Как приучить ребенка правильно держать ручку и карандаш?

Оглавление

Рекомендации родителям

Занятия лучше начинать в раннем возрасте, контролируя верный захват игрушек, затем пишущих принадлежностей.
Во время занятий нужно быть доброжелательным

Избегать наказаний при обучении, стараться больше хвалить, подбадривать.
Не перегружать внимание ребенка, достаточно 10-15 минут ежедневно.
В возрасте 4-5 лет определить рабочую руку.
Специалисты не советуют учиться дошкольника писать до шести лет, так как физиологически он не готов к нажиму на ручку и внимательному слежению за написанием букв.
Нельзя переучивать левшу, если он привык все держать левой рукой.
Обучить правильной посадке и захвату пишущего предмета, расположению тетради.
В семье нужна единая тактика требований.
Учитывать индивидуальность, проявлять внимание к детским интересам, чувствам.
Избавиться от вредных привычек ещё во время беременности. Доказано, что одна из главных причин нарушения зрительного восприятия, мелкой моторики и концентрации у детей является злоупотребление курением.
Исследования показали, что телевизор и современные гаджеты препятствуют нормальному восприятию предметов

Разрешать смотреть телепередачи и мультфильмы ограниченное время.

Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты

Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся

Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 — 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Как проводить графические диктанты:

  1. Используем только простой карандаш или ручку. Работа с фломастерами имеет свои нюансы и не учит правильному нажиму.
  2. Читаем чётко, не повторяя, чтобы ребёнок привыкал внимательно слушать и запоминать задание.
  3. Постепенно увеличиваем темп.
  4. В первое время можно в углах листа писать буквы «Л» (лево) и «П» (право). Когда ребёнок станет уверенно ориентироваться на листе, откажитесь от этой подсказки.

Графический диктант «Первоклассница»

Внимание!  Перед выполнением диктанта попросите ребёнка отступить по 4 клетки слева и сверху, поставьте в этом месте точку. Это начало и конец рисунка, который получится в результате выполнения графического диктанта

Из этой точки начинаем работу, и в эту же точку должны вернуться. Если этого не произошло, значит, где-то допущена ошибка.

3 кл. вправо, 1 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо вверх по диагорали, 2 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вниз, 2 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. влево вниз по диагонали.

В результате должна получиться фигурка первоклассницы с двумя бантиками и букетом цветов.

Получилась? Молодцы!

Вышло что-то непонятное, а контур замкнут не до конца? Не расстраивайтесь! Это просто повод потренироваться лишний раз. Вы можете придумывать графические диктанты сами или воспользоваться теми, что нетрудно найти в Интернете или магазинах.

Почему это так важно

С развитием технологий печатный текст вошел в жизнь людей. Но навык письма все еще необходим для жизни. В некоторых странах от него отказались. В Финляндии и Швеции уже набрали классы, в которых дети не учились писать. Но в итоге удалось выяснить, что это привело к ряду проблему.

Ключевую роль играет правильный захват пальцами

Если ребенок не будет привыкать правильно брать карандаш в руке, то у него не активизируется центр Брока, который отвечает за процесс чтения. Письмо позволяет развивать глазомер, лучше формулировать мысли. Оно способствует развитию когнитивных функций.

Чем чревато неправильное держание карандаша или ручки

Иногда можно увидеть, как в возрасте 3-4 лет ребенок держит карандаш всей кистью. Он просто сжимает предмет в кулаке и пытается его использовать. Это вредит не только формированию навыка письма, но и негативно сказывается на здоровье.

Из-за неправильного захвата ребенку будет неудобно сидеть за столом. Это приведет к нарушению зрения, искривлению позвоночника. Не удастся ему красиво писать, он быстро будет уставать. Возникнут сложности с освоением черчения или штрихования.

Обратите внимание! Проблемы с мелкой моторикой отразятся на координации. У детей будут проблемы со сложной двигательной активностью

Все это плохо скажется на успеваемости.

