Оглавление
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
У. Ш е к с п и р. Сонеты.
А. С. П у ш к и н. «Редеет облаков летучая гряда…», «К морю», «Узник», «Сожженное письмо»; поэма «Цыганы».
М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Она не гордой красотою…», «Выхожу один я на дорогу…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Н. А. Н е к р а с о в. «Плач детей», «Внимая ужасам войны…», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
И. С. Т у р г е н е в. «Ася».
А. П. Ч е х о в. «Переполох».
В. Г. К о р о л е н к о. «Парадокс».
М а к с и м Г о р ь к и й. «Старуха Изергиль
В. В. М а я к о в с к и й. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
А. А. А х м а т о в а. «Мужество», «Клятва»; К. М. С и м о н о в. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»; М. В. И с а к о в с к и й. «Враги сожгли родную хату…».
Б. Л. В а с и л ь е в. «А зори здесь тихие…».
М. А. Ш о л о х о в. «Судьба человека».
Н. А. З а б о л о ц к и й. «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Не позволяй душе лениться».
Р. И. Р о ж д е с т в е н с к и й. «За того парня», «Все начинается с любви…»; Е. А. Е в т у ш е н к о. «Людей неинтересных в мире нет…», «Я не сдаюсь, но все-таки сдаю…»; Н. М. Рубцов. «Русский огонек», «Утро».
В. М. Ш у к ш и н. «Обида».
Ю. П. К а з а к о в. «Голубое и зеленое».
К. С а й м а к. «Когда в доме одиноко».
Для дополнительного чтения
«Песнь о Роланде».
Е р м о л а й — Е р а з м. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Э с х и л. «Прометей прикованный».
И. А. Б у н и н. «Эсхил».
У. Ш е к с п и р. «Ромео и Джульетта».
М. д е С е р в а н т е с. «Дон Кихот» (главы из романа).
А. С. П у ш к и н. «Погасло дневное светило…», «Птичка», «Кавказ», «Кинжал», «Кто, волны, вас остановил…», «Свободы сеятель пустынный…», поэма «Кавказский пленник».
М. Ю. Л е р м о н т о в. «10 июля 1830», «Пророк», «Валерик», «Желание», «Воздушный корабль», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Узник», «Завещание».
Н. А. Н е к р а с о в. «Ты запой, о поэт…», «Великое чувство», «В дороге», «Сеятелям»; «Мороз, Красный нос», «Княгиня Волконская».
Н. В. Г о г о л ь. «Портрет», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
А. П. Ч е х о в. «Тоска», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев».
В. Г. К о р о л е н к о. «Слепой музыкант», «Огоньки».
М а к с и м Г о р ь к и й. «Макар Чудра», «Сказки об Италии».
Ю. В. Д р у н и н а. «Зинка».
М. А. Д у д и н. «Соловьи».
К. М. С и м о н о в. «Родина», «Дом в Вязьме».
Я. В. С м е л я к о в. «Судья», «Песня».
Г. К. С у в о р о в. «Еще утрами черный дым клубится…».
А. А. С у р к о в. «Бьется в тесной печурке огонь…».
А. Т. Т в а р д о в с к и й. «Лежат они, глухие и немые…», «Две строчки».
Л. Н. О ш а н и н. «Дороги».
С. С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной…».
К. Д. В о р о б ь е в. «Крик», «Убиты под Москвой».
К. М. С и м о н о в. «Дни и ночи».
Ю. В. Б о н д а р е в. «Горячий снег».
Б. Л. В а с и л ь е в. «В списках не значился», «Завтра была война».
Н. А. З а б о л о ц к и й. «Я не ищу гармонии в природе», «Смерть врача», «Утро».
Д. С. С а м о й л о в. «Равноденствие».
Б. А. Ч и ч и б а б и н. «Спокойно днюет и ночует…», «Сбылась беда пророческих угроз…», «В январе на улицах вода…».
А. В. Ж и г у л и н. «Жизнь! Нечаянная радость…», «Вхожу, как в храм, в березовую рощу…».
Р. И. Р о ж д е с т в е н с к и й. «Огромное небо», «Стань таким», «Благодарю тебя», «Песня о далекой родине», «Мгновения».
И. А. Б р о д с к и й. «Рождественская звезда».
В. М. Ш у к ш и н. «Срезал», «Чудик», «Сельские жители», «Беседы при ясной луне».
В. Г. Р а с п у т и н. «Рудольфио».
И. А. Е ф р е м о в. «Звездные корабли», «Туманность Андромеды».
К. С а й м а к. «Пересадочная станция».
