Оглавление
- Пример занятия с ребенком в возрасте 9-12 месяцев
- Игры на развитие фотографической памяти.
- План занятий по методике Макото Шичида
- Суть правополушарного метода
- Математика Шичиды
- Для кого предназначена методика Шичиду
- Основные принципы методики Макото Шичида
- Развитие сенсорики (цветовосприятие, тактильные ощущения, восприятие запахов и т.д.)
- О создателе методики
- Игры с карточками
- Подготовка к занятиям по Шичиде
Пример занятия с ребенком в возрасте 9-12 месяцев
Тип упражнения
Продолжительность
Пример задания данного типа
Прослушивание альфа-музыки
5 минут
Можно заранее подготовить запись с шумом волн или ветра. Упражнение заключается в том, чтобы ребенок послушал ее, успокоился и настроился на нужный лад. Если за 5 минут сделать этого не удалось, можно увеличить продолжительность этапа
Показ flash-карточек
5 минут
Данное упражнение тоже, в принципе, не вариативно. Главное — заготовить для занятия изображения каких-либо предметов (можно на одну тему, можно на разные) и продемонстрировать их ребенку. Задерживаться долго на каждом не нужно, достаточно 30 секунд
Важно чтобы каждый раз они были разными.
Игры на развитие интуиции
5 минут
Простейшая игра с ребенком 9-12 месяцев — это стаканчики. Для начала можно взять два, потом три или даже четыре, перевернуть их вверх дном и спрятать под одним какой-то предмет
Задача ребенка — угадать, где он находится. Задача родителя — удержаться от подсказок. Со временем вы увидите, что процент случаев, в которых малыш верно указывает расположение, стал гораздо больше.
Игры на развитие фото-памяти
5 минут
На первом этапе они тоже довольно однообразны. Заготовив два похожих изображения с какой-нибудь отличной деталью (например, цвет шапочки у гнома), нужно показать одно из них ребенку, примерно в течение 30 секунд. Затем продемонстрировать оба и спросить, что же он до этого видел. В этом задании можно использовать одинаковые картинки или фигуры разного цвета.
Игры на поиск соответствий
5 минут
На начальном этапе это простейшее лото, которое можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине. На фишках должны быть не буквы или цифры, а именно картинки.
Занятия с ребенком в возрасте 1-1,5 лет
К указанным выше типам упражнений добавляется еще несколько.
1. Игры на развитие воображения.
2. Задания, связанные с сеткой памяти.
3. Игры с пазлами и просто складыванием картинок. Начинать нужно с состоящих из двух деталей, постепенно доходя на четырех и даже больше. Кроме этого расширяется спектр упражнений в уже введенных группах. Например, для создания настроя можно не только слушать музыку, но и использовать дыхательную гимнастику, а также шар энергии. Показ карточек уже можно дополнить математическими элементами — точками. Продолжительность «урока» увеличивается до 35 минут.
Занятия с ребенком в возрасте 1,5 — 2 лет
В этом возрасте, если раньше не была выработана система занятий, ребенка очень сложно усадить за «уроки». Поэтому если вы только решили начать применять методику Макото Шичиды на практике, то можно начать с малого — пяти упражнений, которые рекомендованы в возрасте 9-12 месяцев, добавляя каждые 1,5 — 2 недели по новому заданию.
Если же ваш ребенок уже давно привык и к карточкам, и к играм, то к вышеуказанным восьми группам упражнений можно добавить еще одну: задания на запоминания цепочек изображений (Linking memory). Кроме того, рекомендуется постепенно усложнять то, что было освоено ранее. Продолжительность занятий в этом периоде можно увеличить до 40 минут
Если, конечно, ваш ребенок способен в течение такого времени концентрировать внимание.
Занятия с ребенком в возрасте 2-3 лет
К двум годам можно увеличить продолжительность занятия до 50 минут и вводить весь спектр упражнений. К вышеуказанным добавляются задания с мандалами — кругами, на которых изображены разноцветные узоры. В 2-3 года «урок» вполне может быть полноценным и состоять из 10-20 упражнений (по одному-двум каждого типа). Кроме того, с ребенком можно заняться конструированием из лего-деталей — это способствует развитию воображения и фантазии. Предлагать готовые образцы, конечно, можно, не стоит ограничиваться лишь ими.
