Фгос: расшифровка, цели и задачи, структура

Требования к образовательным стандартам

Важно учесть и такой момент, что с 2009 года старые ФГОС были изменены и до сегодняшнего дня постоянно дополнялись и корректировались. В целом на данный момент существует три группы требований, которые выдвигают образовательные стандарты

Комплексное обучение – должен быть соблюден разумный баланс гуманитарных дисциплин и точных наук, чтобы школьник имел широкий кругозор

Нельзя обходить внимание и внеучебную деятельность, чтобы правильно развивать художественные таланты обучающихся
Учебная программа должна содержать не только сухую теорию, но и достаточно количество практических занятий. Школьники должны сами научиться добывать нужную информацию и учиться анализировать полученные знания
в обязательном порядке прописываются условия, которые должны соблюдаться в любом образовательном учреждении

Указывается нужное финансирование, которые отводится той или иной школе, есть перечень стандартной материально-технической базы, а также прописываются санитарные нормы и обстановка в классе для комфортных условий обучения.

Планируемые результаты начального общего образования

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Планируемые результаты отражают общую идеологию проекта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход и др. подробнее

Современный урок

При проведении учебного процесса по ФГОС в школе особое внимание уделяется главной на сегодняшний момент форме, в которой осуществляется передача знаний, — уроку. В настоящем своде предписаний четко обозначены продолжительность академического часа для каждой из ступеней, разновидности, а также требования к воспитательному процессу, который должен осуществляться в его рамках

Современный урок — ключевое понятие в новом федеральном государственном образовательном стандарте. Главные отличия этой формы от существовавших ранее заключаются в том, что теперь знания должны преподноситься обучающимся не в виде готовых наборов теоретических и практических информационных блоков. Вместо этого детям следует предлагать определенные виды деятельности, в процессе осуществления которых школьник будет усваивать новые темы по предмету.

Также современный урок предполагает, что обучение и воспитание будут происходить не с целью передать ему определенный набор знаний, умений и навыков в готовом виде, но развить личностные качества, присутствующие в нем, а также сформировать другие, необходимые для успешной самореализации.

Таким образом, в образовательном процессе осуществляется деятельностный подход, а также индивидуально-личностный.

На занятии, проводимом по ФГОС в школе, должно присутствовать не только общение учеников с преподавателем, но и коллективные формы деятельности. Дети могут овладевать навыками ведения беседы, научного спора и осуществлять оценку своей активности в рамках урока, анализировать ответы одноклассников. Новый образовательный стандарт придерживается ранее утвержденных положений, которые были прописаны в предыдущих документах, регламентирующих педагогический процесс. А именно, в планировании по ФГОСу уроков должно учитываться, что в современных условиях необходимо осуществлять обучение ребенка по принципу взаимодействия с педагогом, в котором каждый из участников данного процесса является полноправным субъектом.

Виды ФГОС

Впервые ФГОС приняли в 2004 году.

Для всех уровней образования разработаны соответствующие государственные образовательные стандарты:

  • ФГОС ДОО. В дошкольных заведениях (ДОУ) воспитатели формируют речь детей, занимаются физкультурой, обучают навыкам самообслуживания, коллективным играм и общению;
  • ФГОС НОО. В 1–4 классах образовательный процесс закладывает знания по языкам и культуре России, формирует навыки по основам математики, вырабатывает логическое мышление;
  • в основе ФГОС ООО (5–9 класс) лежит подход, при котором учащийся становится активной личностью педагогического процесса. Устанавливается серьезное отношение к учебному процессу и самообразованию, изучаются литературное наследие и иностранные языки;
  • ФГОС СОО. В 10–11 классах учащиеся должны сами научиться решать сложные задачи, разбираться в назначении и роли социальных институтов, контролировать свою речь, знать базу государственной системы;
  • ФГОС ОВЗ. Устанавливается стандарт для просвещения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях, школах, заведениях дополнительного образования.

Помимо указанных, есть образовательные стандарты по направлениям бакалавриата, магистратуры, специальностям, аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры и ассистентуры. Утверждены ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов по направлениям бакалавриата, магистратуры и специалитета.

ФГОС третьего поколения начнут действовать с сентября 2021 года.

