Персонажи сказки «морозко» — характеристика главных героев

Главные герои

В детской сказке несколько действующих лиц. Вот их краткая характеристика:

  1. Старикова дочка — милая, добрая, кроткая, хозяйственная героиня. В ней уживаются все добродетельные качества. Она робко сносит все тяготы судьбы и нападки злой мачехи, не перечит и не жалуется. О внешнем образе девицы не говорится, но предполагается, что она была хороша собой. Автор ясно показывает, что старуха не желала иметь в доме конкурентку собственной дочери.
  2. Старухина дочь — невоспитанная и грубая деваха, она ленива, обжорлива и неряшлива. Марфушка любит издеваться над сводной сестрой и ее отцом. В итоге хамство и неуважительность сыграли против нее, Морозко замораживает героиню насмерть по одной версии, а по другой, отправляет домой на повозке, которая запряжена свиньями и дает ей приданое в виде сундука с пеплом.
  3. Морозко — волшебный персонаж, выглядит как старик с белой бородой и посохом. Он является олицетворением божества зимы, ему подвластна погода. Это положительный герой, он справедлив и добр к хорошим людям и суров по отношению к лентяям и наглецам.
  4. Старик — безвольный мужик, который не имеет собственного слова, выполняет все прихоти своей старухи. Он, без сомнения, с любовью относится к родной дочери, но не смеет перечить супруге. Со слезами на глазах отвозит бедную сиротку в лес на погибель.
  5. Старуха — вредная и противная женщина со злым и деспотичным характером. Она с особым удовольствием издевается над падчерицей. Заставляется ее трудиться с утра до ночи, но все равно остается ей недовольна. Зато любит и хвалит собственную дочь, хотя та ленива, глупа и груба. В конце она сожалеет о собственных поступках, но уже изменить ничего нельзя.

Баба Яга — Георгий Милляр

Георгий Милляр исполнил роль Бабы-Яги. Фото: bomba.co

Фильмография Георгия Милляра богата на сказки — в них артист играл отрицательных персонажей. Так, например, в фильме «Конец Кощея Бессмертного» Милляр сыграл главную роль. А в сказке «По щучьему велению» артист сыграл царя Гороха. 

О личных отношениях Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет артист планировал жениться на одной молоденькой актрисе. Вдруг девушка объявила о скором пополнении в семействе. Тогда Милляр выставил изменщицу за порог дома, ведь он знал, что не мог иметь детей. 

До 65 лет актёр проходил в холостяках, пока не познакомился с соседкой Марией Васильевной. Георгий Францкевич сделал 60-летней избраннице предложение руки и сердца, и та согласилась. 

Несмотря на всенародное признание и любовь Георгия Милляра не жаловала  советская пресса, а власти и вовсе позабыли о знаменитом когда-то актёре. Звание Заслуженного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. Последние годы жизни артист бесплатно посещал детские мероприятия. Милляр любил детей и ему всегда хотелось принести в их жизнь немного радости и чуда. Советский актёр скончался в 1993 году, не дожив несколько дней до своего 90-летия. Его похоронили на Троекуровском кладбище. 

Главные герои

В детской сказке несколько действующих лиц. Вот их краткая характеристика:

  1. Старикова дочка — милая, добрая, кроткая, хозяйственная героиня. В ней уживаются все добродетельные качества. Она робко сносит все тяготы судьбы и нападки злой мачехи, не перечит и не жалуется. О внешнем образе девицы не говорится, но предполагается, что она была хороша собой. Автор ясно показывает, что старуха не желала иметь в доме конкурентку собственной дочери.
  2. Старухина дочь — невоспитанная и грубая деваха, она ленива, обжорлива и неряшлива. Марфушка любит издеваться над сводной сестрой и ее отцом. В итоге хамство и неуважительность сыграли против нее, Морозко замораживает героиню насмерть по одной версии, а по другой, отправляет домой на повозке, которая запряжена свиньями и дает ей приданое в виде сундука с пеплом.
  3. Морозко — волшебный персонаж, выглядит как старик с белой бородой и посохом. Он является олицетворением божества зимы, ему подвластна погода. Это положительный герой, он справедлив и добр к хорошим людям и суров по отношению к лентяям и наглецам.
  4. Старик — безвольный мужик, который не имеет собственного слова, выполняет все прихоти своей старухи. Он, без сомнения, с любовью относится к родной дочери, но не смеет перечить супруге. Со слезами на глазах отвозит бедную сиротку в лес на погибель.
  5. Старуха — вредная и противная женщина со злым и деспотичным характером. Она с особым удовольствием издевается над падчерицей. Заставляется ее трудиться с утра до ночи, но все равно остается ей недовольна. Зато любит и хвалит собственную дочь, хотя та ленива, глупа и груба. В конце она сожалеет о собственных поступках, но уже изменить ничего нельзя.

