Грудничковое плавание

Оглавление

Время

– Как часто и как много нужно плавать малышам?

– Единой рекомендации нет. Новичкам и здоровым деткам, чтобы не было чрезмерной нагрузки на организм, я рекомендую начинать с 2 раз в неделю по 30 минут. Если есть какие-то нарушения, например слабые мышцы спины и ребенку необходимы занятия, то это могут быть посещения через день – 3-4 раза в неделю.

По длительности – занятие длится полчаса, потому что первые 10 минут ребенок привыкает, потом 15 минут с ним можно делать упражнения, играть и уже завершать занятие. Это время для него оптимально. Если брать 45 минут, то ребенку до 6 лет этого времени много. Его тяжело занять, он быстро переутомляется.

Те, кто плавает с 3 месяцев и занимается по 30 минут 2 раза в неделю, подрастая до года в перерывах уже скучает, с нетерпением ждет следующего похода в бассейн. 

Продолжение следует. А записаться на занятия лучше уже сейчас!

Показания для грудничкового плавания

Занятия этим видом спорта показаны практически всем малышам (за исключением небольшой группы пациентов), но некоторым из них они крайне необходимы.

Эти процедуры показаны детям:

  • с гипертонусом (повышенным тонусом мышц). В тёплой воде и комфортной для него среде кроха расслабляется и успокаивается;
  • с гипотонусом (пониженным мышечным тонусом). При этом состоянии малыш чаще всего вялый, малоподвижный. Плавание способствует укреплению мышечной системы и приведению её в тонус;
  • с малой массой тела, то есть рождённым весом менее 2500 граммов. Данные процедуры таким малышам повышают аппетит, улучшают двигательную активность, сон, адаптационные возможности крохи, а также нормализуют работу нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной систем. Такие изменения чаще бывают при задержке внутриутробного развития и недоношенности;
  • с асимметрией мышечного тонуса. Постоянные смены поз, а именно сгибательные и разгибательные движения в конечностях, способствуют расслаблению и напряжению мышечной системы крохи и формируют нужные двигательные ощущения в них;
  • рождённым путём кесарева сечения («кесарятам»). Вода способствует запуску тех механизмов, которые не были запущены в момент рождения и улучшает его адаптацию к окружающей среде;
  • с дисплазией тазобедренных суставов (то есть с врождённой их неполноценностью). Этот вид процедур профилактически действует на суставно-связочный аппарат, а также способствует укреплению суставов, самостоятельному движению в них;

Данная патология встречается у 2 – 4 % всех новорождённых

Важно отметить, что чаще всего этот метод не является основным или заменяющим лечение. Он является дополняющим.

  • с вальгусом, варусом, плоскостопием. Эффект при данных патологиях возникает за счёт укрепления связочного аппарата, мышечной системы;
  • с кривошеей. Чаще всего она установочная, то есть возникает ещё внутриутробно или во время родовой деятельности, но может быть и истинной — возникающей при недоразвитии грудинно-ключично-сосцевидной мышцы или в результате родовой травмы в шейном отделе позвоночного столба. При первом случае таким образом можно расслабить шейные мышцы, а при втором – эта процедура является дополняющей к основному лечению;
  • с детским церебральным параличом (ДЦП). Эта процедура является наиболее для них оптимальной, так как в ней задействованы и руки, и ноги. В результате чего достигается реакция с этих конечностей, движения становятся более скоординированными, ритмичными и согласованными. А также она устраняет болезненные ощущения, улучшает психическое, физического, эмоциональное и неврологическое состояния крохи;

Грудничковое плавание для детей с этой патологией является обязательной и неотъемлемой частью лечения. Данная процедура оказывает благоприятное влияние на сердечно-сосудистую систему, замедляет атрофию мышц, снижает мышечный тонус, закаляет ребёнка, стимулирует сенсорное развитие малыша.

с проблемами со стулом. Этот вид спорта способствует усилению перистальтики кишечника, во время плавания крохи происходит массаж животика, улучшение кровоснабжения и работы внутренних органов.

