Трудности воспитания детей: как справится с кризисом двух лет

Как правильно реагировать на отрицания, истерики

Взаимодействуя с ребенком двух лет, который переживает кризисный период, следует подбирать обходные пути, не рекомендуется вступать с ним в противостояние. Пришло время гибкости, например, если малыш отказывается от еды, то он поест через некоторое время, когда сам захочет (давать в «перерыве» сладости или устраивать перекусы, конечно, нельзя).

Сохраняйте спокойствие, помните, что истерики и отказы — это не проявления негативного отношения, а попытка малыша найти баланс между «хочу» и «могу», определить себя как личность.

Не смейтесь над ребенком, так как у него еще не развито чувство юмора, он не в состоянии понять иронию.

Основной проблемой двухлеток являются истерики, бороться с которыми иногда кажется бесполезным. Если вывести ребенка из истерики невозможно — сделайте все, чтобы предупредить их. Если плач начался — ребенку необходимо помочь успокоиться: отвлечь, переключив эмоцию, либо вступить в диалог и постараться доходчиво объяснить ситуацию, либо найти компромисс. В любом случае — дышите глубоко и не поддавайтесь на эмоции малыша, в отличие от него, вы способны управлять собой.

Действия родителей при истерике:

Узнайте причину, будьте терпеливы, как бы сбивчиво вам ни объясняли.
Если причины нет или ребенок не знает ее, значит, ему нужно не решение, а сопереживание. В этом случае обнимите, утешьте или отвлеките: займитесь чем-то другим или затейте игру, в которой нужно выполнить нужные вам действия.
Когда причина есть, работайте с ней, используя компромисс, убеждение, разъяснение

Ребенок должен получить желаемое через диалог с родителями, а не через крики и истерику — это крайне важно.

Иногда оптимальным вариантом будет лишить маленького крикуна аудитории, которую он пытается впечатлить своим поведением. Должен быть диалог, а не давление. В некоторых случаях ребенку нужно «прокричаться», дать выход эмоции — оставьте на время одного, но не выдворяйте и не запирайте, спокойно займитесь своими делами, затем обязательно подойдите и начните диалог.

Достаточно немного внимания к малышу, чтобы понять, в каких ситуациях он настаивает на своем или закатывает спектакли в жанре «не так».

Как долго будут длиться перемены

https://youtube.com/watch?v=xT7jS_DW8Ew

Так называемый кризис двух лет может проходить вполне спокойно, так и сопровождаться существенными эмоциональными перепадами не только у ребенка, но и у родителей.

Стоит помнить, что время кризиса значительно короче, чем длительность стабильного отрезка жизни карапуза. Кризис помогает маленькому человечку полноценно развиваться, тем самым позволяет постепенно менять собственное восприятия мира.

Неправильное поведение родителей карапуза в этот достаточно непростой период может существенно усложнить ситуацию, соответственно удлинит сам кризис двух лет у детей, который может продолжаться больше 12 месяцев.

Как проходит кризис у девочек и мальчиков

В связи с гендерным особенностями, кризис 3 лет проходит у мальчиков и девочек по-разному.

Девочки, который намного быстрее созревают, начинают манипулировать при помощи вербальных возможностей. Поэтому необходимо громко и четко проговорить, что можно, а что нет.

Мальчики же, наоборот, к 3 годам порой не могут выразить все те эмоции, которые их переполняют, словами. Из-за этого начинаются постоянные драки и конечно же, замкнутость. Чтобы избежать этого, необходимо ежедневно разговаривать с ребенком. Поскольку у мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, то необходимо показывать все наглядно.

От кризиса, который происходит в 3 года никуда не уйти, это обязательный этап в формировании личности ребенка. Чтобы все протекало максимально спокойно необходимо просто набраться терпения, чтобы сглаживать и минимизировать последствия.

Оставить комментарий

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Главное содержание каждого возрастного кризиса — это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года — становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых.

Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности.

К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Казалось, еще недавно ваш малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. И в тоже время, осознание «Я» трехлетнего карапуза еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих. Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам».

Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место.

До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности

И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества — независимость, самостоятельность.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери . Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Применяйте конструктивное наказание

Наказание не должно быть неожиданным для ребенка, ему необходимо заранее знать, за какие именно поступки мама его накажет и как. За нанесенный в гневе вред последует исправление этого вреда (склеить, починить, протереть), за нанесенную обиду придется извиниться, а за злостное нарушение родительских правил придется посидеть без мультика, похода в гости. Один проступок — одно наказание, к тому же равноценное, соответствующее этому проступку. Чрезмерная строгость не приведет к осознанию ошибки, а только настроит против.

Если истерика все же неминуема и она не связана с обычными повседневными потребностями малыша (голоден, хочет спать), предоставьте крохе время для того, чтобы выплеснуть накопившееся напряжение, отпустите ситуацию: «Тебе нужно время, чтобы успокоиться. Я никуда не ухожу и буду рядом».

Немного отойдите в сторонку, но оставайтесь в поле его зрения; если он вдруг замолчит и начнет искать вас взглядом, тут же отреагируйте, приветливо помахав ему рукой: «Дорогой, мамочка здесь!» Убедившись, что вы рядом, он может продолжить изливать свое горе — придется еще немного подождать. И прекратите с ужасом думать о том, что скажет общественность, если, конечно, ребенок не кусает в этот момент проходящую тетю. Все под контролем! Когда малыш успокоится и подойдет к вам, примите его в объятия, приласкайте и как ни в чем не бывало вернитесь к обычным повседневным занятиям.

Боремся с капризами

Самая большая проблема в кризисе 3-х лет — это частые капризы и истерики маленьких упрямцев. Чтобы избежать истерик, капризов, с детьми следует заранее обговаривать ваши действия. Если вы идете за продуктами для ужина, это не означает, что вы обязаны купить новую игрушку. Поговорите с чадом, объясните — куда вы направляетесь, спросите его мнение.

Если у ребенка уже началась истерика, не переходите на крики и угрозы, сохраняйте спокойствие. Детишки любят устраивать истерики в людном месте, отведите капризное чадо в тихий уголок, где не будет зрителей. Не начинайте читать нотации и воспитывать детей в присутствии других людей. Лучше всего обнимите кроху. Расскажите своему чаду, как вы его любите, а также, как вас огорчает такое поведение непоседы.

Ни в коем случае не прибегайте к физическим, телесным видам наказания. Маленький человечек только озлобится, его упрямство может только возрасти. Кроха начнет бояться родителей. Никогда не оскорбляйте своего ребенка, не называйте его растяпой, хулиганом. Хвалите за все успехи. Не высмеивайте неудачи. В этом возрасте у многих деток появляются новые страхи, справиться с которыми кроха самостоятельно не сможет. Дети начинают бояться высоты, темноты, опасаться незнакомых людей и огромного пространства.

Как мы пережили кризис

Ольга, 28 летСын Макар, 4 года

Сынуля был непослушным с детства, но лет до 2 все ограничивалось отказами от супа и нежеланием убирать игрушки, по себе помню, что это нормально. А когда мы отдали его в садик, началось что-то невообразимое. Крики и истерики по утрам, воспитатели постоянно жаловались, что он не ходит играть, обижает других детей, совсем не ест. Мы тогда не на шутку перепугались и забрали Макара домой на несколько месяцев, я взяла отпуск, и мы с мужем по-очереди занимались дома, пытались понять, как преодолеть кризис. Конечно, сначала я ругалась, кричала, могла шлепнуть его, но вой становился только громче, и тогда мы решили действовать двумя способами — договор и игнорирование

Не обращать внимание на истерики получилось, Макар стал спокойнее, когда понял, что ничего не добьется таким способом, он сам стал идти на компромисс. В итоге через три месяца мы спокойно вернулись в садик, а к 4 годам даже капризы для нас стали редкостью

Почему ребенок стал капризным?

