Пищевое отравление у ребенка

Введение в прикорм кисломолочных продуктов

Это самый непростой вопрос. Уверен, что большинство наших бабушек и дедушек требуют, чтобы их внуков бестолковые родители как можно скорее начинали поить молоком и кефиром

В ряде случаев дети действительно неплохо начинают усваивать кисломолочные продукты уже после 6 месяцев, но раньше этого возраста я с большой осторожностью отношусь даже к кисломолочной Агуше, а уж вводить молоко или кефир до 6 месяцев – это дурной тон, поверьте, и может привести к очень нехорошим для ребенка последствиям. Я понимаю западно-европейскую медицинскую общественность, которая с недавних пор вообще запретила своим педиатрам рекомендовать кисломолочные продукты к введению в прикорм детям до 3-х летнего возраста, представьте себе!

Надо же им (европейцам) куда-то девать свои искусственные молочные смеси. Еще 20 лет назад мы не знали других смесей после «двоечки», то есть второй формулы для детей от 6 до 12 месяцев. Затем появились смеси для детей от 1 – до 2 лет, потом от 2 – до 3х, а сей-час есть уже смеси для детей до 4х лет, и я думаю, если так пойдет, то лет до шестнадцати будут свои заменители молока. Увольте меня, я не считаю этот подход правильным. Но дело в том, что наши с Вами бабушки и дедушки имели гораздо более хорошую генетику, чем поколение наших детей, увы. В условиях роста возможностей медицины, растут и генетически обусловленные заболевания, а в данном случае – непереносимость белка коровьего молока, и таких людей с каждым 10-летием становится среди нас все больше и больше. Но если ребенок действительно страдает аллергией на белок коровьего молока или у него сильно не хватает ферментов, то эту свою особенность он пронесет через всю жизнь, и скорее всего сам не будет пить ни молоко, ни кефир, и не надо его заставлять, если он сам не захочет!

Но Вам повезло с генетикой, и ни у кого в семье никогда не было аллергии (что в наше время сложно представить), и главное, если у Вашего ребенка всегда была идеально чистая кожа, то первый из молочных продуктов – творог вы начнете предлагать ребенку с 7 месяцев, кефир – с 10 месяцев. Молоко – после года. Так будет лучше.

А вот, если в вашей семье с молоком не очень близкие и радостные взаимоотношения, то даже введение кефира и йогурта в прикорм ребенку лучше отложить на возраст после 18 месяцев.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

Позднее введение прикорма;

Некоторые родители оттягивают момент знакомства малыша со взрослой пищей, полагая, что ему вполне хватает грудного молока (читайте статью по теме: Таблица прикорма ВОЗ>>>).

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу. Изучите статью Как давать первый прикорм малышу>>>.

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик>>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Подходящие сорта мяса

Когда малыш только начнет пробовать новые блюда, следите за тем, чтобы в его рационе не встречалось несколько видов непривычной еды в одно и то же время. Например, Вы начали давать ребенку тыкву, которую до этого он не пробовал. Не стоит параллельно вводить и новый сорт мяса. В случае возникновения аллергической реакции Вы просто не поймете, каким продуктом она была спровоцирована. Какое мясо лучше вводить первым, а что оставить на потом?

Крольчатина. Считается гипоаллергенным сортом, хорошо усваивается, редко провоцирует негативные реакции со стороны ЖКТ. Кроме того, именно крольчатина обладает высокой концентрацией витаминов и минералов. Включать в детское меню ее можно примерно с 6–7 месяцев, уточнить оптимальные сроки лучше с педиатром.

Индейка. Еще один диетический сорт, который положительно влияет на работу сердечно-сосудистой и нервной системы. Содержит высокий процент фосфора, кальция, железа и других полезных веществ. Когда врачи говорят, с какого вида мяса начинать прикорм, они, как правило, упоминают именно индейку.

Курица. Более бюджетный вариант детского питания

Однако курятина способна провоцировать аллергические реакции, поэтому вводить ее в прикорм стоит очень осторожно, постепенно и возможно с более взрослого возраста (например, с 10 месяцев).

Телятина. Обладает отличным составом, содержит массу полезных аминокислот и витаминов, а также целый спектр минералов, необходимых для укрепления костной ткани и мышц. Однако может хуже усваиваться. С какого возраста вводить в рацион такой сорт, решит педиатр.

