Японские дома: особенности восточного жилища

Коридор или генкан в японском доме

В японском доме есть что-то похожее на прихожую, которую мы понимаем. Заслуживает внимания большая разница в высоте между входом и переходом в дом. Такая капля имеет особое культурное значение и действует как «воздушный шлюз», который отделяет интерьер дома от отопления и холодного, неотапливаемого входа.

Практически у каждого генкана   есть обувной шкаф и скамья гетабако. В этом углу японцы оставляют свои туфли и надевают тапочки.

Еще несколько фотографий Генкана, но в современном варианте. Я добавляю фото, потому что тема минимализма в мебели мне интересна. Яркие цвета и много дерева напоминают скандинавский стиль.

Сад по-японски

Именно поэтому главным элементом японского жилища считается ландшафт. Японцы убежденные последователи своей древней философии и потому придают огромное значение воде и камням. Их дома отличаются наличием небольшого пруда, мини-водопада или фонтана на его территории, ведь согласно поверьям вода очищает дом от зла. Существует также распространенное понятие для обустройства садово-парковой зоны в японском стиле – «Сад камней». Это использование больших и необработанных камней разных пород, структур и цветов в обустройстве парков и дворов.

Японская калитка в саду обязательно должна быть выполнена из дерева. Легкая и решетчатая она, согласно философии, пропускает не только солнечный свет, но и силу природы, светлую энергию растений и воздуха.

Для того, чтобы сад был максимально похожим на японский, можно использовать бамбук в качестве материала, из которого будет изготовлена изгородь. Этот материал не только отличается своими характеристиками прочности и долговечности, но и обеспечит стильность дизайну всего двора и сада.

Для обустройства зоны отдыха следует обратить внимание на японские беседки, которые позволяют очень приятно проводить время за чаепитием или наблюдением природы. Вокруг них обычно выстраивают мини-сад с дорожками и бонсаем

Именно дорожки также являются неотъемлемой частью японского ландшафтного дизайна. Создавать их можно двумя способами:

  • россыпью мелкого гравия или других природных камней;
  • бетонными плитами (более прочные и практичные), разбавленными пространствами с грунтом, песком или гравием.

Японский интерьер

Прежде всего, следует помнить, что японский стиль – открытые светлые пространства и минимализм

«Захламленность» комнат рассеивает внимание живущего и отвлекает его от сосредоточенности на важных мыслях

Самое главное, как уже упоминалось ранее – легкие, раздвижные двери-перегородки выполненные в соответствующем цветовом спектре. Такие двери могут вести на терассу и открывать прекрасный вид на природу или же создавать разные зоны внутри помещений, служа перегородками.

Пол лучше всего выстилать циновкой или покрытием, которое имитирует соломенные коврики. Акценты в интерьере могут быть из ярких подушек, ковра или же картины.

Чтобы придать комнате японский стиль следует правильно подобрать и мебель – она должна быть легкой, деревянной. Также можно использовать маленькие столики или японские шторы.

Важно помнить, что японский стиль направлен на подчеркивание красоты и утонченности элементов декора, в нем используються натуральные материалы для отделки, преобладающе молочных, белых и бежевых оттенков с контрастом черного или темно-коричневого

Японский стиль – это не только сдержанность и простота форм, но и неразрывная связь с окружающей природой.

Проектируем кровлю

Первое, что делает японский домик узнаваемым, — это крыша. Ее конструкция похожа на вычурную китайскую кровлю. Но японские крыши практичнее и более упрощенные. На них больше всего похожи голландские и датские вальмовые конструкции, которые рассчитаны на обильные осадки и сильные ветра.

Японские домики всегда имеют кровлю, которая имеет отрицательную кривизну скатов и сходится под углом 60°, как сложенные руки при молитве. Также для восточного стиля характерно несколько ярусов крыши и длинные большие свесы, особенно над входом и на углах. Такая конструкция позволяет подальше отвести талую и дождевую воду от стен и фундамента дома.

