Характеристика образа лизы болконской в романе «война и мир»

Оглавление

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная

Главной составляющей нашей жизни, с которой сталкивается любой из нас каждый день является мораль. Сущностью морали является поведение людей в обществе, способность оценивать поступки и намерения.

История создания поэмы Пушкина Медный всадник Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть
Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.
Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Характеристика литературного героя Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют “маленькой княгиней”. “Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”. Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Другие сочинения:

  1. Марья Николаевна Болконская – дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели – деятельность и ум. Князь давал ей уроки алгебры и геометрии. Но Read More ……
  2. Анатоль Курагин Характеристика литературного героя Он сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на “беспокойного дурака”, которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не Read More ……
  3. Наташа Ростова стремится быть счастливой, княжна Марья Болконская хочет быть покорной Богу. Наташа – вся тщеславие и чувственность, Марьей движут Долг и Вера. Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Read More ……
  4. Княжна Марья Характеристика литературного героя Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: “… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), Read More ……
  5. Василий Курагин Характеристика литературного героя Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя “в придворном, Read More ……
  6. Болконская Марья – княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи “некрасивое слабое тело и худое лицо… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были Read More ……
  7. Андрей Болконский Характеристика литературного героя Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и Read More ……

Лиза Болконская (Война и мир Толстой Л. Н.)Семья болконских:

Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.

Причина неудачного замужества. Смерть

Смерть жены оказала на князя Андрея огромное влияние. Он понял, как был неправ, свысока, небрежно обращаясь с женщиной, которая ему доверилась. Она была честна с ним, любила его. А Андрея раздражала её ограниченность. Очаровательная девушка, которую он повёл под венец, не стала ему другом, единомышленником, не поняла и не разделила его взгляды. Даже не стремилась к этому. Её роль скорее декоративная, она воспринимала себя как украшение, не более. В этом причина разлада в семье, презрения, которое князь не может не испытывать к своей половине.

Но что сделал он, чтобы поднять жену до своего уровня, чтобы расширить границы её мирка, научить видеть подлинную суть вещей? Лиза не заслужила пренебрежительного отношения к себе. Поэтому Болконский так остро чувствует вину перед покойницей. После похорон князь полностью посвящает себя близким, чтобы впредь горечь утраты не несла в себе привкус вины.

Положение в обществе

Лиза Болконская была аристократкой с рождения. Ее семья была влиятельной в аристократических кругах благодаря финансовому состоянию и положению в обществе ее представителей.

О других членах семьи, в частности о родителях Лизы ничего не известно, но исходя из отношения к этой героине других персонажей, можно сделать вывод, что Лиза принадлежала к семье, с чьим мнением и положением считались в обществе.

Прототипы

Большинство героев романа Толстого имеют своих прототипов. Такой прототип есть и у Лизы Мейнен. Ней стала Луиза Ивановна Трузон – жена троюродного брата Толстого – Александра Алексеевича Волконского.

В дневнике Льва Николаевича сохранились записи о встречах с этой женщиной. Особый интерес вызывает запись от 24 марта 1851 года. В тот вечер Толстой гостил у своего брата. Луиза Ивановна в этот период находилась в самом расцвете – ей было 26 лет, она была молодой и привлекательной женщиной. Толстой описывал ее как человека, который сумел его пленить. Луиза Ивановна не вызывала у Толстого сексуальное желание – Лев Николаевич утверждает, что ему был привлекательным ее образ.

Это была невероятно милая женщина, похожая на ангела. Это же впечатление было передано в виде образа Лизы Мейнен – это милая, добрая девушка, которая вызывает у всех положительные эмоции возвышенного характера.

Биография Лизы Мейнен

Лев Николаевич не подает ведомостей о детстве и юношестве Лизы Мейнен. Ее образ ограничивается рамками «взрослой жизни».

На момент знакомства с читателем, Лиза – взрослая замужняя женщина. Ее мужем стал Андрей Болконский – один из самых завидных женихов своего времени.