Чем хуже человек пишет, тем тяжелее и медленнее он читает

Поэтому мамам и папам важно знать, как научить ребенка правильно и уверенно держать ручку. Раннее обучение позволит снизить вероятность возникновения проблем с письмом

Чем лучше писать: выбор письменных принадлежностей для ребенка

Значимую роль в обучении ребенка письму играют письменные принадлежности. Результат во многом зависит от того, чем ребенок пишет. Для маленького ребенка лучше выбрать восковые мелки или фломастеры. Они нравится детям, потому что оставляют на бумаге яркие следы, и удобны тем, что на них не нужно сильно нажимать. Специалисты утверждают, что в дошкольном возрасте полезнее всего рисовать и писать карандашами. Орудуя карандашом, ребенок научится управлять силой нажима на лист бумаги. Лучше выбирать карандаши трехгранной формы, чтобы ребенок правильно держал их в руке. Место, за которое малыш держит карандаш, желательно должно быть прорезинено, чтобы при письме пальцы не соскальзывали

Также обратите внимание на материалы, из которых сделаны письменные принадлежности, так как многие дети тянут их в рот

Если говорить о выборе ручки, то для детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше подойдут шариковые ручки с темно-синими чернилами. Если ручка пишет светлыми чернилами, ребенок будет сильнее на нее давить, так как буквы плохо видны на бумаге. Не стоит покупать слишком длинные (более 13 см) и толстые (свыше 7 мм) ручки.

Наилучшее время для обучения

Когда нужно начинать обучение? Подготовку к правильному письму необходимо с раннего возраста. Навыки мелкой моторики нужно начинать тренировать с младшего дошкольного возраста.

Будут полезны такие занятия:

  • игра с бусинами – нанизывание их на веревочку, перекатывание и пр.;
  • шнуровка;
  • игры с мозаикой, с конструктором;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • пальчиковые игры и гимнастика;
  • лепка из мягкого пластилина.

Занятия должны быть регулярными и обязательно под присмотром взрослых. Так как оставлять детей один на один с мелкими предметами опасно.

Примерно к 4 годам будет ясно, какая рука (правая или левая) у ребёнка является рабочей. Этот возраст – наилучшее время для обучения обращению с карандашом и ручкой. К 6 годам большинство детей осваивают письмо печатными буквами.

Возможные причины

В школе детям приходится много и часто писать. От того, как ученик держит ручку, зависит его скорость письма, почерк. Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного положения письменных принадлежностей в руке у ребенка.

Чаще всего она обусловлена неразвитой мелкой моторикой. Маленькие дети держат карандаши, ручки, погремушки всеми пальцами, сжимая их в кулак. Некоторые ребята старшего возраста сдавливают инструмент для письма, выставляя пальцы вперед.

Такое положение неправильное, оно часто превращается в привычку, от которой достаточно сложно избавиться

Поэтому важно вовремя заняться переучиванием малыша. Неверное положение ручки может быть обусловлено тем, что родители не показали, как нужно держать инструмент для письма в руке

Возвращение стержня назад

Иногда вам нужно вернуть стержень назад либо потому, что вы случайно выдвинули слишком много грифеля, либо потому, что вы закончили пользоваться карандашом и не хотите, чтобы кончик сломался.

Для механических карандашей с кнопкой и встряхивателем просто удерживайте кнопку нажатой и вставьте стержень обратно в наконечник.

Для поворотных автоматических карандашей покрутите верхнюю или нижнюю часть корпуса в направлении, противоположном повороту, удлиняющему грифель. Некоторые поворотные карандаши втягивают стержень сами, когда вы это делаете, но с другими вам нужно будет самостоятельно вставить грифель обратно в наконечник после скручивания.

Признаки, что ребёнок неправильно держит карандаш

Помимо явных признаков — когда карандаш в кулаке или пальцы находятся далеко от пишущей части, есть ещё и косвенные признаки того, что предмет взят не правильно.

  • Слишком сильный нажим на бумагу.
  • Большой палец находится ниже указательного.
  • Верхний конец карандаша направлен при письме не к плечу, а в сторону.
  • Ребёнок поворачивает лист бумаги, а карандаш остаётся в одном положении.
  • Захват «щепоткой» или «щипком» (все три пальца находятся на одном уровне).

Если вы заметили хотя бы один из этих признаков у вашего ребёнка, то ему необходимо помочь правильно держать карандаш.

Как научить держать ручку правильно

Прежде всего любое занятие должно быть в радость. Если вашему ребёнку не нравится рисовать, то не стоит настаивать, попробуйте обводить большие предметы, или можно представить, что это летающий карандаш и рисовать в воздухе. Превратите любое занятие и обучение в игру и успех не заставит себя ждать.

Важно научить ребёнка держать карандаш или ручку так, чтобы рука не уставала при письме. Несколько способов легко научить ребёнка правильно держать карандаш

Несколько способов легко научить ребёнка правильно держать карандаш.

