«путь христа»: где в россии находится «дорога скорби»

Крестный путь Иисуса Христа

О крестном пути и страданиях Христа рассказывает каждый их четырех Евангелистов

В Претории с Христа срывают багряницу и облекают в его одежды. Спаситель берет свой крест, начинается крестный путь

За Христом шло «великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о нем»(Лк. 23:27). Также вели осужденных на смерть двух разбойников. 

Приведя на Голгофу, приговоренным к казни давали пить вино, смешанное со смирной (смолой), но Иисус его не принял.

После распятия римские солдаты делили одежду Христа, бросали жребий, кому достанется хитон. А рядом «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 15:25)

 Кто помогал Спасителю нести Крест 

О том, кто помогал Иисусу Христу, рассказывает евангелист Лука:

Киринея — город в Ливии.Этот эпизод имеет большое символическое значение. Так, Господу служит не израильтянин, а чужой по рождению человек. Таинство ветхозаветных жертвоприношений больше не действует, Крест Христов предназначен всему миру, всем народам. 

История обители

Как давно на территории современной обители, расположенной в Лискинском районе Воронежской области, жили монахи — неизвестно. Рисунки в катакомбах внутри горы по начертанию схожи с рисунками первых христиан в римских катакомбах. Предание гласит, что монастырь основали греки-схимонахи Иоасаф и Ксенофонт, которые приехали с Сицилии, привезли чудотворную икону Богородицы и начали жить в местных пещерах, обустроив скит.

Развитие обители началоcь в XVII веке, когда сюда из-за Днепра, вытесненные поляками, переселились казаки атамана Ивана Дзиньковского. С ними приехали и монахи, которые и занялись обустройством обители. В 1653 году были выстроены кельи для монахов, деревянные стены и первый храм. В это время здесь подвизалось 15 монахов во главе с настоятелем Гурием. В 1658 году монахи построили пещерный храм в честь Предтечи Господня — Иоанна. Правительство России выделило обители содержание и прикрепило к монастырю мельницу и покосы. Так на Дону появилась первая пещерная обитель.

В XVII веке в обители были две «брусчатые» церкви. Одна — во имя Святого Николая-Угодника, вторая — во имя Успения Божьей Матери. Но духовная жизнь монастыря вращалась вокруг пещерного храма Предтечи; в 1693 году его перестроили и заново освятили. Одновременно обустройство храма шло и в горе вокруг него, где расширялись и углублялись галереи.

В какой стране находится гора

Строго говоря, Голгофа — не гора, а холм в Израиле, в городе Иерусалиме. Но духовная высота для всякого христианина, поднимающегося на этот холм, несоизмерима ни с какой другой высотой в этом мире. Ведь именно на Голгофе, согласно Евангелию (МФ. 27:33-38, Ин 19: 17-18) был распят Спаситель.

Иконография: Распятие Датировки: XVIII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 25,9 см Икона с неглубоким ковчегом. Композиция многофигурная. В центре на восьмиконечном кресте, плавно изогнутая фигура распятого Христа. По сторонам расположены предстоящие. За фигурами предстоящих блекло-зеленая городская стена. Над крестом два плачущих ангела. Лики: светло-коричневое вохрение с высветлениями по оливковому санкирю. Цвета одежд красновато-коричневые, зеленые, синие. Надписи, фон, нимбы, разделка доспехов воинов: позолота. Инв. № КХМ КП 3389 ДРИ 50. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

По преданию распятие Иисуса Христа

совершилось на том самом месте, где в древности был погребенпервый человек Адам.Раннехристианские авторы , напримерИероним Блаженный , писали, чтокровь Христа , стекающая с креста, через трещину в скале достигла главы и костей праотца Адама, омыла их, тем самым очистив.

Интересный факт

Именно поэтому в основании Распятия в храмах можно видеть человеческий череп — это Адамова глава.

Значение слова

Само слово «голгофа» (греч. Γολγοθάς) происходит от арамейского gûlgaltâ

(«череп»). Возможно, такие ассоциации в древности вызывала форма горы. Существует версия, что когда-то на этом месте обезглавливали преступников, тогда слово Голгофа означает Лобное место.

Завершение Крестного пути. Храм Гроба Господнего.

Как я уже сказал, остальные пять остановок расположены в Храме Гроба Господнего. Они не пронумерованы, так как в этом нет нужды. Они известны всем.