Ведь основная задача методики Макото Шичиды — воспитать человека творческого и всесторонне развитого, умеющего мыслить не по шаблонам. Следите за тем, чтобы упражнения каждого типа были разными (если это, конечно, возможно) или хотя бы чередовались по дням. Только в этом случае удастся удержать интерес маленького студента надолго и каждое занятие будет не обязанностью, а радостью. И, конечно же, вне зависимости от возраста, планируя занятие, не стоит забывать о главном — на что направлена методика Макото Шичиды, каковы ее принципы и основные методы.
Игры на развитие фотографической памяти.
Похожие картинки (Photo Memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше на листе формата А4), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.
Размести правильно (Space Memory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более одной секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Самых маленьких просим показать мишке его домик и т. п.
Найди новую картинку (Flash Memory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех штук). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.
Мандала – это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной, например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1–5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале отмечает карандашами, как она была раскрашена.
Абсурдная история, или Память «цепочкой» (Linking Memory). Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала из трех штук) сочиняет сюжет, например: ворона прыгнула в речку, которая пахла, как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки: ворона, река и роза. Сначала мама 1–2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок, лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.
Примеры упражнений с ежиком и пчелой:
План занятий по методике Макото Шичида
- Расслабление под специальную музыку. Занятия по методике Шичиды предполагают специальную настройку правого полушария мозга ребенка. Это достигается с помощью прослушивания музыки с “альфа-волнами”. Сам профессор в своей книге предлагает прослушивать музыку Джефри Томпсона с альфа обработкой. Не стоит слушать эту музыку вне занятий.
- Дыхательные упражнения. Необходимо, чтобы ребенок активно начал дышать. Для этого сгодится любая игра, где необходимо дуть на предметы. Старайтесь на каждом занятии изменять суть игры. Кроме того, с возрастом, когда ребенок станет гораздо старше, можно предложить ему дуть уже на воображаемые предметы. Это будет полезным для развития его фантазии.
- Упражнение на аккумулирование энергии. Суть упражнения состоит в том, что вы предлагаете ребенку представить шар энергии у него в руках. Для начала, вы вместе растираете свои ладошки, а затем мысленно представляете, что между ними разрастается теплый и приятный невидимый ком. Его можно вылить на свою голову, растереть по своему телу, выпить и почувствовать от этого бодрость.
- Аффирмации. Упражнение на внушение ребенку позитивных мыслей. Расскажите ребенку, что он всеми любим, что он очень хороший и у него всегда все получается.
- Развитие воображения. Придумайте вместе с ребенком какую-либо историю из вашей жизни или с любимыми героями малыша. Если ребенок уже достаточно взрослый, предложите ему самому развивать сюжет вашего рассказа.
- Развитие экстрасенсорных способностей. Упражнение на развитие телепатии может представлять собой попытки передать ребенку ваши зрительные образы. Ярко и четко представьте перед собой геометрическую фигуру. Расскажите ребенку, что вы сделали, и предложите ему угадать фигуру. Можно делать то же самое с другими простыми и четкими образами. Упражнения на интуицию предполагают, что малыш начнет угадывать то, что скрыто от обычного взгляда. Спрячьте под одинаковые контейнеры любимую игрушку вашего ребенка, и предложите угадать, где она находится. Со временем, задания можно усложнять, увеличивая количество выборов.
- Упражнения для глаз. Побуждайте ребенка смотреть из угла в угол, в разные стороны, для того чтобы размять глазные мышцы. Можно также смотреть далеко вперёд и прямо перед собой, изменяя фокус зрения.
- Упражнения с флеш-карточками. Необходимо в быстром темпе показывать ребенку карточки с изображением самых разных предметов, животных и растений. Одновременно с показом карточек, вам необходимо также называть, что на них изображено. Быстрый показ карточки активизирует работу правого полушария, а пояснение картинки заставляет работать левое полушарие. Таким образом, происходит синхронизация обеих половинок головного мозга. Особенность разработки профессора состоит в том, что вы не должны показывать одни и те же наборы карточек чаще, чем раз в полгода. Вам необходимо запастись или огромным количеством напечатанных на бумаге картинок, либо просто показывать малышу компьютерные презентации. Последнее, несомненно, гораздо удобнее.
