Самая поздняя пасха за все время в прошлом и будущем

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина».

Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Мы каждый год задаем себе один и тот же вопрос: «Когда отмечается Пасха в этом году?» .. эта таблица поможет вам снять этот насущный вопрос с повестки дня

*** Россиянам смотреть правую колонку — т.е. «Восточная»

Пасха в России в 2010 году отмечается 04 апреля.

Dates for Easter Sunday, 2000-2020
Year Western Eastern
2000 April 23 April 30
2001 April 15
2002 March 31 May 5
2003 April 20 April 27
2004 April 11
2005 March 27 May 1
2006 April 16 April 23
2007 April 8
2008 March 23 April 27
2009 April 12 April 19
2010 April 4
2011 April 24
2012 April 8 April 15
2013 March 31 May 5
2014 April 20
2015 April 5 April 12
2016 March 27 May 1
2017 April 16
2018 April 1 April 8
2019 April 21 April 28
2020 April 12 April 19
Пасхальный день, 2000-2020
Год Западная Восточная
2000 Апрель 23 Апрель 30
2001 Апрель 15
2002 Март 31 Май 5
2003 Апрель 20 Апрель 27
2004 Апрель 11
2005 Март 27 Май 1
2006 Апрель 16 Апрель 23
2007 Апрель 8
2008 Март 23 Апрель27
2009 Апрель 12 Апрель 19
2010 Апрель 4
2011 Апрель 24
2012 Апрель 8 Апрель 15
2013 Март 31 Май 5
2014 Апрель 20
2015 Апрель 5 Апрель 12
2016 Март 27 Май 1
2017 Апрель 16
2018 Апрель 1 Апрель 8
2019 Апрель 21 Апрель 28
2020 Апрель 12 Апрель 19

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования — не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа — следующий день после Троицы.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии. Полнолуние(Y) = 21 марта + [(19·[Y/19] + 15)/ 30]. где [a / b] — остаток от деления нацело a на b. Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте; Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле. Формула Гаусса вычисления Пасхи: [a/b]-остаток от деления; a = [19·[Y /19] + 15) /30] (например,[2007/19] = 12, а= [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние(2007)= 21 марта+3=24 марта) b = [(2·[Y /4] + 4·[Y /7] + 6·a + 6) / 7] (например, [2007/4]= 3,[2007/7]=5, итак для 2007 года b=1) Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b ? 9) апреля ст. стиля, в противном случае — (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.) Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX—XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой. Можно самостоятельно вычислить сроки Пасхи. Немецкий математик Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д. Каждая буква равняется следующему значению: а — остатку от деления числа года на 19; б — остатку от деления числа года на 4; в — остатку от деления числа года на 7; г — остатку от деления на 30 выражения 19а + 15; д — остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в +6г + б. Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи. Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель. Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + + д. Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д — 9. При расчете не следует забывать, что в 1918 году наша страна перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной ЛитургииВодосвятный молебенМолебен о здравииМолитва об упокоенииМолитва о здравииСвеча о упокоенииСвеча о здравииСорокоуст о упокоенииСорокоуст о здравииПанихида

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2021 году православные празднуют Пасху 2 мая, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 27 марта–4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря. Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника? 

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения» не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Когда будет Пасха у католиков и православных в 2021 году

В 2021 году католическая Пасха наступит ровно через неделю – 4 апреля. При этом православные христиане будут отмечать ее значительно позже – 2 мая. Даты одного и того же праздника у разных конфессий совпадают крайне редко. Последний раз и католическая, и православная Пасха отмечалась в один и тот же день в 2021 году.

Праздник Пасха получил свое название от иудейского Песаха, означающего «миновать, обходить стороной». История его связана с событиями 2448 года еврейского календаря, когда Фараон Египта решил урезать численность евреев, принудил к тяжелому труду, сделал рабами, и приказал убить всех первенцев в их семьях.

