Оглавление
- Вам и не снилось | 1980 год
- «А если это любовь?»
- Филипп Траум
- Добровольцы (Юрий Егоров, 1958)
- Что еще посмотреть
- Дикие лебеди (Вера Цехановская, Михаил Цехановский, 1962)
- «Мужики!…», 1982
- «Чучело»
- «Дорогая Елена Сергеевна»
- «Вам и не снилось»
- Полеты во сне и наяву
- «Расписание на послезавтра»
- Город мастеров
- Советские детские фильмы
- Мы смерти смотрели в лицо (Наум Бирман, 1980)
- Не покидай…
- Чучело | 1983 год
- «Евдокия», 1961
- Доживем до понедельника (Станислав Ростоцкий, 1968)
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (Иван Иванов-Вано, 1951), Сказка о царе Салтане (1984) и другие сказки Пушкина в экранизации режиссера Иванова-Вано
- 7 До первой крови, 1989
- «Дети Дон-Кихота», 1965
- 4 Не болит голова у дятла, 1974 год
- 2 Девочка и эхо, 1964 год
- «Доживём до понедельника»
Вам и не снилось | 1980 год
В советском кино первая любовь показывалась в шутливой форме, мол, это ненастоящие чувства, а лишь отголоски переживаний. Но в картине «Вам и не снилось» все наоборот. Фильм повествует о старшеклассниках, влюбленных друг в друга. Сюжет фильма, занимающего 6 место топа лучших детских картин, был взят с книги Галины Щербаковой «Роман и Юлька», которую она написала, вдохновляясь историей о Ромео и Джульетте. Чтобы не было аналогий с Шекспиром, создатели фильма изменили имена главных персонажей. Например, Юлька стала Катькой.
16-летнюю школьницу играла 23-летняя Татьяна Аксюта. А вот старшеклассника на самом деле играл старшеклассник. По мнению экспертов, Никита Михайловский справился со своей ролью на профессиональном уровне, не присущем многим актерам той эпохи.
«А если это любовь?»
Открытые источники
Год: 1961Режиссёр: Юлий РайзманЖанр: драмаДлительность: 102 мин.
Тоже весьма скандальный для советского времени фильм, который вызвал неоднозначную реакцию у многих зрителей.
В центре сюжета — двое влюблённых подростков Ксения и Борис. Они никогда не говорили о своих чувствах, только переписывались. Однажды их учительница находит письмо, которое Борис написал Ксении. В школе устроили настоящий переполох, из-за которого девушка не решается идти в школу. Борис предлагает ей сбежать — на день они уходят в лес, где открыто могут поговорить о своих чувствах.
Когда Ксения возвращается домой, мать прилюдно бьёт её по лицу. У девушки начинается депрессия, она перестает посещать школу, даже пытается покончить с жизнью — так над ней тяготеет общественное мнение. Вопрос о том, удастся ли молодым людям после таких тяжёлых событий сохранить отношения, остаётся открытым до конца фильма.
Филипп Траум
Жанр: философская притча
Год: 1990
Режиссер: Игорь Масленников
Актеры: Габриэль Воробьев, Юри Ярвет, Евгений Весник, Ия Парулава.
Кадр из фильма «Филипп Траум»
Австрия, позднее средневековье. Время инквизиционных допросов, темного мракобесия и гениальных открытий. В небольшом городе появляется студент с удивительными голубыми глазами. Он говорит, что он – дьявол.
Фильм снят по неоконченной повести Марка Твена “Таинственный незнакомец”. Это удивительно тонкая, камерная, глубокая и в чем-то очень “брейгелевская” картина. Она родилась на закате эпохи, и долгое время считалась утраченной.
Фильм пропитан глубокой философией, и частично перекликается и с “Легендой о Тиле Уленшпигеле”, и с “Фаустом” Гете, и с “Мастером и Маргаритой”. И невольно задаешься вопросом: а не сплагиатил ли Михаил Афанасьевич описание Воланда? И у Твена, и у Булгакова эту таинственную личность не могли толком описать: то ли высокий, то ли низкий, то ли хромал, то ли нет… Но не в этом дело.