Молодые люди ожидают первенца. Устав от общества жены, князь Андрей решает отправиться на фронт. Лиза же остается в родовом поместье Болконских с отцом Андрея и сестрой. К несчастью, у женщины не складываются дружеские отношения с семьей мужа и носят нейтральный характер.

Князь Андрей возвращается домой как раз в день родов жены. Во время родов Лиза умирает, оставив в память о себе новорожденного сына.

Отношения Лизы и Андрея Болконского

Лиза Мейнен вызывала у всех чувство симпатии и восхищения, однако ее отношения с мужем были далеки от идеальных.

Чтобы обрисовать особенности взаимоотношения Лизы и Андрея Лев Николаевич обращается к автобиографическому принципу. Сохранилось много воспоминаний современников и дневниковых записей самого Толстого. Интерес Льва Николаевича к женщине сохранялся до того времени, пока она не была изучена писателем, либо же пока не становилась женой. Толстой считал, что после замужества женщина теряет свою прелесть. Такая же участь постигает Лизу и Андрея. Судя по всему, до свадьбы отношения супругов носили романтический характер, но после, князь Андрей разочаровывается в своей супруге.

Его начинает раздражать присутствие жены, а жизнь в браке он расценивает как пытку. Находясь в салоне у Анны Шерер, Болконский не скрывая рассказывает Пьеру Безухову о том, что сделал огромную ошибку женившись и советует Пьеру как можно дольше не жениться.

Пребывание Андрея в плену существенно изменяет его отношение в жене – князь Андрей воспламененный новыми ощущениями возвращается домой, чтобы создать любящую семью, но его надеждам не суждено было сбыться – Лиза умирает.

Внешность

Лиза Болконская обладает привлекательной внешностью: у нее милое, похожее на детское лицо, аккуратные черты лица. Ее лицо обрамляли черные красивые волосы. Одна губа Лизы была короткой, что позволяло увидеть ее белые зубы. Когда женщина улыбалась, то делалась еще более привлекательной – ее короткая губа образовывала красивую линию.

Лиза была невысокого роста – она казалась миниатюрной и изощренной, поэтому все окружающие называли ее «маленькая княгиня».

Характеристика Лизы Мейнен

Лиза Мейнен с самого рождения часто бывала в обществе, поэтому светская жизнь ей привычна и привлекательна. Женщина любит бывать на светских мероприятиях, она получает удовольствие от общения с окружающими.

По своему характеру Лиза напоминает ребенка: она веселая и взбалмошная, немного рассеянная. Женщина отличается доброжелательностью и добротой.

Для Лизы не характерна наблюдательность – она часто не придает значение мелочным изменениям внешности или настроения окружающих.

Состав семьи Болконских, описание характеров

Богатая дворянская семья Болконских живёт в огромном доме в имении Лысые Горы, которое расположено в шестидесяти верстах от Смоленска. В Москве у Болконских есть старинный дом на Воздвиженке. Чтобы понять атмосферу, царящую в этой семье, нужно изучить характеристики её членов.

Краткая характеристика Николая Болконского

Глава семьи — князь Николай Андреевич Болконский. Это отставной генерал, богатый и уважаемый. Он служил при Екатерине II, был товарищем Кутузова. У него очень непростой, тяжёлый характер. Князь умён, деятелен, пунктуален и требует от других, чтобы они были всегда заняты и соблюдали порядок, установленный им. Он несдержан, резок, бывает даже груб.

Краткая характеристика Андрея Болконского

Сын старого князя Андрей Болконский после женитьбы стал жить в Петербурге. Это красивый, умный, гордый молодой человек. Тяготясь светской жизнью, он идёт в 1805 году на военную службу, участвует в военных кампаниях. Во время Бородинского сражения князь Андрей был ранен и через некоторое время скончался.

Краткая характеристика княжны Марьи

Дочь князя Николая Андреевича Болконского внешне непривлекательна и даже некрасива, но у неё прекрасная, добрая душа и кроткий нрав. Эта девушка очень религиозна. Несмотря на жёсткое, суровое отношение к ней отца, она его уважает и любит. Красоту её души почувствовал и оценил Николай Ростов, и в конце романа автор показал их счастливую семейную жизнь.

