Все храмы воскресения словущего (обновления храма воскресения христова) (217 всего, 217 на карте)

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater , CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид , Public Domain

До 22 марта 2021 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня , CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Что происходило с храмом после революции

После закрытия храма в 1924 году купола церкви были сброшены, кресты переплавлены, а вся ценная церковная утварь была разворована, поэтому многие из работ русских живописцев были навсегда утеряны. Остальные уцелевшие росписи на стенах погибли во время пожара, случившегося во второй половине XX века.

В годы Великой Отечественной войны в стенах бывшего храма укрывались пограничники во главе с командиром Александром Терлецким.

Они отбивали атаки, отстреливаясь изнутри, а немцы изрешетили пулями и снарядами внешние фасады храма. Во время немецкой оккупации немцы устроили в церкви конюшню, вывезя перед этим уцелевшие мраморные подоконники и красивые настенные панели.

После войны в церкви открыли ресторан, однако он просуществовал недолго – уже в 1960-е годы храм был превращен в склад. В 1970-е годы на складе произошел пожар, который спалил дотла оставшиеся фрески и иконы, но не успел уничтожить сам храм.

В 1980 году власти решили снести храм и построить на Красной скале пансионат днепропетровского «Южмашзавода». Однако верующие жители Фороса грудью встали на защиту святыни, поэтому местным властям пришлось отказаться от затеи с пансионатом. Вместо этого они присвоили полуразрушенной церкви, не имеющей куполов, крестов, дверей и окон, статус памятника архитектуры.

В 1981 году, когда гонения на православную веру фактически прекратились, Киевское управление реставрации и живописи тщательно изучило и обследовало состояние церкви, а в 1987 году приступило к реставрационным работам, после которых храм вернулся в лоно родной Русской православной церкви. Завершилась реставрация в 1990 году.

В том же году храм был возвращен Русской православной церкви. Настоятелем, возглавившим приход после долгого послереволюционного запустения и разрухи, стал отец Петр. Он активно взялся за дальнейшую работу по реставрации и реконструкции церкви.

При нем были установлены медные купола, увенчанные золотыми крестами, и колокола в звонницу, самый большой из которых, весивший 200 пудов, был подарен Черноморским флотом России. На окнах вновь засверкали витражные стекла, а часть стен, алтарь и купол храма засияли обновленной росписью.

Отец Петр планировал превратить Воскресенскую церковь в красивый мужской монастырь, но его чаяниям не суждено было сбыться. В 1997 году местные грабители, решившие обокрасть церковь, убили батюшку. Новым настоятелем храма назначили отца Евгения, однако дальнейшие работы по реставрации были отложены до 2004 года.

В 2004 году президент Украины Леонид Кучма, побывавший на литургии в храме Воскресения Христова, пожертвовал крупную сумму денег на восстановление обители и дал поручение возобновить ремонтные работы, которые впоследствии велись всего два месяца, но вернули храму первозданный вид.

Рабочие отремонтировали мозаичный пол, заменили витражи, обновили внешние фасады храма, полностью заменили систему электрообеспечения и отопления. Мастера живописи восстановили внутренний интерьер и закончили роспись стен. Завершающим штрихом работ стала восстановленная каменная ограда, огибающая территорию церкви.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

— Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

— Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)

Это интересно: Христианский Иерусалим — от Масличной горы к Виа Долороза

Смотровая площадка

Недалеко от церкви Вознесения находится смотровая площадка с панорамным видом на Юго-Восточный округ Москвы. Войдя в Парк Коломенское и поднявшись на смотровую площадку, посетитель сможет насладиться видами на Николо-Перервинский монастырь, а также другими достопримечательностями, открывающимися с крутого берега летней царской резиденции.

Для удобства гостей Парк Коломенское и его смотровые площадки дополнены обзорными биноклями. Современные оптика установлена вблизи храма Вознесения Господня и пользуются большой популярностью. Стационарные бинокли будут удобны и для детей: у основания приборов установлена специальная круглая платформа. Воспользоваться услугой может каждый, доступ к биноклям совершенно свободный.

