Оглавление
- Перемена
- Разбираем текст по смыслу
- Зачем ребенку нужна сказка в стихах?
- Интонация – это не только знаки препинания
- Полезные рекомендации
- Прописная буква
- Как написать стихотворение для поздравления
- Основная методика заучивания произведений.
- Стихи Пушкина, которые легко выучить
- Тренировка памяти
- Слушайте поэзию
- Уделите время упражнениям
- Русский язык! Звонких житниц запас
- Научитесь выражать важное кратко
- Стихология
- Стихология — наука о том, как рассказывать стихотворения.
- Багаж
- Дополнительный вариант
- Ознакомьтесь с поэзией разных форм и эпох
- Песенка про существительное
- Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению
- Следите за дыханием
- Как учить быстро и правильно
- Техника чтения
Перемена
«Перемена, перемена!» — Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог — Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним бо-о-ольшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлёпнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи, — Словом, Сделал всё, что мог! Ну, а тут — опять звонок… Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём! — Ничего, — вздыхает Вова, На уроке отдохнём!
Разбираем текст по смыслу
- Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку.
- Прочтите его вслух с нужным выражением.
- Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.
- Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.
Первые занятия выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.
Зачем ребенку нужна сказка в стихах?
Ни одна самая передовая система раннего развития не научит ребенка различать добро и зло, не установит ему систему моральных ценностей, не обогатит его словарный запас, не разовьют фантазию, не познакомит с окружающим миром, так как это может сделать сказка. Именно на примере любимых героев ребенок без проблем научится жить в обществе. Сказка дает первую самую простую модель поведения: если ты дурно поступаешь с другими, то обязательно за это расплатишься. У злых, жадных, коварных не бывает друзей. Тот, кто глуп – может пострадать. Возмездие обязательно наступит, и пусть ты маленький и слабый.
Самые первые образы, которые предлагают такие произведения – однозначны. Лиса – хитрая, волк – злой и глупый, медведь – неуклюжий, заяц – трусишка. Когда ребенок подрастает, то начинает видеть их более сложные натуры: Кощей – злой, жадный, но очень одинокий. Или Колобок: не послушал бабушку с дедушкой, убежал из дома, а после попал лисе на язык.Какие существуют сказки в стихах?
В древние времена ребенок начинал свое знакомство со сказочным миром через коротенькие пестушки и потешки. Постепенно вовлекался он в богатый поэтический мир, слушая былины и сказания. Перед ним возникала целая анфилада героев: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянович, Садко, Василий Буслаев. Даже женщины представали в этих сказках не как забитые служанки, а мудрые, сильные, красивые (Василиса Прекрасная или Настасья Микулишна), но попавшими в беду, из которой их обязательно вызволяет смелый богатырь. Настоящий прорыв в сказочных историях совершил Александр Пушкин, рассказав о Золотой Рыбке, о Салтане, Гвидоне, о попе и о работнике его Балде.
Прекрасную сказку написал Петр Ершов о Коньке-Горбунке. Советское время подарило огромное количество произведений для малышей и школьников. Благодаря Чуковскому они узнали о Мухе-цокотухе, об Айболите, Бармалее, Крокодиле, Мойдодыре. Маршак пересказывал стихами русские народные сказки. Благодаря ему дети познакомились с глупым мышонком, мистером Твистером.
Современные поэты создают сказки в стихах в огромном количестве. Можно отметить Ирину Гурину, которая пишет волшебные, веселые, поучительные истории для детей. Олеся Емельянова адаптирует их как стихотворные сценарии для театральных постановок. Список авторов велик. Но все они используют сказку как самый лучший инструмент для воспитания ребенка.
Интонация – это не только знаки препинания
Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая – это маленькая пауза, точка – большая пауза, восклицательный знак – очень большая пауза с повышением интонации
Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие
На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.