Признаки японского дома

Прежде всего, здесь приветствуется минимализм:

  • в стране всегда ориентируются на простоту, четкость и лаконичность;
  • в традиционном жилище японца нет кладовых или чуланов, в которых хранятся старые и ненужные вещи;
  • элементы минимализма прослеживаются как внутри, так и снаружи дома.


Зонирование пространства в доме, построенном в японском стиле Источник антисептик-для-дерева.kiev.ua Второй критерий, которому должен отвечать дом в японском стиле – это функциональность:

  • по определению здесь просто не может быть неполезного пространства;
  • даже маленький уголок тщательно продумывается;
  • традиционный дом японца имеет небольшую площадь, поэтому имеющее пространство принято тщательно продумывать;
  • в японских домах всегда есть вместительные и функциональные шкафы, в которые всегда убирается все, чем в данный момент человек не пользуется.

Тщательный выбор мебели:

  • вся мебель, которая есть в японском доме – это то, без чего невозможно обойтись жильцам;
  • в каждой спальне находится большая низкая кровать и вместительный шкаф, других предметов (прикроватные тумбочки, туалетный столик, трюмо и т. д.) здесь практически не встречаются;
  • в современном доме всегда есть небольшой столик, который можно считать центральным элементом в комнате, вокруг которого устраивают традиционные чайные церемонии;
  • лаконичные диваны с низкой спинкой и натуральной обивкой;
  • вместо комодов, тумб здесь используют встроенные в стену ниши;
  • вся мебель в японском доме преимущественно низкая (кровать, стол).


Раздвижные двери в японском стиле Источник mrrestavrator.ru

Особенности японского жилища

Японские дома называются по-разному, всё зависит от типа строения. Самое обыкновенное и распространённое название это «минка». Высокий дом принято называть «биру», многоквартирное сооружение «мансён».

Традиционный японский дом называется «минка», в переводе это слово означает «дом людей». Много лет назад японское общество делилось на классы, и такое жилище принадлежало обычным крестьянам, ремесленникам и торговцам. Спустя время это разделение общественных слоёв исчезло, и словом «минка» стали называться любые традиционные дома японцев.

Главная особенность японского дома – это широта диапазона стилей и размеров исполнения. В первую очередь, строения тесно связаны с географическими и климатическими условиями. Жильё отражает образ жизни своих обитателей. В летнее время в стране довольно жарко, поэтому дома строятся так, чтобы они могли хорошо обдуваться ветром.

Традиционный японский дом, называемый «минка»

Японский дом чем-то напоминает обычный навес. Это крыша, которая опирается на каркас, сделанный из деревянных опор и стропил. Стены заменяются раздвижными створками, поэтому здесь нет ни окон, ни дверей. Раздвижные панели в доме можно убирать, регулируя размер и форму комнаты.

В роли окон выступают наружные стены под названием «седзи», которые также могут раздвигаться и выниматься. Они оклеены тонкой рисовой бумагой белого цвета.

Многие, кто впервые видит внутренность японского дома, поражены отсутствию мебели. Нигде нет украшений, присутствует лишь картина, под которой стоит красивая ваза с живыми цветами.

«Автодор» реализует свои давние планы

«Автодор» не один год планировал сделать Минское шоссе платным. В январе 2016 года жители Одинцовского района на публичных слушаниях резко раскритиковали проект и назвали будущую трассу «дорогой смерти». В Одинцово проводили митинг против взимания платы за проезд, обращались в различные инстанции. Ряды протестующих пополнили москвичи, оказавшиеся перед перспективой платить за дорогу к дачам. 

Но обращения и петиции результата не дали. Петиция президенту, собравшая более 10 тыс. подписей, спустилась обратно в «Автодор». Губернатор Подмосковья Андрей ВОРОБЬЁВ не ответил на требования граждан, а из подмосковного правительства пришла отписка на резолюцию митинга. В марте 2016 года «Автодор» приступил к реализации своих планов.

