Как развить память у ребёнка с учётом возрастных особенностей

Оглавление

Зачем ребенку развивать память?

Развитие и тренировка памяти в детском возрасте особенно необходима. В школьном и дошкольном периоде ребенок набирает багаж памяти и знаний на всю дальнейшую жизнь, и то, насколько он будет обширен и богат, полностью определяет его дальнейшее развитие в социуме и во взрослой жизни. К сожалению, программа школьного и дошкольного образования построена таким образом, что у преподавателей и воспитателей просто нет времени развивать память детей, у них есть лишь цель дать достаточный объем информации.

Ребенок либо впитывает информацию как губка, либо она проходит мимо. Поэтому родительский вклад в развитие памяти детей так важен. На сегодняшний день существуют специально разработанные методики ежедневных тренировок, которые проводятся в игровой форме. Детям очень интересно играть с родителями, и они даже не догадываются, что проходят нужный и сложный процесс. А на вопрос, как развить память у ребенка, и зачем это нужно, ответ один: развивать память нужно для того, чтобы ребенок усвоил больше полезной информации, которая послужит крепким фундаментом во взрослой жизни.

Особенности развития памяти

Развитие памяти у детей различного возраста проходит по-разному. Память вообще очень интересная вещь, она развивается стремительно и зависит от многих внешних и внутренних факторов. Самый главный фактор – это возраст ребенка. На каждом этапе ребенок развивается разными способами, а память формируется скачкообразно.

Особенности развития памяти можно условно разделить на 4 периода:

  • младший дошкольный возраст до 2 лет;
  • старший дошкольный возраст от 2 до 6 лет;
  • младший школьный возраст от 6 до 12 лет;
  • старший школьный возраст после 12 лет.

Какая память лучше развита у детей?

Вопрос, какая у детей лучше развита память, не совсем корректен. Каждый ребенок индивидуален и склад его ума индивидуален тоже. Невозможно точно сказать, какая память должна быть развита лучше. Все зависит от темперамента ребенка, его умственных и физических способностей и от строения нервной системы. Каждому возрасту соответствует развитие определенного вида памяти, необходимой в этот момент жизни.

Память, в зависимости от возраста малыша, подразделяется на:

  1. Моторную. Ей обладают дети от рождения и до 12 месяцев. Моторная память основана на условных рефлексах – сидеть, держать, ползать, ощущать, узнавать предметы. Эта память существует на уровне рефлексов и все внешние действия она разделяет на положительные и отрицательные. Таким образом, ребенок познает мир.
  2. Образную память. Она присоединяется к моторной с 1 года и развивается до 2 лет. Образная память помогает малышу запоминать лица близких людей, любимые игрушки, предметы, голоса и учит ребенка ориентироваться в пространстве.
  3. Словесно-логическую память. Она начинает развиваться к 3 годам, когда поток информации увеличивается и появляется логическое мышление.
  4. Механическую память. Она появляется в возрасте от 4 до 5 лет. В этот период идет активное запоминание больших объемов информации. Ребенок впитывает все, но не всегда может применить свои знания.
  5. Произвольную память. Этот вид памяти развивается с 5 до 6 лет. Это период рассказов и пересказов. Ребенок уже может перерабатывать большие объемы информации и вычленять из нее главное. Он может подробно рассказать услышанный рассказ или вспомнить заученный стишок.
  6. Осознанное запоминание информации. Происходит в период с 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок осознает зачем ему нужна та или иная информации и правильно ее применяет.

Нарушения развития памяти у детей

Нарушение памяти – это неспособность запоминать информацию, из-за патологического состояния. Это одно из самых распространенных расстройств, которое очень сильно влияет на уровень жизни. Лечит нарушение развития памяти врач-нейропсихолог. На память напрямую влияют следующие части коры головного мозга: лимбическая система и мозжечок.

Также на процесс запоминания влияет такая важна структура, как гиппокамп. В гиппокампе содержатся нейроны, связь между которыми обеспечивают нейромедиаторы. Когда нейромедиаторы находятся в дефиците, ребенок начинает страдать из-за провалов в памяти и невозможности запоминать информацию. Чтобы установить причину расстройства, необходимо провести нейродиагностику головного мозга.