Плюсы этой активности для грудничка

Задумавшись о занятиях плаванием с младенцем, родители должны чётко понимать: их цель — не воспитание олимпийского резерва, а укрепление здоровья карапуза. Плавание позволяет добиться в этом очень высоких результатов, а именно:

  • приучает ребёнка к перепадам температуры воды, что способствует укреплению иммунитета, а значит, и сокращает риск подхватить простуду;
  • помогает оформиться мышечному корсету и определяет правильность осанки в будущем;
  • значительно быстрее (в сравнении с массажем и поглаживаниями) совершенствует двигательную систему, то есть укрепляет/расслабляет мышцы рук, ног, спинки, шеи, а это, в свою очередь, позволит малышу быстрее сесть, начать ползать и ходить;
  • для поглощения большего объёма кислорода организм выделяет эритроциты, которые повышают гемоглобин в крови;
  • нормализует артериальное давление;
  • прочищаются гайморовы пазухи, вымываются вредные бактерии и аллергены, что уменьшает риск появления насморка;
  • успокаивающе действует на малыша, он быстрее и крепче засыпает, не создавая дополнительные беспокойства мамочке, связанные с частыми пробуждениями ночью;
  • находясь в воде, ребёнок учится выражать себя жестами, движениями, то есть мама начинает лучше понимать своего кроху;
  • учит малыша без боязни относиться к водоёмам.

Противопоказания к раннему плаванию

Если вы задумались о занятиях в воде с малышом, обязательно посоветуйтесь со своим лечащим врачом. Противопоказаний к раннему плаванию мало, но они есть:

— тяжелая патология сердечно-сосудистой системы;

— пренатальное поражение мозга и нарастание внутричерепного давления (хотя ряд специально обученных инструкторов успешно работает с детьми с подобными нарушениями);

— кожные заболевания;

— ОРЗ, инфекционные заболевания и болезни желудочно-кишечного тракта;

— плохое самочувствие ребенка.

Если вполне здоровый малыш негативно настроен и плачет в воде — это тоже противопоказание. Не заставляйте его заниматься и не ждите, что малыш “привыкнет”. Лучше взять паузу, чтобы спустя пару недель повторить попытку.

Разминка

Перед тем, как начать занятие в воде, рекомендуется выполнить небольшой комплекс разогревающих упражнений, который состоит из очень короткого поглаживающего массажа и элементов из взрослого плавания.

Положите ребенка перед собой, погладьте ему сначала животик и ручки, затем, предварительно перевернув, ножки и спинку. Движения должны быть еле заметными и нежными.

Аккуратно положите малыша спинкой себе на живот, примите положение полусидя. Выполните несколько движений, похожих на те, которые вы совершаете при плавании брассом, кролем, дельфином.

Затем переложите ребенка животиком себе на колени и примите положение сидя. Также сделайте несколько упражнений. Обязательно задействуйте и руки и ноги ребенка.

Четко проговаривайте команды, сообщайте малышу, какой элемент вы сейчас выполняете.

Например, разминка на спине:

  • “делаем ножницы” (скрещивания руками и ногами);
  • “правая/левая рука – плывем кролем”, “плывем кролем – руки кроль” (круговые вращения руками вперед);
  • “плывем брассом – ноги брасс” (разведение и сведение ног лягушкой);
  • “плывем на спине, руки – кроль” (круговые вращения руками назад);
  • “руки – дельфин” (круговые вращения руками вперед) и т.д.

На животе:

  • “плывем кролем – ноги кроль”;
  • “тянемся стрелочкой” (вытяните малыша в длину за ручки и ножки);
  • те же, что на спине и т.д.

 Вся разминка занимает не более 5-8 минут.

Занимаемся дома

Малыши очень чутко реагируют на настроение взрослых, так что приступайте к занятиям в хорошем расположении духа. И ещё: вам должно быть удобно.

Подготовка

Не надейтесь, что долго простоите, склонившись над ванной, — поставьте стул. Приготовьте чистую пелёнку или мягкое полотенце, чтобы вытереть маленького пловца после занятия.

Чтобы молодые родители не нервничали, в качестве средства безопасности можно использовать надувной спасательный круг или специальную шапочку с прокладкой из пенопласта. Все действия с малышом в воде нужно сопровождать спокойным и уверенным голосом.

Общение с водой нужно начинать с погружения ручки, а затем ступни карапуза. И не забывайте все действия сопровождать своими комментариями.

Поддержка малыша может осуществляться в двух вариантах: под затылок (малыш лежит на спинке, а взрослый подхватывает его головку под затылок) и под подбородок (кроха лежит на воде на животике, подбородок на ладони взрослого).