Полезные рекомендации
Если запомнить стихотворение никак не удается и процесс «не идет» — лучше не мучаться и на некоторое время отложить это занятие. Часто происходит так, что сегодня выучить материал не удается, а вот завтра тот же стих получается усвоить довольно легко. Если не выходит учить стихотворение в вечернее время, можно попробовать сделать это вечером, и наоборот.
Некоторым отлично помогает метод чтения стиха перед зеркалом. Можно устроить настоящее выступление в домашних условиях. Кроме того, будут актуальны следующие советы:
- Не стоит учить строфы разрозненно — если запоминать их отдельно друг от друга, в дальнейшем стих не удастся соединить воедино, будут появляться заминки на стыке строф.
- Если возникли проблемы с запоминанием, стоит попробовать пропеть текст. Не зря слова прослушанных песен так просто укладываются в голове. Можно спеть стих и посмотреть на результат.
- Люди, которым приходится учить очень много подобного материала, рекомендуют несколько раз читать текст вслух с различной интонацией: громко, тихо, медленно, стремительно, пафосно, грустно, злобно и т. д. Способ зарекомендовал себя очень хорошо, кроме того, он довольно веселый и интересный.
- Если при чтении стихотворения по памяти возникла заминка, лучше не стараться вспоминать текст долгое время. В таких ситуациях эффективнее подсмотреть слова, нежели прерывать декламирование.
Прописная буква
Е. Измайлов
Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?
Как написать стихотворение для поздравления
Если в ваших планах не стоит пункт «стать известным лириком», но вдруг понадобилось сочинить оригинальное поздравление или песню для друга, коллеги или родственника, в этом нет ничего сложного.
Все, что вам нужно: немного свободного времени и словарь рифм русского языка (его можно найти в сети и скачать на компьютер).
- Если вам необходимо придумать строки, которые впоследствии лягут на мелодию, послушайте это мелодию и определите ритмический рисунок (от этого будет зависеть размер вашего произведения).
- Далее: откройте словарь синонимов и найдите слова, которые подходят к вашей теме. Выберите из списка подходящие к ним рифмы. Всё — окончания ваших поэтических строчек готовы.
- Теперь осталось дописать остальное, соблюдая ритм. Ничего сложного! Так вы сможете креативно и необычно поздравить дорогого человека.
Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно. Создание лирических произведений — долгий путь. Человек должен постоянно работать, начинать новые произведения, жить своим творчеством. Будьте готовы к годам неуёмного труда, стопкам черновиков и неудачных произведений.
В мире огромная конкуренция на творческих платформах, и выделиться из толпы непросто. Если поэзия — это то, в чём вы хотите преуспеть, трудитесь, показывайте себя, участвуйте в литературных конкурсах, улучшайте свои навыки, пробуйте новые жанры. Стремитесь к своей мечте, деритесь за неё, и однажды проснётесь известным лириком.
Удачи!
Основная методика заучивания произведений.
Рассмотрим, как правильно учить стихи. Всего несколько пунктов, соблюдение последовательности которых поможет быстро выучить любое произведение школьной программы:
-
Вслух читаем заданное произведение. Это сделать нужно три раза. Читаем с выражением.
-
Главное — во время чтения попытаться представить в уме описываемую в произведении ситуацию.
-
После того как быстро три раза прочитали, читаем четвертый раз — но уже медленнее. Так же вслух и с выражением, но медленно.
-
Перепишите текст на бумагу. Не торопясь, проговаривая вслух то, что пишете. Если произведение идет сплошной «простыней», лучше разбить его на несколько абзацев или блоков — так будет гораздо проще.
-
После переписывания вы уже будете знать произведение примерно на 75%. Остальные 25% «всплывут» во время вечернего и утреннего повторения.
Вот и все — и ничего учить не надо, все запомнилось само. Не забудьте только перед сном прочитать еще раз, уже стараясь меньше заглядывать в книгу. И утром еще раз. Педагоги утверждают, что эта методика позволяет выучить практически любое произведение школьной программы за час.