Формирование памяти с 10 до 14 лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету.  Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Как, что и когда нужно делать для развития памяти и внимания — делюсь личным опытом

Без памяти мы были бы людьми мгновения. Не смогли бы ни читать, ни писать, ни осмысливать свои действия. Поскольку, чтобы прочитать слово, нужно помнить хотя бы его начало. Почему детки не понимают, что читают? У них плохо развита слуховая память. Поэтому развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста, вопрос очень своевременный и важный.

А мышление  ребенка? Оно напрямую зависит от его памяти. Даже больше, можно сказать, что мышление маленького ребенка и есть его память. Но пичканье ребенка фактами — не тот путь, по которому нужно идти.

Хотелось бы вам настроить так память ребенка, чтобы активировать мозг по максимуму?

Мне всегда нравится приводить высказывание И. Соньера о том, что развитие всего мозга дает развитие правого полушария, к которому относится фотографическая память, воображение, интуиция.

Какими упражнениями и играми нужно развивать память, чтобы заложить мощные связи между правым и левым полушарием головного мозга? Именно такой союз имеют все выдающие люди, которые пользуются возможностями всего мозга.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

Что влияет на запоминание ребенком

Детский возраст состоит из двух периодов: ранний и дошкольный. Чем старше становится малыш, тем лучше делается его память. Он воспринимает информацию, которую предоставляют ему взрослые. Если родители играют с ним, читают ему книги и поют песни, его высшие психические функции будут развиваться.

В более старшем возрасте у ребенка появляются дополнительные техники, которые нужны для усвоения информации. К ним относят:

  • сравнение;
  • формирование ассоциаций;
  • умение противопоставлять новый опыт старому.

Для гармоничного развития важно улучшать не только память, но и мышление. Эти два процесса тесно связаны и влияют друг на друга

Психологи доказали, что, чем больше знает ребенок, тем выше объем его памяти.

В детском возрасте происходит формирование когнитивных функций. Взрослые тоже могут исправить многое, но для этого потребуются усилия. Поэтому родителям нельзя упускать ситуацию из-под контроля

Лучше заниматься с ребенком и улучшать его память, мышление, речь, внимание. Это позволит в будущем осваивать ему сложные виды деятельности

Связь памяти с мышлением и воображением. Чем это нам выгодно?

Сначала давайте разберемся, что такое память?

Это не нечто такое, что лежит где-то на задворках головного мозга и плохо работает, а поэтому это что-то нужно подлечить, расшевелить.

Память расположена во многих миллиардах нейронов головного мозга и в триллионах связей между ними.

Каждый раз когда мы вспоминаем, пользуемся памятью, мы оживляем связи, перезаписываем информацию, трансформируем. Память — это здесь и сейчас, она живая. Это трудно осознать.

Но когда вы это поймете, будет очень легко. Самое волшебное то, что память, мышление и воображение у ребенка неразрывно связаны. И развивая одну грань, мы получаем сразу все.

Например, мышление  у маленького ребенка напрямую зависит от памяти. Поскольку маленький ребенок размышляет вспоминая.

Поэтому важно начинать с памяти!

Существует очень много классификаций памяти

Так, в зависимости от того, что мы запоминаем, выделяют память:

  • двигательную
  • эмоциональную
  • образную
  • вербальную, словесно-логическую

Как раз последняя созревает в самую последнюю очередь, она считается пиком развития памяти. Она есть только у человека. Остальные виды памяти присутствуют и у животных тоже.

И именно на вербальную память, когда идет запоминание при помощи слов, и  делается упор в школах, абсолютно забывая о другом виде, поистине удивительном — образной памяти, связанной с правым полушарием головного мозга.

В зависимости от того, через что мы запоминаем, память делится на:

  • слуховую (когда слышим, через органы слуха — уши)
  • зрительную (видим что-то)
  • осязательную (через прикосновения)
  • двигательную (запоминаем движения)
  • пространственную (когда нам нужно запомнить, где мы находимся, ориентироваться в конкретном месте)

У ребенка в основном все упражнения на развитие памяти, связаны с тренировкой слуховой, зрительной, двигательной памяти и их комбинаций.

У школьников может быть не одинаково развита слуховая, зрительная и двигательная память. И это норма. Мы сами запоминаем лучше через какой-то один канал.

