Оглавление
- ПТИЧИЙ ДВОР
- У Лариски две редиски, Хозяйка однажды с базара пришла, Ягода
- ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ
- ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ
- Весёлые грядки (М. Садовский)
- Апельсин, В сад за сливами пошли, Капуста, Компот
- Про овощи (Н. Кончаловская)
- Дядя Степа
- Лесная ягода, Овощи, Репка, Фрукты
- РИСУНОК
- СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ
- Планета Детства — Стихи Михалкова для детей
- Ход занятия:
- Однажды с базара хозяйка пришла
- Пугало (И. Мордовина)
- ГДЕ ОЧКИ?
ПТИЧИЙ ДВОР
Утка курице сказала:
«Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!»
«Косолапка! Дармоедка! —
Раскудахталась наседка. —
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак —
Только знает: кряк да кряк!»
«Кряк! — послышалось в канаве. —
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!» —
«Ого-го!» — ответил гусь.
«Ах, скандал, скандал, скандал», —
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.
Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
«Га-га-га! Кудах-тах-тах!»
Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.
У Лариски две редиски, Хозяйка однажды с базара пришла, Ягода
У Лариски две редискиБельевой прищепкой поочередно «кусаем» подушечки пальцев по направлению от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения
У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:(«шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!(хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.(удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!(хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала(стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!(хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке(стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.
Ягода
Раз, два, три, четыре, пять,(пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять.(обе руки идут по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем(загибают пальчики, начиная с большого)
И братишке отнесем.
ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро Я на градусник смотрю: Где моя температура? Почему я не горю? Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается! И кашля нет! И общий вид Такой, как полагается! И завтра ровно к девяти Придется в школу мне идти И до обеда там сидеть – Читать, писать и даже петь! И у доски стоять, молчать, Не зная, что же отвечать…
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру И меж ладоней долго тру, Я на него дышу, дышу И про себя прошу, прошу: “Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись еще чуть-чуть! Ну, поднимись хоть не совсем – Остановись на “тридцать семь”!”
Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружится голова! Пылают щеки (от стыда!)… – Ты нездоров, мой мальчик? – Да…
Я опять лежу в постели – Не велели мне вставать. А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять!
ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ
Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Нам весело живется, Мы песенку поем, И в песенке поется О том, как мы живем.
Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая – Вот компания какая!
Когда живется дружно, Что может лучше быть! И ссориться не нужно, И можно всех любить. Ты в дальнюю дорогу Бери с собой друзей: Они тебе помогут, И с ними веселей.
Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая – Вот компания какая!
Мы ехали, мы пели, И с песенкой смешной Все вместе, как сумели, Приехали домой. Нам солнышко светило, Нас ветер обвевал; В пути не скучно было, И каждый напевал:
– Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая – Вот компания какая!
Весёлые грядки (М. Садовский)
На солнце
Греют пузики
Арбузы-карапузики.
В пижамках полосатых
Они рядком лежат —
На солнце загорает
Арбузный детский сад.
Помидору с огурцом не ясно:
Спелый цвет — зелёный или красный!
С давних пор
До сих пор
Не решили этот с пор
Огурец зелёный
И красный помидор.
Кабачок —
Толстячок
Лег на грядку —
И молчок.
Он лежит на грядке
С мая,
Головы не поднимая.
Смотрю
На цветную капусту
Всё лето!
Она,
как и прежде,
Белого цвета,
А я всё смотрю:
Может, время придёт,
И всеми цветами
Она расцветёт?
В небо лук
Стрелу пускает,
Лето целое
Стреляет.
Ни в кого
Он не попал
И с досады
Горьким стал.
Тётя тыква,
Тётя тыква
Очень к солнышку
Привыкла
И твердит
Одно и то же:
— На меня оно похоже!
Знают все,
Что не игрушка
Огородная Петрушка,
Хоть подружкам
Рядом с ней
Жить на грядке
Веселей.