Симптомы диспепсии

Симптомы диспепсии могут проявляться по-разному, что зависит от конкретного вида расстройства, однако существуют признаки, которые одновременно характерны для всех видов заболевания.

Диспепсия, которая вызвана недостатком пищеварительного фермента, имеет следующие признаки:

  • тошнота;
  • неприятный привкус во рту;
  • переливание и урчание в животе, недомогание, слабость;

Иногда пациенты испытывают головные боли и бессонницу. В кале часто содержится большое количество пищи, которая плохо переварена.

Функциональная диспепсия проявляется такими неприятными симптомами как боль, дискомфорт в области поджелудочной железы после принятия пищи, сопровождающийся тяжестью, переполнением, ранним насыщением.

Бродильная диспепсия. Основными симптомами бродильной диспепсии являются вздутие кишечника с выделением большого количества газов, частый жидкий пенистый стул с кислым запахом. Боли в животе терпимые или отсутствуют. Весьма типичным признаком бродильной диспепсии является характер испражнений. Они слабо окрашены, содержат мало пузырьков газа, большое количество крахмальных зёрен, клетчатки, йодофильных микробов и органических кислот.

Гнилостная диспепсия во многом напоминает интоксикацию: больной ощущает слабость и общее недомогание, чувствует тошноту и сильную головную боль. Кал темный и жидкий, имеет неприятный и довольно резкий запах, стул при этом учащенный.

Жировая диспепсия, в отличие от других видов диспепсии, не характеризуется частым поносам. Пациенты, страдающие жировой диспепсией, испытывают чувство переполнения и тяжести в животе, жалуются на метеоризм и отрыжку, а также сильные боли, которые начинаются через полчаса после приема пищи. Кал имеет белесый цвет и жирный блеск: это остатки жира, который не успевает перевариться. Стул при этом обильный.

Диспепсия у маленьких детей проявляется в срыгивании и вздутии живота. Стул частый, более шести раз за сутки, кал имеет зеленый цвет, попадаются белесые хлопья. Ребенок при этом капризничает, плохо спит и ест.

Полезные свойства мяса в детском рационе

ВОЗ допускает наличие вегетарианского рациона у детей с условием того, что недостатки витаминов и минералов будут нивелированы употреблением специальных добавок. Министерство Здравоохранения РФ выступает решительно против таких высказываний: соблюдение вегетарианских диет для ребенка раннего возраста чревато дефицитом железа и витамина В12, что может вызывать необратимые последствия. Почему именно животный белок считается незаменимым продуктом в детском рационе? Причина кроется в его химическом составе.

Источник белка. Протеин – главный «строительный элемент» человеческого организма, который содержится не только в мышцах, но также в связках, фасциях, нервных волокнах, костной ткани. Белок нужен для нормального роста и развития малыша. В детских мясных пюре содержание животного белка составляет около 10 %, что обеспечивает организм оптимальным количеством ценных аминокислот.

Источник витаминов. Именно из мяса человек получает большую дозу витаминов группы В. Найти альтернативу среди растительной пищи довольно непросто.

В специализированном детском питании все эти вещества есть, они отлично усваиваются пищеварительной системой ребенка.

Источник микроэлементов. Именно мясные продукты содержат высокий процент железа, необходимый для профилактики анемии в раннем возрасте. Введение мяса в прикорм позволяет укрепить детский иммунитет, повысить сопротивляемость организма к вредным воздействиям окружающей среды, поддержать нормальное развитие тканей.

Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!

Какой-либо специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.

Когда начинать обучение?

Примерно в возрасте 4–6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.

Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.

Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7–8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.

Не торопитесь

Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.

Твёрдая пища или специальные «тренажёры»

Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6–8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.

Любознательность малыша — ваш помощник

Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.

Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.

Будьте последовательны и настойчивы

Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище

Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды

Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.

Готовая баночная еда

При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8–10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать»

Не отвлекайте

Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.

Важно знать!

Как уже было сказано выше, иногда сроки начала или завершения прорезывания зубов могут иметь небольшие отклонения от значений, которые указаны в справочниках как средние. Это не должно смущать или пугать родителей, так как смещение сроков, как правило, вызвано одной из трех причин:

  • недавно перенесенная инфекция;
  • особенности протекания беременности, любые необычные состояния у мамы;
  • индивидуальные особенности самого ребенка.

