Оглавление
- Спряжение глаголов
- Глаголы 1 спряжения
- Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов
- Глаголы I спряжения и их исключения
- Как запомнить это несчастное спряжение глаголов
- Почему 11 глаголов называют исключениями? Зачем эти глаголы нужно помнить?
- Преимущества использования стишков в глаголах исключениях
- 14.481. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
- Учим слова-исключения
- Как правильно определить спряжение – три простых шага
- Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
- Родственные слова к глаголам
- Как определить спряжение глагола в русском языке
- Примеры и упражнения
- Случаи противоречий
- Глаголы с приставкой вы-
Спряжение глаголов
Определение
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются своими окончаниями.
Таблица спряжения глаголов
Личные окончания глаголов I спряжения |
||||
Лицо |
Окончания |
Примеры |
||
Ед. ч. |
Мн. ч. |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
|
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения |
||||
Лицо |
Окончания |
Примеры |
||
Ед. ч. |
Мн. ч. |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
|
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Легко определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями, например
петь:
- 1 лицо я пою́ — мы поём
- 2 лицо ты поёшь -вы поёте
- 3 лицо девочка поёт — дети пою́т.
Значит, глагол «петь» первого спряжения.
Узнаем, какое спряжение имеет глагол
лете́ть
- 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
- 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
- 3 лицо самолёт лети́т — пушинки летя́т.
А этот глагол, несмотря на конечное -еть, отнесем в соответствии с ударными окончаниями ко второму спряжению.
Окончания глаголов второго спряжения
У многих глаголов окончания являются безударными, что доставит затруднения в их написании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, определяем его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме глагола. Так, ко второму спряжению относятся:
1. глаголы, заканчивающиеся на -ить:
Примеры
косить, хвалить, клеить, мучить
Исключение
глаголы «брить», «стелить» и односложные (пить, лить и др.)
2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть:
Примеры
видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть
3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать:
Примеры
слышать, дышать, держать, гнать
Проспрягаем глагол «видеть»:
- 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
- 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
- 3 лицо он ви́дит — они ви́дят
Эти глаголы — исключения выучим с помощью следующей стихотворной запоминалки:
Имеем в виду, что однокоренные глаголы с приставками относятся также ко второму спряжению (возненавидеть, разогнать, вытерпеть и пр.). Убедимся в этом на примере приставочного глагола «рассмотреть», который имеет безударные окончания второго спряжения:
- 1 лицо я рассмотрю́ — мы рассмо́трим
- 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
- 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.
Окончания глаголов первого спряжения
Все остальные глаголы, которые заканчиваются в неопределенной форме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, .
Посмотрим личные окончания глагола «купать», который заканчивается на -ать. По этому признаку изменим его по лицам и числам по первому типу спряжения:
- 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
- 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
- 3 лицо он купа́ет — они купа́ют
Вывод
В большинстве личных безударных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
Глаголы 1 спряжения
Определяются по буквам, которые стоят перед -ть в суффиксах: а, о, у (ну), е, я.
- а-ть – покупать, собирать;
- о-ть – колоть, полоть;
- у (ну)-ть – тонуть, подкапнуть;
- е-ть – реветь, потеть;
- я-ть – веять, сочинять.
Проспрягаем глагол «покупать»:
Число | Лицо | 1 спряжение | |
Окончания | Примеры | ||
Единственное | 1 (я) | -у, -ю | покупаю |
2 (ты) | -ёшь, -ешь | покупаешь | |
3 (он, она, оно) | -ёт, -ет | покупает | |
Множественное | 1 (мы) | -ём, -ем | покупаем |
2 (вы) | -ёте, -ете | покупаете | |
3 (они) | -ут, -ют | покупают |
Слово «зиждиться» означает опираться на что-нибудь, основываться на чём-нибудь. «Зыбиться» значит колебаться. Это редкие слова и в современной речи часто не употребляются, но знать их надо.
Слово | Лицо | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
Брить | брею | бреем | бреешь | бреете | бреет | бреют |
Стелить | стелю | стелем | стелешь | стелете | стелет | стелют |
Зиждиться | зиждюсь | зиждимся | зиждишься | зиждетесь | зиждится | зиждятся |
Зыбиться | зыблюсь | зыблемся | зыблешься | зыблетесь | зыблется | зыблются |
Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов
Умение грамотно писать – непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык – это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно “Мы знаем, что ныне лежит на всех. ” чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.
Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.
Глаголы I спряжения и их исключения
Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).
я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;
я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;
я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;
я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;
я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.
Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.
Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.
Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.
