Оглавление
Где поесть в Истре
Гуляя по городу вы, конечно, проголодаетесь. Вот несколько вариантов, где можно поесть.
Первый раз перекусить удастся в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» — в нем есть небольшое кафе, где продают разную еду в одноразовой посуде: салаты, бутерброды, кексы.
Если вы взяли еду с собой, то дороге из музея в монастырь можно остановиться и устроить пикник на берегу реки Истра (она же Иордан).
Пара кафе работают и в монастыре. Напротив главного собора находится «Трапезная» — очень простое дешевое заведение с разнообразными горячими блюдами.
Кафе «Трапезная» в Новоиерусалимском монастыре
Более приятное впечатление производит «Вареничная». Она располагается внутри монастырского двора слева от ворот, через которые мы вошли. В меню разные виды вареников с пылу с жару, безалкогольные напитки.
Кафе «Вареничная» в Новоиерусалимском монастыре
В городе тоже есть пара заведений, которые можем порекомендовать. Прежде всего это паб «Белый лис» (ул. Адасько, дом 7, корпус 1). Не пугайтесь адреса: на самом деле, он, фактически, находится в доме, стоящем на улице Ленина (можете ориентироваться на адрес ул. Ленина, дом 16). Очень приятный интерьер типичного паба. В барной карте много видов разливного и бутылочного пива из разных стран, в меню — не только закуски, но и нормальные блюда. Все, что мы пробовали, было вкусно.
Паб «Белый лис» в Истре
Еще одно неплохое место расположено у железнодорожного и автовокзалов — непосредственно на вокзальной площади перед возвращением домой можно поесть в ресторане «Вински Подрум» (пл. Воскресенская, дом 2а). Интерьер выдержан в стиле винного погреба и типичного национального ресторана где-нибудь в Болгарии. В меню разнообразные блюда балканской кухни и вина из разных мест планеты.
Ресторан «Вински Подрум» в Истре
История
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.
Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.
В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.
Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной Войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы.
В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.
23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).
23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда. Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.
6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.
Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.
Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2020 году.
8 мая 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
1 мая, Великая суббота.
- 05:00. Молебен с акафистом преподобному Сергию в Троицком соборе.
- 5:30. Ранняя Литургия в Успенском соборе.
- 8:30. Поздняя Литургия в Успенском соборе.
После нее, с 9:00 до 20:00 можно будет освятить яйца и куличи в Сергиевском Трапезном храме.
- С 18:00 до 24:00 в Предтеченском храме пройдет вечерняя исповедь.
- В 23:20 начнется Пасхальная полунощница. Она пройдет одновременно в Троицком, Успенском соборах и в Сергиевском Трапезном храме.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕНСлужбы во время Страстной недели:
- 26 и 27 апреля службы начнутся в 5:30. А вечернее богослужение — в 16:45.
- 28 апреля утренняя служба намечена на 5:00 (Молебен с акафистом преподобному Сергию в Троицком соборе). Вечерняя служба — в 16:45, после чего будет соборование и вечерняя исповедь в Успенском соборе.
- 29 апреля утреннее богослужение начинается в 3:30, вечернее — в 16:45.
- 30 апреля, в пятницу (Великий пяток), утренний молебен пройдет в 5:00. В 14:00 состоится Великая Вечерня и вынос Святой Плащаницы. В 18:00 начнется вечерняя служба — она называется «Погребение Святой Плащаницы» — в 18:00.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Борис Годунов в 1594 году подарил монастырю колокол «Лебедь», который сохранился до наших дней. Он весит более 10 тонн. Ну а в Лавре находится фамильная усыпальница Годуновых. |
Как добраться:
г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Электричка
С Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево.
Автобус
№388 от метро «ВДНХ» до г. Сергиев Посад. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок — час с небольшим.
Машина
Ехать надо по Ярославскому шоссе (трасса М8). На 46-м километре будет поворот на г. Сергиев Посад. Центральная улица — Проспект Красной Армии — и приведет к Лавре.
Паломнические туры
Для многих поездка по святым местам — не просто путешествие, а испытание своего духа, просьба о сокровенном и надежда на чудо. Такие экскурсии особенно востребованы в дни больших религиозных праздников, но проходят на протяжении всего года. Мы собрали для вас варианты паломнических поездок — от тура одного дня до протяженных маршрутов. Узнать подробнее
Историческая справка
В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.
Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.
В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.
Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.
Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.
Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.
Современная Голгофа
Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.
Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.
Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы
Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.
Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.
Полезные советы
- Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
- Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
- Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
- Будьте готовы к огромной очереди.
- Священники разрешают делать фото горы Голгофы.
Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.
Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Защитные постройки
У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.
worldpics.pro
Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:
- 9 башен.
- Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
- Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
- Внутренний парапет и «боевые» ходы.
Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.
Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.
taiellor.ru
Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.
Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю
Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.
Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.
Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.
Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.
Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря — Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.
Воскресенский собор
Здесь гид начала свой рассказ.
НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.
История главного христианского храма
Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.
Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.
Голгофа и Гроб Господень, Yupi666
Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:
- храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
- Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.
Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г., а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих. В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.
Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.
Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.
В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения. Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм. Полномочия передаются исключительно по наследству.
Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.
Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.
Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2018 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.
Храмовый комплекс «Град Новый Иерусалим»
Последней точкой нашего путешествия стало село Сухарево в 30 км от Валуек. Здесь на Михеевской горе с потрясающим видом на меловые откосы возвышается колоритный комплекс храмов.
По пути наверх проезжаем ещё одну церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здание выглядит древним, но построено оно в 1986 году. Интересно, что в 1988 году его освятили как первый вновь построенный храм в истории новой России.
И вот мы на месте перед деревянной изгородью и большими воротами. Возле входа на территорию в специальном шкафчике можно бесплатно взять платок и юбку.
Внутри Нового Иерусалима с 2001 года идёт возведение храмового комплекса – аналога священного города. Началось всё с установки на горе обетного креста из дуба, вырезанного инициатором строительства отцом Феодором (в миру Александр Маньшин). По его версии, в древние времена последователи апостола Андрея Первозванного основали здесь селение, так как эти места напомнили им Святую землю. Поселение назвали Сихем, или Сихарь, откуда и произошло нынешнее название села – Сухарево.
Святыня против раскола
Нет, не надо было Тишайшему царю замораживать строительство Нового Иерусалима. Если уж многие высокопоставленные священнослужители и даже такие монастыри, как Соловецкий не приняли реформы, то что говорить о простых людях. Иные под Святой Троицей понимали изображенных на иконе Иисуса со склонившимися к нему Богородицей и Иоанном Предтечей. После низложения Никона священники растерялись. И хотя собор Вселенских патриархов подтвердил незыблемость нового устава, порой в церквях пели и молились по-старому. Староверы бежали от царева гнева на Кавказ, на Север, за Урал, там создавали свои общины, скиты. Плодились секты.
Храм Рождества Христова
На территории монастыря есть и другие постройки: трапезная с барочным храмом Рождества Христова, палаты царевны Татьяны Михайловны, убедившей царственного племянника освободить опального патриарха, братский корпус, хозяйственные и служебные здания, но они отходят на задний план при осмотре ансамбля Воскресенского собора. При этом, конечно, не оставляет ощущение, что соприкасаешься не с историческим памятником, а с новоделом, хоть и восстановленным в точном соответствии с оригиналом.
Но не тратить же было на искусственное старение камня средства, размер которых, по словам одного из руководителей Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, уже сопоставим с затратами на возведение Храма Христа Спасителя или реставрации Московского Кремля. Ведь речь идет прежде всего о православной святыне, построенной для того, чтобы объединить народ, расколотый в том числе церковной реформой. Собрать всех под единую православную сень. А для верующего человека пыль веков на ступенях храма не столь уж важна.
Внутренняя отделка ротонды
В столь часто приводимом историками для сравнений 1913 г. Новый Иерусалим посетило более 35 000 паломников. Сейчас Святые врата вновь открыты для всех. Можно подняться по широкой лестнице на крепостные стены, набрать воды из источника в подклете собора, можно даже фотографировать в храме — не во время службы, конечно. Немного удручает отсутствие информационных табличек на стенах — но у входа в монастырь в домике экскурсионного бюро можно приобрести подробную схему, а в церковной лавке — прекрасно изданный путеводитель. Почти от самой железнодорожной станции «Новоиерусалимская» к обители ведет Тропа паломника. А рядом с монастырем отстроено новое, современное помещение для выведенного из него музея.
12-тиярусный иконостас Воскресенского собора
Новый Иерусалим возрожден. Рядом с его стенами в Крещенскую ночь окунаются в Истру-Иордан множество людей, объединенных верой и чувством сопричастности к русским традициям. В городах строят православные храмы. Но сколько еще порушенных святынь нужно восстановить, чтобы вновь объединить народ?
Евгений Шапочкин
Главные святыни
В комплекс храма Гроба Господня входят:
- Кафоликон — православный храм в храме;
- Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
- Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
- Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
- Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.
Кафоликон, Юкатан
Голгофа
Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.
Кувуклия
Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.
Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.
Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.
Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня
Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.
Приделы
На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:
- Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
- Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
- Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
- Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
- Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.
Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.