Что представляет собой структура ФГОС

Каждый стандарт включает три вида требований, которые прописаны в ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ:

  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе, к финансовым, кадровым, материально-техническим и прочим условиям. Какое оборудование и учебники нужны? Сколько понадобится учителей и других специалистов?
  • Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёма, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая создается участниками процесса образования. Какие предметы изучать? Что делать для развития умений получать знания? Какая должна быть схема оценки результатов учебы? Что должен представлять собой план учебного процесса?
  • Требования к результатам освоения образовательных программ. К учету принимаются следующие показатели: оценки учащегося, его коммуникативные навыки, самостоятельность, присутствие собственного мнения, а также другие личностные и метапредметные навыки.

Области применения стандарта

Реализация ФГОС происходит во всех учебных учреждениях, имеющих аккредитацию. Коммерческие университеты могут работать по собственным программам, руководствуясь потребностями той или иной группы населения, и не опираясь на рекомендации, которые выдвигает стандарт. Однако такие вузы не имеют права выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

Требованиями ФГОС руководствуются создатели учебной литературы, составители общих программ, члены комиссий, обеспечивающие контроль деятельности образовательных учреждений. На основе его действуют и медицинские работники, производящие регулярный осмотр детей и проверку заведений на соответствие определенным стандартам и так далее.

С учетом данного нормативного документа составляются различные методические рекомендации для педагогов, готовящихся к занятиям по ФГОС.

Цели и задачи ФГОС

Цель образования по ФГОС ― это общекультурное, личностное и познавательное развитие учеников. Оно создает главную компетенцию: умение учиться.

Образовательные каноны дают четкие разъяснения о том, что должен знать и уметь ученик при переходе из одного уровня образования в другой:

  1. уточнение обязательной базы знаний обучающегося;
  2. уровень самоидентификации в обществе;
  3. присутствие основ духовно-нравственного становления.

ФГОС в образовании определяют следующие задачи:

  • обеспечение равенства образовательного уровня людей на территории России;
  • поддержание последовательности основных программ образования.

Основные подходы

Каковы основные принципы ФГОС дошкольного образования? Расшифровка данного термина дана в самом документе. По новому закону «Об образовании» детский сад считается первой обязательной ступенью процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. Государство теперь не только гарантирует доступность на этой ступени качественного образования, но и переход всех дошкольных учреждений страны на ФГОС ДО. Каковы отличительные особенности данного документа?

Впервые в отечественной истории дошкольное детство стали считать самоценным образовательным уровнем, направленным на развитие успешной личности.

Что такое УУД

Чтобы избежать потери школьниками мотивации к познанию, учитель должен в первую очередь заниматься формированием умения учиться, представленного универсальными учебными действиями. Безусловно, учитывая возраст детей.

Согласно работам советского психолога и педагога Алексея Леонтьева, любая деятельность имеет иерархическое строение. Второй уровень представлен именно действиями. Это означает, что без них не будет никакой деятельности, в том числе и учебной. Работа над УУД так же сложна, как и богат их перечень. Одни из них формируются достаточно быстро, другие – длительное время.

На формирование УУД хорошо влияет орфографическая работа, которая невозможна без включения ребенка в процесс целеполагания. Открывая задание, ученик спрашивает учителя: «Что мне нужно делать?» Педагог помогает правильно сформулировать цель. Например, «увидеть орфограмму в слове», «вспомнить правило», «написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку».

ФГОС

Подробности
Опубликовано: 14.11.2011 22:00
Просмотров: 2040

ФГОС НОО         ФГОС ООО          ФГОС СОО

Непонятная и пугающая, на первый взгляд, аббревиатура расшифровывается так: Федеральный государственный образовательный стандарт.  Что же это такое?

Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ,  устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Зачем нужен новый образовательный стандарт? Советское образование было одним из лучших в мире. Зачем изобретать велосипед? Примерно так думают многие родители и учителя. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.

Сравнительный анализ образовательных систем PISA-2009 направлен не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Оценка образовательных достижений в 2009 году проводилась по направлениям:

  • грамотность чтения (Россия – 41-43 места)
  • естественнонаучная грамотность(37-40 места)
  • математическая грамотность (38-40 места) из 65.

Глобализация экономики приводит и к интеграции образовательных систем разных стран. Как российское образование интегрируется в мировую систему образования?

