Жан ледлофф: как вырастить ребенка счастливым

Объятия и нежность важны для счастья

Нежность — это не только проявление чувств, она очень важна для физического и психологического здоровья, особенно в детские годы. Более того, исследования показали, что прикосновения, поцелуи, объятия важны для детей не меньше, чем игры и обучение.

Семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она утверждает, что «каждому человеку для выживания необходимо четыре объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день и по двенадцать объятий в день для роста»*.

Чем больше вы обнимаете своего ребенка, берете его на руки, за руку, поглаживаете и целуете, тем более счастливым он себя ощущает!

Как развить лидерские качества у ребенка

Можно ли воспитать лидерские качества, которые помогут подрастающему ребенку достичь успеха в жизни? Перед родителями стоит непростая задача сформировать в детях способность эффективно достигать поставленных целей, оставаясь уважаемым человеком.

Успешным становится только человек с адекватной здоровой самооценкой. Ребенок должен постоянно чувствовать, вы любите его всяким: с ошибками и разочарованиями, с победами и без них. Хвалите малыша за маленькие достижения, не ругайте за промахи.

Почаще обнимайте любимое чадо, он должен чувствовать хорошее отношение родных и поддержку в самых разных обстоятельствах. Постарайтесь уважать решения малыша. Он заигрался и не хочет идти спать, помогите закончить игру. Не обрывайте процесс на самом интересном месте, хоть пришла уже пора спать.

Маленькому человеку игра настолько же важна, насколько для вас работа. Достройте вместе робота из конструктора, поставьте в гараж машины, похвалите за хорошую уборку и отправляйте умываться. И малыш, и подросток должен чувствовать спокойную уверенность в том, что он лучший и его действия не подвергаются постоянной критике.

В следующий раз напомните ему заканчивать игру пораньше, предоставьте право выбора, чем он займется до сна. Обсуждайте планы, советуйтесь в том, в чем он сможет дать совет. Обсуждайте планы на день и отношение к мультфильму. Таким образом вы развиваете исподволь качества успешного человека.

Выбирайте вместе новую книгу расцветку покупаемого стула. Так он будет чувствовать свою значимость. Обсуждайте различные случаи. Так он учится выражать собственные мысли.

У детей собственные таланты и возможности. Помогите им развиваться, не препятствуйте занятиям в кружках по интересам. Находите вместе интересную литературу, обсуждайте его желания и достижения.

Занимайтесь с ребенком сами, развивайте имеющиеся природные способности. Поощряйте инициативу и любознательность. Они пригодятся в жизни. Знания лишними не бывают.

Малыш боится признаться в собственной оплошности? Не ругайте, придумайте вместе выход из сложившейся ситуации.

Постарайтесь выполнять собственные обещания и учите тому же детей.

Научите ценить время и чувствовать временные промежутки. Работа, не выполненная в срок, теряет ценность.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Учимся понимать и помогать хорошему шустрому, подчас неуправляемому, но инициативному и любознательному ребенку. Спокойные дети удобней, но мы хотим от отпрыска не удобства для окружающих, а достижения собственных целей. Не люди с массой комплексов становятся лидерами и двигают прогресс.

Не давите на интровертов.

Для детей-интровертов нахождение в классе может быть по-настоящему мучительным. Шум со всех сторон, зрительные раздражители, чужие люди, с которыми нужно общаться. Но самое главное — в школе нет ни подходящего места, ни времени, чтобы побыть наедине и «подзарядить батарейки».
Такие дети вынуждены постоянно находиться в некомфортных для них условиях — им приходится давать ответы у доски, справляться с большим объемом информации, терпеть, если их перебивают, быстро переключаться с одной темы на другую и работать в группе. Учителя-экстраверты обычно неверно оценивают поведение учеников-интровертов или считают их не очень способными.

Ощущая давление, интроверт теряется, а учитель воспринимает это как отсутствие интереса к предмету. Помните: интровертам может потребоваться больше времени на усвоение материала, чем другим. 

Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, почему так получается. Убедите его не расстраиваться, если что-то не будет получаться.

Как вырастить счастливого ребенка. Как вырастить ребёнка счастливым?

Специалисты провели исследования: показывали детям нарисованную лесенку и
предлагали ребенку отметить на ней себя. Затем спрашивали, на какую ступеньку
его поставила бы мама, как он сам думает?

Оказывается, что чем выше на лесенке, по мнению ребенка, его поставила бы
мама, чем он в ее глазах счастливее, тем большее число детей хотело бы с ним
дружить, но сам ребенок не стремится к общению с большим числом сверстников. То
есть, счастливый ребенок является популярным, но не стремящимся к общению.

И наоборот.

Чем менее счастливым его видит мама (как думает ребенок), тем больше
ребенок хочет общаться со сверстниками (проявляется потребность в общении, как
компенсация недостатка материнской любви) но тем меньшее число детей выбирают
его в партнеры по общению. То есть несчастливые дети являются непопулярными.

Обнаруженные факты требуют более пристального рассмотрения двух вопросов:

  1. Что такое счастье и счастливый ребенок?
  2. Что могут сделать родители, чтобы воспитать, с одной стороны, счастливого,
    а с другой — коммуникативного, доброжелательного ребенка.

Счастье — это когда сбывается мечта, когда получаешь то, чего больше
всего на свете хочется, когда достигаешь того, к чему долго и упорно
стремишься.

Счастье ограничено и скоротечно, потому что в жизни всегда появляются новые
мечты, новые желания и новые цели.

К сожалению, чаще всего у родителей и у детей несколько разные
представления о счастье. Родители иногда считают, что если ребенок накормлен и
хорошо одет, то он счастлив. На самом деле не так легко определить, счастлив
ребенок или нет.

В общих чертах: счастливый ребенок — это такой ребенок, который:

  • Знает, что его любят (независимо от совершенного проступка);
  • Чувствует свою защищенность;
  • Участвует во «взрослых делах»;
  • Ощущает свою уникальность;
  • Чувствует поощрение со стороны родителей в преодолении незнакомых ситуаций.

Счастливые дети имеют возможность испытывать всю гамму эмоций и чувств:
злость, радость, любопытство, удивление, разочарование и т. д.

А это значит, что родители могут и должны научить детей осознавать и
приемлемо выражать эти эмоции.

Помните, что невозможно воспитать достойных и счастливых детей без:

  • Любви и уважения к собственному ребенку;
  • Терпения;
  • Веры в доброе и светлое будущее своих детей;
  • Собственного стремления стать личностью, сумевшей наполнить свою жизнь
    смыслом и счастьем;
  • Учета индивидуальных особенностей ребенка, в том числе и половой
    принадлежности.

При воспитании мальчика или девочки, в первую очередь вы должны понимать,
что именно вы можете помочь ребенку реализовывать свои индивидуальные
особенности и способности, расти уверенным в себе и своем будущем.

  1. Подумайте, а каковы ваши собственные представления о роли женщин и мужчин,
    об их чертах характера, поведении.
  2. Внимательно понаблюдайте за тем, как вы ведете себя по отношению к девочкам
    и мальчикам, дочерям и сыновьям.

Только вдумчивый анализ ваших наблюдений и размышлений поможет вам понять,
что и как Вы сами в конкретной ситуации способны изменить, если это необходимо.

Дети, финансовый успех и установки

Финансы – это тоже частично зона иерархии в семье. Например, нужно с рождения научить сына, что он является добытчиком: прививайте ему мышление предпринимателя и учите мыслить максимально широко. На девочку огромную роль оказывает умение радоваться жизни. Всегда радостная жена – это дополнительный стимул для мужа заработать деньги

Женщина генерирует энергию только тогда, когда она испытывает радость, и поэтому важно научить дочерей радоваться, а также доверять зарабатывание денег будущему мужу

Чтобы все это осуществить, достаточно проработать с детьми установки. К сожалению, многие родители вкладывают в сознание детей неправильные вещи, лишая их будущих радостей жизни. Приведем несколько распространенных ситуаций:

