Горненский монастырь

Предыстория

Согласно свидетельству современников, монастырь Горненский появился благодаря неусыпным трудам подвижника архимандрита Антонина (Капустина).

Осенью 1869 года он принимал у себя одного из членов Госсовета Российской империи и известного в то время политика П. П. Мельникова. Во время прогулки по окрестностям Иерусалима архимандрит показал гостю участок земли, где сегодня находится Горненская обитель, и попросил помочь приобрести его православной миссии у бывшего французского драгомана Хана Карло Джельяда.

П. П. Мельников организовал комитет по сбору средств, требовавшихся отцу Антонину для обустройства обители. Щедрые пожертвования на богоугодное дело сделали крупные московские фабриканты Путилов и Поляков, братья Елисеевы, известные меценаты, а также многие простые россияне.

Но сбор средств был не единственной заботой архимандрита Антонина, так как селение Эйн-Карем приглянулось миссионеру Ратибсону, благодаря которому католики стали приобретать там участки земли, построили часовню, школу и монастырь Magnificant. Их представители также начали вести переговоры с Джельядом, но он склонялся к тому, чтобы продать свою недвижимость отцу Антонину.

В феврале1871 года, после долгих мытарств, наконец была оформлена купчая на участок драгомана с двумя домами и садом за 55 000 франков. Однако на этом история не закончилась, так как через несколько дней Джельяд умер в результате отравления. Убийство так и не было раскрыто, хотя многие посчитали его местью католических фанатиков.

ИСТОЧНИКИ

  1. https://www.pravoslavie.ru/41336.html – Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 1. Василиос Цаферис. 06.04.2007
  2. https://www.pravoslavie.ru/41337.html – Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 2. Василиос Цаферис. 06.04.2007
  3. https://tonkosti.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%B2_%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5 – Монастырь Святого Креста в Иерусалиме (Израиль) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео
  4. https://biblewalks.com/sites/CrossMonastery.html – Monasteryofthe Cross
  5. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Монастырь Святого Креста (Иерусалим). № 67, 2010. Еженедельное издание. ООО «Де Агостини», Москва
  6. https://www.balandin.net/FifthGospel/Gospelhtm -Сергей Баландин. «ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ». ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ В ИЗРАИЛЕ С КОММЕНТАРИЯМИ И РАЗМЫШЛЕНИЯМИ.
  7. https://orthpedia.de/index.php/Serapion_von_%C3%84gypten
  8. https://en.jerusalem-patriarchate.info/holy-pilgrimage-sites/the-holy-monastery-of-the-sacred-cross/
  9. https://www.pravenc.ru/text/168205.html
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_(%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC)

Монастырь попал под юрисдикцию московского патриархата, но это не исправило тяжёлого положения в нём

Затем в монастыре настала тишина. Из-за войны России и Османской империи монахиням пришлось покинуть обитель и перебраться в Александрию.

Возвратились они лишь в 1918 году. С той поры монастырь находился уже под руководством Русской Церкви Заграницей.

1918
с этого года монастырь находится под руководством Русской Церкви Заграницей

Такое положение сохранялось до 1945 года, когда монастырь посетил Алексий I. Многим из сестёр захотелось перейти под юрисдикцию московского патриархата.

Причин для этого у них хватало. Одна из них — то, что глава миссии архимандрит Антоний снял с должности настоятельницы игуменью Тавифу, которую все почитали. Также он опечатал храм Казанской Божьей Матери.

Иерусалимский патриарх Тимофей попытался исправить ситуацию:

  • назначил новую настоятельницу — Антонину Гришко;
  • позволил сёстрам молиться в греческом храме, куда для богослужений поставил русского иеромонаха.

В 1948 году появилось новое государство Израиль. Правительство решило передать все храмы и монастыри под управление московского патриархата. Многие монахини были против такого решения и переселились в другую обитель — Елеонскую.

Но перемены никак не улучшили материальное положение в храме. Оно оставалось очень плохим. В монастырь стали прибывать сёстры из СССР.

Возникли новые проблемы — бюрократического характера. Небрежное обращение с документами привело к тому, что многие из них оказалась утрачены. Возникли территориальные споры с Израилем.