Стихи Пушкина, которые легко выучить
Чем меньше женщину мы любим
(отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Александр Сергеевич Пушкин
Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков.
1823-1830 гг
Ты и я (Александру I)
Александр Пушкин
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. Не имея ввек забот, Ты живешь в огромном доме; Я ж средь горя и хлопот Провожу дни на соломе. Ешь ты сладко всякий день, Тянешь вины на свободе, И тебе нередко лень Нужный долг отдать природе; Я же с черствого куска, От воды сырой и пресной, Сажен за сто с чердака За нуждой бегу известной. Окружен рабов толпой, С грозным деспотизма взором, Афедрон ты жирный свой Подтираешь коленкором; Я же грешную дыру Не балую детской модой И Хвостова жесткой одой, Хоть и морщуся, да тру.
примерно 1819 г
Пророк
А. С. Пушкин
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
1826 г
Тренировка памяти
Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам. Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители.
Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды
Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка.
Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора.
Слушайте поэзию
Пусть чтение поэзии не сводится к сухому академическому разбору поэтических приемов вроде аллитерации и метонимии. Чтение вслух играет ключевую роль в восприятии стихов, ведь поэзия родилась как форма устного творчества. Прослушайте, к примеру, стихотворение “Ворожея”:
Watch this video on YouTube
Слушая, как звучит хорошая поэзия, вы откроете для себя ее красоту: чередование ударных и безударных слогов, аллитерацию и ассонанс, внутреннюю рифму, интонационные паузы и многое другое. А если вам представится возможность услышать собственное стихотворение в чьем-то исполнении, обязательно воспользуйтесь этим!
Уделите время упражнениям
В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.
Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:
- Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
- В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
- В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
- Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.
Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом
Важно научиться чувствовать слово
Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.
Русский язык! Звонких житниц запас
Русский язык! Звонких житниц запас
Собран Владимиром Далем для нас.
Только к его Словарю прикоснусь,
В душу повеет могучая Русь.
Буквы заглавные – что терема.
Говор живой – что держава сама.
Словно в зарницы, в страницы вглядись –
Даль развернется, откроется высь.
В гнездах, что пчелы, взроятся слова.
Соты медовы, в них мудрость жива.
В пашнях страниц всколыхнется страда.
Каждому слову – своя борозда.
Слово за словом – и слышится речь:
Родину надо крепить и беречь!
Голос за голосом – слышен народ:
Русь не согнется, вовек не умрет!..
В смутах ли страшных, в нужде ли какой
Эту великую книгу открой…
Леонид Корнилов
Мне последнего слова не надо
Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Из меня, как чеку из гранаты,
Время выдернет русский язык.
И сорвёт оглушительной силой
Свет со звёзд, словно пламя со свеч.
Над воронкой, размером с Россию,
В космос вздыбится русская речь.
Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.
Но когда кошельками моллюсков
Мир себя до отвала набьет,
Он очнется и вспомнит про русских,
Про бессребреник – русский народ,
Раздаривший Аляску и правду,
И поднявшийся к Богу впритык.
Мне последнего слова не надо.
Говорить будет русский язык.
Он из наших — последний великий
Прикрывает надежно отход.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.
Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа.
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.
Валерий Брюсов
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоён тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!
Ты ждёшь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!
М. Ефимов
Научитесь выражать важное кратко
Краткость – сестра таланта, и в лирическом стихотворении философские и политические идеи могут быть сформулированы точнее, чем в эссе. Например, Ф. И. Тютчев, считающийся основоположником русской философской лирики, в своих стихах поднимает вечные темы жизни, смерти, начала бытия. Особенно справедливо это для темы патриотизма, где короткое стихотворение порой становится гимном, затмевающим тонны макулатурной пропаганды.
Хорошая поэзия – это точность языка. Поэтому важную философскую идею можно развить в нескольких десятках слов, если они тщательно подобраны. Даже кажущиеся легкими поэтические формы, такие как детские стихи или лимерик, могут передавать важные, смелые идеи. Осталось только найти правильные слова.