  1. Подавление эмоций. Никогда не запрещайте ребенку проявлять эмоции. Эмоции созданы для того, чтобы их выплескивать. Невысказанная эмоция превращается в проблему в будущем.
  2. Запреты «во благо». Вы переживаете за своего ребенка, однако, ему нужно научиться совершать ошибки и выносить уроки. Если ребенок хочет вам помочь по дому, то пусть помогает. Разбитая кружка или разлитый чай не будут для вас проблемой, если вы понимаете такие методы воспитания, как обучение работе в команде.
  3. Денежные запреты. Никогда не говорите ему негативных установок. Научитесь увиливать в тех ситуациях, когда хочется сказать, что у вас нет денег. Не программируйте ребенка на денежный негатив: всегда закладывайте мысли о финансах только в позитивном ключе. Пусть он знает, что Вселенная изобильна, деньги приходят людям легко и свободно.
  4. Установки по поводу второго родителя. Да, супруги порой ссорятся. Но никогда не говорите при ребенке плохо о втором супруге. Ребенок считает, что он среднее между показателями папы и мамы. Если оба супруга говорят друг о друге только хорошие вещи, то ребенок будет считать, что он хороший. Однако, если кто-то порочит имя второго супруга, то тогда ребенок будет себя считать хорошим только на половину.

Дети несчастны тогда, когда родители в разводе. Представьте себе: у малыша не то чтобы нет счастливой семьи, у него в принципе нет второго родителя. Никакие отчимы и мачехи никогда не заменят кровных отца и мать. Поэтому, если ваш брак тонет, то старайтесь всеми силами его спасти, хотя бы ради детей.

Подробнее о том, как сохранить брак и прийти к осознанности как жене, так и мужу, мы говорим на курсе «Мастер Разборов». «Мастер Разборов» – это методика, которая позволяет решить все проблемы в жизни человека. Вы научитесь понимать себя и других людей, проработаете весь негатив в душе и измените свою жизнь. Записывайтесь на курс, если хотите по-настоящему все изменить.

Что нельзя делать при воспитании ребенка

Можно много говорить о рекомендациях, которые позволят воспитать успешного и счастливого малыша. Но не стоит забывать и о запретах. Постарайтесь помнить, что все ваши усилия могут пойти прахом из-за одного слова, сказанного сгоряча.

Старайтесь проявлять терпение по отношению к своему ребенку и не совершать следующих ошибок:

  • Даже если вы сильно разозлились на своего ребенка за какой-либо проступок и не можете держать эмоции под контролем, не вздумайте сказать ребенку что не любите его или перестанете любить. Ребенок всегда, при любой ситуации должен знать, что его любят.
  • Не относитесь к ребенку, как к несмышленышу. Даже если ваш ребенок еще мал, не стоит с ним сюсюкать по поводу и без. Ни в коем случае не разговаривайте с ним как с глупышом. Переживаете, что он не поймет смысла вашего разговора? Тогда старайтесь объяснить максимально простым языком, приводите примеры из жизни для лучшего понимания. Но не относитесь к нему как к бестолковому младенцу. Дети негативно воспринимают такое отношение со стороны взрослых. В противном случае можете отбить все желание разговаривать с вами. Да, да. Ребенок просто не захочет общаться с вами на пространные темы, если не будет ощущать ваш искренний интерес от беседы и видеть себя равным вам собеседником.
  • Не кричите и не бейте ребенка. Конечно, выбор способа наказания ребенка, в том числе и физический – прерогатива каждого родителя. Но чего вы добьетесь, раздавая подзатыльники направо и налево? Забитый и неуверенный в себе ребенок никогда не станет лидером, зато получит кучу комплексов, в том числе комплекс неполноценности. Такому ребенку будет трудно найти свое место в обществе, он будет сомневаться в своих поступках, и в случае ошибок будет подсознательно ожидать порицания от окружающих. Не уродуйте детскую психику, лучше учитесь договариваться со своим ребенком.

