Оглавление
- Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»
- Рутилио Манетти «Поклонение волхвов»
- Преображение
- Христос Святого Иоанна Креста
- Литература
- Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов»
- Картины русских художников о Рождестве
- Джентиле да Фабриано. «Поклонение волхвов»
- Дополнительные сюжеты
- Распятый Христос
- Рождественские картины художников 18-19веков
- Волхвы
- Рембрандт ван Рейн «Святое семейство»
- Иконография
- Рождественские пейзажи в Европе и США
- Тропарь
- Последователь Яна Йост Калькара «Рождество: Святая ночь»
- Иконы праздничного ряда
- Иконописцы
- Рождественские картины художников эпохи Возрождения
Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»
Филиппино Липпи до сих пор по заслугам чествуют за то, что он первым среди итальянцев придумал ввести в композицию картины теплый нежный пейзаж, созвучный настроению главных персонажей. Полупрозрачные ткани, изящество линий, плавность, мягкие черты лиц – визитная карточка живописца.
Этого художника считают автором картонов-канонов, карандашных и угольных набросков на бумаге, из которых потом срисовывали и копировали композицию множество живописных мастерских по всей Европе.
Кстати, богато украшенный балкон с колонами и цветами – художественный домысел автора. В Библии описание места рождения Спасителя совершенно другое: бедная пещера, где в дождь прятали скот.
Картины знаменитых художников о Рождестве.
Рутилио Манетти «Поклонение волхвов»
Искусствоведы утверждают, что именно творчество Рутилио Манетти посодействовало развитию Сиенской живопись в начале 17 века. Художник был знаменит и работал в своей мастерской вместе с многочисленными учениками.
На территории России находится всего-навсего одна работа Манетти, и это «Поклонение волхвов», созданная примерно в 1620 году. Увы, остальные картины из коллекций русских музеев пропали во время Великой отечественной войны.
Полотно интересно необычным взглядом на рождественскую историю: автор использует отсутствие в Библии указания на количество волхвов, прибывших в Вифлеем.
Ватикан, католические церкви утверждают, что волхвов было трое, а вот в Армении и Сирии считают, что двенадцать. В некоторых странах наводят другие мистические цифры: 7, 9. На картине Манетти их 6, что нелогично, ведь 6 – число дьявола.
Не сходятся взгляды и на то, кем именно были волхвы. Одни утверждают, что это были старейшины, другие – маги, третьи – цари. В старинных источниках волхвы сами были бедны, но начиная с 10 века н.э. их стали считать богатыми царями, представителями могучих государств.
Существует спорное мнение о том, что поклонявшиеся были разного возраста: совсем юный, молодой, пожилой, – поэтому на картине возлагают дары и мальчик, и юноша, и мужчина, и старик.
Преображение
Художник: Рафаэль
Год: 1520
Преображение (1520) — Рафаэль
Рафаэль был одним из трех великих мастеров искусства Высокого Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Преображение — последняя картина, созданная им. Она разделена на две отдельные части. В верхней половине картины изображено преображение Христа с пророками Ильей и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются избавить одержимого мальчика от демонов. Картина может быть интерпретирована как изображающая контраст между богом и человеком; причем верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя темная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто величайшим из итальянских художников, а «Преображение» — его величайшей работой, а историк искусства Джорджио Вазари называет картину Рафаэля «самой красивой и самой божественной» работой.
Христос Святого Иоанна Креста
Художник: Сальвадор Дали
Год: 1951
Христос Святого Иоанна Креста (1951) — Сальвадор Дали
Сальвадор Дали считается самым влиятельным художником направления сюрреализм. Эта картина известна как Христос святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонталью креста и круга, образованного главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все сущее существует в трех. Хотя картина изображает распятие, на ней нет гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение для картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови испортит его изображение Христа. Христос Святого Иоанна Креста был признан самой любимой картиной в Шотландии в опросе 2006 года. Это одно из самых известных произведений одного из ведущих современных художников и многие считают картину величайшей религиозной живописью 20 века.
