Оглавление
- Чем полезно грудничковое плавание для новорожденных и младенцев?
- Грудничковое плавание в домашних условиях
- Польза грудничкового плаванья в бассейне
- Приемы и методики
- Меры предосторожности и советы родителям
- ЛАЙФХАКИ: КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЛАЧА РЕБЕНКА В БАССЕЙНЕ?
- Что нужно знать родителям
- Грудничковое плаванье в бассейне – видео
- Время
- Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
- Вред грудничкового плаванья в бассейне
- Когда начинать
- Медицинские противопоказания
- Часть II. Подготовка к плаванию
- Этап первый: плавание
- ЛФК для новорожденных и детей до года
- Преимущества лечения на дому
Чем полезно грудничковое плавание для новорожденных и младенцев?
Давление и вязкость воды в сочетании с эффектом плавучести позволяют проводить занятия с детьми практически в состоянии «невесомости». Плавание является одним из лучших аэробных упражнений, способных дать полную тренировку всему телу.
Плавание гармонично стимулирует развитие организма: помогает улучшить координацию и равновесие, способствует развитию силы мышц и укрепляет суставы, тренирует сердце и легкие, развивает мозг, укрепляет иммунитет.
Основные эффекты от занятий грудничковым плаванием:
- повышается подвижность суставов, развиваются связки;
- улучшается координация, баланс тела и осанка;
- снижается гипертонус мышц, реже возникают судороги;
- улучшается кровоснабжение организма;
- тренируется выносливость, развивается сердце и легкие;
- повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
- потенцируется психическое и интеллектуальное развитие;
- улучшается сон и аппетит;
- возникает психологический контакт с родителями.
Грудничковое плавание в домашних условиях
Занятия начинают со знакомства карапуза с водой. При этом нужно сначала подержать малыша над ее поверхностью так, чтобы кроха дотронулся до нее ладошками. После этого ноги младенца аккуратно окунают под воду, держа их в таком положении несколько минут. Затем тело крохи полностью погружают в воду, держа ребенка столбиком.
Температурные показатели воды
Во время первых занятий температура воды должна быть не более 36 градусов. Постепенно ее снижают до минимального допустимого значения в 32 градуса. В ходе тренировок тщательно следят за реакцией младенца. Ребенок должен ощущать комфорт. Если малыш чувствует себя в воде слишком расслабленно и не проявляет физической активности, вода слишком теплая.
Место занятий дома и инвентарь
Закаливание младенца проводят в обычной домашней ванне. Рядом с ней должен располагаться столик для пеленания с:
- салфетками;
- водным и комнатным термометрами;
- ватой;
- пеленками.
Возраст малыша | Продолжительность плавания | Оптимальная температура воды |
5 дней-2 недели | 10-15 минут | 36,5°С |
1 месяц | 14-16 минут | 36,0°С |
2 месяца | 19-21 минута | 35,5°С |
3 месяца | 24-27 минут | 35,0°С |
Польза грудничкового плаванья в бассейне
Ребенок длительное время находится в околоплодных водах. В течение первых 3 месяцев «самостоятельной» жизни у него сохранены рефлексы задерживания дыхания и плавания. Пользуясь этим, многие мамы хотят скорее отправиться в бассейн. В этом есть свои плюсы:
- Привычная обстановка. Малыш привык находиться в жидкости. В большинстве своем, купание нравится деткам, успокаивает их и помогает адаптироваться к новым условиям обитания.
- Детский восторг. Многие детки обожают плавать, а еще больше любят брызгаться.
- Массаж. Во время плавания вода мягко массажирует все тельце малыша, в том числе и животик, что профилактирует колики.
- Укрепление скелетной мускулатуры. Малыши, которые плавают, намного быстрее развиваются физически, чем их сверстники.
- Укрепление организма. Сильный, закаленный ребенок реже болеет ОРЗ и легче переносит вирусные заболевания.
- Интеллектуальное развитие. Груднички, которые ныряют и задерживают дыхание, развиваются быстрее одногодок. Задержка дыхания на 7-8 сек. приводит к усиленному питанию мозга, чем обуславливает быстрое развитие интеллекта.
- Укрепление сердечно-сосудистой системы. Контраст температур воздуха и воды, активные движения в воде – все это укрепляет не только скелетную, но и сердечно-сосудистую мускулатуру, развивая систему кровообращения.