Главными героями фильма являются мальчики, которых Филипп Траум выбрал себе в спутники: Николаус (сын судьи), Сеппи (сын трактирщика) и Теодор (сын органиста). Личным Фаустом, личным мастером Траума является именно Теодор. Мальчик удивительно музыкален, он – настоящий талант. Дьявол любит искушать таланты, и именно Теодор, искренне желающий добра, становится невольным виновником всех несчастий (частично вполне заслуженных обитателями города).
Отдельно стоит мудрый старый Брандт (прекрасная роль Евгения Весника), которого обвиняют то ли в ереси, то ли в колдовстве (они и сами уже запутались), непреклонный и мужественный, готовый биться до конца.
И Маргарита… Этот образ – образ Маргариты Антиохийской – девы, которая встречалась с дьяволом – проходит через всю европейскую культуру. Здесь Маргарита – яркая личность, страстная, сильная, благородная. Как и остальные герои фильма, она является изгоем.
А некоторым людям просто нет места на земле, и они уходят. Но не в свет (как и булгаковские герои), а в неизвестность. Они улетают вместе с Дикой Охотой, исчезают с майской грозой, и превращаются в легенду, которая будет передаваться из поколения в поколение, от отца сыну.
Добровольцы (Юрий Егоров, 1958)
Необычная для сегодняшних дней тема: Жизнь как Служение. Показаны три друга — комсомольцы-добровольцы, с совершенно типичными для своего времени биографиями: метрострой, Испания, вторая мировая война, фронтовая жизнь, послевоенные годы. Всю жизнь они не могут спокойно сидеть на месте, всю жизнь находятся там, где нужно стране, всю жизнь общественные интересы ставят выше личных, всю жизнь сохраняют дружбу, любовь и другие главные человеческие ценности. В общем, есть что вспомнить и обсудить с детьми. Из зарубежных фильмов немного другой (но в чем то схожей) эпохи похожие мысли и чувства вызывает фильм «Три товарища» (1938).
Что еще посмотреть
«Самая обаятельная и привлекательная» — фильм режиссера Бежанова, увидевший свет в 1985 году. Звездой комедии стала Ирина Муравьева, сыгравшая ключевую роль. Надя Клюева уже перешагнула порог тридцатилетия, однако все еще не обзавелась семьей. В ее жизни есть работа, друзья, но нет любимого мужчины. Правда, у Нади есть тайный поклонник Гена, о чувствах которого она не подозревает. Однако девушку интересует совсем другой субъект – симпатичный коллега, покорить которого очень сложно. Верная подруга берется помочь Надежде в достижении данной цели.
«Большая перемена» — многосерийная лента, без которой также сложно представить себе советское кино. Список лучших фильмов обязательно нужно дополнить этой комедийной мелодрамой, представленной на зрительский суд в 1972 году. В центре внимания зрителей оказываются невероятные события, происходящие в обыкновенной советской школе. Их участниками становятся не только ученики, но и преподаватели.
Что еще посмотреть тем, кто любит советское кино? Список лучших фильмов, способных стать лекарством от скуки, предлагается ниже:
- «Девчата».
- «Весна на Заречной улице».
- «Человек с бульвара Капуцинов».
- «Вокзал для двоих».
- «Иван Васильевич меняет профессию».
Дикие лебеди (Вера Цехановская, Михаил Цехановский, 1962)
Конечно, это Андерсен. И это очень своеобразная сказка. Одна из любимых сказок моего детства и очень спорный сценарий, который в ней закодирован: сжать зубы, терпеть и делать свое дело — странный, жертвенный, нуждающийся в осознании. Наверное, в случае этой сказки, лучше сначала читать, потом смотреть. Мы сначала прочитали, поэтому смотрели первый раз в 5 лет. Многие любят старые советские мультфильмы, некоторые из них так слились с исходником, что одно без другого не представляется. Этот мультик не такой. Он вполне так себе оттождим. То есть сказку Андерсена можно представлять себе и не так. Вот и попробуйте.