1. Начиная с принятия в 1992 г. первой редакции закона «Об образовании» создается новая нормативно-управленческая база деятельности образовательных учреждений, которая, с одной стороны, расширила их самостоятельность, но с другой — увеличила ответственность коллективов за результаты образовательной деятельности.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призвана сделать российское образование привлекательным, конкурентноспособным.

3. На интеграцию в мировую систему образования направлены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»

Причинами изменения парадигмы служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Состояние разработки и утверждения стандартов.

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);

2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

3. ФГОС среднего (полного) общего образования находится в стадии разработки.

Введение федеральных государственных стандартов общего образования будет вводиться поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех школах страны введены ФГОС начального общего образования. С 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования, с 1 сентября 2020 года – ФГОС среднего общего образования.

С полными текстами Стандартов Вы можете познакомиться на сайте Минобрнауки http://mon.gov.ru/dok/fgos/

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. 

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения. 

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Воспитательная деятельность

В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.

А теперь это обязательно!

Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.

А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.

Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.

Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.

А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Конечно, она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо. Но о таких уроках, как на видео, мы и не мечтали.

Желаю вам всего самого доброго!

Как всегда детишкам привет передавайте)

До новых встреч на страницах блога!

Базисный образовательный план

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. скачать весь документ

Взаимодействие родителей и педагогов

ФГОС (расшифровка аббревиатуры представлена в данном материале) содержит в себе идею о том, что обучение в современной школе носит характер трехстороннего взаимодействия. Кроме ребенка и преподавателя, в этот процесс также должны быть непременно вовлечены родители.

Поэтому в стандарте прописаны формы деятельности, которые способствуют созданию и необходимой атмосферы сотрудничества между школой и семьей. Наряду с традиционными родительскими собраниями, которые могут быть классными и общешкольными, мамы и папы приглашаются на индивидуальные собеседования с педагогами, а также на различные мероприятия как развлекательного, так и информационного характера.

С определенной регулярностью должны проводиться лектории для родителей, желающих повысить свой уровень знаний о проблемах воспитания и образования детей в современном обществе. Темами таких занятий могут быть различные вопросы, в том числе и «ФГОС, расшифровка понятия и его содержание».

Зачем необходимы стандарты образования – основные цели ФГОС

Давайте разберемся, что обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты:

  1. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Проще говоря, в каком городе или регионе вы бы ни жили, в Петропавловске-Камчатском, Ялте или Курске, ваш ребенок везде будет учиться по одинаковым программам, и получать одинаковый багаж знаний.
  2. Развитие духовных и нравственных качеств и высокого уровня воспитания.
  3. Вариативность содержания образовательных программ. Знания даются одинаковые, но подход к образовательному процессу может отличаться. Главное, выполнить цель: ребенок должен получить набор знаний, установленный на государственном уровне.
  4. Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Говоря доступным языком, детский сад занимается подготовкой детишек к начальной школе, которая, в свою очередь, готовит в среднюю школу и так далее. На каждом этапе жизненного пути ребенок должен получать весь необходимый объем знаний для беспрепятственного продвижения вверх по лестнице образования.

Важно! ФГОС – это основа всех образовательных программ. Используя ФГОС, специалисты пишут учебники и методические пособия

По ФГОС решают, какие задания будут на ЕГЭ и как проводить аттестации. По ним определяют, сколько времени выделить на тот или иной предмет. Одним словом, ФГОС – это база образовательного процесса

Используя ФГОС, специалисты пишут учебники и методические пособия. По ФГОС решают, какие задания будут на ЕГЭ и как проводить аттестации. По ним определяют, сколько времени выделить на тот или иной предмет. Одним словом, ФГОС – это база образовательного процесса.

Области применения стандарта

Реализация ФГОС происходит во всех учебных учреждениях, имеющих аккредитацию. Коммерческие университеты могут работать по собственным программам, руководствуясь потребностями той или иной группы населения, и не опираясь на рекомендации, которые выдвигает стандарт. Однако такие вузы не имеют права выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

Требованиями ФГОС руководствуются создатели учебной литературы, составители общих программ, члены комиссий, обеспечивающие контроль деятельности образовательных учреждений. На основе его действуют и медицинские работники, производящие регулярный осмотр детей и проверку заведений на соответствие определенным стандартам и так далее.

С учетом данного нормативного документа составляются различные методические рекомендации для педагогов, готовящихся к занятиям по ФГОС.