Можно много говорить о том, как воспитать счастливого и самодостаточного ребенка, обсуждать мечты и личный опыт. Но не стоит забывать, что подход к каждому отдельному малышу должен быть индивидуален, ведь каждый ребенок уникален сам по себе.

Единственное и самое важное условие формирования счастливого ребенка – любовь, забота и поддержка семьи. Любите своего ребенка, будьте его опорой на трудном жизненном пути, делитесь с ним своим жизненным опытом, и вы сможете быть абсолютно уверены, что ваш ребенок – самый счастливый!

Вы нуждаетесь в нунчи

Некоторые люди рождаются уже с нунчи, другие ему обучаются, а третьим его прививают.

Мне его привили. Когда мне было 12, моя семья переехала из США назад на родину, в Южную Корею. Несмотря на владение только английским языком, мне пришлось пойти в корейскую государственную школу. И это был лучшим интенсивным курсом нунчи, о котором только можно было просить, ведь мне пришлось адаптироваться к другой культуре без каких-либо лингвистических подсказок. Чтобы добиться успеха в новой для меня стране, я должна была стать сверхуверенной в своем нунчи, которое в конечном итоге стало моим шестым чувством.

В мое время ученикам не разрешали задавать вопросы во время урока. Учителя намеренно подавали им расплывчатую информацию обо всем, начиная с того, где будет проходить экзамен, и заканчивая тем, какие книги приносить с собой на занятия. Самостоятельное разгадывание этих вещей с помощью нунчи было частью программы обучения.

Вот как я научилась одному из самых важных правил нунчи: если вы научитесь терпеливому наблюдению, тогда ваши вопросы «что делать», «как делать» и «как реагировать» получат ответы без необходимости произносить ни слова вслух.

Спустя всего год после переезда в Корею я уже была в числе отличников и призеров по математике и физике. Через полтора года меня выбрали вице-президентом класса. И все это, несмотря на мой ужасный корейский язык.

А тем, кто все еще скептически относится к силе нунчи, скажу следующее: я – живое доказательство того, что для достижения успеха и счастья в жизни вам вовсе не нужно быть самым умным, богатым или привилегированным человеком; вам нужно иметь только быстрое нунчи.

Негативные эмоции — тоже важны

Если ваш ребенок злиться, от того, что у него что-то не получается, не игнорируйте его эмоции. Обсудите их причину. Объясните ребенку, как преодолеть трудности. Покажите способы борьбы с негативными эмоциями. Например, глубокие вдохи и счет до 10.

Если вы будите игнорировать чувства ребенка, говорить ему, что они ни к месту, не обоснованы, в конечном счете, у ребенка сформируется чувство неполноценности, разовьется излишняя самокритичность и неуверенность в себе. Он будет испытывать трудность в контролировании своих эмоций, налаживании контактов, что приведет к большому количеству не решенных проблем. А от сюда не удачи в учебе, на работе и т.д.

Конечно, у каждого родителя свои взгляды на воспитание успешного и счастливого человека. Удачи вам, и пусть ваше малыш радует вас своими достижениями.

Полезное видео о том, как воспитать счастливого ребенка! Это следует знать родителям, бабушкам и няням.

Watch this video on YouTube

Как отличить ребенка с комплексами от интроверта

Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.

Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:

  1. Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
  2. Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
  3. Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.

Предисловие

Как вырастить ребенка счастливым? Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Ответ приходится искать самим, ведь ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как это делать. Однако, как ни странно, книги о том, как вырастить ребенка счастливым, – огромная редкость. Большинство авторов книг по уходу за ребенком не только не знают ответа на этот вопрос, но даже не понимают его сути. Они считают (и заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка целиком складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков.

В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым. Привычным является мнение о том, что ребенок для молодой семьи – большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, все норовит сломать и опрокинуть. Мы списываем это на то, что «все дети такие», и даже не замечаем, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас – человеческие детеныши.

Мы не только не знаем и не понимаем истинных потребностей наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют – отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады, а потом в школу. Но те, кому мы доверяем наших детей, тоже не всегда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали об этом из книжек, авторы которых имеют о счастье неизвестно какое представление.