С возвышенности просматривается и десятый шлюз Перервинского гидроузла. Спустившись вниз по берегу Москвы-реки, посетитель найдет себя у одного из причалов, откуда в теплое время года можно направиться на речную прогулку. На теплоходах и катерах по живописным маршрутам Москвы-реки можно добраться до Коломны.

Рядом с площадкой расположены еще несколько достопримечательностей парка – памятный камень и артиллерия, которая использовалась в Полтавском сражении XVIII века.

Строительство нового Храма

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга.

Вот как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Над чем до сих пор ломают голову историки

А может, всё было так?

Теперь о загадках. Хотя церковь построена почти 500 лет назад, в годы с 1528 до 1532, до наших дней среди историков не умолкают споры о точной дате её постройки, о том, в каком же году всё-таки состоялось начало её строительства. Одни историки утверждают, что храм посвящён радостному событию: рождению у царя Василия третьего долгожданного сына. То есть будущий Иван Грозный уже появился на свет, и в его честь возвели храм.

Но такое объёмное строение в те годы просто физически не смогли бы построить всего за 2 года, прошедшие со дня рождения Ивана (вспоминаем уроки истории), с 1530 года. А достоверно известно, что церковь Вознесения в селе Коломенском была полностью построена и в торжественной обстановке освящена в 1532 году.

Личная жизнь царя

Вот поэтому существует ещё один вариант тех далёких событий. Строительство началось ещё за 2 года до рождения младенца, и у храма было несколько другое предназначение. Да, оно связано с рождением ребёнка в царской семье, но… Изначально храм планировался как молельный, в нём молились о рождении наследника у царственной супружеской четы.

А дело было в том, что на царя Василия была наложена двухгодичная епитимья. Это церковное наказание русский царь получил за двоеженство. Потому что первая жена Василия за 20 лет их совместной жизни не родила ему ни одного ребенка, и царь отправил её за это в монастырь. А сам, по-быстрому, нашёл себе другую. Вот так и получилось, что царь оказался двоеженцем — всё могут короли!

Хотя монастырь — это ещё не худший вариант. Если учесть, что на Руси брак мог быть расторгнут только в случае смерти одного из супругов, то угадайте, кто бы это мог быть из двух царственных особ? Ну, уж никак не муж. Он же царь…

Так вот, Василий женился во второй раз. А за первую женитьбу на него и была наложена епитимья.

График работы

Церковь Вознесения, которая находится на обширной территории парка «Коломенское» работает по такому графику:

  •  с 1 апреля по 30 сентября: со вторника по пятницу и в воскресенье — с 10 до 18. В субботу — с 11 до 19 часов. Понедельник выходной;
  • в остальные месяцы — с 1 октября по 31 марта — работает только выставка в подклете. По понедельникам всё закрыто. Остальные дни — с 10 до 18 часов.

В связи с тем, что Вознесенская церковь не отапливается, в холодное время года вход в верхнюю часть здания закрыт для посещения, работает только выставка в подклете церкви. В летние месяцы обзорные экскурсии в основном (верхнем) объеме церкви проводятся для соборных групп посетителей с 1 июня по 31 августа в 17.00 (по субботам, воскресеньям и праздничным дням).

Цена билетов на выставку:

  • в основном помещении церкви: взрослым — 150 рублей, школьникам и пенсионерам — 50;
  • билет на выставку в подклете Вознесенского храма для взрослых стоит 100, для школьников и пенсионеров — 50 рублей;
  • для малышей до 6 лет и для студентов дневных отделений всех ВУЗов РФ вход на выставки бесплатный.

Координаты Вознесенского храма в Коломенском: 55.6673, 37.67069. Его легко можно найти на объемном плане заповедника.

Возле звонницы Вознесенского собора восстановлен , внутри которого действует очень интересная выставка. На территории парка есть еще одна необычная действующая церковь Казанской иконы Божьей Матери. Обязательно загляните сюда!