В августе 2017 года председатель правления госкомпании Сергей КЕЛЬБАХ сообщил журналистам, что платный участок будет организован с 33 по 132 км Минского шоссе. Участок с 33 по 84 км — первый этап проекта.

31.184.250.230

Технология строительства

Проекты японских домов — это уникальная разработка с точки зрения зодчества. Ведь классический вариант жилища начинается со строительства основы, фундамента. Из-за сейсмической нестабильности материка жители страны не позволяют себе столь статичные постройки, ведь они не переживут даже небольших землетрясений. Поэтому основание минка располагается на столбах, которые образуют несущую конструкцию. Они ставятся на крупные камни, врытые в землю. Из-за легкости крыши прямоугольное строение не нуждается в дополнительном укреплении и легко восстанавливается после разрушения.

В японском доме нет стен, а их роль выполняют подвижные деревянные перегородки. В результате этого статическая планировка комнат отсутствует, а при необходимости можно создать единое пространство. Однородное одноуровневое покрытие пола тоже способствует этому.

Конструкция

Традиционный японский стиль предполагает прямоугольную конструкцию дома. По центру и углам располагаются самые устойчивые балки. На них настилается облегченная крыша с небольшим отверстием в самой верхней точке для вентиляции. Материалы выбираются из соображений доступности и низкой цены. Основными из них становятся дерево, бамбук, глина и высушенные травы.

Проекты домов в японском стиле достаточно устойчивы, поэтому количество окон не ограничивается, можно даже использовать панорамное остекление. Однако в более устаревших домах роль стекол выполняет практически прозрачная рисовая бумага. Она пропускает дневной свет, задерживает потоки ветра, но более практична при разрушении, так как не образует осколков.

Система отопления

Устройство японского дома не предполагает централизованной системы отопления. В течение полугода в Японии стоит влажный жаркий климат. Это требует постоянного проветривания, которое организовывается благодаря системе подвижных ширм и перегородок. Дополнительное удобство обеспечивает одноуровневый земляной пол, покрытый татами из соломы. Площадь одного составляет полтора квадратных метра. Для удобства общая площадь дома исчисляется их количеством.

В холодное время года влажный климат также доставляет дополнительное неудобство, так как даже небольшие минусовые температуры ощущаются острее. Однако уже упомянутые подвижные ширмы позволяют образовать множество небольших помещений, обогрев которых можно частично обеспечить небольшими горелками.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома/квартиры в Японии – 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома – около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде – она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

Основное средство передвижения в больших городах – общественный японский транспорт (метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля – с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов – Синкансэн.

Древние формы

Зеркало в период Кофун (по III е  -  VII — го  века) и хранятся в императорских коллекций четыре типа традиционных домов того времени. Один представляет собой полузатопленный дом с шатровой и двускатной крышей , другой — своего рода приподнятый склад с двускатной крышей, третий — приподнятый дом с двускатной крышей и, наконец, одноэтажный домик с двускатной крышей, все с соломенной крышей. крыша. Особенно подробно описаны различные решения для сборки раздвоенных коньков на фронтонах, киджи . С этого периода мы также храним некоторые модели домов из терракоты, игата ханива . Некоторые представленные виды кацуоги .

Самурайский дом

Самурайский дом   был огорожен воротами: чем они больше и чем лучше украшены, тем выше статус самурая. Основу конструкции дома составляют опорные колонны, дом имеет прямоугольную форму и сам поднимается на сваях на 60-70 см от земли, что защищает его от влаги и плесени.

Рис. 4   Самурайская резиденция

Дом визуально напоминает дом с каркасной занавеской, но сносится только частично в зависимости от сезона. Внешние стены, которые выходят на улицу, являются неподвижными и неподвижными, а стена со двора сдвигается. Эту стену называли амадо (amado), она похожа на щит из сплоченных широких досок, установленных в холодные дни или ночью сёдзи .

Что можно сшить из плюша минки

Данная ткань широко распространена для пошива детской одежды, пастельных и прочих принадлежностей, таких как:

  • Одеяла, пледы, подушки;
  • Комбинезоны, шапочки;
  • Пинетки, штанишки, жилеты;
  • Карнавальные костюмы;
  • Мягкие игрушки.

