Оглавление
- Молодые родители: отношения между детьми
- Как научить малыша есть ложкой?
- Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей
- Когда пора пить из чашки?
- В каком возрасте ребенок начинает самостоятельно есть ложкой
- Типичные ошибки родителей
- Подготовка к обучению
- Что делаеть, когда малыш отказывается есть самостоятельно?
- Какой должна быть детская ложечка?
- Игровой процесс
- Полезные рекомендации для родителей
- Основные правила и нюансы процесса
Молодые родители: отношения между детьми
Если у вас есть старшие дети, вы можете заметить, что по мере взросления малыша их отношение к нему меняется. Как мы объясняли ранее в статье, для малыша в центре всего находится он сам, поэтому порой его поведение может злить старших детей
Например, малыш может нарушать их личное пространство, брать их вещи и закатывать истерику, когда они пытаются забрать их обратно.
При этом, когда малыш получает больше вашего внимания, старшие дети могут ревновать.
Старший ребенок (в зависимости от возраста) может начать плохо себя вести, чтобы снова выйти на передний план.
Соперничество между детьми уменьшается по мере того, как младший подрастает и ему нужно меньше вашего внимания.
А пока попробуйте проводить время индивидуально с каждым ребенком. Если ваш партнер, кто-то из домашних или няня могут присмотреть за одним ребенком, уделите время другому и займитесь с ним чем-то, что ему в радость.
Как научить малыша есть ложкой?
Перед тем как приступить к знакомству малыша до года с ложкой, необходимо заранее подобрать для него правильный столовый прибор. Основными требованиями является то, что ложка не должна быть слишком глубокой, она должна быть удобной и по возможности прорезиненной. В таком случае она не будет ранить нежную кожу малыша во время принятия пищи. Но ее недостаток в том, что она подойдет только для введения прикорма. Самостоятельно есть из нее ребенку будет неудобно.
Анатомическая ложка специально разработана для маленьких деток, которые только приступают к знакомству с процессом приема пищи. Есть такой ложкой очень удобно. Она легко зачерпывает пищу, ее удобно брать маленькой ручкой. Но есть существенный минус у этого предмета. После нее карапузу будет довольно сложно взять в руки обычную ложку.
Чайная ложка издавна используется для кормления малышей. Благодаря тому, что она компактная, ее также удобно брать в ладошку и кушать самостоятельно. Именно поэтому она идеально подходит для того, чтобы научить ребенка правильно использовать этот столовый прибор во время принятия пищи. Для детей первого года жизни можно использовать пластмассовую ложечку, подобрав ее по своему усмотрению. Для деток второго года жизни уже можно приобрести обычную железную ложку, которая будет максимально похожа на взрослый аналог.
Ложкой обзавелись! Что делать дальше:
Во-первых, во время кормления ребенка, необходимо наблюдать за ним. Если видно, что его начинает интересовать ложка, и он тянется к ней, хочет что-то сделать, сразу отдайте ее ему в руку
Это необходимо даже если малышу нет еще и года, и кроме как запачкаться у него больше ничего не получится.
Во-вторых, нужно сразу дать понять, что процесс принятия пищи — это очень важное дело. Кормить правильнее всего именно на кухне, в полной тишине
Не стоит приучать ребеночка смотреть мультики или развлекательные программы во время трапезы. Лучше всего, если он будет кушать вместе с семьей. Таким образом, малыш правильно будет воспринимать процесс принятия пищи и его будет проще научить кушать самостоятельно.
В-третьих, никогда не торопите ребенка. Ведь для него процесс принятия пищи — это своего рода игра, возможность пообщаться с мамой и просто получить удовольствие (у нас есть прекрасная статья о значении игр в жизни ребенка). Даже если кажется, что этот процесс затянулся, не стоит нервничать и начинать самостоятельно кормить малыша. Таким образом, еще долго не получится научить его есть правильно и аккуратно. Эффективнее будет время от времени подбадривать ребенка и хвалить его, когда у него все получается. И тогда он быстрее научится сам держать ложку и есть самостоятельно.
В-четвертых, не стоит забывать об индивидуальности каждого ребенка. Ведь все дети развиваются по-разному. Кому-то еще нет и года, а он уже умеет есть самостоятельно. Но в то же время другой малыш может овладеть ложкой только лишь к полутора годам. А случается и так, что дети до двух-трех лет желают, чтобы их кормили родители, не хотят брать ложку и кушать сами. Не стоит сильно переживать из-за того, что ваш наследник не такой как все. В свое время и он начнет есть сам и держать правильно ложку или вилку.
В-пятых, если видно, что ребенок требует помощи, никогда не нужно ему в этом отказывать. Если у него что-то не выходит, стоит показать, как правильно это делается на собственном примере или же своей рукой направить ложку в его ручке к нему в ротик.