Еврейский народ жил в рабстве примерно 400 лет. Наконец, явился их спаситель – Моисей. Он, будучи младенцем, спасся от смерти. Так сложились обстоятельства, что ему посчастливилось вырасти при дворе Фараона. Моисей не хотел, что его соплеменников унижали и уничтожали, поэтом организовал их исход из Египта. По его молитвам на египтян обрушилась кара, в каждой семье умирал новорожденный. Всевышний обратился к Моисею, чтобы он передал его веление каждой еврейской семьи: зарезать ягненка, и пометить его кровью двери своих домов. В ночь 14-го дня нисана Всевышний прошел мимо их жилищ. После этого Моисей освободил евреев из рабства.

Пасха — «Праздников Праздник»

В честь праздника Пасхи — самое торжественное и самое красивое богослужение. Празднество состоит из пасхальной полунощницы; ночного крестного хода вокруг храма с зажжёнными свечами и пением хора; радостной светлой утрени и пасхальной литургии. Во время утрени во всех храмах вот уже более полутора тысяч лет священники зачитывают «Слово огласительное на Святую Пасху«.

Следующие шесть дней пасхальной недели называются Светлой седмицей. В эти праздничные дни поста нет. Богослужение в эти дни происходит с открытыми Царскими вратами в знак того, что Воскресением Христовым побеждён ад. А людям вновь открыты двери рая. Потому что закончен семинедельный Великий пост.

Как готовятся верующие к встрече Пасхи

Готовиться к встрече Пасхи верующие начинают с Великого четверга. То есть, на Страстной седмице, за три дня до Пасхи, пекут куличи; делают творожные пасхи; красят пасхальные яйца. А в Великую субботу идут освящать их в церковь.

Итак, в Великую субботу, с самого утра и до вечера идут люди в церковь. Идут для того, чтобы осветить куличи, пасхи и яйца. Людей в храме всегда много. И места, на приготовленных внутри храма столах, не хватает. Поэтому во дворе ставят дополнительные столы. Именно на них верующие выставляют куличи с воткнутыми в них горящими свечами. А какие красивые творожные пасхи и яйца украшают этот стол! Яйца крашены луковой шелухой, обклеены наклейками, бисером, разрисованы красками, украшены золотыми буквами «ХВ».

Мало того, многие прихожане составляют целые композиции. Для их создания они используют куличи, пасхи, яйца. И укладывают это всё в специальные круглые формы — пасхальницы. В центре такой формы кулич, а по краям — углубления для яиц.

Вдоль столов проходит священник, а за ним пономарь несёт большую чашу со святой водой. Священник с молитвой кропит святой водой куличи, пасхи, яйца. В это же время прихожане складывают свои пожертвования в большую корзину, которую несут за пономарём. На Светлой седмице священнослужители будут раздавать эти пожертвования прихожанам; повезут их в больницы и тюрьмы. Таким образом они поздравят с Пасхой тяжелобольных и заключённых. Люди идут на освещение в течение всего дня. Через какой-то промежуток времени священники сменяют друг друга. В семь вечера освящение прекращается, потому что пора готовиться к долгой ночной службе.

Ночная пасхальная служба

Около десяти часов вечера в храме начинают чтение «Деяний святых апостолов«. В 23.30 священники начинают служить пасхальную полунощницу. А ровно в полночь начинается торжественный крестный ход.

К этому времени верующие уже стоят перед храмом с зажжёнными свечами. У многих в руках стеклянные пасхальные фонарики со свечами внутри.

Из дверей храма торжественно выходит крестный ход: священнослужители и хоругвеносцы в белом облачении. Во время крестного хода певчие поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити!».

Затем Предстоятель зачитывает «Слово огласительное на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста. После этого поются часы перед литургией. И, наконец, начинается сама Божественная литургия. Божественную литургию, уже в красном облачении, совершают священники. Ночная служба заканчивается в 3-4 часа ночи. После неё начинается разговение.