«Мужики!…», 1982
Очень жизненное и необыкновенно слезовыжимательное кино, которое полюбили все зрители СССР. Фильм стал лидером кинопроката 1982 года – его посмотрели 38,5 миллионов человек. Такая популярность, практически сделавшая картину культовой, не случайна, поскольку он поднимает много важных жизненных вопросов и дает настоящие, дельные советы. Что такое ответственность в жизни мужчины, что можно считать по-настоящему мужским поступком, что вообще означает в мужской парадигме понятия долг и честь. «Мужики!» – блестящая актера работа Александра Михайлова, сделавшая его всенародным любимцем.
Шахтер Павел Зубов работает в Заполярье, куда он приехал 12 лет назад, сразу после армии, даже не заглянув в родное село, где его ждала невеста Настя. Дело в том, что Павел получил от матери письмо, из которого узнал, что Настя изменила ему и ждет ребенка неизвестно от кого. Долго не разбираясь, парень остался на Севере и вернулся на похороны той самой невесты
О ее смерти сообщила все та же мать, добавив в письме, что нужно решить очень важное дело. Оказалось, что после Насти осталось трое детей: девочка и два пацана – один родной, один приемный из детдома
Но что самое трагичное, старшая Полина – родная дочь Павла. Осознание ответственности перед брошенной женщиной, приводит Павла к мужественному решению: он усыновляет всех троих.
Watch this video on YouTube
«Чучело»
Открытые источники
Год: 1984Режиссёр: Ролан БыковЖанр: драмаДлительность: 127 мин.
«Чучело» — одна из первых картин Советского союза, где школьники-пионеры показаны с отрицательной стороны. Фильм снят по одноимённой повести Владимира Железникова.
Главная героиня Лена Бессонова приезжает к дедушке, которого местные жители не любят — он ведёт замкнутый образ жизни. В школе одноклассники ясно дают понять Лене — с ней не будут общаться, потому что она такая же чудаковатая, как и её дед.
Дима Сомов — единственный, кто общается с Леной. Однажды весь класс решил прогулять школу и пойти в кино, но Дима выдал тайну учительнице. Лена прикрыла друга, взяв перед одноклассниками всю вину на себя. Из-за этого дети объявили девочке бойкот — перестали с ней разговаривать и несколько раз избили. Под натиском общественного мнения Дима Сомов присоединяется к большинству и тоже начинает издеваться над Леной.
Когда этот фильм вышел на экраны, общество разделилось на два лагеря: одни утверждали, что лента порочит советских детей, другие восхваляли режиссёра за его смелость показать такую актуальную для советских школ тему.
«Дорогая Елена Сергеевна»
Открытые источники
Год: 1988Режиссёр: Эльдар РязановЖанр: драмаДлительность: 89 мин.
Еще одна перестроечная картина, которая показывает новое поколение.
Учительнице Елене Сергеевне одиноко, её мама в тяжёлом состоянии лежит в больнице. Но вот чудо — её ученики из 10 класса (почти выпускники) приходят поздравить её с днем рождения. Однако после она понимает, что причины, по которым молодые люди пришли к ней, не так благи.
Выпускники хотят получить у Елены Сергеевны ключ от сейфа, где находятся их экзаменационные работы. Каждый школьник оправдывает такой поступок по-своему. Учительница отказывает им в «услуге». И тут начинается поколенческая «война», победителей в которой не будет.
«Вам и не снилось»
Открытые источники
Год: 1981Режиссёр: Илья ФрэзЖанр: мелодрамаДлительность: 90 мин.
Советская история Ромео и Джульетты. Девушка Катя в новой школе влюбляется в своего одноклассника Рому — чувства оказываются взаимны, но основная проблема кроется в их родителях. Оказывается, папа Ромы в молодости был влюблён в маму Кати. Это узнаёт мама Ромы, ею начинает двигать ревность, Катя становится врагом семьи. Родственники Ромы всячески препятствуют его отношениям с Катей.
Фильм снят по повести Галины Щербаковой (она принимала участие в написании сценария к фильму). Редакция журнала «Юность» (именно туда автор отправила рукопись) не хотела публиковать текст, потому что им не понравился мрачный финал повести. Узнав об этом, Щербакова переписала финал — сделала более неоднозначным. Когда повесть была напечатана, работа над фильмом уже шла. Кстати, в самом фильме сценаристы от неоднозначной концовки отказались.