Посмотрите, как неплохо
Дом устроен у Гороха!
В доме
Пять сестёр живут,
Летом им
Не скучно тут.
Лето кончится —
Тогда
Разбегутся кто куда!
Апельсин, В сад за сливами пошли, Капуста, Компот
Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!(бегут пальцами по столу)
В сад за сливами пошли
Палец сильный и большой(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
Капуста
Мы капусту рубим-рубим,(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.(сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.
Про овощи (Н. Кончаловская)
Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.
Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
И мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Ну, и съели их просто сырыми!
Дядя Степа
В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью “Каланча”,
По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан.
Уважали дядю Степу За такую высоту. Шел с работы дядя Степа, Видно было за версту.
Лихо мерили шаги Две огромные ноги: Сорок пятого размера Покупал он сапоги.
Он разыскивал на рынке Величайшие ботинки, Он разыскивал штаны Небывалой ширины.
Купит с горем пополам, Повернется к зеркалам – Вся портновская работа Разъезжается по швам!
Он через любой забор С мостовой глядел во двор. Лай собаки поднимали: Думали, что лезет вор.
Брал в столовой дядя Степа Для себя двойной обед. Спать ложился дядя Степа – Ноги клал на табурет.
Сидя книги брал со шкафа. И не раз ему в кино Говорили: – Сядьте на пол, Вам, товарищ, все равно!
Но зато на стадион Проходил бесплатно он: Пропускали дядю Степу – Думали, что чемпион.
От ворот и до ворот Знал в районе весь народ, Где работает Степанов, Где прописан, как живет,
Потому что всех быстрее, Без особенных трудов Он снимал ребятам змея С телеграфных проводов.
И того, кто ростом мал, На параде поднимал, Потому что все должны Видеть армию страны.
Все любили дядю Степу, Уважали дядю Степу: Был он самым лучшим другом Всех ребят со всех дворов.
Он домой спешит с Арбата. – Как живешь? – кричат ребята. Он чихнет – ребята хором: – Дядя Степа, будь здоров!
Дядя Степа утром рано Быстро вскакивал с дивана, Окна настежь открывал, Душ холодный принимал. Чистить зубы дядя Степа Никогда не забывал.
Человек сидит в седле, Ноги тащит по земле – Это едет дядя Степа По бульвару на осле. – Вам, – кричат Степану люди, – Нужно ехать на верблюде!
На верблюде он поехал – Люди давятся со смеха: – Эй, товарищ, вы откуда? Вы раздавите верблюда! Вам, при вашей вышине, Надо ехать на слоне!
Дяде Степе две минуты Остается до прыжка. Он стоит под парашютом И волнуется слегка.
А внизу народ хохочет: Вышка с вышки прыгать хочет!
В тир, под низенький навес, Дядя Степа еле влез. – Разрешите обратиться, Я за выстрелы плачу. В этот шар и в эту птицу Я прицелиться хочу!
Оглядев с тревогой тир, Говорит в ответ кассир: – Вам придется на колени, Дорогой товарищ, встать – Вы же можете мишени Без ружья рукой достать!
До утра в аллеях парка Будет весело и ярко, Будет музыка греметь, Будет публика шуметь.
Дядя Степа просит кассу: – Я пришел на карнавал. Дайте мне такую маску, Чтоб никто не узнавал!
– Вас узнать довольно просто, – Раздается дружный смех, – Мы узнаем вас по росту: Вы, товарищ, выше всех!
Что случилось? Что за крик? – Это тонет ученик! Он упал с обрыва в реку – Помогите человеку!
На глазах всего народа Дядя Степа лезет в воду.
– Это необыкновенно! – Все кричат ему с моста. – Вам, товарищ, по колено Все глубокие места!
Жив, здоров и невредим Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз Утопающего спас.
За поступок благородный Все его благодарят. – Попросите что угодно, – Дяде Степе говорят. – Мне не надо ничего. Я задаром спас его!