Пара слов о первоисточнике[править]

Восточнославянская сказка «Морозко», лёгшая в основу фильма, была гораздо короче и с простым сюжетом. Там не было ни Бабы-Яги, ни Ивана, ни Старичка-Боровичка, ни разбойников. Соответственно, и больше половины событий фильма в сказке отсутствовали. Да и сам Морозко в фильме стал добрее. В первоисточнике этот Дед Мороз из славянской мифологии представлял собой недружественную силу, дух зимней стужи; в первоначальной версии ему приносили человеческие жертвы, и Снегурочка — это одна из тех девушек. Да, за хорошее поведение он мог наградить, но карал безжалостно. В сказке дочка (дочки) мачехи за грубость была заморожена насмерть. Сидящая под столом собачка выдала: «— Тяф, тяф! Старикову дочь в жёны возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут!». И верно — в санях, которые прислал Морозко, вместо подарков мачеха нашла мёртвое тело. «Заплакала, заголосила, да поздно!». Так что в фильме Марфуша ещё отделалась лёгким испугом, да и три свиньи с хорошим пустым сундучком в хозяйстве очень даже пригодятся.

На этот мотив есть ещё несколько сказок:

  • Братья Гримм, «Госпожа Метелица» (нем. Frau Holle) — в немецких сказках зимним духом была женщина (как и Снежная королева датчанина Андерсена).
  • Владимир Одоевский, сказка «Мороз Иванович» — здесь заглавный герой тоже добрый и награждает ленивицу сосулькой.
    • Ужас у холодильника: сосулек было две, и одна — из замороженной ртути

      Возможно, дело в том, что во времена Одоевского (первая половина XIX века) о токсичности ртути ещё не знали? Каломель (хлорид ртути) тогда и вовсе была лекарством…

      .

  • Николай Некрасов, поэма «Мороз Красный нос» — здесь заглавный герой тоже жесток, но, по сути, это лишь безразличие природы, которому поэт-лирик придал личностные черты.
  • Самуил Маршак, пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» и её мультэкранизация (а также аналогичная переработка западнославянской сказки, сделанная Боженой Немцовой)
  • Александр Рудазов, составляя по славянской мифологии кроссовер «Преданья», вместо сказки «Морозко» выдал кошмар.
  • В мультипликационном телешоу «Мульт личности» была серия о постановке спектакля «Морозко». Злую мачеху играл Киркоров.

Александр Хвыля

Колоритный внешний вид, обволакивающий голосовой тембр помогли актеру заполучить статус главного деда мороза Советского Союза. Ежегодно ему приходилось поздравлять детей на елке в Кремле.
Александр трудился с ранних лет, поскольку его отец скончался, оставив мать одну с 5-мя детьми. Артист занимался сначала в драматической студии, после чего попал в театр, а в сороковые годы его начали приглашать на роли в кино.


Фото: fiest

Помимо «Морозко» в послужном списке актера значится еще несколько популярных картин, например «Марья-Искусница» и «Королевство кривых зеркал».
Александр умер в Москве в возрасте семидесяти одного года.

«Морозко». Смиренная Настенька и дерзкая Марфуша — кто лучше?

Это перепост статьи Рамблера. «Бесправная серая мышь»: почему нас раздражает Настенька из «Морозко».

Сказка Александра Роу “Морозко” — фильм, наверное, на все времена. Дети и сейчас с таким же интересом смотрят его, как и их родители много лет назад. Но вот сами взрослые иногда признаются, что воспринимают картину теперь несколько иначе. В большей степени это касается главных героинь: Настеньки и Марфушки. Редактор “Рамблера” собрала несколько мнений людей, которые объясняют, почему с возрастом Настенька стала им менее симпатична, а Марфуша заинтересовала больше. Не помню, по какой причине мы начали в компании обсуждение сказки “Морозко” (скорее всего в контексте просмотра фильма вместе с детьми), но разговор получился весьма увлекательным. О художественных достоинствах и игре актеров не спорили, обсуждали в основном главных героинь.