Полеты во сне и наяву
Жанр: драма
Год: 1982
Режиссер: Виктор Мережко
Актеры: Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Елена Костина.
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Сергей Макаров – инженер, заблудившийся в этой жизни. Скоро ему исполнится 40 лет, но он так и не понял, для чего живет, и каково его предназначение. Работа не приносит удовлетворения, жена давно надоела. Чем дальше, тем больше Сергей запутывается во лжи.
Тема «потерянного человека» – уникальный феномен русской культуры. Такой человек понимает, что рушит свою жизнь, но у него возникает апатия, и он не хочет и не может ничего менять. Это словно замкнутый круг, словно неизлечимая болезнь: человек понимает, что так делать нельзя, но каждый раз возвращается к этому. Очень тяжело жить, когда самый главный твой враг – это ты сам.
Является ли Сергей антагонистом? Нет, он просто негодяй и циник. Он не смог найти себя, и все еще играет в жизнь. К сожалению, в эту игру он бесцеремонно вовлекает других людей.
Картина выполнена в унылых серых тонах: осень, пустынные улицы, мрачные загородные пейзажи. В музыкальном сопровождении сквозит печаль и ироничность: все вокруг – тлен и пустота. Есть ли что-нибудь там, за горизонтом?.. Вероятно, нет. Ну и ладно.
«Расписание на послезавтра»
Открытые источники
Год: 1978Режиссёр: Игорь ДобролюбовЖанр: драмаДлительность: 82 мин.
Престижный физико-математический лицей при Академии наук принимает на работу молодую учительницу русского языка и литературы из обычной школы Антонину. Она удивлённо наблюдает за тем, как в этом заведении уважительно относятся к ученикам. Постепенно у неё начинается роман с молодым директором. Но через некоторое время Антонина понимает, что детям совершенно не нужны её уроки, они предпочитают заниматься более «важными» науками — физикой. Получится ли у молодой учительницы доказать детям обратное?
Город мастеров
Жанр: сказка
Год:1965
Режиссер: Владимир Бычков
Актеры: Георгий Лапето, Марианна Вертинская, Лев Лемке, Елизавета Уварова, Савелий Крамаров.
Кадр из фильма «Город мастеров»
Жил-был славный Город Мастеров, город художников и ремесленников. Но пришли чужеземцы, и захватили власть, и поработили всех его жителей. Но дух свободы поработить нельзя. Меньше всего на человека, способного дать отпор негодяям, был похож городской дворник-горбун, балагур и весельчак. Но он-то и был главным вольнодумцем…
Фильм был снят в период недолгой “оттепели”. В его основе лежит пьеса-сказка Тамары Габбе. Сама сказка была основана на фламандских легендах о борьбе жителей города Бинша с французскими захватчиками.
Сценарий фильма был написан Н. Эрдманом. Именно благодаря ему картина заиграла новыми красками, в ней появились новые оттенки. Именно он является автором бессмертных фраз: “Видите, какова сила примера? А через год к этим попугаям присоединится и все население города!”, “Нельзя верить ни словам, ни ушам, можно лишь доносам, доносам, доносам”.
Фильм снят в интересной стилистике. Меньше всего он напоминает типичную советскую сказку. А больше всего сцены напоминают картины средневековых художников: Петруса Кристуса, Альбрехта Альтдорфера, Джотто. И благодаря этому, а также благодаря операторской работе, и удивительной музыке Олега Каравайчука создается потрясающая атмосфера.
Логика эмоционального настроя картины и законы жанра помогают понять: враг обязательно будет повержен. Но густая тревожность, которой пропитан фильм, заставляет насторожиться: новый де Маликорн еще не явился, но он обязательно придет.