Разговение на Пасху

В небольших приходах прихожане разговляются вместе с клириками в церковных трапезных. В больших приходах, конечно, нет возможности разместить несколько тысяч человек. Поэтому чай и яйца раздают на улице возле храма.

Все христосуются, обмениваются пасхальными яйцами. Затем расходятся по домам

После длительного поста есть скоромное нужно очень осторожно. Как правило, разговение ограничивают куском кулича, куском пасхи и яйцом

Запивают бокалом красного вина или глинтвейна. А то и просто чашкой горячего молока или травяного чая.

Кулич, пасха и яйца имеют символическое значение. Кулич символизирует присутствие Христа на трапезе. Пасха символизирует Гроб Господень. А красное яйцо — это символ Воскресения и начало новой жизни.Обязательно на праздничной трапезе должно быть вино.

Кроме обязательных кулича, пасхи и яиц готовятся и мясные блюда. Такие как: домашняя ветчина, окорок или буженина; запечённая курица, гусь или утка; бараний бок или телячьи отбивные; молоко, сметана, масло. Из напитков бывает не только вино, но и более крепкие напитки. А к чаю подают сдобную выпечку.

Празднование Пасхи не ограничивается Светлой седьмицей, а продолжается все сорок дней до Вознесения Господня. И христиане всё это время приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!».

Государство дает «добро»

На Пасху 1942 года, несмотря на осадное положение, комендант Москвы разрешил беспрепятственное движение по городу всю ночь с 4 на 5 мая.  В столице и крупных городах разрешили крестные ходы вокруг храмов  с зажженными свечами. По данным столичного УНКВД, в действующих православных храмах собралось  свыше 160 тыс. верующих. «Верующее население, – докладывала контрразведка, и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи и полученными послаблениями «реагировало положительно».

Сохранилась записка от  главы НКВД СССР (1938–1945 гг.) Лаврентия Берия по ВЧ-связи в Оперативную группу НКВД УССР (сам наркомат эвакуировали в Поволжье и Казахстан) в г.Купянск на Харьковщине от 4 апреля 1942 г. (канун Светлого Христова Воскресения): разрешить Пасхальные богослужения, обеспечить беспрепятственный доступ верующих в храмы и общественный порядок, однако – при усилении агентурной разработки клира и верующих.

На Пасху 1943 года послание митрополита Сергия издали в типографии тиражем в 6000 для распространения (через возможности спецслужбы и партизанского движения). «Да удостоит Господь и нас хоть отчасти пережить эту радость Воскресения Христова. Обильно «наслаждаясь светлого и спасительного пасхального торжества», пусть и наше сердце в своих тайникам скажет нам: «воистину восстал Господь»… Бог даст, над освобожденной Европойснова воссияет  вместо языческой свастики животворящий Крест Христов».

Председатель Совета по делам РПЦ при Совнаркоме (СНК) СССР, полковник Георгий Карпов, докладывая в ЦК партии о праздновании Пасхи в ночь с 15 на 16 апреля 1944 г. отмечал: «Почти во всех церквях города… были военные офицерского и рядового состава общим числом более 500 человек», немало военнослужащих (группы в 50, 100, 275 человек) присутствовали на Пасхальном богослужении в подмосковных храмах и в столичной области. Всего в Москве в ту ночь пасхальная служба велась в 32 храмах, докладывал И.Сталину заместитель председателя СНК СССР Л.Берия, присутствовало до 250 тыс. человек (против 83 тыс. в 1943 г.), в столичной области в 126 храмов пришло до 200 тыс. людей. Порядок обеспечивало около 2400 милиционеров. Среди моляшихся до 80-85% составляли женщины, 15–20% мужчины.

