Оглавление
- Материнство у художниц
- «Девушка с жемчужной сережкой», 1665
- Способы развития восприятия произведений искусства
- Купание летом в деревне и на даче
- Направления искусства
- Знаменитые русские портретисты
- Ход занятия:
- Как познакомить дошкольника с портретом?
- Жанры живописи для детей старшего дошкольного возраста с примерами картин и художников.
- Материал для занятий
- Используемые материалы
Материнство у художниц
В XVIII веке под влиянием философа Жан-Жака Руссо материнская нежность превратилась в самостоятельную тему женского портрета. Гармоничная связь между матерью и ребенком воспринимались как выражение добродетели и источник земного счастья. Тогда же на арт-сцене наконец-то появляются художницы, готовые осмыслить материнство через призму собственного опыта.
Когда француженка Элизабет Виже-Лебрен пишет королеву Марию-Антуанетту в окружении малолетних чад, она нарушает канон парадного портрета в угоду семейной идиллии. Вместо застывших поз и отстраненных лиц мы видим трогательную интимную сценку: в центре — королева с младенцем Луи-Шарлем на руках, старшая дочь Мария-Тереза ласково льнет к матери, а дофин Луи-Жозеф указывает на колыбель, затянутую траурной тканью (недавно от туберкулеза скончалась малышка София, младшая из отпрысков королевской семьи).
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен «Портрет Марии-Антуанетты с детьми» (1787)
На портрете Виже-Лебрен ненавистная для французов Мария-Антуанетта показана и величественной монархиней, и любящей матерью (какой она, кстати, была в жизни) — примером для своих подданных.
Однако настоящую революцию в изображении материнства произвела американская импрессионистка Мэри Кассат. Кассат — которая, кстати, не имела собственных детей — совершенно по-новому раскрыла взаимоотношения матери и ребенка через сцены повседневной жизни.
«Девушка с жемчужной сережкой», 1665
«Девушка с жемчужной сережкой», Ян Вермеер, 1665
Художник
ЯнВермеер родился ипрожил всю жизнь вНидерландах. Онпринадлежит кпредставителям золотого века голландской живописи истоит наравне сРембрандтом. Ожизни художника известно мало, ясно лишь то, что унего была хорошая школа живописи: в21 год его приняли вгильдию Святого Луки, что было невозможно без шести лет серьезного обучения упризнанного живописца. Позднее Вермеер дважды занимал должность руководителя гильдии.
Художник достиг успеха еще при жизни, обладал авторитетом ипродавал свои картины засолидные суммы. Писал портретист неболее двух работ вгод. Наданный момент известно о34 подлинниках.
История
История картины Девушка сжемчужной сережкой окутана тайной. Дата написания указана предположительно, так как сам Вермеер еенепоставил. Исследователи досих пор незнают, кто изображен накартине: поодной изтеорий ЯнВармеер изобразил свою дочь Марию, которой было тогда около 12 лет. Впользу этой теории говорит удивительно прямой исмелый взгляд девушки, словно они схудожником близко знакомы.
Подругой версии девушка напортрете— неконкретный человек, асвободное творчество художника, или трони— анонимный портрет-фантазия. Эту теорию подтверждают описи имущества после смерти Вермеера, где указаны два трони втурецком стиле— речь вполне может идти озамысловатом тюрбане наголове девушки.
Стиль
Картина Девушка сжемчужной сережкой относится к барокко. Обэтом говорит сочность, насыщенность цветов и контрастность, придающая портрету выпуклость. Художник мастерски изобразил свет накоже,подчеркнув его контрастно-темным фоном. Естественно выглядятблики вглазах инагубах девушки, которая смотрит словно куда-то заспину зрителю.
Интересные факты
- Художники втот период недавали названий своим полотнам— их придумывали служащие, составлявшие описи имущества. Картина называлась Девушка втюрбане иЛицо девушки, итолько перед выставкой вВашингтоне в 1995 сотрудники музея Маурицхёйс придумали современные вариант.