Удивительно, но оказалось, что почти у всех нас поменялось с возрастом видение положительных и отрицательных черт у персонажей. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что меня и в детстве удивляла неспособность Настеньки постоять за себя. Оказалось, что я такая не одна. Правда, некоторым моим друзьям “откровение” пришло позже, но мы оказались практически едины во мнении, что положительность этой героини в современных реалиях весьма сомнительна. Красавица Настенька, скромная, работящая, готовая всем и во всем угождать оказалась не слишком по нраву современным дамам. Моя подруга Настя (забавно, что первой положительные качества героини поставила под сомнение ее же тезка) отметила, что ни в коем случае не хотела бы, чтобы ее дочь решила брать пример с этой героини.

«Быть похожей на эту большеглазую тихоню? Нет, спасибо! Ее и не слышно-то практически совсем. Ну подумайте, что она, по сути, со своей жизнью делает. Прислуживает Мачехе и сестрице, готова сносить все унижения и оскорбления. И это не меняется на протяжении всей сказки! До самого конца Настенька остается бесправной серой мышью, даром, что девушка-то красивая»

Настю поддержала Яна, отметившая, что и мужчину героиня нашла себе под стать:

«Ваня этот, кстати, ничуть не лучше Мачехи в итоге окажется, вот уверена. Единственный сын, воспитанный обожающей его матерью, он нарцисс, думающий только о себе. Собственно, в сказке это отлично показано. Вот в его перевоспитание я ни секунды не верю. Останется он таким же эгоистом. Будет Настенька жить привычной жизнью: выполнять пожелания мужа, потакать детям, молчать и улыбаться, в полной уверенности, что так и надо»

Знаете, удивительно, но мужчины поддержали женщин в их рассуждениях! Оказывается, они тоже не считают Настеньку идеальной.

«Наверно, первое время мне бы льстило, что такая “настенька” живет у меня дома: порядок обеспечен, вкусная еда, чистая одежда. Почувствуй себя королем, что называется. Но, скорее всего, женщина, не имеющая своего мнения, привыкшая во всем угождать и сострадать, ужасно надоела бы. Мужчине (ну, говорю за себя сейчас) нужна партнерша, а не прислуга»

— высказался Антон.

Что касается Марфуши, тут мнения не то чтобы разделились, но были немного различны. В результате мы сошлись во мнении, что эта героиня, призванная показать все женские (и не только) пороки: лень, глупость, неумение что-либо делать, нахрапистость, на самом деле не так уж и плоха.

«Может быть, она и не слишком умна (хотя, на самом деле, это вопрос спорный), но по крайней мере у нее точно все отлично с самооценкой. Она требовательна, не позволит обращаться с собой, как с тряпкой, и жертвовать собой ради сомнительных интересов других вряд ли будет. А еще она, согласитесь, обладает харизмой. При этом я вовсе не хочу Марфушу делать идеалом, но ее позиция более выигрышна, чем Настенькина», — подытожила нашу беседу Анюта.

Вывод мы сделали следующий: абсолютно положительных или отрицательных героев в этой сказке (собственно, как и во многих других) нет. Хотя в детстве часто казалось иначе. Стоит под другим углом взглянуть на ситуацию, и отношение к ней может кардинально измениться. А что думаете вы?

P.S. Разумеется, мы знаем, что в народных сказках именно работящие, скромные девушки были идеалом (эти добродетели ценились в те времена). Мы просто позволили себе порассуждать о том, как героини могут восприниматься в современном обществе.

Анализ сказки

«Морозко» — это волшебно-фантастическая сказка, в ней присутствуют реальные герои и вымышленный персонаж — дедушка «Морозко». В таком жанре добро всегда побеждает зло. Сюжет строится по плану с троекратным повторением эпизода, с последующим усилением эффекта. Это можно наблюдать при встрече Морозко с падчерицей. Он трижды задает ей один и тот же вопрос: «Тепло ли тебе, девица?»

Сказка наполнена предупреждением, что нельзя быть злым, коварным и завистливым, и поучением. Сюжет демонстрирует положительные стили поведения:

  • вежливость;
  • доброе отношение;
  • уважение к старшему поколению;
  • трудолюбие.

Сказочная история учит юных читателей самостоятельно определять, где хорошие поступки, а где плохие. Книга рекомендована к прочтению детям любого возраста. Малышам будет интересно посмотреть картинки, а более взрослым ознакомиться с поучительным содержанием.