- Социализация. Занимаясь в группе, малыш видит, что он такой не один, есть другие мамы, инструктор, такие же детки как он. Это первый шаг к осознанию того, что малыш живет в обществе.
Приемы и методики
Водные упражнения с пеленок — явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.
В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана, с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского, который по сегодняшнее время вызывает сомнения.
В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:
- Подготовительный. Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
-
Второй период: обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.
- Самостоятельное плавание. В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
- Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.
Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.
Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:
- Подскоки и повороты. Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
- Плескание. Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
- Плавание. Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
- Зигзаги и восьмерки. Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
- Качели. Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.
Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.
Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.
Меры предосторожности и советы родителям
Чтобы укрепить здоровье крохи при помощи водной гимнастики и не нанести ему вред, следует придерживаться мер предосторожности. Обращаться с грудничком надо очень аккуратно
Занятия не должны ему причинять боль и дискомфорт
Важно, чтобы после водных процедур у малыша улучшилось настроение и самочувствие.
Специалисты дают родителям такие советы:
- общая длительность занятия в воде с малышом до трех месяцев не должна превышать 15 минут. Далее время пребывания в ванне можно увеличить;
- заниматься с ребенком только, если у него хорошее настроение. Если кроха капризничает, плачет, то аквааэробику стоит перенести;
- нельзя заставлять кроху выполнять упражнения. В противном случае у него сформируется негативное отношение к гимнастике;
- не проводить занятия во время общего недомогания, болезненного состояния ребенка;
- начинать выполнять гимнастику только после заживления пупочной ранки: примерно с месячного возраста;
- отказаться от аквааэробики, если у ребенка есть кожные, инфекционно-вирусные заболевания, почечно-печеночная недостаточность, сердечно-сосудистые нарушения;
- начинать занятия не раньше, чем спустя 40 минут после кормления.
ЛАЙФХАКИ: КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЛАЧА РЕБЕНКА В БАССЕЙНЕ?
Ребенок не должен быть усталым на занятиях в бассейне: плавать лучше с утра или после дневного сна.
Ребенок не должен быть голоден: попробуйте кормить ребенка за 1 час до занятий в бассейне.
Ребенок не должен быть перевозбужден: никогда не разыгрывайте ребенка перед занятиями в бассейне.
Ребенок не должен мерзнуть: не раздевайте малыша заранее задолго перед занятием в бассейне, не давайте ребенку холодного питья и не купайтесь с малышом в холодной и прохладной воде
Не ходите в бассейн при плохом самочувствии ребенка: будь это плохое настроение или недомогание.
Сохраняйте присутствие духа и не нервничайте: маленькие прекрасно читают язык вашего тела и перенимают ваше эмоциональное состояние.
При общении с ребенком признавайте его страхи, но не пытайтесь додумывать их причину: избегайте таких фраз, как «Ты боишься, потому что вода холодная?», или «Ты плачешь, потому что ты боишься инструктора?» Дети могут признать выдуманную причину, чтобы порадовать родителей. Вместо этого объясните, что не стоит бояться уроков плавания и обратитесь к страхам ребенка: «Я знаю, что ты боишься. Я здесь, чтобы защитить и поддержать тебя, и инструктор здесь, чтобы помочь тебе повеселиться с пользой в воде». Если ребенок озвучит настоящую причину страха – обратитесь к ней и дайте подкрепляющие заверения в безопасности. Если вы не знаете что сказать, просто обнимите и поцелуйте малыша.
Полезно продемонстрировать безопасность физического контакта с новым человеком для ребенка – с инструктором. Перед занятием вам нужно физически пройти их к инструктору по плаванию и пожать друг другу руки, чтобы ребенок увидел это. Данное действие расскажет ребенку что: 1) родитель доверяет инструктору по плаванию. 2) инструктор по плаванию — это авторитет, которому верит родитель. 3) Родитель передает власть над ребенком инструктору по плаванию, и его необходимо слушаться.
Что нужно знать родителям
Выше уже отмечалось, что дети обладают особыми рефлексами, позволяющими им удержаться на воде. Родителям, решившим развивать подобные природные способности, будет полезно знать, как научить новорождённого плавать. Сделать это совсем несложно, придерживаясь простых рекомендаций.
- Возраст. Плавание новорождённых в ванне можно практиковать по достижения ими 3–4 недель. Именно к этому сроку затягивается пупочная рана, а ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде.
