Оглавление
- Эдуард Изотов
- В психотерапии эта цель реализуется посредством следующих последовательных задач:
- Морозко — Александр Хвыля
- Читать сказку «Морозко» в обработке Алексея Николаевича Толстого
- Беата Маковская
- Промысел
- Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»
- К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»
- Сказка Морозко (оригинал)
- Предыстория
Эдуард Изотов
Эдуарду исполнилось тридцать три года, когда он сыграл в данной киноленте Иванушку. После завершения съемок в «Морозко», ему предложили роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы», который тоже приобрел успех среди зрителей.
Фото: boom
Артист продолжил активную творческую деятельность вплоть до восьмидесятых годов, а затем исчез. Как оказалось, Эдуарда вместе с супругой отправили на зону за попытку обменять доллары на рубли, что на тот момент считалось преступлением. Суд приговорил актера и его жену к трем годам лишения свободы.
Время в заключении отрицательно сказалось как на физиологическом, так и на душевном состоянии Изотова. После освобождения он серьезно заболел, перенеся ряд инсультов, и оказался на кресле для инвалидов. Конечно, это воспрепятствовало его возвращению в театр и кино.
Фото: nakonu
Последние годы жизни артист провел в закрытом психоневрологическом центре, ему было проблематично двигаться и разговаривать, даже родных он уже не узнавал. В 2003-м году в возрасте шестидесяти шести лет Эдуард ушел из жизни.
В психотерапии эта цель реализуется посредством следующих последовательных задач:
- Встреча со своей теневой либо непринимаемой стороной личности.
- Знакомство с ней.
- Проработка интроектов либо травм развития, сформировавших дезинтеграцию идентичности. Этот шаг имеет свою специфику, в зависимости от того, с чем мы имеем дело – с травмой либо интроектом.
- Поиск в непринимаемой части ресурсов для Я.
- Интеграция отвергаемых качеств в новую целостную Я-идентичность.
Суперзадача здесь в том, чтобы если уж не принять, то хотя бы терпимее относиться к своей непринимаемой части Я. Ни Настенька, ни Марфушенька не являются целостными, гармоничными личностями, так как они жестко фиксированы на полюсах социального либо индивидуального. Их личностная идентичность хоть и стабильная, но одногранная.
Любите себя! А остальные подтянутся.Источник
Морозко — Александр Хвыля
Александр Хвыля считался главным Дедом Морозом страны. Фото: kakprosto.ru
Яркая внешность и низкий бархатный тембр помогли Александру Хвылю стать главным Дедом Морозом СССР. Каждый год именно он поздравлял всех детей на знаменитой кремлевской ёлке.
Когда мальчику было два года, его отец ушёл из жизни. Мать осталась одна с пятью детьми. Именно поэтому Александр с детства привык браться за любую работу, чтобы финансово помочь овдовевшей матери. Актёр снимался в малобюджетных фильмах, которые не приносили ему ни популярности, ни хороших гонораров.
Но судьба улыбнулась юноша и его заметили талантливые режиссёры. Так в фильмографии Хвыля появились такие легендарные фильмы, как «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и другие. Александр Хвыля скончался осенью 1976 года в Москве в возрасте 71 года.
Читать сказку «Морозко» в обработке Алексея Николаевича Толстого
Живали-бывали – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
– Тепло ли тебе, девица?
– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
– Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:
– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»
Собака съест блин и опять:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый.
Старуха глянула и руки врозь…
– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
– Тепло ли тебе, девица?
А она ему:
– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:
– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:
– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.
Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»
А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.
Беата Маковская
Беата Аркадьевна Маковская. Родилась 7 июля 1974 года. Российская актриса театра и кино.
Беата Маковская родилась 7 июля 1974 года.
В 1996 году окончила театральный институт «Школа русской драмы» имени И.О. Горбачева.
Актриса Детского драматического театра «На Неве».
Театральные работы Беаты Маковской:
- «Дюймовочка» — Жаба (реж. Т. Савенкова);
- «Морозко» — Марфушенька;
- «Чипполино» — Графиня Вишня (реж. Т. Савенкова);
- «Волшебные яблоки» — Принцесса (реж. Т. Савенкова);
- «Сказка о царе Салтане» — Повариха;
- «Три поросенка» — Ниф-Ниф (реж. Т. Савенкова);
- «Пигмалион» — Элиза (реж. С. Сытник);
- «Нахлебник» — Прасковья (реж. С. Бызгу);
- «Кот в сапогах» — Принцесса (реж. Т. Савенкова);
- «Снежная королева» — Разбойница (реж. Т. Савенкова);
- «Двенадцать месяцев» — Мачеха;
- «Каменный цветок» — Барыня;
- «Приключения Буратино» — Лиса Алиса;
- «Аленький цветочек» — Кормилица;
- «Про Емелины чудеса и царевну Несмеяну» — Федора.