Литература
- ActaSS. Ian. T. 8. P. 323, 664;
- BHG, N 802–806b; BHL, N 5135-5138;
- NikТdhmoj. Sunaxarist»j. T. 4. S. 405-409;
- MartRom. P. 1, 8;
- ЖСв. Дек. С. 704-715;
- Таррагонский аноним «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.
- Царевский А. С. Волхвы с Востока и вифлеемская звезда. К., 1891;
- Митякин А. П. Волхвы с востока: Историко-экзегетический очерк // ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 13-37;
- Протопопов П. Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские // ВиР. 1901. Т. 1. Ч. 2. С. 755-782, 801-818;
- Фивейский М., свящ. Евангелие от Матфея // Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1911. Т. 8. С. 00-00;
- Kehrer H. «Die Heiligen Drei Kцnige» in der Legende und in der deutschen bildenden Kunst bis A. Durer. Strassburg, 1904;
- idem. «Die Heiligen drei Kцnige» in Literatur und Kunst. 2 Bde. Lpz., 1908-1909;
- Hildesheim, 1962;
- Скабалланович М. О звезде волхвов. К., 1912;
- Knabenbauer J. Commentarius in Evangelium secundum Matthaeum. 2 Bde. 19223;
- Meisen K. Die heiligen drei Könige und ihr Festtag im volkstümlichen Glauben und Brauch. Köln, 1949;
- Olschki L. The Wise Men of the East in Oriental Tradition // Semitic and Oriental Studies. 1951. Vol. 11. P. 375–395;
- Monneret de Villard U. Le leggende orientali sui Magi Evangelici. Vat., 1952;
- Gordini G. D. Magi // BiblSS. Vol. 8. Col. 494-520;
- Leclercq H. Mages // DACL. T. 10. P. 980-1067;
- Riedinger U. Die Heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie: von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956;
- Montefiore H. Josephus and the NT // NT. 1960. Vol. 4. P. 139-160;
- Die Heiligen Drei Kцnige: heilsgeschichtlich, kunsthistorisch; das religiцse Brauchtum / Hrsg. A. Wienand. Köln, 1974;
- Schulze A. Zur Geschichte der Auslegung von Mt 2, 1-12 // ThZ. 1975. Bd. 31. S. 150-160;
- Ferrari-d’Ochieppo K. Der Stern der Weisen. Wien, 1972;
- Hughes D. The Star of Bethlehem Mystery. L., 1979;
- Yamauchi E. M. The Episode of the Magi // Chronos, Kairos, Christos / Ed. J. Vardaman, E. M. Yamauchi. Winona Lake, 1989. P. 15-39;
- Stramare T. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai magi a Betlemme (Parte I) // Bibbia e oriente. 1997. T. 39. P. 155-167;
- idem. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai Magi a Betlemme (v. 6) e tu, Betlemme, terra di Giuda // Ibid. 1998. T. 40. N. 2. P. 119-125;
- Forster H. Die Feier der Geburt Christi in der Alten Kirche: Beitr. z. Erforschung d. Anfдnge d. Epiphanie- u. Weihnachtsfests. Tüb., 2000;
- Maalouf T. T. Were the Magi from Persia or Arabia? // Bibliotheca sacra. 2001. Vol. 156. P. 423-442.
Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов»
Манера Мурильо выделяется потрясающим натурализмом. Он творил под впечатлением от произведений Караваджо, Веласкеса, Сурбарана, но наибольшее впечатление на него оказало творчество его учителя и наставника, Кастелло.
Отличительной особенностью на всю дальнейшую творческую жизнь так и осталась тотальное затемнение фона и выделение светлыми пятнами самого важного, что есть на полотне. Это заметно и на картине «Поклонение пастухов», где от светящегося и белоснежного младенца падают отблески на лица окружающих
В свое время Мурильо прославило его умение изображать лица с портретной схожестью и реалистично отражать выражение лица, эмоции и мысли персонажа.
В композиции использован прием пустого свободного пространства для пущей воздушности и одухотворенности сюжета.
