Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов

Как запомнить это несчастное спряжение глаголов

Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.

Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».

Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?

Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.

Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.

Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):

Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.

Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).

Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А

Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.

Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.

Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.

Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!

Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?

Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.

Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.

Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).

Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.

Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).

Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .

Источник статьи:

Ударение в словах

Долго ели тОрты –Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль (от пользователя varik-varvarik)

Срубили ель, сорвали щавЕль.

Не говори катАлог , а только каталОг . А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !

ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОртаХодАтайство аэропОрта.

А у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!

Для строителей в моментПривезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.

(прислала Елена Пуриче)

Что такое спряжение глагола – запомнить легко, выучив исключения

Один из самых объёмных по трудности разделов изучения русского языка – перед вами. Хотя, если разобраться с самого начала, ничего непостижимого тут нет. Конечно, кое-что придётся запоминать наизусть. Например, вот это: грамматическая категория, определяющаяся по числам и по лицам, – вот что такое спряжение глагола.

Если есть ударение в окончании

Определяя спряжение глагола, прежде всего посмотрите, не падает ли ударение на окончание. Если падает, то всё просто: спряжение можно легко определить по гласной. Первое спряжение имеет окончания на -ем и -ет, -у или -ю, -ут или -ют и -ёшь. А глаголы второго имеют окончания -ите, -ит, -им, -ишь, -ят, -ат.

Если ударения в окончании нет

Если в окончании глагол ударения не имеет, то спряжение покажет его неопределённая форма. Окончания на –ить принадлежат второму спряжению. Есть исключения: стелить, брить, зиждиться и зыбиться. Также глаголы второго спряжения и с окончанием на –ать и на -еть : видеть, обидеть, смотреть, слышать, вертеть, гнать, ненавидеть, держать, зависеть, дышать, терпеть.

Данный список прекрасно запоминается в другом, рифмованном порядке. Или можно запомнить по цифрам: семь на -еть, четыре на -ать. Хотя действеннее изучать таблицы. Так или иначе, запомнить, что такое спряжение глагола, и всё находящееся в этом списке исключения, совершенно необходимо. Остальное проще простого: глаголы, в которых нет ударения в окончании, пребывают в первом спряжении. Например: читать-читаю-читаем-читаешь и так далее. Какое спряжение? Правильно, первое. А почему? Потому что посмотрели вторую таблицу с окончаниями. Молодцы! Теперь выучивайте исключения!

Второе спряжение Первое спряжение
Глаголы на -ить, помимо трёх исключений Глаголы брить, зиждиться, стелить
Семь глаголов на -еть: видеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть, вертеть Глаголы на -еть, помимо семи исключений
Четыре глагола на -ать: гнать, слышать, держать, дышать Глаголы на -ать, помимо четырёх исключений
Глаголы на -оть, -уть, -ть и все остальные
Лицо Первое спряжение Второе спряжение
Единств. число Множеств. число Единств. число Множеств. число
Первое -у(-ю) -ем -у(-ю) -им
Второе -ешь -ете -ишь -ите
Третье -ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят)

Встречаются в русском языке вот такие глаголы – и вашим, и нашим. Одни формы у них подходят под первое спряжение, другие – под второе. Попробуй-ка разберись тут, что такое спряжение глагола. Придётся ещё немного исключений запомнить: бежать, брезжить, хотеть и чтить. А остальное опять по-прежнему.

Ещё немного об особенностях спряжения глаголов

Глаголы прошедшего времени и изъявительного наклонения обходятся без личных окончаний. Читал-прочитал. То же самое происходит с глаголами наклонения сослагательного. Читал бы, прочитал бы. Повелительное – даёт личные окончания только глаголам второго лица. Читай! Прочитай! Существуют ещё и недостаточные глаголы, в которых первое лицо в единственном числе не употребляется: басить, висеть, убедить, победить (медвежонок, герой старого мультфильма, которого хулиганы на гвоздик повесили, тоже искал форму глагола: я, говорит, тут висю. его поправили: не висю нужно сказать, а вишу. однако самое правильное выражение: вынужден висеть, хотя с нормальными глаголами такое нагромождение ни к чему: ведь мы обязательно скажем: они полетят, а не они будут лететь). Вот, кстати, еще один момент: в сложных глаголах только глагол быть и спрягается, а главный по смыслу остаётся в неопределённой форме всегда. Вы поняли, что такое спряжение глагола не представляет трудности? Глаголы вообще спрягаются в двух временах – в настоящем и будущем, никакого тёмного прошлого им не нужно. Это правило. Тут главное – запомнить исключения!