Также стоит постоянно тренироваться, например, играя в песочнице. Тот ребенок, который хорошо владеет лопаткой, быстрее научиться держать ложку и кушать аккуратно. Ведь эти процессы схожи, особенно когда малыш фантазирует и пытается накормить своего мишку или папу с мамой воображаемой едой.
Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей
Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.
Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор — «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».
Большую роль играет выбор ложки.
Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.
Использование ложки — огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.
Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть — естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.
Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.
Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.
Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.
Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.
Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.
Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.
Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.
Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) — 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.
Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.
Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку
Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).
Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.
Данные рекомендации нельзя назвать абсолютными. В каждой ситуации мама должна ориентироваться на своего ребенка, а советы специалистов могут стать хорошей основой для успешного результата.
Когда пора пить из чашки?
Одни дети могут освоить это умение уже в 6–8 месяцев, другие и после года не расстаются с бутылочкой и наотрез отказываются пить из чашки. Здесь дело не в развитии, а в привычке.
Как помочь?
Странно требовать от годовалого малыша пить из чашки, если он никогда не видел этот предмет и привык пить через соску или из поильника. Чем раньше вы начнете его учить, тем раньше он освоит этот навык. Оптимально начинать приучение к чашке в возрасте 6 месяцев. Сначала учим пить с ложечки, а после переходим к чашке.
Как правило, дети, которые пьют из бутылочек, позже начинают пить из чашки просто потому, что им это привычнее, а родителям — удобнее.
В каком возрасте ребенок начинает самостоятельно есть ложкой
Ответ краткий – в котором родители доверят ему быть самостоятельным.
И более подробно. Месяцев в 10–12 ребенок пытается управлять ложкой, повторять движения матери, не исключены попадания в рот. Сам же ребенок начинает есть не раньше 1 года и 2 месяцев, только к этому возрасту мелкая моторика развивается до того уровня, когда малыш способен осмысленно управлять достаточно сложными движениями. В норме ребенок должен есть самостоятельно к полутора годам, но обычно у слишком заботливых и трепетных мам дети начинают есть сами не ранее двух лет, и наоборот, дети, вынужденные пойти в детский сад после года, осваивают этот навык очень рано.
Типичные ошибки родителей
«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», – делится Евгений Олегович.
Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.
Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:
Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу – научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
Нерегулярность обучающего процесса
Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.
Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.
Подготовка к обучению
Когда малыш видит ложку в руках у мамы, его естественное желание – изучить новый для него предмет. Но даже взяв ложку, дитя не станет сразу же кушать самостоятельно. В шесть месяцев кроха только лишь начинает изучать окружающие его предметы. Попробовать ложечку на вкус, бросить на пол и послушать, как она звенит, постучать по столу, тарелке – вот и весь предел «изысканий» карапуза.
Прежде чем начать приучать малыша к самостоятельности за столом, родителям следует уяснить несколько правил, которые касаются именно их – родителей
Серьёзный настрой взрослых даст понять малышу, насколько важно для мамы и папы его умение пользоваться ложкой:
- не стоит разрешать ребёнку есть кашу руками. Необходимо раз и навсегда приучить его к мысли, что еда это не игра. Тогда карапуз быстрее усвоит правило: еду из тарелки надо кушать ложкой;
- медлить с обучением не следует. В детский садик ребёнок должен идти, уже научившись кушать самостоятельно. Но и слишком рано начинать обучение также нет необходимости. Ребёнок будет просто не готов к процессу обучения, и родители только потратят время, силы и нервы;
- больше доверяйте вашему крохе. Если мама и папа будут поощрять малыша к самостоятельности и не станут слишком заботиться о размазанной по столу каше, то приучение к ложке будет приятным и лёгким и для них, и для него.
Все эти советы помогут родителям настроиться на терпеливое и правильное обучение своих чад самостоятельно принимать пищу.
Как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно
Чтобы ребёнку было интересно обучаться, необходимо настроить его на определённый ритуал.
- Первое, что необходимо сделать – приучить ребёнка кушать в спокойной обстановке. Ничто не должно отвлекать малыша. Никаких игрушек за столом, включенного телевизора, лишних предметов и «вкусной» еды.
- Желательно, чтобы малыш привык кушать всегда в одно и то же время.
- Подготовьте кроху к трапезе. Наденьте ему слюнявчик или специальный передничек с кармашком.
- Покажите карапузу, как надо набирать кашу в ложку и отправлять её в рот, затем отдайте ложечку малышу и, придерживая его ручку своей рукой, помогите ему повторить процедуру.
- Чтобы маме не беспокоиться по поводу разбросанной по всей кухне каши, необходимо заранее морально подготовиться, что это – неизбежно. Если мама не хочет всякий раз после еды мыть пол, лучше застелить его клеёнкой.
