Чем полезны кубики кооса?

Кубики Кооса своими руками

Приобрести кубики Никитиных или Кооса несложно: их продают в магазинах игрушек, можно заказать набор и через Интернет.

Но намного интереснее сделать их вместе с детьми самостоятельно. Тем более, что это совсем не трудно.

Можно склеить их из бумаги, предварительно скопировав шаблон развертки куба. Готовые кубики аккуратно раскрасить гуашевыми красками.

Если, распечатав и вырезав развертки, наклеить их на готовые деревянные кубики, такое пособие получится значительно более крепким, чем бумажное.

Можно раскрасить экологической краской в соответствии со схемой и готовые деревянные кубики. А наиболее умелые папы могут выпилить их самостоятельно.

Психологическое пособие, придуманное почти сто лет назад, и сейчас не потеряло своей актуальности. Более того, кубики Кооса могут разнообразить досуг не только малышей, но и взрослых!

Тест Векслера

Тест диагностирует как вербальный, так и невербальный интеллект.

Упражнение, которое предполагает данная методика, кубики Кооса использует в полную силу, оно входит в невербальную часть теста, упрощено по сравнению с оригиналом: используются лишь 9 кубиков, имеющие красные, белые и красно-белые грани.

Задания с использованием элементов Кооса для детей старше 8 лет с предположительно сниженным уровнем интеллекта:

  1. Сложить картинку при малыше, не показывая ему карточку с образцом. Кроха при работе опирается только на образец, составленный взрослым. Для выполнения упражнения понадобятся 4 элемента, которые нужно положить перед испытуемым. В случае неправильного выполнения, взрослый показывает правильный вариант сборки на кубиках малыша, затем снова их перемешивает. Результат выполнения оценивается в зависимости от затраченных попыток: с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл.
  2. Упражнение выполняется вне зависимости от результатов первого этапа. Составить картинку по схеме, не демонстрируя процесс малышу. Показывается только готовый, собранный взрослым образец. Используются те же 4 кубика. При неправильном выполнении упражнения верный вариант составления демонстрируется на элементах малышу. Одна затраченная попытка — 2 балла, две — 1 балл. Если кроха не справляется с двух попыток, следует закончить тестирование.
  3. Показать карточку со схемой и по ней при малыше собрать из кубиков предложенную картинку, после чего все элементы перемешать. В случае неудачи собрать картинку еще раз и снова разрушить. После следующей неудачной попытки прекратить выполнение задания. Решение с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Успешное решение задания на 1 или 2 балла позволяет приступить к первому заданию для детей с нормальным уровнем интеллекта.

https://youtube.com/watch?v=gd_lMGnjGdY

Задания с использованием элементов Кооса для детей старше 8 лет с предположительно нормальным уровнем интеллекта:

  1. Начать следует с выполнения последнего задания для детей, подозреваемых в сниженном интеллекте, предварительно разобрав с крохой цвета кубиков. В случае успешного результата добавить заочно баллы за выполнение первых двух заданий.
  2. В последующих четырех упражнениях постепенно усложнять картинки, которые служат образцом выполнения.
  3. Перейти к выполнению трех заданий, где нужно задействовать все 9 кубиков.

Взрослому необходимо следить за поведением ребенка во время прохождения теста

Важно отметить, как ребенок исследует первый кубик, который берет в руки, сколько ему требуется времени для его изучения. . Примечательной является также поведенческая реакция ребенка: становится ли он внимательным, обеспокоенным или нервным

Следует зафиксировать количество движений, которое использует ребенок во время выполнения задания: большое количество движений может свидетельствовать о том, что испытуемому тяжело выполнить задание

Примечательной является также поведенческая реакция ребенка: становится ли он внимательным, обеспокоенным или нервным. Следует зафиксировать количество движений, которое использует ребенок во время выполнения задания: большое количество движений может свидетельствовать о том, что испытуемому тяжело выполнить задание.