10 класс
Внимание! Произведения, выделенные подчеркиванием – читать в первую очередь. Произведение, выделенные курсивом предназначены для внеклассного чтения
Лучше прочитать летом.
1. А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Южные поэмы», «Маленькие трагедии», лирика. 2. М.Ю. Лермонтов «Демон», «Маскарад», лирика. 3. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». 4. А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница». 5. И.А. Гончаров «Обломов». 6. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Накануне». 7. Ф.И. Тютчев. Лирика. 8. А.А. Фет. Лирика. 9. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», лирика. 10. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки. 11. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Война и мир»(!), «Анна Каренина», «Воскресение». 12. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(!), «Идиот». 13. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Тупейный художник». 14. А.П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Скрипка Ротшильда», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры». 15. В. Шекспир «Макбет». 16. Г. Ибсен «Кукольный дом». 17. О. Бальзак «Гобсек», «Шагреневая кожа». 18. Ф. Абрамов «Пряслины», «Дом», «Пелагея». 19. В. Тендряков «Хлеб для собаки». 20. Б. Васильев «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», «А зори здесь тихие».
5 класс
Внимание! Произведения, выделенные подчеркиванием – читать в первую очередь. Античные мифы
Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.Русские народные сказки.Загадки, частушки, поговорки, песни.Сказки народов мира
Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.Русские народные сказки.Загадки, частушки, поговорки, песни.Сказки народов мира.
Из древнерусской литературы:Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».
Из русской литературы XIX векаИ. А. Крылов (3—4 басни на выбор).А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь.А. В. Кольцов. Осень. Урожай.Н. В. Гоголь. Страшная месть.Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы, Кавказский пленник.А. Н. Островский. Снегурочка.А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.Погорельский. Чёрная курица или подземные жители
Из русской литературы XX векаМ. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».А. И. Куприн. Чудесный доктор.И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит…». «Помню — долгий зимний вечер…».А. А. Блок. «Встану я в утро туманное…». «На весеннем пути в теремок…».С. А. Есенин. Песнь о собаке.И. С. Соколов-Микитов. Зима.П. П. Бажов. Каменный цветок.М. М. Пришвин. Моя родина.С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.А. Т. Твардовский. Лес осенью.Е. И. Носов. Варька.Кир Булычев. Миллион приключений.В. П. Астафьев. Васюткино озеро
Из зарубежной литературыБасни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Д.Лондон Сказание о Кише Стивенсон. Остров сокровищГ.Андерсен Снежная королева
Список художественной литературы на лето от А.А.Скулачева
Обязательная литература:
- «Житие Сергия Радонежского»
- А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
- М. Сервантес «Дон Кихот» (как минимум 1-й том)
- В. Скотт «Айвенго»
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи»
Лирика:
- И.Бунин Лирика, в том числе «Слово»,
- Н.Гумилев Лирика, в том числе «Слово», «Одержимый».
- Б.Л.Пастернак Лирика, в том числе «Как бронзовой золой жаровень…».
- А.Кушнер Лирика, в том числе «Времена не выбирают…»
- И.А.Бродский Лирика, в том числе «Пилигримы», «На смерть Жукова».
Дополнительная литература:
- Л. К. Чуковская «Софья Петровна»
- Дневник Анны Франк
- Ф. Вигдорова «Дорога в жизнь», «Это мой дом»
- Р. Киплинг «Пэк с холмов»
- А. Конан Дойль «Бригадир Жерар»
- Г. Хаггард «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона»
- А. Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо»
- А.К. Толстой «Князь Серебряный»
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
- Д. Остин «Гордость и предубеждение»
- М. Стюарт «Девять карет»
- Р. Л. Стивенсон «Черная стрела», «Остров сокровищ»
- М. Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
- П. Г. Вудхауз «Дживс и Вустер», «Замок Блэндингс»
- А. Беляев «Человек-амфибия», «Над бездной», «Продавец воздуха»
- Г. Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
- Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», «И грянул гром», «Все лето в один день», «Лёд и пламя»
- И.А. Ефремов «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды»
- С. Лем «Непобедимый», «Солярис»
- Д. Р. Р. Толкин «Властелин колец»
- В. Гюго «Отверженные»
- Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»
- Харпер Ли «Убить пересмешника»
- У. Голдинг «Повелитель мух»
- В. Каверин «Два Капитана»
- Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
- М. А. Булгаков «Красная корона»
- М. А. Шолохов «Чужая кровь»
- B. П. Аксенов «Затоваренная бочкотара»
- A. С. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь»
- А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»
- Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
- А.Н.Островский «Без вины виноватые»
- Н.С. Лесков «Несмертельный Голован», «Очарованный странник»
- А.Л. Слонимский «Детство Пушкина»
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
- В. Скотт «Квентин Дорвард»
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
- А.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике»
- Э. Блайтон «Тайна подземного царства», «Тайна орлиного гнезда»
- Г.Н. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо»
- Ю.С. Рытхэу «Когда киты уходят»
- Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
- Дж. Лондон «Белое безмолвие», «Зов предков», «Любовь к жизни», «Мужество женщины»
- Э. Сетон-Томпсон «Ральф в лесах»
- Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
- И. Шмелёв «Лето Господне»
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Недопёсок», «Чистый Дор»
- Ф. Искандер «Детство Чика», «Созвездие Козлотура»
- Э. Хемингуэй «Старик и море»
Произведения, которые будут изучаться в 7 классе:
- «Сказание о Борисе и Глебе».
