Улыбка на лице спящего младенца: как это объяснить

Оглавление

Когда у малыша получается смеяться и смотреть на предмет?

Очень важно, чтобы малыш мог рассмотреть предмет, который может спровоцировать его улыбку или смех. Сразу после рождения он не видит объекты так, как их видят дети постарше и взрослые

Его зрение обладает дальнозоркостью, то есть четче он видит на расстоянии. Вещи или лица, которые приближены к его глазам, кажутся крохе размытыми и нечеткими.

Уже через 2-3 недели его зрительная активность приходит в норму. Но ребенок еще не может долго удерживать взгляд на конкретном предмете. Долго и внимательно смотреть на объект он начинает после того, как созревают его зрительные органы. Это происходит к 5- 6 месяцу.


Именно в этот период можно услышать громкий заразительный смех крохи.

Появление смеха – показатель нормального психического и эмоционального развития ребенка. Но не стоит отчаиваться, если малыш не смеется. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей и характера крохи – некоторые слишком серьезные, чтобы смеяться, другие скромные, поэтому лишь еле слышно хохочут.

Важное условие для появления смеха – наличие примера для подражания. Если мама или папа крохи часто и громко смеются, то скорей всего он тоже будет их копировать

При этом ребенок часто подражает тональности и особенностям смеха взрослых.

Что делать, если ребенок не улыбается? Как научить ребенка улыбаться?

Сверстники вашего крохи уже вовсю улыбаются, а ваш – нет, и естественно, что вы переживаете. Однако нормы для каждого малыша свои, и на появление улыбки влияет не только естественное физическое и психическое развитие, но и темперамент малыша.

Стремление к общению заложено в каждом человеке с рождения, и именно улыбка – начало начал и основа взаимодействия двух людей друг с другом. Носите кроху на руках, побольше разговаривайте, рассказывайте потешки и пойте песенки. Конечно, всё это нужно делать в подходящее время – если вы видите, что малыш внимательно смотрит по сторонам, гулит и пытается схватить что-то пальчиками, значит, именно сейчас стоит уделить ему побольше внимания. Ласковое и внимательное обращение творит чудеса, и очень скоро малыш порадует вас первой улыбкой!

Специально для lovingmama.ru

Первые улыбки

Улыбаться кроха может еще в роддоме – в первые 3-4 дня своей жизни. Чаще всего это происходит во сне. Такие улыбки доктора называют гримасами, возникающими в связи с сокращением лицевых мышц, то есть рефлекторными. Хотя, согласитесь, родителям и это приятно видеть.

Осознанно улыбнуться младенец может уже на 7-8 неделе, реже – к 10-12 неделе жизни, хотя иногда это происходит и гораздо раньше, но это скорее исключение, чем правило. К этому времени зрение новорожденного улучшается, он начинает различать лица, фокусировать взгляд, проявлять эмоции. Первые осознанные улыбки – это уже проявление радости по отношению к любимому крохой человеку – к маме. Чуть позже малыш может начать улыбаться тем, кого видит реже – сестрам, братьям, папе, бабушкам и дедушкам.

Чем агуканье отличается от гуления?

Под агуканьем принято понимать «речь» малыша, состоящую преимущественно из гласных. Кроха как будто распевает их — получается «а-а-а», «у-у-у» и т.д. Малыш может произносить такие звуки довольно долго, особенно если с ним кто-то разговаривает в этот момент.

Гуление отличается большей сложностью и включением согласных звуков (обычно это х, г, к). Появляется и сочетание гласных и согласных: агу, кы, кхы, гу.

Пик развития такой формы «речи» приходится примерно на третий месяц жизни. Произносимые в этот период звуки являются вполне осознанными — так малыши показывают свои эмоции и чувства близким людям.

Часто гуление сопровождается активной жестикуляцией и мимикой, надуванием пузырей и пусканием слюней. Звуки могут воспроизводится ребенком при виде кого-то из родных, в момент прослушивания музыки, рассматривании любимой игрушки, а иногда — спонтанно.