- Серьезная дискуссия развернулась осамой сережке, аименно оеежемчужности. Многие исследователи обратили снимание наслишком большой размер камня, атакже наяркий блик в его нижнейчасти. Сейчас ученые склоняются ктому, что украшение было неизжемчуга, аизстекла, покрытого матовым слоем. Крупный жемчуг был редкостью ипозволить его могли только богатые, поэтому изВенеции поставляли бижутерию.
Способы развития восприятия произведений искусства
Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.
Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.
В связи с тем, что дошкольник только учится «считыванию» трёхмерного пространства картины, следует развивать в нем наблюдательность и обращать внимание на прекрасное (сочетание красок, форму предметов) во время прогулок, походов, экскурсий, игр и т. д
Важно научить ребенка замечать красоту в живой природе для того, чтобы он смог увидеть красоту на картине. Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник
Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.
Для развития эмоционального восприятия можно воспользоваться приёмом «вхождения в картину»:
Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.
Для развития художественного мышления следует обратить детское внимание на выразительные средства: «С помощью каких красок художник передал нам радость (тишину, покой, волнение, грусть, страх, свежесть…)? А что бы ты чувствовал, если бы он взял темные краски?»
Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.
Купание летом в деревне и на даче
Летом можно было купаться на улице в воде, нагретой солнцем. На этой картине Владимира Гусева малыш плещется в стальной оцинкованной ванне, пока мать развешивает выстиранное белье.
Владимир Сергеевич Гусев (род. 1957) Купание
Копытцева Майя Кузьминична (1924-2005) Купание. 1960-е гг.
Татьяна Анатольевна Калын (Михнёва) (род. 1969) Счастье в чистом виде
Татьяна Анатольевна Калын (Михнёва) (род. 1969) Счастье в чистом виде II.
Андрей Гаврилович Лысенко (1916-2000) «Купание ребёнка»
Аркадий Александрович Пластов (Россия, 1893-1972) «Жаркий полдень» 1960-е
Мария Владимировна Савченкова (Россия, 1917) «Полдень в яслях»
Направления искусства
Портрет можно написать в разных направлениях. Часто художники экспериментировали, пытаясь найти новую форму для самовыражения. В каждом направлении были свои выдающиеся мастера.
Абстракционизм
Художники не используют реалистичные средства живописи, предпочитая геометрические формы и игру с цветом. Самыми яркими представителями абстракционизма являются В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова.
Барокко
Выделяется пышностью, величием. В картинах сочетаются реализм и вымысел. В этом направлении писали Рубенс («Венера перед зеркалом»), Караваджо («Отдых на пути в Египет») и Эль Греко («Святой Иоанн Евангелист и Святой Франциск»).
Бытовой жанр
Художники изображали на картинах исключительно современные для них события. Например, Диего Веласкес «Старая женщина, готовящая яичницу», Эдгар Дега «Абсент» и Борис Кустодиев «Купчиха за чаем».
Возрождение или Ренессанс
У изображений появляется объем, а на фоне возникают пейзажи. Самые знаменитые полотна в стиле Ренессанс — Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Тициан «Тарквиний и Лукреция».
Импрессионизм
Художники писали маленькими мазками, поэтому краски не смешивались между собой. Они полностью отказались от черного цвета и стремились запечатлеть мимолетность и легкость мгновений. Известные представители — Огюст Ренуар («Танец в Буживале»), Эдгар Дега («Звезда балета»), Эдуард Мане («Сливовица»).
Исторический жанр
Появился в эпоху Возрождения. Художники изображали на картинах значимые исторические события. Примеры исторических полотен — Диего Веласкес «Сдача Бреды», Рембрандт «Заговор Клавдия Цивилиса», Василий Суриков «Боярыня Морозова».
Классицизм
Ключевыми элементами выступают светотень и линии. Особенно этот жанр был популярен в России. Его яркими представителями были Карл Брюллов («Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной воспитанницей Джованинной Пачини и арапчонком»), Федор Рокотов («Портрет Григория Орлова в латах»), Дмитрий Левицкий («Портрет Екатерины Нелидовой»).
Кубизм
Ассоциируется с Пабло Пикассо. Ему удавалось через геометрические формы раскрыть внутренний модели, изображенной на портрете. Самые знаменитые работы Пабло Пикассо в кубизме — «Портрет Амбуаза Воллара», «Студент» и «Авиньонские девицы».