Бедные пастухи, услышав радостную новость от ангела и увидев Вифлеемскую звезду, торопятся поскорее поприветствовать новорожденного и его семью. Несмотря на то, что они одеты в лохмотья, они стремятся показать свое доброе расположение, о чем свидетельствует поза пастухов.
Внимательный зритель заметит, что в отличии от произведений предыдущих веков, Мария изображена совсем юной, она сама почти ребенок, но уже мать. Ее взгляд, направленный на Иисуса полон материнской гордости и нежности.
Возле яслей художник написал корову, демонстративно подчеркивая нарочито убогую обстановку, в которой довелось родиться Божьему Сыну. Ему не нашлось места в людских домах и только среди скота он смог появиться на свет и запылать на небе новой звездой.
Интересно, что на холсте нет ни одного ангела, без которых не обходилась ни одно полотно художников Возрождения и Средневековья. На холсте мы видим счастливую, совсем юную, Марию, познавшую радость материнства.
Картины русских художников о Рождестве
На территории современной России еще со времен принятия христианства отмечали Рождество Христово весело и с размахом. Большинство населения очень религиозны и набожны. Не удивительно, что Библия и появление на свет Иисуса Христа отразились на творчестве многих русских художников.
В средние века даже сложилась русская школа иконописцев, разработавшая каноны для церковной живописи. В основном художники расписывали алтари и иконостасы, писали на деревянных дощечках на особой основе-левкасе.
По канонам, в центре композиции изображали пещеру с Божьей Матерью и Иосифом, ребенка рисовали в яслях, а рядом с ними овечку и корову. В некоторых местностях вместо овечки писали ослика.
https://youtube.com/watch?v=XMccItFV5XA
В небе над пещерой обязательно должна быть большая Вифлеемская звезда. Ангелы или витают в небесах возле звезды, или стоят возле пещеры.
Внизу иконы обязательно размещали сцену преклонения и принесения даров волхвами или пастырями, иногда и теми, и другими.
На росписи иконостаса Андреем Рублевым иконостаса Троицкого собора внизу заметно добавление дополнительного сюжета: сцены крещения.
Примерно до начала 16 века иконы и религиозные картины изображали персонажей условно, без индивидуализации, не передавали на полотне соответствующие ситуации эмоции и переживания.
Только в 17 веке полотна религиозного характера стали реалистичными и персонализированными. Явление ангела пастухам.
Петровский Петр, молодой художник и ученик Карла Брюлова, в 1839 г. написал картину «Явление ангела пастухам», поражающую своей романтичность, мягкостью линий, динамикой и в то же время очень реалистичным изображением людей.
Работу оценили настолько высоко, что автора в том же году наградили золотой медалью Академии Художеств, а само полотно забрали в музей.
Знаменитый иконописец Владимир Боровиковский в 1790 году создал совсем небольшое полотно со скромным названием «Рождество». Очень простая и милая картина благодаря искусному подбору цветовой гаммы смотрится воздушно и душевно, заставляя зрителей невольно улыбнуться.
У ангельских лиц, окружающих ясли, озорные и веселые выражения, демонстрирующие радость от хороших вестей. Интересно, что волосы у ангелочков и Марии белокурые, а от белоснежной кожи персонажей будто исходит сияние.
Не обошел своим вниманием рождение Христа и лидер русского авангарда Павел Филонов. При помощи акварели, коричневых чернил и туши он изобразил волхвов, приносящих дары
Однако, его манера настолько специфична, что картину можно рассматривать часами, выискивая спрятанные смыслы и глубокие философские мысли.
Этот же художник создал еще несколько картин под названием «Поклонение волхвов», но выполненных на бумаге акрилом, гуашью и темперой. Все эти произведения сейчас находятся в музеях и заграничных частных коллекциях.
Джентиле да Фабриано. «Поклонение волхвов»
1 / 2
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons
2 / 2
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. Фрагмент. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, часто изображены вместе с пастухами. Но их путешествие было дольше: они пришли из дальней страны, а по пути побывали в Иерусалиме у царя Ирода. Считалось, что между Рождеством и прибытием волхвов прошло некоторое время и свои дары они принесли уже не к яслям. Матфей пишет, что они зашли в некий дом, в который, видимо, переехали Иосиф и Мария.