Краткая характеристика Лизы Болконской

Жена князя Андрея Лиза носила в девичестве фамилию Мейнен. Это весёлая, милая, привлекательная молодая женщина. Общих интересов у неё с мужем нет. Её стихия — это светская жизнь, вечера и балы, так как она была воспитана в светском обществе. В 1806 году Лиза родила сына и умерла от тяжёлых родов.

Краткая характеристика Николеньки Болконского

Полное имя этого мальчика — Николай Андреевич Болконский (младший). Это сын Андрея и Лизы Болконских. Он остался круглым сиротой в семь лет. Мальчик склонен к задумчивости, мечтательности. В пятнадцать лет он поставил себе цель стать таким человеком, которым мог бы гордиться его отец (эпилог, часть 1, глава 16).

Краткая характеристика мадемуазель Бурьен

Хотя эта девушка Болконским не родная, её можно считать членом их семьи. Она живёт в их доме и считается компаньонкой княжны Марьи. Мадемуазель Бурьен — красивая, весёлая, самодовольная, кокетливая девушка. Говорит она только на французском языке. Старый князь и княжна Марья относятся к ней благожелательно, а князь Андрей считает ничтожной женщиной.

Курагины

В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.


Алексей Борисович Куракин. (wikimedia.org)

У него было трое детей, точь-в-точь как у князя Василия, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин в одном из писем даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя Василий Курагин изъяснялся немного иначе.


Справа — Александра Куракина. (wikimedia.org)

Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина

Прототипом Анатоля Курагина стоит назвать Анатолия Львовича Шостака, троюродного брата Татьяны Берс, который ухаживал за ней, когда она приезжала в Петербург. После этого он приезжал в Ясную Поляну и раздражал Льва Толстого. В черновых записях «Войны и мира» фамилия Анатоля — Шимко.
Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе, куда она уехала через пять лет после свадьбы. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию.
Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840 году и была очень известна в Петербурге и Москве как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж которой приходился канцлеру внучатым племянником. Акинфова тоже развелась с первым мужем, но вышла уже за герцога Лейхтенбергского в Европе, куда они вместе переехали. Напомним, что в самом романе Элен так и не развелась с Пьером.


Екатерина Скавронская-Багратион. (wikimedia.org)

Княжна Марья Николаевна

Старый князь Болконский воспитывал богатую наследницу в чрезмерной строгости, порой переходящей рамки здравого смысла. Большое значение отец придавал образованию дочери, лично преподавая уроки алгебры и геометрии.

Современники считали лицо девушки некрасивым, хотя сегодня внешность сочли бы неухоженной, без стиля и вкуса. Княжна унаследовала от отца худощавое тело, лишенное привлекательных женских изгибов талии и бедер. Глаза Марии Николаевны всегда выглядели грустно, она разглядывала себя в зеркало безнадежно.

Только умный человек мог уловить в ее взгляде истинный свет доброты и человеколюбия. За отсутствием грациозности придворной дамы крылась робость и природная женская прелесть, кротость. Особое место в мировоззрении княжны занимает религия, мудрая женщина способна распознать и оценить добрые человеческие качества.

Отсутствие женского авторитета формирует снисходительное отношение к деталям быта. На столе Марьи творится мужской беспорядок, что недопустимо для ее отца, у которого каждая мелочь знала свое место. Между отцом и дочерью складываются сложные взаимоотношения.

Невольно старый князь часто обижает родную воспитанницу, тиранит ее моральные силы, приводит в отчаяние. Марья Николаевна приносит в жертву личные интересы, до конца жизни отца украшает его старость. Свое счастье женщина встретит в 1812 году в лице Николая Ростова.

Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

Представим описание каждого члена этой семьи.

Князь Николай Болконский

Глава семьи Болконских в романе предстает скупым, ограниченным тираном. Он дурно обращается с дочерью, не дружен с сыном.