Совместные развлекательные творческие мероприятия

Необходимую информацию о вопросах воспитания как общих, так и касающихся какого-либо конкретного ребенка родители имеют право получить в личной беседе с учителем. Такие встречи возможны как в стенах школы, так и на дому.

Преподавателям необходимо проводить различные игры, в которые также следует вовлекать мам и пап. Это могут быть как соревнования, предусматривающие участие лиц обоих полов, так и игры, где участниками являются только девочки с матерями, или мальчики с отцами. Например, широко распространена эстафета «А ну-ка парни!», где ребята со своими папами соревнуются в традиционных для мужчин умениях и навыках, таких как забивание гвоздей, силовые упражнения и так далее.

Опытные учителя рекомендуют всячески способствовать заинтересованности родителей в проведении работ по благоустройству. Например, они могут быть вовлечены в сооружение различных конструкций для школьного стадиона и так далее.

Кроме информации про обучение и воспитание детей, родители могут получать необходимые сведения относительно обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также консультацию юриста, который способен предоставить все необходимые сведения, касающиеся прав и обязанностей ребенка, согласно действующему законодательству.

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, чему и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.  

Особенности внедрения ФГОС на основной ступени образования

Помимо дошкольных организаций в настоящее время разработаны ФГОС НОО. Расшифровка данного термина – федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Особенность документа, регламентирующего деятельность современного учителя начальных классов, — в подробном описании всех требований, предъявляемых к выпускнику второй ступени обучения.

Как выглядят ФГОС НОО? Расшифровка аббревиатуры вам уже известна, теперь остановимся на тех качествах, которыми должен обладать выпускник начальной школы.

Под «моделью выпускника» подразумевается результат реализации новых стандартов. Она является ориентиром для выстраивания современного образовательного процесса, продумывания общей структуры, отдельных элементов.

В качестве нормативной базы при ее создании выступает Закон РФ «Об образовании», ФГОС НОО, также образовательная программы школы. Модель можно считать динамической системой, систематически меняющейся, совершенствующейся, наполняемой обновленным содержанием. Для успешности выпускника в современных социальных условиях необходимо формирование у него следующих компетенций:

  • навыки обработки существенного количества информации;
  • коммуникативность;
  • стремление к постоянному приобретению новых знаний.

Нужны и следующие установки:

  • инициативность в получении новых компетенций;
  • желание и способность к организационным, технологическим, социальным изменениям;
  • социальная активность;
  • исполнительность и умение работать в команде;
  • адаптация к новым социальным условиям.

При составлении «модельного портрета» выпускника нужно учитывать те задачи, которые стоят перед страной. В первую очередь, ФГОС НОО – это документ, который направлен на возрождение национальных, семейных, этнических традиций

Особое внимание уделяется нравственному и духовному аспекту, выделяют три направления:

  • личностное;
  • семейное;
  • социальное.

В обновленном стандарте (2009 года) предлагается следующая модель выпускника начальной школы:

  • любит и уважает свой край, народ, страну;
  • принимает семейные и общественные ценности;
  • отличается любознательностью, активностью, заинтересованностью в познании окружающего мира;
  • владеет навыками самостоятельной организации образовательного процесса;
  • готов отвечать за совершаемые поступки перед обществом и семьей;
  • в отношениях с другими людьми проявляет доброжелательность, в рамках беседы обосновывает позицию, терпеливо выслушивает собеседника;
  • выполняет основные требования безопасного поведения, владеет навыками здорового образа жизни.

Также ФГОС НОО содержит основные результаты обучения на начальной ступени:

  • метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные);
  • личностные (нравственно-этическую ориентацию, самоопределение).

Ко второй группе относятся следующие показатели: самоуважение, самооценка, социальная и учебная мотивация, нравственная оценка действий.

Будущий пятиклассник в рамках метапредметных УУД должен отличаться готовностью к самостоятельным действиям, владеть навыками ведения диалога, проявлять доброжелательность по отношению к другим людям.

Формирование такой модели требует от педагога систематического повышения своей квалификации по определенным направлениям:

  • проектированию учебной деятельности;
  • организации работы школьников;
  • информационной компетентности;
  • оценочной системе.

Деятельностный метод обучения

Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.

В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.

Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.

Мне кажется, так учиться намного интересней.