Поддерживать на животе можно и под подбородок, и за затылок

Упражнения

На самом деле, плавание в домашних условиях может быть столь же захватывающим, как и в бассейне. Нужно только подобрать подходящие упражнения

Важно, чтобы они были одобрены педиатром


Все упражнения для плавания должны быть одобрены педиатром, а в идеале ещё и хирургом и неврологом

«Повороты и толчки»

Инструкция:

  1. Ножки карапуза приближаем к стенкам ванны.
  2. После того как малыш почувствует опору под ножками, он оттолкнётся, а затем и перевернётся со спины на живот.

Помощь родителя в этом упражнении сводится к минимуму: поддержать кроху в процессе толчка и переворота.

«Плескания»

Упражнение выполняется лёжа на воде на животике. Поддерживая малыша за подбородок нужно показать ему, какие забавные круги на воде образуются от плесканий.

«Догоняем кораблики»


Дети очень любят догонять игрушки в воде Инструкция:

  1. Кладём малыша на живот, поддерживаем за подбородок.
  2. Перед карапузом выставляем игрушку.
  3. Пробуем до неё достать, приговаривая: «Смотри, наш кораблик уплывает, давай догонять!» Со временем можно прибавлять скорость и увеличивать дистанцию до цели.

«Восьмёрочка»

Это упражнение можно начинать тогда, когда малыш освоит движение по прямой линии.

Инструкция:

  1. Выкладываем ребёнка на спинку или животик, поддерживая соответствующим образом.
  2. Подобрав подходящую скорость, имитируем рисунок цифры 8.

«Катаемся на качелях»

Инструкция:

  1. Выкладываем ребёнка на живот, поддерживаем за подбородок.
  2. Следим, чтобы головка оставалась над водой, и имитируем плавание вперёд-назад, вверх-вниз. Для этого погружаем и поднимаем малыша плавными движениями.

«Ныряем!»

Упражнения вызывает страх у некоторых родителей, но дети, как правило, его не боятся, более того, некоторые даже ждут с нетерпением.

Инструкция:

  1. Начинаем с теоретического этапа. В течение 10 дней регулярно произносим слово «Ныряем!» и дуем в личико малышу. Кроха инстинктивно закроет глазки и задержит дыхание.
  2. Добавляем немного воды: после произнесения фразы брызгаем карапузу в лицо водичкой.
  3. Произносим ключевую фразу и на 1–2 секунды опускаем малыша под воду с головой. Постепенно увеличиваем время пребывания под водой до 5–6 секунд.

Польза и противопоказания

Не просто так рекомендуется учить детей плавать уже с трехнедельного возраста. В утробе матери водная среда, с которой ребенок был близок целых девять месяцев, потому он умеет обращаться с водой, специалисты утверждают что даже дыхание младенцы умеют задерживать.

Но уже после трех месяцев после рождения ребенок, постоянно находящийся в сухой среде, приспосабливается к другим условиям и забывает о водных. Отсюда и полное неумение плавать, а иногда даже страх перед водой, которая по логике должна быть местом спокойствия и умиротворения.

Но какая же польза от грудничкового плавания и есть ли противопоказания?

  • Во время водных процедур ребенок закаляется, привыкает к переменам температур как в воде, так и на суше, отсюда большая сопротивляемость болезням, простудам и инфекциям.
  • Тренировки, и тем более ныряние способствуют развитию дыхательной системы и легких.
  • В ванной грудничок все время машет ручками и ножками, учась плавать – это развивает координацию, способствует разгону крови, улучшает артериальное давление и работу сердца.
  • Вода удивительно действует на осанку малыша. Замечено, что дети, занимающиеся в бассейнах, даже если им более 7 лет меньше страдают от проблем с позвоночником, чем другие. Если же водные процедуры сопутствуют ребенка с рождения, отличная осанка ему обеспечена. Кроме того, во время тренировки развивается мышечная масса.
  • Неплохим оздоравливающим эффектом можно назвать естественное промывание носа малыша водой во время процедур. Из него вымываются все бактерии, которые могут навредить здоровью крохи.
  • Замечено также что дети, которые с рождения учатся плавать, намного быстрее осваивают ползание и ходьбу, а также другие навыки вроде чтения, писания, различных игр.
  • Ну и невозможно не считать неоспоримым плюсом прекрасное времяпрепровождение с мамой или папой, общение с ними, игры в воде. Ребенок не только учится, но и успокаивается, а после намного лучше спит, и реже просыпается ночью.

Что до противопоказаний, то они, разумеется, тоже имеются. В первую очередь – это различные болезни, о которых родителей может проконсультировать и предупредить педиатр. В некоторых случаях ребенку вредно находиться в воде и уж тем более нагружать себя физическими упражнениями, но если болезней нет, то и запретов тоже.