По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.

Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.

Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.

Князь Андрей Болконский

Характер Андрея Болконского претерпевает по мере развития сюжета значительные изменения.

На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.

Цитата: «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.

Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:

  • умен,
  • начитан,
  • образован,
  • обладает силой воли,
  • способен развиваться,
  • физически красив.

От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.

Княгиня Лиза Болконская

Княгиня Лиза, вышедшая замуж за год до описываемых в романе событий, ожидает первенца.

Несколько раз автор подчеркивает ее красоту и живость характера, очаровательные манеры и изящество. Она называется Толстым «маленькая княгиня», подчеркивая не только ее рост, но и положение в семье.

Княгиня Лиза – светская женщина, она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.

Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.

Княжна Марья Болконская

Княжна Марья некрасива физически (автор описывает большие прекрасные глаза княжны, накладывающие отпечаток на весь ее облик и скрывающие внешнюю непривлекательность), но благородна и добра.

Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.

Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.

Николенька Болконский

Сын Андрея, Николенька ребенок, не знавший матери. Воспитывался у деда, в честь которого и был назван, затем у тетки, которые привили ему идеи служения народу и чувство патриотизма.

Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.

Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.

Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.

Мадемуазель Бурьен

Компаньонка, живущая в доме Болконских так давно, что ее считают членом семьи, мадемуазель Бурьен хороша собой, обладает веселым живым характером.

Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.

Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.

Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.

↑ Марья Болконская. Характер и внешность.

Болконская Марья Николаевна Персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», младшая сестра князя Андрея Болконского, живет с отцом, старым князем Николаем Андреевичем Болконским, в родовом имении Лысые Горы. Род Болконских богат и знатен, но старый князь давно не у дел. В прошлом блестящий екатерининский вельможа, гордый и независимый, он при новом царствовании безвыездно проживает в деревне. Характер отца, его нравственные принципы оказали огромное влияние на жизнь и воспитание княжны Марьи. «Есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и… есть только две добродетели: деятельность и ум», — говорил старый князь. Княжна получила блестящее образование, много читает, любит музыку . Мать ее умерла рано, и воспитанием детей руководил отец

Крутой по характеру, порой деспотичный, но мудрый, старик Болконский понимает, как сложна жизнь, как важно научить детей самостоятельно думать, принимать решения — не случайно он так настойчиво занимается с княжной Марьей математикой: «Нельзя, княжна, нельзя… — математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу»

И она действительнонепохожа на своих сверстниц.Внешне непривлекательная, с тяжелой походкой («княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым »),она поражает благородством и красотой духовного мира . «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты ».

Запертая в деревне, лишенная всех удовольствий светской жизни, она искренне жалеет и утешает подругу детства Жюли Карагину в своем письме к ней: «Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш божественный Спаситель и его Пресвятая Матерь под своим святым и могущественным покровом». Письма подруг похожи лишь внешне. Внутреннее содержание письма Жюли — легкомысленная болтовня и светские сплетни. В письме княжны Марьи — душевная чистота, спокойствие и ум.

В доме Болконских не принято откровенничать, открыто выражать свои чувства, но брат и сестра духовно близки

, их соединяют воспоминания о счастливых днях детства, где было много света, тепла, доброты. «Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства». В другом месте Толстой пишет, что «сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея ».

Княжна Марья глубоко уважает и любит отца

, она не принимает сочувствия брата по поводу его тяжелого характера, упрекает Андрея за «гордость мысли». «Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я ». Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню», которая в первый же день приезда «после обеда плакала… и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа». Но не жена («после слез она заснула»), а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. «Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. — Пожалуйста, Andre, для меня…