Кроме того, родителям не стоит беспокоиться, если вместо нижнего резца у ребенка первым лезут верхние зубы, это не является большой проблемой, дети часто имеют особенности в очередности прорезывания.

Также не стоит волноваться, если за две-три недели до начала времени, когда обычно начинают резаться передние верхние зубы у детей, на деснах возникают небольшие шишечки, заполненные синеватой жидкостью. Это также нормально и не нужно думать о какой-то патологии. Однако если пузырьки с жидкостью растут, то нужно все же обратиться к доктору, который сможет выпустить выделения наружу и таким образом остановить рост этих образований.

Для того чтобы вы смогли правильно сориентироваться в том, как лезут верхние зубы у детей, вы можете посмотреть фото десен с режущимися зубками — они имеют характерную форму и цвет.

Итак, перейдем к информации о том, когда режутся передние верхние зубы у маленьких детей и как сделать этот процесс наиболее спокойным и безопасным как для ребенка, так и для его родителей.

Вырабатываем навык самостоятельного питания

Чтобы приучить малыша кушать без вспомогательной помощи, необходимо придерживаться следующих правил:

Начинать процесс обучения не раньше, чем вы заметите, что малыш заинтересовался ложкой, у него проснулся интерес к самостоятельному питанию.
Важно не приучать кроху кушать перед телевизором в комнате, дайте понять, что приём пищи и кухня неразлучны. Идеально, если ребёнок будет есть вместе с другими членами семьи

Карапузу будет проще учиться на их примере.
Никогда не поторапливайте малыша. Запаситесь терпением, может понадобиться не один месяц, пока малыш научится орудовать ложкой.
Если вы видите, что первые попытки заканчиваются провалом, поддержите кроху, помогайте ему на первых порах справляться с этим нелёгким трудом.
Хорошим тренировочным примером будет использование лопатки в песочнице. Она по форме и процессу манипуляций напоминает ложку.
Пусть первыми блюдами, которые предстоит попробовать ребёнку, были его любимые. Не лишним будет украсить трапезу в игровой форме.
Обязательно докормите карапуза, если он не осилил всю порцию или больше проронил, чем донёс до ротика.

Учим малыша пить

Первой чашкой карапуза может стать непроливайка. Использовать её можно начиная с полугодовалого возраста, а точнее, как только ребёнок научится сидеть самостоятельно. Покажите крохе, что нужно брать в ротик носик чашечки, немного наклонять поильник и потихоньку пить, потягивая жидкость.

Однако, совсем не обязательно, чтоб у ребёнка был поильник в промежутке между бутылочкой и обычной чашкой. Вы можете попробовать сразу приучить пить с чашечки, но для этой цели придётся выбрать посуду с объёмом не больше, чем 250 мл; а процесс обучения стоит начать не раньше восьмимесячного возраста. Покажите крохе на личном примере, как нужно пользоваться чашечкой, потом предложите малышу попить с неё, при этом аккуратно придвиньте край чашки к губкам малыша и слегка её наклоните, пусть малыш попытается совершить один-два глотка. Если всё польётся мимо ротика карапуза, значит ему ещё рано пить с обычной чашечки.

Помните, что в первые разы в чашке не должно быть больше половины жидкости и обязательно это должен быть напиток, который ребёнок пил ранее.

Когда моему сыну исполнилось полгода, первым делом я решила приучить его к чашке-непроливайке. У нас была с пластиковым носиком. Сынок практически с первого раза освоил эту науку. Но уже буквально в восьмимесячном возрасте сам потянулся к чашечке. Поначалу он, конечно, проливал какую-то часть воды, но буквально за неделю, наловчился её использовать и к непроливайке больше не возвращался.

Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно

В первую очередь определитесь с выбором вида данного приспособления:

  1. Резиновая. Безопасна в применении. Хорошо подойдёт для прикормов, когда мама будет кормить карапуза. Однако, самому ребёнку будет достаточно сложно и неудобно удерживать такое приспособление.
  2. Серебряная. Может оказаться тяжёлой для ребёнка и этим будет вызывать неудобства в использовании. Большим преимуществом считается то, что серебро имеет свойство обеззараживания.
  3. Чайная или кофейная ложечка. Хороший вариант для самостоятельного приёма пищи. Она достаточно удобна и хорошо удерживается малышом.
  4. Анатомическая. Специально разработана с учётом анатомических особенностей руки ребёнка. Удобна даже для самых маленьких. Единственный минус в использовании подобной ложечки – после приучения к такому приспособлению, малышу будет гораздо сложнее привыкнуть к обычным ложкам и вилкам.