  • Дайте малышу порисовать маленькими кусочками мелков. Их не получится взять в кулак. Поэтому ребёнок будет держать мелки при помощи трех пальцев.
  • Метание дротиков. Такая игра отлично развивает не только меткость, но и правильный захват пишущих предметов. Правда, для маленьких детей это не безопасно, поэтому представьте, что карандаш — это дротик, а лист бумаги мишень. Бонусом у вас выйдет интересный точечный рисунок.
  • Прикрепите карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается сжать карандаш в кулак, резинка будет натягиваться и он сразу почувствует дискомфорт.
  • Купите ребёнку трехгранную ручку-тренажер. В отделе канцелярских товаров вы найдёте такие ручки как для маленьких пальчиков, так и для более взрослых детей. Такие ручки отличаются небольшим весом и наличием трех граней.
  • Упражнения на правильный захват ручки когда она лежит. Попросите ребёнка взять ручку, но только ручка должна лежать к нему обратной стороной. Более подробно об этом упражнении смотрите в видео ниже

Занятия для развития мелкой моторики. Занимайтесь лепкой из пластилина или солёного теста, нанизывайте бусины и учите малыша застегивать пуговицы. Все это отлично развивает «щипковый захват».

В любом обучении необходимы регулярные упражнения. Для закрепления навыка можно предлагать малышу следующие задания

  • соединение рисунка по точкам;
  • заштриховать фигуры;
  • рисование по клеточкам;
  • обвести по контуру предмет.

Как правильно выбрать письменные принадлежности

Многообразие канцелярских товаров порой ставит родителей в тупик. Какие карандаши выбрать? Что лучше: фломастеры или цветные карандаши, какие взять ручки… Конечно, яркие и красивые предметы так нравятся детям и они готовы скупить все. Но на деле, они оказываются совершенно не пригодные для рисования. Важную роль при выборе карандашей играет их мягкость и твёрдость. Все это тоже формирует правильный захват. Лучше брать карандаши твёрдо — мягкие (ТМ). Они позволяют рисовать не давя на карандаш, что не даёт ребёнку напрягать руку. А диаметр пишущего инструмента не должен превышать 1 сантиметра. Желательно использовать многогранные карандаши, так как они не скользят в руке.

При выборе фломастеров или ручек остановите свой выбор на принадлежностях, которые имеют прорезиненную часть. И помните, чем раньше вы начнёте показывать малышу как правильно держать карандаш в руке, тем раньше он привыкнет и вы не столкнетесь с проблемами в обучении когда ребёнок пойдёт в школу. Каждое занятие должно быть увлекательной игрой, потому что малыши усваивают только ту информацию, которая их заинтересовала. Не нужно настаивать, если ребёнок сейчас не хочет заниматься.

Шаги

Метод 1 из 4:

Короткие и длинные карандаши

  1. 1

    Начните с коротких карандашей. Это интересная уловка при обучении, которая не даст вам или вашему ребенку использовать больше пальцев, чем нужно, чтобы правильно держать карандаш. Если вы обучаете ребенка, мы рекомендуем вам всегда использовать короткий карандаш.

  2. 2

    Правильно расположите карандаш, используя способ «щипка и переворота». Этот способ хорошо работает с длинными карандашами, если вы их предпочитаете больше.

    • Возьмите карандаш рядом с его кончиком.
    • Переверните карандаш. Как только он ляжет на промежуток между большим и указательным пальцами, оставьте его в таком положении. Теперь вы готовы к «Треножному» захвату.

Метод 2 из 4:

Треножный захват

  1. 1

    Используйте большой, указательный и средний пальцы для такого типа захвата. Остальные пальцы не должны держать карандаш. Представьте, что вы пытаетесь соединить все три пальца вместе, но без лишней силы, когда между ними находится карандаш.

  2. 2

    Поместите большой палец с одной стороны карандаша. Эта сторона будет находиться ближе всего к вам.

  3. 3

    Поместите ваш указательный палец на верхнюю часть карандаша. Кончик этого пальца должен просто свободно лежать на верхней грани карандаша. Вместе с большим пальцем, указательный удерживает карандаш.

  4. 4

    Положите карандаш на средний палец. Карандаш должен лежать на первой фаланге вашего среднего пальца. Теперь вы держите карандаш треножным захватом.

Метод 3 из 4:

Практика правильного расположения карандаша

  1. 1

    Слегка согните все пять пальцев. Не сжимайте руку в кулак – небольшой шарик должен помещаться в пространство между пальцами и ладонью. Иначе захват будет слишком жестким и ограниченным.