- Упражнения на фотографическую память. Здесь можно использовать разные виды упражнений. Например, в быстром темпе показать ребенку пару разных картин. А потом, выложить перед малышом эти картины, добавив ещё одну, которую он не видел. Ребенок должен вспомнить, какие картинки он уже видел, а какую нет. Постепенно можно усложнить задание, добавив количество показанных картин.
- Сенсорные упражнения. В этой части занятия, вы должны предложить малышу упражнения, в которых он будет развивать цветовосприятие, обоняние, слух, тактильные ощущения.
- Повторные аффирмации. В заключение занятия, необходимо опять подбодрить ребенка ласковыми словами о том, как он здорово справился со всеми заданиями. Это позволяет сохранить позитивный настрой малыша на последующие занятия.
Профессор считал, что для плодотворного проведения занятий необходим, прежде всего, позитивный настрой, а также очень близкие и доверительные отношения между родителем и ребенком. Помните об этом, когда будете придерживаться плана занятий по методике Шичида. Только в этом случае, вы добьетесь быстрых положительных результатов в своих занятиях.
Суть правополушарного метода
Во всех упражнениях, которые Шичида предлагает ежедневно проводить с малышом, активно задействовано правое полушарие. И это не случайно. До 3 лет именно оно является доминирующим у крохи, левое же находится в подчинённом состоянии.
Это кажется чудом, но полусекундная демонстрация огромного количества карточек действительно приносит пользу дошкольникам, их мозг к шести годам имеет одинаково развитые полушария. Эффективность данного метода научно доказана множеством исследований, в том числе и Гарвардского университета.
Все это непонятно и загадочно, но стоит лишь немного вникнуть в методику и познакомиться с её занятиями, как сразу становится ясно, почему дети, на которых она применяется, столь успешны в обучении и развитии. Не прилагая усилий, они способны запомнить огромное количество информации, легко осваивают языки, быстро читают и считают, некоторые раскрывают даже телепатические таланты.
Математика Шичиды
В методике Шичиды подход к обучению счету сходен с взглядами Домана. Ребенок должен научиться в первую очередь воспринимать понятие количества. Для этого используются карточки с точками. Считается, что дети, с которыми занимаются по данной методике, не считая, могут сказать, сколько точек изображено на картинке.
Макото Шичида советует показывать детям карточки с точками не долее 0,5 секунды, называя число точек. При работе с математическими примерами ребенку показывается лишь карточка, соответствующая конечному результату. Например, взрослый говорит: «Один плюс два равно (показывает карточку с тремя точками) три». Кроме карточек с точками можно использовать и карточки с изображением котиков, цветочков, грибочков и пр., чтобы поддерживать интерес к занятию.
Чтобы проверить, может ли ребенок распознать карточку с нужным количеством точек, ему показывают две карточки и просят найти названное число.
Кроме карточек, для обучения счету можно использовать различные маленькие предметы – пуговицы, бусины, стеклянные шарики, домино. Однако следует учитывать возраст ребенка: детям до полутора лет давать в распоряжение мелкие предметы однозначно не стоит, а в более старшем возрасте игры должны происходить под присмотром взрослого.
Для кого предназначена методика Шичиду
Метод Макото Шичида рассчитан на детей от 6 месяцев до 3 лет. Именно в этом возрасте, как считал профессор, наиболее эффективно проходят предложенные им занятия. Впрочем, если вашему ребенку уже больше 6 месяцев, но меньше трёх лет, не расстраивайтесь. Попробуйте начать уже сегодня, и вы все равно увидите результат от занятий.
Интересно, что дидактические задания, предложенные профессором, предполагают последовательное включение ребенка в решение задач. Для самых маленьких, методика Шичида предлагает только смотреть на предоставленный материал вместе с мамой. Мама показывает и поясняет упражнения малышу. Затем, с возрастом, малютка ощупывает, изучает и пытается решить дидактическую задачу с помощью взрослых. И, в конце концов, он решает задание полностью самостоятельно.