Волхвы ассоциировались с Востоком, откуда они пришли. На ранних изображениях волхвы часто прибывают на верблюдах и носят фригийские колпаки, обозначавшие в них чужестранцев. Позже традиция приписала им имена — Каспар, Бальтазар и Мельхиор — и царское происхождение, а на их связь с Востоком стала указывать роскошь и необычность их нарядов.
Особенно этот сюжет был популярен во Флоренции в XIV–XV веках, где в 1370‑х годах возникла организация под названием Compagnia dei magi («Общество волхвов»). Подобные братства, организованные мирянами, существовали еще в Средние века и занимались благотворительностью. В ренессансной Италии их роль в городской жизни была велика, в их управлении находились достаточно большие финансовые средства, тратившиеся на больницы, помощь менее успешным членам братства, строительство новых зданий. «Общество волхвов» стало одним из самых влиятельных флорентийских братств, а среди участников были члены семьи Медичи. Собрания братства проходили в монастыре Сан Марко. Основной задачей общества была организация шествий в праздник Богоявления (в этот день Католическая церковь отмечает Поклонение волхвов). Поначалу процессии напоминали средневековые мистерии, к XV веку они все больше и больше стали походить на торжественные парады.
Богатейшие флорентийские семьи заказывали сцену поклонения волхвов таким художникам, как Фра Филиппо Липпи, Фра Анджелико, Боттичелли и другим. Такие заказы демонстрировали окружающим благосостояние семьи, а заодно оправдывали его: росписи и картины преподносились церквям или размещались в семейных капеллах. Как и волхвы, заказчики были богачами и так же дарили часть своего состояния Богу. Джентиле да Фабриано — автор одного из самых дорогих «Поклонений волхвов», которое было написано по заказу банкира Паллы Строцци, самого богатого человека Флоренции. Самого Строцци можно увидеть на картине в красном тюрбане, с соколом в руках, за спиной одного из волхвов.
Декоративность этой картины, множество мелких деталей, цветы и звери, процессия всадников, следующая из замка в замок, изящные позы стоящих за спиной Марии дам, в которых трудно узнать повитух, напоминают о постепенно уходящей в прошлое придворной рыцарской культуре позднего Средневековья.
Дополнительные сюжеты
Ряд сюжетов иконы имеет свои особенности:
Животные
Изображение вола и осла не только передает истинное положение вещей, которое описано в Евангелии, но и акцентирует внимание на том, что Иисусу не нашлось места в городе. Хотя в то время народ ожидал прихода Спасителя, и практически все знали признаки того времени, когда Он должен был явиться.
Ангелы
Иконографически сложилось так, что вверху образа размещается Воинство Небесное. святые Ангелы славят Господа.
Описание пастухов. На одном из пастухов видна шкура, используемая в качестве одежды. Такими одеяниями в те времена пользовались очень бедные люди. Пастухи постоянно пасли стада. Они жили просто, были добродетельными людьми и очень ожидали прихода Спасителя. Божьей милостью первыми Ему поклонились простые бедные люди.
Распятый Христос
Художник : Диего Веласкес
Год: 1632
Распятый Христос, Диего Веласкес
Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись. Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес».
Рождественские картины художников 18-19веков
В века и годы, наступившие вслед за эпохой Возрождения, человеческое мировоззрение и нравы расширились. Художники этих времен, создавая полотна на рождественские темы, трактовали эти темы гораздо шире, чем их предшественники (о чем отчасти в данной статье уже упоминалось). Но все равно — их картины были, что называется, пропитаны духом Рождества.
Взять знаменитое полотно Поля Гогена «Рождество таитянского Христа», написанное в 19 веке. Вы скажете — вольность и кощунство? Ничуть не бывало. Христос — Он для всех, а, значит, и для таитянцев. Поэтому можете украшать этой картиной интерьер своего жилища без всякого душевного смущения.