Доказать свои права на какие-то земли оказалось довольно трудно. Муниципалитет забрал часть бывших владений монастыря.

19 мая 1983 года зверски убили двух монахинь, мать и дочь, Варвару и Веронику Васипенко. Убийца нанёс им множество ножевых ран. Его признали душевнобольным.

В 1983 году зверски убили 2 монахинь — мать и дочь.

До 1991 года в монастыре сохранялось тяжёлое положение. Не хватало средств, не было телефона, водопровода, гостиниц.

А самым громким положительным событием стало освящение пещерного храма в 1987 году.

Эйн-Карем

Район, где расположена Горненская обитель, находится в юго-западной части Иерусалима. В переводе на русский язык с иврита ее название переводится как «Источник винограда». Согласно библейскому преданию, именно туда, к своей родственнице святой Елизавете приехала Дева Мария, после того как узнала о том, что ей уготовано стать матерью сына Божия. Кроме того, в Эйн-Кареме родился Иоанн Предтеча, который был сыном священника Захарии. Еще будучи во чреве своей матери святой Елизаветы, он взыграл при приближении Богоматери, тем самым возвестив о том, что вскоре должен родиться Спаситель.

Престольные праздники

Особый праздник монастыря

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Священный синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов»

, совершаемый обычно 12 апреля (30 марта по ст. ст.). Это связано с тем, что монастырь находиться в нескольких десятках метров от места, где, по преданию, произошла Встреча Девы Марии с праведной Елизаветой (на том месте в настоящее время находится францисканская церковь Посещения).

С тех пор накануне праздника Целования икону Благовещения Пресвятой Богородицы перевозят из Свято-Троицкого собора в Иерусалиме в Горненский монастырь, где остается в течение трех месяцев до праздника Рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня по ст. ст.), т.к. Богородица была здесь у Елизаветы 3 месяца. Эту икону ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, ставя рядом с ней игуменский жезл. В течение этих трех месяцев сама Пресвятая Богородица является игуменей монастыря.

В общецерковном календаре Русской Православной церкви такое празднование отсутствует.

Горненский монастырь: описание

Сегодня в обители постоянно проживают 60 сестер. Главным собором монастыря является храм Всех Святых, в земле Российской просиявших. В нем хранится чудотворной Казанский образ Богоматери. Справа от входа можно увидеть святой камень, на котором, согласно древнему преданию, проповедовал сам Иоанн Креститель. Валун был доставлен в обитель из окрестностей Иерусалима из «пустыни», расположенной рядом с поселком Эвен-Сапир. Считается, что там незадолго до своей казни с призывами освободиться от грехов и готовиться к приходу Мессии обращался к израильтянам св. Иоанн Предтеча.

Кроме того, в 2012 году в обители освятили пещерный храм. Он посвящен св. Иоанну Крестителю (Предтече). Согласно древнему преданию, эта небольшая церковь расположена на месте, где незадолго до рождения Христа построили свое жилище святые праведники Захария и Елизавета. Ее каменные ниши украшены иконами, изображающие сцены из жизни Иоанна, который окрестил Спасителя в водах реки Иордан.

На территории обители расположена греко-православная церковь, которая была построена в 19-м веке. После того как скончалась монахиня, которая жила при этом храме и многие годы посвятила созданию росписи на ее стенах, он крайне редко открывает свои двери перед посетителями.

Монастырь в Эммаусе-Никополе

Рекомендовать место

5

2

Эммаус — место, пропитанное стариной. Каждый камень здесь — это часть истории. Здесь вы найдете впечатляющие руины византийской церкви IV-V веков, древние захоронения и каменоломни, мозаичные полы, купель для крещения V века. Надо отметить, что войны, землетрясения и время основательно потрудились над некогда большим и величественным храмом. О современности же вам сможет напомнить только небольшой археологический музей и магазин, который предлагает керамическую посуду.

Монастырь в Эммаусе всегда привлекал туристов своей особенной аурой. Согласно евангелию от Луки, ученики Исуса встретили его, воскресшего, именно в этом древнем городе. В византийские времена на месте древнего города Эммауса был построен большой храм. На его развалинах крестоносцы построили церковь поменьше, а в наше время появился католический монастырь, монахи которого продолжают раскопки Эммауса.