Каждая из ошибок, допущенных во время выполнения упражнения, может выявить патологию и установить ее характер.

Ход образовательной деятельности:

1. Этап. Организационный

Приветствие

Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте сегодня поприветствуем друг друга шепотом.Убавляем громкость и тихо на ушко шепчем своему соседу слева слова приветствия: «Здравствуй мой друг, как интересно вокруг!» Передаем слова приветствия по кругу.

2. Этап. Мотивационный

Появление персонажа Филин

Психолог: давайте отгадаем загадку и узнаем, кто сегодня будет у нас в гостях.

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (филин)

И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

(Филины и совы).

Рассказать детям, что филины и совы ночные сторожа, везде летают, все видят, все слышат, очень много знают.

Появляется филин. — «Сюда, сюда! В лесу беда!» Здравствуйте ребята!

-Психолог: Здравствуй Филин. Что случилось, расскажи нам…

— Снеговика, который готовил для лесных ребятишек елку, похитила баба яга, и отпустит его только тогда, когда он выполнил ее сложные задания. Он очень просил вас помочь ему.

— Психолог: Ну что, ребята, поможем? (дети – да, поможем)

Только помогать нужно очень тихо, чтобы баба яга нас не услышала…вспомните, как мы сегодня приветствовали друг друга. И знаете еще что, Филин сказал мне на ушко, что наши столы – это столы молчания. Разговаривать можно будет только на ковре, а за столами нужно молчать, что бы баба яга не услышала нас, а то рассердится и не отпустит снеговика, а растопит печь по жарче, что бы наш зимний друг превратился в лужицу. Ребята, медлить нельзя!

3. Этап. Практический

1. Задание «Запоминай-ка»

Диагностика зрительной памяти.

Психолог: Сейчас нам будут помогать наши помощники глазки. Погладьте свои глазки. Приготовились!

Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь разглядеть какие предметы спрятались на картинке слева (30 сек). А теперь найдите на листочке справа, эти предметы и обведите их.

2. Задание «Новогодний узор»

Диагностика умения работать по зрительной инструкции

Психолог: Ребята, баба яга испортила коврик снеговика. Посмотрите, каким он был сначала (на экране образец картинка,

и каким стал сейчас (заготовки кубиков).

Разбить детей на 2 стола. Работать в 2 команды.

Психолог: Соберите из кубиков такие же коврики по образцу. (Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием)

3. Задание «Назови одним словом»

Психолог: Сейчас я буду приглашать вас к себе на коврик по одному. Кого я назову, тот тихо встает из-за столика и подходит ко мне. Назови предметы одним словом. (заготовки 6 наборов предметов: игрушки, мебель, посуда, животные, одежда, обувь)

Животные

Игрушки

Обувь

Мебель

Одежда

Посуда

4. Подвижная игра «Сосульки, сугробы, снежинки» (Физминутка)

Предложить поиграть детям в игру на внимание. Сосульки – руки вверх застыли

Сосульки – руки вверх застыли.

Сугробы – руки и ноги в стороны.

Снежинки – кружимся по кругу.

5. Задание «Заполни квадраты не нарушая закономерности»

Диагностика умения анализировать.

Заполни пустую клеточку не нарушая закономерности. (карточки задания)

6. Задание «Найди лишнее»

Психолог приглашает по очереди подойти на ковер молчания детей, и ребенок должен глядя на карточку назвать лишний изображенный предмет и объяснить почему…

(карточки можно взять с любыми изображениями с интернета или сделать самостоятельно. Я использовала 4 лишний из кейса «Лилия»

Последнюю карточку, на которой изображены бабочки, солнечные очки, платье и снеговик, дети разгадывают вместе.

Дети исключают снеговика, объясняя что он относится к зимнему времени года, затем на экране появляется улыбающийся Снеговик и довольный Филин, а это значит, что мы справились со всеми заданиями бабы яги и освободили нашего зимнего друга!

И Заключительная картинка на экране:

4. Этап. Рефлексивный

Подведение итогов, ритуал прощания.