Получается порочный круг: каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми. Некоторые даже пишут об этом книги. Но на самом деле мало кто об этом знает, отчасти потому, что редко встречаются люди, которые умеют – без всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту – быть счастливыми и растить счастливыми своих детей.

Жан Ледлофф – автор книги, которую вы держите в руках, встретила именно таких людей. Более того, прожив с ними два с половиной года, она поняла, чем их воспитание детей отличается от нашего, поняла, почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются «трудными подростками». Поняв это, она написала об этом книгу – книгу о том, как вырастить детей счастливыми. Известный психолог Джон Холт сказал о ней: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами». Эти слова – не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества – войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы – только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь – с рождения и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.

Сегодня мы почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Жан Ледлофф напоминает нам об этом. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, чего наши дети ожидают от нас, только так мы можем вырастить их счастливыми.

Умение общаться

Обычно счастливые люди успешно строят отношения с окружающими. А для этого надо научиться осознавать свои чувства и управлять ими. Когда хорошо понимаешь себя, ты в состоянии встать на позицию другого и договориться.

Что делать: Развивать эмоциональный интеллект. Позволять ребенку испытывать негативные чувства, показывать, как их можно проявлять в приемлемой форме. Помочь ребенку завести друзей. Демонстрировать пример уважительных отношений с родственниками, друзьями, соседями, учителями. Подростков стоит научить общаться с представителями разных организаций — магазинов, банков, поликлиник и т. д.

Следите, чтобы ребенок хорошо высыпался.

Тот факт, что в наше время школьники спят ночью на час меньше, чем их сверстники тридцать лет назад, прошел практически незамеченным. Но мы не можем позволить себе пускать дело на самотек. 

Исследователи проблем сна лишь недавно смогли увидеть и оценить ущерб, который приносит детям час недосыпа.

Сон имеет огромное значение не только для эмоциональной стабильности ребенка и хорошей успеваемости. Он имеет прямое отношение к целому ряду проблем, которые раньше с ним не связывали, например увеличению частоты случаев детского ожирения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Некоторые ученые считают, что недостаток сна в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга, от которых невозможно избавиться дополнительными часами сна.

Как вырастить успешного и уверенного в себе ребенка. Причины неуверенности

Каждый человек с самого детства хочет получить похвалу родных и близких, услышать поощрение и почувствовать признание, но на пути к этому он встречается с множеством трудностей, которые не всегда удается побороть. Если родители или близкие люди не помогают в критических или проблемных ситуациях, то человек начинает терять веру в себя, и становиться неуверенным.

Чувство неуверенности зарождается еще в самом раннем детстве, когда малыши стремятся порадовать своих родителей, помочь им, подрожать во всем, и если у них это не получается, а поддержки со стороны нет, начинает формироваться страх повторных неудач.

Неуверенность в себе – это вера в то, что благодаря своим усилиям и стремлениям не получиться достичь желаемого результата. Детская неуверенность не выглядит чем-то страшным и опасным, но если над ней не работать, то во взрослом возрасте она может иметь катастрофические последствия для судьбы человека

Чтобы вырастить уверенную в себе личность, важно знать, какие шаги для этого стоит сделать и чем именно можно помочь ребенку

Чтобы разобраться в проблеме, стоит рассмотреть главные причины неуверенности в себе у детей.

  • Нехватка любви родных и близких. Если ребенку не хватает родительской любви, он инстинктивно считает, что и весь остальной мир относиться к нему также и сам, не желая того, отгораживается ото всех, становясь замкнутым, беспокойным и тревожным человеком.
  • Запугивания со стороны взрослых. Некоторые родители, не способные справиться с ситуацией, могут использовать такие устрашающие ребенка фразы, как «если не будешь слушаться, тебя заберут», «если будешь так себя вести, тебя украдет», и так далее. Это производит определенный эффект, но на подсознательном уровне формирует страх и панику у ребенка.
  • Отсутствие помощи и поддержки. На пути своего развития и роста, ребенок часто сталкивается с чем-то новым и необычным для себя, и не все задачи ему удается преодолевать. Если родители не оказывают помощи и не поддерживают малыша в трудную минуту, не успокаивают и не решают проблему с ним вместе, то у него формируется страх нового и неизведанного, он боится попадать в незнакомую среду, общаться с новыми людьми, что негативно сказывается на его психологическом состоянии.