Сегодня здесь находиться католическая община «Блаженство», целью которой является единство и взаимопонимание между религиями. Иными словами, прийти и молиться в этом святом месте могут представители всех конфессий.

Русский Спасо-Вознесенский монастырь

Рекомендовать место

15

2

Спасо-Вознесенский женский монастырь расположен на вершине Елеонской горы. Он находится на участке, который в 1870 году был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным). Монастырь, занимающий пять с половиной гектаров, состоит в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В наши дни он является действующим православным монастырем, в котором более сорока насельниц со всех концов света.

На участке, который был приобретен под строительство монастыря, были произведены раскопки, в процессе которых было обнаружено немало ценных находок — мозаичные полы церквей и погребения византийского периода.

В 1873 году было начато возведение Вознесенского собора и колокольни (впоследствие она стала самым высоким церковным зданием в Иерусалиме — 64 метра). После смерти архимандрита в 1894 году здесь начала формироваться женская монашеская община, к 1914 году здесь было уже более ста насельниц. В 1924 году община получила статус монастыря.

Участок получил статус монастыря и перешёл в собственность Святейшего Всероссийского Синода

Статус обители этому участку присвоили в 1898 году, а в 1903 году в монастыре открыли две мастерских:

  • золотошвейную;
  • иконописную.

Это позволило монастырю начать обеспечивать свои нужды, поскольку до этого он находился на финансировании Православного Палестинского общества и на пожертвованиях верующих.


Церковь иконы Казанской Божьей Матери

Собственником этих участков до самой смерти оставался отец Антонин. Он завещал Палестинское имущество Святейшему Всероссийскому Синоду.

Исключение составил лишь один домик, который он передал своей питомице Софии Константиновне, с тем условием, что, в конце концов, после смерти её и ещё одной любой наследницы, эта недвижимость тоже перейдёт к Святейшему Всероссийскому Синоду.

После образования Израиля

В 1948 году монастырь был передан властями Московскому патриархату. Насельницы, не пожелавшие вернуться под юрисдикцию Московского патриархата, отправились в Лондон и основали там Благовещенский монастырь. Еще 5 монахинь перебрались в Чили, где в 1958 году под руководством архиепископа Леонтия основали Успенскую обитель.

С середины прошлого столетия в монастырь Горненский стали поступать насельницами православные женщины и девушки, приехавшие из СССР. Они быстро стали полноправными членами общины и трудились в поте лица во имя Господа.

В дальнейшем на протяжении многих лет обитель продолжала оставаться единственным заграничным действующим женским монастырем Московского патриархата.

В 1987 году впервые за многие годы на его территории во имя св. Иоанна Крестителя был освящен пещерный храм.

Церковь-монастырь Посещения

Рекомендовать место

6

1

Церковь-монастырь Посещения была сооружена в 324 году императрицей Еленой, матерью Константина — первого римского императора-христианина.

Прекрасные фрески, выполненные под потолком полукругом, описывают библейские события. На железных воротах Церкви Посещения установлены бронзовые изваяния Елизаветы и Захарии, престарелых супругов, история которых чётко и содержательно изложена в главе 1-й новозаветного Евангелия от Луки.

Часть здания церкви, оставшаяся от крестоносцев, построена в романском стиле, из плохо обработанного камня — так же, как строили сарацины.

Крест, помещенный высоко на башне, надолго приковывает внимание. Сама башня, так же, как и другая часть церкви, перестроена францисканцами — это уже ранний готический стиль: высокие узкие окна и обработанный камень

Елеонский Русский Православный женский монастырь

Рекомендовать место

12

5

Елеонскую гору называют еще Масличной или Оливковой. Ее место в христианской традиции огромно. Монастырь Вознесения Господня на Масличной горе обязан своим существованием архимандриту Антонину (Капустину), который купил землю на вершине Елеонской горы, и инициировал раскопки. Результат их превзошел все ожидания: здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода с многочисленными мозаиками, погребальные пещеры, сосуды и даже бюст царя Ирода I Великого, который теперь хранится в Эрмитаже.