Краткий анализ и размышления

Современному читателю известны несколько интерпретаций этой сказки. Существует народная версия и её обработка такими авторами, как Толстой и Афанасьев. При оформлении читательского дневника будет считаться верным любой из представленных вариантов авторства, так как нет сильных отличий в сюжете.

Если сделать краткий анализ произведения, используя сухие литературные термины, он будет выглядеть следующим образом:

  1. Год написания — неизвестен.
  2. Автор — народ (Афанасьев, Толстой)
  3. Жанр — сказка.
  4. Композиция — последовательная (развязка, основной сюжет, развязка).
  5. Тема — доброта́, вежливость, сочувствие.
  6. Основная мысль — добро всегда побеждает зло.
  7. Главные герои — падчерица, Морозко, мачеха.

В сказке можно проследить 2 плана: сюжетный и метафорический. Основной сюжет прост и понятен, а метафорический подтекст помогает глубже понять смысл сказки, проанализировать действия и поступки героев, перенести их в реалии современной жизни.

История вынуждает читателя анализировать собственные поступки, учит отличать добро от зла. Неслучайно произведение предлагается для изучения школьникам младших классов. В этом возрасте дети уже должны различать хорошее и плохое, разбираться с отрицательными чертами характера, уметь выделять их.

Безусловно, изучение произведений, основанных на фольклоре, очень важно для детей младшего школьного возраста. В эти сказки заложена мудрость веков и вечные истины, которые остаются актуальными даже спустя столетия

Описание сюжета

Помимо фольклорного, существуют ещё варианты текстов в обработке Толстого и Афанасьева. Они немного отличаются, именно поэтому лучше использовать оригинал сказки «Морозко» для читательского дневника. Краткое содержание народной версии будет более уместно для разбора на уроках литературы.

Были у старухи 2 дочки. Одна родная, а другая падчерица. Свою кровиночку мать любила: что бы та ни делала, всё было хорошо, за всё похвалы удостаивалась. Мужнину дочь мачеха ненавидела, потому что выросла девушка красавицей, да к тому же работящей. Женихи часто на неё заглядывались, а на родную дочку внимания не обращали.

Захотела злая бабка падчерицу со света изжить. Велела мужу увести её в поле и там оставить. Хоть и жаль было старику родную дочку, но пришлось подчиниться, больно уж он свою жену боялся. Посадил он девушку в сани, увёз в поле, да и оставил одну на морозе. Но девушка зла на родителя не держала, потому что характер имела:

  • добрый;
  • покладистый;
  • любящий.

Она готова была пожертвовать собственной жизнью, лишь бы батюшке плохо не было. Именно поэтому она смирилась со своей участью и осталась в поле дожидаться смерти.

В это время Мороз обходил свои владения и заметил девушку. Его поразило, что юная красавица не испугалась, наоборот, была рада отдать ему свою душу. Полюбились хозяину зимы и умные речи девушки. Вместо смерти он наградил её приданым знатным. Шубу ей подарил и сундук с богатствами.

В это время старуха пекла блины, чтобы поминки по падчерице справить. Велела она мужу съездить за телом девушки, а сама стала к похоронам готовиться.

Но маленькая собачка всё время лаяла, что стариковскую дочь в злате-серебре везут, а старухину женихи не возьмут. Как ни старалась злая хозяйка успокоить собаку, та не унималась. А когда предсказание сбылось, и старик привёз дочь живой, да ещё и с богатыми подарками, старуха рассвирепела.

Велела она увезти её дочку на то же место. Старик подивился, но исполнил приказ жены. А старуха стала дожидаться возвращения кровинушки с богатым приданым. Вот только собачка опять стала брехать, что кости старухиной дочки в мешке везут. Так и случилось.

https://youtube.com/watch?v=HIJ2XMvGriE

Морозко

На главную

Все авторы

Главная → Русские народные сказки → Морозко

Русская народная сказка «Морозко» с рисунками И. Лебедева, 1911 г.

Жила на свете мачеха. Было у неё две дочери: родная и падчерица. Родная что сделает, за всё её гладят по головке да приговаривают «умница»! А падчерица, как ни угождает, ничем не угодит — всё не так, всё худо; а, надо правду сказать, девочка была золото; в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать…

Ветер хоть пошумит, да затихнет; сварливая баба расходится — не скоро уймешь: всё будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать.

Вот и говорит она мужу:

— Вези, вези, старик, её, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали; да не вози к родным в тёплую хату, а в лес дремучий на трескучий мороз.