В чем суть методики?

Главная задача испытуемого – сложить узоры из кубиков так, как это указано в карточке с заданием.  Узор должен располагаться на верхней грани кубиков

Карточки имеют разный уровень сложности, поэтому важно использовать их в последовательности от простого задания к сложному.  Также стоит обращать внимание на время прохождения задания, но не забывайте, что цель тестирования – оценить уровень интеллекта, а не скорость выполнения упражнения

Уровни сложности задания:

  1. Для составления узора необходимо использовать стороны одного цвета.
  2. Вместе с одноцветными гранями нужно применить несколько двухцветных.
  3. Требуется собрать узор только из двухцветных граней.
  4. Задание, где нужно поставить элементы на ребро.
  5. Упражнение, где требуется использовать как можно больше элементов.
  6. При составлении картинки нужно использовать меньше симметричных фигур.
  7. Необходимо составить разноцветные узоры (относится к оригинальному варианту тестирования).

Для более точного понимания, как правильно применять методику на практике, давайте разберем несколько упражнений для детей, но для начала ознакомьтесь с рекомендациями по проведению исследования.

Методика «Кубики Кооса»

Кубики Кооса – это специальная методика, которая была разработана в 1920 году американским психологом и педагогом С. Коосом с целью выявления умственных способностей детей старше 5 лет и взрослых. Эта игра в большинстве случаев используется в качестве невербального теста интеллекта, результаты которого впоследствии могут быть переведены в систему оценки IQ.

Кроме того, кубики Кооса успешно применяются не только для диагностики, но и для развития умственных способностей у малышей. Некоторые взрослые также с удовольствием проводят время за такой своеобразной «зарядкой для ума».

В данной статье мы расскажем вам, что представляют собой кубики Кооса – основной стимульный материал этой методики, и как правильно играть в них с детьми.

Описание методики «Кубики Кооса»

Оригинальная версия этой методики включает в себя 16 небольших, одинаковых по размеру, кубиков. Все грани кубиков окрашены в определенные цвета, причем некоторые из них являются одноцветными, а другие – двухцветными.

Кроме того, в наборе для тестирования имеется 17 карточек с заданиями, упорядоченными по уровню сложности. В процессе проведения невербального теста интеллекта, испытуемому демонстрируют эти картинки по одной, после чего он должен сложить кубики таким образом, чтобы рисунок, образуемый их верхними гранями, в точности соответствовал изображению.

Сегодня некоторые производители предлагают подобные наборы из 9 кубиков. Такого количества, по большому счету, достаточно для работы с детьми дошкольного возраста, однако, для ребят постарше и взрослых требуется полная оригинальная версия методики. Заданий же, напротив, может быть намного больше. В любом случае, все упражнения должны быть упорядочены в порядке возрастающей сложности, что достигается последовательным выполнением следующих условий:

  • сначала фигуры строятся только из одноцветных граней кубиков;
  • затем в задание добавляется несколько двухцветных граней;
  • дальнейшие упражнения можно сложить только из двухцветных сторон;
  • некоторые задания выполняются только, если поставить кубики на ребро;
  • с каждым следующим упражнением должно быть задействовано все больше кубиков;

более трудные образцы становятся менее симметричными;
количество цветов на изображении постепенно увеличивается.

На основе методики Кооса российскими педагогами Никитиными были разработаны другие развивающие игры для малышей, например, «Сложи узор». Все эти занятия развивают мелкую моторику пальцев и интеллект, способствуют формированию внимательности, усидчивости и сосредоточенности на одном виде деятельности.

 

 

View the discussion thread.

Принцип работы методики «Кубики Кооса» и ее описание

Суть работы метода не меняется при работе с взрослыми или детьми, но имеет различную форму проведения в зависимости от возраста испытуемого. Во время проведения теста применяются специальные кубики с окрашенными гранями, с их помощью необходимо выполнять различные задания. В комплекте с кубиками дополнительно используются карточки с указанными в них заданиями. Количество используемых деталей в тесте может разниться, в зависимости от ситуации и испытуемого. Стандартный набор имеет 16 деталей, при работе с детьми обычно используют 9.