Ню
Жанр в живописи, воспевающий красоту обнаженного тела. Это демонстрация чувственного восприятия мира и идеальные представления о красоте. В этом направлении писал Тициан («Даная»), Рубенс («Три грации») и Франсуа Буше («Венера и Купидон»).
Поп-арт
Это направление зародилось в 50-60-х гг. в США. Героями картин становились герои массовой культуры. Самые известные представители — Энди Уорхолл («Мерилин Монро»), Дэвид Хокни («Живопись для дипломной работы») и Рой Лихтенштейн («В машине»).
Символизм
Художники стремились к новаторству, тайнам и иносказанию. Один из талантливых мастеров этого направления — Михаил Врубель («Шестикрылый Серафим», «Демон сидящий», «Тамара и Демон»).
В каждом из этих течений были свои талантливые мастера, а изображение человека на портрете менялось — от реалистичного до абстрактного, где главное — раскрыть внутренний мир героя.
Знаменитые русские портретисты
В России так же было много талантливых художников, которые не только копировали стиль зарубежных мастеров, но и создавали свой собственный. Они подарили миру много известных портретов.
Карл Брюллов
Современники называли его «вторым Рафаэлем». Его полотно «Последний день Помпеи» было признано шедевром 19 века. Брюллов прославился, благодаря красивым портретам высшей знати, в том числе, изображений Екатерины Второй. Кроме того, на его картинах можно увидеть мифологические сюжеты.
Иван Крамской
Художник-передвижник и автор одной из самых загадочных картин «Незнакомки». Специалисты до сих пор спорят, кто изображен на полотне. Но Крамского интересовала не только портретная живопись, но и изображение батальных сцен. Позднее он стал художественным критиком и отмечал, что живописцы слишком мало внимания уделяют внимания социальным проблемам России в своем творчестве.
Михаил Врубель
Один из самых талантливых художников с трагической судьбой. Его работы сравнивали с ночными сновидениями — такие же таинственные и неуловимые. У Врубеля была удивительная особенность — эйдетизм. Это особый вид зрительной памяти, когда человек не просто представляет себе образ, а видит его словно на фотографии.
Валентин Серов
Люди, далекие от изобразительного искусства, знают его по картине «Девочка с персиками». Его называли мастером портрета. Живописец был академиком Императорской Академии Художеств.
Валентин Серов был деятельным человеком, принимавшем активное участие в жизни деятелей искусства. Состоял в совете Третьяковской галереи, рисовал иллюстрации к журналу, позднее присоединился к художникам-передвижникам.
Константин Маковский
Многие называли его предвестником импрессионизма в России. Некоторые полагали, что он в своих картинах изображает идеалы передвижничества. Но несмотря на противоречивые отзывы о своем творчестве, Маковский был самым высокооплачиваемым художником своего времени. А на Всемирной выставке Париже за свою работу получил золотую медаль.
Илья Ефимович Репин
Не только широко известный портретист, но и талантливый педагог. Он преподавал в Императорской Академии Художеств. Является основоположником русского реализма. Своим примером Репин доказал, что благодаря таланту и упорному труду можно добиться больших успехов в жизни.
За отличную учебу в Академии был награжден поездкой за границей, где смог почерпнуть вдохновение для своего творчества. Его портреты отличаются тонким психологизмом, умением передать всю глубину эмоций человека.
В России было много талантливых портретистов, которые стали известны далеко за пределами Родины. К тому же многие их них вели активную общественную деятельность и освещали в своем творчестве социальные проблемы России.
Ход занятия:
— Ребята, чем отличаются детские книги от взрослых?
— Да, действительно, в детских книгах много картинок.
— Картинки в книгах называются иллюстрациями.
— Как вы думаете, кто их рисует?
— Правильно, художники, но профессия эта называется художники – иллюстраторы.
— На свете живёт много художников, и сегодня я познакомлю вас с одним из них.
— Это Юрий Алексеевич Васнецов, его рисунки, иллюстрации в книжках, вы видели, когда были совсем маленькими, а мама читала «Баю–баюшки, баю…» и показывала картинку
— Помните?