Плед

В работе, эта ткань имеет определенные особенности. Она довольно скользкая и, порой, нужно время, чтобы приноровиться. Облегчить процесс пошива помогут следующие моменты:

Одна из главных задач перед пошивом, это раскрой материала

Важно учитывать не только долевую (то есть направление долевой нити), но и направление ворса
Если на это не было обращено внимание, то при сшивании, детали изделия могут отличаться по цвету и иметь, в целом, разный вид. Ворс должен направляться сверху вниз;
Для работы на швейном оборудовании, как на бытовом, так и на промышленном, важную роль играет правильно подобранные иглы
Так как плюш минки имеет трикотажную основу, необходимы иглы с круглым наконечником

Если иглы слишком острые, не подходящие для трикотажного полотна, они могут оставлять следы, в виде маленьких дырочек. Это сократит срок эксплуатации изделия;

Комбинезон

  1. Так как ткань скользкая, перед сшиванием деталей кроя, лучше все закреплять булавочками;
  2. Также плюш минки имеет большую плотность, и булавки, в некоторых случаях, не спасают. Тогда можно детали предварительно сметать;
  3. Стежок на швейной машине нужно установить более широкий, чем для легких не тянущихся тканей. Если имеется лапка «шагающий транспортер», можно воспользоваться ею. Если увеличение размера стежка не помогает равномерно сшивать детали, нужно ослабить натяжение нити на швейной машине;
  4. Так как ткань ворсовая, при раскрое и пошиве, остается много ворсинок вокруг рабочего места. Отчистить их поможет роликовая липкая лента.

Пинетки

Один из самых популярных, это американский плюш. Но цена его отличается в большую сторону, по сравнению с производителями из Китая, Польши и других стран. Чем это обусловлено:

Одна из важных, характерных элементов плюша минки — это его плотность. Два разных по плотности полотна, дают совершенно разный внешний вид готовому изделию. Если говорить об американском плюше, то его плотность составляет 380 гр/м2. Тогда как другие производители предлагают материалы с плотностью от 220-280 гр/м2;
Большую роль играет ворс, то есть его частота. На ткани из США, он очень плотный

Невозможно разглядеть материю, на которую ворс крепится, то есть его основу
Ткани из Польши, тоже довольно плотные по ворсовому наполнению, чего не скажешь об некоторых китайских производителях;
Важно обращать внимание на изнаночную сторону. Ткани более дорогие не покрываются катышками, очень гладкие и приятные на ощупь.

Плюшевая игрушка

Производители всех стран предоставляют очень широкий цветовой диапазон. Если говорить о качестве, то без сомнений — это американский белый плюш. Но здесь есть один большой минус — его цена. Ткани из Польши и Китая, более доступны в ценовой категории. Зачастую имеют довольно хорошее качество и замечательно смотрятся в ряде определенных изделий.

Карнавальный костюм

Дом Вада (Wada House)

Напоследок, решили зайти еще в один дом — семьи Вада. Их предки имели высокий социальный статус и интерьер намного дороже, чем в жилище монахов. Но в целом, суть та же: жилой первый этаж с татами и очагом, большой деревянный чердак с орудиями труда и крутыми видами на деревню.

Вход стоит 300 Yen (≈ 2.7 USD). Часы работы 9:00 ~ 17:00

Многие дома Гассе в деревне сдают на ночь и можно окунуться в историю по полной. Единственное — уже за пол года до нашей поездки в Японию все старинные дома в Сиракаве были заняты. Полный список приглашающих ищите здесь.

А мы вдоволь насмотрелись на чудесные избушки шелкопрядов, надышались традиционного дыма и побрели по весенним грязям самой популярной деревни Японии на автобусную остановку с сотнями таких же исследователей.