Советские детские фильмы
Ни для кого из нас не секрет, что телевидение и кинематограф во многом формируют характер, мировоззрение и общий алгоритм построения взаимоотношений ребенка в обществе. Соответственно, родители ребенка задаются вопросом: а что же ему смотреть? Могут ли советские детские фильмы помочь сформировать из ребенка не жестокого эгоиста, а доброго, отзывчивого человека, имеющего в то же время чувство собственного достоинства, умеющего правильно расставлять приоритеты и не потеряться в современной бурной жизни? Давайте попробуем разобраться, что же в советских детских фильмах такого, что их следует предлагать к просмотру современным детям.
Существуют некоторые характерные отличия этой категории фильмов. И первое, что бросается в глаза, а точнее ласкает слух, это речь. В советских фильмах нет слов-паразитов, начисто отсутствует сленг. Здесь вы не услышите отвали, зашибись, классно. Вместо этого звучит отойди или не мешай, вот это да или удивительно, здорово. Общение героев детских фильмов учит правильному, грамотному построению речи. Почерпнув словарный запас и применяемые обороты речи из таких фильмов, ребенок не будет мучительно заикаться и краснеть, чтобы выразить свою мысль.
Второе отличие советских фильмов это вопрос морали. Любой фильм демонстрирует свою оценку какого-либо стиля поведения, свое отношение к определенному сценарию событий. Неудивительно, что в настоящее время так часто в новостях мелькают кадры стрельбы в учебных заведениях. В первую очередь это относится конечно же к США
Но если не обращать внимание на проблему, рано или поздно она даст о себе знать. Многие зарубежные фильмы это культ наглости, грубости, жестокости
Имея возможность смотреть только такие фильмы, ребенок перенесет все увиденное в реальность. В советских же фильмах поднимаются совсем другие проблемы. Там учат не подтолкнуть оступившегося, а протянуть ему руку. Там есть достойный пример для подражания, показано как нужно поступать в той или иной жизненной ситуации. Это культ отзывчивости, доброты и верности.
И третье. Советские детские фильмы учат строить отношения друг с другом. В них отрицательный герой всегда понимает, что поступил неправильно и раскаивается. Злые герои одумываются и становятся добрыми. Добро всегда побеждает зло. В таких фильмах главные герои конечно идеализированы. Но основные их черты — это то, к чему должны стремиться дети.
Посмотрите эти фильмы вместе с детьми. Убедитесь, что после каждого просмотра вы становитесь чуточку добрее, чуточку отзывчивее и вообще чуточку лучше. Приятного просмотра.
Мы смерти смотрели в лицо (Наум Бирман, 1980)
Несмотря на страшное название (а оно по сути верное) — это очень жизнеутверждающий фильм. Не менее жизнеутверждающий, чем, например «Пока не сыграл в ящик» (это американский фильм на совсем другую тему, но что-то общее в них определенно есть). Солдат бывший балетместер выводит из блокадного Ленинграда своих бывших учеников-пионеров, чтобы сделать из них танцевальный коллектив, который будет выступать перед бойцами. Основан на реальных событиях. Этот фильм лечит от «обмельчания». Приведу пример. У меня была ссора с соседкой по даче. Общественный фонарь светил прямо в окна нашей спальни и не давал спать. Я попробовала договориться с соседями, чтобы повернуть фонарь. Ответ был неумолим: «Он всегда светил так (10 лет пока в нашем доме никто не жил) и будет так светить вечно». Тогда я, пользуясь своими познаниями в светотехнике, пригласила специального человека, который залез на столб и приделал к фонарю козырек. Просто отсекла часть луча, направленного мне в окно. Луч, который светил на общую территорию — тропинку и стоянку, а также на участки соседей, не изменился. Казалось бы, все идеально. Но соседи не довольны: что-то изменилось (пусть не у них), а они были против. Я чувствую себя неуютно: мелкий вопрос, много вариантов решения, почему мы не можем договориться? Почему люди вообще не договариваются? И тут мне попалось это кино. Первый раз я, конечно, посмотрела его одна. Оно прекрасное. Все сразу встало на свои места. Понимаете, есть важные вопросы. И все остальное. Мой фонарь — как бы не решилась эта история — это все остальное. Перед лицом предельных ценностей нелепо переживать, запачкал ли ребенок колени, съел ли ребенок суп, поел ли кашу и собрал ли игрушки. Это не главное. И бесполезно делать из этого тему. Ведь когда-то были дети, которые вообще почти ничего не ели. И они выросли прекрасными людьми. Людьми, которые теряя сознание от голода, думали прежде всего об общем деле и о том, как помочь другим. И я решила показать этот фильм своей маленькой дочери. Это был второй ее фильм о войне, она его посмотрела в 5 лет (первый — «Повесть о настоящем человеке»). И когда мы прочитали вместе с дочкой, сколько эти ребята дали концертов за войну (в конце фильма приведена статистика), мы поняли, что дети танцевали каждый день по 2-3 раза, если считать без выходных. Этот факт, что ДЕТИ могли несколько лет работать без выходных, вообще потряс мою дочь, она вспоминала это несколько месяцев. Ведь уже сейчас она очень ждет выходные своего папы и знает, как их мало. Что по мне, такие фильмы надо смотреть, когда чувствуешь, что жизнь обмельчала и в ней стало слишком много быта. Когда забываешь, что жизнь — сама по себе подарок.
