Оглавление
- Исторические моменты
- История
- Свято-Николаевский собор
- Описание святыни
- Внутреннее устройство
- Интересные факты
- Храм священномученика Игнатия Богоносца
- История возникновения сооружения
- Религиозные конфессии, владеющие камнем
- Исторические факты
- Камень Миропомазания в Храме Гроба Господня
- Описание храма Гроба Господня
- Храмовый комплекс «Град Новый Иерусалим»
- Как добывают масло мирры
- Малахово. Чудотворная икона «Иерусалимская», «Солнечная»
- Кувуклия – «опочивальня Господа»
- Молитвенное поклонение
Исторические моменты
В Иерусалиме камень миропомазания имеет большую ценность, поэтому история его прослеживается с давних времен. Интересным моментом является тот факт, что он в разные периоды относился к различным церквям. Так, в византийское время, святыня находилась на территории часовни Св. Марии, в итоге часовня была снесена крестоносцами. Было время, когда этот экспонат был стопроцентной собственностью католического ордена Святого Франциска Ассизского, это длилось ровно до 1810 года. Сегодня, как уже говорилось, данная реликвия является собственностью четырех церквей.
Рекомендуем также:
- Достопримечательности Эйлата в Израиле, что и где находится
- Храм Бахаи и все, что с ним связано
- Галилейское море на карте и в жизни Израиля
История
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.
При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.
Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.
В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».
По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).
На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня.
Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.
Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.
В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест.
В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии.
В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест.
В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху.
В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине.
В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма.
В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены». Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.
После захвата Иерусалима Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.
Храм Гроба Господня был частично поврежден во время землетрясения 1545 г.
В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.
В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.
В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.
В таком виде здание существует и сейчас.
Свято-Николаевский собор
Белоснежный Свято-Николаевский собор высотой 55 метров возвышается над зеленью деревьев на окраине Валуек. Это самый большой действующий православный храм в Белгородской области.
Сейчас территория церкви граничит с исправительной колонией для осуждённых женщин, а когда‑то храм относился к Валуйскому Успенскому Николаевскому мужскому монастырю – одному из древнейших в Белгородской епархии – и находился на его земле.
Заместитель директора Валуйского историко-художественного музея Наталья Лебедева, рассказала, что первые сведения о монастыре относятся ещё к периоду Смутного времени, а официально годом основания называют 1613-й, когда его существование своим указом подтвердил царь Михаил Фёдорович Романов. Легендарным основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало обители.
Монастырь был очень значим для Валуйского уезда и соседних территорий Украины. За ним закрепили земельные владения и крестьян сёл Орехово, Яблоново, Казинка и Казначеевка. В те времена в монастыре останавливались послы из Крымского ханства во время дипломатической миссии в Москву, а монахи выступали в качестве переводчиков.
Никольский храм здесь заложили 22 мая 1906 года и освятили 1 сентября 1913-го – в память о 300-летии основания монастыря и царствующей династии Романовых. На торжественном открытии церкви присутствовали до 50 тысяч человек, в том числе паломники из разных мест России и Украины.
Описание святыни
Как упомянуто выше, Камень Миропомазания находится в храме гроба Господня прямо перед входом. Его специально сверху накрыли гладко отполированной мраморной плитой толщиной в 30 см. Подлинный камень из розового известняка хранится под плитой. Ее размер составляет 2,7 м в длину и 1,3 м в ширину. По бокам панелей на мраморной доске высечен на греческом языке текст тропаря праведному Иосифу. Позади камня можно увидеть красочное стилизованное мозаичное в византийском стиле пано, изображающее снятие с креста, помазание тела благовониями и процесс захоронения Спасителя. По благословению Блажейнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора была поставлена стена между конфессиональными наделами.
Внутреннее устройство
Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
Голгофа
К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.
Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0
Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.
Stabat Mater , CC BY 2.0
Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).
Камень помазания
Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0
Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.
Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0
Гробница Иосифа Аримафейского
Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.
Кувуклия и Гроб Господень
Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.
Кувуклия, современный вид , Public Domain
До 22 марта 2021 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.
Коптский придел
Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.
Обретение Креста
В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
Крест над Храмом Гроба Господня , CC0 1.0
Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.
Пуп Земли
Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».
Пуп Земли
Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
Управление святынями
В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.
Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.
Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.
Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0
Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Интересные факты
За всю историю храма было накоплено множество достопримечательностей, имеющих значимость для представителей разных конфессий. В ходе экскурсии нередко показывают Недвижимую лестницу, установленную между верхними частями здания. Ранее она использовалась монахами для быстрого входа, сейчас ее не убирают, так как она является символом установившихся порядков между конфессиями. Опора лестницы на православной территории, а ее конец приставлен к части, принадлежащей армянской конфессии. Вносить изменения в конструкцию храма можно только с согласия представителей шести конфессий, поэтому убирать этот элемент из прошлого никто не решается.
Одна из колонн фасада Храма Господня расколота. Это одно из чудес, описанных преданием. Возникла трещина в 1634 году в день Великой субботы. Из-за разницы в числах празднования Пасхи между конфессиями разразился конфликт, из-за которого православных прихожан не пустили в храм для проведения церемонии схождения Благодатного Огня. Пришедшие на богослужение молились прямо у стен собора, в результате чего от удара молнии из расщелины вспыхнул Святой Огонь. По православным обычаям от Благодатного Огня нужно зажечь 33 свечи, которые по завершении службы забирают домой для очищения и защиты семейного очага.
Обычно туристам интересно взглянуть на Камень Миропомазания, куда был принесен Иисус после распятия. Такое название он получил, потому что на него возложили тело для обмазывания маслами перед погребением. Красивейшая икона-мозаика украшает стену напротив Камня Помазания. В ходе экскурсии обязательно рассказывают об иконе Божьей Матери и части иконы Скорбящей Божьей Матери.
Храм священномученика Игнатия Богоносца
Второй точкой экскурсии стал Храм священномученика Игнатия Богоносца. Здесь, в пригороде Валуек, к деревянной церкви ведёт тихая аллея. За зданием широким кругом проходит смотровая площадка, откуда открывается восхитительный вид с холма на город и место слияния рек Оскол и Валуй. Именно в этом меловом холме возникли скит и подземный храм.
Раньше при многих русских монастырях существовали скиты – места уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахи валуйского монастыря сначала построили в лесу деревянный дом, а позднее обустроили скит в меловых пещерах в 1 км от монастыря. Вырубать подземные гроты не пришлось: спелеологические исследования, проведённые в конце XX века, показали, что у них естественное происхождение.
Установить точное время основания пещерного скита не удалось. По некоторым косвенным признакам это середина XVII века. Зато известно, что в начале XX века в пещерах проводили восстановительные работы. Наиболее опасные места стен и потолка пещер укрепили, трещины и щели заделали штукатуркой.
Обустройство проходило в основном на пожертвования прихожан. Работы велись силами как самой монастырской братии, так и с привлечением доверенных людей из местных жителей. В 1910 году подземные галереи осмотрел архитектор и признал грунт крепким, а пещеры – безопасными.
История возникновения сооружения
История храма Гроба Господня берет свое начало от первых последователей и учеников Иисуса Христа. Во время правления Константина, христианство стало государственной религией. Его мать Елена была глубоко верующей, и именно ей приснился вещий сон с прошением посетить святые места Иерусалима. Именно благодаря этому сну на горе были произведены раскопки, в результате которых обнаружили:
- крест, на котором распяли Иисуса Христа;
- 4 гвоздя;
- вход в пещеру, где был похоронен Иисус;
- табличку, на которой было написано INRI (в переводе эта надпись означала «Иисус Назаритянин, царь Иудейский»).
Именно на месте этих находок и был первоначально заложен Иерусалимский храм. Освятили это строение в 335 году, на церемонии присутствовал император, его родственники и представители различного духовенства.
Больше всего храм страдал от природных катаклизмов. Он перенес 2 землетрясения в 1545 и 1927 годах, а также сильнейший пожар в 1808 году. После этих происшествий храм был дополнительно укреплен и украшен новыми фресками. Именно в таком виде он предстает перед нашим взором сегодня.
Главные части храма
Иерусалимский храм Воскресения Христа состоит из трех главных сооружений:
- храм на горе Голгофа;
- часовня Гроба Господня;
- храм Воскресения.