Запаситесь терпением, пройдёт немало времени, пока малыш освоит технику использования ложечки. Как правило, этот процесс происходит поэтапно:

  1. Ребёнок знакомится с ложкой, рассматривает её, может даже играться ею.
  2. Малыш наблюдает за другими членами семьи, как они используют данное приспособление.
  3. Карапуз учиться удерживать ложку, но ещё не набирает ей пищу.
  4. Ребёнок начинает самостоятельно кушать, но при этом не всегда еда доходит до ротика, малыш ещё часто промахивается.
  5. Процесс приёма пищи становится осознанным, движения стают более скоординированными. В очень редких случаях малыш терпит неудачу.
  6. Карапуз уверено и самостоятельно орудует ложечкой.

Важно хвалить ребёнка за каждое удачное попадание еды в ротик. Никогда не ругайте малыша, если он промахнулся и рассыпал еду

Будьте терпеливы, не подгоняйте ребёнка, пусть процесс приёма пищи длится столько, сколько это необходимо крохе.

Хлопья и вареные овощи в рационе малыша

Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами

Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого

Виды панкреатита

Самая общая классификация панкреатита опирается на характер течения заболевания: острый приступ или длительный хронический панкреатит с периодическими рецидивами. Эти две формы различаются по степени выраженности симптомов и требуют разных подходов к лечению.

Острый панкреатит

Воспалительный процесс при остром панкреатите развивается очень быстро и всегда сопровождается сильной болью. В большинстве случаев заболевание возникает на фоне злоупотребления спиртными напитками или после приема большого количества жирной пищи. Иногда обострению предшествует приступ острой печеночной колики.

Симптомы острого панкреатита:

  • Сильная боль в левом подреберье, отдающая в другие органы. Болевой приступ длится примерно полчаса-час. Особенно сильно боль чувствуется в положении лежа на спине. Приступ усиливается после приема пищи, особенно жареной и острой, и любых спиртных напитков.
  • Рвота, часто неукротимая с примесью желчи и горьким привкусом. Постоянная тошнота, не проходящая после рвоты.
  • Субфебрильная или высокая температура.
  • Иногда из-за нарушения оттока желчи наблюдается пожелтение глазных белков, очень редко — желтый оттенок кожи.
  • В некоторых случаях болевой синдром сопровождается изжогой и вздутием живота.

При приступе острого панкреатита требуется незамедлительная медицинская помощь. Обезболивающие препараты приносят лишь временное облегчение, но не воздействуют на причину воспаления. При отсутствии квалифицированной помощи быстро увеличивается риск тяжелых осложнений: попадания инфекции на воспаленные ткани, некроза и абсцессов.

Острый панкреатит в тяжелой стадии может привести к шоку и полиорганной недостаточности.

Хронический панкреатит

Если после приступа острого панкреатита человек не соблюдает рекомендации врачей и продолжает употреблять спиртные напитки и неправильно питаться, болезнь с высокой долей вероятности переходит в хроническую стадию. Хронический панкреатит развивается при значительном характере повреждений поджелудочной железы во время первого эпизода болезни.

Заболевание характеризуется постепенными патологическими изменениями структуры клеток поджелудочной железы. Со временем она начинает терять свою основную функцию — выработку ферментов, необходимых для переваривания пищи. Внешнесекреторная недостаточность проявляется:

  • диареей,
  • вздутием живота,
  • изменением характера каловых масс — они приобретают липкую консистенцию из-за большого количества жира в них и плохо смываются со стенок унитаза.

Хронический панкреатит может долгое время протекать бессимптомно: острая боль появляется, когда в поджелудочной железе уже произошли значительные патологические изменения. Во время приступа хронический панкреатит проявляется теми же симптомами, что и острый:

  • сильная опоясывающая боль,
  • тошнота,
  • рвота,
  • нарушения в работе кишечника.