- «Житие Сергия Радонежского».
- «Поучение Владимира Мономаха».
- М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
- М. Ю. Лермонтов. «Умирающий гладиатор».
- Л. Н. Толстой. «После бала».
- А. П. Чехов. «Студент».
- А. С. Пушкин. «Сапожник».
- А. С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
- М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»
- В. Скотт. «Айвенго».
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
- М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».
- А. С. Пушкин. «Домик в Коломне».
- Н. В. Гоголь. «Нос», «Записки сумасшедшего».
- А. П. Чехов. «Человек в футляре».
- М. Сервантес. «Дон-Кихот».
- А. И. Солженицын. «Матренин двор».
- В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал».
- Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
- И. А. Бунин. «Сны Чанга».
- М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».
- А. Т. Твардовский. «Василий Теркин».
- А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
- В. Быков «Сотников»
- Г. Р. Державин. «Снигирь»
- И. А. Бродский. «На смерть Жукова»
Список для чтения по литературе для 10 класса
Русская литература
А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница», пьесыИ.А.Гончаров «Обломов»И.С.Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»Н.Г.Чернышевский Роман «Что делать?»Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки, «Господа Головлевы»Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир»А.П.Чехов «Рассказы», «Вишневый сад»
Литература для внеклассного чтения
Васильев Б. «В списках не значился», «А зори здесь тихие»Шаламов В. «Колымские рассказы»Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»В.Кондратьев «Сашка»А. Лиханов «Никто»А.Адамович «Каратели»
Зарубежная литература
Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»Д. Селинджер «Над пропастью во ржи», рассказыД.Лондон «Мартин Иден»У.Голдинг «Повелитель мух»Стоун «Жажда жизни»Уальд О. «Портрет Дориана Грея»
Линия учебников «Литература» под редакцией Б.А.Ланина
Завершённая линия учебников по литературе (5-9 классы) была создана в лаборатории литературного образования ИСМО РАО под редакцией заведующего лабораторией, доктора филологических наук, профессора Б.А. Ланина и входит в разработанную Издательским: центром «Вентана-Граф» систему учебников«Алгоритм успеха». Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в федеральный перечень.
Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Вторая ступень школьного литературного образования (5-9классы) охватывает три возрастные группы учащихся:
В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.
I этап (5-6 классы) — этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта учащихся. Именно на нём формируется понимание особой природы литературы, её отличий от фольклора, а также других видов письменного творчества. Теоретические сведения и понятия на этом этапе минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями, литературой ХIХ-ХХ вв. широко представлены современные произведения. В процесс обучения вводятся литературные ресурсы Интернета. Учащиеся узнают о литературе на различных«небумажных» носителях.
II этап (7-8 классы) — этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.
III этап (9 класс) — этап целенаправленного формирования представления о традициях русской литературы, о её важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о её философских прозрениях. Жизнь писателей представлена в историко-литературном контексте, в том числе в воспоминаниях современников.
Различные подходы к интерпретации литературных произведений даны на примерах наиболее значительных литературно-критических работ. Организуется самостоятельная работа с литературными ресурсами Интернета. В каждом классе затронута одна из ведущих тем (проблем) (например, ведущая тема в 5 классе — «Художественный вымысел, событие и сюжет»; в 6 классе — «От истоков литературы — к литературным жанрам в 7 классе — «Литература и действительность»; в 8 классе — «Литература в поисках героя»; в 9 классе -«Личность-история-судьба. Личностный характер художественного творчества».