Как запомнить это несчастное спряжение глаголов
Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.
Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».
Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?
Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.
Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.
Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):
Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.
Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).
Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А
Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.
Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.
Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.
Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!
Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?
Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.
Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.
Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).
Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.
Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).
Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .
Источник статьи:
Почему 11 глаголов называют исключениями? Зачем эти глаголы нужно помнить?
В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.
Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.
А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.
Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!
В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.
Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.
В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.
Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.
А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.
Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!
В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.
Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.
В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.
Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.
А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.
Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!
В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.
Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/72166377
Преимущества использования стишков в глаголах исключениях
Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.
При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:
- Стих должен быть кратким.
- Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
- При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.
Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.
По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:
- во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
- во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.
Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.
Действующие способы по заучиванию
Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.
К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:
- Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
- Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
- Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.
Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.
В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.
Он может изменяться по трём основным формам:
- По критериям времени.
- По лицам.
- По числовому порядку.
В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.
Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:
- можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
- далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.
Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.
Источник статьи: http://rutvet.ru/pravila-pravopisaniya-glagoly-isklyucheniya-i-kak-ih-zapomnit-11475.html
14.481. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Для работы с этим заданием ЕГЭ вам понадобится умение определять спряжения глаголов.
Спряжение глагола определяется по форме инфинитива. Если у глагола есть ударное личное окончание, то инфинитив может не потребоваться. Если у глагола личное окончание безударное, то нужно:
- Поставить глагол в неопределенную форму (знает — знать, верите — верить).
- Определить, какая гласная стоит перед -ть.
I спряжение
II спряжение
Суффиксы в начальной форме
Все суффиксы, кроме «ИТЬ», например:
Читать, гореть, гулять
Обратите внимание! Эти слова тоже относятся к первому спряжению:
Таять, лаять и лелеять,
реять, блеять и затеять,
сеять, веять, маяться,
чуять, чаять, каяться,
баять, хаять и надеяться.
Все глаголы на «ИТЬ»:
Крутить, колотить, торопить
(!)клеИть, мучИть, мерещиться
Исключения –ЗАПОМНИТЬ!
+ 3 глагола-исключения:
Брить, стелить, зиждиться.
+ 11 глаголов-исключений:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
ненавидеть и смотреть
Легче всего запомнить исключения при помощи стишка:
Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.
Теперь посмотрим на глаголы.
- (они) побре…т
- (вы) украс…те
- (он) заболе…т
- (она) завис…т
- (ты) посмотр…шь
- (ты) достан…шь
- (он) подстел…т
Как понять, какие буквы мы ставим в пропуски? Работая по этой схеме, вы никогда не ошибетесь в выборе буквы:
Для 1ого спряжения – буквы Е, У, Ю, чтобы было легче запомнить – НЕ ЧУЮ.
Для 2ого спряжения – И ,А, Я, чтобы было легче запомнить – ИНАЯ.
Вернемся к нашим глаголам и проведем их по данной схеме:
- (они) побреЮт – брить – исключение – 1 спр – НЕ ЧУЮ – Ю
- (вы) украсИте – на –ИТЬ, не искл, 2 спр. (ИНАЯ) И
- (он) заболеЕт – не на –ИТЬ, не искл., 1 спр. (НЕ ЧУЮ) Е
- (она) зависИт – не на –ИТЬ, искл., 2 спр. (ИНАЯ) И
- (ты) посмотрИшь – не на –ИТЬ, искл., 2 спр. – ИНАЯ — И
- (ты) достанЕшь (не на –ИТЬ, не искл. 1спр.) – НЕ ЧУЮ — Е
- вымочИт (на –ИТЬ, не искл. 2спр.), — ИНАЯ — И
- (он) подстелЕт (на –ИТЬ, искл. 1спр.) – НЕ ЧУЮ – Е
Ловушка! Если у формы есть приставка ВЫ-, то ее следует откинуть в первую очередь, так как она перетягивает ударение на себя! В таких словах необходимо убрать приставку (высп… шься — спишь), для того чтобы определить, является ли окончание ударным. |
|
ВЫлет..м Откидываем ВЫ-: летИм Окончание проверено! |
ВЫпуст..м Откидываем ВЫ-: пУст…м Окончание не проверено! Обращаемся к уже известным правилам. |
Теперь перейдем к причастиям.
Для причастий настоящего времени принцип тот же – определяет глагол, спряжение – ИНАЯ/ НЕ ЧУЮ.
С прошедшим временем всё иначе. Вам поможет разобраться эта таблица:
Как определить гласную в суффиксе причастия?
Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст
Учим слова-исключения
Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Способы заучивания
Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.
Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
- Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
- Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
- Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Хочется предложить такой вариант.
Гоним, держим, смотрим, видим.
И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:
- гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
- держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
- смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
- видеть — удивленно смотрят вдаль.
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.
Источник статьи: http://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/glagoly-isklyucheniya-1-i-2-spryazheniya.html
Как правильно определить спряжение – три простых шага
Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:
Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.
Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?
Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.
Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:
все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),
7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,
4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.
Проще всего запомнить так:
Дышать, слышать, ненавидеть,
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).
Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.
«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).
«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.
И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.
Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.
Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):
- Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
- Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
- Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.
Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.
Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения
В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:
Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.
Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.
Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.
Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.
Источник статьи:
Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.
Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.
Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.
Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.
Родственные слова к глаголам
Вертеть — завертеть, завертеться, вертеться, повертеть, недовертеть, вывёртывать; обидеть — разобидеть, обижать, обидеться, разобидеться, обижаться; терпеть — вытерпеть, перетерпеть, стерпеть, недотерпеть; зависеть — нет родственного глагола; ненавидеть — возненавидеть; смотреть — засмотреться, высмотреть, подсмотреть, досмотреть, досмотреться, пересмотреть, всмотреться, посмотреть, посмотреться, недосмотреть; видеть — увидеть, завидеть; держать — задержать, задержаться, одержать, выдержать, придержать, подержать, подержаться, поддержать, сдержать, сдержаться, передержать, додержать, додержаться, недодержать; слышать — услышать, недослышать; гнать — угнать, выгнать, догнать, загнать, погнать, погнаться, вогнать, согнать, подогнать, отогнать, изгнать, разогнаться, разгонять, пригонять, перегонять; дышать — задышать, вдыхать, выдыхать, выдыхаться, дышаться, отдышаться.
Источник статьи: http://vashurok.ru/questions/zapishi-k-glagolam-isklyucheniyam-otnosyaschimsya-ko-vtoromu-spryazheniyu-kak-mozhno-bols
Как определить спряжение глагола в русском языке
В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:
по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);
по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).
Метод выявления спряжения по ударному окончанию
Примеры:
печь – ты печёшь, она/он печёт, они пекут (1);
кричать – ты кричишь, она/он кричит (2);
велеть – ты велишь, она/он велит, они велят (2);
течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут (1);
молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат (2);
таить – ты таишь, она/он таит, они таят (2);
жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут (1).
Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.
гореть – горишь, горят (2 спр.);
рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).
Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу.
Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.
Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/glagoly-isklyucheniya-1-i-2-spryazheniya.html
Примеры и упражнения
Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.
- едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
- гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
- чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
- тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
- приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
- ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
- запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
- спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).
Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.
Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться — купа_шься, хлопать — хлопа_шь, клеить — кле_шь, помнить — помн_шь, поджарить — поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться — пуга_шься.
Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.
Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.
- плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
- лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
- колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
- носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
- шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
- строить — строю, строим, строят (2 спр.);
- полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
- лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
- дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
- ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).
Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.
Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.
Случаи противоречий
При отсутствии ударения в части личных окончаний могут возникать противоречивые ситуации. Для уточнения спряжения требуется образовать инфинитив. Неопределенная форма позволит выявить окончание.
Вариативность глаголов целесообразно представить в следующем виде:
Глаголы 1 спряжения. В инфинитивном варианте оканчиваются на –еть, –ать
Принимается во внимание факт наличия 4 глаголов-исключений на –ить. Представлены 3 глаголами, образующими группу исключений с подобным окончанием
К данной категории относятся: зиждиться, брить, стелить. Сюда же относятся слова на –оть, -ть, -уть. Допускаются прочие варианты окончаний. Примерами выступают: размолоть, прополоть, разуть. Глаголы 2 спряжения. Имеют суффиксальную часть –ить. Подразумевают наличие суффиксальной части –еть, характерной для 7 глаголов. К данной категории относятся: терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть, вертеть, обидеть, смотреть. Среди исключений и 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.
При рассмотрении глаголов-исключений 1 и 2 спряжения, а также их неподчинения общепринятому правилу не следует забывать о наличии разноспрягаемой категории глаголов: бежать, хотеть, чтить. Также выделяются их производные. Для них характерно частичное спряжение по обоим типам.
Существует глаголы с окончаниями, которые соответствуют особой системе определения. К данной категории относятся: дать, есть. Также допускается выделение в этой группе производных от них. Им присуще отсутствие принадлежности к какому-либо спряжению. Это позволяет их тоже относить к числу исключений из правил.
Глаголы с приставкой вы-
Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы- . Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит — горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.