Следующий этап — лепетание, характеризуется тем, что ребенок начинает осваивать первые слоги и говорить «ма», «ба», «да» и прочее.

Если мама хочет, чтобы кроха начал агукать и гулить, как можно раньше, с первых дней жизни нужно разговаривать с младенцем. Самый простой способ — звуковое сопровождение всех действий, включая одевание, купание и прочее.

Намеренное искажение произношения и сюсюканье при общении с ребенком лучше сразу исключить — речь должна быть разборчивой, четкой, но спокойной и негромкой.

Можно ли ускорить процесс

Можно помочь ребенку начать улыбаться быстрее. Для этого рекомендуется больше времени посвящать ему: разговаривать с ним, демонстрировать свою улыбку, играть. Все это – новая информация для мозга, развивающая его.  Чем лучше развит мозг, тем скорее улыбнется грудничок.

Рекомендуются также игры в «зеркало» (как в них играть, описано выше). Они очень полезны – во-первых, закладывают базу для дальнейшего освоения речи (это первый этап – карапуз учится что-то делать, чтобы получить ответ извне), во-вторых, развивают эмпатический интеллект. Сперва кроха учится всей гамме эмоций со стороны. Потом будет осваивать их у себя. Наконец, привыкнет к тому, что другие тоже чувствуют то же, что и он сам. В-третьих, подобное времяпрепровождение помогает младенцу сформировать картину безопасного мира, в котором он сможет спокойно развиваться.

Учат ли ребенка улыбаться

Улыбка – умение, которое уже заложено в психике малыша до рождения. Примерно так же, как плач при дискомфорте, как стремление повторять, копировать действия взрослых. Потому специально учить детей улыбаться не нужно. Все, что можно сделать, – проводить с ними время, искать «ключик» – то, что интересно маленькому человеку больше всего, за чем он готов следить, чем готов заниматься.

Мама разговаривает с ребенком

В каком возрасте младенцы начинают улыбаться и смеяться?

В первые недели жизни родители могут заметить улыбку на устах младенца, но она не имеет отношения к настоящим эмоциям и возникает рефлекторно.

До трех недель малыш видит лишь очертания предметов и их тени, поэтому ясно разглядеть лицо мамы и других близких людей — не может. На втором месяце у грудничка начинает формироваться так называемый «комплекс оживления», который проявляется в том, что ребенок реагирует на происходящие рядом события звуками, двигательной активностью, поворотами головы.

А в 9-10 недель родители могут ждать улыбку, которая будет означать, что малыш рад видеть того или иного члена семьи. Смех — более сложная эмоция. Ее крохи осваивают примерно в 20-30 недель.

При этом специалисты не считают отсутствие смеха проблемой, подчеркивая, что многое зависит от темперамента ребенка, а также членов его семьи. Когда рядом кто-то громко и часто хохочет, есть большая доля вероятности, что и малыш, копируя поведение взрослых или других детей, начнет смеяться рано.

Существует два полезных правила, соблюдая которые можно помочь ребенку научиться выражать эмоции:

  1. необходимо как можно чаще улыбаться малышу, говорить с ним ласковым голосом, обнимать и другими способами выражать свою любовь;
  2. пытаться вызывать смех или улыбку нужно в те моменты, когда кроха доволен жизнью, то есть, он сухой, сытый, чистый и отдохнувший. Тут можно корчить рожицы, петь песенки, показывать спектакли или иным образом веселить юного члена семьи. Излишней навязчивости нужно избегать, чтобы случайно не испугать младенца.

Одни детки в три месяца заливисто хохочут, а другие — даже после полугода лишь сдержанно хихикают. Строгих норм в вопросах, касающихся этой части эмоциональной сферы, просто не существует.

Улыбка и развитие грудничка

Улыбка – начало эмоционального и психологического развития, основа общения с другими людьми. В два-три месяца, когда ребенок начинает улыбаться, он начинает произносить и первые звуки. Сначала это агуканье и гуление. Грудничок протяжно издают гласные звуки, типа “а”, “о”, “е” или “у”. В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки “г”, “п”, “м”. Постепенно он начинает произносить первые легкие слоги, наподобие “ма”, “ба”, “па”, “да”.