На карте Вы можете определить точное местонахождение Вознесенского храма (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от Коломенского парка. Это была гостиница «Интурист-Коломенское», очень комфортный отель с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя прогулка по парку Коломенское в Москве и посещение уникального храма Вознесения Господня состоялась 8 апреля 2018 года.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Мусульманские святыни

Говоря про иерусалимские храмы, нельзя акцентироваться исключительно на иудаизме или христианстве. Здесь находится также третья по значимости и древнейшая по происхождению святыня ислама. Это мечеть аль-Акса («Отдаленная»), которую часто путают со вторым мусульманским памятником архитектуры – Кубат ас-Сахра («Купол скалы»). Именно у последней есть большой золотой купол, который видно за много километров.

Аль-Акса находится на Храмовой горе. Она была построена в 705 году нашей эры, по приказу халифа Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука. Мечеть несколько раз перестраивалась, ремонтировалась, подвергалась разрушению во время землетрясения, служила штабом тамплиеров. Сегодня эта святыня способна вместить около пяти тысяч верующих.

Важно помнить, что у аль-Акса купол синевать-серого цвета и значительно меньше, чем у ас-Сахра. «Купол Скалы» восхищает своей архитектурой

Не зря у многих туристов наблюдаются легкие стадии расстройств вследствие посещения Иерусалима. Этот город просто поражает красотой, древностью и концентрацией истории

«Купол Скалы» восхищает своей архитектурой. Не зря у многих туристов наблюдаются легкие стадии расстройств вследствие посещения Иерусалима. Этот город просто поражает красотой, древностью и концентрацией истории.

Ас-Сахра была построена в конце седьмого века двумя архитекторами по приказу халифа Абд аль-Малика аль-Мервана. Фактически она возведена на несколько лет раньше, чем аль-Акса, но не является мечетью. В архитектурном понимании это купол над священным «камнем основания», с которого, как считают, началось сотворение мира и Мухаммад вознесся на небо («мирадж»).

Таким образом, в Иерусалиме находится целый комплекс исламских святынь на Храмовой горе. Это город контрастов, несмотря на накаленную обстановку в регионе, всего в нескольких десятках метров от него иудеи молятся возле Стены Плача.

Дворец царя Алексея Михайловича

Парк Коломенское и территория всей усадьбы издревле считались основной резиденцией правителей династии Романовых. Именно здесь, в XVII веке, был воздвигнут деревянный дворец царя Алексея Михайловича – наследника первого правителя династии.

Фундамент дворца заложили в 1667 году, а через шесть лет, в 1673 дворцовый ансамбль был достроен и освящен. Возведенные строения служили летней парадной резиденцией. В просторных палатах принимали послов, проводили торжественные мероприятия, отдыхали члены правящей семьи.

Царские хоромы – ярчайший образец смешения архитектурного стиля допетровской эпохи с западноевропейскими формами искусства. Палаты состоят из строений в форме шатров, бочек и луковиц, связанных меду собой просторными галереями. Современники называли строение «восьмым чудом света», отмечая красоту фасада и оригинальное убранство дворца.

К сожалению, резиденция не простояла до наших дней. В XVIII веке столицей стал Петербург, в связи с этим Государев Двор в Коломенском утратил свое первоначальное значение. Со временем резиденция пришла в негодность и через сто лет после своего освящения дворец, по приказу императрицы Екатерины второй, разобрали.

Идея восстановления ансамбля преследовала архитекторов на протяжении многих лет. Но только в наше время, благодаря сделанным чертежам, обмерам и материалам археологических раскопок, резиденцию удалось восстановить. Дворец Алексея Михайловича в образе деревянного макета был реконструирован на территории села Дьякова в 2010 году.

Для посетителей Парка Коломенское открыты мужская и женские половины резиденции. Экспозиция воссоздана в интерьерах Хором Государя, Государыни и царевичей. Организуются обзорные экскурсии по палатам ансамбля.

Звонница

Тогда же, в 16 веке появилась колокольня храма Вознесения.

В её нижнем ярусе был освящён престол в честь Георгия Победоносца. Как рассказывает древнее предание, возвели её на том самом месте, где когда-то стояла небольшая деревянная церковь, которую построил ещё Дмитрий Донской в честь святого Георгия, покровителя воинов-защитников.

Есть также версия, что эта звонница была построена, опять же, Василием 3 в честь рождения у него ещё одного сына — Юрия, имя которому в Крещении — Георгий.