Десятая остановка — место «Снятия одежд». это часть здания церкви, которая лучше видна снаружи. Это небольшая пристройка над тем местом, где когда-то заканчивалась Голгофа. Туда ведет широкая каменная лестница справа от главного входа.

«И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там» (Мф. 27:33-36)

Две следующие остановки являются приделами единой капеллы Голгофы, куда нужно подниматься по крутой лестнице уже внутри здания.

Одиннадцатая остановка — это место «Прибивания к Кресту». Сейчас это небольшое владение францисканцев, которое оформил в ХХ в. блестящий Антонио Берлуцци.

«и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:37-42)

Двенадцатая — придел «Распятия», принадлежащий Греческой церкви.

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.» (Мф. 27:45-50,54)

Тринадцатая — камень Миропомазания, что находится напротив главного входа. Латинское название этой остановки — «Пьета», Оплакивание.

«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.» (Ин. 19:38)

Четырнадцатая остановка — это часовня Гроба Господня.

«И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.» (Мф. 27:59-61)

Если католики считают, что Судные врата были на месте у Эфиопского монастыря, а православные, что эти врата, расположены в Александровском подворье, протестанты думают, что Судными вратами были Дамасские врата.

Значение Голгофы в православии

Голгофа относится к незыблемым символам христианства, но часто, данное слово используется как термин, и его истинное значение зависит от контекста, в котором оно употребляется. В данной статье мы рассмотрим разные вариации значений данного слова, начиная от христианского символизма и заканчивая фактическим, географическим расположением.

Наша религия полна символов, сюжетов, образов, при помощи которых можно понять саму суть христианства

Начиная от библии и заканчивая традиционной символикой в убранстве храма, мы видим множество символов, которые акцентируют наше внимание на той или иной мысли. Несомненно, это часть богатой культуры, что почитается множество веков и несет в себе самые сокровенные и весомые посылы

В христианском понимании Голгофа тесно переплетена с распятием. Все мы знаем о библейском повествовании, о распятии Христа и его смиреной жертве, которой он искупил грехи всего человечества. Этот символ часто встречается в храмах, и полностью повторяет библейский сюжет.

Многие верующие хранят малые Голгофы в собственных жилищах, где они занимают почетное место на домашнем алтаре. Визуально Голгофа в христианском понимании выглядит как художественная инсталляция распятия Спасителя. Проще говоря, это фигурка, на которой изображается Иисус на кресте

Бесспорно, это один из сильнейших христианских символов, который акцентирует наше внимание на жертве Спасителя за грехи человечества, на его самоотдаче, уверенности в своей вере

Еще одним из символов, которые обязательно присутствуют на христианской Голгофе, это череп и кости внизу фигурки. Глобальный посыл этого символа заключается месте захоронения Адама. Предание гласит, что у подножия Голгофы захоронены останки Адама, а распятый на горе Христос, символически искупает первородный грех человека.

В качестве материала для изготовления малой Голгофы используется древесина ценных пород или фанера. Голгофы резные занимают почетные места в алтарях храмов, а так же в домах православных христиан.

Географическое и историческое значение термина «Голгофа».

В переводе с иврита, Голгофа означает «лобное место». Говоря иначе – место казни людей. Здесь термин приобретает еще одну сильную символическую линию, которая, несомненно, связана с христианством – это символика окончания земной жизни человека.

Если говорить о географическом расположении Голгофы, то в современное время там находится Храм Гроба Господня. Во времена библейских событий, Голгофа находилась за чертой города. В наши дни Иерусалим существенно возрос в размерах, и данная территория уже находится внутри города, с так называемом старом квартале.

Еще одно понимание слова Голгофа

Не многие из нас слышали католическое выражение: «каждый взойдет на Голгофу», которое широко распространено в странах Европы. Но у нас есть свое выражение, которое отображает подобный подтекст, и хорошо нам знакомо: «каждый несет свой крест». Смысловая нагрузка у обоих выражений одинакова, и олицетворяет собой жизненный путь каждого из нас.

Мы занимаемся изготовлением различных типов Голгоф для храмов, вы можете заказать такие голгофы у нас на сайте.

Современное использование

Станция 5: Симон Киренский помогает Иисусу нести Крест, шествие Страстной пятницы 2011 г. в Ульме , Германия.