— А эту? «Солнышко-вёдрышко…»
Эти иллюстрации нарисовал Юрий Васнецов.
— Солнышко уже прячется за макушки тёмных елей, а волк несёт малыша под «ракитовый кусток»,который Юрий Васнецов изобразил сказочно: розовыми завитушками.
— Ели и волк похожи на настоящие?
— Но не умеет волк ходить на задних лапах и носить малыша. Не встретишь в лесу такого кустика!
— А где можно встретить? (в сказке)
— А в потешке «Солнышко-вёдрышко» солнышко живёт в деревянном домике, топит печку, а на улице идёт дождь, и розовые утята с мамой уткой зовут солнышко, чтобы оно согрело их и осветило землю.
— В рисунках Юрия Алексеевича правда переплетается со сказкой: ведь утки похожи на настоящих, но они не бывают розового цвета. Домики бывают деревянные, но солнышко прячется не в домик, а за тучки.
— Если внимательно рассматривать рисунки Юрия Васнецова можно заме-тить отличительные особенности в рисовании художника.
— Родился Юрий Алексеевич
в старинном русском городе Вятка, сейчас этот город называется Киров
Этот город славится вот такими игрушкам
— Вы их вспомнили?
— Когда он был маленьким, как вы, он любил ходить на весёлые ярмарки, где продавали разные товары и эти замечательные игрушки. Маленький Юра подолгу стоял и любовался их узорами. И если внимательно посмотреть на рисунки Юрия Алексеевича и на дымковские игрушки, можно заметить много общего.
Предлагаю сравнить козу из потешки «Идёт коза рогатая»
с дымковской барыней.
Сравниваем медведей из русской народной сказки «Три медведя»
с дымковскими медведями
— Когда Юрий Алексеевич вырос, уехал учится в Ленинград, чтобы стать художником.
Он научился рисовать и портреты, и пейзажи, но больше всего ему нравилось рисовать картинки для маленьких детишек.
— Однажды Ю. А. сидел дома за столом и работал. Перед ним были кисти. Карандаши, краски.
— Папа, а что ты рисуешь? – спросила его маленькая дочка.
— Кота.
— Какой странный кот: в валенках расписных, с булкой, с палочкой, он со-всем не похож на нашего Мурзика.
— А не похож он, потому что сказочный, а в сказках звери удивительные. — сказал так художник и раскрасил коту бантик в розовый цвет.
— И, действительно, все иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова – удивительные.
В них правда переплетается с вымыслом: С неба смотрит лучистое дымковское солнышко, гуляет свинья в разноцветном платье, качается в расписной люльке котёнок и все звери смотрят на нас добрыми глазами.
Физ минутка по потешки «Идёт коза рогатая»
(изображение движений)
2 часть: Игра. «Найди иллюстрацию Ю. А. Васнецова)
(слайд) — волка.
(слайд) – козу.
(слайд) – лису.
(слайд) – кота.
Предлагаю детям пройти на выставку книг иллюстрированных Юрием Алексеевичем Васнецовым.
Сентябрь. Беседа№ 3
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель:
1. Вызвать эмоциональное отношение к природе.
2. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.
Предложить детям рассмотреть репродукцию картины, обращая внимание на цветовое многообразие осенних листьев, любуясь переливами цвета. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов
Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов. 3
Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень
3. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.
2. Экскурсия в соседний парк рядом с д/с.
3. Рисование осенних деревьев, кустов
4. Лепка овощей, фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.
Материал: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Как познакомить дошкольника с портретом?
Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.
Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).
По повороту головы портреты бывают: в профиль, в анфас (фр. en face — «с лица»), в четверть поворота направо или налево, в три четверти, вполоборота.
По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.
По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).
Портрет называют костюмированным, если человек изображен в виде литературного (театрального, аллегорического, исторического, мифологического) персонажа. При наименовании такого портрета включают слова «в образе» или «в виде».
Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.
По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.
Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.
С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, Х. П. Платонова, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.
Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.
Примерная беседа о портрете:
Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?
Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?
По наводящим вопросам ребенок составляет описательный рассказ. Примерный рассказ по портрету В.А. Серова «Мика Морозов»:
На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.