Но главной находкой стал камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения Иисуса, на месте этой находки и была воздвигнута церковь, разбит сад, построены помещения для паломников. Проект церкви принадлежит отцу Антонину. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена у входа.

Росписи стен монастыря были сделаны самими монахинями. Иконостас был привезен сюда из Афона, а иконы — из России. Икона Божией Матери «Елеонская Скоропослушница» почитается как чудотворная. Слева от алтаря в пол вмонтированы фрагменты белого мрамора с проступившими на нём красными пятнами. Это остатки древнего пола сохранились со времён нашествия персов в 614 году и напоминают об убитых тогда монахинях.

Часовня святого Иоанна Крестителя, стоит на том месте, где при раскопках была найдена его отсеченная голова. Здесь сохранился древний мозаичный пол с изображениями различных птиц и животных. Колокольня Иоанна Крестителя за свою красоту и стройность была названа «Русской свечой». Колокол для нее был отлит в России и привезен на Масличную гору в 1885 году.

Площадь монастыря имеет 54 гектара и окружен стеной протяженностью 1,5 километра. При монастыре есть большая оливковая роща, которая поставляет сестрам оливки и масло. Сегодня на Елеонской горе живут 46 монахини. Сестричество многонационально — среди сестер есть русские, арабки, румынки, эстонки, австралийки и немки.

Матушка Георгия

Покои матушки Георгии (до пострига Валентины Щукиной) находится в самом сердце монастыря. С ее террасы открывается живописный вид на иерусалимские горы с раскиданными по склонам монастырями. Матушка Георгия была назначена настоятельницей монастыря по благославению Патриарха Алексия II и Священного Синода с напутствием «восстанавливать Горний» в 1991-м году. Как сказал тогда Патриарх: «За святое послушание, матушка, Господь поможет! Побудете три-четыре года, восстановите монастырь, станете принимать паломников».

Тогда, более 20 лет назад, большинство зданий в монастыре были полуразрушены, не было ни воды, ни электричества, ни канализации. Послушницы ходили за водой вниз, к источнику, из которого, по преданию, пила Пресвятая Богородица. Но, милостью Божьей, это святое место удалось восстановить из праха забвения и разрухи.

В детстве матушка Георгия пережила блокаду Ленинграда: «Когда нас эвакуировали, на станции Орехово-Зуево мама сдала меня и младшую сестру Ниночку, как умерших, в морг. Ниночка так и осталась там, а я выжила, пролежала больше месяца в больнице. За день до выписки, по воле Божьей, пришел главврач с запросом от моей мамы, которую эвакуировали в Краснодарский край, жива ли я? Так мы и воссоединились. Потом станицу, где мы жили, взяли немцы. Мы прятались от них в погребе. Бог сохранил, не нашли. В Ленинград вернулась в 1944, а в 1949-ом я ушла в монастырь в Эстонии, где прожила почти 40 лет».

Восстановление обители началось с 1992-го года, когда в монастырь прислали 20 студентов-семинаристов из Московской Духовной Академии. С ними работа пошла быстрее. Они восстановили древнее двухэтажное здание при входе в монастырь, в котором была богадельня. Теперь в нём гостиница. Еще через несколько лет в монастырь прибыло около 20 послушниц, и с ними работа закипела. Иногда сестры болеют, справляться со всеми делами бывает трудно. Но матушка не унывает: помогать монастырю часто приезжают «трудники».

«Трудники» — люди, которым хочется посвятить определенный период жизни служению Богу. Они приезжают на срок до трех месяцев, насколько позволяет туристическая виза, живут в монастыре и помогают в его быте. Каждому из них определяются задачи по умениям.

Трудники не обременены монастырским уставом, у них свой распорядок дня: в 7:00 — завтрак, после завтрака – работы, на которые их назначает благочинная (сестра, выполняющая административные обязанности), потом обед, час отдыха и опять работа до вечера. После ужина в 18:00 — свободное время. Иногда бывает вечерняя служба, которую все посещают в праздники и воскресные дни.