- Будьте добры, терпеливы и внимательны. Позвольте ребёнку не торопясь изучить ложку. Не нервничайте, если кроха нечаянно замарался или уронил ложку на пол. Мамина реакция должна показать: это не страшно, ведь он ещё только учится.
- Чтобы во время затянувшейся трапезы вам не пришлось греть еду по нескольку раз, необходимо либо использовать специальную тарелочку с подогревом, либо приучать малыша кушать такие блюда, которые не требуют подогрева. Например, накормив его кашей, можно предложить попробовать самому поесть его любимое пюре из ягод.
- Прежде всего, стоит показать собственный пример. Приучите кроху сидеть рядом за столом во время семейных трапез. Устройте его удобней в стульчике для кормления или возьмите на руки. Пусть он видит, как кушают взрослые. Со временем он захочет подражать родителям.
- Мамы и папы должны помнить, что научиться держать ложку и доносить её до рта для малыша – большой труд. Родительская задача – помочь ему на первых порах и придерживать ложечку в его руке своей рукой, чтобы мышцы крохи привыкли к таким действиям.
- Необходимо поощрять детей, которые учатся кушать сами, и всякий раз их хвалить. В случае неуспеха, когда ложка падает или не попадает в ротик, следует подбадривать чадо и помогать ему;
- Лучше всего приучать детей к ложке, когда они проголодаются. В этом случае они обычно не воспринимают столовый прибор как игрушку.
- Маленькому ребёнку будет проще научиться владеть ложкой, если приучать его есть не слишком жидкую пищу. Овощное пюре и каша подойдут в этом случае лучше, чем суп.
Дополнительно к теме посмотрите видео, на котором опытная мама рассказывает о нюансах приучения крохи к самостоятельному пользованию столовыми приборами.
Привыкание ко всему новому – процесс для малюток не из лёгких. И потому им требуется время, чтобы научиться самостоятельности. Многое зависит от психологической готовности малыша, от терпения и любви родителей. Естественное и неторопливое обучение поможет крохе безболезненно привыкнуть кушать ложкой и получать от этого процесса удовольствие.
Что делаеть, когда малыш отказывается есть самостоятельно?
Конечно, если кроха проявляет интерес к процессу еды, то обучение проходит быстрее и легче. Но что делать, если ребенок не желает кушать самостоятельно? В первую очередь — запастись терпением. Если малыш даже не хочет брать в руки столовые предметы, то имеет смысл отложить начало обучения на 1–2 месяца.
Но в случаях, когда ребенок просто не хочет кушать сам, а лишь играет с ложкой и едой, попробуйте поступить следующим образом:
- выбирайте то время для обучения, когда у ребенка наибольший аппетит;
- предлагайте в этот момент его любимые блюда;
- садитесь рядом и начинайте есть;
- если малыш не делает попыток есть, швыряет столовые приборы и кричит, то возьмите его ручку с ложкой в свою, вместе зачерпните еду и поднесите ее ко рту, не забыв похвалить за проделанную работу. На начальных этапах помогайте ему таким способом 1-3 раза, а оставшейся едой докармливайте его самостоятельно. Со временем малыш привыкнет и начнет есть сам.
На самом деле научить ребенка есть самостоятельно с помощью ложки не так уж и сложно. Главное, выберите правильный момент, будьте терпеливы и спокойны и ваш малыш очень быстро порадует вас своим новым достижением.
Какой должна быть детская ложечка?
До двух лет стоит предлагать ребенку пластмассовую ложечку, поскольку она легкая и яркая.
Каким еще критериям должен отвечать столовый прибор:
- безопасность пластмассы (перед покупкой стоит удостовериться в наличии сертификата качества);
- удобство. За короткую и широкую рукоять крохе держаться проще, поскольку малыши обычно сильно сжимают ложку в руках;
- большой зачерпывающий элемент. Если он будет маленьким и узким, еда неизбежно упадет;
- привлекательный дизайн. Ребенку интереснее держать ложку, если она красивая.
При желании можно приобрести изделие со специальными изогнутыми ручками или с поворотным держателем. Справиться с такими приборами, предназначенными специально для обучения самостоятельному приему пищи, детям по-настоящему легко.
Правильной должна быть не только ложечка, но и тарелка. Идеальный вариант — пластиковое изделие на присосках. Когда ребенок с усилием тыкает в него столовыми приборами, такая тарелка не скользит по столешнице, а значит, еда не переворачивается.
Игровой процесс
Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик
Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно
Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.
(2
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Полезные рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей, которые помогут быстрее научить ребенка навыку:
- Нужно сажать малыша есть самостоятельно там, где всегда ест вся семья. Необходимо совершать прием пищи всем вместе. Это приобщит его к культуре питания семьи.