Как мы уже знаем, ребенок запоминает то, что интересно, именно на интерес обращено его внимание, поэтому самое главное научить его находить интерес в том, что нужно запомнить

юБРНПЯЙХЕ ЛЕРНДХЙХ ПЮГБХРХЪ

сОПЮФМЕМХЪ ДКЪ ПЮГБХРХЪ ОЮЛЪРХ ЕЯРЭ ОНВРХ БН БЯЕУ ЛЕРНДХЙЮУ ПЮММЕЦН ПЮГБХРХЪ (ОН ЙПЮИМЕИ ЛЕПЕ, БН БЯЕУ ХГБЕЯРМШУ МЮЛ). оПХВЕЛ ГЮМХЛЮРЭЯЪ ОПЕДКЮЦЮЧР ЕДБЮ КХ МЕ Я ОЕПБШУ МЕДЕКЭ ЛЮКШЬЮ! оНОПНАСИРЕ, БДПСЦ БЮЬЕЛС ПЕАЕМЙС ОНМПЮБХРЯЪ!

лЕРНДХЙЮ цКЕММЮ дНЛЮМЮ

б ЩРНИ ГМЮЛЕМХРНИ ЛЕРНДХЙЕ ПЮММЕЦН ПЮГБХРХЪ ЕЯРЭ Х РЮЙНЕ СОПЮФМЕМХЕ: ПЕАЕМЙС ОНЙЮГШБЮЧР ЙЮПРНВЙС Я ЙПСОМНИ МЮДОХЯЭЧ Х ХГНАПЮФЕМХЕЛ (КХАН АЕГ МЕЦН). лЮЛЮ ХКХ ОЮОЮ ЦПНЛЙН ОПНХГМНЯЪР МЮОХЯЮММНЕ ЯКНБН БЯКСУ. яМЮВЮКЮ БНГЭЛХРЕ ДЕЯЪРЭ ЙЮПРНВЕЙ, ЙНРНПШЕ БШ АСДЕРЕ ОНЙЮГШБЮРЭ РПХ ПЮГЮ Б ДЕМЭ, МЕ АНКЕЕ ДБСУ ЯЕЙСМД ЙЮФДСЧ. йЮФДШЕ ДЕЯЪРЭ ДМЕИ ЛЕМЪИРЕ ЙЮПРНВЙХ, Х РЮЙ… ЖЕКШИ ЦНД.

пНДХРЕКХ МЕПЕДЙН НРЛЕВЮЧР, ВРН АКЮЦНДЮПЪ ДЮММНИ ЛЕРНДХЙЕ ХУ ДЕРХ МЮВХМЮЧР ВХРЮРЭ ЯЙЮГЙХ СФЕ Я ВЕРШПЕУ КЕР Х ОПХЛЕПМН Б ЩРНЛ ФЕ БНГПЮЯРЕ ОПНАСЧР ОХЯЮРЭ.

лЕРНДХЙЮ яЕЯХКЭ кСОЮМ

оНЯКЕДНБЮРЕКЭМХЖЮ цКЕММЮ дНЛЮМЮ ПЮГБХКЮ Х ОЕПЕНЯЛШЯКХКЮ ЕЦН ОПХЕЛШ Б ПЮАНРЕ Я ЙЮПРНВЙЮЛХ. б ВЮЯРМНЯРХ, НМЮ ГЮЛЕРХКЮ, ВРН ЮАЯРПЮЙРМШЕ МЮДОХЯХ ЛЮКН ХМРЕПЕЯСЧР ЛЮКШЬЕИ. оНЩРНЛС НМЮ ОПЕДКЮЦЮЕР ПЮГБЕЯХРЭ ОН БЯЕЛС ДНЛС ЙЮПРНВЙХ Я МЮГБЮМХЪЛХ ГМЮЙНЛШУ ПЕАЕМЙС ОПЕДЛЕРНБ НАХУНДЮ – МЮ ЙПНБЮРХ ДНКФМЮ БХЯЕРЭ РЮАКХВЙЮ Я МЮДОХЯЭЧ «ЙПНБЮРЭ», МЮ ЯРНКЕ – «ЯРНК», МЮ ЯРСКЕ «ЯРСК». б НРКХВХЕ НР цКЕММЮ дНЛЮМЮ, ЙНРНПШИ ПЕЙНЛЕМДСЕР ДЕКЮРЭ МЮДОХЯХ ЙПЮЯМШЛХ, яЕЯХКЭ ЯНБЕРСЕР ДЕКЮРЭ ЦКЮЯМШЕ АСЙБШ – ЙПЮЯМШЛХ, Ю ЯНЦКЮЯМШЕ – ВЕПМШЛХ. мС Х, ПЮГСЛЕЕРЯЪ, ОЕПХНДХВЕЯЙХ НАПЮЫЮРЭ БМХЛЮМХЕ ПЕАЕМЙЮ МЮ РЮАКХВЙС, ГЮВХРШБЮЪ МЮОХЯЮММНЕ ЯКНБН.