Можно украсить интерьер картиной русского художника Виктора Васнецова «Снегурочка». Конечно, Снегурочка — это персонаж языческий, но кто об этом сейчас помнит? А вот то, что она (наравне с Дедом Морозом) — добрый дух наших новогодних и рождественских праздников и желанный гость в нашем доме — знают все.
Прекрасно подойдут для украшения интерьера полотна на бытовые темы, но пронизанные ожиданием скорого праздника. Например, картина русского художника 19 века Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству». На полотне не видно никаких обязательных праздничных атрибутов, папа с детьми лишь готовится к празднику, мастеря елочные украшения. Но разве дух скорого Рождества не ощущается, когда мы смотрим на картину?
То же самое можно сказать и о картине английского художника Чарльза Грина «Рождество бывает только раз в году». Картина написана веком раньше, чем полотно Сергея Досекина, но разве она не о том же самом, и разве не те же самые чувства мы испытываем, разглядывая полотно? Милый семейный рождественский ужин. И разве мы сами, жители 21 века, не узнаем себя в персонажах этой картины?
Во все века Рождество было самым главным праздником не только для взрослых, но и для детей. Что может сравниться со светлым ожиданием чуда, которое непременно случится в рождественскую ночь? Об этом — картина немецкого художника 18 века Феликса Эрлиха «Рождество». Вглядитесь на этих милых ребятишек: разве это не мы с вами в нашем детстве?
Опять же — всех прекрасных картин, написанных на рождественскую тему, не перечислить. Да это и не надо. Просто — надо помнить о главном. Украшая наши дома накануне рождественского праздника картинами соответствующего содержания, мы тем самым не прерываем связи времен и поколений. Наши предки праздновали Рождество — и мы тоже празднуем. Наши предки знали, в чем суть этого праздника, и мы знаем тоже. Вот это и есть главный смысл украшения наших интерьеров картинами с рождественскими сюжетами.
Во второй части нашей статьи мы расскажем о рождественских полотнах современных художников.
Волхвы
Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.
Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.
Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию). У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность.
В католической Европе до сих пор существует праздник Трех царей, особенно любимый немецкими и французскими детьми. В этот день (6 января) они получают подарки и щеголяют в золотых бумажных коронах, изображая волхвов-царей.
Джотто. Поклонение волхвов.
В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?
Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.
Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.
Джентиле да Фабиано. Поклонение волхвов.
Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?
Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…
________________________________________________________________________________
Тема Рождества Христова в живописи
«Рождество Христово»
1755
Из Троице-Петровского собора
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург.
Вишняков Иван Яковлевич
Илья Ефимович Репин
«Рождество Христово»
1890 г.
Нестеров Михаил
«Рождество Христово»
1890-1891 г.
Александр Иванов. Сон Иосифа. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Рождество Христово
Боровиковский В.Л.
Холст, масло Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
Москвитин Филипп, Рождество Христово. 1996 г.
Рубенс Петер Пауль, «Поклонение волхвов», 1627-29г,
холст, масло, Лувр, Париж, Франция
Со звездой.Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.
Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Рембрандт ван Рейн «Святое семейство»
Картина написана маслом и покрыта несколькими слоями лака, чем объясняется удивительный оттенок, присущий изображению. За несколько 3 столетия краски немного потемнели и пожухли, поэтому реставраторы сейчас проводят множество исследований и процедур, чтоб восстановить первоначальный колорит.
Святое семейство изображено уже по возвращению в Назарет, на родину Иосифа. Хозяин что-то мастерит у верстака, ребенок спит в плетеной люльке, а Мария проводит время, читая книгу. Пухленькие ангелы летают вокруг, присматривая за будущим Спасителем.
Исследователи видят в позе первого ангела аллюзию на распятие Христа: руки и крылья разведены в разные стороны, образуя крест.