    • Один из способов подразумевает, что два пальца будут поджаты к вашей ладони, а остальные пальцы будут помогать в управлении. Для детей может быть полезным упражнение, во время которого вы дадите им небольшой шарик, который они сожмут двумя пальцами, когда остальными будут держать карандаш.
    • Другой способ подразумевает, что оставшиеся пальцы будут поддерживать пальцы, которыми вы держите карандаш – просто убедитесь, что они слегка согнуты. Лучше всего попробовать различные способы захвата, чтобы найти тот, который подойдет вам больше всего. Возможно, вы обнаружите, что способ захвата также зависит от того, каким образом вы будете писать – под наклоном или перпендикулярно к поверхности (смотрите далее).
  2. 2

    Попробуйте писать на горизонтальной поверхности (ваш письменный стол, и т.д.). Попробуйте писать, удерживая карандаш под наклоном или перпендикулярно к поверхности стола. Найдите более подходящий для вас способ.

  3. 3

    Держите нижнюю часть вашего большого пальца и предплечье ровно. Если вы чувствуете, что ваш локоть расположен неправильно, то попрактикуйтесь писать на вертикальной поверхности, такой как доска для записей или бумага на мольберте. Письмо на вертикальной поверхности автоматически приведет ваш локоть, руку и кисть в правильное положение.

Метод 4 из 4:

Обзор неудобных захватов карандаша

Не каждый способ захвата карандаша позволит сделать письмо эффективным, а некоторые из них могут даже вызвать болезненные ощущения

Есть некоторые знаки неверного захвата карандаша, на которые стоит обратить внимание при письме:

  • Указательный палец лежит на большом пальце, а не на поверхности карандаша.
  • Указательный и средний пальцы обхватывают большой палец.
  • Большой палец находится на одной стороне, а указательный со средним – на противоположной стороне карандаша.
  • Указательный, средний и безымянный пальцы держат карандаш с одной стороны, а большой находится на другой стороне.
  • Большой палец упирается в указательный.
  • Рука полностью обхватывает карандаш, как будто сжимая кулак – большой палец обычно находится на противоположной стороне, удерживая карандаш.

Советы

Существуют инструменты для тренировки удерживания карандаша треножным захватом. Обычно это небольшие предметы из резины/латекса, которые можно найти в большинстве канцелярских магазинов.
Проверяйте, не слишком ли сильный захват вы делаете; будет трудно объяснить это увлеченному ребенку, но вы можете сказать ему, что он отлично справляется с задачей и предложить ему немного расслабиться, чтобы было проще учиться писать.
Изменение способа захвата может занять несколько дней, а то и недель

Очень важно понимать, что способ, которым вы держите карандаш, удобен и эффективен.
Сделайте все, что сможете, чтобы научить детей как можно раньше; это намного проще, чем переучивать их в будущем. Намного труднее переучить держать карандаш после 6 лет.

Правильный захват — залог красивого почерка и свободного письма

Очень важно начать учить кроху верно захватывать письменные принадлежности ещё на стадии знакомства с ними, чтобы избежать такого неблагодарного дела, как переучивание. Если малыш неправильно берёт карандаш, это часто приводит к множеству проблем:

  • быстрой утомляемости во время выполнения письменных заданий;
  • снижению быстроты письма;
  • ухудшению зрения и осанки (поскольку часто, чтобы увидеть написанное при неправильном захвате, приходится сгибаться в неестественной позе и приближать глаза к бумаге).

Чтобы научить, как правильно держать ручку при письме, первоклассника или дошкольника, родитель должен быть сам осведомлён, как располагать пальцы на этих принадлежностях при письме. У праворуких детей пишущий предмет при должном расположении лежит на левой стороне среднего пальца; придерживает его наверху указательный палец, а слева — большой; оставшиеся пальчики прижимаются к ладони.

У леворуких детей расположение пальцев зеркально праворуким: карандаш лежит на правой части среднего пальца, справа её удерживает большой палец, а наверху — указательный.

Ручка должна держаться тремя пальцами

Простые способы научить ребенка правильно держать ручку

Существуют достаточно простые способы научить ребенка правильно держать ручку. Родителям остается только подобрать наиболее подходящий для их ребенка.

Но до начала обучения нужно обязательно научить малыша правильно сидеть за столом.

  • Необходимо использовать стол или парту, подобранный по росту ребенка.
  • Нельзя, чтобы ножки были на весу, они должны опираться на пол или подставку.
  • Локти ребенка должны лежать на столе.
  • Расстояние между краем стола и корпусом ребенка – примерно 2 см.
  • Лист бумаги (тетрадь) для письма нужно располагать под углом примерно 30 градусов. Левый уголок должен быть направлен в середину груди ребенка.