13.08.2019
оНДЦНРНБХКЮ еКЕМЮ юТЮМЮЯЭЕБЮ
  
  Н ДЕРЪУ НР 1 ДН 3 КЕР, Н ДЕРЪУ НР 4 ДН 7 КЕР

Как улучшить?

Сразу стоит обозначить, что к решению проблемы плохая памяти необходимо подходить комплексно. Сегодня разработано достаточно много методик и способов, позволяющих существенно улучшить способность ребенка к запоминанию информации.

В качестве действенных методов можно обозначить следующие меры:

Систематическое выполнение с ребенком упражнений, направленных на улучшение функции запоминания и тренировку памяти.
Регулярное чтение детских книг, а также заучивание не сложных стихов, песенок, скороговорок и т.д.
Проведение игр с ребенком, в которых необходимо задействование памяти.
Пересмотр питания школьника – важно, чтобы в рационе присутствовали все необходимые макроэлементы для полноценной работы мозга и организма в целом. Необходимо увеличить потребление таких продуктов, как: форель или лосось, капуста брокколи, морковь, шпинат и т.д.

Отдельно стоит отметить, что ребенку также можно пропить курс витаминов

Однако в этом случае необходимо в обязательном порядке проконсультироваться с врачом

Отдельно стоит отметить, что ребенку также можно пропить курс витаминов. Однако в этом случае необходимо в обязательном порядке проконсультироваться с врачом.

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам.

Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем. У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его.

Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо. У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика.

Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты. В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной.

Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют. Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе.

Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти. Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Как работает память у детей

Ребенок запоминает информацию двумя способами:

Произвольно – когда малыш специально учит стихотворение

Здесь важна мотивация.
Непроизвольно – дитя запоминает то, на что обращает внимание. Что-то остается надолго, а какие-то фрагменты сразу стираются.

После запоминая знания сохраняются в долгосрочную или краткосрочную память. Цель – привести их к долговременной, а потом воспроизвести при надобности. Что-то легче вспомнить при помощи ассоциаций. Дитя расскажет стихотворение, увидев рисунок, который его иллюстрировал. Какие-то вещи полагается забывать, чтобы не случались перегрузки.

Вместо механической памяти – логическая

В подростковом возрасте у детей меняются механизмы памяти. Примерно к 13 годам подростки начинают хорошо логически мыслить, умеют строить гипотезы, пользуются абстрактными понятиями. В это время механическая память, благодаря которой ребенок раньше практически все запоминал легко и быстро, снижается и сменяется логической и смысловой, когда к запоминанию нужно прилагать усилия. Простая зубрежка больше не работает, а для того, чтобы запомнить, подростку нужно понимать смысл и ценность запоминаемой информации.

На другой уровень выходит и внимание подростка. Если задания кажутся неинтересными, то ребенок не может долго концентрировать свое внимание и начинает, что называется, витать в облаках

Чтобы заинтересовать подростка и неувлекательное сделать увлекательным, для запоминания можно использовать мнемотехники по созданию образов и ассоциаций. Этот действенный метод помогает запомнить и извлечь из памяти нужную информацию легче и быстрее.

Для подростков очень важны хобби и увлечения, которыми они могут заниматься помимо учебы. Такая смена деятельности помогает улучшать память.

Также подросткам нужно читать: чем больше читает, тем больше увеличивается словарный запас и, соответственно, объем памяти. Также память «раскачивает» и способствует увеличению ее объема изучение иностранных языков.

А для того, чтобы выученная информация лучше «улеглась» в долговременную память, ее нужно повторить через три дня, потом через неделю и еще раз через месяц. Такие повторения, особенно если они имеют позитивную эмоциональную окраску, увеличивают скорость запоминания и воспроизведения нужной информации.

Почему так важно развивать память и внимание у школьников

Очень важно, еще до поступления ребёнка в школу, заниматься с ним развитием, таких важных психических функций, как памяти и внимания. Если же эти процессы не развились в полной мере и не соответствуют возрасту школьника, то это напрямую отражается на его успеваемости

Которая, в свою очередь, напрямую зависит, оттого, насколько точно и полно усваивается материал.

