Оглавление
- Руководство для родителей подростка: 5 шагов
- Признаки эмоционального выгорания у подростков
- Как правильно привить ребенку самостоятельность?
- Агрессивное поведение
- Ответственность — это способность отвечать
- Развитие личной ответственности
- Как воспитать себя?
- Как это поможет ребенку в жизни?
- Попустительство ведет к безнаказанности
- Правило шестое
- Не сравнивайте ни с кем подростка
- Почему гиперответственность — это плохо?
- Что такое ответственность? Определение
- Допустимым наказанием для 3-4 летнего малыша может быть:
- Что такое ответственность и как она связана с самостоятельностью
- Начинайте обучать ребенка ответственности в самом раннем возрасте
- Развитие личной ответственности
- Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:
- Понятие ответственности
- Готовьте подростка к трудностям
Руководство для родителей подростка: 5 шагов
Итак, ваш ребенок 11 лет пришел к вам за советом. Эта ситуация очень важна, ведь от ваших действий зависит, как он будет относиться к вашим словам, советам и просьбам в дальнейшем.
«Папа (мама), мне нужен твой совет». Следующие 30 минут определят качество вашего общения с ребенком на долгие годы вперед. И если сделать все правильно, вы сможете научить его самостоятельности и независимости.
Шаг 1. Выслушайте.
Не пытайтесь что-либо говорить или сразу судить, не вникнув в ситуацию. Даже если она кажется вам глупой или бессмысленной, выслушайте до конца
Очень важно не перебивать ребенка, не выражать свое недовольство, не указывать ему на его глупость. Если ребенок не почувствует участия к своей проблеме, то он мгновенно закроется
И не факт, что в следующий раз он подойдет за советом. Даже наоборот – будьте уверены, что за советом он не придет.
Поэтому выслушайте полностью, и только после этого говорите, что вы думаете о ситуации.
Шаг 2. Рекомендуйте
Это ваша возможность передать житейскую мудрость своему ребенку. Расскажите, как бы вы поступили в ситуации. И обязательно используйте фразу «Я рекомендую…».
Именно «рекомендую», а не «ты должен», «сделай так» и другие варианты указующих советов. Вы должны показать ребенку направление, в котором ему нужно думать и действовать
Важно, чтобы ребенок понял ваши аргументы и принял их к сведениям
Ни в коем случае не нужно переубеждать ребенка, используя родительский авторитет. Этим вы понизите его собственную значимость и значительно уменьшите шансы успешного разрешения проблемы.
Шаг 3. Разрешите действовать
После того, как вы высказали свое мнение, вы должны обязательно сделать акцент на том, что это ваше мнение. А ребенок имеет право сделать так, как он считает нужным. Помогите ему преодолеть неуверенность в себе.
Он может сделать по-вашему или нет
И важно здесь не вмешиваться в его действия. Он попросил совета – вы его дали
Все его дальнейшие действия – это его личная ответственность. Нужно, чтобы он это понимал. Ведь согласитесь, вы сами далеко не всегда слушаетесь советов других людей.
Вмешаться можно и нужно только в том случае, если действия ребенка могут нести угрозу его здоровью или жизни. В любом другом случае ответственность за решение должна в полной мере лежать на ребенке.
Шаг 4. Поддержите
Уже после того, как ребенок сделал определенные шаги к решению проблемы, нужно его поддержать.
Если проблема успешно разрешилась (вне зависимости от того, следовал ли ребенок вашим советам), необходимо похвалить его мудрость, высказать ему свою гордость
Не стесняйтесь сказать ему, что он молодец – это очень важно для самооценки ребенка
Шаг 5. Анализируйте
Если по каким-то причинам он что-то сделал не так, важно не критиковать его действия. Ошибки может сделать каждый
В таком случае нужно поддержать его и попробовать разобраться в ситуации – что именно было сделано неправильно.
«Давай разберемся, почему так произошло». От этой фразы начинается анализ действий ребенка. При этом старайтесь, чтобы ребенок сам размышлял над ситуацией и делал выводы. Вам же нужно только направлять ход его мыслей.