Известен такой исторический факт, что когда началось возведение каменной церкви святого Георгия, иконостас от храма, который был здесь ранее, перенесли на паперть Вознесенской церкви.

Основные достопримечательности

С левой стороны от Камня помазания располагается Кувуклия — часовня с круглым сводом. С боков от этой постройки стоят небольшие мраморные перегородки со скамейками и канделябрами. Над массивной дверью Кувуклии висят лампады, части которых разделены между христианскими конфессиями.

  • Серебряная сень с 12 иконами учеников Христа является величественным украшением часовни. Посредине постройки виден пьедестал с фрагментом священного камня, который убирал ангел от пещеры после вести о воскресении. Он служит церковным престолом для проведения православных богослужений.
  • В стенах на юге и севере Кувуклии сооружены овальные окна, предназначенные для перенесения Святого Огня. С левой стороны от входа видны иконы с изображением жен-мироносиц, а справа — Гавриил, милосердно протягивающий им свои десницы. В верхней части портала начертаны слова архангела, который известил о чудесном воскресении.
  • Пещера, где находился гроб с телом Спасителя, представляет собой маленькую камеру, половина которой занята каменным ложе. Гроб покрыт мраморной плитой, привезенной в храм в 1555 г. Когда этой пластины не было, паломники, ревностно стремящиеся отломить от Гроба кусочек, поспособствовали его некоторому разрушению.
  • Часовня Главы, у которой восседал второй ангел, является пристройкой Кувуклии. Со времен Византии ее использовали в качестве престола. Изначально строение принадлежало армянам, но они отдали часовню Коптской церкви, взяв взамен монастырь, находящийся в Египте.
  • Вокруг Кувуклии построено большое количество приделов, образованных при помощи перегородок во время реконструкции 1810 г.

«Сердце» Гроба

Кафоликоном называют срединную часть всего комплекса Гроба Господня. Это помещение огорожено таким образом, что стены соборного храма не достигают сводов. Подобная конструкция возникла после пожара, произошедшего в 1808 г. В период восстановления сюда добавился высокий иконостас, что позволило говорить о единстве церковного пространства и необходимой молитвенной атмосфере.

  • Под малым куполом находится мраморная полусфера на специальной подставке. Эта реликвия указывает на место, называемое священниками и паломниками «пупом Земли». Святыня появилась в соборном храме в начале XIX века. Сам купол радует мозаикой с сюжетом о благословении Христа в окружении Пречистой Девы, учеников, архангелов и Иоанна Крестителя.
  • В Кафоликоне находятся два тронных места для глав Иерусалимского Патриархата. Выше иконостаса расположена галерея с тремя небольшими балконами, откуда читается Священное Писание. Восточная часть соборного храма — это единая структура, составленная из розового мраморного камня.
  • Вокруг Кафоликона простираются галереи, в которых имеют приделы. В северной стороне построены колоссальные колонны, на востоке находится православная часовня, служащая моделью настоящей Темницы Мессии. Перед входом стоит пластина со специальными отверстиями для ног.
  • Около лестницы, ведущей к собору святой Елены, расположено помещение Тернового венца, в центральной части которого хранится осколок Колонны поругания.

Церковь Голгофы

Холм, хранящий в себе место Распятия, получил современный облик после реставрационных работ 1810 г. При строительстве церкви мастера выравнивали и обтесывали края скалы, на которую ведут сегодня две лестницы. Два продолговатых помещения разделяют Голгофу на православную и католическую часть.

  • Южная часть отдана во владение францисканцев. Современный облик сформировался в 1930-х годах. Серебряный алтарь пожертвовал в 1588 г. Ф. Медичи, его поставили на то самое место, где Мессию пригвоздили к Кресту.
  • Ниже скалы Распятия расположен придел, названный «Адамовой главой». Существует предание, что Мельхиседек, царь Салимский, похоронил здесь голову прародителя человечества. Справа располагается православная ризница, где лежат мощи святых и реликвии со времен Страстей.