Не покидай…
Жанр: сказка
Год: 1989
Режиссер: Леонид Нечаев
Актеры: Игорь Красавин, Варвара Владимирова, Альберт Филозов, Регина Разума, Вячеслав Невинный, Лидия Федосеева-Шукшина, Артем Тынкасов.
Кадр из фильма «Не покидай…»
В результате дворцового переворота престол занял новый король. На самом деле, страной Абидонией правит коварный канцлер и его супруга. У короля есть дочь – хорошая, честная, но сильно избалованная принцесса. В нее уже много лет влюблен Патрик, немой поэт. Мало кто знает, что он является наследным принцем. Не знает этого и он сам. Однажды во дворец попадает волшебная голубая роза. Каждый, кто почувствует ее аромат, никогда больше не сможет солгать…
Фильм снят по одноименной пьесе Г. Полонского, которая, в свою очередь, была основана на сказке У. Теккерея, “Кольцо и роза”.
На первый взгляд, перед нами типичная сказка: страной правит добродушный и глуповатый самодур, который интересуется исключительно лошадьми. Он далек от политики, и поэтому ею занимается канцлер, по воле которого в стране запрещено все: веселиться, мечтать, и говорить правду.
Все меняется, когда во дворец попадает волшебная голубая роза. Постепенно жители замка начинают говорить правду – все, кроме канцлера, страдающего аллергическим насморком…
Критика строя видна невооруженным глазом. Она (а также вся глубокая философия этой печальной, поэтической сказки) – в песнях, слова которых, во все времена – на злобу дня (слова Л. Дербенева, музыка Е. Крылатова):
Но это не только сатира, но и прекрасная романтическая сказка, пропитанная духом юности, смелости, верности и всепобеждающей любви. Картина по праву считается одним из лучших советских фильмов со смыслом и для души.
Чучело | 1983 год
Ролан Быков известен как величайший комедийный актер и режиссер, но именно он поставил самую пронзительную советскую драму для детей «Чучело». Картина о девочке, взявшей на себя чужое предательство и ставшая изгоем, подвергающимся издевательствам, в год выхода не обрела популярность у зрителя. Наоборот, фильм осуждали за жестокость, которую детям нельзя показывать.
Противники картины, занимающей 9 место в списке лучших детских фильмов СССР, говорили, что в Советском Союзе не было таких издевательств сверстников над сверстниками, и фильм провоцирует общественность. Но им нечего было противопоставить заявлению автора книги «Чучело», по которой была снята картина, о том, что он написал свое творение на основе случившихся с его внучкой событий.
«Евдокия», 1961
Эта трогательная мелодрама о крепкой семье с приемными детьми, в которой хватает бурь и штилей, но которая при этом полна любви друг к другу. «Евдокия» – это, по сути, первый полнометражный фильм режиссера Татьяны Лиозновой, спустя 12 лет снявшей «Семнадцать мгновений весны». В этом фильме во всем – в кадре, атмосфере, монтаже, чувствуется рука профессионала. А талантливая игра Людмилы Хитяевой и Николая Лебедева – это отдельный повод посмотреть фильм.