Также необходимо мягко указывать на то, какие моменты не были учтены при принятии решений. А главное – нужно сделать выводы, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем. Научите его преодолеть страх перед будущими ошибками.
Это один из самых важных этапов. Если его пропустить, то ребенок будет раз за разом наступать на одни и те же грабли, совершая те же ошибки.
Вне зависимости от результата, нужно похвалить ребенка за самостоятельность. Ведь он принял решение и справился с его последствиями. Это уже достойно похвалы.
Эта простая и понятная схема позволит вам без давления на ребенка помочь разрешить ему любую жизненную ситуацию. Во-первых, он научится принимать решения самостоятельно. Во-вторых, сохранит доверие к вам как к человеку, который может помочь всегда.
Пользуйтесь, и пусть ваши отношения с детьми будут основанными на доверии и взаимопонимании.
Признаки эмоционального выгорания у подростков
Подросткам свойственно жаловаться на высокую нагрузку в школе. Но не всегда в них говорит лень. При возникновении некоторых симптомов ситуация действительно может быть серьёзной и требовать участия взрослых:
- Если школьник жалуется на усталость даже в выходные и просыпается уже «разбитым», это может быть признаком начинающегося психического истощения.
- Бессонница или прерывистый сон — признаки стресса, которые нельзя оставлять без внимания.
- Резкое снижение учебных способностей может свидетельствовать о том, что знания больше «не лезут» в голову. Подростку становится сложно концентрироваться на чтении учебника, отвечать на занятиях и даже просто поддерживать диалог — он как будто всё время витает в облаках.
- Выгоранию сопутствуют нервозность и раздражительность, внезапные вспышки гнева, а также частые смены угнетённого и гиперактивного состояний.
- Частым симптомом эмоционального выгорания у подростков оказывается самобичевание: «ненавижу себя», «я тупица», «у меня никогда ничего не получится».
- Не реже измотанные школьники склонны жалеть себя: «всем от меня что-то нужно», «все ко мне несправедливы».
- Апатия — постоянный спутник выгорания. Любая активная деятельность начинает казаться подростку бессмысленной: «мне всё надоело», «я ничего не хочу», «это всё бесполезно».
- Выгорание часто сопровождается неприятными ощущениями в мышцах, частыми головными болями, проблемами с пищеварением, болезнями кожи, ногтей и выпадением волос.
Как правильно привить ребенку самостоятельность?
Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных, ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.
А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.
Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.
Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:
До 1 года больше времени проводить с малышом. На то эти золотые месяцы и называются декретными, работа подождет! Кроха при помощи мамы активно исследует окружающее пространство, узнает запах маминых духов и печеного яблока, пробует на вкус лимон и сахар, изучает на ощупь предметы. Чем интереснее действительность, которую ему разрешают постигнуть, тем больше у крохи развивается интеллект, появляется интерес и чувство самостоятельности. Сюда же относят желание самому держать ложку, пить из чашки.
К 3 – 4 годам разрешить малышу себя обслуживать
Заваривать чай и готовить блинчики любимым родителям еще рано: важно помнить о технике безопасности. Но вместе со старшими можно готовить несложные блюда, мыть за собой посуду, выбирать одежду для прогулки или похода в детский сад. Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей
Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?
Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей. Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?
Подарить свой «уголок» можно к 4 – 5 годам. Ребенок должен знать, что у него есть своя зона, где игрушки лежат в ими придуманном порядке, шкафчик заставлен только его книгами, а на столе лежат любимые карандаши и краски. Убирать, сортировать и перекладывать разрешено только малышу. Кстати, можно выделить и уголок с «ненужными» обоями, или приклеить на стену планку из моющихся материалов. Пусть ребенок пишет, рисует на них, а во время генеральной уборки приводит в порядок свой «кабинет».
Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста, в 5 – 7 лет, требует возложения на сына или дочь определенных обязанностей. Поливка домашних цветов, уход за рыбками или попугаем становятся индикаторами его готовности к «взрослости». Если птица вылетит, а цветок превратится в «засохший, безуханный», как у Пушкина, стоит указать на это ребенку. Причину такого следствия он должен найти в своем поведении.
Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.
Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель».
Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник. Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.
Агрессивное поведение
Агрессия со стороны другого человека не понравится никому, ни взрослому, ни ребенку. Никто не хочет соглашаться с тем, что его права попираются, а он сам, как личность просто не существует. Зачастую люди, имеющие сильный характер, не умеющие сдерживать свои эмоции, считающие, что последнее слово только за ними, приносят агрессию в семью. Страдают от этого в первую очередь дети.
Психологически ребенок очень открыт и раним, потому не может выдержать всплеск эмоций и насилия. На подсознательном уровне он выстраивает защитный барьер. В его глазах папа или мама могут иметь на него влияние, когда исполнены любви, соучастия, желания вникнуть в ситуацию, объяснить. Если родители настроены на общение с ребенком только в приказном тоне, ребенок будет делать назло до тех пор, пока родители не изменят своего поведения и отношения к нему.
Ответственность — это способность отвечать
Во всех известных мне языках слово «ответственность» происходит от слова «ответ», и именно в этом и заключается его смысл. Ответственность — это способность отвечать. Это внутреннее качество. Это то, как вы внутри относитесь к тому, что происходит вокруг. Это сочувствие и отзывчивость. Это искренность.
И это то, зачем вы вообще здесь находитесь. Это то, ради чего вы пришли в этот мир. Весь смысл вашего существования в том, чтобы отвечать и отзываться.
Отвечать небу над головой и земле под ногами; детям, умирающим от голода, и дельфинам, беспечно резвящимся в океанах; сиянию звёзд и мусорным кучам. Вы можете отвечать запаху хвои в загородном лесу, улыбке ребёнка и боли в глазах бездомных собак; вы можете отзываться на звон колоколов, щебет птиц, шум машин и стон умирающих. Вы можете плакать вместе с дождём, дрожать вместе с землетрясением, грохотать вместе с грозой и освещать всё вокруг вместе с солнцем.
Это — жизнь. В каждом её мгновении невероятная красота, но вы отказываетесь от неё вместе с ответственностью.
Вы ходите по самой великолепной галерее на земле и бурчите, что вы не виноваты в том, что какой-то дурак-художник нарисовал бомжа, шлюху, политика или преступника. Вы находитесь посреди самого впечатляющего парка развлечений, превосходящего любые фантазии, и жалуетесь, что здесь всё как-то дерьмово устроено, а у вас нет возможности всё переделать и изменить. Вы закрываетесь и говорите, что это не ваша ответственность.
И вместе с ответственностью вы лишаете себя самой жизни.
Вы превращаете своё сердце в кусок окаменевшего дерьма динозавров. Вы боитесь боли и живёте в состоянии вечной эмоциональной анестезии. Кажется, ваши надпочечники уже вырабатывают транквилизаторы вместо адреналина. А когда становится совсем уныло, вы заменяете жизнь суррогатной жвачкой в виде бесконечного просмотра сериалов и порнографии — потому что в них не нужно нести ответственность, достаточно просто реагировать. Так проще. Так легче.
Так мертвее.
Ответственность — это природа жизни. И, поскольку вы ещё в какой-то степени живы, это и ваша природа. Это ваша сущность.
Теперь вы понимаете, что означает «нести ответственность за свои решения»? Это означает принимать решения, которые отвечают реальности, а не вашим смешным убеждениям о том, что она должна из себя представлять. «Нести ответственность за своих близких» означает быть чутким и внимательным, и видеть своих близких такими, какие они есть, а не какими вам удобно их видеть. «Нести ответственность за свою жизнь» означает открыться существованию и быть осознанным участником этой самой грандиозной игры во Вселенной, которая и называется «жизнь».
Развитие личной ответственности
Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.
Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:
- В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
- Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
- Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
- Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
- Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.
Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.
Как воспитать себя?