Что за дым над головой? Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом, Сто зевак стоит кругом. Ставит лестницы команда, От огня спасая дом.
Весь чердак уже в огне, Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят Дяде Степе говорят: – Неужели вместе с домом Наши голуби сгорят?
Дядя Степа с тротуара Достает до чердака. Сквозь огонь и дым пожара Тянется его рука.
Он окошко открывает. Из окошка вылетают Восемнадцать голубей, А за ними воробей.
Все Степану благодарны: Спас он птиц, и потому Стать немедленно пожарным Все советуют ему.
Но пожарникам в ответ Говорит Степанов: – Нет! Я на флот служить пойду, Если ростом подойду.
В коридоре смех и шепот, В коридоре гул речей. В кабинете дядя Степа На осмотре у врачей.
Он стоит. Его нагнуться Просит вежливо сестра. – Мы не можем дотянуться! – Объясняют доктора. –
Все, от зрения до слуха Мы исследуем у вас: Хорошо ли слышит ухо, Далеко ли видит глаз.
Дядю Степу осмотрели, Проводили на весы И сказали: – В этом теле Сердце бьется как часы! Рост велик, но ничего – Примем в армию его!
Но вы в танкисты не годитесь: В танке вы не поместитесь! И в пехоту не годны: Из окопа вы видны!
С вашим ростом в самолете Неудобно быть в полете: Ноги будут уставать – Вам их некуда девать!
Для таких, как вы, людей Не бывает лошадей, А на флоте вы нужны – Послужите для страны!
– Я готов служить народу, – Раздается Стёпин бас, – Я пойду в огонь и в воду! Посылайте хоть сейчас!
Лесная ягода, Овощи, Репка, Фрукты
Лесная ягода(пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём,
Всю тебя мы соберём.
ОвощиСамомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.(дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Овощи
На базар ходили мы,(соединение мизинцев)
Много груш там и хурмы,(соединение безымянных)
Есть лимоны, апельсины,(соединение средних)
Дыни, сливы, мандарины.(соединение указательных)
Но купили мы арбуз –(соединение больших)
Это самый вкусный груз!
Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,(разгибают средние)
Подбежала Жучка,(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!(поднимают руки вместе)
ФруктыСоединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга
На базар ходили мы,(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
РИСУНОК
Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад, В саду пятнадцать точек, Как будто яблоки висят И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка, Оранжевой – дорогу, Потом над ними облака Подрисовал немного.
И эти тучи я потом Проткнул стрелой. Так надо, Чтоб на рисунке вышел гром И молния над садом.
Я черным точки зачеркнул, И означало это, Как будто ветер вдруг подул – И яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил – Он сразу в сад ворвался, Но не хватило мне чернил, А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол, Залез как можно выше И там рисунок приколол, Хотя он плохо вышел.
СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, — воскликнул «Апельсин», —
Никакой не «Опельсын»!» —
«Я, — расплакалось «Колечко», —
Никакая не «Калечка»!»
«Я, — разгневалась «Сосна», —
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
«Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас —
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
Планета Детства — Стихи Михалкова для детей
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так: — А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
— А у нас сегодня гость.
А у вас? — А у нас сегодня кошкаРодила вчера котят.
Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят.
— А у нас на кухне газ.
А у вас?
— А у нас водопровод. Вот.
— А из нашего окнаПлощадь Красная видна.
А из вашего окошка Только улица немножко.
— Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий, Презеленый красный шар.
— А у нас огонь погас —
Это раз.
Грузовик привез дрова —
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот, —
С лесенки ответил Вова: — Мама — летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры.
А у Левы мама — повар.
Мама — летчик?
Что ж такого!
— Всех важней, — сказала Ната, —
Мама вагоновожатый, Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет? Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты —
Это очень хорошо.