Стихология
Не все люди умеют читать стихи.
Не смотря на то, что этому очень много времени уделяется в школе.
Почему?
Причины разные. И мы не будем останавливаться на них.
Справедливости ради отмечу, что многие все-же научились рассказывать стихи в школе, и довольно-таки хорошо.
Но все же, не все умеют хорошо рассказывать стихи.
Да и зачем, справедливо спросите вы? Школьные времена давно прошли и собираться с друзьями у костра мы давно перестали.
Однако не стоит недооценивать значение стихологии.
Стихология — наука о том, как рассказывать стихотворения.
Стихология (от греч. stichos стих и logos учение). То же, что и стиховедение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Багаж
Дама сдавала в багаж Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,КартонкуИ маленькую собачонку.Выдали даме на станцииЧетыре зеленых квитанцииО том, что получен багаж:Диван,Чемодан,Саквояж,Картина,Корзина,КартонкаИ маленькая собачонка.Вещи везут на перрон.Кидают в открытый вагон.Готово. Уложен багаж:Диван,Чемодан,Саквояж,Картина,Корзина,КартонкаИ маленькая собачонка.Но только раздался звонок,Удрал из вагона щенок.Хватились на станции Дно:Потеряно место одно.В испуге считают багаж:Диван,Чемодан,Саквояж,Картина,Корзина,Картонка…- Товарищи! Где собачонка?Вдруг видят: стоит у колесОгромный взъерошенный пес.Поймали его — и в багаж,Туда, где лежал саквояж,Картина,Корзина,Картонка,Где прежде была собачонка.Приехали в город Житомир.Носильщик пятнадцатый номерВезет на тележке багаж:Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,Картонку,А сзади ведут собачонку.Собака-то как зарычит,А барыня как закричит:- Разбойники! Воры! Уроды!Собака — не той породы!Швырнула она чемодан,Ногой отпихнула диван,Картину,Корзину,Картонку…- Отдайте мою собачонку!- Позвольте, мамаша! На станции,Согласно багажной квитанции,От вас получили багаж:Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,КартонкуИ маленькую собачонку.ОднакоЗа время путиСобакаМогла подрасти!
Дополнительный вариант
При желании можно опробовать еще один альтернативный метод, позволяющий за короткий срок выучить не только стих, но и любую другую необходимую информацию. Способ заключается в следующих пяти действиях:
- Несколько раз прочитать стихотворение вслух.
- Повторять текст по цепочке построчно, как это указано в первом методе. После того как весь материал будет проработан, следует повторить его полностью, а затем сделать перерыв на 15 минут.
- Прочитать стих еще раз с бумаги и попытаться зачитать его вслух по памяти. Если это сделать не удалось, например, запомнилась только часть, следует 2—3 раза перечитать текст, снова сделать перерыв и предпринять еще попытку.
- Данную последовательность (15 минут отдыха — чтение стихотворения с листа — повторение по памяти) следует повторять до тех пор, пока материал не будет выучен качественно. В конце можно дать кому-то из близких текст, попросить послушать стих и при необходимости поправить.
- Наиболее правильно использовать этот прием в утренние часы или перед сном. Тогда материал будет запоминаться лучше.
Ознакомьтесь с поэзией разных форм и эпох
Каждая форма поэзии имеет свои собственные требования: к схеме рифмовки, количеству строк, размеру, тематике и многим другим компонентам. Этим достигается уникальность каждой из форм. Такие строгие рамки – своего рода поэтический эквивалент грамматических правил в прозе.
Неважно, пишете ли вы только сонеты (стихотворения из двух катренов и двух терцетов с четко определенной внутренней схемой рифмовки) или вольные стихи, где нет правил относительно длины, стихотворного размера или схемы рифмы. Даже если все ваши произведения относятся к одному типу стихотворений, чтобы научиться писать стихи, важно знать, как устроены разные поэтические формы, иначе вы не сможете быть уверенны, что нашли лучшую
Чтобы понимать, как развивалось поэтическое искусство с течением времени, необходимо ознакомиться со знаковыми произведениями античности, романтизма, поколения битников и других эпох. Не обязательно погружаться в каждую с головой. Общего понимания тенденций развития стихосложения для начала вполне достаточно.