В Римско-католической церкви богослужение может проводиться лично верующими, переходя от одной станции к другой и произнося молитвы, или же совершая богослужение, переходя от креста к кресту, в то время как верные отвечают. Сами станции должны состоять, по крайней мере, из четырнадцати деревянных крестов — одних изображений недостаточно — и они должны быть благословлены кем-то, кто имеет право устанавливать станции.

Папа Иоанн Павел II возглавил ежегодную публичную молитву Крестных станций в Римском Колизее в Страстную пятницу. Первоначально папа сам переносил крест от станции к станции, но в последние годы его жизни, когда возраст и немощь ограничивали его силы, Иоанн Павел председательствовал на праздновании со сцены на Палатинском холме , в то время как другие несли крест. Всего за несколько дней до своей смерти в 2005 году Папа Иоанн Павел II наблюдал Крестные станции из своей частной часовни. Каждый год разные люди приглашаются для написания текстов для медитаций для станций. Среди бывших композиторов папской станции есть несколько некатоликов. Папа сам написал тексты к Великому юбилею в 2000 году и использовал традиционные станции.

Празднование Крестных станций особенно распространено по пятницам Великого поста, особенно в Страстную пятницу. Общинные торжества обычно сопровождаются различными песнями и молитвами. Особенно часто в качестве музыкального сопровождения используется Stabat Mater . В конце каждой станции иногда поется Adoramus Te . Аллилуиа также поется, кроме Великого поста.

По своей структуре фильм Мела Гибсона « Страсти Христовы » 2004 года следует за крестными станциями. Пятнадцатая и последняя станция, Воскресение, не изображена на видном месте (по сравнению с другими четырнадцатью), но она подразумевается, поскольку последний снимок перед титрами — это воскресший Иисус, который собирается покинуть гробницу.

Норильская Голгофа

Очень часто термин «Голгофа» используется для характеристики мест, где человека подвергают нечеловеческим пыткам или кидают в совершенно непригодные для жизни условия. В истории СССР существует достаточно неприятная страничка, повествующая о каторжной работе арестантов в местах лишения свободы системы ГУЛАГ. «Норильская Голгофа» — это выдуманное название исправительного комбината, находящегося на севере современной России, за полярным кругом. Место интересно тем, что его строительство происходило стремительно, а что самое главное — руками тех самых арестантов, которые там отбывали наказание. Особая смертность людей обуславливалась тем фактом, что заключённые работали день и ночь ради наращивания нормы выработки. Этот факт обуславливает дурную славу Норильского горнодобывающего комбината как одного из самых ужасных мест заключения системы НКВД.

Современный вид крестного пути

«Виа Долороза» — так переводится крестный путь, дословно
«путь страданий». Он пролегает через Львиные ворота, которые ведут из города на
Голгофу. Название свое они получили от львов, изображенных на барельефе. Ворота
велел построить султан Сулейман Великолепный. Другое их название – ворота
святого Стефана. По преданию мученик был побит камнями около этого места.

Крестный путь содержит четырнадцать стояний. Это – остановки, на которых верующие молятся.

Вот эти стояния:

  1. Первое – Христа осудили на смерть у Пилата.
  2. Второе. Возложение креста.
  3. Первое падение Христа под тяжестью перекладины.
  4. Встреча Спасителя с Богородицей.
  5. Симон Кириниянин помогает нести перекладину.
  6. Святая Вероника отирает Его лицо платом.
  7. Второе падение Спасителя.
  8. Обращение к плачущим женщинам.
  9. Третье падение Христа.
  10. Срывание одежд со Христа воинами.
  11. Пригвождение ко кресту.
  12. Смерть на кресте Христа.
  13. Снятие со креста.
  14. Погребение тела Христа.

Шествие по крестному пути обычно совершается в Страстную пятницу.

Первая остановка – где Пилат осудил на смерть Христа. Это находилось в крепости Антония. Крытый путь с арками вел от Иерусалимского храма в преторию. На одной из арок есть надпись – «Се Человек». Лифостротон – каменный помост, где осудили Христа.

На третьей и четвертой остановке находятся армянские храмы, они католические. На пятой остановке находится Францисканская капелла. На шестой остановке, на месте дома святой Вероники был выстроен монастырь в шестом веке. Сейчас там – часовня в честь младших сестер Спасителя. Алтарь ее находится как раз на месте дома Вероники.