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо. Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
В это утро
Очень рано Соскочил щенок с дивана, Стал по комнатам ходить, Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С медом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На веревке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождем?
Я не знала, что мне делать. Мать сказала:
— Подождем.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Все сидела и ждала.
Вдруг Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь, Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.
Весь укутанный, В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Ход занятия:
«Хозяюшка» приглашает детей и их мам к себе в гости. Дети и мамы проходят в группу и встают в круг.
— Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются).
— Скажите, ребята, а вы знаете загадки об овощах? (ДА). Тогда давайте поиграем в игру «Отгадай загадку». (Дети загадывают загадки об овощах, можно попросить участвовать гостей). Хорошо. Я рада, что вы знаете столько загадок об овощах.
— У меня в корзине для вас приготовлен сюрприз, посмотрите, что это? (Дети рассказывают, что это маски овощей)
— Я предлагаю вам поиграть в игру- инсценировку «Хозяйка однажды с базара пришла…» (Проводится игра- инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»)
-Молодцы. Вот такой вкусный овощной суп получился у хозяйки. В корзине у меня есть еще кое- что. А вот что там лежит, вы должны сами узнать. (Хозяюшка ставит корзину на стол, корзина накрыта салфеткой.
— Кто хочет нам рассказать, что же лежит у меня в корзине. Вы должны на ощупь определить, что там, но не называть это, а описать, а мы попробуем отгадать. Договорились? (Хозяюшка по желанию вызывает детей, в корзине лежат свекла, морковь, лук, картофель, капуста).
— Вот какие овощи лежали в моей корзине.
— А вы знаете, ребята чем полезны эти овощи для нашего здоровья и почему мы должны каждый день их употреблять в пищу? Давайте поговорим обо всех овощах по порядку. (Дети рассказывают о пользе каждого овоща).
— Много интересного вы рассказали о пользе овощей.
— А вы знаете, что можно приготовить из этих овощей? (Дети перечисляют блюда). Молодцы! А что можно приготовить из овощей, которые мы достали из корзинки?
— Правильно, винегрет. Ваши мамы тоже для вас приготовили сюрприз. (Одна из мам выносит поднос с вареными овощами).
— Мы с мамами посоветовались и решили предложить приготовить винегрет вместе с вами, ребята. Вот мы принесли с собой вареные овощи и приготовили все для винегрета.
-Ребята, а вы знаете как готовится винегрет? (дети рассказывают последовательность приготовления винегрета). Мы говорили с вами о пользе капусты, а в винегрет какую капусту кладут?
— Правильно, квашеную. А что еще кроме овощей нужно для приготовления винегрета?
— Правильно, подсолнечное масло.
— Давайте мы с вами разделимся на небольшие группы, а мамы нам помогут. Давайте помоем руки (дети идут мыть руки, а теперь надеваем фартуки и приступаем к работе. Не забудьте правила пользования овощерезками. (После нарезки все овощи складывают в общую салатницу и заправляют маслом.)
— Ребята, мы предлагаем украсить наш винегрет. Посмотрите, какие интересные украшения приготовили мамы. (Мамы рассказывают из чего и как они сделали эти украшения). Дети и мамы украшают винегрет.
-Вот и готов наш винегрет. Посмотрите какой он красивый.
-Ребята, скажите пожалуйста, что интересного вы узнали на занятии? О чем вы расскажете дома своим родителям?
— Я очень довольна вами, мы много интересного с вами узнали об овощах, об их пользе для нашего здоровья и научились готовить винегрет, а мамы помогли нам его украсить. А теперь давайте пробовать наш винегрет и гостей приглашаем к нашему столу.
Однажды с базара хозяйка пришла
Пальчиковые игры являются разновидностью упражнений для развития мелкой моторики. Такие занятия необходимы для становления речи, развития памяти. Также гимнастика для пальцев помогает выработать чёткую координацию движений. Занятия по развитию мелкой моторики могут проводиться в детских садах, а также дома родителями малыша.