Дети окружены учителями и должны учиться всему, что те делают

«В старые времена народ Пуэбло обучал своих детей таким образом: взрослые постоянно разговаривали и занимались чем-то с детьми. Они не жалели ни времени, ни сил для этого. Каждый человек является учителем, и каждый вид совместной деятельности чему-то учит ребёнка».

Мы же установили чёткую грань между «школой» и «всем остальным». То есть учиться дети должны исключительно в школе, а вот по приходу домой этот процесс прекращается. Они могут отдохнуть, выполнить какую-то работу по дому или поиграть. Это не так: в это время мы можем и должны продолжать их учить. Учить самой главной науке – как жить и какими быть.

Для того, чтобы это обучение было успешным, нужно воспитывать детей так, чтобы они воспринимали взрослых как своих учителей, а разговор с ними или совместную деятельность – как продолжение обучения. Поэтому необходимо создавать эту культуру обучения, поощрять и развивать любознательность наших детей.

Наделите ребенка обязанностями

Чем раньше ребенок привыкнет выполнять рутинную работу, тем быстрее у него сформируется понимание, что все в этой жизни не манна небесная. Научите ребенка делать сначала самые трудные и неприятные обязанности и постепенно переходить к более легким и приятным. Так например, сначала делать не любимые уроки, а на последок оставлять полегче.

Распределите обязанности по дому. Например, если ваше чадо, так сильно хотел собаку, то пусть ощутит весь груз ответственности и заботы о своем друге. Установите время, чтобы собаку выводил гулять ребенок. После прогулки пусть сам моет ей лапы, а также следит за тем, чтобы у питомца всегда была свежая вода в миске. Это дисциплинирует ребенка. А что как не дисциплина важна для будущего успешного руководителя.

Делать то, что от тебя ожидают

Дети по своей природе социальны и делают то, чего от них ожидают. Это объясняет порой кажущееся необъяснимым поведение ребенка.

Давайте подумаем, что стоит за словами «Осторожно! Не разбей чашку!». Получается, что от ребенка ожидают, что он может разбить чашку. Поэтому, повинуясь своему врожденному инстинкту делать то, что от него ожидают, ребенок чашку действительно роняет и разбивает

Поэтому, повинуясь своему врожденному инстинкту делать то, что от него ожидают, ребенок чашку действительно роняет и разбивает.

Тот же самый принцип работает, когда дети делают что-то «наоборот»: им говорят одно, а они делают совершенно противоположное — только потому, что взрослый показывает им, что ожидает от них такого поведения. Например, «Не ешь конфеты до обеда!» означает «Я ожидаю, что ты будешь есть конфеты до обеда»; «Выучи уроки» означает «Я ожидаю, что можешь их не выучить»; а «Смотри, не обожгись» означает ожидание ожога. Этот принцип работает настолько безотказно, что дети часто даже идут на причинение себе вреда, чтобы оправдать ожидания родителей.

Мне кажется, что каждый родитель должен принимать этот принцип во внимание
Учитывать его особенно важно, когда речь идет о безопасности ребенка. Природой в ребенке заложена чрезвычайно развитая способность к самосохранению
Жан Ледлофф наблюдала, как младенцы екуана играют с острыми ножами, беря их за острие и размахивая ими в разные стороны. При этом они не только не ранятся, но и не причиняют вреда окружающим

Только что научившиеся ползать малыши играют безо всякого присмотра на самом краю обрыва

При этом они не только не ранятся, но и не причиняют вреда окружающим. Только что научившиеся ползать малыши играют безо всякого присмотра на самом краю обрыва