Каждое утро необходимо проговаривать про себя, что только человек несет ответственность за себя и свою жизнь. Это необходимо повторять несколько раз подряд, чтобы эта фраза прочно укрепилась в сознании. Да, это может быть самовнушением, но от него только одна польза
Не важно, что с человеком произойдет за день, главное – следовать это фразе и полюбить свои мысли
Кроме того, помогайте близким. Если у вас есть младший брат или сестренка, крестный сын, помогите родителям забрать их из садика, посидите с ним, поиграйте, погуляйте. А такие сходите к врачу, внимательно выслушав все его рекомендации.
Как ни странно, но именно маленькие дети формируют чувство ответственности в другом человеке. Понимая, что маленький нуждается в защите взрослого, человек приободряется, начиная ухаживать за малышом. Очень помогает повысить ответственность.
Слова, слова.. Помните, песню Теоны Дольниковой? Действительно, говорим мы много, долго, но только малая часть беседы заслуживает внимания. Очень часто люди бросают слова на ветер. И в этом проявляется их безответственность.
Поэтому следует внимательно относиться к своим словам, беречь каждую букву. И самое главное – не давать напрасных обещаний, которые невозможно выполнить.
Как это поможет ребенку в жизни?
Самостоятельность — это фундамент успешной жизни.
Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, вступив во взрослую жизнь, ребенок будет плыть по течению или «цепляться» за сильных людей в поисках поддержки и опоры.
Преимущества самостоятельного принятия решений:
- ощущения контроля над происходящим (человек сам моделирует свою реальность путем действий, а не попадает в созданную окружающими реальность);
- высокий уровень самооценки (человек не пассивная жертва, а творец);
- мотивация (человек выполняет те действия, которые выбрал самостоятельно, а значит, верит в их рациональность и хочет достичь положительного результата);
- развитие мышления (необходимость принятия собственного решения заставляет анализировать ситуацию, просчитывать результаты и находить оптимальные варианты действий);
- здоровые отношения с окружающими (человек ценит свой выбор и выбор окружающих).
Ребенок, не развивший навыков принятия решений, нуждается в чужом одобрении и легко попадает под влияние со стороны.
Он сомневается в собственных силах и умениях, старается держаться в рамках привычного и боится пробовать что-то новое.
Попустительство ведет к безнаказанности
Другие родители «уходят» в лояльность, которая становится попустительством и которую дети, вырастая, считывают как безразличие к себе. Мамы и папы зачастую думают, что свобода выбора – это когда ребенок сам волен решать, что ему нужно. На самом же деле это вседозволенность, которая приводит к тому, что ребенок не учится саморегуляции и самодисциплине.
Дети не знают, что такое «надо» и «важно», не понимают, как взаимодействовать с окружающим миром, не имеют возможности справляться со сложными эмоциями и тяжелыми переживаниями. А это значимые навыки
Также дети, растущие во вседозволенности, не могут чувствовать свои эмоциональные потребности, не понимают, кто они, какие они и чего хотят. У многих детей происходит внутренний конфликт, когда в ответ на свое привычное поведение они встречают отличную от родительской реакцию.
В более взрослом возрасте они могут ощущать внутри себя пустоту, стремиться к полной независимости, отказываясь от любых привязанностей под лозунгом «мне никто не нужен». Самооценка часто становится неадекватной, а на месте сочувствия к себе и другим появляется агрессия, стыд, вина.
Когда родители поддерживают во всем, что бы ребенок ни сделал, он понимает, что ему все можно и за это ничего не будет. Это ведет к безнаказанности.
Правило шестое
Не забывайте о комфорте и окружающей атмосфере.
Очень трудно сосредоточиться, если ученик испытывает какие-то неудобства: тесная одежда или обувь, неправильно организованное место учебы, в помещении душно или, наоборот, слишком холодно. Дискомфорт во время занятий, частая смена положения тела – это дополнительные отвлекающие факторы, а недостаток кислорода снижает энергетические возможности мозга.
Согласитесь, эти правила прекрасно подойдут не только детям, но и самим взрослым, не правда ли?