Рассказ по портрету И. Е. Репина «Стрекоза»:
И. Е. Репин «Стрекоза»
На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.
В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.
Жанры живописи для детей старшего дошкольного возраста с примерами картин и художников.
Как познакомить дошкольника с жанром пейзажа?
Знакомство дошкольника с пейзажной живописью лучше начинать с произведений русских художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана, К. К. Саврасова, И. К. Айвазовского.
Жанру пейзажа можно посвятить тематические выставки по теме «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». В каждую тематическую выставку можно включать работы разных пейзажистов. Это позволит ребенку увидеть времена года и сезонные изменения в природе глазами мастеров пейзажа
Важно обратить внимание на то, что времена года у каждого художника отличаются по присущему ему стилю
Пейзаж выражает настроение художника, его отношение к окружающей природе, поэтому каждый пейзаж созвучен с музыкой или поэзией. Рассматривая с ребенком картину, расскажите о том, что на ней изображено. Рассказ может быть построен так: «На этой картине художник представил весну. Солнце стало жарким. От его света ожила березовая роща. Чувствуется свежий запах влажной земли и тепло солнечных лучей (картина В. Н. Бакшеева «Весна»). Точно такую же весну мы представляем при прослушивании мелодии П.И. Чайковского «Весна»».
В. Н. Бакшеев «Весна»
Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» созвучна «Баркаролле» П.И. Чайковского,
А. А. Рылов «В голубом просторе»
картина А. А. Пластова «Первый снег» — музыке С. С. Прокофьева «Утро».
А. А. Пластов «Первый снег»
При описании картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно обратиться к стихотворным строкам А.С. Пушкина.
Расскажите дошкольнику о разновидностях жанра. Пейзаж подразделяется на жанры: романтический, лирический, эпический, драматический.
Романтический пейзаж
Природа, представленная в романтическом пейзаже, передает чувства человека.
В картине И.К. Айвазовского «Девятый вал» показана тревога и беспомощность человека перед морской стихией.
Картина И.И. Левитана «Весна – большая вода» рассказывает нам о пробуждении природы и души художника.
Лирический пейзаж
А. А. Пластов «Сенокос»
В лирическом пейзаже отражена красота природы. Он вызывает чувство любви к Родине, заставляет грустить, учит радоваться, восхищаться… У картины А. А. Пластова «Сенокос» так и хочется прочитать лирические строки С.А. Есенина:
Эпический пейзаж
В эпическом пейзаже художник показывает величие земли монументально, красочно, звучно (картины М.С. Сарьяна «Горы», «Октябрь в Ереване»).
М. С. Сарьян «Октябрь в Ереване»
Драматический пейзаж
В драматическом пейзаже чувствуется напряжение, тревога. Художник показывает природу перед грозой или бурей (картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»).
Материал для занятий
Начинать занятия можно уже с полутора лет. Приобретите несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Купить их можно в книжных магазинах и художественных лавках музеев. Замечательным вариантом будет набор репродукций тех картин, которые в последствие малыш сможет увидеть в музее вашего города. Представляете его неописуемый восторг?! Он разглядывал маленькую открыточку, теребя ее в руках, а теперь вот она, такая огромная … висит на стене.
Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников. Сейчас выпускается много детских книг, посвященных живописи. Их вы сможете рассматривать и черпать нужную информацию, сделав занятия с ребенком информационно насыщенными и увлекательными.
Используемые материалы
Художники, работавшие в жанре портрет, творили не только красками, но и другими художественными средствами.
Акварель — с ее помощью получается создавать нежные и чувственные портреты, поражающие реалистичностью (Стив Хэнкс «Вдохновение», «Солнце Санта-Фе», Мэри Уайт);
Масло — в их основе растительные компоненты, цвета получаются яркими, глубокими (Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Рубенс «Портрет Анны Австрийской»);
Графика — в графике обычно рисуют эскизы, но мастерам удается с помощью карандаша передать настроение героя (Микеланджело «Идеальная голова», Леонардо да Винчи «Туринский автопортрет»).
В современных портретах художники экспериментируют с техникой и материалами, чтобы добиться более совершенных результатов. Выбор материала зависит от того, какой эффект хочет получить живописец.