Список книг для летнего чтения 7 класс
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»». А.С.Пушкин «Борис Годунов». «Медный всадник»Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Л.Н.Толстой «Детство». А.М.Горький «Детство».Н.А. Некрасов «Русские женщины».Новгородский цикл былин «Садко». Былина » Вольга и Микула Селянинович «. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Л. Андреев «Кусака». Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Стихи Роберта Бернса. О. Генри «Дары волхвов».Н. Носов «Кукла».М.Зощенко «Беда»М.Щедрин . Сказки.А.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленники»А. Платонов «Юшка»
Русская литература XIX векаЖуковский В. «Светлана»Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»Гоголь Н. «Тарас Бульба»Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»Салтыков-Щедрин М. СказкиТолстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»Куприн А. «Изумруд», «Тапер»Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказыРусская литература XX векаГорький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»Бунин И. «Сны Чанга»Зощенко М. «История болезни»Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»Розов В. «В добрый час!»Рыбаков А. Трилогия о КрошеАстафьев В. «Мальчик в белой рубашке»Зарубежная литератураБрэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»Олдридж Д. «Последний дюйм»По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)Сент-Экзюпери А. «Планета людей»Твен М. «История с привидением»Уэллс Г. «Война миров»
О твоих ровесниках:1. В.Богомолов «Иван».2. Л.Пантелеев «Ленька Пантелеев».3. А.Свирский «Рыжик».4. А.Грин «Бегущая по волнам» и др. повести и рассказы.5. Н.Дубов «Мальчик у моря».6. Ю.Нагибин «Эхо».7. А.Маршалл «Я умею прыгать через лужи».8. Р.Погодин «Сколько стоит долг» и др. рассказы.9. В.Железников «Путешественник с багажом», «Чучело».О природе и животных:10. В.Бианки «Одинец», «Аскыр», «Мурзук» и др.рассказы.11. Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».12. Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».13. Дж.Даррелл «Моя семья и звери».Классики отечественной литературы:14. Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».15. А.Куприн «Изумруд» и др. рассказы.16.А.Пушкин «Повести Белкина».17. Л.Толстой «Детство».18. А.Чехов «Налим» и др. рассказы.Зарубежные классики:19. Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста».20. А.Дюма «Три мушкетера».21. В.Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард».22. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий». 23. Ф.Шиллер «Вильгельм Телль».24. Майн Рид «Всадник без головы».Приключения, фантастика:25. А.Беляев «Человек – амфибия», «Ариэль».26. Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров».27. И.Ефремов «Звездные корабли», «На краю Ойкумены».28. Ф.Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой».29. Г.Мартынов «Каллисто», «Каллистяне».30. Г.Уэллс «Человек – невидимка».31. К.Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли».32. Р.Брэдбери «Ржавчина» и др. рассказы.
На досуге:
-Беляев А. Вечный хлеб. Остров погибших кораблей. -Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы.-Гершензон М. Робин Гуд.-Кэрролл Л. Алиса в зазеркалье.-Майн Рид. Всадник без головы.-По Э. Золотой жук. Похищенное письмо.-Скотт В. Айвенго. -Толстой А. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.-Уэллс Г. Человек-невидимка.-Грин А. Алые паруса.-Войнич Э. Овод.
7 класс
Фольклор.Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XIX векаИ. А. Крылов. Басни (на выбор).А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя…».В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске.А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.Н. М. Языков. Пловец.М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.Н. А. Некрасов. Саша.Л. Н. Толстой. Детство.А. П. Чехов. Размазня.
Из русской литературы XX векаИ. А. Бунин. Лапти.А. И. Куприн. Изумруд.А. Т. Аверченко. Вечером.Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.Дон-Аминадо. Четыре времени года.Н. С. Гумилев. Леопард.М. А. Осоргин. Земля.М. И. Цветаева. Стихи о Москве.Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.Я. В. Смеляков. «Если я заболею…». Хорошая девочка Лида.В. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.В. М. Шукшин. Критики.А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку…». «Со мною вот что происходит…».Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.В. С. Высоцкий. Песня о друге.А. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.В. С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературыЯпонские трехстишия (хокку, или хайку).Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.Э. По. Лягушонок.В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.Р. Брэдбери. Все лето в один день.
11 класс
Внимание! Произведения, выделенные подчеркиванием – читать в первую очередь. Произведение, выделенные курсивом предназначены для внеклассного чтения
Лучше прочитать летом.
1. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», рассказы из сборника «Темные аллеи», «Окаянные дни», лирика. 2. А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся». 3. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», «Фома Гордеев». 4. А.Т. Аверченко. Рассказы. 5. В.Я. Брюсов. Лирика. 6. К.Д. Бальмонт. Лирика. 7. А. Белый . Лирика. 8. Н.С. Гумилев. Лирика. 9. И. Северянин . Лирика. 10. Н.А. Клюев. Лирика. 11. А.А. Блок «Двенадцать», «Соловьиный сад», лирика. 12. В.В. Маяковский «Облако в штанах», вступление к поэме «Во весь голос», лирика. 13. С.А. Есенин «Анна Снегина», «Черный человек», лирика. 14. М.И. Цветаева. Лирика. 15. О.Э. Мандельштам. Лирика. 16. А.А. Ахматова «Реквием», лирика. 17. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго», лирика. 18. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия». 19. А.П. Платонов «Сокровенный человек», «Котлован». 20. М.А, Шолохов «Тихий Дон»(!). 21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», лирика. 22. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» («Заклинатель змей», «Сгущенное молоко», «Стланик» и другие рассказы). 23. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». 24. В.М. Шукшин. Рассказы, «Калина красная». 25. В. Белов «Привычное дело». 26. В. Некрасов «В окопах Сталинграда».
6 класс
Внимание! Произведения, выделенные подчеркиванием – читать в первую очередь. Мифы, сказания, легенды народов мира.Гомер
Илиада. Одиссея.Русские народные сказки. Сказки народов мира
Мифы, сказания, легенды народов мира.Гомер. Илиада. Одиссея.Русские народные сказки. Сказки народов мира.
А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд…». Выстрел. Барышня-крестьянка. Повести Белкина. Дубровский.К. Ф. Рылеев. Державин.Е. А. Баратынский. Родина.Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь…».А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь…». Лес.М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье…». Сенокос. Емшан.И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч. Записки Охотника.Н. А. Некрасов. Влас.Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.Н. С. Лесков. Человек на часах. Левша.Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат. А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга. А.П.Платонов. Неизвестный цветок. Н.В.Гоголь. Старосветские помещики
Из русской литературы XX векаК. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.В. К. Железников. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро. А. А. Лиханов. Последние холода. В. П. Астафьев. Конь с розовой гривой М. М. Пришвин. Кладовая солнца. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.А.Грин. Алые паруса. Д.В.Григорович. Гуттаперчевый мальчик. В.Шукшин. Срезал
Из зарубежной литературыЭ. По. Овальный портрет.М. Твен. История с привидением.О.Генри. Вождь краснокожих П.Мериме. Маттео Фальконе.. А. Конан Дойл. Горбун. Г. Честертон. Тайна отца Брауна. А. Сент-Экзюпери. Маленький принц.
Зарубежная классика
Также рабочая программа по литературе за 7 класс включает в себя зарубежную классику. В первую очередь, это творчество О. Генри и Дж. Олдриджа.
У первого автора нужно прочитать новеллу «Дары волхвов». Главные герои в нём — пара, живущая в бедности. Из ценностей у них есть только его золотые часы и её роскошные волосы. Перед Рождеством влюблённые хотят сделать друг другу подарок, но на это нужны средства. Девушка решается коротко остричься и продать свои волосы, а на вырученные деньги купить любимому платиновую цепочку для часов. Её волнует только одна мысль, что мужчина разлюбит её в новом образе.
Когда он приходит домой и видит любимую, то расстраивается. Его чувства нисколько не поменялись, но в качестве подарка он купил девушке гребни, инкрустированные драгоценными камнями. Для этого мужчине пришлось заложить часы. Теперь их подарки не могут пригодиться, но от этого они не становятся менее ценными, ведь дары были приобретены ценой личных жертв.
Из библиографии Дж. Олриджа школьники должны ознакомиться с рассказом «Последний дюйм». Речь в нём идёт о лётчике, потерявшем работу. Его жена теперь живёт отдельно, оставив главному герою десятилетнего сына, но их отношения не ладятся. Бывший лётчик решает зарабатывать на жизнь съёмкой акул. Он берёт с собой сына и даже сажает его за штурвал, но несдержанные и грубые окрики отца доводят мальчика до слёз.
Всё время, пока главный герой снимает акул, проходит в напряжении. Он мечтает отправить сына к его матери. Но вскоре случается страшное: акула ранит лётчика, и он истекает кровью. Мальчику приходится сесть за штурвал самолёта. Мужчина помогает ему советами, пока может, но вскоре теряет сознание. Тем не менее ребёнок справляется с задачей и доставляет отца в больницу, где ему оказывают помощь. Выживший главный герой меняет своё отношение к сыну и ставит себе целью узнать его лучше, чтобы преодолеть последний дюйм, который отделяет отца и ребёнка от взаимопонимания.