Художник, как и многие другие, не удержался и перенес события полутора тысячелетней давности в обстановку, современную ему: зритель наверняка обратит внимание инструменты Иосифа, одежду Марии, искусное плетение детской кроватки
Иконография
Иконография Рождества складывалась на протяжении нескольких веков. Православные верующие интересуются значением иконы Рождества Христова и в чём она помогает.
Первые изображения, повествующие об этом событии, относятся к III-IV векам и обнаружены в римских катакомбах. Они лаконичны и включают в себя только ключевые сцены: Богоматерь с Младенцем, поклонение волхвов.
Позже, когда христианство становится признанной религией, иконографические повествование становится более развернутым, многосюжетным.
Иконография: Рождество Христово Датировки: XVI в. Середина XVI века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 94,7 см, ширина 76,4 см В центре, у яслей, возлежит Богородица. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осёл и вол. Инв. № ДРЖ-3170. Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
В изобразительную канву вводятся события, происходившие не только во время, но также до и после рождения Спасителя: путь волхвов к месту рождения Мессии, их беседа с царем Иродом, избиение младенцев, бегство святого семейства в Египет, сомнения Иосифа в истинности бессеменного Рождества, омовение новорожденного Иисуса, песнь Ангелов, поклонение пастухов.
Евангельское повествование от Луки и Матфея, относящееся к разным периодам времени, визуально располагается в одной плоскости.
Многие связывают такую подачу с отсутствием на тот период времени понимания построения перспективы, которое действительно сформировалось лишь в эпоху Возрождения.
Однако есть и другое объяснение: мастера иконописи воспринимают время не с позиций мирских, а с точки зрения Создателя, существующего вне его, над ним. И одна плоскость изображения — возможность показать непривязанность к земному времени, единовременность происходящего с точки зрения предвечного Бога.
В центре композиции — Богоматерь с Младенцем. Она возлежит на земной твердыне перед входом в пещеру. Ярко-красный цвет Ее ложа повторяет очертаний Её силуэта. Цветовая палитра трактуется довольно широко: это и Воскресение, и искупление грехов, и материнская любовь.
Внутри пещеры расположены ясли с Богомладенцем. Цвет пелен Младенца всегда белый. Он контрастирует с зияющей пещерной чернотой – символом зла, адской бездны, грехом.
Цветовая антитеза, заложенная в этом фрагменте, – символ вечного противоборства света и тьмы, добра и зла, греха и праведности. Сюжет перекликается со строками из Священного Писания:
Свет во тьме светит, но тьма не объяла его» (От Иоанна, стих пятый).
Христос в своем человеческом воплощении соединился с человеческой природой, но не с грехом, поэтому чернота пещеры не может поглотить его.
Рядом с Младенцем изображены пастухи. Согласно символико-религиозному толкованию, это представители человеческого рода, чьи души очищены от дурных мыслей и желаний. И это, по мысли иконописцев, символизирует самый короткий путь к Богу.
Рядом с яслями новорожденного Иисуса находятся вол и осел — символы иудейского и языческого народов, которым Иисус принес освобождение. Они согревают Младенца своим дыханием. Появление на иконе этих животных — следование библейским текстам:
…вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего…а Израиль не знает , народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).
Неотъемлемой частью иконографии Рождества являются волхвы. Сцена их поклонения символизирует обращение ко Христу языческих народов из далёких стран.
Традиционно изображается 3 волхва – три этапа жизни человека: молодость, зрелость и старость, воплощая мысль о том, что в любой период своей жизни человек нуждается в Божьей помощи.
В кратких изводах иконы изображается также омовение Младенца служанками, задумавшийся Иосиф Обручник. Более развернутое иконописное повествование включает и другие евангельские сюжеты, относящиеся к этому событию.
Поскольку русская иконография Рождества сформировалась под влиянием византийских канонов, русские мастера четко следовали этой традиции, допуская лишь незначительные отступления.
Рождественские пейзажи в Европе и США
Праздничное убранство города, продолжительные сумерки, раскрашенные огоньками гирлянд – одно из самых ярких впечатлений рождественского времени!