Беата Маковская в кино
Сниматься начала с 2001 года. Появилась в лентах «Чёрный ворон», «Легенда о Тампуке», «Брежнев», «Питер FM» и др.
Ярко исполнила роль Цили в популярном сериале «Ликвидация». Ее героиня — жена Эммика (его сыграл актер Александр Семчев).
Беата Маковская в сериале «Ликвидация»
Сыграла Хавронью в мистических детективных триллерах «Гоголь» и «Гоголь. Начало». Действие фильмов развивается в первой половине XIX века близ полтавского села Диканька, где происходят жуткие и загадочные убийства. К их расследованию привлекают знаменитого следователя Якова Петровича Гуро (Олег Меньшиков), который знакомится с молодым писарем Николаем Гоголем (Александр Петров), который помогает ему в расследовании.
Беата Маковская в фильме «Гоголь. Начало»
Рост Беаты Маковской: 165 сантиметров.
Личная жизнь Беаты Маковской:
Свою частную жизнь скрывает.
Фильмография Беаты Маковской:
2001-2004 — Чёрный ворон — Элла Аристарховна
2001 — Улицы разбитых фонарей-3 — воспитательница
2002-2003 — Убойная сила-4
2003 — Мангуст
2004 — Потерявшие солнце — жена Коли
2004 — Мангуст-2 — Жозефина
2004 — Легенда о Тампуке — эпизод
2005 — Улицы разбитых фонарей-7 — секретарша
2005 — Решение проблем — критикесса
2005 — Пари — эпизод
2005 — Брежнев — эпизод
2006 — План «Б» — эпизод
2006 — Питер FM — эпизод
2007 — Опера-3. Хроники убойного отдела
2007 — Ликвидация — Циля
2007 — Ветка сирени (Lilacs) — цветочница
2008 — Мёртвые души — медсестра
2008 — Гуманоиды в Королёве — Светлана Кириллловна
2008 — Гаишники — Даша
2009 — Цвет пламени — Галина Петровна
2009 — Счастливый конец — эпизод
2010 — Страховщики — Валя, продавщица
2010 — Семейный очаг — эпизод
2010 — Семейный дом — толстуха
2010 — Морские дьяволы. Судьбы
2010 — Дорожный патруль — 4 — секретарша
2011 — Судьба по имени «Фарманъ» — консьержка
2012 — Хвост — Арина
2012 — Улицы разбитых фонарей-12 — Мария Алексеевна
2012 — Подземный переход — эпизод
2012 — Литейный (7-й сезон) — женщина с собачкой
2012 — Идеальный брак — эпизод
2012 — Всё началось в Харбине — Элеонора Викторовна, клиентка
2014 — Шаманка — буфетчица
2014 — Тест на беременность — хозяйка кафе
2014 — Мама дарагая — директриса
2014 — Любовь говорит — Маргарита Владимировна, хозяйка парикмахерской
2014 — Команда — Муся, жена Блинова
2015 — Улицы разбитых фонарей-15 — Юлия Добрынина
2015 — Охотник за головами — Жанна, эктрасенс
2015 — Высокие ставки — бухгалтер
2016 — Такая работа — Варчук
2016 — Мажор-2 — Аглая, экстрасенс
2016 — Консультант — торговка пирожками
2017-2018 — Гоголь — Хавронья
2017 — Тайны следствия-17 — вагоновожатая
2017 — Последняя статья журналиста — санитарка
2017 — Гоголь. Начало — Хавронья
2019 — Подкидыш — толстая тётка
2019 — Невский. Тень Архитектора — кассирша
2019 — Есть нюансы — Светлана Алексеевна
2020 — Ключ времени — повариха
последнее обновление информации: 31.03.2021
Промысел
Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.
Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.
Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых
Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя
В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.
Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте
Прочтений:
1 562
Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»
Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.
В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:
Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.
Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.
Образ дочки
В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.
Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):
Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.
Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.
Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.
К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»
Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.
Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.
Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.
Сказка Морозко (оригинал)
У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи кажный день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:
— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!
Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.
Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:
— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!
— Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.
Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит.
Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:
— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!
— Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.
Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая! Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.
А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.
— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:
— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!
— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!
Собачка съела блин да опять:
— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!
Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:
— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!
Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!
— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.
Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождал; рассердился, хватил ее и убил.
— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:
— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!
— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут! Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!
Предыстория
Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).
Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.
В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.