Улыбка, эмоциональное состояние и речь грудничка неразрывно связаны

Поэтому важно делать комплексные развивающие упражнения с ребенком. Для этого постоянно разговаривайте с малышом, объясняйте каждое действие, рассказывайте сказки и истории, потешки и стихи, пойте песенки

Обязательно используйте мимику и жесты! Это способствует развитию речи, поможет вызвать улыбку у крохи и даже рассмешить.

Развитие грудничка обеспечивают яркие и музыкальные игрушки, игры в прятки и “куку”, внимание родителей. Обязательно используйте карточки, проговаривайте названия изображений с интонацией и мимикой

Кстати, дети в 6-7 месяцев хорошо реагируют на звуки животных. Кроха быстро запомнит такие звуки, как “му”, “мяу” и “гав”.

Когда грудничок агукает, повторяйте звуки и прибавляйте новые. Разговаривайте ласково и спокойно! Улыбайтесь грудничку, и он улыбнется в ответ. Не секрет, что дети в этом возрасте копируют поведение, речь и эмоции родителей.

Развитие зрения в утробе

Формирование зрительного аппарата эмбриона начинается с главной структуры глаза — сетчатки.

Процесс начинается с первых недель беременности:

  1. 2-3 нед. —закладка будущих сетчаток (глазных ямок), хрусталика, зачатков зрительных нервов.
  2. 5-6 нед. — образуются основные составляющие сетчатки, первичное стекловидное тело, начинается формирование роговицы.
  3. 7 нед. — закладка зачатков век.
  4. 11 нед. — формирование радужки, ресничного тела.
  5. 16 нед. — первые движения глазных яблок.
  6. 26 нед. — приоткрытие век, моргание.
  7. 32-36 нед. — совершенствование всех органов зрительной системы.

В критические периоды развития органа закладка структур особенно чувствительна к воздействию негативных факторов, что может стать причиной врождённых патологий. Здоровье матери, отсутствие вредных привычек — имеет определяющее значение для гармоничного развития зрительной системы. Патологии, возникшие на эмбриональном уровне, трудно поддаются коррекции.

Завершение формирования сетчатки, палочек и колбочек, анализирующих поступающую световую и цветовую информацию, происходит на 39-40 неделе эмбрионального развития. Недоношенные дети часто имеют проблемы с совершенствованием зрительных структур.

После родов

Различать свет и темноту малыш начинает ещё в утробе матери. Он привыкает к влажной затемнённой среде. Процесс рождения — огромный стресс для новорождённого.

Несовершенная слизистая оболочка роговицы с несформированными слёзными протоками раздражается от сухого воздуха и яркого света. В первые часы после рождения кроха держит глазки закрытыми большую часть суток.

Другие странности поведения во сне

Не все странности абсолютно безопасны, появление некоторых должно настораживать и родителей, и лечащего врача.

Улыбка сменяется плачем и наоборот

Младенцы рождаются с несформированной нервной системой. Они не способны контролировать свои движения и сокращение мышц. После активного дня поведение ребёнка во сне изменяется по мере смены фаз. Но симптом, когда умиротворение на лице переходит в плач – сигнал для родителей. Причина может быть в образовании газов в кишечнике, отчего возникают колики, поскольку пищеварительная система находится в рабочем состоянии.

Если такое явление наблюдается часто – необходимо проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить патологии в развитии младенца.

Внимание! Смех во сне, по мнению педиатров, может быть лёгкой формой эпилептоидного припадка. Врач должен исключить наличие у малыша доброкачественной опухоли мозга (гамартомы).

Вздрагивание и кряхтение

Частые вздрагивания младенца во время засыпания или отдыха могут носить безобидный характер. Но иногда это тревожный симптом, который не стоит игнорировать.

  • гиперактивность и сильные эмоции в течение дня;
  • активные физические игры перед сном;
  • колики и вздутие живота;
  • воздух в желудке и в пищеводе;
  • повышенная температура тела;
  • громкие посторонние шумы.