- Ванна. Первые уроки плавания ребёнку следует давать в той же ванночке, в которой вы купали его до этого. Смена обстановки вызовет у ребёнка чувство страха и не даст желаемого результата. А также следует с ответственностью подойти в чистоте ванночки. Перед непосредственным купанием её следует мыть хозяйственным мылом, а 1–2 раза в неделю обрабатывать содой (дезинфицирующие средства не подойдут, поскольку могут вызвать у новорождённого аллергические реакции).
Таким образом, первые уроки должны проходить в привычной обстановке – в ванночке, по мере развития у малыша определённых навыков его можно перевести в большую ванну, а затем и в бассейн.
- Вода. Изначально она должна быть не ниже 35 и не выше 37 градусов. Градус можно понижать по мере адаптации новорождённого, тем самым закаляя его. Предельно низкое значение температуры – 32 градуса.
А также во время обучения нельзя переставать следить за поведением ребёнком. Например:
- Непрекращающийся детский плач во время погружения в воду может сигнализировать о неправильной температуре воды – она либо слишком горячая, либо холодная.
- Если спустя несколько секунд малыш успокаивается и перестаёт плакать – вы подобрали воду оптимальной температуры.
- Излишняя пассивность малыша во время купания говорит о том, что вода слишком тёплая. Она оказывает на него убаюкивающее воздействие.
Многие молодые родители волнуются об остывании воды в процессе плавания. Переживать не стоит, ведь это и есть одна из целей грудничкового плавания дома – закалить ребёнка.
Грудничковое плаванье в бассейне – видео
В этом видео освещен вопрос о том, в каком возрасте можно идти в бассейн.
https://youtube.com/watch?v=Ko1qJXt5oHY
В этом ролике доктор Комаровский и тренер разбирают вопрос о грудничковом плавании, когда нужно начинать, и какие упражнения можно сделать в домашней ванне.
В этом видеоролике показан комплекс упражнений с грудным ребенком в бассейне.
Плавать или нет в грудничковом возрасте – дело каждого отдельного ребенка и родителей. Это полезное занятие как для мамы, так и для малыша. Если есть возможность учиться плавать с первых месяцев – почему бы ею не воспользоваться? Это приятно маме и ребенку, и плюсов у водных процедур гораздо больше, чем минусов!
Время
– Как часто и как много нужно плавать малышам?
– Единой рекомендации нет. Новичкам и здоровым деткам, чтобы не было чрезмерной нагрузки на организм, я рекомендую начинать с 2 раз в неделю по 30 минут. Если есть какие-то нарушения, например слабые мышцы спины и ребенку необходимы занятия, то это могут быть посещения через день – 3-4 раза в неделю.
По длительности – занятие длится полчаса, потому что первые 10 минут ребенок привыкает, потом 15 минут с ним можно делать упражнения, играть и уже завершать занятие. Это время для него оптимально. Если брать 45 минут, то ребенку до 6 лет этого времени много. Его тяжело занять, он быстро переутомляется.
Те, кто плавает с 3 месяцев и занимается по 30 минут 2 раза в неделю, подрастая до года в перерывах уже скучает, с нетерпением ждет следующего похода в бассейн.
Продолжение следует. А записаться на занятия лучше уже сейчас!
Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
Из истории возникновения плавания малышей
Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.
Значение обучения плаванию в грудном возрасте
Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания
Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте
Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:
- Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
- Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
- Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.
Вред грудничкового плаванья в бассейне
Кроме очевидных плюсов, в грудничковом плаванье в бассейне есть ряд подводных камней:
- Стресс. Это вода для малыша привычна, а бассейн, персонал, чужих людей и детей он видит впервые. Малыш может испугаться.
- Большая нагрузка на организм. Не все детки рождаются крепышами, и не всем в таком нежном возрасте показан бассейн. Можно просто переусердствовать с занятиями и нанести малышу непоправимый вред. Особенно это касается деток с врожденными патологиями сердца, дыхательной системы и суставов.
- Болезни. Не все мамы, инструкторы и проверяющие в бассейне добросовестно относятся к своим обязанностям. Проходя перед бассейном гинеколога для мамы и педиатра для малыша, справки можно просто купить.
Никто не даст вам гарантии, что в бассейне вы не «подцепите» ничего, вроде экземы или дерматита.
- Хлор. Профилактируя недобросовестность некоторых мам, воду в бассейне хлорируют. Если у малышки нежная кожа, возможны аллергические реакции.