В США есть несколько знаменитых художников, которые специализируются на фантазийных пейзажах, преимущественно рождественских. Эти картины востребованы не только сами по себе, как украшение интерьера, но и для всевозможной рождественской продукции, например, открыток и подарочных пакетов.
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Линда Нельсон
Уолш Кевин
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Тропарь
Глас 4-й
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.
Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило весь мир (т.е. люди познали Истинного Бога): потому что тогда служащие звездам, как Богу (т.е. волхвы), звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды (так пророки называли грядущего Спасителя мира), и познать Тебя, Восток с высоты (так называли Христа древние пророки, Бог назван Востоком, потому что Он — Начало света, Начало жизни). Господи, слава Тебе!
Последователь Яна Йост Калькара «Рождество: Святая ночь»
Имя автора этого полотна не известно. Реставраторы лишь предполагают, что картина создана примерно в 1520 году учеником Яна Йоста Калькара или его подражателем.
Лицо младенца-Христа обозначено лишь схематично, согласно христианским правилам иконописи того периода. Точно так же обошелся автор и с ангелами, обступившими ясли. А вот у Девы Марии внешность типичная для дам эпохи возрождения. В то же время Йосиф будто полностью срисован с книжных гравюр раннего Средневековья.
Несмотря на темный мрачный фон, изображение живописное и теплое. События происходят ночью, но все персонажи озарены светом, исходящим от дитя.
Художнику удалось передать текстуры красного кирпича и плюща, вьющегося по разваленным стенам, но складки на одежде показаны жесткими и изломистыми.
Вифлеемскую звезду последователь Яна Йоста Калькара спрятал в ветвях одинокого дерева.
Иконы праздничного ряда
Творения великого иконописца по праву занимают важное место в сокровищнице русской православной живописи. Догматические сюжеты автор раскрасил теплым эмоциональным и философским содержанием
Икона праздника Рождества Христова входит в цикл праздничных икон: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим». Несмотря на то что принадлежность этих работ авторству Рублева не подтверждена доподлинно, выполнены они с соблюдением всех авторских приемов, которые использовал в своей работе иконописец.
Иконописцы
«Сказание о святых иконописцах» XVII века сообщает, что Андрей и Даниил неразлучно совершали свои иконописные труды. Их дружба длилась по меньшей мере четверть века. И умерли они почти одновременно.
Нельзя определенно сказать: вот это писал Андрей, а здесь творила рука Даниила. Они не заботились о том, чтобы запечатлеть свою художественную индивидуальность. Разве что непохожие темпераменты — более созерцательный Андрей, более экспрессивный Даниил — позволяют наметить приблизительные черты творческой манеры. Потому говоря об иконописи Андрея Рублева как вершине древнерусского искусства, нельзя подтачивать ее основание и вырывать Даниила из рублевского творчества. Мы даже вправе задать себе вопрос: состоялся бы гений Рублева без подпитки талантом Даниила? Без его вдохновляющих идей, ежедневного дружеского общения, общих молитв, взаимного духовного обогащения?
Бог весть.
Рождественские картины художников эпохи Возрождения
Упомянуть все картины, равно как и их авторов в одной небольшой статье — дело немыслимое. Поэтому ограничимся лишь несколькими самыми известными полотнами. Первое из таких полотен — знаменитая «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Дева Мария с Младенцем на руках — это и красиво, и по существу, и признак высокого художественного вкуса.
Второе не менее знаменитое полотно — «Поклонение волхвов» Боттичелли. Волхвы, услышав о рождении Иисуса, пришли поклониться ему и принесли свои дары.
Картина на ту же тему, но выполненная несколько в другой манере — «Поклонение пастухов» Джорджоне. Пастухи пришли поклониться маленькому Иисусу вместе с волхвами.
Ну, и еще одна картина Питера Брейгеля Старшего — «Перепись в Вифлееме». Здесь речь идет о событиях, предшествовавших Рождеству Иисуса.
Разумеется, читатели не обязаны ограничиваться предложенным перечнем, и могут выбрать картину по своему вкусу. Благо, таких полотен очень много, и каждое из них может стать украшением рождественского интерьера.