Но вот что интересно… Вопреки толпам людей и туристической вылизанности, Сиракава-го поразила именно своим уютом. А чтобы почувствовать ее необыкновенную атмосферу и уникальность совсем не обязательно быть великим архитектором. Так что рекомендую от души!

Пример японского адреса

Чтобы понять почему японские адреса вводят в ступор любого неприготовленного европейца, начнем сразу с примера. Вот адрес одной из гостиниц, популярной в Японии сети бизнес-отелей APA Hotel (мы им посвятили целую статью про бизнес-отели в Токио):

〒103-0007 東京都中央区日本橋浜町3丁目43−8

В Японии адреса принято записывать по принципу «от большего к меньшему», поэтому воспользуемся системой Хэпбэрна и перевернём порядок адреса на современный европейский манер, чтобы проще понять из чего он состоит.

Итак:

3 Chome-43-8 Nihonbashi-hamacho, Chuo City, Tokyo 103-0007

Сразу же можем задать вопрос:

Где тут собственно улица?

Ответ — нигде.

Улицы за редким исключением не используются в японской адресной системе вовсе.

Большинство жителей Токио вообще могут не знать на какой конкретно улице они в данный момент находятся. Улицам мы приняли решение посвятить целый абзац, поэтому к ним еще вернёмся.

Пока-что, давайте разбираться с адресами.

Как только мы поймем структуру японского адреса, нам будет куда легче ориентироваться и использовать навигацию, например карты Google или Apple.


Типичная адресная табличка в Токио. Тайто-ку, Уэно-3(сан)тёмэ, 6-й микрорайон (5-е здание/участок).

Известные архитекторы Японии

Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет.
В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали
готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно
Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака,
резиденция Дзинпукаку).

Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с
современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс
Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.

Известные современные архитекторы:

  • Кэнго Кума (Музей искусств Сантори,
    Пластмассовый дом в Токио);
  • Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO
    2000, Картонный собор в Крайстчерче);
  • Тойо Ито (центр Mikimoto House в
    Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).

Современная японская архитектура не стоит на
месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не
теряя традиционные черты и уникальность.

Типичные фермерские дома периода Эдо

Honmuneдом с птичьим декором на фронтоне

Некоторые стили фермерских домов достигли зрелости в период Эдо; Ниже приведены некоторые типичные примеры.

Gasshou

Gassho-дзукури (合掌造) -стиль Минкаимеют огромные крыши, которые представляют собой большую форму сасуструктурная система. Их название происходит от схожести формы крыши с двумя руками в молитве. Их часто можно найти в префектуре Гифу. Верхние этажи двух- и трехэтажных домов используются для шелководства , есть места для хранения лотков с шелковичными червями и листьями тутового дерева.

Honmune

Хонмунэ-дзукури (本 棟 造) буквально означает «настоящий гребень»: этот стиль имеет почти квадратный план с остроконечной крышей, покрытой доской. Фронтон дома особенно впечатляет своей композицией из балок, карнизов и распорок. Фронтон увенчан птичьим орнаментом, который называется судзумэ-одори (雀 踊 り) . Дома такого типа можно найти в префектурах Гунма, Нара, Ямагути и Кучи.

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.

Рис. 14. Традиционный японский дом минка
Рис. 15-16. Раздвижные стены амадо
Рис. 17. Наружный короб для амадо
Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках

Кстати на фото ниже современная интерпретация амадо, которые поднимаются на крюках.

Рис. 19. Современная интерпретация амадо

Сёдзи – это перегородки, которые отделяют жилые помещения от веранды (энгава).
Энгава это открытая галерея, которая огибает дом с двух или трех сторон.

Рис. 20. Веранда энгава
Рис. 21. Энгава — традиционный японский дом
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется
shoji.

 

Происхождение сёдзи. Виды бумаги сёдзи. Применение сёдзи экранов и перегородок. Конструкция дверей сёдзи. Схемы сёдзи и кумико. Треки для перемещения дверей сёдзи. Наклеивание бумаги
сёдзи, изучаем экзотику.

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.