Начинать занятия лучше всего с игры. Очень полезным развлечением может стать игра в дартс. Чтобы удачно бросить дротик, его нужно взять тремя пальцами, примерно так же, как и карандаш или ручку. Играть в дартс можно с ребенком 5-6 лет.

С помощью резинки

Выработать правильный захват можно с помощью с резинки. Этот вариант позволяет добиться правильного наклона ручки. Резинка требуется тонкая, отлично подходит резинка для денег.

Резинку надевают на запястье, затем перекручивают на свободном конце и получившуюся петельку накидывают на верхний конец карандаша или ручки. Благодаря этому приему, письменная принадлежность будет иметь правильный наклон.

С помощью салфетки

Научиться правильно держать «не нужные» при письме мизинчик и безымянный палец можно с помощью салфетки. Метод очень прост, но эффективен. Для тренировки требуется обычная столовая бумажная салфетка или бумажный носовой платок. Салфетку складывают в несколько раз. Получившуюся «подушечку» кладут на ладонь, и ребенок прижимает салфетку к ладони при помощи четвертого и пятого пальца.

Три оставшиеся пальца выпрямляют и берут ими карандаш или ручку. В процессе письма или рисования необходимо удерживать салфетку. Это вырабатывает привычку держать пальцы правильно.

Метод пинцета

Очень простым способом обучения является метод пинцета. Для проведения урока потребуется единственный предмет – карандаш или ручка. Но вот выбирать письменную принадлежность нужно внимательно, это должен быть простой образец длиной около 15 см, среднего диаметра (около 7-8 мм).

Карандаш или ручку устанавливают вертикально стержнем (грифелем) вниз. За свободный кончик ребенок берется тремя пальчиками, задействованы большой, указательный и средний палец. Затем пальцы начинают скользить вниз, пока они не займут правильное положение.

Специальные насадки

Для обучения правильному захвату можно использовать специальные насадки. Изготавливается насадка из мягкой резины или силикона. Чаще всего, насадки имеют форму рыбки. На ней сделаны специальные выемки, в которые очень удобно укладываются пальчики.

Ручку с насадкой просто неудобно держать в неправильном положении, поэтому у ребенка формируется привычка правильного захвата

Выпускаются насадки разных ярких оттенков, поэтому они привлекают внимание детей

С помощью мелков

Еще один простой способ научить ребенка правильному захвату карандаша – с помощью мелков. Потребуется купить художественные мелки, их нужно разломать на кусочки длиной около 3 см. Рисовать такими короткими кусочками мелков, держа их в кулачке, невозможно. Поэтому ребенку придется удерживать мелок тремя пальчиками.

Научившись рисовать мелками, ребенок сможет сразу правильно держать карандаш или ручку.

Ручки-тренажеры

Можно приобрести специальные ручки-тренажеры. Их отличием от обычной ручки является наличие резиновой насадки со специальными выемками, благодаря которым пальцы ребенка располагаются правильно.

Ручки имеют трехгранную форму корпуса. Корпус выполнен из мягкого пластика, вес ручки уменьшен по сравнению со стандартными моделями. А поскольку продукция предназначена для детей, то ручки выпускаются в ярких расцветках с забавными принтами.

Метка на пальчике

Еще один простой метод обучения – это метка на пальчике. Его нужно применять в том случае, если ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко от пишущего стержня.

Чтобы научить малыша держать ручку правильно, нужно ручкой или фломастером поставить метку на среднем пальчике. И именно на эту метку должен опираться карандаш или ручка. В процессе занятий нужно периодически контролировать правильность расположения письменного прибора.

О компании

Компания Schwan-STABILO известна во всем мире как производитель первоклассных принадлежностей для письма, черчения и рисования, в качестве которых можно не сомневаться

Последние 15 лет Schwan-STABILO уделяет особое внимание разработке удобной и эргономичной продукции для детей и подростков, в том числе пишущих левой рукой. Товары серии STABILO ERGO учитывают антропометрические и физиологические особенности строения руки той группы пользователей, для которых они создаются, что гарантирует максимальный комфорт при письме

Прежде всего, товары этой серии предназначены для студентов и школьников, как самых активных пользователей пишущих инструментов. Их использование позволяет привить правильную технику письма, сформировать красивый почерк, обеспечивает максимально комфортное письмо, так как предотвращает напряжение и усталость руки при письме, и помогает быстрее адаптироваться к учебному процессу, особенно детям, пишущим левой рукой.

Подробнее о продукции компании Schwan-STABILO вы можете узнать на сайте  www.pervayaruchka.ru