Причиной низкой успеваемости и плохого восприятия, могут стать:

  • Недостаток речевого развития
  • Ослабленное здоровье ребёнка
  • Низкий уровень запоминания и объёма памяти

Эти и другие причины приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы и способности. Ему кажется, что проблемы с учёбой, которые возникают у него из-за недостаточно развитых процессов памяти и внимания, это следствие чего-то другого. Например, плохой учитель или одноклассники, которые не дают сосредоточиться. При этом, если не уделить должного внимания развитию важных психических функций, то ситуация с каждым учебным годом, будет только ухудшаться.

Зачем нужно развивать память?

Отметим, что редко кто из детей страдает полным отсутствием памяти. Причиной забывчивости чаще всего является невнимательность, неумение сосредоточиваться на значимых вещах, неспособность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Родителям следует уделить должное внимание развитию перечисленных способностей. Они нужны человеку на протяжении всей жизни

Кроме того, ученые доказали, что умственная деятельность предупреждает такие заболевания, как:

  • болезнь Альцгеймера;
  • склероз;
  • старческую деменцию.

Поэтому приложенные усилия будут вознаграждены качественным образом жизни ребенка во взрослом периоде.

Запоминание и освоение информации позволяет детям ориентироваться в пространстве, добиваться успехов в учебе, делать умозаключения и находить выходы в любых сложившихся ситуациях.

Исследования доказали, что память можно развивать. Но при этом следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Требовать от него невозможного не стоит. Это может спровоцировать нервный срыв и повредить малышу.

Начинать тренировки по улучшению памяти можно уже в раннем возрасте.

Как нужно развивать внимательность и память

Когда ребенок начинает активно расти, следует начинать постепенно тренировать его память. С этим могут помочь такие игры, как:

Ассоциации

Ребенку необходимо озвучивать те или иные ассоциации, которые приходят ему в голову, когда родители называют какое-либо слово. Подобное упражнение помогает сократить время на вспоминание узнанной ранее информации.

Восстановление какой-либо последовательности

Для этой игры понадобятся картинки с различными изображениями. Их необходимо разложить перед ребенком, предложить запомнить последовательность расположения карточек, затем перевернуть и смешать их. Задача ребенка заключается в восстановлении первоначального порядка.

Рассказы об увиденном

Малышу следует предоставить какую-либо картинку, желательно, с большим количеством элементов. Ребенку будет нужно через некоторое время пересказать то, что он на ней увидел. Такое упражнение поможет развить зрительную память.

Нужно не только развивать память, но и не забывать о тренировке внимания детей. Есть множество методик, способствующих концентрации малыша.

Методики по развитию памяти у детей раннего возраста

Основная деятельность ребенка – игра. Именно через нее происходит познавательный процесс. Поэтому методика по развитию памяти также основана на игре.

  1. Предложите ребенку сказать, какого предмета не хватает в комнате. Уберите из помещения перед этим что-то особенно заметное: яркий светильник или картину, к примеру. Начинайте утро с такой игровой зарядки для памяти.
  2. Усложните задачу. Ребенок должен запомнить 5 игрушек. Затем спрячьте одну из них. Спросите у малыша, чего не хватает. В дальнейшем используйте большее количество предметов.
  3. Разучивайте с ребенком цвета, песенки, потешки. Выучите небольшой стих. Это прекрасно тренирует память.
  4. Читайте сыну или дочери перед сном сказки. Наутро спросите о том, что прочитали. Это заставит работать мозг усиленно, при этом вырабатывается внимательность.
  5. Играйте в «слова». Произнесите по очереди 5-6 слов (яблоко, груша, виноград, арбуз, дыня). Попросите малыша повторить их в таком же порядке.

С детьми постарше можно выполнять более сложные задачи.

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Упражнение «Чертоги разума»

‍Возраст: от 7 лет‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику. 

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку. 

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено

Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Особенности развития памяти у детей разных возрастов

В развитии памяти важным фактором является возраст ребенка. Его необходимо учитывать при выборе способа тренировки. Особенности памяти детей:

Дети до 2 лет не помнят события, которые происходили в их жизни. Бытует мнение, что младенцы не в состоянии запомнить информацию. Но, психологи утверждают, что, начиная с 6-месячного возраста, у малышей появляются начальные признаки запоминания. Дети помнят некоторые звуки, стремятся их воспроизвести.