В этом возрасте дети делают спонтанные движения, которые они не способны контролировать: растопыривают пальцы на ладошке и ступнях, взмахивают ручками, строят гримасы и высовывают язык. Некоторые из них совершаются бессознательно во время отдыха. Они провоцируются работой подкорковых отделов мозга в активной фазе сна.

Когда малыш начинает улыбаться осознанно?

Многих родителей интересует ответ на вопрос, когда ребенок начинает улыбаться по-настоящему. У всех детей это происходит в разном возрасте. В первые недели ребенок имеет сильную дальнозоркость. Он может различать темноту и свет, видеть очертания окружающих предметов и лица на расстоянии 20-30 см от него. Осознанная улыбка возникает, когда малыш повторяет мимику мамы или других людей.

В первые недели после рождения он плохо видит лица, поэтому сокращение мышц носит только рефлекторный характер. Когда ребенку исполняется месяц, он учится фокусировать взгляд и наблюдать за движущимися объектами.

Особый интерес для него представляет мимика взрослых. Малыш смотрит на других людей и пытается их копировать (со стороны это смотрится так, будто ребенок замирает и сосредоточенно вглядывается в говорящего с ним).

Чтобы улыбнуться, нужно включить в работу 17 лицевых мышц, поэтому сделать это с первой попытки не получается. С точки зрения неврологов и педиатров, осознанное приподнимание уголков рта является эмоционально-двигательной реакций на другого человека.

Большинство детей начинают улыбаться осознанно в возрасте 1,5-2 месяца. Некоторые врачи называют другие сроки – от 5 до 12 недель. После появления первой улыбки ребенок с удовольствием дарит ее окружающим, особенно маме и папе.

к 7 месяцам малыш становится

Улыбка является большой радостью для родителей и свидетельствует о нормальном умственном развитии. Вначале малыш реагирует на обращающихся к нему взрослых, затем – на их лица. Появление осознанной улыбки говорит о том, что младенец научился различать людей и неодушевленные предметы.

В 8-14 недель общение родителей с ребенком, пока в одностороннем диалоге, вызывает у ребенка полный комплекс оживления:

  • разнообразные звуки;
  • прогибание спинки;
  • движения головы;
  • вскидывание ног и рук.

В 3-4 месяца подобные реакции возникают при взаимодействии не только с людьми, но и с любыми яркими предметами (например, погремушками).

Как правило, дети начинают улыбаться осознанно в возрасте 1,5-2 месяца

Когда речь идет о развитии детей, родителям трудно останавливаться на достигнутом. Вскоре после появления первой улыбки они начинают мечтать о том, чтобы малыш начал смеяться. По мнению неврологов, смех должен проявляться через 20-30 недель после рождения. Однако все зависит от особенностей развития. Одни дети сдержанно улыбаются вплоть до полугода, другие заливисто хохочут через 3 месяца после появления на свет.

Как себя вести, чтобы ускорить процесс?

Существует несколько способов вызвать улыбку у ребенка:

пощекотать. Легкие прикосновения к коже вызывают улыбку даже у самых маленьких детей. Нужно действовать аккуратно, чтобы не испугать малыша и не причинить ему боль;

улыбнуться. Дети любят следить за мимикой взрослых и повторять ее. Если ребенок не улыбается в ответ, можно скорчить смешную рожицу;

побыть нелепым. Такой способ вызывает улыбку у детей и взрослых. Существует множество способов удивить ребенка. Можно ходить на четвереньках, танцевать или копировать звуки, которые издают животные. Такое поведение приведет в восторг даже самого хмурого малыша;

подуть в лицо. Удивительно, но факт: этот способ работает для многих детей в возрасте от 1 до 4 лет. Неизвестно, что больше нравится ребенку: эффект неожиданности или приятные ощущения, которые вызывает струя воздуха;

заинтриговать. Можно спрятаться за край кровати и выглянуть оттуда со словами “ку-ку”. Хороший эффект дает демонстрация новых игрушек (в т. ч. музыкальных), знакомство с домашними животными и т. д.;

растормошить. Чем активнее ребенок, тем лучше он себя чувствует и тем чаще улыбается. Маленькие дети не могут ползать и прыгать самостоятельно, поэтому родители должны взять все в свои руки. Можно активно качать малыша, носить по комнате, изображая самолетик и т. д

При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы случайно не навредить ребенку.