Также монастырь посещает много паломников. Так, однажды приехала группа батюшек из России и в течение визита их предупредили: мол, иногда на территории монастыря можно встретить скорпионов и в случае укуса нужно обязательно выпить аракий. На что батюшки отшутились: зачем же ждать укуса скорпиона?

В монастыре есть собственный праздник — Второе Благовещение (30 марта)

Отец Антонин уже на первых этапах основания обители выступил с новой инициативой. Он предложил создать особый христианский праздник — Сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы (Второе Благовещение, Целование).

30 марта
Второе Благовещение, праздник создал Отец Антоний

Его нет в общецерковном календаре, но в Горненском монастыре это событие празднуют 30 марта.

В честь праздника в Монастырь из Троицкго собора Русской Миссии доставляют икону Благовещения. Встречают её с цветами, причём не просто в руках — ими выкладывают ковёр.

Для иконы заранее приготавливают почётное место. Здесь она находится в течение трёх месяцев в память срока, который гостила Пресвятая Богородица у родителей Иоанна Предтечи.

При этом икону почитают как игуменью монастыря, а действующая игуменья на это время не занимает своего места.

В честь праздника есть молитвословия:

Тропарь, глас 4

Де́во Безневе́стная

и Ма́ти Всечи́стая,

прие́мши от Арха́нгела благове́щение,

со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,

и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,

Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́,

и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:

Благослове́нна Ты́ в жена́х,

и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Кондак, глас 3

Вои́стинну блаже́нна еси́,

Свята́я Де́во Мари́е,

и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,

я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,

Христо́с Бо́г на́ш.

История основания обители

Христианская жемчужина, благословенное место встречи двух праведных жен, всегда привлекало паломников. В 1869 году архимандритом Антонином (Капустиным), занимавшего пост начальника русской Духовной Миссии в Иерусалиме, было принято решение о приобретении уникального участка, на котором располагалось два дома, в них по преданию жили праведные Захарий и Елизаветы, и росла оливковая роща.

Горненский женский монастырь в Иерусалиме

Бывшим владельцем, драгоманом консульства Франции, была запрошена огромная сумма за небольшой кусок земли, историческую и духовную ценность которого трудно оценить. Христиане России через специально созданный комитет собрали нужную сумму — 25 тысяч серебряных рублей.

В 1873 году святое место стало принадлежать Московии, а архимандрит Капустин продолжал скупать близлежащие земли, планируя строительство монастырского подворья, предложив там первоначально приют русским паломникам.

Архимандрит Антонин разработал свой устав, согласно которому, для того чтобы обосноваться в Горней, нужно было за собственные средства построить домик. На горе нет келий, насельницы женского монастыря и приезжающие паломники живут в домиках.

Первоначально община была названа русско-арабской, в нововозведенной домовой церкви с 1880 года служил священник-араб, присланный иерусалимским Патриархом Иерофеем. Руководил возведением первой церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери Илья Джирьес, по плану отца Антонина около церковной обители начали возведение колокольни.

Матушкой Леонидой на собранные русскими людьми пожертвования были куплены:

  • плащаница;
  • святые образа;
  • церковная утварь для причастия.

Меценатом Ф.Самойловым был подарен колокол, весящий более 500 кг.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Горненском монастыре

14 февраля 1883 года после написания лика Спасителя, украсившего прибывший из России иконостас, архимандритом было совершено освящение Казанского храма. Через несколько месяцев отец Антонин добился разрешения Священного Синода на установление праздника Целования.

Перед своей кончиной архимандрит все приобретенные земли и строения, записанные на его имя, передал Святейшему Всероссийскому Синоду, завещав собственный домик одной из монахинь с правом передачи его дальше по женской линии.

Интересно! Статус монастырской общины был получен в 1898 году, в 1903 году обитель могла сама себя содержать за счет иконописной и золотошвейных мастерских, открытых в монастыре. К концу 19 века число насельниц достигло 200 человек.

В тяжелые года правления турков (1914-1918), многие монахини были отправлены в Египет, оставшиеся сестры тяжело работали на дроблении камня. Возвратившись в 1918 году, сестры застали полное разрушение монастыря. Матушка Тавифа руководила восстановлением храма, ризницы и домиков насельниц.