В скудное военное время Г.Карпов ходатайствовал (27 января 1944 г.) перед заместителем главы правительства СССР Вячеславом Молотовым (с предварительного одобрения последнего) о вручении к Пасхе подарков митрополиту Алексию, митрополиту Николаю (Ярушевичу, бывшему Экзарху Украины) подарков на 10 тыс. рублей каждому (обычно в него включали и дефицитные тогда ткани на облачение и одежду, продукты), и подарков на 5 тыс. рублей восьми епископам, «показавших себя наиболее активными в патриотической деятельности». Слово «Пасхе» Молотов подчеркнул. 

«На места» шли благоприятные для Церкви указания. Так, в сообщении уполномоченного по делам РПЦ по Сумской области Т.Носуленко епископу Сумскому и Ахтырскому Корнилию (Попову) говорилось о «разрешении проведения в ночь с 15 на 16 апреля ночной пасхальной службы в церквях», принятия мер по «усилению патриотической деятельности в церквях (чтении патриотического обращения патриарха Сергия, сбор средств в фонд обороны)».

Пасха 1944 года примечательна и тем, что стала крайним, отведенным Патриархом Сергием, сроком покаянного приема (воссоединения) с канонической Церковью обновленческих «архиереев».

На Пасху 6 мая 1945 года партийный аппарат подробно сообщал о восторженной реакции людей на продажу «куличей государственных булочных с обозначением «Христос воскрес» и сырковой массы. «Народу в церкви был уйма. Молодежи пришло много. Видно, скоро все партийные будут молиться» – пересказывали партаппаратчики разговоры людей. «Правильно сделали, что разрешили свободно верить в бога. Священники агитируют за Советскую власть лучше, чем наши некоторые агитаторы… Я видела много военных и молодежи… Я убеждаюсь, что много людей верит в Христа-Спасителя».

«Антисоветских проявлений в пасхальные дни не отмечено…»

…докладывал 9 мая 1943 г. секретарю ЦК КП(б) Украины Никите Хрущеву нарком внутренних дел УССР генерал-майор Василий Сергиенко. Сообщалось, что разрешение праздновать Пасху 22-24 апреля встретило «положительное реагирование со стороны духовенства и верующих» не занятых агрессорами Харьковской, Ворошиловградской и Сталинской (Донецкой) областей. В многих храмах был организован сбор подарков фронтовикам и пожертвований в фонд обороны. Лишь в двух храмах Ворошиловграда собрали 1500 посылок воинам. «В своих проповедях духовенство призывало верующих оказывать всемерную помощь Красной Армии, чем способствовать скорейшему разгрому гитлеровцев», выступало с патриотическими словами.

Обширную информацию о Пасхе военных лет в Украине можно почерпнуть из доклада (3 августа 1945 г.) своему шефу Г.Карпову от уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Украинской ССР (в 1944–1949 гг.) Павла Ходченко (1880–1967, более известен как писатель). В рамках официальной идеологии бывший народный учитель Ходченко старается изобразить социально-психологическую атмосферу большого религиозного и патриотического подъема в освобожденной Украине. Отмечает уют в храмах, чистоту, сбор икон, реставрацию росписей, организацию хоров и концертов духовной музыки: «Душеспасительных» таких очагов в Киевской области 600 и они обслуживают и охватывают своим влиянием не менее 400 000 человек, которые работают в колхозах и др. учреждениях».

Павел Семенович, с 7 лет горбатившийся в «панских маетках», почти эпически повествовал бывшему пролетарию, генерал-майору Карпову о разительных изменениях в пасхальном быту украинских селян. На Пасху 1944 года куличи были «в абсолютном большинстве из кукурузной, ячменной муки, сала и яиц почти не было, а если у кого было сало, то очень тоненькое и в малом количестве яйца», церкви в  аварийном состоянии, старенькая одежда у прихожан

То ли дело на Пасху 1945 года – в храмах в 2-3 раза больше людей, здания приведены в порядок и обсажены деревьями, праздничная одежда, и что важно, подчеркивает наблюдательный уполномоченный, в корзинках «всего очень много, и в большинстве пасхи из белой муки, сало толстое и в большом количестве яйца». Люди радовались и поздравляли друг друга «с Пасхой и победами на фронте»

Шел активный сбор пожертвований на армию, детские дома, сиротам войны, госпитали. Среди прихожан выросла часть мужчин, военных, 15-25% составляла молодежь. Немало молодежи исповедовалось, к исповеди подходили военнослужащие до майора включительно, снимая на время личное оружие. Никаких антирелигиозных мероприятий или намеренного срыва властями богослужений в республике не отмечалось.