Подписывайтесь на новые интересные и полезные материалы блога:
Вам также пригодится:
Роль чтения в обучении математике
Как решить задачу по математике в начальной школе – урок 1
Развитие логики и математических способностей у детей
5 логических заданий для всей семьи
Не сравнивайте ни с кем подростка
Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.
У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.
Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.
Почему гиперответственность — это плохо?
Гиперответственные люди живут чужой жизнью, постоянно переживают, не находят покоя, не чувствуют радостей жизни, много нервничают, болеют и быстрее умирают. Я серьёзно.
Нужно жить с комфортом в душе. С осознанием того, что прелесть жизни — в её непредсказуемости. Что её нужно принимать такой, какая она есть. Что и беды нужно принимать, как бы тяжело не было, а разрешимые трудности решать по мере сил и возможностей.
Нужно видеть рамки своей ответственности и не покушаться на чужую. У родственников проблемы? Помогай им, но с пониманием того, что проблемы не твои, не тебе их решать. И не твои ошибки привели к развитию этих проблем.
Что такое ответственность? Определение
Если мы обратимся к этимологии слова «ответственность», то увидим, что оно происходит совсем не от «обязательства». Русское слово «ответственность» происходит от «ответ, решение»; в европейских языках также — от слова «обещание».
Стать ответственным человеком означает научиться осознанно принимать решения, применять модели поведения, позволяющие вам стать лучше или помочь стать лучше другим
И что самое важное, ответственный человек понимает и принимает последствия своих собственных действий и решений
В словаре испанского языка RAE Королевской академии испанского языка ответственность определяется как «существующая способность любого активного субъекта права признавать и принимать последствия осуществлённого добровольного действия».
В этом определении особо подчёркивается необходимость принятия человеком ответственности за возможные негативные последствия своих действий.
Допустимым наказанием для 3-4 летнего малыша может быть:
- Строгое выражение лица мамы (папы), её (его) серьезный, жесткий голос. Такое поведение показывает ребёнку, что родители не шутят, не играют с ним. Значит, что он делает неправильно.
- Прекращение общения на непродолжительное время. Контакт с родителями для детей этого возраста важен как воздух. И если вдруг мама перестает с ним нежно разговаривать, обнимать, целовать, ребенок понимает, что он сделал что-то плохое. Но такое игнорирование не должно длиться долго, ведь малышу очень сложно выносить его.
- Лишение чего-то принадлежащего ребёнку. Чувство собственности — один из самых выраженных инстинктов у 3-4-леток, и лишиться чего-то «своего» — серьезное наказание для крохи. Например, можно на какое-то время, запретить играть любимой игрушкой.
Все эти наказания заключаются в создании неприятных эмоций, чувств, волнения. Они доставляют ребёнку психологический дискомфорт и мотивируют в будущем избегать ситуаций, которые могут повлечь такое наказание.
Важное условие — длиться такое наказание должно недолго, иначе дискомфорт может перейти в серьезный стресс
Что такое ответственность и как она связана с самостоятельностью
В самом общем смысле ответственность понимается как способность индивида к признанию и принятию последствий добровольно выполненного действия. С этим понятием часто связывают и самостоятельность, которая хоть и близка по значению к ответственности, но всё же имеет существенные отличия.
Детскую самостоятельность можно описать двумя словами: «я сам». Это способность малыша или подростка действовать без вмешательства и активной поддержки взрослого. Ответственность же описывается другими словами: «я сделаю». Проще говоря, ребёнок соблюдает договорённость и делает самостоятельно то, что обещал сделать.
Если смотреть на примерах, то выполнение домашнего задания без маминой помощи – это самостоятельность. А когда ребёнок вспомнил об уроках и выполнил без понуканий и с чистой совестью – это ответственность. Интересно, что не всегда самостоятельные дети ответственны, а ответственные дети самостоятельны.
Что касается хронологического порядка, то сначала появляется самостоятельность, а ответственность развивается уже на её базе. Самостоятельным бывает и младший дошкольник, которые своими силами проводит уборку, одевается, ест ложкой. А вот ответственными бывают обычно подростки, и то при должном воспитании.