Особенности занятий
Большой интерес у детей вызывают упражнения, сопровождающиеся весёлыми стихами на тему овощей, которые помогут не только разработать моторику, но и выучить названия продуктов, представить процесс приготовления различных блюд и таким образом расширить кругозор крохи. Большой популярностью пользуется стихотворение «Однажды с базара хозяйка пришла» — пальчиковая гимнастика, которая популярна на протяжении многих лет.
Комплекс упражнений выполняется педагогом или родителем вместе с ребёнком. Читать стихи следует с выражением, чётко проговаривая каждое слово. Движения показывать медленно, чтобы малышу всё было понятно. Если какое-то упражнение у крохи выполнить не получается, сделайте его вместе, сожмите и разожмите пальчики ребёнка своей рукой, придайте им требуемое положение.
Для удачного проведения пальчиковой гимнастики очень важен позитивный настрой. Поддержите ребёнка, если у него что-то не выходит. На упражнения, как правило, отводят около пяти минут, большее количество времени утомит малыша, и он может потерять интерес к игре.
Занимательное упражнение об овощах
1. Однажды с базара хозяйка пришла, (на этих словах «шагаем » пальчиками по столу)
В плетёной корзине она принесла:
Морковку,
Капустку,
Свёклу,
Картофель,
Горох (при упоминании каждого из овощей поочерёдно загибаем пальцы)
Ох! (ребята хлопают)
2. Начали овощи спорить тотчас: (сжимаем кулачки, а затем разжимаем)
Кто всех вкусней и нужнее из нас:
Морковка,
Капустка,
Свёкла,
Картофель,
Горох (при перечислении загибаем пальчики)
Ох! (хлопок)
3. Тем временем ножик хозяйка взяла (по одной ладони трём ребром второй руки, эмитируя процесс нарезки)
Острым ножом стала резать она:
Морковку,
Капустку,
Свёклу,
Картофель,
Горох (вновь загибаем пальцы — на каждый овощ по пальчику)
Ох! (дети хлопают)
4. Закрытые крышкой в чугунном котле (изображаем котёл: расправленная ладонь одной руки накрывает сжатую в кулак вторую руку)
Варились — варились в кипящей воде:
Морковка,
Капустка,
Свёкла,
Картофель,
Горох (считаем на пальчиках)
Ох!
Борщик у нас получился неплох! (ребята гладят ладонью свои животики)
Упражнение «Капуста»
Мы капустку рубим, (изображаем процесс рубки — стучим рёберной стороной ладоней)
А морковку трём, (на этой фразе потираем ладони)
Мы капустку солим, (потираем указательный и средний пальчики о большой)
Мы капустку жмём. (производим «захват» пальчиками обеих рук)
Быстро в кадочку набили (стучим ладонями по столу)
Крышкой плотненько закрыли (с силой прижимаем ладони к столу).
Пугало (И. Мордовина)
Кто у нас на огороде
Распугал больших ворон?
Они каркают на входе
И со всех других сторон.
Кто гремит на всю округу,
Если ветерок летит,
И болтается по кругу,
Золотой тесьмой блестит?
Это пугало смешное
Распугало всех ворон.
Это от консервных банок
Раздаётся перезвон.
Из-под шляпы – пук соломы.
Вместо рук – корявый шест.
А на нём пиджак огромный
С сотней рваных, рваных мест.
Удивляются вороны:
– Это что за ерунда?
Жили мы всегда спокойно,
А теперь пришла беда…
Как нам жить без вкусных ягод?
Пропадёт без нас горох!
А на бабушкиных грядках
Средь жучков переполох:
– С кем войну вести? Не знаем.
Жизнь без дела – скукота!
От обжорства погибаем!
Ну а в целом красота…
ГДЕ ОЧКИ?
— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,
Обыскала кладовую —
Все напрасно! Все впустую!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.Перевод с польского Сергея Михалкова