При проведении теста с детьми,главная задача ребенка заключается в складывании кубиков по шаблону указанному на карточке для образования определенного узора. Уровень сложности узоров отличаются друг от друга и выдаются поочередно в заранее установленной последовательности. После завершения тестирования, учитывается показатель затраченного времени на решение задач.

Существуют некоторые рекомендации для более успешного проведения тестов при применении методики:

  • перед началом проведения теста, необходимо вместе изучить все элементы, осмотреть какого они цвета, и какое задание указано в карточке;
  • до того как ребенок приступит к заданию,необходимо спросить каким образом он будет его выполнять и в какой последовательности;
  • отмечен положительный результат, если во время выполнения задания ребенок объясняет последовательность действий;
  • если возникают трудности в решении задания,необходимо подсказать правильное решение или показать, как нужно делать;
  • для достижения положительного результата решения,количество проведения упражнений не ограничивается.

Предварительно перед началом проведения тестирования, можно отметить положительным результат, если ребенок расскажет или покажет все необходимые для построения узора элементы.

Установленные нормы времени, и значения узоров, указываются в протоколе проведения тестов, по ним фиксируют итоговые результаты.

Особенности, возникающие при проведении тестов и их значение:

Возникают трудности в ходе выполнения задания,или ребенок вовсе не может его решить даже после демонстрации решения – это указывает на отклонение в зрительной координации;
Важность начала и выбор первого элемента – перед началом проведения теста, необходимо внимательно следить: какой кубик был взят первым, на какой угол и цвет было обращено внимание, сколько времени для этого потребовалось, и были ли сравнения с другими элементами;
В процессе выполнения задания испытуемый невнимателен, не может определиться в действиях, применяет нестандартные методы решения – по этим критериям определяется характер и степень личности;
При выполнении задания, необходимо следить за движениями и их количеством. Минимальное количество движений и совершенных действий, указывает на хорошо развитую зрительную координацию, а также на высокую способность конструктивного мышления;
При проведении теста, применяют усложненные задания – это задания, которые вызывают сложности в решении в отличие от остальных и требуют больше времени, подобный прием практикуется для повышения уровня абстрактного мышления;
Феномен игнорирования – возникает в процессе выполнения задания и может быть двух видов
В одном случае игнорируется цвет и вместо одного выбирается другой, во втором игнорируется форма изображения, вместо той, что указана в задании выкладывается другая.. Данные тестирования в основном применяют для определения конструктивного мышления, которое в свою очередь задействует пространственный анализ

По итогам тестирования можно выявить ряд патологий и психических отклонений. Результаты тестов сохраняются в клинике долгое время и являются приоритетным показателем при лечении тяжелых форм психических отклонений

Данные тестирования в основном применяют для определения конструктивного мышления, которое в свою очередь задействует пространственный анализ. По итогам тестирования можно выявить ряд патологий и психических отклонений. Результаты тестов сохраняются в клинике долгое время и являются приоритетным показателем при лечении тяжелых форм психических отклонений.

Задания для детей

Ниже представлены упражнения 1-3 для детей старше 8 лет, у которых предположительно наблюдается низкий уровень интеллекта. Отметим, что в заданиях используются 9 кубиков белого, красного и красно-белого цветов.

Упражнение 1

Сначала картинку по образцу складывает взрослый, но при этом не показывает ребенку карточку с примером. Весь процесс сборки происходит при ребенке. В данном упражнении используются 4 элемента. Ребенок собирает рисунок по готовому образцу. Если ребенку сложно выполнить задачу, взрослый демонстрирует, как нужно сделать, на кубиках малыша, а после снова перемешивает части картинки. Результат оценивается следующим образом: если ребенок выполнил задание с первого раза, он получает 2 балла, если со второго – 1 балл.