Рис. 23. Изготовление сёдзи
Рис. 24. Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи — верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе — заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи — washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.
 

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Рис. 25. Традиционная технология изготовления бумаги васи
Рис. 26. Бумага васи
Рис. 27. Сёдзи в традиционном японском доме

Дизайн сёдзи по внутреннему заполнению может быть разным, схемы напоминают аналогичные для дверей купе из алюминиевого профиля.

Рис. 28. Варианты заполнения сёдзи

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем — то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём — это раздвижная перегородка сёдзи.

 

Японские шторы 

Японские шторы или панели это ровные узкие полотна ткани,
которые вверх закреплены на карнизе, а внизу утяжелителем,
перейти к статье.

Особенности планировки

Традиционный японский домик называют «минка». Это слово переводится как «жилище для людей». Внутри дом поделен на две части: зону с утрамбованным земляным покрытием и секцию с высоким полом, который поднимается на полметра с помощью деревянных опор такаюка.

Обычно жилище имеет четыре комнаты: две жилые, гостиную и спальню. Ванную и туалет выносили за пределы основной части дома. Часто жилище в Японии дополнительно используется как магазин или мастерская, и это накладывает отпечаток на будущий проект.

Традиционно выделяют два вида планировок: нока и матия. Первая характерна для сельской местности, вторая – для городской. Они хоть и имеют различия, но выражают схожую концепцию. Рассмотрим обе планировки по отдельности более подробно.

Основы японского стиля

Сегодня этника очень популярна, а Восток — тем более. Решив оформить свою квартиру в японском стиле, желательно руководствоваться основными принципами.

Природа

Близость природы, уважение к ней и понимание ложатся в основу создания японского дома. Большие окна и дверные проемы должны в идеале открывать вид на живописный сад, фонтанчики и лужайки.

В интерьере городской квартиры принципы единения с природой принимают такой вид:

  • аквариум с рыбками;
  • бансаи;
  • бамбук в цветочных горшках;
  • картины с видами природы.

Часто используют бамбук

Для загородного стильного домика можно не ограничиваться обустройством только дома, а выполнить оформление приусадебного участка в том же японском стиле.

Перегородки

Разделение между комнатами, отделение личного пространства в общем помещении и выделение зон выполняется при помощи перегородок. Для этого используется дерево, рисовая бумага, бамбук.

Совет Чем больше будет свободного места, тем лучше.

Перегородка в японском стиле

Основные тенденции при выборе мебели

Мебель в японском стиле должна быть невысокая. Деревянные поверхности отличаются гладкостью и лаконичностью. Это относится к мебельным ножкам, подлокотникам, изголовьям, навесным полкам и т.д.

Деревянная мебель на кухне

Цветовая гамма

Теплые краски и однотонные поверхности в светлых тонах – то, чему японцы отдавали предпочтение с прежних времен.

Японский минимализм

К популярным и активно применяемым оттенкам японского интерьера можно отнести такие:

  • белый;
  • беж;
  • кремовые тона;
  • песочный и т.д.

А как же черный и красный? Эти цвета никогда не вводится в интерьер как основные. Они нужны для акцентирования и выделения.

В основном используются светлые оттенки

Цвет, задающий тон интерьеру

Свойственный японским традициям, характерный стиль подчеркивается тремя основными цветами:

  • черным;
  • красным;
  • белым.

Здесь не может быть невыразительных оттенков и невнятных сочетаний, которые «сеют хаос». Гармоничный японский интерьер – это четкость и порядок. А еще — это сочетание яркого четкого цвета с поверхностями из природных материалов и естественных тонов.

Каждый цвет работает на общую атмосферу

Красный в японском интерьере олицетворяет мужественность и силу, белый выделяет природность и естественность. Темные глубокие цвета встречаются в интерьерном оформлении реже.

Основу оформления японского интерьера всегда составляют светлые мягкие оттенки бежево-молочной гаммы. Реже могут использоваться:

  • голубовато-серые тона;
  • оттенки цветущей сакуры;
  • зеленый.