Чем больше с малышом заниматься. тем скорее он начнет улыбаться

Делать все вышеперечисленное следует в спокойной обстановке, когда малыш расслаблен и находится в хорошем расположении духа. Нельзя заставлять ребенка улыбаться против его воли (особенно в моменты, когда он капризничает или плохо себя чувствует). Лучше выждать некоторое время.

Если малышу исполнилось 3 месяца, а он ни разу не улыбнулся, стоит обратиться к неврологу. Специалист проведет обследование и скажет о возможных отклонениях в развитии. Если таковых не имеется, стоит запастись терпением: рано или поздно малыш улыбнется.

Смех

Начиная с двадцатой недели, ближе к полугоду можно ожидать, что ребенок начнет смеяться. Сначала это может быть банальное «гыгы», которое плавно перерастет в заразительный смех. Причем смеяться он может начать как в такт вам, так и по своей какой-то «весомой причине».

Давайте я приведу один забавный случай из жизни. Наш сын первый раз заразительно засмеялся, когда жена взяла его машинку и начала направлять ее таким образом, чтобы та врезалась в подушку. Как только машинка просто едет – тишина. Как только врезалась в подушку – заразительный смех.

Так что это вам может показаться, что ребенок смеется без причины, а у него на это свои «соображения». Ему  будет казаться все интересным, веселым.

Комплекс оживления

И так, со сроками, в принципе мы с вами разобрались, давайте теперь рассмотрим, что же еще вас ожидает параллельно с улыбками и смехом, какие действия еще может выполнять ваш малыш в знак радости и хорошего настроения.

Начнем с такого термина, как «комплекс оживления». Его придумали, чтобы назвать как-то совокупность всех тех действий, которые выполняет ребенок, когда радуется. Ведь он может одновременно улыбаться, гулить плюс ко всему еще и начать дергать ручками и ножками.

Если вы будете больше времени проводить с малышом, активно ему все показывать, учить мимике, то естественно, он станет более оживленным, у него будет на вас реакция в виде улыбок и подергивания ручками и ножками.

Когда грудничок должен начать говорить?

Долгожданное «ма-ма» в большинстве случаев ребенок произносит примерно в возрасте 7 месяцев. Однако, специалисты утверждают, что это не является признаком того, что кроха зовет самого дорогого человека на свете — скорее, это «удобный» и легкий для произношения слог.

Согласно нормам, в 10-11 месяцев младенец должен говорить порядка десяти слов, включая подражания, например, «мама», «баба» и других.

А в возрасте одного годика и старше ребенок должен осознанно называть всех членов семьи. В 12 месяцев кроха зовет маму, папу, бабушку и прочих людей, т.к. обращается именно к ним.

Развитие речи после года можно сравнить со «снежным комом». До 18 месяцев кроха осваивает по 6-8 новых словоформ, чуть позже — уже по 8-10 в неделю. А после двух лет на освоение огромного числа новых выражений и конструкций может уходить всего несколько дней.

Даже при отсутствии большого активного словарного запаса, пассивный расширяется, а значит, чуть позже малыш обязательно заговорит. Огромную пользу для развития речи приносят песни, потешки, пальчиковые игры, звукоподражание, различные прибаутки, а также сгибание и разгибание пальчиков и массаж ладошек.

Возникающие проблемы и способы их решения

Бывает, что до 3 месяцев малыш не держит головку, не фокусирует взгляд, не обращает внимания на игрушки. И хотя одинаковых детей не бывает, это может сигнализировать о задержке развития. В таком случае понадобится помощь специалиста.

Малыш не смеется

Если полугодовая кроха стала меньше улыбаться, не спешит хохотать, молодые родители нередко волнуются. К причинам такого явления относят:

  • характер и врожденные особенности малыша;
  • поражение головного мозга;
  • отставание в эмоциональном развитии.