Также к противопоказаниям можно отнести чувствительность ребенка. Некоторые детки толи от капризов, толи от личной неприязни не хотят плавать и принимать ванны, они все время кричат и отказываются что-либо делать. В таком случае лучше не заставлять кроху. С водой он может познакомиться и позже, когда повзрослеет.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:

  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.

Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос

В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Возраст ребенка Примерный объем плавания температура воды
5 дней — 2 недели 10-15 мин. 36,5°С
1 месяц 14-17 мин. 36,0°С
2 месяца 19-22 мин. 35,5°С
3 месяца 24-27 мин. 35,0°С
4 месяца 29-32 мин. 34,5°С
5 месяцев 34-37 мин. 34,0°С
6 месяцев 39-42 мин. 33,5°С
7 месяцев 44-47 мин. 33,0°С
8 месяцев 49-52 мин, 32,5°С
9 месяцев 54-57 мин. 32,0°С
10 месяцев 59-62 мин. 31,5°С
11 месяцев 64-67 мин. 31,0°С
12 месяцев 69-72 мин. 30,5°С

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Плаваем дома

Все занятия ранним плаванием начинаются дома в ванной. Специалисты считают, что лучше приступать к плаванию и нырянию с 2-3-недельного возраста, пока рефлекс задержки дыхания еще свеж. К этому времени родители уже немного освоились с новой ролью, научились держать малыша во время купаний. И даже, скорее всего, прониклись мыслью, что вода — вполне родная и привычная среда для крохи.

Попадая в теплую воду, малыши часто расслабляются и начинают улыбаться. Ведь для них водные объятия — как возвращение к “той” жизни до рождения, восстановление былой гармонии. Некоторых деток во время купаний пугает свободный объем со всех сторон, потому что в мамином животике в последние 2-3 месяца они чувствовали всем телом упругие стенки матки. Таких малышей поначалу купают в пеленке, но и они постепенно привыкают к “большой воде”.

Для начала занятий лучше всего найти инструктора, который сможет прийти к вам домой и показать захваты и движения для плавания, научит держать и двигать ребенка в воде. Это может быть специалист из детской клиники или семейного центра. Чтобы почувствовать смелость, потренируйте те же самые захваты и движения на кукле, тогда вы лучше будете держать в воде своего малыша.

Если ваши упражнения с крохой продвигаются успешно, то в следующий визит инструктор покажет, как можно нырять с ребенком. Готовить малыша к нырянию можно и во время обычных купаний. Цель — научить его задерживать дыхание на команду: “Ныряй!” Для этого мы водим ребенка, поддерживая одной рукой, по ванне “восьмерками”, затем громко и четко командуем: “Саша, ныряй!” — и полной горстью другой руки поливаем водичку на лоб ребенка. Малыш задерживает дыхание на 2-3 секунды, пока вода стекает по лицу. Постепенно мы переходим к коротким погружениям под воду.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Обучение в домашних условиях

С чего же начинается раннее плавание? Когда ванна полностью готова к процедуре, начните знакомство крохи с водой. Не нужно делать резких движений. Знакомить новорожденного с водной средой нужно максимально постепенно. Вначале намочите ручки малыша, затем стопы и только после этого погрузите ножки в воду.

Следующим движением будет погружение всего тельца грудничка. Погружать кроху нужно не в горизонтальном, а в вертикальном положении. С малышом нужно все время разговаривать и понемногу поливать тельце водой

Обратите внимание, в 3 месяца у ребенка врожденные рефлексы начнут понемногу угасать. Поэтому, если родители решили научить ребенка раннему плаванию, сделать это нужно пораньше

Родителям младенца настоятельно рекомендуется хорошо изучить два вида поддержки крошки в воде: под затылок и под подбородок. В первом случае такая поддержка используется, когда младенец плавает на спине. Вторая поддержка выполняется, когда кроха расположен на животике.

Можно освоить одну из поддержек, но лучше, если вы освоите сразу две. Чередование этих поддержек будет очень полезным. Движения карапуза при плавании будут более уверенными и раскованными, если использовать специальный круг. При регулярных занятиях вы сможете приучить младенца уверенно купаться и плавать самостоятельно.

Польза плавания для новорожденных

Раннее плавание – не просто ежедневная гигиеническая процедура, а средство развития малыша, способствующее овладению определенными навыками и формирующее чувство уверенности.