↑ Смерть Николая Андреевича Болконского

События войны 1812 года внезапно ворвались в жизнь княжны Марьи и полностью изменили ее. Военные действия быстро приближаются к Лысым Горам, но старый князь Болконский «не хотел» верить в надвигающуюся опасность. Затем, «как бы вдруг опомнившись от сна», он развивает самую активную деятельность, чтобы дать отпор французам. Он собирает ополченцев, заботится о вооружении, пишет главнокомандующему, но силы его уже на исходе. С князем сделался удар, беспомощного, разбитого параличом его внесли в дом и уложили на тот самый диван, «которого он так боялся в последнее время». «Прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности» — это выражение поразило княжну, она увидела в нем признаки приближающейся смерти. Дни и ночи проводит она у постели отца и думает только о нем. Все герои Толстого совершают жизненные ошибки, мучаются, проходят через глубокие духовные страдания. Не избегает их и княжна. «И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она ожидая чего-то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову — мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении». Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, она мучается и стыдится, но не может перебороть себя. Ведь «никогда ей так жалко не было, так страшно не было по- терять его. Она вспомнила всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней

Княжна Марья умеет строго судить себя

, смерть любимого отца она переживает в горьких душевных страданиях, с ощущением неисправимой потери.

Но жизненные уроки отца, его воспитание не прошли даром. Княжна Марья всегда помнит, что она — дочь князя Николая Андреевича Болконского и сестра князя Андрея. Когда мадемуазель Бурьен завела разговор о том, что можно не уезжать из Богучарова, а остаться и искать защиты у французов, она приказала больше не пускать к себе француженку и отдала распоряжение о немедленном отъезде: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользоваться его благодеяниями!» — эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости

Внешность и характер

Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.

Марья Болконская и Наташа Ростова

Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.

Мари Болконская вместе с Наташей Ростовой противопоставлены в романе алчной эгоистичной распутнице Элен Курагиной. При этом отношения с Наташей поначалу складываются непросто. Избранница брата раздражала княжну живостью характера, непосредственностью и жизнерадостностью, но в дальнейшем девушек сблизила смерть Андрея.

Марья Болконская и ее отец Николай Болконский

Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.

Марья Болконская

Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

Вариант 3

Мария Болконская была одним из персонажей романа Л.Н.Толстого Война и мир. Мария получила прекрасное образование, но её любимым развлечением была математика.

Воспитывал Марию отец. Мария не была похожа на ровесниц. Она умная, прекрасно воспитанная, но непривлекательная девушка. Но у неё была душевная красота, отображавшаяся в её огромных сияющих глазах. Она с самого начала удивляет, благородством и внутренней красотой.

В семье Болконских не полагается показывать свои чувства, но несмотря на это Мария очень любит своего брата. Мария считает себя счастливой девушкой и желает того же и для брата.

Будучи состоятельной, она считалась хорошей невестой. По этой причине князь Василий Курагин хочет женить своего сына Анатолия на умной Марии. Добрая и романтичная девушка думала, что сможет полюбить Анатолия и мечтала об их совместной жизни. Князь Владимир вскоре узнал, что сыну нравится молоденькая служанка Бурьен. Мария тоже узнает об этом. Она не только не оскорблена, но и предлагает, чтобы Анатолий женился на служанке. В 1912 году в Лысые Горы ворвалась война.

После того как умирает отец, Мария остаётся ожидать нашествия французов совсем одна. В критическом положении на помощь Марии приходит граф Николай Ростов, прибывший в поместье за кормом для лошадей. Промеж ними вспыхивают уникальные чувства. Николая очаровали Машины огромные глаза, которые светились чудесным светом, преображая всё её лицо.

В заключении говорится о свадьбе Марии и Николая. Дом в деревне отстроили, и граф занимается хозяйством. Он любит и восхищается своей женой. Графиня, как и муж ведёт хозяйство и растит детей. Мария часто не соглашается с мужем, делая попытку втолковать мужу, что в жизни нужны не только физическое, но и внутреннее богатство. Любовь Марии становится к мужу всё сильнее. На примере Марии Толстой открывает читателю, что красота духовная гораздо лучше и ценится более чем физическая. Человек, с красивой душой достоин любви и уважения, а внешняя красота будет меркнуть и угасать с годами.