Грудничок не смеется, когда мама редко улыбается, не выражает своих чувств, молчалива и сдержана. Такая проблема присутствует у аутистов, у детей, перенесших асфиксию, водянку головного мозга, гипоксию.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Как научить ребенка говорить:Методики развития речи

Причины отсутствия улыбки

Существуют разные причины, по которым может отсутствовать улыбка, наиболее распространенными являются следующие:

  • спокойный, сдержанный темперамент.;
  • патологическая физиология;
  • нежелание контактировать с окружающими, включая близких людей и посторонних, вызванное различными психическими отклонениями.

Причина может крыться в раннем аутизме.

К симптомам этого заболевания относят длительное отсутствие улыбки, неадекватную реакцию на малейшие раздражители, задержку речи, невозможность сфокусировать взгляд на лицах родителей, отсутствие привязанности к матери и интереса к новым игрушкам, агрессия по отношению к другим детям, замкнутость. Синдром раннего аутизма не лечится и не исчезает по мере взросления. Однако своевременная диагностика и коррекция помогают адаптировать больного к социуму и окружающей среде.

Улыбка, как признак активного развития

Улыбающийся малыш нередко сопровождает свою мимику движениями ручек или ножек, пронзительными звуками. В медицине это называется «комплексом оживления». Он характеризуется способностью младенца зафиксировать приятную эмоцию, путем ответа улыбкой, радостными вскрикиваниями, движением конечностей и учащением дыхания.

Многие карапузы способны регулировать степень выраженности перечисленных проявлений

Случается, что все перечисленные действия кроха выполняет еще до того, как на него обратят внимание. Такой призыв к общению позволяет детям и родителям налаживать тесный контакт

Данный комплекс начинает формироваться у грудничков уже на третьей неделе жизни и проявляется в полном объеме в 3-4 месяца. Но если этого не происходит, не стоит поддаваться панике. Всему можно найти логическое и совсем не страшное объяснение.

Важен стимул

При нормальном развитии ребенка взрослые могут стимулировать его речевые и эмоциональные навыки. Активный контакт с родителями поможет карапузу научиться правильной реакции на различные внешние явления, выражению своих эмоций, удовлетворению потребности в общении с родными.

Как же помочь крохе быстрее освоить улыбки и агуканье? Это вполне можно сделать, следуя простым советам.

Создавайте нужные условия для развития этих навыков

Крохе важно быть сытым, сухим, вовремя гулять и спать. Также ему необходим контакт с мамой: его нужно часто брать на руки, делать массаж (особенно ладошек), гимнастику, ласково поглаживать

Это непременно вызовет у малыша ответные положительные эмоции.
Постоянно разговаривайте с ребенком: комментируйте все, что вы делаете, что происходит вокруг. Важно уже на этом этапе окружить его активной речевой средой. Так он не только привыкнет к тому, что речь – средство общения, но и сам намного быстрее будет осваивать этот навык.
Обеспечьте малышу позитив. Говорите ласковым голосом, часто рассказывайте веселые потешки, сопровождая их эмоциями, всегда улыбайтесь, обращаясь к малышу.
Отвечайте, когда ребенок «говорит» с вами. Повторяйте вместе с ним звуки, которые он произносит, добавляйте новые, артикулируя медленно и утрированно. Давайте ему возможность «выговориться», а затем отвечайте.

Улыбки и агуканье – первые проявления психоэмоционального и речевого развития детей

Поэтому так важно способствовать их своевременному появлению и совершенствованию, окружая кроху любовью, вниманием и заботой. Так малыш подготовится к освоению все более сложных навыков, которых на пути к первому юбилею будет невероятно много

Если ребёнок не улыбается

Если возраст ребёнка перешагнул через 8 недель, а он до сих пор не проявляет радость – не стоит бить тревогу, возможно, он просто у вас серьёзный. Многие мамочки очень мнительные и могут по каждому поводу идти к врачу. У вас повода к такому походу нет, если:

  • крохе нет ещё и 3 месяцев,
  • держит самостоятельно головку,
  • взгляд фокусирует на любые предметы,
  • умеет сосредоточиться, например, на любимой игрушке.