После отстранения игумении Тавифы женская обитель передается Зарубежному Синоду, и находится под его руководством до второй половины 20 столетия.

В 1924 году обители возвращается статус монастыря. С признанием государства Израиль Горненская святыня передана Московскому Патриархату, монахини, не пожелавшие вернуться под покров России, переехали в Англию, основав монастырь Благовещения Богородицы.

Из России в 1955 году в Иерусалим отправляется группа монахинь для поднятия монашеской жизни в Горнем.

Настоятельницы

Старшие сестры

  • Рахиль (1898)
  • Валентина (1898 — 1918)
  • Тавифа (Минина) (1918 — 1924)

Настоятельницы-игумении

  • Тавифа (Минина) (1924 — 1945)
  • Елисавета (Анненкова) (1945 — ?)
  • Антонина (Гришко) (1945 — ?)
  • Афанасия (Лысенкова) (1950 — 1955)
  • Михаила (Корчагина) (1956 — 1960)
  • Тавифа (Дмитрук) (1960 — 19 апреля 1967)
  • Софрония (Ребрий) (19 апреля 1967 — 28 декабря 1982)
  • Феодора (Пилипчук) (23 ноября 1983 — 1986)
  • Екатерина (Сорокина), и/о, благочинная
  • Елена (Лошкарёва), и/о, благочинная
  • Гавриила (Глухова) (1989 — 1990), и/о, благочинная

Георгия (Щукина) (30 января 1991 — 11 марта 2020)
Екатерина (Чернышева) (с 11 марта 2020)

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Осень Левитана
21.09.21 16:18

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Митр. Антоний (Паканич) о тайне нашего спасения
22.09.21 11:58

Использованные материалы

  • Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125:

  • Страницы официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата:
    • — «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме»
    • — «Одни приходят в монастырь жить, а другие — спасаться» , 6 мая 2010
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.:

  Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871, с. 11.

  Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 7.

  ЦВ, 1880, № 41, с. 21.

  Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 17.

  «Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 226.

  «Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 227.

  «Письмо В. Н. Хитрово к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву от 29 июня 1897 г.», Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 22.

  Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: «, Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 286.

  Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: «, Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 297.

  Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

  «Русская женская община в Горнем: Описание зданий и список насельниц», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 240-242. Цит. по Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

  Донесение управлявшего русскими учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёва Совету ИППО от 26 ноября 1919 г., цит. по Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

  Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012,

Как посетить Горненский монастырь в Иерусалиме?

Для посещения монастыря необходимо совершить паломническую поездку в Иерусалим.

Документы для поездки:

  1. 1. заграничный паспорт со сроком не менее полугода с даты поездки;
  2. 2. для желающих трудиться в монастыре необходимо оформление визы, для простых паломников и туристов не требуется;
  3. 3. Билеты в оба конца с «закрытыми» датами;
  4. 4. Медицинскую страховку на срок пребывания в стране;
  5. 5. Бронь гостиницы или приглашение;
  6. 6. Подтверждение платежеспособности.

Поездка в Иерусалим, посещение святых для каждого христианина мест требует особой подготовки. И это не подготовка документов, бронирование гостиниц или подбор авиарейсов. Перед паломничеством на Святую землю желательно отрешиться от земных хлопот, исповедоваться, настроиться на восприятие величайших святынь христианского мира.

Чтобы паломническая поездка стала для вас истинным событием духа, такие несомненно важные, но земные вопросы, как организация трансфера, размещения, питания, экскурсионной программы возьмет на себя служба Товия. По благословению храма Рождества Пресвятой Богородицы наш паломнический центр помогает совершать православные туры к самым важным святыням России и мира. Православные экскурсоводы помогут проникнуться духом и смыслом истинного христианского паломничества, а наш опыт в организации поездок сделает каждый тур безопасным и комфортным.

На главную

История

Портрет архимандрита Антонина (Капустина) работы Николая Кошелева

В 1869 году начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км к юго-западу от Старого города Иерусалима близ селения Эйн-Карем, которое традиционно считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. ). Владелец участка бывший драгоман французского консульства в Иерусалиме Ханна Джельяд запросил за него 4000 наполеондоров (80 тыс. франков или около 25 тыс. рублей серебром). Для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет.