На заметку! Для православных верующих существует канонический обычай поклонения Гробу Христа. Сначала человек молится в ангельском приделе и прикасается к тому камню, который был убран от входа в пещеру. Далее, следует поцеловать нижнюю грань перед входом и прочесть «Воскресение Христово…», а после медленно войти в Живоносный Гроб. Здесь ставятся свечи, совершаются поклоны и воспеваются молитвы. На ложе разрешено класть иконы, кресты и т.д., выходить необходимо спиной вперед.

Почему этот праздник стал менее значимым чем Воздвижение Креста Господня?


Освящение храма Воскресения Христова

Постепенно древняя иерусалимская литургическая традиция, в том числе торжество Обновления, частично утрачивается, чему способствовало нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста, как событие универсальное и не столь сильно связанное с конкретным географическим местом, становится более значительным, основным праздником и получает широкое распространение на Востоке.

Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Как был обретен Крест Христов

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил.

В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

История Храма от древности до наших дней

Первоначальное название Храма Гроба Господня в Иерусалиме – «Анастасис», то есть «Воскресение». Греки и сегодня называют его Храмом Воскресения Христова.  Построен он был по приказу св.Елены, матери великого императора Константина, во времена правления которого христианство обрело статус государственной религии. Будучи уже в преклонном возрасте, св. Елена увидела чудесное сновидение, согласно которому она должна была отправиться в Иерусалим, чтобы найти священное место, где принял мученическую смерть Иисус Христос. В результате раскопок была обнаружена пещера с Гробом Господним и Крест, на котором был  распят Сын Божий. Именно здесь св. Елена и приказала возвести Храм.

Первый Храм Иисуса Христа в Иерусалиме представлял собой комплекс, состоящий из ротонды с Гробом Господним, базилики и сада Иосифа Аримафейского с Голгофой. Торжественное освещение Храма состоялось 13 сентября 335 года. Когда персидский царь Хозрой в 614 году захватил Иерусалим, некоторые строения были разрушены, а Святой Крест похищен. Спустя пятнадцать лет Храм пережил второе рождение: его восстановил на свои средства император Ираклий, вернувший на место и Святой Крест.

Еще одна попытка уничтожить Храм была предпринята фатимидским халифом Аль-Хакимом би-Амр-Алла в сентябре 1009 года, в результате которой пострадала базилика и была разрушена гробница. Восстановил его император Константин Мономах в 1048 году.  Серьезную реконструкцию Храма Гроба Господнего осуществили крестоносцы в конце ХІІ столетия. Их усилиями были восстановлены так называемые «столпы Елены» — опоры ротонды и возведены Кафоликон и пятиярусная колокольня.

Разрушительное действие на Храм оказало землетрясение 1545 года, а также пожар, вспыхнувший в 1808 году, в результате которого был уничтожен деревянный шатер, венчавший Анастасис. Восстановить его удалось лишь в середине ХІХ века. Еще одно стихийное бедствие – землетрясение 1927 года – стало причиной повреждения Кувуклии и купола Кафоликона, которые впоследствии укрепили и украсили ликами святых.

Сегодня Храм Гроба Господня в Иерусалиме – это большой архитектурный комплекс, состоящий ротонды – здания, увенчанного круглым куполом с расположенной под ним Кувуклией, подземного Храма Обретения Животворящего Креста, Кафоликона, храма св. Елены и Голгофы – места распятия Иисуса Христа и нескольких Приделов.

Как добраться до Воскресенской церкви

Храм Воскресения Христова находится по адресу: Крым, городской округ Ялта, поселок Форос, улица Терлецкого, 3. Службы проводятся ежедневно с 8:00 до 17:30.

Доехать до церкви проще всего на паломническом автобусе или в составе экскурсионной группы.

Тем, кто предпочитает путешествовать без суеты и спешки, можно воспользоваться общественным транспортом, личным автомобилем или службой такси.

С автовокзала Ялты в сторону Фороса идут автобусы сообщением «Ялта – Форос», «Ялта – Севастополь». Туристам нужно будет сойти не на поселковом автовокзале, а у начала спуска с трассы Фороса (лучше заранее предупредить водителя, что необходимо попасть в храм Воскресения Христова).

Дальнейший путь (около 4 километров) паломникам придется проделать пешком, либо остановить попутный транспорт или вызвать такси.