Так называемый кризис  двух лет – это не отклонение от нормы, а вполне закономерный процесс взросления малышей, когда они постепенно начинают осознавать свою индивидуальность и на этом фоне пытаются понять границы дозволенного. Их поведение кардинально меняется: капризы становятся не исключением, а привычкой; истерики могут начинаться внезапно и в самый неподходящий момент; любая родительская просьба бывает встречена негативом.

Данный период, который, к слову, может длиться до 3 лет, для большинства родителей становится настоящим кошмаром. Началом драмы может послужить все что угодно: от понравившейся в магазине игрушки до развязавшегося шнурка на ботинке.

В этом возрасте многие детки еще не умеют полно и развернуто выражать словами свои эмоции, и единственным вариантом для них отстаивать свою волю являются капризы и упрямство. Война за чужую куклу может развернуться прямо в песочнице на глазах у изумленных зрителей. Мама не купила мороженое, вот и получай очередной шквал негативных эмоций. «Нет!», «не хочу!», «не буду!» — стандартный набор слов во время кризиса 2 лет для обозначения своей позиции, с которой родителям придется считаться.

Данный этап развития нужен для совершения предстоящего большого скачка в развитии. Как только малыш наиграется в «своеволие» и поймет с подачи взрослых, что его мнение – это не пустой звук, кризис 2 лет пройдет, у ребенка наступит период спокойного и мирного познания окружающего мира.

Как бороться с истериками?

Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:

  1. Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
  2. Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
  3. Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.

Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как реагировать на ночные истерики у ребенка 2-х лет по мнению Комаровского?

Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание

Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой

Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если у ребенка приступ истерики?

Рекомендации для родителей

Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира

Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать

Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.

Как вести себя, если у ребенка истерика?

Родители морально должны быть готовыми к тому, что проявления негативизма со стороны любимого чада их будут поджидать не только дома. Истерика может случиться в общественном транспорте, в поликлинике, в магазине, в гостях, в песочнице, в зоопарке, в парикмахерской и т.д. И без того затруднительное положение отягощает факт наличия людей, которые так и норовят помочь словами «вот придет медсестра и сделает тебе укольчик» или «сейчас отдам тебя злому волку»…

Совет в данном случае один: не обращать внимания и принимать решение взвешенно.

Давайте попытаемся смоделировать несколько самых распространенных ситуаций во время кризиса 2х лет и найти из них разумный выход.

Капризы на игровой площадке

Часто кризис 2 лет проявляется у ребенка агрессией относительно к другим детям. Если в песочнице ваш малыш намеренно обижает других, обильно посыпает их песком, отбирает у них игрушки, при этом не делится своими, не стоит сразу же упрекать его в этом.

Что делать, если нарушителем спокойствия стал именно ваш малыш:

  1. Попросить прощения у пострадавшей стороны.
  2. Объяснить ребенку, что вам знакомы чувства, которые он испытывает в этот момент: «Я понимаю, тебе не дали поиграть чужой игрушкой и поэтому ты злишься».
  3. Уверить свое чадо в том, что вы любите его даже таким, но «обижать других деток нельзя».
  4. Не отнимать у нарушителя игрушку, а предложить обмен: «Давай вместе попросим у Сережи ведерко, а взамен отдадим ему машинку». На такие условия соглашается большинство малышей, и конфликт удается мирно урегулировать.

Если же «драка» не прекращается и ребенок не соглашается на предлагаемые ему условия, площадку лучше покинуть и уже в другом месте в спокойно обстановке объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо». Бесполезно твердить малышу, что он должен со всеми делиться своими игрушками. Ведь если по справедливости — никому и ничего он не должен

Просто все мы иногда злимся, но важно научиться справляться со своим состоянием, чтобы не сделать больно окружающим

Капризы в магазине

Малыши двух лет упорно отказываются понимать, почему же мама покупает вместо шоколадок овощи, вместо конфет творог, а вместо мороженого упаковку яиц. Истерика не за горами, если к тому же присутствует переутомление, голод или простое желание вернуться домой к любимой игрушке

В этот момент важно опередить эмоции малыша и попытаться переключить его внимание:

  1. Взять на руки и предложить ему игрушку, прихваченную с собой из дома.
  2. Указать на яркую картину или витрину.
  3. Подключить фантазию и поиграть в прятки, приговаривая: «И где это мой Ванечка потерялся?»
  4. Предложить купить продукты с условием, что малыш обязательно поможет маме приготовить вкусный обед.