Источник статьи: http://fb.ru/article/88381/chto-takoe-spryajenie-glagola—zapomnit-legko-vyiuchiv-isklyucheniya

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/rifmovannie-stihotvoreniya-glagoli-isklyucheniya-klass-1468434.html

Ударение в словах

Долго ели тОрты –Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль (от пользователя varik-varvarik)

Срубили ель, сорвали щавЕль.

Не говори катАлог , а только каталОг . А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !

ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОртаХодАтайство аэропОрта.

А у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!

Для строителей в моментПривезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.

Почему 11 глаголов называют исключениями? Зачем эти глаголы нужно помнить?

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/72166377

Глаголы-исключения

Как показывает практика, для школьников одним из самых сложных правил является написание глаголов. Казалось бы, здесь все просто: в русском языке только два спряжения.

Нужно научиться определять спряжение, и в зависимости от этого писать в окончании нужную букву. Но это правило усложняется большим количеством исключений.

Глаголами 2-го спряжения принято считать те, которые в начальной форме оканчиваются на –ить. Но есть еще 11 слов, которые входят в эту группу и считаются исключениями 2 спряжения. Это всем известные глаголы:

  • терпеть (слишком много терпишь),
  • вертеть (вертит головой),
  • обидеть (обидится из-за пустяка),
  • зависеть (зависишь от обстоятельств),
  • ненавидеть (ненавидим плохую погоду),
  • видеть (плохо видит),
  • смотреть (смотришь в разные стороны),
  • слышать (слышишь странные звуки),
  • дышать (дышит с трудом),
  • держать (держит всех в напряжении),
  • гнать (гонишь с бешеной скоростью).

К 1-му спряжению считается правильным относить все остальные глаголы, которые не оканчиваются на –ить в начальной форме, а значит, на любые другие сочетания букв. Но и здесь есть слова, не подчиняющиеся правилу. Это знакомые со школьных лет:

  • брить (ты не бреешь бороду),
  • стелить (мягко стелет, да жестко спать).

К первому же спряжению относится и устаревшее слово «зиждиться», которое уже не употребляется в современной речи.

Важно! Чтобы не допустить ошибки в окончании глагола, нужно хорошо знать не только правило, но и выучить все коварные исключения

Шуточные запоминалки по разным предметам

Когда в английских словах для обозначения звука употребляется сочетание « ie » ( chief, thief ), а когда « ei » ( receive, perceive ):

If the letter « C » you spy,Put the « E » before the « I ».If you do not spy the « C »,Put the « I » before the « E ».

I before E except after C , or when sounded like A as in neighbour and weight .

Для запоминания классов звезд: Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе: Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов: Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий. (прислала Надежда Иванова)

Раз Меркурий, два – Венера,Три – Земля, четыре – Марс,Пять Юпитер, шесть – Сатурн,семь – Уран, за ним – Нептун,И девятая планета под названием Плутон.

О Т о Б РА Л Д ВЕ С о С К и ВО Р – так научил учитель физики и астрономии запомнить порядок знаков Зодиака. Заглавные буквы – начальные буквы знаков Зодиака, строчные буквы воспринимать как вспомогательные:О – ОвенТ – ТелецБ – БлизнецыРА – РакЛ – ЛевД – ДеваВЕ – ВесыС – СкорпионС – СтрелецК – КозерогВО – ВодолейР – Рыбы(прислала Анна Филатова)

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.

Если очень постараться,Можно сразу пи прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать,Девяносто два и шесть.

Пи = Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ.

Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.

Что я знаю о кругах? 3,1416

Число ПИ (количество букв в слове соответствует числу): «Это я знаю и помню прекрасно: ПИ лишние знаки мне чужды, напрасны» – 3,14159265358 (прислала Ольга Бирюкова)

Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:

1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)

Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Чтобы легко запомнить формулу, нас научили заменять правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду» .

Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.

Слова склонения на U краткий в старославянском:Имею полдома. На верху мед. А возле дома Сын вола пасет.

Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо ,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).

Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!

Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

Источник статьи: http://gramota.ru/class/memos/?page=2

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -еть — смот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -ать — гнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Как определить

Учебная программа любой средней общеобразовательной школы включает тему глаголов-исключений 1 и 2 спряжения. Ознакомление со спряжением глаголов в русском языке, а также исключениями происходит в рамках курса 4 класса. С наступлением учебного года преподаватель подготавливает учеников к освоению навыка.

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой видоизменение их формы. Спряжение является грамматическим признаком постоянного характера. Преображение осуществляется по признаку лица, числа, а также времени. Глагол изменяется с позиции настоящего и будущего времени.

Преобразование окончаний зачастую не создают трудностей для учащихся. Отсутствуют сомнения в корректном написании. В таких случаях глагольное окончание является ударной частью. Однако при отсутствии ударения в морфеме становится очевидной проблема правописания.