Приводилась статистика Православия в Украине по состоянию на 1 июля 1945 года: 14 архиереев, 6133 храмов и 4863 священника канонической Церкви, 422 диакона, 1919 псаломщиков, 346 монахов и 1390 монахинь, оценочно до 1,2 млн. православных «верующих активных религиозников».

«Стать выше лишений…»

Проникновенными были Пасхальные обращения митрополита и будущего Патриарха (1945–1970) Алексия (Симанского). Все дни страшной блокады Ленинграда (не менее 700 тыс. умерших и погибших из почти 3 млн. населения города и пригородов) владыка Алексий, сын камергера двора Его Императорского величества, провел в героическом городе с своей паствой. После повреждения огнем немецкой артиллерии Князь-Владимирского собора (где он жил в комнатушке в мансарде над входом), владыка перебрался в помещение под куполом кафедрального Никольского собора (только за 1942 год этот храм потерял 8 членов клира и церковнослужителей). Митрополит Алексий постоянно служил (зачастую сам), проводил общие поминовения, отпевал усопших, выступал с проповедями, читал акафисты и огромные помянники. Случалось, что на богослужение приходило командование Ленинградского фронта во главе с генерал-полковником (с 1944 г. – Маршалом) Леонидом Говоровым. Даже в самую голодную зиму 1941/1942 гг. храмы Ленинграда снабжались минимально необходимым для совершения Евхаристии объемом муки и вина.

Особенно ожесточенный огонь тяжелых дальнобойных орудий и бомбардировки обрушились на несломленный город на Пасху, 5 (18) апреля 1942 года. Блокадники шли освящать кусочки хлеба из голодного пайка. Две авибомбы упали неподалеку от собора, снижаясь, самолеты люфтваффе обстреливали собор из пулеметов. Больших жертв удалось избежать, перенеся богослужение на 6 часов утра. Митрополит Ленинградский (минимум два раза осколки снарядов падали прямо рядом с ним, не считая разрушений храма) призывал в Пасхальном послании «стать выше тех сравнительно малых лишений и личных бедствий, которые приходится переживать в это бурное время…, и больше, чем когда-либо хранить бодрость и твердость духа, помня слова апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь» (1 Кор.16,13)».

По воспоминания лениградского благочинного, протоиерея Николая Ломакина, владыка имел твердую веру в победе над врагом, «не любил он паники и уныния…, всюду внося бодрость, веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорбях». Всю блокаду не закрывались все 8 дейсвующих храмов, штатное духовенство не эвакуировалось. Верующие питерцы только за 1943 год внесли в фонд обороны свыше 5 млн. рублей.

Первая Пасха владыки Алексия уже в священном сане Патриарха Московского и Всея Руси (6 мая 1945 г.) пришлась на дни Победы над нацизмом. Он с собором архиереев и духовенства отслужил торжественную службу в Богоявленском соборе Москвы и выступил с «Посланием по случаю победоносного окончания Великой Отечественной войны». В 1946 г., в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу состоялась передача братии Троице-Сергиевой Лавры мощей «игумена всея Руси», преподобного Сергия, Радонежского чудотворца (о чем ходатайствовал перед правительственными структурами Патриарх), 19 апреля прошло первое богослужение после возвращения обители  Церкви. В ночь пасхальной заутрени после перерыва в четверть века вновь зазвонил лаврский колокол, и Патриарх в телеграмме наместнику обители архимандриту Гурию (Егорову, будущему епископу Ташкентскому) назвал это событие «Пасхой избавление от скорби».