- У него должна быть своя личная тарелочка, из которой никто другой больше есть не будет. Нужно подарить ему тарелку с любимым сказочным или мультипликационным персонажем.
- Чаще нужно хвалить. Даже если самостоятельно у него что-то получается неидеально, всегда нужно поддерживать его теплыми и подбадривающими словами.
- Превращение обучения в игру. Шутливые и забавные методы быстрее научат ребенка есть и заодно его развеселят.
- Тренировка есть ежедневно. Малыш сможет добиться стойких результатов, соблюдая систематичность занятий.
- Позволить годовалому малышу самостоятельно выбрать, какой рукой ему удобнее есть. Для этого нужно положить с каждого боку тарелки по прибору.
- Когда малыш уже научился есть и освоил навык, нужно постараться накладывать ему порцию, которую он съест за один раз. Это даст ребенку ощущение, что он самостоятельно и полностью справился со своей задачей.
- Массаж ручки ребенка. Регулярный массаж развивает мелкую моторику.
- Не нужно начинать обучение в период, когда режутся зубки. В это время ребенок и так переживает сильный стресс. А лишние волнения ни к чему не приведут.
- Приобрести тарелочку с двойным дном. Это специальная тарелка, которая не позволяет еде остыть, так как в ее дно заливается горячая вода. Ведь пока малыш долго возится и пытается есть любимое пюре, содержимое его порции станет холодным.
Основные правила и нюансы процесса
Мало дать грудничку ложку и поставить перед ним тарелку с присоской (из нее проще зачерпывать пищу), когда ему исполнится 10-12 месяцев, придется немало постараться, чтобы чадо поняло, что от него требуется.
Вот основные правила организации процесса обучения:
Сначала нужно внимательно следить за карапузом. Проявление малейшего интереса к столовому прибору должно поощряться. Ложку малышу нужно давать по первому требованию. Даже если возраст еще не приблизился к оптимальному, а эксплуатация приспособления заканчивается лишь разведением грязи.
Выработка пищевых привычек начинается в детстве
Ребенок должен понимать всю важность приема пищи. Категорически запрещено приучать детей к поглощению еды под просмотр телевизора
Нужно довести до них, что трапеза осуществляется в одном и том же месте, в тишине и покое. Идеально, если за завтраками, обедами и ужинами собирается вся семья и у самого маленького ее члена есть возможность учиться у старших.
Малышей нельзя торопить. Если ребенок с первых месяцев жизни будет слышать, что ему нужно есть быстрее, атмосфера не будет способствовать обучению. Груднички могут находиться за столом столько, сколько им хочется.
Дети нуждаются в помощи. Даже если карапуз старается проявить самостоятельность, не стоит все пускать на самотек. Маме стоит отслеживать каждое движение грудничка, при необходимости приходить на помощь и подбадривать в случае неудач.
Поощрение игр в песочнице. Практика показывает, что ребята, отлично орудующие лопаткой, не испытывают проблем в процессе приучения к ложке. Подобные упражнения развивают нужную мускулатуру, формируют правильный захват предмета.
Предоставляем право выбора. Некоторые малыши быстрее приучаются к вилке, чем к ложке. Не стоит перечить ребенку, если он предпочитает именно этот инструмент. Конечно, и данное приспособление должно быть детским и безопасным.
Создаем эстетически приятную ситуацию. Детям проще учиться, если «уроки» подразумевают употребление красивых и вкусных блюд
Они не должны быть слишком жидкими и выливаться при любом неосторожном движении. Лучше всего начинать с каш и приготовленных из них десертов.
Перед тем, как научить ребенка есть ложкой, необходимо разобраться в особенностях подготовки рабочего места, организации процесса. Это позволит не переживать по поводу грязи и всецело сосредоточиться на специфике урока.
- Пол вокруг детского стульчика и стол застилаем клеенкой.
- К столешнице крепим тарелку на липучке, выкладываем в нее еду.
- На ребенка надеваем слюнявчик и чепчик, убираем волосы.
- Сначала нужно подать ребенку пример, зачерпнув немного каши из тарелки, поднеся ложку ко рту и проглотив еду. Можно даже похвалить себя, чтобы карапузу все стало еще понятнее.
- Передаем ложку ребенку, при необходимости помогаем крепко ее захватить ручкой. Первые разы можно даже помогать маленькому экспериментатору зачерпывать пищу и доносить ее до рта.
- Повторяем все по такому же плану, пока не появится нужный результат.
Ругать ребенка за испачканный стол, пол и одежду не нужно, но и смеяться над его первыми экспериментами не стоит. Он может принять все за игру и тогда начнет сознательно разливать еду, чтобы посмешить родителей.