При этом никто не говорит им: «Осторожно, не упади!» или «Отойди от обрыва!» — всем понятно, что дети никогда не упадут

Природой в ребенке заложена чрезвычайно развитая способность к самосохранению. Жан Ледлофф наблюдала, как младенцы екуана играют с острыми ножами, беря их за острие и размахивая ими в разные стороны. При этом они не только не ранятся, но и не причиняют вреда окружающим. Только что научившиеся ползать малыши играют безо всякого присмотра на самом краю обрыва

При этом никто не говорит им: «Осторожно, не упади!» или «Отойди от обрыва!» — всем понятно, что дети никогда не упадут

Напротив, если родители берут на себя заботу о безопасности ребенка, то он перестает заботиться об этом сам. И получается, что малейший недосмотр чреват несчастным случаем: во-первых, потому, что всем своим поведением родители показывают ребенку, что ему незачем заботиться о своей безопасности, и во-вторых, потому, что от него ожидают наличие склонностей причинять себе вред.

Вот только несколько вещей, которые родители начинают замечать, если внимательно наблюдают за собой и за своим ребенком. Такие отношения с малышом для большинства из нас непривычны, ведь нас растили совсем по-другому. Но как только мы начинаем понимать, чего ребенок хочет от нас, и с уважением относиться к его потребностям (поначалу это довольно сложно: приходится многое менять в себе и своем образе жизни), как из плачущего и капризного малыша он становится веселым и покладистым. Иначе не может и быть, ведь таким рожден быть каждый человек — счастливым существом в гармонии с собой и окружающим миром.

Леонид Шарашкин
Статья из октябрьского номера журнала.

Поддерживай ребенка

Детям необходима сторонняя оценка их деятельности, внешности, поступков и успехов. Если в семье всегда отмечают хорошо сделанную работу, поступок, а также утверждают, что ребенок красивый внешне и талантливый, он начинает в это верить. А вера в себя — уже половина успеха даже для взрослого человека.

«Мы недостаточно хорошо понимаем, насколько серьезная это вещь — воспитание. Нам кажется, что воспитание — это формирование у ребенка хороших манер, обучение его правилам поведения в обществе, его образование. Но на самом деле это дело второе, если не десятое. Первое же, и самое главное, — это то, как мы учим нашего ребенка относиться к самому себе. Если он живет в среде, которая постоянно оценивает его как неумного, некрасивого, бездарного, завистливого, агрессивного, плаксу и т. д., — то, поверьте, он именно таким и становится»***.

Недостатки методики развития Жан Ледофф

Вполне очевидно, что гармоничное слияние индейских племен с природой и проживание в джунглях сильно отличается от особенностей жизни в городах с развитой инфраструктурой. Вызовы, с которыми сталкиваются в племени екуан, перекладывающиеся на их традиции, не соответствуют общепринятым. В отличие от индейцев, опирающихся на инстинкты, людьми сегодня правит интеллект, который накладывает определенные запреты и выдвигает требования к поведению.

Кроме того, большинство идей, предложенных методикой, не применимо в современном обществе. К примеру, сложно представить маму, которая при всем большом желании, могла бы не расставаться с ребенком ни на минуту и носить его на руках в течение 6-8 месяцев. Еще сложнее – разрешать детям играть с ножами или оставаться в одиночестве у бассейнов. Обучать самостоятельности, безусловно, нужно, но при этом дети не должны подвергаться опасности. Также методика предлагает не запрещать детям находиться в комнате, где родители занимаются любовью. При всем уважении к племенным поселениям такие подходы точно противоречат моральным устоям нынешнего общества.

Нельзя не сказать и о том, что счастье и жизнерадостность екуанцев связаны, скорее всего, не с воспитательскими традициями, а с отсутствием образа жизни, который принято вести в цивилизованном мире. Постоянная погоня за материальными благами и суета выматывают современного человека и снижают уровень его удовлетворенности жизнью в обществе, поэтому и методы воспитания приходиться применять другие.