Заплакал, затужил старик, да нечего делать, посадил дочку в сани, хотел прикрыть попонкой, да и то побоялся, так повёз, бездомную.

Привез старик дочку в лес дремучий, свалил в сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтобы глаза не видали дочериной смерти.

Осталась бедненькая, трясётся, плачет. Вдруг слышит: невдалеке Морозко потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, поскакивает да пощелкивает.

Вот очутился он на той ели, под которой девица сидит. Пощелкивает, поскакивает, на красную девицу поглядывает.

— Девица, девица, я — Мороз Красный Нос!

— Добро пожаловать, Мороз! Знать, Бог тебя принес по мою душу грешную!

— Тепло ли тебе, девица?

— Тепло, тепло, батюшка, Морозушко!

Ниже спустился Морозко, сильнее затрещал и защипал. Опять спрашивает:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Сильно знобит девицу, чуть дух переводит она, но ещё говорит:

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!

Пуще затрещал и сильнее защёлкал Морозко.

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостенела и говорит чуть слышно:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Полюбились Морозке ее ласковые речи: сжалился он над ней и окутал её шубами, отогрел одеялами да принёс ей сундук, полный всякого приданого, а потом подарил ей платье, шитое серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет: блинов напекла.

— Поезжай, старик, дочь свою хоронить.

Поехал старик.

А собачка под столом:

— Тяв! Тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! Вот тебе блинок. Скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут.

Собачка съела блин да опять:

— Тяв! Тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, старухину женихи не берут!

Старуха собачонке уж и блины давала, и била её, она всё своё:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворились двери, несут сундук высокий, тяжёлый, идет падчерица в злате да в серебре — так и сияет!

Мачеха глянула — и руки врозь!

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези и мою дочь! Посади её в том же лесу, на то же место.

Повёз старик старухину дочь в тот же лес дремучий, посадил на то же место.

Вот и пришел Мороз Красный Нос, поглядел на свою гостью и стал её спрашивать:

— Тепло ли тебе, девица?

— Убирайся ты! — отвечала ему старухина дочь. — Или ты ослеп, не видишь, что у меня руки и ноги окостенели!

Попрыгал, поскакал Морозко, а хороших речей не дождался, рассердился, схватил её и заморозил.

— Пора, старик, за дочкой ехать. Запрягай-ка лихих коней, да смотри, саней не повали, сундук не оброни!

А собачка под столом:

— Тяв! Тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На́ пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут.

Растворились ворота, выбежала старуха встречать дочку родную, да вместо неё обняла холодное тело.

Заплакала, заголосила, да поздно.

Далее →

Благодарим за прочтение сказки «Морозко»!

Читать все русские народные сказки На главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Марфушенька — Инна Чурикова

Инна Чурикова тогда и сейчас. Фото: kinocomedy.livejournal.com

Сейчас Инна Чурикова — известная всей стране актриса театра и кино, а ведь на момент съёмок сказки «Морозко» звезда только училась на первом курсе! 

Первоначально на эту роль проходила пробы актриса Тамара Носова, но Александр Роу отдал предпочтение начинающей артистке Инне Чуриковой. В фильме девушке пришлось кататься на свинье, а в эпизоде, где её героиня ест яблоки и запивает молоком — звезде по стечению обстоятельств, пришлось несколько дублей жевать лук и пить разбавленный молочный продукт. Однако, несмотря на все трудности, Чурикова безупречно сыграла Марфушеньку. Старания оценили и другие режиссёры! После сказки Инну стали активно приглашать на съёмки.

Сама Чурикова после того, как увидела себя на экране в сказке — онемела от ужаса! Ей казалось, что она выглядит ужасно. По этой причине, актриса даже не хотела продолжать карьеру, но вскоре всё же передумала.

Сейчас Инне Чуриковой 77 лет! За её плечами съёмки в таких знаменитых картинах, как «Начало», «В огне брода нет», «Ширли-мырли», «Стряпуха», «Мёртвые души» и «Неуловимые мстители». У актрисы есть взрослый сын Иван Панфилов от брака с режиссёром Глебом Панфиловым. Мужчина пошёл по стопам знаменитой матери и стал актёром. 