Чтобы не ошибиться в верном написании окончания, следует провести проверку. Используется правило со следующим алгоритмом действий:

  • Слово, вызывающее сомнения в правописании, ставится в начальную форму. Цель – определение буквосочетаний, на которые оно заканчивается. Образуется инфинитив, или неопределенная (начальная) форма. Среди возможных вариантов буквосочетаний перед –ть принято выделять такие гласные звуки, как «а», «ы», «и», «у», «е», «я», «о». Исходя из выявленной буквы, осуществляется следующий этап проверки.
  • В том случае, если перед буквосочетанием –ть находится «и», тогда определяется глагол, относящийся ко 2 спряжению. Иные варианты буквосочетаний определяют 1 спряжение.

Рассмотрим пример определения глагольного окончания. Возьмем глаголы 1 спряжения «нарисовать», «прорасти».

В результате их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – нарисую, прорасту, нарисуем, прорастем,
  • 2 лицо – нарисуешь, прорастешь, нарисуете, прорастете,
  • 3 лицо – нарисует, прорастет, нарисуют, прорастут.

В качестве примеров 2 спряжения возьмем глаголы «доготовить», «закупить», «придержать». В ходе их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – доготовлю, закуплю, придержу, доготовим, закупим, придержим,
  • 2 лицо – доготовишь, закупишь, придержишь, доготовите, закупите, придержите,
  • 3 лицо – доготовит, закупит, придержит, доготовят, закупят, придержат.

Результаты проверки временами связаны с возникновением трудностей. Суть проблемы заключается в наличии исключений. Их особенность состоит в неподчинении существующим законам русского языка. Вне зависимости от регламента проверки и основ правописания остается неясным, как правильно отображать в письменном варианте глагольные окончания.

Как правильно определить спряжение – три простых шага

Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?

Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.

Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:

все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),

7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проще всего запомнить так:

Дышать, слышать, ненавидеть,

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).

Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.

«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).

«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.

И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.

Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.

Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):

  • Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
  • Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
  • Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.

Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.

Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения

В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:

Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.

Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.

Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Источник статьи:

10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка

Помните 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению? Выучить их просто так, без четверостишия и рифмы, как этому учат в школе, непросто. Рифмизация — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации. Мы вспомнили десять способов, которые помогут запомнить правила русского языка.

Кажется, запомнить шесть падежей — проще пареной репы: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но в начальной школе это не всем даётся легко, поэтому учителя предлагают запомнить их первые буквы так:

Кроме того, что падежи нужно запомнить, хорошо бы ещё уметь правильно склонять слова и не путать дательный падеж с винительным. А с этим проблемы у многих!

С родительным падежом тоже проблем хватает, особенно когда речь идёт о множественном числе. Про апельсины и мандарины можете почитать в нашем выпуске «Грамотности», посвящённом как раз этой теме. А здесь простые способы запомнить ещё некоторые слова:

Ещё одно стихотворение, которое вы (в таком или немного другом виде) наверняка учили в школе. Это 11 глаголов-исключений, которые заканчиваются на -ать и -еть, но при этом относятся ко второму спряжению:

Сразу напомним, что к первому спряжению тоже относятся три глагола-исключения: брить, стелить, зиждиться.

После «ц» буква «ы» пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, огурцы, белолицый, сестрицын. В корнях слов после «ц» следует писать букву «и», но тут есть слова-исключения. В школе их обычно советуют запомнить с помощью предложения:

Это боль всех людей. Просто запомните:

То есть глагол «одеть» мы используем, когда говорим о людях или предметах, которые их обозначают (например, кукла). А глагол «надеть» — когда говорим о неодушевлённых предметах (например, надеть шапку).

Раз уж заговорили о боли, давайте разберёмся раз и навсегда. Сомневаетесь, нужен ли мягкий знак в «т (ь)ся»? Просто задайте вопрос к слову: если в самом вопросе мягкий знак есть — значит, он есть и в слове. Попробуем:

Сразу несколько способов запомнить, в каких неопределённых местоимениях дефис нужен, а в каких — нет.

Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой «н», кроме трёх слов-исключений: стеклянный, оловянный и деревянный. Детям, возможно, будет легче запомнить с помощью одного из этих стихотворений:

Стихи, которые не помешает заучить и взрослым (если по-другому запомнить, когда писать «также», а когда «так же», не получается).

В этом четверостишии ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог:

Источник статьи: http://matveychev-oleg.livejournal.com/9746400.html

Как запомнить это несчастное спряжение глаголов

Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.

Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».

Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?

Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.

Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.

Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):

Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.

Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).

Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А

Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.

Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.

Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.

Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!

Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?

Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.

Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.

Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).

Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.

Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).

Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .

Источник статьи:

Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов

Умение грамотно писать – непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык – это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно “Мы знаем, что ныне лежит на всех. ” чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.