Упражнение 2

Немного усложняем задачу: теперь взрослый складывает картинку не при ребенке, а показывает ему уже конечный результат вместе с изначальной схемой на карточке. Ребенок пробует сложить рисунок самостоятельно и если ему это не удается, взрослый уже на примере кубиков малыша показывает, как нужно сделать. В упражнении используются 4 кубика. Оценка результата: ребенок собрал с первой попытки – 2 балла, ребенок собрал со второй попытки – 1 балл.

Данное задание можно выполнять независимо от результатов выполнения первого упражнения.

Упражнение 3

Взрослый демонстрирует карточку с картинкой, которую необходимо собрать из кубиков и показывает на своем примере, как это нужно сделать, после чего перемешивает детали. Если у ребенка не получается собрать рисунок с первого раза, то необходимо вновь показать, как это делается, и снова перемешать все детали. Если малыш справился с первого раза, ему присваивается 2 балла, со второго – 1 балл.

Если ребенку удалось выполнить задание, то вы можете смело переходить к упражнению 4 для детей с нормальным уровнем интеллекта.

Упражнение 4

Выполняем задание по схеме упражнения 3, но при этом необходимо заранее разобрать цвета с малышом. Если малыш справился с заданием, то автоматически ему зачисляются баллы за первые два упражнения.

Далее приступаем к составлению картинок из кубиков по более сложным схемам и постепенно переходим к заданиям, где необходимо задействовать все 9 кубиков.

Интересный факт: ребенок может использовать различные стратегии при выполнении упражнений.  О них и о том, на что следует обратить внимание, поговорим в следующем разделе

Развиваем интеллект ребенка: кубики Кооса и кубики Никитина

› 3-6 › Развитие › Развиваем интеллект ребенка: кубики Кооса и кубики Никитина

Кубики Кооса — уникальная вещь для развития ребенка. С их помощью можно складывать узоры разной сложности для детей от 1-7 лет! Игры с этими кубиками тренируют настойчивость, пространственное мышление, воображение, чувство симметрии и умение добиваться результата.

pigeontreecrafting.com

В чем же суть этой оригинальной игры-головоломки, и почему она стала так популярна среди мам и детей по всему миру? Давайте разбираться!

Рисование цветной манкой: 4 техники для детей от 1-3 лет, которые увлекут даже взрослых

Американский психолог и автор тестов интеллектуального развития Сэмюель Кос еще в 1920-х годах придумал уникальную методику, которая активно используется и в наши дни. А кубики с разноцветными сторонами считаются лучшей системой диагностики интеллекта у детей.

Особенность кубиков Кооса

Кубики Кооса (также называют «кубики Коса») представляют собой набор из цветных фигур. Большинство из них окрашены в 2 цвета, некоторые — монохромные.

В наборе вы можете найти кубики со сторонами таких цветов:

  • красная
  • белая
  • бело-красная
  • желтая
  • синяя
  • сине-желтая

Так выглядят оригинальные кубики, которые придумал Кос. К ним также идут специальные карточки или книжечка-инструкция с заданиями разной степени сложности и расшифровка результатов.

Кубики Коса — классика, которая сегодня успешно вытесняется развивающей методикой Никитина. Которая основана на базе методики американского психолога Коса, но имеет расширенный спектр заданий, и кубиков в ней больше. Тем не менее она ничем не уступает оригиналу и называется «Сложи узор» (фото ниже).

Как играть с кубиками

С помощью кубиков можно тестировать интеллект ребенка, а можно просто развивать его мышление и воображение, превращая задание в игру!

Для теста малышу выдается карточка с заданием и он на время должен собрать из верхней части кубиков рисунок, который должен совпадать с изображением на карточке. Как правило, для теста используют 4-5 заданий с возрастающей сложностью:

  • сначала ребенок создает узор только из одноцветных сторон кубиков;
  • во второе задание добавляют несколько кубиков с двухцветными сторонами;
  • затем убирают монохромные кубики, оставляя только цветные;
  • с каждым новым заданием следует добавлять фигуру или выбирать сложный узор.