Описание второстепенных героев

Прежде чем записывать краткое содержание «Морозко» в читательский дневник, полезно кратко ознакомиться не только с главными героями произведения, но и со второстепенными персонажами. Среди них есть фигуры, через слова и поступки которых раскрывается основная мысль сказки. Детального анализа заслуживают:

  1. Старик. Самый несчастный, безвольный и бесхарактерный герой. Запуганный деспотичной женой, он даже не может уберечь свою единственную дочь от коварного плана старухи. В основном он молчит, беспрекословно выполняя прихоти и желания жены. Образ отца крайне важен для понимания сути сказки. Наглость и избалованность Марфуши и авторитаризм мачехи во многом связаны с тем, что отец в семье, по сути, является пустым местом, никто не считается с его мнением. Угодничество и малодушие мужчины привели к тому, что Настенька оказалась загнанной в настоящее рабство, а Марфуша, наоборот, жила на всем готовом.
  2. Мачеха. Вредная и властная женщина, держащая в страхе всю семью и готовая пойти на многое, чтобы обеспечить своей ненаглядной дочурке беззаботную жизнь. Любовь к Марфуше проявляется в стремлении оградить девочку от хозяйственных хлопот. В сказке высмеивается и порицается чрезмерная опека. Женщина не гнушается пользоваться бранными словами и при любом удобном случае кричит на мужа и падчерицу. Будучи жадной и завистливой, она не может смириться с тем, что у Настеньки появились дорогие наряды и украшения, поэтому отправляет в лес Марфушу. Наказанием за ее неправильные жизненные ориентиры становится смерть дочери.
  3. Жучка. Маленькая собачка, живущая во дворе стариков и выполняющая в сказке роль вещуньи. Именно от нее мачеха узнает, что старикова дочь получила богатства, затем она сообщает о смерти Марфуши от рук Морозко.

Главные герои

Несмотря на то что роли всех персонажей важны для общего развития сюжета, и почти все они равноценны по значимости, всё же можно выделить трёх главных героев сказки:

  1. Мачеха.
  2. Падчерица.
  3. Морозко.

Именно вокруг их действий и поступков развивается всё повествование, раскрывается полная картина сказки и проявляется её мораль.

Злая мачеха

С первых строк понятно, что она яркий отрицательный персонаж в этой сказке. Старуха вынуждена жить под одной крышей с дочкой своего мужа от первого брака. А так как у неё имеется собственная дочь, нетрудно представить, кого пожилая женщина любит больше.

Видимо, пока девочки были маленькими, мачеха могла как-то держать себя в руках. Она хоть и обижала падчерицу, но понимала, что та делает всю грязную работу по дому, поэтому использовала девочку как бесплатную служанку.

Но когда девочки подросли, и пришла пора выдавать их замуж, старуха поняла, что её родная дочь сильно проигрывает в плане привлекательности для женихов, своей старшей сестре. Девушка была:

  • груба;
  • избалована;
  • ленива.

Красотой родная дочка тоже не отличалась, поэтому было очень сложно подыскать ей хорошую партию. Тем более, когда рядом постоянно крутилась красавица и умница старшая сестра.

С одной стороны, материнские чувства понять можно, но с другой — непонятно почему обязательно нужно было отправлять старшую девочку на верную смерть. Можно было бы избавиться от неё более гуманным образом, например, выдать замуж.

Послушная падчерица

Качество жизни первой дочери старика вряд ли можно назвать приемлемым. С детства девочку использовали в качестве служанки для грязной и тяжёлой работы по дому. Несмотря на это девушка выросла:

  • доброй;
  • скромной;
  • любящей.

Природа не обделила героиню красотой и прилежностью. Она была хорошей хозяйкой и умной девушкой. Возможно, что падчерица давно бы ушла от мачехи, но боялась за своего старика-отца. Без её помощи старуха переложила бы на него всю работу. Это говорит о привязанности девушки к своему единственному родителю, любви к нему и жалости.

Справедливый Морозко

В фольклоре этот персонаж часто упоминается под именем «Морозка». Этот хозяин зимы представлялся в образе вполне реального героя, обладающего волшебной силой и несметными богатствами.

В сказке он описывается как нечто среднее между духом и реальным существом. Нет описания его внешности, поэтому непонятно как он выглядит. Дать чёткую характеристику этому главному герою очень сложно. С уверенностью можно сказать, что он был:

  • справедливым;
  • щедрым;
  • умным.

Он щедро одаривает подарками старшую сестру, потому что ему понравились её речи и покорность судьбе. Но не задумываясь, лишает жизни младшую только потому, что ему не понравился грубый тон девушки.