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова, как правило, изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Воскресение Христово — Сошествие во ад. Россия, XIX в.

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Сошествие во ад. Средиземноморье, сер. XVI в.Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410Дионисий. Икона «Сошествие во ад» (конец XV в., ГРМ).Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в.Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в.Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век. Музей истории религии, Санкт-Петербург

Поздняя Пасха — 2021: эксперт объяснил причины «сдвига» на 2 мая

Все дело в том, что Пасха «вышла» из иудейского праздника Песах, который связан с днем исхода иудеев из Египта. Считается, что иудеи покинули Египет 14 нисана. Нисан — это первый месяц еврейского календаря, отсчет которого ведется с новолуния, первого после весеннего равноденствия. И поскольку в далёкие времена люди определяли даты по местоположению Луны на небосклоне, то и древний еврейский календарь соответствует лунному. 14-й день приходится как раз на полнолуние. Таким образом, иудеи в этом году празднуют Пасху в первое полнолуние после 20 марта.

Когда-то христианская Пасха отмечалась вместе с иудейской, но сей факт воцерковленных людей очень смущал. Хотя бы потому, что Христос воскрес не на иудейскую Пасху, а через 3 дня после нее. Поэтому на Никейском соборе 325 года христианские епископы договорились праздновать Пасху в первое воскресение после первого полнолуния, которое наступило первым после весеннего равноденствия, и следуют этому правилу до сих пор. Стороннему человеку этот расчёт кажется сложным. Но поверьте, эксперты уже набили себе руку.

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться как на март, так и на апрель — это связано с тем, что лунный календарь на несколько дней короче солнечного. Длительность лунного месяца составляет время от новолуния к новолунию, то есть около 29,5 дней. Таким образом, православный праздник Пасхи может выпасть в любой день от 4 апреля до 8 мая.

Вот только чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется таким непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года, что простому человеку разобрать эту формулу невозможно. Но нам достаточно знать о том, что минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться. Так что никто заранее не рассчитывает и не объявляет пасхальные даты — они известны давным давно, поскольку давно рассчитаны.

— Все религиозные даты — это условность, — успокоил нас религиовед Денис Батарчук. — Науке, например, до сих пор достоверно не известно, когда родился Иисус. Примерно понятно только время года. А давным-давно Рождество, Крещение и Пасху вообще отмечали в один день. Так было проще. Больше вам скажу, так называемую малую Пасху можно отмечать каждое воскресенье. Христианство это допускает. Разумеется, без яиц и куличей, но с верой в сердце. А различий между ранней и поздней Пасхой по сути нет никаких. Совершенно.

История праздника

По приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата Иисус Христос был приговорен к мучительной смерти – распятии на кресте. Его распяли на горе Голгофе на окраине Иерусалима. Точная дата смерти Спасителя неизвестна. Это произошло в пятницу, в период с 26 года н.э. по 36 год н.э. После смерти Иисуса обвили плащаницей и положили в гроб (каменную пещеру) до наступления субботнего покоя. В ночь с субботы на воскресенье, накануне иудейской Пасхи, Жены-мироносицы пришли к гробу. Они обнаружили отпертую пещеру и ангела в ней, который известил их о воскресении Христа.

Название «Пасха» праздник получил от еврейской Пасхи, в ночь на которую произошло Воскресение Христово. Песах у иудеев посвящен Исходу – освобождению израильтян от четырехвекового рабства под гнетом египетских фараонов. Эти события описаны в Ветхом Завете.

История нашей страны и праздник Пасхи — удивительные совпадения и магия цифр

Через несколько дней мы в очередной раз будем отмечать самый главный православный праздник. Накануне этого события весьма интересно проанализировать некоторые закономерности, вспомнить далекую и не очень историю, поделиться своими довольно занимательными наблюдениями. Подтолкнуло меня к этому то, что в 2019 году праздник Пасхи приходится на 28 апреля. И вдруг осенила мысль: а когда такое было еще?