Храм Гроба Господня построен и распределен между разными религиозными конфессиями, среди которых православная, католическая, сирийская, армянская, коптская и эфиопская. Между конфессиями есть некое соглашение, которое распределяет часы для молитв и служб. Самодеятельность на территории храма строго запрещена.
Ключами от ворот храма владеет мусульманская семья, которая передает их каждое поколение самому взрослому сыну. Член мусульманского рода Нусейбе ежедневно открывает ворота в храм, а также проверяет исправность замков.
Вход в священное место начинается с арки, пройдя которую можно увидеть камень миропомазания в храме Гроба Господня. На этом камне тело Иисуса Христа было положено после распятия и смазано алоэ и смирной. Камень в храме Гроба Господня находиться перед стеной с мозаикой, на которой изображено снятия Сына Божьего с креста.
В центральной части здания располагается часовня из мрамора. Она закрывает вход в Гроб Господен, место захоронения Сына Божьего. Здесь перед Пасхой сходит Благодатный Огонь, который переходит к верующим через маленькое окно. Огонь выносят горящим на 33 свечах, число которых равно количеству земных лет Иисуса.
Чудеса в храме Гроба Господня происходят каждый год, доказательством тому является схождение Благодатного огня. Представитель греко-католической конфессии входит в Гроб Господен и ожидает схождение Огня. За ним наблюдает представитель армянской церкви, чтобы не использовались современные средства получения огня.
Второе по значимости священное место на территории храма — гора Голгофа. На нее можно подняться по мраморной лестнице. В храме на Голгофе центральными являются три места. Серебряным крестом отмечено место, где находился крест Иисуса. А также нарисованы два черных круга на тех местах, где были казнены пара разбойников. За отметками находиться стеклянная стена, через которую хорошо просматривается трещина в скале, которая по преданию возникла после последнего вздоха Сына Божьего.
Храм Вознесения — третья святыни, в центре которой находиться каменная ваза. Она является символом «пупа земли». С этого места ведет лестница в подземелье, где был найден Крест Христа и гвозди.
Религиозные конфессии, владеющие камнем
Вообще, в храме Господня служит шесть конфессий. Они являются собственниками его помещений и реликвий, находящихся на их территории. Все это заранее уже оговорено и согласованно еще в древних статутах. Камень Миропомазания в храме гроба Господня считается собственностью четырех церквей сразу. И у каждой есть свои особенные предметы возле камня. Греческая церковь владеет четырьмя лампадами над камнем. Армянской принадлежат две лампады. Католической и коптской – одна.
Эта священная реликвия находилась под облицовкой черного мрамора и была собственностью католиков из ордена св. Франциска Ассизского. Этот факт подтверждал и рисунок на нем – две скрещенные руки.
Исторические факты
Место погребения Христа почитается с давних времен, можно сказать, что еще самые первые христиане считали это место святейшим. Еще при постройке огромной церкви Константином I, его мать Елена провела раскопки, с помощью которых удалось раздобыть Гроб Господень, гвозди и три креста.
Кувуклия на всех фото представлена в прекраснейшем виде, но мало кто знает, что старое сооружение погибло в пожаре, который случился в 1808 году. Уже в 1810 году была сооружена новая конструкция, которая сохраняет свой вид до настоящего времени. При возобновлении здания были взяты в основу параметры кувуклии, которая находится в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. К сожалению, в 1927 году вследствие землетрясения состояние конструкции было подпорчено. Данное событие привело к тому, что здание пришлось укрепить по боковым стенам с помощью балок. Таким образом, сегодня есть возможность у паломников всего мира почитать данную достопримечательность.
Экскурсии по Израилю
- $60 Иерусалим 3-х религий
- $65
Иерусалим христианский
- $50
Иерусалим обзорный, Яд ва-Шем
Камень Миропомазания в Храме Гроба Господня
Город Иерусалим расположен на плате Иудейских гор, на водоразделе между Мертвым и Средиземным морями. Это город стал священным для таких крупнейших религий как иудаизм, христианство и ислам.
Как сказано в Библии, где-то в 1000 году до пришествия в мир Иисуса Христа царь Давид, который предводительствовал у евреев, завоевал город у иевусеев. Он построил здесь свою крепость, которую стали называть «Градом Давида». Правитель провозгласил этот город столицей царства израильского, где стала храниться величайшая святыня евреев — Ковчег Завета. Таким образом, Давид создал город, где в полном объеме было представлено религиозное верование со святынями всех двенадцати колен Израилевых.