По сюжету, у рабочего завода Евдокима и его жены – малограмотной Евдокии – пятеро приемных детей. Сначала осиротевшая Наташа, следом босяк Андрей, а после и еще трое. Последнего – Сашку – вообще подкидывают на крыльцо с именем в записочке.
Семья живет, вроде бы обыденной жизнью, полной и радостей, и горестей, и сильных страстей. И даже искушение Евдокии, вдруг повстречавшую свою первую любовь, чувства к которой, оказывается, не остыли. Супруг готов ее отпустить, но только без детей. И она оказывается к такому шагу не готова, потому что любовь и уважение друг к другу – главное, что держит этот семейный плот на плаву.
Watch this video on YouTube
Доживем до понедельника (Станислав Ростоцкий, 1968)
Есть довольно много очень хороших школьных советских фильмов. Про взаимоотношения в классе, взаимоотношния класса и учителей, самих учителей, внутреннюю смелость и первую любовь. И тут тонкий вопрос. Ведь будут те, кто скажет: сейчас много сказок, много фильмов по возрасту. Зачем ребенку показывать это? Можно показать то, что было снято изначально как детское — «Петрова и Васечкина» и «Электроника», например, если мы в категории советских фильмов. Ну, можно. Дочь их тоже посмотрит с удовольствием. Но мы сейчас говорим о совместном просмотре и здесь допустимы вопросы «на вырост». У меня нет однозначного ответа «зачем». Это интуитивное ощущение, что есть когнитивно сложный и когнитивно простой мир. Детскими в узком смысле слова считаются фильмы, где есть простые вопросы и простые ответы. Взрослые фильмы о детях, не имеют однозначных ответов, что такое хорошо и что такое плохо в адаптации по возрасту. Но черту между хорошим и плохим, допустимым и недопустимым они так или иначе проводят. Просто общечеловеческие вопросы поднимаются здесь в общечеловеческом смысле. Например: «Что такое счастье?». Я не буду усаживать дочь смотреть такой фильм. Но если я смотрю его сама, а «котеночек пришел погреться», то выгонять тоже не буду. И вот что характерно, котеночек не уйдет. Она будет сидеть и смотреть, вникать и что-то понимать по своему.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (Иван Иванов-Вано, 1951), Сказка о царе Салтане (1984) и другие сказки Пушкина в экранизации режиссера Иванова-Вано
Много говорят о том, что детям надо читать Пушкина. Мы сказки Пушкина первый раз прочитали очень рано. В тот период, когда дочке было года полтора и ей все равно было, что слушать, лишь бы мамин голос и картинки в книжке. А книжку с хорошими иллюстрациями я ей подобрала. А меня в который раз поразила Пушкинская речь. Школа забивает в восприятии Пушкина все живое, а у Пушкина речь живая, да такая, что непонятно как вообще можно говорить так просто и естественно, как дышать. Я поняла, что Пушкина надо читать до школы, намного раньше школы. И до всяких там Петсонов и Фидусов, хороших добрых персонажей, которые сейчас модны. Пушкин вне моды
Но внимание от него можно искусственно отвлечь. Чтобы мы не помнили какой он особенный и неповторимый — наш собственный язык
Ведь книга или сказка, которая была создана автором как русская, совсем по другому звучит, чем самая лучшая книга в самом приличном переводе. И тогда, за разными шумовыми эффектами, ребенок может уже «не пропустить» Пушкина в подросшем возрасте. И для этого в помощь есть эти мультфильмы. Разных режиссеров. Прежде всего, Иванова-Вано — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951) и «Сказка о царе Салтане» (1984), «Сказка о рыбаке и рыбке» Михаила Цехановского (1950), «Золотой петушок» Александры Снежко-Блоцкой (1967), есть еще «Сказка о попе и работнике его Балде» в нескольких вариантах, но ее анимационные решения я меньше люблю. То, что снял Иванов-Вано — бесподобно. Это именно так, как мы представляем себе сказки Пушкина. Волшебные, яркие и очень русские.