На седьмой остановке находится коптская церковь. На следующей остановке – круглый камень с надписью «Ника». Последняя остановка в городе – Судные врата. Через них Христос вышел на Голгофу. Их нашли во время раскопок в девятнадцатом веке, руководил которыми о. Антонин Капустин, а финансово поддерживал их князь Сергей Александрович. На воротах находится калитка, называемая «Игольными ушками», про которую говорит Христос в Евангелии. Это настолько низкая калитка, что человек может войти в нее только в согнутом положении. Последние пять остановок находятся уже в храме Гроба Господня.

Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу

Евангельское повествование

То, как состоялась смертная казнь Бога-Сына, описывается во всех четырех Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В общих чертах, рассматриваемый эпизод жизни Иисуса, описанный каждым евангелистом, имеет много общего с другими. Апостолы заносили в собственные Евангелия то, что видели сами. Стараясь не обманываться в процессе написания, каждый старался точно передать событийную линию распятия Христа.

Некоторые делали упор на частичное описание момента. Так, например, Матфей представляет для читателя информацию, согласно которой Иисуса привели на Голгофу и предложили ему испить уксуса.

Он согласился и более не требовал воды для себя. Тем временем, стражники приступили к дележу одежды посредством жребия. Упоминается табличка, которая считается подтверждением Предназначения Христа. По словам Матфея, на ней было начертано «Иисус, Царь Иудейский».

Упоминаются два разбойника, что были распяты по разные стороны Спасителя. Сам фрагмент достаточно скуден и у других евангелистов можно найти больше удивительных фактов из рассматриваемого события.

Марк сообщает несколько иные данные. По его утверждению после того, как Иисуса привели на Голгофу, Ему предложили испить не уксуса, а вина со смирной. В прошлом, этот напиток считался слабым обезболивающим. Его предлагали каждому осужденному. Но Христос отказался от него.

В распятом виде он висел рядом с другими преступниками. Так сбылось пророчество, гласившее, что Спасителя причтут к злодеям. Мимо проходящие люди злословили на его счет. Они спрашивали, почему тот, кто других спасает, не может спасти Себя? На что Бог-Сын молчал и стойко переносил свои муки. В этом описании чуть больше информации, но даже здесь ее недостаточно, что в голове сложилась полная картина о событии.

От Луки можно узнать больше фактов

Им опускается момент принятия уксуса или вина, зато внимание концентрируется на мелочах, в которых больше иносказательного смысла, чем в описании событий. Начинается повествование евангелиста непосредственно с распятого состояния Христа

По правую и по левую сторону от него висят разбойники, которых осудили по заслугам. Над головой Спасителя висит табличка с надписью «Се есть Царь Иудейский». Примечательно, что автор указывает, что написано она на иудейском, греческом и римском языке. Но большее раскрытие получает разговор с разбойниками. Один, находясь в безвыходном положении, хулил Господа, измывался над Христом, другой осуждал его и искренне раскаялся в собственных прегрешениях. Сын Божий это увидел и позволил ему попасть в Небесное Царство после своей смерти.

Больше всех подробной информации дает Иоанн Богослов, так как был в тот момент на Голгофе и сподобился описать все, что видел до казни и во время нее. Подробно описывается сюжет составления таблички для Христа.

По сведениям, евангелиста, ее писал Понтий Пилат на греческом, римском и иудейском языке. Начертано было следующее «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Подобное возмутило первосвященников. Они потребовали изменения надписи, но прокуратор отказал им в этом. После того, как Иисуса распяли, солдаты стали делить

Его одежды, которые заблаговременно стянули с Него до водружения на крест. Проблему составил хитон, который был не сшитым, а цельным. Делить его решили в качестве жребия. В момент страданий Спасителя возле Христа обреталось три женщины, Матерь Его, сестра ее и Мария Магдалина.

Как следует из Евангелий, каждый автор дает свое видение событий и отдает внимание тем, которые важны в рамках христианского учения. При анализе каждого фрагмента, в совокупности с остальными, появляется шанс получить полную картину о том, как в действительности погибал Сын Божий на Голгофском кресте

Историческая справка

В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.

Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.

В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.

Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.

Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.

Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.

Современная Голгофа

Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.

Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.

Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы

Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.

Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.

Полезные советы

  1. Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
  2. Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
  3. Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
  4. Будьте готовы к огромной очереди.
  5. Священники разрешают делать фото горы Голгофы.

Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.

Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Страдания на Кресте

Позорная казнь через распятие предполагала, что осужденный на смерть самолично несет крест к месту распятия. Та же участь ожидала и Иисуса, но к этому моменту Он уже настолько ослаб от предыдущих избиений и издевательств, что практически не мог идти.