Песенка про существительное
Т. Рик
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению
Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников.
Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова.
Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение.
Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.
Следите за дыханием
Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание. Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.
Как учить быстро и правильно
Больше всего умение заучивать стихи быстро и без ошибок пригодится учащимся школы. Для них и будут эти советы. Хотя общие рекомендации применимы абсолютно ко всем категориям граждан.
-
Если задали объемное произведение, особенно, если требуется учить прозу — лучше разбить произведение на небольшие куски и учить их отдельно. Выучили один небольшой отрывок — переходить к следующему. И так пока не закончится все произведение.
-
Выучив стихотворение или прозаический отрывок, весь оставшийся день и вечер к нему не возвращайтесь. Повторите на ночь перед сном и утром после пробуждения. Утреннее повторение покажет, что вы запомнили, освежит произведение в памяти и поможет рассказать его на уроке без запинок и ошибок.
-
Хороший способ — не бестолковая зубрежка, а чтение произведения несколько раз — до тех пор, пока оно, что называется, «не будет от зубов отскакивать». Таким образом заучивание становится не таким уж противным и нудным делом.
-
Можно учить произведение, переписывая его в тетрадь. Просто переписывая, не пытаясь зубрить. В процессе письма произведение будет запоминаться автоматически, что сделает процесс последующего его запоминания гораздо более легким.
-
Если задано совсем уже незапоминаемое стихотворение или отрывок прозы, можно сделать из него рэп-песенку и прочитать или сделать еще какую-нибудь современную аранжировку. Главное, не рассказать потом на уроке отрывок из «Евгения Онегина» в стиле рэп — вдруг учительница кроме классики ничего не признает.
-
В интернете сейчас есть специальные сервисы для заучивания. Они помогают быстрее запомнить произведение. Нужно только вставить необходимый текст и программа выделит определенные слова-маяки, которые нужно будет запомнить. Затем — следующий набор слов. Таким образом можно выучить произведение гораздо быстрее и проще.
Техника чтения
Что такое техника чтения
Для оценки успехов ребенка в таком непростом деле, как чтение, разработаны еще в советские времена специальные тесты. Техника чтения позволяет проверить уровень умений человека, оценить его успехи в обучении.
Что касается самой учебы, то
здесь все достаточно просто – сначала ребенку надо выучить буквы, потом эти
буквы соединяются в тексте в слова, потом слова соединяются в связанные по
смыслу фразы и предложения. Данный процесс очень трудоемкий, требует затраты
большого количества времени, усилий как со стороны учащегося, так и учителей,
родителей. Но его просто надо пройти. Вспомните школу, младшие классы – дети
просто сидят и целый урок пишут 1-2 буквы в специальной тетради, отрабатывая ее
до полного запоминания. Если Вы учите ребенка самостоятельно, процесс должен
быть аналогичным.
Когда первые успехи начали
появляться, можно сверить их в техникой чтения по таким критериям:
- Для ребенка 1 класса нормой является чтение 25-30 слов в минуту в первые
полгода от начала учебы, а во второе полугодие уже 30-40 слов в минуту; - Более старший ребенок, скажем 2-3 класс, должен в среднем уметь прочитать
40-60 слов в минуту, в зависимости от его способностей.
Если говорить о совсем маленьком человечке, скажем 3-4 лет, то скорость там можно вообще не учитывать. Будет очень хорошо, если он в принципе начнет читать хоть с какой скоростью.
Для начала поинтересуйтесь, как научиться читать по слогам, потом пойдут уже более сложные варианты чтения и малыш постепенно войдет в полноценный мир чтения без всяких проблем.