Ответ получился довольно неожиданный. Предыдущий раз Пасха 28 апреля отмечалась 79 лет назад — в 1940 году! Так что подавляющее большинство ныне живущих впервые в жизни будут встречать светлый праздник в эту дату. Почти все знают, что Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, который наступает не ранее весеннего равноденствия. Но не все в курсе, что вычисление даты православной Пасхи производится по александрийской пасхалии. Поэтому не всегда день празднования Пасхи совпадает с датой астрономической Пасхи. Дата Пасхи может попадать на период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю (в XX-XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по новому стилю, а в ХХII веке будет с 5 апреля по 9 мая). Так вот что интересно. 4 апреля, самая ранняя Пасха, была в ХХ веке всего один раз — в 1915 году, в ХХI веке тоже один раз — в 2010 году, и больше в этот день ее никогда не будет. А самая поздняя Пасха (8 мая) в период с 1800 года и до наших дней была только один раз — в 1983 году, в ХХI веке будет тоже только один раз — в 2078 году. А через 154 года, в 2173-ем, Пасха впервые в истории будет отмечаться 9 мая, в 238-ю годовщину Великой Победы! Если проанализировать период с 1940 года (когда в предыдущий раз Пасха праздновалась 28 апреля), то выясняется, что чаще всего (по четыре раза) праздничная дата выпадала на 14, 25 и 30 апреля, а реже всего (один раз) на 4, 6, 7, 28 апреля, 2 и 8 мая. Если Пасха 30 апреля, то Радуница приходится на 9 мая (на день Великой Победы). Но есть один уникальный день в истории — это 7 мая. В этот день в течение ХIХ и ХХ веков Пасха не отмечалась ни разу, а в XXI веке она наступит только в 2051 году. Есть несколько дней в календаре, на которые редко выпадает праздник Пасхи. Например, 5 апреля Пасха отмечалась в 1953 году, а следующий раз будет только в 2037 году. 2 мая Пасха была в 1948 году, а еще будет в 2021-ом. С 1936-го до 2015 года не приходилось отмечать светлый праздник 12 апреля, с 1944-го до 2021 года — 16 апреля. Есть еще несколько очень интересных совпадений, причем и радостных, и печальных. В самом трагическом для нашей Родины 1941 году праздник Пасхи был 20 апреля, а это день рождения Гитлера. А вот цветущий и поющий май 1945 года принес нам День Великой Победы 9 мая, а ему предшествовало празднование светлой Пасхи 6 мая, в день Святого Георгия. Кстати, теперь 6 мая Пасха придет к нам только в 2040 году. Очень редко Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля). В этом случае она называется Кириопасха (Господня Пасха). Такое было в 1912-ом и в 1991 году, а в следующий раз будет только в 2075 году

Невозможно не обратить внимание на очень поразительное совпадение двух самых радостных исторических событий советской эпохи и вообще XX века — подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года и первый в мире полет в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года произошли в среду пасхальной недели, то есть на четвертый день Пасхи. В 1945 году Пасха была 6 мая, а в 1961-ом — 9 апреля

Видимо, день старта космического корабля «Восток» определялся далеко не случайно, а на основе тщательных исследований и сопоставлений. Помню, как в 1991 году, предчувствуя что-то недоброе, моя 90-летняя прабабушка, родившаяся еще в XIX веке, говорила, что подобное совпадение двух больших праздников очень даже нежелательно (мягко сказано). Ей, очевидно, об этом из своих наблюдений поведали ее родители. Все эти наблюдения и, на первый взгляд, странные совпадения, оказываются далеко не странные и не случайные. Жизнь показывает, что ничего случайного нет, все закономерно. И не зря существуют старинные русские традиции, которыми мы так бережно дорожим. С праздником Светлой Пасхи!

Юрий СОЮЗНЫЙ