Сразу после закупки участка в 1871 году на нём поселились отдельные монахини и паломники. Первая монастырская церковь была освящена 14 февраля 1883 года в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чудотворная Казанская икона Богородицы. Справа от входа в Казанскую церковь находится перенесённая святыня — камень, на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Этот камень был доставлен в монастырь из окрестностей Иерусалима, недалеко от так называемой «пустыни» Иоанна Предтечи, рядом с современным посёлком Эвен-Сапир.

Статус монастыря община монахинь получила от Святейшего синода в 1898 году, а в 1903 году в обители открылись иконописная и золотошвейная мастерские, за счёт которых монастырь сам себя кормил.

В 1910 году началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

К 1914 году в монастыре находились около 200 монахинь, которым по требованию оттоманских властей пришлось покинуть обитель и переехать в Александрию, откуда вернулись в 1918 году в повреждённый монастырь. Однако усилиями сестёр он был восстановлен.

Из-за невозможности связи с Московским патриархатом монастырь, как и вся Русская духовная миссия, с 1920 года перешли в подчинение Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). В 1924 году Горненская община снова получила канонический статус монастыря.

Многие насельницы, пришедшие в обитель в эти годы, были русскими монахинями-эмигрантками, бежавшими в Бессарабию, оттуда в Сербию, а затем во Святую землю. Лишь несколько послушниц были из арабок.

В 1945 году, после визита во Святую землю патриарха Алексия I, среди сестёр монастыря возникло разделение по вопросу юрисдикции, большая часть были сторонницы перехода в юрисдикцию Московской патриархии. Тогда Иерусалимская патриархия предоставила в распоряжение этим сестрам греческий храм в Эйн-Кареме.

Во время операции «Нахшон», когда в июле 1948 года начались бомбёжки Эйн-Карема, сёстры покинули монастырь и бежали в Иорданскую часть Палестины (Eлеонский монастырь).

После образования Государства Израиль в 1948 году, монастырь (как и здания Русской духовной миссии) был передан израильскими властями советскому правительству (Московскому патриархату). Монахини, не пожелавшие перейти в юрисдикцию Московского патриархата, остались в Елеонском монастыре под контролем РПЦЗ. Пять монахинь переехали в Чили, где в 1958 году архиепископом Леонтием (Филипповичем) был основан Успенский монастырь.

С середины 1950-х годов монастырь стал пополняться монахинями, приезжавшими из СССР. Продолжал оставаться одним из действующих монастырей Русской православной церкви (РПЦ) в течение всей последующей истории СССР, являясь единственным женским монастырём Московского патриархата за пределами советских границ.

В 1987 году был освящён пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя.

В 1997 году было возобновлено строительство собора в честь Святой Троицы, завершено в 2007 году к 160-летию обители. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение храма.

Монастырь протопопа Георгия Хозевита

Рекомендовать место

11

1

Монастырь прп. Георгия Хозевита относится к православной церкви. Он находится в ущелье Вади Кельт, в Иудейской пустыне, на западном побережье Мертвого моря.

Этот уникальный монастырский комплекс размещен на склоне крутой, практически отвесной, песчаной скалы. Он словно вырастает из камня. Чтобы достичь монастыря, паломникам приходится сначала опускаться на дно ущелья, а затем снова подниматься вверх по дороге вдоль обрыва. Проходить этот путь можно только пешком.

История монастыря началась много столетий назад с того момента, как в пещерах поселились сирийские монахи — в память о том, как в одной из этих пещер, по библейскому преданию, жил пророк Илия. В VI веке обитель достигла расцвета, но примерно в этот же период она сильно пострадала от нападения персов. Монастырь был разграблен, почти все монахи убиты. По преданию, в живых остался только настоятель преподобный Георгий Хозевит.

Сейчас для паломников открыта небольшая часть монастыря: два храма — в честь Богородицы и в пещере пророка Илии, а также небольшая терраса с видом на Кельтский каньон.