Водная среда для грудничка – знакомая стихия. Находясь в мамином животе в жидкой среде, малыш приобрел плавательный рефлекс, который сохраняется до трехмесячного возраста. Потому купание является приятным и полезным занятием для ребенка.

Исследования показали, что польза грудничкового плавания состоит в следующем:

  1. Хорошее физическое развитие: «плавающие» дети реже подвергаются простуде, раньше овладевают ползанием и самостоятельным хождением. Водные процедуры укрепляют иммунную систему, избавляют от повышенного/пониженного мышечного тонуса, являются профилактикой рахита;
  2. Совершенствование системы терморегуляции. Регулярные плавательные занятия вырабатывают способность поддерживать постоянную температуру тела, повышают восприимчивость к изменениям внешних условий, снижая риск болезней;
  3. Повышение гемоглобина крови за счет стимулирования выброса эритроцитов, спровоцированного затруднением дыхания и нехваткой кислорода во время плавания;
  4. Укрепление легких, сердца и сосудов, стимулирующее кровоток и нормализующее артериальное давление;
  5. Формирование правильной красивой осанки. Разгрузка позвоночника и суставов и эффективная работа всех мышечных групп в воде развивают крепкий мышечный корсет для позвоночника;
  6. Прочищение гайморовых пазух является хорошей профилактикой насморка, промывая носик и убивая вредные бактерии;
  7. Укрепление незрелой нервной системы. Водные процедуры успокаивают, улучшают сон, повышают выносливость, улучают аппетит;
  8. Тренировка правильного дыхания, способствующая развитию бронхолегочной системы и умению задерживать дыхание;
  9. Улучшение кровообращения сосудов головного мозга вследствие воздействия на кожу и мелкие кровеносные сосуды содействует раннему умственному развитию малыша;
  10. Мягкий массаж кожи;
  11. Социализация ребенка: исчезает боязнь воды, в том числе открытых водоемов, что повышает его безопасность;
  12. Совместное общение усиливает эмоциональную привязанность, устанавливает теплые доверительные отношения;
  13. Главное, что в процессе активного купания младенец радуется, улыбается, общается с родителями, издавая всевозможные звуки, а затем крепко и долго спит.

Ныряние

Для многих родителей является самыми сложными упражнением. Но если осваивать его не торопясь, постепенно подготавливая малыша к настоящему погружению, то никакого стресса не для вас, не для него не будет.

Первым подготовительным этапом будет – подув на лицо. Во время команды – “Ваня, ныряем!”, слегка подуйте на лицо малыша. Он зажмурится, и инстинктивно задержит дыхание. Далее, необходимо перейти к элементу – полив воды на лоб.

Во время команды – “Ваня, ныряем!”, полейте водой на лоб малыша, предварительно зачерпнув ее полной ладонью. Вода, стекающая со лба, также заставит ребенка закрыть глаза и задержать дыхание.

Только после освоения этих двух элементов, можно переходить к настоящему нырянию.

Во время выполнения упражнений “проплывов” или “восьмерок”, скомандуйте, “Ваня, ныряем!”. Погрузите малыша с головой под воду. Направляйте его вниз, слегка надавливая свободной рукой на затылок. Не отпускайте ребенка во время ныряния.

Первое погружение не должно быть более 2-3 секунд. В дальнейшем их продолжительность может достигать 5-6 секунд. Таким образом, ребенок сможет проплывать под водой по всей длине ванны.

Доделав проплыв или восьмерку, сделайте упражнение для отдыха.

Выполнять ныряния лучше во время плавания на груди, когда вы держите ребенка при помощи одноручной поддержки “ковшик” или “полумесяц”, фиксируя его второй рукой за затылок.

Не забудьте обязательно похвалить маленького ныряльщика, скажите ему, что у него все отлично получается и явно есть огромный талант к подводному плаванию.

Всего за одно занятие можно совершить от одного до пяти-шести погружений.

  • Приступая к занятиям, помните, что начинать и заканчивать следует теми упражнениями, которые больше всего нравятся ребенку.
  • Во время тренировки чередуйте любимые и нелюбимые позы. Если какое-то упражнение категорически не нравится ребенку, отложите его до следующего раза или вовсе откажитесь от него.
  • Никогда не сравнивайте своего малыша с другим ребенком, имеющим более выдающиеся результаты. Время соревнований еще не пришло. Сейчас главная ваша цель – оздоровление и укрепление его организма.