Основные принципы методики Макото Шичида
Нынешнее дошкольное образование имеет один существенный недостаток – оно основано исключительно на активации левого полушария мозга, ответственного за логику и анализ. Правое полушарие, ответственное за все бессознательное, интуитивное, эзотерическое, не удостаивается должного внимания. Существует ряд учебников по правополушарному развитию, но в классических детских садах или школах вы их не найдете.
Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы. Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, попросту говоря – удаляет ее, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно как архив, которым всегда можно воспользоваться. Более того, заимствуя термины из музыковедения, темп работы левого полушария можно определить как adagio (медленно), темп правого полушария – как prestissimo (очень быстро). Соответственно последнее намного эффективнее усваивает информацию.
Макото Шичида однако говорит, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной». Это подтверждают исследования ученых Гарвардского университета, обнаруживших, что у выдающихся деятелей оба полушария развиты одинаково.
Кроме этого, все дети, по мнению Макото Шичида, от рождения гении и в них скрыт глубокий потенциал. Занимаясь обучением детей до шести лет и развивая у них правое полушарие головного мозга, можно способствовать их развитию в творческом направлении, развить интуицию, быстрое чтение, математические способности, фотографическую память, способность к изучению нескольких языков.
То, что подвластно детям, не подвластно взрослым. Как известно, все в мире имеет свои сигналы. Даже вещи испускают сигналы с определенной частотой. Дети могут ловить «другие», альфа сигналы, на которых основана телепатия, ясновидение и другие паранормальные явления. Макото Шичида приводит простой пример.
Девочка после болезни собирается идти в детский сад. При этом сообщает родителям, что ее лучшей подруги в саду не будет, а придет новенькая воспитанница. Все так и вышло.
Условно говоря, событие, заключающее в себе эти действия, уже сложилось в мире и подавало сигнал. Девочка лишь уловила нужный сигнал.
Помимо известных нам пяти органов чувств левого полушария (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), есть еще и шестое чувство, относящееся к правому полушарию. Оно включает в себя:
- телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств);
- ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств);
- психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним);
- предвидение (способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить);
- духовную силу (энергия).
Если у ребенка развито в полной мере правое полушарие, то ему подвластны:
- запоминание информации посредством образов,
- скорочтение,
- уникальные вычислительные способоности,
- способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты (музыкальная особенность правого полушария)
- способность к овладению языком (языковая способность правого полушария)
Развитие сенсорики (цветовосприятие, тактильные ощущения, восприятие запахов и т.д.)
В заключительной части занятия Шичида советует давать ребеку задания на цветовосприятие, тактильные ощущения, развитие творческих способностей, восприятие запахов, музыкальный слух.
Для развития цветовосприятия используются карточки. Простейшая игра: предложить ребенку 3-4 карточки с монохромными (одноцветными) рисунками – в них могут присутствовать разные оттенки одного цвета, но не цвета разных участков цветового спектра. Также нужно дать малышу такое же количество карточек с цветовыми пятнами тех же оттенков, что и на карточках с изображениями. Задача ребенка – подобрать парные карточки.
Более сложный вариант игры – с использованием большего количества карточек, содержащих многоцветные изображения и цветовые пятна разных цветов, соответственно.
Ребенку можно предложить вместо карточек с цветными пятнами выбирать карандаш или краску нужного цвета. Также вместо карточки с изображением каких-либо предметов на белом фоне для детей старшего возраста вы можете использовать репродукции картин великих художников.
Тактильные ощущения можно развивать с помощью, например, тактильных карточек или игр с сенсорными коробками.
Игры на восприятие запахов предложены не Шичидой, однако они также являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы. Вы можете сами создать свое «Лото запахов» из нескольких баночек со специями или засушенными цветами и карточек с соответствующими изображениями.
В блок сенсорики также можно включить творческие задания: рисование карандашами и красками, лепку, создание аппликаций.
Не стоит забывать и о важности развития музыкальности у ребенка – вы можете вместе петь, слушать музыку и играть для малыша на музыкальных инструментах. Можно сочетать музыкальные минутки с активными физическими упражнениями
Заканчивать занятие, согласно методике Шичиды, следует упражнением на внушение (позитивные установки из подготовительного блока).
О создателе методики
Селестен Френе родился в 1896 года в маленьком городке на юге Франции. Учился он в простой деревенской школе, однако проявил незаурядные способности и решил стать учителем, для чего отправился учиться в Ниццу, но окончить обучение ему так и не удалось. Началась первая мировая война… Свою авторскую методику обучения и воспитания детей Френе разработал в 24 года! И тогда же открыл собственную школу.
Френе создал прообраз программированного обучения – обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый ученик составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.
Г.Селевко
В ней не было зубрежки и как таковой жесткой программы, зато была собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы.
Френе были близки и интересны многие идеи воспитания, такие как: идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании, система реформированных школ X. Литца в Германии. Однако его педагогическая концепция в корне отличалась. Решающее значение в его методике имел опыт, который приобретает ребенок в школе, в семье, в процессе общения с окружающими.
Учебная работа в школе Френе часто выглядит как цепь творческих актов, что повышает самостоятельность и заинтересованность детей, прививает вкус к приобретению новых знаний, дает почувствовать радость открытия.
Б.Вульфсон
Френе был убежден, что педагог должен развивать ребенка, помогать ему раскрывать свои потенциальные возможности, а как личность ребенок создает себя сам.
В школе Френе нет учебников, поскольку они навязывают взрослую точку зрения, и нет оценок, поскольку они не могут служить точным критерием знаний и умений ребенка. Зато в школе Френе ребенок волен сам выбирать себе одноклассников для каждого занятия. Дети учатся планировать свой день и распоряжаться своим временем
Согласитесь, это очень важное умение для современного мира.
По методике Френе дети учатся самостоятельно, обращаясь за помощью к учителю, если это им необходимо. Каждый урок – опыт или эксперимент. Зачем читать скучный параграф учебника, когда можно самолично посмотреть, как замерзает вода в пруду, или самостоятельно проверить, сколько времени требуется ростку, чтобы пробиться сквозь землю и превратиться в то или иное растение.
Игры с карточками
Игры с карточками наверняка увлекут вашего малыша еще больше, чем простой просмотр мелькающих изображений.
Цепочка памяти (Linking memory)
Суть упражнения – составление абсурдной истории из произвольно выбранных и выложенных в ряд карточек. Пример из книги Макото Шичида:
Из заданных слов «еж, конфета, туча, гвоздь, дом, сок, ящерица, небо, творог, снег» составляем следующую историю: «Еж шел и ел конфету, как вдруг увидел тучу, из которой неожиданно полил дождь из гвоздей. Гвозди были нужны ежу для строительства дома, куда он и отправился, чтобы попить сок. Сока захотелось и ящерице, которая до этого смотрела в небо. Небо было цвета творога, потому что пошел снег».
Сетка памяти (Memory Grid)
Сетка памяти Шичиды – это отличный способ развить фотографическую память. Начать стоит с простой сетки 2х2, в каждой из клеток которой находится картинка. В течение 10 секунд вы показываете сетку с картинками ребенку и выдаете ему карточки с такими же изображениями. Затем исходную сетку закрываете и предлагаете малышу выложить карточки на листе с пустой сеткой так, как они были размещены в образце. Когда ребенок закончит, откройте исходную сетку и сверьте результат.
Всё получилось? Значит, в следующий раз задание можно усложнить, использовав сетку 3х3, потом 4х4, 5х5 и т.д. Также можно использовать сетку 2х3 с четырьмя картинками и двумя пустыми клетками.
Если картинок в используемой сетке много, лучше использовать распечатку, чем разложенные карточки, потому что для тренировки фотопамяти на запоминание ребенку нужно давать лишь несколько секунд, а переворачивание карточек занимает большее время.
Игра на развитие фото-памяти (Photo memory game)
Вы можете использовать следующие игры:
- показать ребенку карточку, спрятать ее, потом показать ту же и еще одну, похожую на нее. Попросить малыша указать первую карточку;
- более сложный вариант: показать три карточки, потом показать те же три и еще одну и предложить убрать лишнюю, последнюю;
- показать несколько карточек в течение 3-5 секунд и убрать их, затем показать тот же набор, но без одной карточки. Спросить, какой не хватает.
Мандалы
Мандала – это сложное геометрическое изображение, взятое методикой Шичиды из буддийских и индуистских религиозных учений. С точки зрения этих религий мандала символизирует модель Вселенной, карту космоса, сфера обитаний божеств. В настоящее время мандалы широко используются в психотерапии для осознания собственного «я». Маленьким детям всё это, конечно, не слишком интересно, да и не нужно. Но мандалы – это действительно красивые изображения с яркими узорами, и дети с удовольствием играют с ними.
Вот простой пример игры с мандалами по Шичиде. Необходимо заранее подготовить две мандалы – цветную и такую же, но черно-белую. Выдаем малышу черно-белый вариант, а затем показываем в течение 10 секунд цветной и прячем. Теперь надо попросить ребенка раскрасить его вариант мандалы так же, как образец. Тем, кто еще не справляется с раскрашиванием, можно предложить отметить участки мандалы штрихами нужных цветов.
Также с помощью мандал можно тренировать внимательность. Предложите малышу несколько мандал (для начала достаточно 3-4) и попросите найти имеющие одинаковый узор.
Подготовка к занятиям по Шичиде
Первоочередная задача родителей перед началом занятий – создать у ребенка нужный настрой. Выберите время, когда у малыша хорошее настроение, он сыт и не капризничает. Включите музыку с альфа-волнами (например, в обработке Джеффри Томпсона) – она кажется успокаивающей, но на самом деле активизирует работу правого полушария мозга.
Дыхательные упражнения
Выполнение дыхательных упражнений является частью подготовки к занятиям по методу Шичида
Глубокие вдохи и выдохи помогают расслабиться, что очень важно для работы правого полушария. Время на выполнение дыхательных упражнений – 5 минут
Вы можете вместе с ребенком:
- дуть через трубочку в стакан воды;
- пускать мыльные пузыри;
- задувать свечи;
- дуть на подвешенные на веревочке легкие предметы (перышки, бумажные фигурки, помпоны), заставляя их взлетать, кружиться и качаться;
- дышать на воображаемый предмет.
Дети старшего возраста могут выполнить такое упражнение. Сначала нужно закрыть глаза и подышать медленно и глубоко некоторое время. Затем сделать 8-секундный вдох, задержать дыхание на 8 секунд и сделать 8-секундный выдох. После трехкратного повторения этого упражнения ребенок расслабится.
Упражнение «Шар энергии» по методу Шичида
Данное упражнение кому-то может показаться мистическим, поскольку смысл его в том, чтобы ребенок ощутил, что он может привлекать и получать положительную энергию из окружающего мира. В любом случае, это, как минимум, позитивная и развивающая воображение игра.
Для выполнения упражнения вы с малышом должны сесть друг напротив друга и потирать ладошки одна об другую, говоря о том, как сейчас вы собираете из окружающего пространства положительную энергию. Постепенно вы «замечаете», как у вас в руках возникает уже маленький энергетический шарик, который становится всё больше и больше. Представьте, как будто вы скатываете снежок зимой. Шар энергии по аналогии увеличивается в ваших руках, и, наконец, становится таким большим, что удержать его уже тяжело – теперь можно «облить» себя этой положительной энергией, окунуться в нее. Другой вариант – с силой сжимать, утрамбовывать шарик, и когда он станет маленьким, «съесть» этот кусочек высококонцентрированной положительной энергии. Если малышу пока сложно повторять движения взрослого, можно выполнять движения вместе с ним, создавая один, общий шар энергии.
Позитивные установки
Вам нужно сказать взять малыша на руки и сказать ему три фразы:
- «Ты особенный»;
- «Ты можешь всё»;
- «Мы тебя очень любим».
Конечно, вы можете изменить эти фразы по своему усмотрению, главное – передать ребенку позитивный настрой, оптимизм и свою любовь.