У детей с 2 и до 6 лет происходит запоминание событий, связанных с каким-либо сюжетом, а не с голым фактом. В этом периоде у них наиболее развита кратковременная память. Все запомненное при условии частого воспроизведения переходит в долговременную память.

С 6 до 12 лет дети способны решать сложные задачи. На фоне учебы в школе у них происходит развитие долговременной памяти. Процесс запоминания информации облегчается

Но, сохранение важной информации, которая выпадает из интересов ребенка, вызывает трудности и требует колоссальных усилий.

У подростков старше 12 лет мозг работает наравне со взрослыми людьми. Память у них развивается путем получения знаний, навыков, опыта

В этом возрасте помимо школы детям нужно посещать различные кружки и секции.

Страшная правда про зрительную память

Зрение — является основным каналом восприятия у большинства людей, мы получаем информацию на 80% через органы зрения. Мы доверяем больше своим глазам, чем ушам.

Этот вид памяти развит в совершенстве у людей творческих профессий — художников, дизайнеров, архитекторов, модельеров.

Объем этой памяти не имеет границ. Проводился эксперимент: испытуемым показывались фотографии, а потом предлагались новые. Нужно было выбрать, те что они видели раньше….

Объем картинок успешно предъявляемых испытуемым доходил до 11000, но и это был не предел.

Есть еще одна разновидность этой памяти — фотографическая. Она связанная с памятью правого полушария. Правое полушарие мыслит образами, картинками.

Если она развита, то ребенок, прочитав один раз книгу, может ее всю пересказать или отвечать на вопросы, перелистывая ее у себя в голове. Методика Макото Шичиды как раз развивает эту способность у детей (ссылка отроется в новом окне).

И, развивая фотографическую память, мы будем развивать правое полушарие, отвечающее за воображение, интуицию.

Все 5 органов чувств связаны с правым образным полушарием. Развивая все органы чувств, мы также развиваем наше правое полушарие.

Очень интересные упражнения для развития зрительной памяти

1. Посмотрите внимательно на какой-нибудь предмет в течение 30 секунд, подмечая все важные детали, а потом закройте глаза и попробуйте мысленно представить его, а потом нарисовать по памяти.

Важно рисовать с мысленного образа, а не с живого предмета

2. Возьмите 7 цветных карандашей или нарисуйте 7 геометрических фигур разных цветов, попросите ребенка посмотреть на них в течение 30 секунд, чтобы запомнить. Закройте предметы и пусть ребенок по памяти опишет все 7 предметов.

После того, как он закончит описывать покажите ему еще раз эти предметы, если он ошибся. Пусть еще раз на них посмотрит и повторно опишет.

Можно играть на улице. Договоритесь с ребенком, что вы будете описывать только что прошедшего мимо вас прохожего.

3. Запоминание деталей. Например, вы договорились запомнить лицо знакомого вам человека. Начинайте запоминать с деталей. Какой у него нос, какие глаза.

4. Игра «Найди отличия»

Берете картинки по возрасту детей.

Но самое важное, что нужно не искать отличия, поскольку вычленять — это способность левого полушария, логического, а нужно тренировать восприятие целой картинки. Показываете на 2 секунды одну картинку, а потом показываете две и просите ребенка сказать, которую он видел первой

Показываете на 2 секунды одну картинку, а потом показываете две и просите ребенка сказать, которую он видел первой.

5. Самое быстрое упражнение «Что пропало?». Рассыпьте любые предметы на столе, которые у вас есть под рукой. Карточки от лото, карты, маленькие игрушки, столовые приборы, если вы на кухне. Начинайте с 7 штук.

Дайте ребенку посмотреть на них несколько секунд, потом пока ребенок не видит уберите одну, а остальные перемешайте. Пусть ребенок скажет, какой предмет пропал.

Есть специальные упражнения, которые развивают фотографическую память, но о них я скажу позже.

6. Можно использовать карту Сперлинга.

Смотреть на карту в течение 20 секунд, чтобы запомнить, потом написать на листочке, что запомнилось, стараясь воспроизвести все правильно.

Если вы хотите потренировать зрительную память у себя, то вам сюда, а приемы, развивающие фотографическую память здесь (ссылки откроются в новом окне).