Важно понимать, что проще воспитать самостоятельного, а не ответственного ребёнка. Самостоятельность формируется на основе навыков, приобретаемых малышом по мере взросления
Умение отвечать за свои поступки – более сложный психологический феномен. И не каждый взрослый человек способен справиться с этой «моральной ношей».
Начинайте обучать ребенка ответственности в самом раннем возрасте
Обучение детей кажется бесконечной задачей. Но если задуматься о конечном результате, то понимание, что вы можете воспитать ответственного и почтительного человека, дает силы и мотивацию к работе. Кроме того, нет большего благословения, которое родители могут дать детям, чем подготовить их ко взрослой жизни. Ответственность и уважение — это две стороны одной медали. И практически невозможно научить ребенка ответственности без уважительного отношения к другим людям.
На самом деле дети прекрасные помощники. Они любят помогать своим родителям. Но они нуждаются в личной встрече со своими родителями ежедневно
Поэтому совместная работа по дому дает малышу ощущение важности и ответственности в собственной среде. Когда вы помогаете ему застелить постель, собрать одежду, убрать в комнате и так далее
То развиваете понимание, что порядок является неотъемлемой частью жизни. Когда помогаете чистить зубы, расчесывать волосы и купаться. То усиливаете чувство собственного достоинства и принадлежности.
Развитие личной ответственности
Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.
Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:
- В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
- Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
- Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
- Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
- Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.
Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.
Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:
- Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, – это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что “порядок” в понятии взрослого – это одно, а у детей – совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты – это тоже порядок.
- Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
- Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
- Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что “он такое насоветует!”.
Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.
Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идёт изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.
Понятие ответственности
Ответственность – черта характера человека, которая отвечает за серьезность его отношения к жизненным обстоятельствам, имеющимся обязанностям и жизни в целом. Любой родитель стремится воспитать в своем ребенке чувство ответственности, справедливо полагая, что только ответственный человек по праву может считаться самодостаточным.
Понятие ответственности тесно связано с нормами поведения в обществе. Нравится вам или нет, но человек вынужден контактировать с ним ежедневно и не всегда общение с окружающими приносит удовольствие, ведь собеседник может попасться грубый и невоспитанный. В данном случае ответственность тоже имеет место быть: каждый участник взаимодействия отвечает за его результат. Если кто-то совершит неприглядный поступок, противоречащий нормам общественной морали, то будет в итоге отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью.
Понятие ответственности состоит из нескольких факторов:
- Личная ответственность. Данный тип подразумевает под собой реализацию собственный потребностей и стремлений. Человек в этом случае сам решает, за что именно он будет отвечать, что можно отнести к его основным задачам. Личная ответственность проявляется и тогда, когда человек берет на себя определенную роль в обществе и ставит перед собой конкретную цель, которую планирует достичь в установленный срок. В итоге он берет на себя ответственность за результат своих действий, которые могут как ухудшить, так и улучшить ситуацию в целом. Человек дает слово, в первую очередь самому себе, и должен оставаться ему верным, а иначе рискует испортить свою репутацию.
- Коллективная ответственность. В данном случае речь идет о человеке, как части общественной системы. Общая цель объединяет определенную группу людей, в которой каждая личность имеет свои обязанности и права. В этих условиях индивидуальность отдельно взятой личности как бы теряется, поскольку главную роль играет непосредственно эффективность приложенных усилий для реализации коллективной задачи.
Человек достаточно рано начинает взаимодействовать с социумом, еще в раннем детстве и яркий тому пример – детский сад. С юного возраста людям говорят о невозможности жить вне общества, но редко когда упоминают о списке ограничений, которые буквально сковывают личность в ее желании проявить свою индивидуальность.
Становясь полноценным членом общества, человек вынужден жить по его правилам, уважать и ценить установленную мораль, ему приходится всегда действовать с оглядкой на окружающих, а также подстраиваться под требования коллектива. Ответственность в данном случае выражается в умении занять достойное место в социуме и при этом не потерять свою уникальность.
Готовьте подростка к трудностям
Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.
Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.