Восемь упражнений для плавания с грудничком

Оптимальным временем для купания считается 40-60 минут после кормления. Грудное молоко уже усвоилось, но при этом малыш еще не голоден. Малыш не должен быть уставшим, так как он будет плакать и капризничать во время грудничкового плавания. Но если ребенок спокоен и охотно выполняет упражнения, можно проводить занятия и перед сном.

Поддержка под затылок

Ребенок лежит на спине, а мама держит головку под затылок. Иногда самых маленьких малышей приходится поддерживать другой рукой и под попой. Очень скоро при регулярном выполнении поддержки грудничок будет держаться на воде сам.

Поддержка под подбородок

В данном случае ребенок находится животиков вниз практически в вертикальном положении. Мама поддерживает голову так, чтобы подбородок лежал на ладони.

Толчки и повороты

Ножки малыша приближают к стенке ванны. Он чувствует опору, отталкивается от бортика и пытается плыть.

Плескание

Мама кладет малыша на животик так, чтобы он полностью погрузился в воду, и слегка поддерживает подбородок. Покажите малышу, как интересно плескаться. Водите руку вместе с ребенком по воде назад и вперед. Скоро кроха самостоятельно будет плескаться, передвигать ножками и ручками.

Плывем за игрушкой или догонялки

Мама кладет малыша также, как и при плескании животиком вниз, поддерживает рукой подбородок. Перед младенцем кладут игрушку для купания, которую нужно догнать. С каждым занятием постепенно увеличивайте скорость и дистанцию.

Восьмерка

Когда младенец научится передвигаться по прямой, начинают плавать, повторяя начертания цифры 8. Упражнение выполняют и на спине, и на животе. Постепенно увеличивайте скорость передвижения и размеры цифры.

Качели

Малыш лежит на животике. Мама поддерживает подбородок и затылок, чтобы голова оставалась над водой. Ребенка плавными движениями погружают и поднимают, передвигают вперед-назад.

Ныряние

Дети с рождения умеют задерживать дыхание, поэтому не стоит бояться полного погружения в воду. Начинайте ныряние после того, как малыш привык к воде и немного “поплавал”. Сначала скажите “Ныряем” и подуйте в лицо. Тогда малыш закроет глаза и задержит дыхание, а вы окунайте его с головой на пару секунд. Повторяйте занятие 10 дней. Затем снова к ключевой фразе и ветерку прибавляются брызги. Перед тем, как окунуть ребенка, произносим заветное слово, дуем и слегка брызгаем водой в лицо. Когда младенец привыкнет к процедуре, постепенно увеличьте время погружения до 6 секунд.

Если вы беспокоитесь о безопасности малыша, в первое время используйте специальные надувные круги для новорожденных или шапочку с пенопластом для поддержания головы. Тогда ребенок легко сможет находиться на воде без маминой поддержки. Но такие приспособления не позволят выполнить ныряние.

Рекомендации по проведению домашних занятий

Необходимо правильно выбрать время для занятий. Не стоит это делать, когда малыш голоден, или сразу после кормления; лучше подождать час, чтобы молоко усвоилось. Также ребенок должен быть хорошо выспавшимся и бодрым.

Маме стоит подумать и о своем удобстве. Чтобы не затекла спина и плечи, лучше сесть возле ванны, а на пол постелить резиновый коврик во избежание скольжения. Хорошо заранее приготовить чистую пеленку. Когда процедуры будут окончены, ею можно будет вытереть малыша и в ней же отнести его в комнату. Хотя отнести можно и голышом – это будет дополнительным закаливанием.

Когда ванна или мини-бассейн наполнены водой, можно начинать знакомство ребенка с водой с осторожного касания сначала одной ручкой или обеими. Затем можно намочить ступни, полностью ножки и постепенно – все тело

Погружать ребенка в воду следует в вертикальном положении. При этом с ним нужно постоянно разговаривать и улыбаться.

Маме необходимо опробовать оба вида поддержек, применяемых в грудничковом плавании: под подбородок и под затылок. Когда малыш лежит на воде животиком, мама поддерживает его голову так, чтобы подбородок лежал на ее ладони. Если ребенок лежит на спине, маме нужно поддерживать его затылок. Можно выбрать любое положение, которое больше понравится малышу, или использовать оба по очереди. Можно также попробовать плавание с плавательным кругом. После того, как домашние занятия хорошо освоены, рекомендуется переходить в большой бассейн.