Описание храма Гроба Господня
Центральный фасад сделан в романском стиле. Изначально здесь располагалось два портала высотой 5 и шириной 3 м. Левый служит до сих пор, а правый был заложен камнем еще в период мусульманского правления Иерусалимом.
С левой стороны от Святой двери можно увидеть колонну с расщелиной, образовавшейся при ударе молнии в момент схождения Благодатного огня в 1580 г. В тот год он не явился к Армянскому патриарху, хитростью заполучившему право проведения литургии Схождения Благодатного огня. Он сошел к православным, оставшимся за стенами храма. С тех пор исключительное право на литургию имеет Греко-православный патриарх. Представители других конфессий имеют возможность присутствовать в Кувуклии.
Трещина в колонне, Константин Павлов
Украшавшие когда-то здание барельефы ныне представлены в одном из музеев Иерусалима. Под окном второго этажа виднеется деревянная лестница. По ней поднимались монахи-армяне, чтобы не проходить к своей части храма по греко-православной территории. И хотя она уже давно не используется по прямому назначению, раритет не убирают, согласно запрету любых изменений без единогласного разрешения.
Справа от входа — капелла Франков, под ней — часовня Марии Египетской, а правее — дверь, ведущая в часовню апостола Иоанна. В северо-восточной части площади есть вход на Голгофу, на востоке расположен монастырь Авраама, на западе — церковь святого Иакова и часовня Жен-мироносиц. К югу от Святого двора находится Гефсиманское подворье, хранящее особую реликвию — плащаницу Богородицы.
Храмовый комплекс «Град Новый Иерусалим»
Последней точкой нашего путешествия стало село Сухарево в 30 км от Валуек. Здесь на Михеевской горе с потрясающим видом на меловые откосы возвышается колоритный комплекс храмов.
По пути наверх проезжаем ещё одну церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здание выглядит древним, но построено оно в 1986 году. Интересно, что в 1988 году его освятили как первый вновь построенный храм в истории новой России.
И вот мы на месте перед деревянной изгородью и большими воротами. Возле входа на территорию в специальном шкафчике можно бесплатно взять платок и юбку.
Внутри Нового Иерусалима с 2001 года идёт возведение храмового комплекса – аналога священного города. Началось всё с установки на горе обетного креста из дуба, вырезанного инициатором строительства отцом Феодором (в миру Александр Маньшин). По его версии, в древние времена последователи апостола Андрея Первозванного основали здесь селение, так как эти места напомнили им Святую землю. Поселение назвали Сихем, или Сихарь, откуда и произошло нынешнее название села – Сухарево.
Как добывают масло мирры
Дерево Commiphora myrrha является родным для части Саудовской Аравии, Омана, Йемена, Сомали и восточной части Эфиопии. Оно достигает пяти метров в высоту. Дерево легко узнать благодаря маленьким белым цветам и узловатым веткам.
Мирра произрастает в суровом климате пустынь. Иногда оно приобретает изогнутую, причудливую форму. Это связано с суровой погодой и сильными ветрами. На дереве очень мало листьев из-за сухих условий и недостатка влаги.
Для того чтобы собрать смолу, на дереве делают надрезы, из которых вытекает желтая смола. Когда смола подсыхает, ее собирают для переработки. Эфирное масло мирры производят из смолы методом паровой дистилляции. Для особо чувствительных натур смола, вытекающая из глубоких надрезов, напоминает горькие слезы.
Блок рекламы
Масло мирры имеет дымный, сладковатый, иногда горький запах. Слово мирра происходит от арабского слова «murr», что означает горький. Масло имеет желто-оранжевый цвет и вязкую консистенцию. Масло мирры применяется в парфюмерии в качестве основы для духов и парфюмерных композиций.