- Проблемы с ушками. Если малыш с удовольствием плещется и ныряет, вода точно попадет в его ушки. Сама вода не опасна, опасно то, что она не успеет высохнуть до выхода из помещения бассейна. А вода в ушах + прохладный ветерок = отит. И шапка может не спасти.
- Проблемы с кишечником. Все та же заглатываемая при плавании хлорированная вода может вызывать расстройства пищеварения различного характера.
- Гельминты. Как правило, в бассейнах с этим строго – у всех деток требуют справку по анализам на гельминтов. Но в грудничковом бассейне купаются и мамы, и инструктор. Каков шанс, что все они здоровы?
Когда начинать
– В каком возрасте лучше приходить на плавание?
– Это решает не тренер. Это должны решить родители. Каждый родитель своего ребенка чувствует лучше. Если ребенок увлечен, если ему нравится вода, то начать можно и в 3 месяца, и в 2,5 месяца. Но нужно подходить к этому моменту очень осознанно – для чего именно вашему ребенку нужно плавать.
Возможно у ребенка есть какие-то патологии – это мышечный тонус, кривошея. Тогда на ранних этапах – да, действительно приходят к специалисту и говорят “у нас кривошея, нам врач посоветовал посещать детский бассейн” или “у нас есть мышечный тонус и нужно его расслабить”. Как известно, вода является универсальным средством, которое может и расслабить, и напрячь мышцы. Ни один массажист не может сделать того, что может сделать вода вместе с грамотным специалистом, который в воде проработает ту группу мышц, которую необходимо.
Если ребенок здоров, вода и ему принесет пользу. Раннее плавание способствует всестороннему физическому развитию – от двигательного до речевого аппарата. Те кто плавает, начинают раньше разговаривать, раньше вставать, своевременно переворачиваться, сидеть. Плавание – это развивающая среда, которая дает ребенку возможности для новых видов активности.
Медицинские противопоказания
Плавание — одна из самых безопасных и полезных для здоровья дисциплин, даже если ходить в бассейн просто «для себя». И все-таки этот спорт имеет ряд медицинских противопоказаний. Так, заниматься нельзя при:
- кожных заболеваниях (дерматит, экзема) и инфекциях (чесотка);
- травмах позвоночника;
- врожденном пороке сердца;
- некоторых сердечных заболеваниях;
- вирусных инфекциях;
- эпилепсии;
- судорожном синдроме;
- некоторых нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Для приема в серьезную секцию ребенок должен быть здоровым и обладать крепким иммунитетом. Перед тем как отдавать его в бассейн, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Часть II. Подготовка к плаванию
В основе плавания младенцев лежит:
- плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
- автономными поддержками, и, наконец,
- самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.
Подготовка к плаванию
Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.
Игры в воде
Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.
Постепенность дозирования
В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос
В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.
Возобновление занятий после перерыва
Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.
Форсирование доз плавания. Температур и погружений
Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.
Место занятий дома и инвентарь
Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.
Возраст ребенка | Примерный объем плавания | температура воды |
5 дней — 2 недели | 10-15 мин. | 36,5°С |
1 месяц | 14-17 мин. | 36,0°С |
2 месяца | 19-22 мин. | 35,5°С |
3 месяца | 24-27 мин. | 35,0°С |
4 месяца | 29-32 мин. | 34,5°С |
5 месяцев | 34-37 мин. | 34,0°С |
6 месяцев | 39-42 мин. | 33,5°С |
7 месяцев | 44-47 мин. | 33,0°С |
8 месяцев | 49-52 мин, | 32,5°С |
9 месяцев | 54-57 мин. | 32,0°С |
10 месяцев | 59-62 мин. | 31,5°С |
11 месяцев | 64-67 мин. | 31,0°С |
12 месяцев | 69-72 мин. | 30,5°С |
Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.
Этап первый: плавание
Основа основ грудничкового плавания — приучить ребенка к воде и движениям в ней.
До того, как переместить ребенка в воду, проводится определенная подготовка. Выполнить ее может как квалифицированный специалист, так и мама. В течение нескольких минут на пеленальном столике поглаживают и разминают тело — от пальчиков рук и ног к туловищу, от позвоночника к плечикам и круговыми движениями живот. Затем малыш накрывается полотенчиком и относится в воду.
В воду ребенок опускается вертикально, он должен произвести «ухват»:
- правая рука взрослого поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу),
- левая рука выполняет массажные движения в воде:
- размять ягодицы,
- погладить спинку,
- размять мышцы ножек и ручек.