Обычно тестирование длиться 20-25 минут или до того момента, когда ребенок неудачно выполняет несколько заданий подряд.  Как правило, таким образом тестируют деток в возрасте 4-5 лет, но данную методику можно использовать и для взрослых.

pigeontreecrafting.com

Дети воспринимают тест как забавную головоломку, тренируя упорство. Психологи же могут оценить способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии. Чтобы удачно выполнить задание, ребенок задействует моторику, зрительную координацию, пространственное мышление, логику.

Применение кубиков Кооса

Изначально кубики Кооса, как и Кубики Никитина использовались педагогами и психиатрами для диагностики уровня развития детей. С их помощью оценивали степень развития интеллекта у детей, которые имели проблемы с речью или восстанавливались после травм.

Но со временем из кабинетов врачей кубики перешли в сады и школы, а потом и в дома, где есть дети.

Сегодня кубики Никитина есть почти в каждом доме, занятия с ними тренирует усидчивость, силу воли, умение доводить дело до конца, логику и концентрацию внимания.

Кубики Никитина и Кооса своими руками

Кубики Кооса или Кубики Никитина «Сложи узор» можно приобрести в любом большом магазине детских игрушек или заказать через Интернет, но также можно сделать их в домашних условиях.

Кубики Никитина своими руками можно склеить из бумаги, вырезав шаблон по специальной схеме, и раскрасить готовые бумажные кубики цветной гуашью.

Посмотреть варианты узоров, правила игры с кубиками, а также методику их изготовления можно ЗДЕСЬ.

Попробуйте и вы эту полезную методику для раннего развития ребенка! Удачных вам экспериментов!

Кубики Зайцева: плюсы и минусы методики раннего развития Развиваем ребенка: 15 украинских интерактивных книг для детей

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Итоговая оценка выполнения заданий

Конечно, главным результатом является то, справился ли ребенок с выполнением заданий или нет, но помимо этого есть еще несколько показательных моментов. Во-первых, проанализируйте, как малыш реагирует на подсказки и следует ли примеру, который вы ему показали. Это говорит о его обучаемости.

Стоит обратить внимание на количество заданий и уровень их сложности, с которыми справился испытуемый. Помните, что нет строгих нормативов, сколько именно упражнений из предложенных должно быть выполнено

Для справки: дети до 4 лет, как правило, справляются со сбором легких картинок, а школьники и взрослые выполняют все упражнения успешно.

Благодаря тесту кубиков Кооса можно определить стратегию работы тестируемого:

  1. Стратегия проб и ошибок. В этом случае ребенок пытается сам справиться с заданием, несколько раз перекладывая и комбинируя части картинки. Это указывает на предметно-действенный тип мышления, что характерно для детей раннего возраста.
  2. Целенаправленная стратегия: тестируемый в уме комбинирует кубики и только после этого переходит к действиям, т.е. не пытается собрать фигуру несколько раз наглядно, как это было в предыдущем случае. Это указывает на наглядно-образный тип мышления, когда человек руководствуется своими представлениями. Как правило, данный тип характерен для дошкольников.
  3. Смешанная стратегия, когда используются и активные действия, и образное восприятие. Этот тип мышления встречается чаще всего.

Не забывайте, что данный тест актуален и полезен не только детям в качестве способа оценки умственных способностей и отличного метода развития интеллекта, но и взрослым любого возраста.

Если вы решите потренироваться с помощью методики Кооса, рекомендуем также заглянуть на нашу онлайн-программу «Когнитивистика». С помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в жизни более 20 техник мышления, которые помогут вам логично и последовательно подходить к решению нестандартных вопросов.

Помните, уделять время развитию интеллекта необходимо с детства и не прекращать ни на минуту во взрослой жизни. Главное – делайте это с удовольствием, тогда все самые сложные задачи будут по плечу!

Желаем удачи вам и вашим детям!