Диагноз ставится на основании ультразвукового исследования, компьютерной или магнитно-резонансной томографии. В ходе исследования обычно обнаруживаются суженные протоки поджелудочной железы из-за образования в них камней — кальцинатов. Аппаратные методики позволяют также обнаружить кисты на месте атрофированной ткани. Лабораторные анализы крови при хроническом панкреатите мало информативны.

Недостаточность функции поджелудочной железы определяют по анализу каловых масс. При наличии в них специфического фермента — панкреатической эластазы — ставится диагноз «хронический панкреатит».

С какого возраста рекомендуется заниматься спортом?

Общая физическая подготовка важна с самого раннего возраста. Существует немало групп раннего развития при бассейнах – на плавание детей берут с трехмесячного возраста. И это хорошо сказывается на общем развитии ребенка, позволяет с раннего возраста тренировать мышцы, закаливать малыша. Занятия плаванием являются отличной профилактикой простудных заболеваний, сколиоза, ортопедических и неврологических проблем, гипертонуса и пр.

При выборе бассейна для малыша обратите внимание на тщательное соблюдение гигиенических требований заведением, сертификаты тренеров, их опыт работы с маленькими детьми.

С самого раннего возраста – примерно с трех лет — уже можно заниматься с ребенком гимнастикой, танцами. Такие занятия развивают координацию, выносливость, формируют хорошую осанку, повышают общий тонус организма.

В остальных видах спорта требования к возрасту начала занятий отличаются довольно сильно. Фигурным катанием и лыжами, например, можно заниматься уже с 4-5 лет, а вот футболом и баскетболом обычно начинают серьезно заниматься лет с 7-8. В секции тяжелой атлетики, бокса, гребли, конного спорта, фехтования, скалолазания обычно набирают детей, начиная с 10 лет.

Питье из чашки

Это еще один навык, который облегчит вашему ребенку употребление пищи. Питье из открытой чашки развивает эффективную работу мышц рта: обе губы, щёки и другие лицевые мышцы работают, чтобы поддерживать зазор между чашкой и губами, распределяют жидкость так, чтобы лишь небольшое ее количество попало в рот, чтобы ребенок не задохнулся. Кроме того, что также имеет большое значение, питье из открытой чашки обучает ребенка контролировать свое глотание и дыхание и представляет собой важный элемент обучения самоконтролю. Если ваш ребенок задыхается во время питья из открытой чашки, вы можете сначала использовать поильник LOVI 360°, из которого ваш ребенок будет получать жидкость, как из чашки, но он сможет контролировать поток жидкости за счет силы сосания.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Кишечник и мозг

Есть мнение, что наше настроение и психологический настрой способны повлиять на пищеварительный процесс. Причем же здесь эмоции? Если приём пищи превращается в стресс, это может влиять и на сам процесс пищеварения1. Многим известно отсутствие аппетита в стрессовом состоянии, когда мозг угнетает пищеварение и распределяет ресурсы организма для бегства или нападения с целью защиты.

Иногда переедание может стать способом снятия стресса. Перееданием может обернуться привычка съедать всё до последней крошки не от голода, а для получения похвалы и разрешения съесть сладкое.

Ребёнок до двух лет набирает вес очень быстро. С 2 до 5 лет его рост замедляется, потребность в пище пропорционально его весу уже не так велика1

Родителям важно не путать эти два понятия и следить за тем, чтобы питание было оптимальным, а не избыточным.

Даже если родители не перекармливают ребёнка, это может случиться на праздниках, в гостях, на отдыхе. Пищеварительная система может оказаться не готовой к внезапной перегрузке.

Противоположная ситуация – отказ ребёнка от еды. Это может быть не просто каприз, а попытка избежать неприятных ощущений, которые возникают после употребления тех или иных продуктов. Не все детки могут подробно объяснить родителям свои ощущения и просто отказываются от того, что доставляет им дискомфорт. Так «нелюбовь» к определенным продуктам или блюдам может сформироваться и сохраниться на всю жизнь. Так может проявляться недостаток пищеварительных ферментов для переваривания какого-либо компонента пищи, например, жиров.

Основные симптомы «несварения» желудка у ребёнка:

  • тяжесть в животе;
  • дискомфорт после еды;
  • вздутие, урчание;
  • метеоризм;
  • тошнота;
  • боли.

Длительные нарушения процессов пищеварения могут приводить к диарее и даже потере веса вследствие нарушения поступления питательных веществ2.