Следующий этап пребывания ребенка в воде — «ходьба» по дну:
- малыш удерживается в вертикальном положении,
- им нужно «потанцевать», слегка подвигав в воде, чтобы рифленая поверхность резинового коврика раздразнила стопу,
- ребенка можно поманить вперед яркой игрушкой, а возможно и без того он начнет совершать «пошагивания»,
- рука взрослого, удерживающая ребенка, должна следовать в направлении шаговых движений малыша,
- длительность хождения определяется настроением маленького пловца, но обычно это 2-3 длины ванночки.
Далее наступает этап под названием «двойная ручная поддержка», когда ребенка переводят в горизонтальное положение:
- в вожже выполняется движение «восьмерка»,
- большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку,
- кистью удерживающей руки нужно слегка покачивать, чтобы стимулировать гребковые движения у малыша,
- дойдя до середины ванны, ребенка рекомендуют повернуть к взрослому,
- если малыш тревожится и плачет, вернитесь на этап «ухват».
Следующий элемент грудничкового плавания — «полив»:
- в положении «ухвата» левой рукой зачерпывают воду и вместе с командой «Ныряй!» поливают на лоб ребенка — это первый шаг к последующей практике «проныривания», с командой у малыша должно развиться восприятия воды на лице для пробуждения защитных рефлексов,
- после проделывают проводку «восьмеркой» медленно и одобрительно беседуя с малышом.
Затем малыша вынимают из воды, заворачивают в полотенце и относят в детскую комнату, где при необходимости могут выполняться гигиенические процедуры. 2-3 недель занятий с периодичность несколько раз в неделю может быть достаточно для привыкания ребенка к выполняемым упражнениям. Далее начинается второй этап грудничкового плавания.
ЛФК для новорожденных и детей до года
Отдельной сферой является гимнастика, акватерапия и занятия в воде именно для маленьких детей, в первый год их жизни.Для новорожденных двигательная активность является основным биологическим фактором, стимулирующим рост и развитие. Целенаправленная и дозированная физическая активность оказывает на организм ребенка трофическое, тренирующее, компенсаторное и нормализующее действие. В результате улучшается кровообращение и питание тканей как всего организма в целом, так и отдельных органов при целенаправленном воздействии. Занятия ЛФК с малышами позволяют выработать правильные стереотипы движений, при заболеваниях – уменьшить боли, улучшить двигательные функции, преодолеть ограничения (например, при повышенном тонусе мышц, контрактуре суставов).
Занятия ЛФК для детей в воде (в бассейне или ванне) имеет ряд существенных преимуществ перед физическими упражнениям «на суше». Вода позволяет значительно снизить воздействие силы тяжести на тело ребенка, и делает возможным выполнение движений и упражнений, которые детям затруднительно делать в обычных условиях «на суше».
Преимущества лечения на дому
Детские медицинские центры Группы Компаний «ВИРИЛИС» предоставляют возможность получения квалифицированной медицинской помощи на дому, обеспечивая высочайший уровень диагностики, лечения, сопровождения и реабилитации наших маленьких пациентов и поддержку их семей с использованием всех имеющихся ресурсов наших клиник:
- вызов на дом врачей всех специальностей;
- медицинские процедуры и забор анализов на дому;
- выезд в любой район города и области без ограничений;
- для получения медицинской помощи не требуется страховой полис, регистрация или гражданство;
- оказание помощи детям любого возраста: грудничкам до 1 года, младенцам в возрасте 1-3 года, дошкольникам 3-7 лет и детям школьного возраста 7-18 лет;
- опыт ответственного лечения детей в Санкт Петербурге 26 лет;
- 6 собственных детских медицинских центров с 650 специалистами 49 специальностей;
- возможность проведения диагностики и продолжения лечения в наших клиниках;
- координация с другими врачами: быстрое получение консультаций и помощи врачей-специалистов. Мы – команда, а не отдельные врачи из «мобильной» клиники;
- круглосуточный контактный центр;
- выдача официальных медицинских справок и документов;
- Возможность покупки пакета комплексной медицинской программы для ребенка, в том числе пакеты «Экстренная помощь» и «Комплексный осмотр на дому»;
- специальные медицинские программы для новорожденных и грудничков.
Узнайте о спецпредложении «Комплексный осмотр на дому»: удобство данной программы заключается в том, что вы можете выбрать из списка детских врачей именно тех специалистов, которые нужны вашему ребенку и индивидуальный набор медицинских услуг со скидкой 20%!