Малахово. Чудотворная икона «Иерусалимская», «Солнечная»
Программа поездки
Сбор паломников в 8:00 около метро Таганская (уточнить у менеджера) Выезд на комфортабельном автобусе. Группу сопровождает профессиональный экскурсовод. Это незабываемая поездка одного дня. Сам храм находится недалеко от Села Малахово. Чудотворные иконы находятся в Храме Св.в. Димитрия Солунского. Нас приглашает сам настоятель Храма, который специально над Вами проведет водосвятый молебен, перед чудотворной иконой «Иерусалимской» по окончании молебна, каждый проползет под иконой, там находится специальный лаз. Далее будет Панихида. В храме находятся такие святыни: Чудотворная икона Б.М. «Иерусалимская», икона Б.М. «Солнечная», кровоточивая икона св.Иоанна Крестителя: На иконе отчётливо видны следы изтекания крови. Икона кровоточила перед такими событиями как: Моровая язва, Великая Отечественная Война, эпидемия чумы и т.д.
Икона Свт. Льва Катанского, имеющюя благодатную силу от бесовских нападений. Периодичски мироточивое древнее распятие.
Нас ждет: Обзорная экскурсия, проводится профессиональным православным экскурсоводом. Беседа за чаепитием. Трапеза Возвращение в Москву примерно в 16:00
Пять фактов об иконе:
1. Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и считается первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины.
2. Сказание связывает чудотворную Иерусалимскую икону Богоматери с именем святой Марии Египетской. Оно повествует, что перед этим образом в душе Марии произошел благодатный перелом, который увел ее в заиорданскую пустыню и многими трудами и слезами покаяния обратил прежнюю грешницу в великую подвижницу.
3. В 463 году образ был перенесен из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Великим (457–474) и поставлен в храме Богородицы, называемом «Пигии», то есть «Источник». Когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой произошло чудо избавления города. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии – Влахернскую константинопольскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.
4. В 988 году Иерусалимская икона была перенесена в Корсунь и передана в дар великому князю Владимиру, крестившемуся в этом городе. В свою очередь, святой князь Владимир недолго хранил чудотворный образ в своем Киевском княжестве, но даровал его новгородцам. Более четырехсот лет икона Богородицы пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода. Ее почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимскому образу во многих градах и весях Русского Севера.
5. Во время нашествия французов в 1812 году икона была ими похищена. Существовала легенда о том, что Иерусалимская икона находится в соборе Парижской Богоматери. Однако на запрос об Иерусалимской иконе Богогородицы, который был направлен в 1997 году в Париж, главный инспектор по памятникам истории Франции ответил, что этот образ в инвентаре собора не значится. Следовательно, последнее свидетельство об Иерусалимской иконе – это ее пропажа из Успенского собора «во время великого московского пожара в 1812 году». Одна из незабываемых поездок. Нашу группу приглашает настоятель этого небольшого Храма. Само село Малахово известно тем, что в 18 веке по многочисленным сохранившимися источниками было 10 десятидневное видение Самой Богородицы. Сам храм известен находящимися в нем святынями\: чудотворной двухметровой иконой Божьей Матери «Иерусалимская». Под самой иконой есть небольшой лаз и каждый паломник должен проползти под иконой во время водосвятого молебна. Далее каждый паломник прислонится к кровоточивой иконе Иоанна Крестителя (монах, находящийся в Храме обязательно нам расскажет об очень интересной истории связанной именно с этой святыней), В храме находится такж Чудотворная икона «Солнечная». Считающаяся помогающей при глазных болезнях. О случаях исцеления нам как раз расскажут за вкусным чаем с пирогами.
Кувуклия – «опочивальня Господа»
Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.
Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.
Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!
Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.
Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.
В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.
Молитвенное поклонение
Нахлынувшей сзади волной паломников нас метров на 10 унесло вперед и буквально впечатало в застывшую толпу, внимательно смотревшую то вниз, то вверх. Когда люди немного расступились, то мы увидели Камень помазания, покрытый мраморной полированной плитой, а над ним – древнее мозаичное панно, на котором изображены Голгофа, пещера, в которой был погребен Христос, а между ними – Камень помазания. Согласно Священному Писанию на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению.
Экскурсовод дала нам два часа свободного времени – до закрытия храма.
Первым делом направились к часовне Гроба Господня, также называемой Кувуклией. Именно в ней раз в году и происходит чудо схождения Благодатного огня. Воодушевленные величием старых стен и при этом внутренней сдержанностью в их оформлении, мы оказались в эпицентре паломнической стихии – в очереди, которая вела к Кувуклии. Опытные экскурсоводы уверяют, что в ней нужно выстоять минимум 40 минут. Мы потратили вдвое больше времени.