тематики: животные, динозавры, профессии, растения. Изучаем окружающий мир.
  • Не забываем про активные игры. Лестница, горка, качели, скакалка – все пригодится для веселых и полезных занятий.

Хотите вырастить самостоятельного и ответственного человека? Берите на вооружение принципы, рассмотренные в статье. Это не просто педагогические приемы, это настоящая философия и ее можно легко внедрить в домашних условиях. Наилучшие отзывы получал симбиоз семьи и детского садика. Но ведь лучше хоть что-то делать!

Да, возможно метод Монтессори в домашних условиях имеет недостатки. Но как по мне плюсов больше, чем минусов.

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал

Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

Зоны развития по системе Монтессори

Женщина полностью разрушила классно-урочную систему. В помещении установили легкую переносную мебель, чтобы дети могли сами ее переставлять. На пол постелили маленькие коврики, где можно лежать или сидеть и одновременно заниматься. Подготовленная среда развития помогла детям шаг за шагом освобождаться от помощи родителей, становиться независимыми.

Класс разделили на несколько зон развития:

  • Практическая. Включает предметы, с помощью которых маленькие почемучки учатся ухаживать за собой и своими вещами.
  • Сенсорная. Малявки пробуют использовать свои чувства для изучения окружающего мира. Они учатся различать цвет, запах, вес, размер разных предметов и тканей, изучают их свойства.
  • Математическая, языковая, естественнонаучная. Родители заметили улучшение умственного развития своих малышей после занятий в этих зонах.

Знакомство с методом Монтессори

Есть чёткая грань между двумя понятиями — растить ребёнка и воспитывать. Вырастить может каждый, а вот как воспитать — это уже другой вопрос. Будучи беременной Валерой, я ознакомилась с несколькими методиками воспитания, от самых примитивных до необычных. Я понимала ещё тогда, что в итоге сын сам выберет свою методику жизни (чувствуете нотки «я сам»?) И не ошиблась, остановившись на системе Монтессори.

Меня потрясло, что родитель не должен заставлять ребёнка учиться чему-то новому. Вспомним себя на уроках в школе, когда так не хотелось выполнять то, что говорят. В Монтессори же младенец с рождения предстаёт как личность, а родитель лишь создаёт правильную среду, чем побуждает ребёнка к саморазвитию. Одним словом — свобода!

Своё знакомство с методом я начала, конечно же, с теории. Изучила биографию Марии, некоторые её труды, читала статьи из книг Монтессори-педагогов: Полы Полк Лиллард и Линн Лиллард Джессен. Тогда я ещё не знала, насколько интересна будет наша жизнь с Монтессори.

Переливание воды 2

Материал: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан с маркированным краем, тряпка.

Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов. Возраст: около четырех лет

Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. Лейка наполнена подкрашенной водой до маркировки (маркировка — 1 единица измерения). Уровень воды будет лучше виден. Учитель берет лейку и медленно льет воду в мерный стакан

При этом он обращает внимание на маркированный край. Когда уровень воды достигнет маркированного края, учитель оставляет лейку и переливает воду из мерного стакана в первый сосуд, затем снова обратно в лейку

Так один за другим он поступает со всеми сосудами. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.

Дальнейшие упражнения: лейка содержит, например, 4 единицы измерения объема воды

Контроль над ошибками: пролитая вода. Контроль с помощью мерного стакана.

Применение:

  • налить питье;
  • лить пену.

Что это такое методика Монтессори и зачем она детям?

В чем же суть воспитания по методам Монтессори? Вот основные принципы системы.

  1. Понимание особенностей естественного развития человека. Индивидуальный подход, основанный на свободном выборе. Другими словами ориентация на потребности и способности каждого ребенка. Руководством для педагога должны стать слова: « Помоги мне сделать самому».
  2. Свободное воспитание, отсутствие любого авторитарного давления. Нужно довериться природе, позволить маленькому человечку заниматься тем, что ему нравится и тогда, когда ему хочется. Конечно, родителям или воспитателям необходимо определить рамки, но воздерживаться от всяких оценок, поощрений и наказаний. Взрослые не указывают, только наблюдают.
  3. Специально подобранный дидактический материал и презентации. Все размещать на уровне глаз малыша (как призыв к действию). Каждая игрушка в одном экземпляре. Это учит социальному поведению относительно других детей. Ребенок начинает учитывать потребности своих друзей.
  4. Разновозрастная группа имеет большое преимущество как прототип семьи. Во время игры маленькие детки, наблюдая, за старшими быстрее все схватывают. Дети постарше пытаются руководить, делиться своими умениями. Так обогащается их социальный опыт. Малышня станет самостоятельнее, поскольку сама заботится о своем окружении, о том чем, как и сколько времени заниматься.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Суть методики Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.

Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.

Принципы системы

Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:

  1. Ребенка учит то, что вокруг него.
  2. Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
  3. Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
  4. Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
  5. Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
  6. Высмеивание учит быть робким.
  7. Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
  8. Частые попытки опозорить учат чувству вины.
  9. Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
  10. Снисходительность учит быть терпеливее.
  11. Подбадривание делает более уверенным.
  12. Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.

Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.

Составляющие программы

Рассматриваемая методика имеет три составляющие:

  • ребенок;
  • окружающая среда;
  • педагоги.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.

Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:

  • от рождения до 6 лет — речевое развитие;
  • от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
  • от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
  • от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
  • от года до 4 лет — освоение разных действий;
  • от двух с половиной лет до шести — социализация.

Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать

А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.

Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Что представляет собой комната для занятий по развитию ребенка 1-2 лет

Занятия с малышами в центрах по развитию детей проводятся в большом помещении, где общее пространство разделено на тематические зоны. Зонирование производится с помощью невысоких перегородок. Оно предполагает наличие различных модулей:

  1. Ниши с умывальниками, где дети могут помыть руки, набрать воду в лейку, намочить тряпочку.
  2. Зона, где висит одежда и стоит обувь. При желании малыш может взять любую из вещей и надеть ее на себя.
  3. Отделение с инструментами для уборки. Там находятся швабры, ведерки, тряпки, веники. С помощью этих предметов малыш при желании может заняться уборкой.
  4. Кухня, где может лежать настоящая картошка, чеснок, лук и другие продукты. Также там находятся кастрюльки, тарелки, столовые приборы.
  5. Уголок с игрушками в виде фигурок животных.
  6. Детская комната с куклами, игрушечными колясками, колыбельками.
  7. Зона с зеркалами, украшениями, расческами и еще много разнообразных модулей.

Родителям не стоит переживать, если сын или дочь не хочет посещать ту или иную зону. Это вполне нормально. Малыш идет туда, где ему интересно. И если, например, девочка охотно играется с кубиками, коробочками и шариками, не нужно настаивать на том, чтобы она занималась куклами.

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».