7 До первой крови, 1989
Кадр из фильма «До первой крови»
Это фильм про детей, но при этом — настоящая военная драма, хотя тут никто не умирает. Все «боевые действия» происходят в рамках игры «Зарница». Однако построение сюжета, операторская работа, психологическая проработка персонажей ближе к картинам вроде «Взвода» или «Апокалипсиса сегодня», чем к классическим фильмам про школьников.
Здесь есть и батальные сцены, и захватывающие, как в триллерах, погони, и — главное — психологический накал. Режиссер Владимир Фокин в год вывода войск из Афганистана сделал из показа игрушечной войнушки мощное антивоенное заявление, которое будет понятно и детям, и взрослым.
Особенно примечательно, что в столь серьезном и «недетском» высказывании поучаствовал сценарист, которого многие ассоциируют только с шутками и вредными советами — Григорий Остер.
«Дети Дон-Кихота», 1965
Добрая и поучительная трагикомедия рассказывает о многодетной семье акушера-гинеколога Петра Бондаренко, которого блестяще играет актер Анатолий Папанов. У него трое сыновей очень разного возраста: младший школьник, студент и самый старший – художник, работающий в кинотеатре. У одного – творческий кризис, второй – решил жениться, третий собирается бежать в Африку спасать угнетенных африканцев. С этими ребятами отцу и матери не скучно каждую секунду. И собственно, фильм об этом – о жизни большой и крепкой семьи.
Бондаренко слывет врачом с очень правильными моральными принципами, из-за которых окружающие зовут его Дон-Кихотом. Поэтому никто не удивляется, когда доктор – глава большого семейства и человек достаточно почтенного возраста, вдруг решается усыновить ребенка, оставленного матерью в роддоме. В какой-то момент, по случайно оброненным им фразам, становится ясно, что все его сыновья – приемные.
Watch this video on YouTube
4 Не болит голова у дятла, 1974 год
Кадр из фильма «Не болит голова у дятла»
Режиссер Динара Асанова сняла много хороших фильмов о детях и для детей: в том числе культовые «Ключ без права передачи» и «Пацаны». В них она не поливает детство сладкой патокой и показывает не только вечное веселье или вечную учебу на благо Родины, но и психологические конфликты со сверстниками и взрослыми.
«Не болит голова у дятла» — наверное, самый добрый и ностальгичный фильм Асановой. Мальчик, мечтающий научиться играть на барабанах. Его подруга, стремительно превращающаяся в первую любовь. Школа. Маленький городок. Находки и потери «переходного периода». Светлая грусть после окончания просмотра.
2 Девочка и эхо, 1964 год
Кадр из фильма «Девочка и эхо»
Также известен как «Последний день каникул». Камерная, практически эфемерно-прозрачная картина режиссера Арунаса Жебрюнаса.
В ней мало узнаваемо советского: все-таки, Прибалтика всегда держалась несколько особняком, да и снят фильм на излете Оттепели, с явной оглядкой на актуальный европейский кинематограф.
«Девочка и эхо» — картина о детских мечтах, детской влюбленности, детских разочарованиях и детских предательствах. При этом она не сваливается в назидательность и поучения, а остается легкой и воздушной зарисовкой. Плюс совершенно невероятная, недетская игра Лины Бракните (к сожалению, она мелькнула еще в нескольких фильмах и отошла от актерского ремесла).
«Доживём до понедельника»
Открытые источники
Год 1968Режиссёр: Станислав РостоцкийЖанр: драмаДлительность: 106 мин.
История не только о подростках, но и об учителях. В обычную московскую школу пришла молодая учительница (в прошлом выпускница этой же школы) Наташа. Она встречается со своим наставником — Ильёй Семёновичем. Илья Семёнович — взрослый мужчина, учитель истории, у которого возникают недопонимания с коллегами: он часто отчитывает их либо за неграмотную речь, либо за неверный подход к преподаванию. Наташе тоже сложно общаться с Ильёй Семёновичем, к тому же ещё она со школы была влюблена в него.
Девятиклассники, у которых девушка преподаёт английский язык, решили над ней подшутить — принесли в класс ворону… Безобидная шутка заставляет учителей пересмотреть свои приоритеты.