Интересно! Поскольку следом за Христом на Голгофу поднималось много народа, солдаты переложили обязанность нести крест на некого Симона Киринеянина.

Вместе с Господом на Голгофу восходили два разбойника, которые были распяты по обе стороны от Него. Впоследствии один из них станет первым человеком, попавшим в рай. А другой так и останется осужденным на вечную смерть. Разница между ними двумя лишь в том, что благоразумный разбойник в последние минуты своей жизни разглядел в Христе что-то, что перевернуло его душу. Он покаялся, и в тот же момент получил обетование от Господа в тот же день попасть в рай.


В последние часы своей земной жизни Христос прощает раскаявшегося разбойника

Само распятие можно с уверенностью назвать одним из самых страшных и изощренных способов смертной казни, придуманных человечеством. Когда Христа положили на крест, солдаты пригвоздили Его ладони. При этом гвоздь пробивает нерв, что вызывает нестерпимую боль.

Ноги Господа были также прибиты к кресту, после чего его поставили вертикально. При этом вес всего тела приходился на пробитые ладони. Натяжение рук приводило к тому, что грудная клетка сдавливалась, и вздохнуть было невозможно. Чтобы дышать, необходимо было опереться на ноги и приподнять туловище. Человек, висящий на кресте, был вынужден постоянно двигаться вверх и вниз, чтобы дышать. При этом болевые ощущения были на грани шока.

Такие мучения продолжались несколько часов, и в это время случилось внезапное затемнение. Солнце померкло, и наступила тьма. Даже сама природа отказывалась принимать происходящее.

Помимо физических страшных мук, не оставляли Христа и издевательства. Солдаты и зеваки кричали Ему, что если Он действительно Сын Божиий, то пусть покажет силу, спасет Сам Себя, а заодно и двух других разбойников. Солдаты в это время делили снятую с Него одежду, о чем еще в Ветхом Завете мы видели пророчество у царя Давида.

Наконец, физические силы стали окончательно покидать Спасителя. Он возгласил громким голосом «Свершилось!», и что Дух Его готов отойти к Отцу Небесному. По традиции, солдаты часто приходили, чтобы перебить голени распятым, дабы те быстрее умерли. Поскольку Христа распяли прямо перед празднованием еврейской Пасхи, солдаты не могли допустить, чтобы распятые оставались висеть на всеобщем обозрении. Поэтому они пришли и перебили голени у двух разбойников. Подойдя же ко Христу, они увидели, что Он уже умер, чему немало удивились. Для верности один из стражников пронзил бок Спасителя копьем, и из раны истекла кровь и вода.

Полезно знать

Лучшее время для посещения

Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.

Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель. Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой

Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра

Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.

К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.

С гидом или самостоятельно?

Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:

  • Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
  • Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
  • Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
  • Вы сэкономите на экскурсионных расходах.

Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:

  • Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
  • Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
  • Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
  • Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.

Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.

В храме Гроба Господня

Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.

Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей

Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон

Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен

Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.

Зачем были нужны страдания Христа

Одним из краеугольных вопросов христианства является вопрос о том, зачем нужно было Христу переживать все то, что произошло. Почему для спасения человечества было недостаточно просто простить грехи, зачем их нужно было омывать кровью Богочеловека? Это непростой богословский вопрос.


Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Смертность и страдания изначально отсутствовали в природе человека, созданного Богом. Они стали результатом познания греха. Грех — это то, что разобщает человека с Господом, разъединяет Творца и творимое. И Христос, пройдя свой Крестный путь, сумел соединить то, что было нарушено в результате греха. Теперь такая возможность есть у каждого, кто выбирает путь христианина.

В страданиях Христа мы видим невозможное: бессмертный по своей божественной природе, но смертный по человеческой, Спаситель добровольно идет на мучения, чтобы своим божеством победить смерть. Не пройдя подобных испытаний, не измерив до самого дна всю имеющуюся в Нем человечность, Христос бы не смог воссоединить разрушенную связь между Богом и человеком.

Кроме того, Христовы страдания — это пример огромного смирения. Он принял все то зло, которое ему приготовило и преподнесло человечество, принял безропотно и добровольно. Он вместил в себя все имеющееся зло, чтобы каждый христианин мог почувствовать себя свободным от него. От нас только необходимо желание и стремление идти путем Христа, и нести собственный Крест.

О страданиях Иисуса Христа. Протоиерей Владимир Головин