Все в тон, все в едином цвете

Все используемые оттенки должны быть в натуральной цветовой гамме, почерпнутой у самой природы. Без использования неестественных и кислотных цветов.

Дом минка и его значение для Японии

Жизнь в традиционном японском доме минка — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в
и

сайт
рассказывает об основных принципах и особенностях японских жилищ, которые делают их такими уникальными.

1. Обилие свободного пространства

Японцы не привыкли захламлять свои жилища лишней мебелью и безделушками. В идеале в гостиной (по-японски она называется «има») не должно быть ничего, кроме татами
— матов из тростника и рисовой соломы, которыми устилают пол. Они, к слову, используются еще и как единица измерения площади: традиционная комната включает в себя 6 татами.

Остальные предметы обихода могут включать в себя чайный столик с подушками для сидения, комод и футоны — набитые хлопком матрасы, которые используются вместо кровати. Последние часто убирают в специальные встроенные шкафы осииру
, которые выкрашены в цвет стен и не бросаются в глаза. Все это помогает создать эффект открытого пространства, в котором ничего не мешает и не отвлекает внимания. Есть у такого подхода и еще один неоспоримый плюс: минимум мебели и другой домашней утвари не позволяет скапливаться пыли и грязи, что существенно облегчает уборку.

2. Универсальность

В традиционном японском доме нет внутренних стен в привычном нам понимании. Вместо них используются легкие раздвижные перегородки — фусумы, сделанные из деревянных или бамбуковых реек и рисовой бумаги. Фусумы легко снимаются и передвигаются
, благодаря чему японцы могут без особых усилий менять планировку дома, делая несколько комнат из одной или меняя границы между ними. Кроме того, за счет минимума мебели и ее мобильности одна и та же комната может использоваться ночью как спальня, а днем как гостиная.

А вот ванная и туалет в больших домах — это, как правило, разные помещения
, причем ванная может состоять из двух комнат. В первой из них находится умывальник и душ, а во второй — традиционная ванна офуро. Все дело в особом значении, которое японцы придают банным процедурам: грязь смывается в душе, а вот офуро используется для того, чтобы отдохнуть и расслабиться в горячей воде.

3. Близость к природе

Непременный спутник японского дома — это сад. В него часто можно выйти прямо из дома. Для этого достаточно открыть раздвижные двери — седзи. В хорошую погоду двери в сад могут всегда стоять открытыми.

Близость к природе обеспечивается и за счет натуральных материалов: дерева, бамбука, рисовой бумаги, хлопка
. Они используются при строительстве домов по нескольким причинам. Во-первых, они дешевле и доступнее, чем камень и железо. Во-вторых, в Японии часто происходят землетрясения, а отстроить такой «бумажный» дом после катастрофы значительно легче, чем каменный, а шансов погибнуть под обломками меньше.

Начнем свою экскурсию по японскому стилю
с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается
Минка (minka)
, что дословно переводится дом людей.

Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев.
Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).

Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.

Рис. 1.

Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В «белой» части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.

Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную
печь камадо
(Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.

Рис. 2.
Печь камадо в японском доме

Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный
очаг ирори
(irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.

Рис. 14.
Традиционный японский дом минка
Рис. 18.
Амадо поднимаются на крюках
Рис. 21.
Энгава — традиционный японский дом
Рис. 22.
Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется
shoji
.

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.

Рис. 24.
Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи — верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе — заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи — washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем — то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём — это раздвижная перегородка сёдзи.

Заключение

Мы узнали, что традиционные жилища японцев называются минка. Здесь раньше жили обычные люди, а в некоторых районах подобные дома сохранились до сих пор.

Большую часть времени члены семьи проводят на полу, поэтому главная задача – с минимумом мебели и декора создать комфортное пространство, наполненное теплом и гармонией. За несколько веков условия жизни и бытовые привычки людей в Стране восходящего солнца изменились несильно, что делает их дома уникальными в своем роде.

Пусть гармония и уют не покидают ваш дом. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе!