Колыбельные песенки. тексты колыбельных песен для малышей

Придет серенький волчок…

Пожалуй, при всей своей непритязательности это самый сложный сюжет. На первый взгляд, речь идет о том, чтобы застращать деточку. Мало того, что схватит, так еще и утащит во лесок, под ракитовый (за малиновый) кусток. Но когда это напевают младенцу, то он слов не разбирает, а улавливает лишь мелодию. Если же укладывают ребенка чуть постарше, то образ волчка серенького призван для того, чтобы он замер, не ворочался и не крутился (при этом, заметьте, не говорится о волчище зубастом, персонаж упоминается в уменьшительно-ласкательной форме), а вслед за этим напряжение снимается завершающими словами:

1. К нам волчок не ходи, нашу Машу не буди (идея защиты).

2. Кустик затрясется, детка засмеется (то есть ничего страшного не произойдет).

3. Там птички поют, тебе спать не дадут (тоже разрядка, ведь даже не птицы, а птички поют, что бывает только в светлый ясный день).

4. А малинка упадет, прямо Катеньке в рот (вкусная ягодка легко развеивает страхи).

5. А там бабушка живет и калачики печет, и детишкам продает, а Ванюше так дает (выигрышное положение ребенка по сравнению с другими).

… Да, много разных гостей могло наведаться к засыпающему ребенку. А почему столько персонажей-животных? Во-первых, они должны были уберечь его от темных сил, призвать здоровье и удачу. Считалось особенно важным передать малышу символическую защиту при укладывании, поскольку, по традиционным верованиям, душа его во сне могла общаться с зооморфными духами.

Кроме того, по славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии – райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне) и донести привет от предков до дома, ему нужны были проводники.

Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для колыбельных, – именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность.

Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении детей – и подавно.

Еще тексты: Русские народные колыбельные

Носики-курносики

А. Булычева

Наконец-то, полземли излазав,
Крепким сном мои мальчишки спят
Сон свалил страну синеглазую,
Спят мои сокровища чумазые,
Носики-курносики сопят.
Спят такие смирные, хорошие,
В целом мире лучше нет ребят.
Одеяла на сторону сброшены
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят.
Ну, а завтра… Если б знать заранее,
Сколь исповедимы их пути…
Что им стоит так, без расписания,
Улизнуть с урока рисования,
В космос просто пешими уйти.
Бьют часы усталыми ударами.
На Земле спокойно. Дети спят.
Спят мои отчаянные парни,
Спят мои Титовы и Гагарины,
Носики-курносики сопят.

Уж ты, котенька-коток…

Этот персонаж фольклора был весьма популярен в русских народных колыбельных. А как же: ведь во всяком дому, почитай, водились кошки, и по-свойски им давали поручения и даже сулили плату за их выполнение:

Другой вариант окончания еще интереснее:

Котику могли пообещать и другие вещи: шубку, сапожки, — то есть то, что в повседневности нужно ребенку и представляет для него материальную ценность. В детском восприятии это означало, что ради его благополучия старшие готовы заплатить, значит, он им дорог.

Некоторые сознательные мурлыки действовали, не дожидаясь, когда их попросят:

В подобном иносказании деточке передавалась не только идея заботы о нем, но и основы бескорыстия, поскольку персонажи действовали во благо ближнего, что называется, «по движению души». Известно, что время засыпания — самое благое для усвоения информации, и оно использовалось веками накопленной народной мудростью для передачи важнейших устоев жизненного уклада рода.

Часто сравнивались постельки детские с теми, что якобы имелись у котика. При этом оказывалось, что и колыбелька, и перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например:

Это сравнение вовсе не случайно. В развитии младенца имеется период, когда ему совершенно необходимо «иметь все самое лучшее», быть в выигрышном положении по сравнению с другими. Это связано с началом социализации ребенка и осознанием собственной роли в семье как маленького, зависимого человека.

Очень тонкий психологический момент заключается в том, чтобы помочь детке пройти этот естественный период: не разочаровать и «не перегнуть палку». В колыбельных песенках реализуется некий «виртуальный» перевес в пользу малыша, прочувствование которого избавляет его от требования такового в реалиях жизни. Таким образом, речь идет не о возвеличивании самомнения ребенка, а о том, чтобы он не споткнулся о порожек самооценки.

Заюшки и горностаюшки…

Зайки тоже, как считалось, могли наведаться перед сном к ребенку, чтобы порадовать. Вот, например:

Ой, баюшки, баюшки,

В огороде заюшки

Травочку щипают,

Марину забавляют.

Заметьте, в этом сюжете длинноухие гости равнодушны к капусте либо морковке и довольствуются травочкой, а значит, никакого урона хозяйству не наносят. Правда, в другом варианте этого же сюжета у них роль иная:

Лю-лю, лю-лю, баиньки,

Да в огороде заиньки,

Зайки травку едят,

Детям спать велят.

Иногда они могли и небылицу рассказать:

А вы, зайцы-заюшки,

А и где вы бегали,

А и где вы прыгали,

А и что вы делали?

А мы бегали в лесу,

Били волка по носу,

Запрягали комара

Спи, сестренка, спать пора!

Признаюсь, я когда-то своей дочке тоже пела, как прибежали заюшки к маленькой Натальюшке, как они стали девочку качать, тихо песню напевать и даже сказку сочинять. Колыбельная – это такая незатейливая песенка, которая, тем не менее, создает неповторимо трогательную общность взрослого или старшего с ребенком, наполняет его ощущением любви и безопасности.

В баюканье детей участвовали даже горностаи, которые готовы были стать в будущем гидами их в лесном царстве:

Баюшки-баюшки,

Скакали горностаюшки.

Прискакали к колыбели

И на Ваню поглядели.

И сказал горностай:

«Поскорее подрастай!

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И волчонка, и зайчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

И под елкою лису.

Любопытно, как в баюкающих напевах удавалось создавать красочные картинки, почти не используя прилагательных. Сюжеты с заюшками – горностаюшками весьма наглядно это демонстрируют. И в этом тоже был заложен смысл: маленький ребенок гораздо восприимчивее к существительным и глаголам, поскольку они отражают предмет и действие. Вот насколько непросты незатейливые песенки.

Колыбельная

Бл.№29/19 Лю-ли, лю-ли, люлюшки. Прилетели гулюшки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать. Стали гули ворковать, Сашу песней забавлять: -Баю-баю-баюшки; Не ложись на краюшке — Придёт серенький волчок, Ляжет к Саше под бочок, Ляжет к Саше под бочок И подарит пятачок. На луну он глянет, Песенку затянет: -Спи, мой Шурик маленький! Спи, мой Шурик славненький! Спи, Сашок любимый! Спи, Сашок родимый! Спи, малыш, закрывши глазки! Расскажу тебе я сказку: -Раз, два, три, четыре, пять. Вышел козлик погулять. Вышел козлик погулять, Травки свежей пощипать. Щиплет козлик травочку И увидел бабочку, Средь цветов она порхает, Все цветочки опыляет, Крылышками машет. Муравьишка пляшет Весело с притопом, С песнею, с прихлопом В одиночку вокруг ели. Две синички на ней пели И собрались полететь, Чтоб на Сашу поглядеть, Приласкать и покачать, Уложив в кроватку спать; Побаюкать, посвистеть И тихонько песню спеть: Лю-ли, лю-ли, люлюшки. Прилетели гулюшки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать: -Взрослых слушайся, малыш! Что пристала, муха? Кш! Спать Сашуле не мешай, Поскорее улетай! Баю-баю-баюшки. Не ложись на краюшке.

*Написана по мотивам русского народного фольклора в силу необходимости — внука надо убаюкивать, а я ни одной колыбельной не знал.

Источник

Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай, Над горами солнце тает, баю-бай, Листья шепчутся устало, баю-бай, Гулко яблоко упало, баю-бай, Подломился стебель мяты, баю-бай, Желтым яблоком примятый, баю-бай, Месяц солнце провожает, баю бай, По цветам один гуляет, баю-бай.

В поле деревце стоит (авт. Марина Улыбышева) Колыбельную прислала Наталья со словами: «Есть очень хорошая колыбельная. Слышала ее еще и в аудио версии… „

В чистом поле деревцу До зари не спится. В чужедальние края Разлетелись птицы. И не вьют они гнезда На ветвях упругих, Хлещут дерево дожди, Гнёт лихая вьюга.

— Завтра, мама, поутру Отращу я крылья, Полечу через луга Над степной ковылью. Стану птицей песни петь Весело и звонко, И баюкать деревцо Нежно как ребенка.

— Мой сынок, на древе том Жить совсем непросто: Вянут листья у него, Ветви ест короста. — Как же мне помочь ему? Как мне сделать это? — Ты, сынок, сходи к отцу И спроси совета.

— Слушай, папа, я хочу Деревцу стать другом В его кроне щебетать В дождь и злую вьюгу, Вольной птицей песни петь Весело и звонко, и баюкать деревцо Нежно как ребенка.

— Чтобы дерево могло снова возродиться, лучше человеком быть, а не звонкой птицей. И не только щебетать, А и потрудиться: Надо корни поливать И рыхлить землицу.

Побежит по жилам сок влагою кипучей, станет дерево тогда сильным и могучим. Даст тебе оно плоды. И тогда пичуги К нему снова прилетят С севера и юга.

— Я, отец, найду родник И его водою Досыта я напою Деревце родное. Пусть дает оно плоды. Пусть живут в нём птицы. Чтобы было от чего сердцу веселиться.

— Вырастай скорей, сынок, Вырастай на славу. Крепко-накрепко люби Милую державу. Пусть на родине твоей Сад шумит прекрасный. Светит солнце, а в ночи Ходит месяц ясный.

Спи, моя радость, усни! (музыка В. Моцарта, слова С. Свириденко)

Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду, Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит… Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни!

В доме все стихло давно, В погребе, в кухне темно, Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит. Кто-то вздохнул за стеной Что нам за дело, родной? Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет. Нет ни тревог, ни забот; Вдоволь игрушек, сластей, Вдоволь веселых затей, Все-то добыть поспешишь, Только б не плакал, малыш! Пусть бы так было все дни! Спи, моя радость, усни! Усни, усни!

Источник

Студенческая колыбельная

Спи ты мой хороший
Скорее засыпай
Пусть тебе приснится
Кенгуру и попугай
Только вот твой папа
Ночь не будет спать
Папе завтра физику сдавать…
Все ты это будешь знать,
А пока что надо спать.
Спи, а то вот встану,
Позову декана!
Все ты это будешь знать
Что такое электрон
И каким зарядом
Обладает позитрон
Как чертить эпюры,
Как конспект списать
И как ускоритель рассчитать.
Все ты это будешь знать,
А пока что надо спать.
Спи, а то вот встану,
Позову декана!
Спи, ты мой хороший,
Вот вырастешь большой,
В универ поступишь,
Как и папа твой,
Так же как и папа,
Ночь не будешь спать,
Если завтра физику сдавать.
Все ты это будешь знать,
А пока что надо спать.
Спи, а то вот встану,
Позову декана!

За печкою поет сверчок

Р. Паулс, О. Петерсон

За печкою поёт сверчок,
Угомонись, не плачь сынок,
Вон, за окном морозная,
Светлая ночка звёздная,
Светлая ночка звёздная,
Светлая ночка звёздная.
Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко,
Видишь сияют звёздочки,
Месяц плывёт на лодочке,
Месяц плывёт на лодочке,
Месяц плывёт на лодочке.
Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезёт,
В санках на месяц увезёт,
В санках на месяц увезёт.
Будут орехи-сладости,
Будут забавы радости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые,
И пряники медовые,
И пряники медовые.
Ну отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок.

Колыбельная для мальчика

Текст колыбельной песни

За окном затих городок,
Словно выключил музыку дня.
Ничего не бойся сынок,
Ночь сама боится огня.
Нам с тобой улыбнулась луна,
Кружит звездочек хоровод.
Это добрая фея сна
За собою тебя зовет.
Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть.

Мчит тебя белоснежный конь
В свой далекий прекрасный край,
Положи на гриву ладонь
И во всем ему доверяй.
В том краю живут короли,
Крошки-гномы хранят леса
И огромные корабли
Поднимают свои паруса.
Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть

Вот и сам ты уже летишь,
За спиной у тебя два крыла
И тебя согревает, малыш,
Море солнечного тепла.
Ты отважен и смел, сынок —
Прочь тревоги и страхи прочь.
Я с тобой, ты не одинок
И не так уж страшна эта ночь.
Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть

Уж ты, котенька-коток…

Этот персонаж был весьма популярен в русских народных колыбельных. А как же: ведь во всяком дому, почитай, водились кошки, и по-свойски им давали поручения и даже сулили плату за их выполнение:

…Приди котик ночевать,

Да приди дитятко качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

Да дам кусок пирога.

Ешь-то, котик, не кроши

Да больше у меня не проси.

Другой вариант окончания еще интереснее:

Дам кувшинчик молока

Да кусочек пирога,

Белей папыньки

В обе лапыньки.

Котику могли пообещать и другие вещи: шубку, сапожки, – то есть то, что в повседневности нужно ребенку и представляет для него материальную ценность. В детском восприятии это означало, что ради его благополучия старшие готовы заплатить, значит, он им дорог.

Некоторые сознательные мурлыки действовали, не дожидаясь, когда их попросят:

Котик серенький

Соломку сбирал,

Под головку складал,

Да и Ваню качал.

***

А котики серые,

А хвостики белые,

По улицам бегали,

По улицам бегали,

Сон да дрему сбирали,

Сон да дрему сбирали.

В подобном иносказании деточке передавалась не только идея заботы о нем, но и основы бескорыстия, поскольку персонажи действовали во благо ближнего, что называется, «по движению души». Известно, что время засыпания – самое благое для усвоения информации, и оно использовалось веками накопленной народной мудростью для передачи важнейших устоев жизненного уклада рода.

Часто сравнивались постельки детские с теми, что якобы имелись у котика. При этом оказывалось, что и колыбелька, и перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например:

У кота ли, у кота

Колыбелька золота.

У дитяти моего

Есть покраше его.

Это сравнение вовсе не случайно. В возрастном развитии имеется период, когда ребенку совершенно необходимо «иметь все самое лучшее», быть в выигрышном положении по сравнению с другими. Это связано с началом процесса социализации и осознанием собственной роли в семье как маленького, зависимого человека.

Очень тонкий психологический момент заключается в том, чтобы помочь детке пройти этот естественный период: не разочаровать и «не перегнуть палку». В колыбельных песенках реализуется некий «виртуальный» перевес в пользу малыша, прочувствование которого избавляет его от требования такового в реалиях жизни. Таким образом, речь идет не о возвеличивании самомнения ребенка, а о том, чтобы он не споткнулся о порожек самооценки.

Никакой самый совершенный звуковой аппарат не заменит мамин голос.

Мама поет колыбельные своему малышу — он успокаивается, засыпает, а потом через всю жизнь проносит нехитрые слова «баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» или «спи, моя радость, усни»… Став взрослыми, мы поем песни своим детям на ночь… Правда век технического прогресса облегчает нам задачу — можно не учить тексты колыбельных, а просто включить радио или поставить диск — профессиональный артист прекрасно споет за нас.

Но разве электронный звуковой носитель сможет передать тепло и любовь, которые звучат в мамином голосе? И даже не обязательно обладать абсолютным слухом или поставленным голосом, мамина песня всегда разная — невозможно колыбельную спеть одинаково.  А малыш слышит новые обертоны и колыбельная звучит всякий раз по-новому.

Прилетели гуленьки…

Гуленьки, то есть голуби, в колыбельных песенках обычно прилетают сами, чтобы детке ворковать, его качать да величать. Они устраиваются непосредственно рядом с ребенком («Сели к Ване в люленьку», «Сели в изголовьце», «Сели гули на кровать»). Если же самостоятельно птички не додумались, что надо явиться, то их призывают словами:

Люли, люли, люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

В колыбельных с подобным сюжетом расслабляюще действует обилие мягких звуков, вместе с многократными рефренами-повторами они успокаивают и умиротворяют малыша.

Но иногда голубиный сюжет более развернут и предусматривает птичью беседу, в которой выражается еще большая забота о дитятке:

…Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

– Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

– Надо Ванюшу покормить.

Третий гуля говорит:

– Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,

Будет Ваня крепко спать.

Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего – на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, а уж потом – для воркования – перебирались поближе:

Люли-люли-люли,

Прилетели гули.

Сели на воротцах

В красных чеботцах.

Стали гули говорить,

Чем бы Машу накормить.

Сахарком да медком,

Сладким пряничком.

Сладким пряником,

Конопляником.

Коровку подоим,

Молочком напоим.

Сели наши гули

К Машиной люли.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

Кроме гуленек, могли навестить детку и другие птицы, например, грачи или журавли. Что характерно, они тоже усаживались на воротах, но, в отличие от голубей, дальше их не допускали:

Прилетели к нам грачи,

Прилетели, поглядели,

На ворота наши сели.

Ворота-то скрип, скрип,

А сынишка спит, спит.

А-а-а-а-а-а-а-а,

А Ванюша спит, спит.

***

Ай, люли-люли-люли,

Прилетели журавли,

Прилетели журавли –

Сказку Маше принесли.

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите у нас Машу,

У нас Маша спит-спит.

В колыбельных сюжетах с птицами, так же как и с котиками, просматриваются явные психологизмы. В частности, нельзя не заметить настрой на восприятие:

* зрительное (упоминание красных чеботц, наших ворот и т.п., рассчитанного как раз на него),

* слуховое (помимо самого напева, в текстах присутствуют воркование гуленек, выразительно повторяемый скрип ворот), кинестетическое (сладкий пряничек, мохноногие журавли).

В сочетании с мерным покачиванием люльки, поскрипыванием шеста и напевом родного голоса это создавало уникальную психологическую атмосферу.

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни Люли, люшеньки, люли Скоро ноченька пройдет, Красно солнышко взойдет. Свежи росушки падут, В поле цветушки взрастут, Сад весенний расцветет, Вольна пташка запоет. Люли, люшеньки, люли, Ты, сыночек, крепко спи.

Сидит Дрема

Сидит Дрема, Сидит Дрема, Сидит Дрема, сама дремлет, Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема, Взгляни Дрема, Взгляни Дрема на народ, Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема, Бери Дрема, Бери Дрема кого хошь, Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема, Сидит Дрема, Сидит Дрема, сама дремлет, Сидит Дрема, сама дремлет.

Бай-бай, бай-бай, Поди, бука, на сарай, Поди, бука, на сарай, Коням сена надавай. Кони сена не едят, Все на буку глядят, Баю-баюшки, бай-бай! Поди, бука, на сарай, Мою детку не пугай! Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню, Поди, бука, куда хошь, Мою детку не тревожь.

*** Бай — бай — бай

Баю-баю-баю-бай, Поскорей ты засыпай, Лю-лю-лю-лю, Бай бай бай бай.

  1. Спи-ко, детка, до поры, Не поднимай-ко головы, Когда будет пора, Мы разбудим тебя.
  2. Баю-баю-бай-бай, На дорожке горностай, Горностая пугнем, Детке шубочку сошьем.
  3. Лю лю, лю лю, баиньки, Да в огороде заиньки, Зайки травку едят, Детям спать велят.
  4. Баю баю бай бай, Под окошком попугай, Кричит: «Детку нам отдай!».
  5. А мы детку не дадим, Пригодится нам самим Пригодится нам самим, Попугая угоним.
  6. Ой качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках яблочки, В ножках прянички.
  7. По бокам конфеточки, Золотые веточки, Да люли бай, люли бай Лю, лю, лю.
  8. Баю баю баюшок, В огороде петушок, Петя громко поет, Детям спать не дает.
  9. Ой, люлю, люлю, люлю, люлю, Живет барин на краю, Живет барин на краю, Он не беден, не богат
  10. Он не беден, не богат, У него много ребят, У него много ребят, Все по лавочкам сидят.
  11. Все по лавочкам сидят, Кашу масляну едят, Кашу масляну едят, Ой, люлю, люлю, люлю.
  12. Каша масляная, Ложка крашеная, Масло льется, ложка гнется Душа радуется.
  13. Баю, баю, баю, бай, Поскорее вырастай, Во лесок ты пойдешь, Папе ягод наберешь.
  14. Спи-ко, детонька, в добре, На соломке, на ковре, Лю лю лю, лю лю лю Бай, бай, бай, бай.
  15. Спи-ко, дитятко, Угомон тебя возьми, Угомон-то возьмет, Дитя вырастет.
  16. Боле вырасти, Ума вынести, Лю лю лю, лю лю лю Бай, бай, бай, бай.
  17. А ты вырастешь большой, Будешь в золоте ходить, Будешь в золоте ходить,„ В руках золото носить
  18. Ты находишься, Ты накосишься Лю лю лю, лю люлю, Бай, бай, бай, бай.
  19. Баю бай, да побай, Спи-тко, детка, усыпай, Ляг-то камышком, Встань-ко перышком.

Придет серенький волчок…

Пожалуй, при всей своей непритязательности это самый сложный сюжет. На первый взгляд, речь идет о том, чтобы застращать деточку. Мало того, что схватит, так еще и утащит во лесок, под ракитовый (за малиновый) кусток. Но когда это напевают младенцу, то он смысл слов не разбирает, а улавливает лишь мелодию. Если же укладывают ребенка чуть постарше, то образ волчка серенького призван для того, чтобы он замер, не ворочался и не крутился (при этом, заметьте, не говорится о волчище зубастом, персонаж упоминается в уменьшительно-ласкательной форме), а вслед за этим напряжение снимается завершающими словами:

1. К нам волчок не ходи, нашу Машу не буди (идея защиты).2. Кустик затрясется, детка засмеется (то есть ничего страшного не произойдет).3. Там птички поют, тебе спать не дадут (тоже разрядка, ведь даже не птицы, а птички поют, что бывает только в светлый ясный день). 4. А малинка упадет, прямо Катеньке в рот (вкусная ягодка легко развеивает страхи).5. А там бабушка живет и калачики печет, и детишкам продает, а Ванюше так дает (выигрышное положение ребенка по сравнению с другими).

… Да, много разных гостей могло наведаться к засыпающему ребенку. А почему столько персонажей-животных? Во-первых, они должны были уберечь его от темных сил, призвать здоровье и удачу. Считалось особенно важным передать малышу символическую защиту при укладывании, поскольку, по традиционным верованиям, душа его во сне могла общаться с зооморфными духами.

Кроме того, по славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии — райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне) и донести привет от предков до дома, ему нужны были проводники.

Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для русских колыбельных, — именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность.

Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении воспитания ребенка — и подавно.

Прилетели гуленьки…

Гуленьки, то есть голуби, в колыбельных песенках обычно прилетают сами, чтобы детке ворковать, его качать да величать. Они устраиваются непосредственно рядом с ребенком («Сели к Ване в люленьку», «Сели в изголовьце», «Сели гули на кровать»). Если же самостоятельно птички не додумались, что надо явиться, то их призывают словами:

В колыбельных песнях с подобным сюжетом расслабляюще действует обилие мягких звуков, вместе с многократными рефренами-повторами они успокаивают и умиротворяют малыша.

Но иногда голубиный сюжет более развернут и предусматривает птичью беседу, в которой выражается еще большая забота о дитятке:

Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего — на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, а уж потом — для воркования — перебирались поближе:

Кроме гуленек, могли навестить детку и другие птицы, например, грачи или журавли. Что характерно, они тоже усаживались на воротах, но, в отличие от голубей, дальше их не допускали:

В колыбельных сюжетах с птицами, так же как и с котиками, просматриваются явные психологизмы. В частности, нельзя не заметить настрой на восприятие:

  • зрительное (упоминание красных чеботц, наших ворот и т. п., рассчитанного как раз на него),
  • слуховое (помимо самого напева, в текстах присутствуют воркование гуленек, выразительно повторяемый скрип ворот),
  • кинестетическое (сладкий пряничек, мохноногие журавли).

В сочетании с мерным покачиванием люльки, поскрипыванием шеста и напевом родного голоса это создавало уникальную психологическую атмосферу.

другие песни от: Колыбельная

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:21

    Колыбельная)
    Поздравляю с Рождением Доченьки!!) — Ваша малышка на свет родилась, чтобы без устали радовать вас св

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:56

    Колыбельная
    Спи, моя радость, усни!

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:36

    Колыбельная
    Спи, моя радость, усни!!!

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:31

    Колыбельная
    спокойная музыка…

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:17

    «Колыбельная»
    (А.Градский — Саша Черный) А.Градский & гр. «Скоморохи»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:13

    Колыбельная
    (Ambient Sound)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:53

    Колыбельная
    не може заснути малюк xD

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:44

    Колыбельная
    Спокойной ночи, малыши

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:16

    колыбельная
    OST Спокойной ночи, малыши

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:30

    Колыбельная
    Спокойной ночи малыши:)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:44

    Колыбельная
    Спокойной ночи, малыши)!

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:48

    колыбельная
    спокойной ночи малыши

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:29

    Колыбельная
    Пушистые облачка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:52

    КоЛыБеЛьНаЯ
    Чайка над морской волной

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:03

    Колыбельная
    «За печкой поет сверчок» (из к/ф «Долгая дорога в дюнах») Муз.Р.Паулса, сл.Аспазии

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:07

    колыбельная
    там высоко-высоко кто-то разлил молоко и получилась млечная дорога

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:30

    колыбельная
    спят усталые игрушки

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:39

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ
    Баю — баюшки — баю, баю дитятку мою

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:00

    Колыбельная
    украинская

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:29

    колыбельная
    Украинская (Гойда)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:07

    Колыбельная
    Баю-бай, котёнок мой…

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:23

    Колыбельная
    Баю-баю-бай, моя звездочка

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:26

    Колыбельная
    Заплутали Мишки заплутали

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:18

    Колыбельная
    Песня Звездочёта (к/ф Красная Шапочка)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:08

    Колыбельная
    спят усталые и….

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:32

    Колыбельная
    про Ваню

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:19

    Колыбельная
    Колыбельная (Моцарт)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:44

    колыбельная
    спок ночии

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:29

    Колыбельная
    Когда твой малыш видит сны

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:35

    Колыбельная
    Спи, моя Светлана

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:54

    колыбельная
    на идиш

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:09

    Колыбельная
    перевод с идиш

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:28

    Колыбельная!
    Спать пора! сладких снов!;-)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    08:42

    Колыбельная
    (OST Великолепный век)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:41

    Колыбельная
    Спи, дитя мое, усни…В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла…

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:09

    Колыбельная
    Польская народная песня

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:49

    «Колыбельная»
    («Спи, дитя моё, усни…») (А.Аренский — А.Майков) В.Толкунова, О.Анофриев, И.Сурина

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:53

    Колыбельная
    Спи, мой сынок…

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:12

    Колыбельная
    Ложкой снег мешая ( Sayli DubStep remix 2011 )

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:31

    Колыбельная
    Умка (ложкой снег мешая)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:28

    Колыбельная
    Ложкой снег мешая

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:27

    Колыбельная
    Ложкой снег мешая.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:33

    Колыбельная
    Колыбельная (Брамс)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:36

    Колыбельная
    «За печкою поет Сверчок»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    07:23

    Колыбельная
    Dapstep

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:59

    «Колыбельная»
    («Спи, дитя мое, усни…») (Роксана (А.Алымова) — А.Майков) Роксана (А.Алымова)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:30

    Колыбельная
    Баю-бай!!!

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:23

    Колыбельная
    Баю-бай малышка, баю-бай..Люли-лю, малышка, люли-лю.Звездочка моя,Я так тебя люблю….

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:21

    Колыбельная
    Баю-бай, поскорее засыпай

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:44

    Колыбельная
    баю бай глазки закрывай

Колыбельная для девочки

Ночь укрылась черным пледом, Согреваясь в свете звезд, И сплетает быль и небыль Из страны волшебных грез. Ночь показывает сказки И легенды старины: Непослушным — в серых красках, Милым — розовые сны.

Припев: Закрывай принцесса глазки, Баю баю, ангел мой. Верь, когда-нибудь из сказки Принц придет и за тобой. Золоченая карета Повезет тебя к мечте — К встрече с утренним рассветом, К ясной утренней звезде.

Оживают в старых книжках Трубодуры, короли, Вечно что-нибудь мальчишки Ищут на краю земли. И по свету принцы бродят По селеньям и лесам, И любовь свою находят, Так как верят в чудеса.

Припев. Закрывай принцесса глазки, Баю баю, ангел мой. Верь, когда-нибудь из сказки Принц придет и за тобой. Золоченая карета Повезет тебя к мечте — К встрече с утренним рассветом, К ясной утренней звезде.

Твой дом спит сном,

А где-то луч света

Планету ждёт.

***

Баю, баюшки, бай, бай

Спи дочурка засыпай.

В няньки я к тебе взяла

Солнце, ветер и орла.

Улетел орел домой,

Солнце скрылось под водой,

Ветер после трех ночей

Мчится к мамочке своей.

Ветра спрашивает мать,

Где изволил пропадать,

Али звезды воевал,

Али волны все гонял.

Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых.

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал.

Колыбельная снежной мамы

Андрей Усачев

Спи мой мальчик, баю-баю.
Затухает небосвод.
Утром я тебе поймаю
Настоящий самолёт.
Горы спят во мгле безбрежной,
Засыпает землю снег…
Спи, мой маленький,
Мой снежный,
Самый нежный человек!
Засияет солнце завтра.
Ну, куда же ты полез?
Спят спокойно динозавры.
Спит чудовище Лох-Несс.
Мир уснул во тьме кромешной.
На часах двадцатый век…
Спи, мой маленький,
Мой снежный,
Самый нежный человек!
Мы одни на белом свете:
Ни знакомых, ни друзей.
Бродят злые люди эти,
Чтобы сдать тебя в музей.
Горы спят во мгле безбрежной.
Пусть тебя укроет снег…
Спи, мой маленький,
Мой снежный,
Самый нежный человек!
 

Заюшки и горностаюшки…

Зайки тоже, как считалось, могли наведаться перед сном к ребенку, чтобы порадовать. Вот, например:

Заметьте, в этом сюжете длинноухие гости равнодушны к капусте либо морковке и довольствуются травочкой, а значит, никакого урона хозяйству не наносят. Правда, в другом варианте этого же сюжета у них роль иная:

Иногда они могли и небылицу рассказать:

Признаюсь, я когда-то своей дочке тоже пела, как прибежали заюшки к маленькой Натальюшке, как они стали девочку качать, тихо песню напевать и даже сказку сочинять. Колыбельная — это такая незатейливая песенка, которая, тем не менее, создает неповторимо трогательную общность взрослого или старшего с ребенком, наполняет его ощущением любви и безопасности.

В баюканье детей участвовали даже горностаи, которые готовы были стать в будущем гидами их в лесном царстве:

Любопытно, как в баюкающих напевах удавалось создавать красочные картинки, почти не используя прилагательных. Сюжеты с заюшками — горностаюшками весьма наглядно это демонстрируют. И в этом тоже был заложен смысл: маленький ребенок гораздо восприимчивее к существительным и глаголам, поскольку они отражают предмет и действие. Вот насколько непросты незатейливые песенки.

колыбельная дрема

ой вы люли люли приетели гули стали гули ворковать стали дитятку качать стали гули ворковать стали дитятку качать

ты усни усни дружек ты возьми с собой рожок и в рожок там подуди пусть живет любовь внутри

ой вы люли люли прилетели гули стали гули ворковать стали дитятку качать

дитя дитятко дружок ты усни скорей милок дрема пусть звучит внутри сны и сказки ты смотри

ой вы люли люли прилетели гули стали гули напевать нашу дитятку качать

дитя дитятко дружок ты усни скорей милок глазки крепко закрывать ручкой щечку пожимай

ой вы люли люли прилетели гули стали гули ворковать мою дитятку качать

ручкой щечку подопри ночь скорее так пройди ручкой щечку подопрет ночь скорее так пройдет

ты усни усни дружек в сне пойди ты на лужек на лужечке ты усни сказки греют изнутри

ой вы люли люли прилетели гули стали гули ворковать стали сон к нам в гости звать

сон уж в гости к нам пришел спи скорее мил дружек

ой вы люли люли улетели гули и на крыльях унесли печальку что была внутри

ой вы люли люли улетели гули дрема в гости к нам пришла и осталась до утра дрема в гости к нам пришла и осталась до утра

дрема словом нежным снам сплела одежду

дрема словом метким сон укрыла крепко

и сон в гости к нам пришел спи спокойно мил дружек

Источник