А вот если малышу уже больше 12 недель, то в таком случае необходима консультация педиатра для исключения отклонений

Обратите внимание, достаточно ли вы внимания уделяется своему ребёнку, разговариваете ли вы с ним, поёте, улыбаетесь. Ведь малыши – они как губки, всё впитывают, и если у родителей не принято проявлять радость и часто улыбаться, то это с вас может перенять и ребёнок. Во время бодрствования носите кроху на руках по квартире или дому, показывайте картины, фотографии, рассказывайте ему обо всём

Ему это будет интересно

Во время бодрствования носите кроху на руках по квартире или дому, показывайте картины, фотографии, рассказывайте ему обо всём. Ему это будет интересно

Важно все действия выполнять с радостью на лице. Вот увидите, со временем малыш ответит вам взаимностью

Что значат радостные эмоции

Малыш с криком появляется на свет, и с помощью плача показывает, что хочет кушать, что ему некомфортно лежать в мокрых пеленках. По-другому младенец еще не умеет рассказать о неудобстве и голоде. Но проходит время, и личико ребенка расплывается в улыбке, когда кроха слышит:

  • нежные слова мамы;
  • веселый стишок;
  • мяуканье кошки;
  • щебет птички.

Приятные ощущения, радость у ребенка вызывает поглаживание спинки или животика, щекотание, воздушный поцелуй. Хотя малыш, которому едва исполнился месяц, еще не все понимает, не умеет слушать внимательно, красивая мелодия или нежные звуки оказывают благотворное воздействие на его психологическое состояние.

Появление реакции на окружающую обстановку служит причиной, почему улыбаются дети. Положительные эмоции возникают, когда кроха уже узнается маму, сосредотачивает взгляд на других людях и предметах. Чтобы малыш смеялся и радовался, его нужно этому учить.

Улыбка как средство общения

Со второго месяца жизни грудничок меньше спит, больше бодрствует. Первые эмоции кроха проявляет лишь криком, но когда между ребенком и мамой возникает связь, заглядывая ей в глаза, малыш начинает улыбаться уже осознанно, махать ручками, двигать ножками

Ребенок меняет свое поведение, чтобы привлечь внимание близкого человека. Правильное общение с грудничком ускоряет его развитие, малыш растет жизнерадостным и активным

Смех как система сигналов и знаков

Чем раньше мама сумеет наладить контакт с ребенком, тем быстрее у крохи появятся положительные эмоции.

Хохот у малыша может вызвать падающий листочек, летящее перышко и любой яркий предмет, что он раньше не видел. С помощью смеха ребенок выражает радость, обучается звукам.

Что означают первые улыбки

Первые гримаски на лице новорожденного могут начать появляться уже через пару дней после его рождения на свет. Порой эти гримаски воспринимаются родителями как доказательство того, что их малышу хорошо, что он им радуется. Но это не совсем так. В начальный период улыбка младенца имеет всего лишь природу рефлекса и никак не свидетельствует о том, что кроха реагирует на близких ему людей. Улыбаться рефлекторно дети могут во время купания, при кормлении и даже во сне.

Многие родители спрашивают, почему новорожденный улыбается во сне. Причём улыбка может начать появляться на детском личике буквально в первый же день — два с момента рождения. То, что новорожденный улыбается в этом возрасте, всего лишь означает, что он спокоен, что ему хорошо.

На начальном периоде ребенок улыбается рефлекторно.

Какой прикус считать правильным?

В норме размеры челюстей должны соответствовать друг другу, расположение верхней и нижней челюстей симметричное, зубные ряды ровные и смыкаются определенным образом: большие и малые коренные зубы находятся в плотном контакте друг с другом, а верхние резцы и клыки перекрывают нижние не более чем на треть высоты коронки. Такое перекрывание достигается за счет определенного наклона зубных рядов кнаружи, когда наружная дуга получается больше внутренней.