После происшествия уже дома мама сама должна объяснить ребенку причину его поведения: разговор тет-а-тет очень помогает донести до малыша природу его эмоций, ведь сам он еще не способен понять, что с ним происходит. Кризис 2 лет сложнее протекает у детей, в семьях которых папа и мама имеют разные мнения относительно дозволенности. К примеру, папа разрешает все то, что запрещает делать мама.

Не стоит идти на поводу у юного бунтаря

Бывает так, что родители двухлетки могут быть чуткими, но не слишком строго соблюдают ими же установленные правила. Такому родителю кажется, что если он будет «хорошим» — заботливым, понимающим, спокойным, отзывчивым, то и жизнь с непростым карапузом станет легче. Они постоянно идут на уступки малышу, быстро сдаются под натиском детских капризов.

К сожалению, такое воспитание приводит к одному: дети растут беспомощными и зависимыми, а в результате более настырными и требовательными.

Иногда родительское терпение заканчивается, и те начинают сердиться: они исчерпали все возможности, шли на бесконечные уступки, чтобы он стал «лучше», а он не стал. И родители начинают кричать: что бы он ни делал — все вызывает раздражение. Некоторые родители замыкаются и отдаляются от ребенка, стараясь держать определенную эмоциональную дистанцию. Но результат все тот же: малыш чувствует отверженность и одиночество, еще больше укрепляясь в своих страхах и страданиях, поэтому он становится еще более «липким», капризным и назойливым.

Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на .

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться . Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» . Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Кризис 2-3х лет

Кризис 2-3х лет самый известный родителям период детства. Считается, что в этом возрасте дети должны быть упрямыми, капризными, своевольными. Родители не всегда понимают, что они могут с этим сделать и поэтому, зачастую, просто ждут, когда ребенок вырастет и «поумнеет». Такая тактика часто не работает, так как яркие негативные эмоции ребенка могут нарастать, и жизнь взрослых становится невыносимой. Тогда родители обращаются к психологу за советом.

Случай из практики.

Мама и дочка 4х лет, живут с бабушкой. Мама много работает, девочка под присмотром бабушки. Мама обратилась с ребенком к психологу, так как ситуация дома накалилась до предела. Бабушка не справлялась с ребенком, исполняла все её капризы, а когда приходила мама, ребенок постоянно закатывал истерики, пытаясь получить то, что ей хотелось. Ситуация вышла из-под контроля взрослых, мама чувствовала свою беспомощность в сложившейся ситуации. Психолог вел работу с мамой и ребенком параллельно. Девочку с помощью игровой терапии специалист обучал пониманию личностных, временных и поведенческих «границ». Маме психолог помог понять причины поведения ребенка, способствовал формированию новых способов взаимодействия с ребенком, с учетом затянувшегося кризиса 3х лет. Потребовалось немало времени и усилий мамы и специалиста, чтобы получить положительный результат. В итоге обстановка дома улучшилась, ребенок стал спокойнее, отношения в семье стали более гармоничными.

Свобода выбора

Ребенок, как и любой человек, должен иметь право делать свой выбор. В кризисный период, в 2-3 года, у малыша начинают формироваться волевые качества, для нормального становления которых ему необходимо осознавать и понимать свою самостоятельность в моменты, когда он принимает решение сам. Если отказывать ребенку в возможности выбора, можно нарушить развитие целеустремленной и уверенной в себе личности.
Но полная свобода, предоставляемая двухлетнему ребенку, тоже не является наилучшим выходом. Идеальным вариантом будет предоставление малышу свободы выбора при помощи вопросов с уловками. К примеру, можно дать ему выбрать, на какую площадку идти гулять, какую сейчас взять с собой лопатку: маленькую или побольше.
Какие еще имеются особенности кризиса двухлетнего возраста?

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.