Вариантов отклонений от так называемой «центральной окклюзии» великое множество. У детей и взрослых выделяют пять основных разновидностей ортодонтических аномалий, степень выраженности каждой из которых может варьировать в широких пределах. Разберем эти пять разновидностей подробнее.

Виды патологического прикуса у детей:

  • Дистальный. Нижняя челюсть непропорционально маленькая по отношению к верхней по причине своего недоразвития или наоборот чрезмерно быстрого роста верхней.

  • Мезиальный. В этом случае нижняя челюсть наоборот непропорционально большая и заметно выдвинута вперед. Нарушение может сформироваться по причине недоразвития верхней челюсти, чрезмерно быстрого роста нижней или при сочетании обоих этих процессов.

  • Перекрестный. Имеет место нарушение симметрии в развитии челюстей. В результате этого в определенном месте смыкание зубных рядов напоминает ножницы.

  • Глубокий. Верхние передние зубы перекрывают нижние более, чем на половину. При значительной степени выраженности аномалии нижние зубы упираются в десны верхней челюсти и могут серьезно травмировать мягкие ткани при жевании.

  • Открытый. Наиболее сложная из разновидностей зубочелюстных аномалий, при которой зубные ряды не смыкаются на определенном протяжении, образуя заметный зазор. Обычно щель между зубными рядами расположена между резцами и клыками сверху и снизу, но дефект также может локализоваться и в боковых отделах.

В случае идеального развития зубочелюстной системы формируется ортогнатический прикус. Помимо правильного смыкания зубных рядов он характеризуется отсутствием щелей между зубами, скученности, неправильного положения зубов в зубном ряду. Однако похвастаться таким прикусом, к сожалению, от природы дано немногим.

Способы рассмешить малыша

Психологи-специалисты рекомендуют такие забавные игры для малышей и родителей:

  1. «Шарик, шарик, полетай» – обычный воздушный шарик способен вызвать у малыша взрыв смеха, стоит только надуть его совсем немного и отпустить в полет по комнате, и шарик со смешным звуком взметнется вверх, а дитя бросится его догонять.
  2. «Говорящий шарик» – для этой игры нужен шарик с гелием, взрослый вдыхает гелий из шарика и произносит забавные слова (можно рассказывать сказку), ребенок ожидает услышать знакомый голос, но его ждет удивительно веселое превращение.
  3. «Скороговорки» – родители произносят длинные и непонятные слова, а малыш старается их так же быстро повторить, создается комическая ситуация, которая веселит обе стороны.
  4. «Прятки» – может прятаться как сам малыш, так и взрослый (процесс настолько увлекает, что удержаться от смеха невозможно).
  5. «Ку-ку» – игра заключается в том, что нужно закрывать глазки малышу (можно его же ладонями, можно с помощью платочка).
  6. «Смешные кривляки» – попросите малыша повторять гримасы за вами – оттопырьте уши, высуньте язык, скривите рот и т. д.
  7. «Путаница» – показывая картинки животных, называйте их неправильно и, соответственно, копируйте их голоса, например: корова – «мяу-мяу», собака – «бе-бе» (малыш вас попытается исправить и сам будет путаться, что создаст комическую ситуацию).

Специально учить ребенка смеяться не нужно, ведь это можно сделать в процессе несложной детской игры.

https://youtube.com/watch?v=L9pTSomTWeg

Выводы

В своей статье мы попытались пояснить, во сколько дети начинают осмысленно улыбаться в ответ на обращение к ним, и что требуется от их родителей, чтобы этот процесс шёл как можно быстрее.

Чем раньше малыш начнёт проявлять радость в общении с вами, тем лучше у него начнёт развиваться мозг, а значит, радость на лице ребёнка вполне может свидетельствовать о признаках ума. Чтобы неумелая рефлекторная гримаска на детском личике сменилась, наконец, широкой и открытой улыбкой в ответ на склонённое мамино лицо, мозг младенца должен проделать очень и очень сложную работу.

Сначала малыш будет улыбкой всего лишь реагировать на положительные внешние раздражители, затем сам начнёт активно призывать окружающих к общению. Так у ребёнка будет формироваться особый комплекс «оживления».