Пальчиковая гимнастика и игры

Оглавление

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Шалун»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

— Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: — Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Потешки с пальчиками для самых маленьких: играем с грудничками

Новорожденные и груднички в первые месяцы жизни еще не могут играть с пальчиками, это за них делает мама. Легкое поглаживание и массаж пальчиков ручек и ножек помогает быстрее снять физиологический гипертонус и расслабить мышцы. Кроме того, воздействие на нервные окончания стимулирует мозговую деятельность и благотворно влияет на развитие ребенка.

5 лучших потешек с пальчиками для самых маленьких:

Этот пальчик — маленький-маленький, Этот пальчик — слабенький-слабенький, Этот пальчик — длинненький-длинненький, Этот пальчик — сильненький-сильненький, Этот пальчик — толстячок-толстячок, А все вместе — кулачок-кулачок!
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот — наш малыш, наш малыш …(имя)!
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.
Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики — ура! Одеваться нам пора!
Этот пальчик — хочет спать, Этот пальчик — лёг в кровать, Этот пальчик — лишь вздремнул, Этот пальчик — уж заснул. Этот — крепко, крепко спит.   Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и  запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

Пальчиковые игры направлены на развитие:

Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее скон

Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
Памяти

Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку

Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Пальчиковые игры для малышей до года

Этот пальчик самый толстый

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!Этот пальчик для того, чтоб показывать его!Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Этот пальчик

(Поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик уж вздремнул,Этот пальчик уж уснул.Этот крепко, крепко спит,И тебе он спать велит.

Этот пальчик

Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья.

Пианино

Вытяните руку тыльной стороной вниз пальцами к малышу. Подушечки четырех ваших пальцев – это клавиши. Покажите малышу, как вы играете на пианино. Для этого нажимайте пальцем другой руки на подушечки и воспроизводите звук. Например, голоса животных. Пусть ваш мизинец будет мышкой и говорит «Пи», безымянный – лягушкой и говорит «Ква!», средний – кошкой и говорит «Мяу», а указательный – собачкой и говорит «Гав». Главное, чтобы каждый раз при нажатии на один пальчик звук был одинаковым. Предложите малышу сыграть на вашем пианино. Когда малыш достаточно освоится в игре, можете меняться ролями, когда кто-нибудь ошибется, а также присваивать «клавишам» новые голоса.

Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики

В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.

Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»

***

Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)

***

Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой  пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)

***

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

***

Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем  мизинец)

***

Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил,  (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.

***

Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

Пальчиковая гимнастика «Овощи — фрукты»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)Тут и свёкла, и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)Курточку и шапку.И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребруладони, показывая направление надевания перчаток.)Натяну перчатку. (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)И на ножки надеваютПапа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палецпридерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)В снежки играть,На лыжах бегать,На коньках по льду кататься,Вниз с горы на санках мчаться.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Зарядка для малышей в стихах.

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

Зарядка для малышей «Бабочка» (после сна)

Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз — росой она умылась Два — изящно покружилась Три — нагнулась и присела На четыре — улетела

Зарядка для малышей «Топ-топ» Мы ногами топ, топ!Мы руками хлоп, хлоп!Мы глазами миг, миг!Мы плечами чик, чик!

Зарядка для малышей «Ванька-встанька»Раз сюда, два сюда ( повороты туловища вправо и влево)Повернись вокруг себя!Раз присели, два привстали,Сели, встали, сели, встали!Словно ванькой-встанькой стали,А потом пустились вскачь ( бег по кругу)Будто мой упругий мяч!Раз, два, раз, два ( упражнение на восстановление дыхания)Вот и кончилась игра.

Зарядка для малышей «Мишка»Мишка лапки подними,Мишка лапки опусти,Мишка, Мишка покружись,А потом земли коснись!И животик свой потриРаз, два, три — раз, два, три!

Хлоп! Раз, еще раз Мы похлопаем сейчас. А потом скорей-скорейХлопай-хлопай веселей!Пальчик о пальчик тук да тук, Хлопай, хлопай, хлопай!Пальчик о пальчик тук да тук, Топай, топай, топай!

По дорожке мы шагаем Топ-топ, ножки, топ! И в ладоши ударяем. Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Ай да малыши! Ай да крепыши!

Руки в стороны, в кулачок,Разжимаем и на бочок.Левую вверх!Правую вверх!В стороны, накрест,В стороны, вниз.Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)Сделаем большой круг. («нарисовали» руками круг)

Мы топаем ногами, Топ-топ-топ! Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп! Качаем головой, И вертим головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем И бегаем кругом.

А теперь всем детям встать,Руки медленно поднять,Пальцы сжать, потом разжать,Руки вниз и так стоять.Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)

Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)И похлопайте немножкоХлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.На меня теперь смотрите (делаем любое движение)Точно всё вы повторите.Раз-два-три, раз-два-три.А теперь покажем ножки И потопаем немножко.Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.Покажи мне ручки, ножки,Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)Раз-два-три, раз-два-три.

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)Кто его открыть бы мог? (пытаются разъединить руки)Повертели, покрутили,Постучали и открыли.

У нас славная осанка,Мы свели лопатки.Мы походим на носках,А потом на пятках.Пойдём мягко, как лисята,Ну а если надоест.То пойдём все косолапо,Как медведи ходят в лес.

Банька

Над трубою дым поднимается,

Сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх.

Да по небу дым расстилается.

Раскройте ладони и разведите руки в разные стороны.

Не хлебы пекут – банька топится,

А народ спешит к ней, торопится.

Соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте. Сами пальцы растопырьте.

Прибежала нянька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, нянька!»

Малыш пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал Нафанька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди, Нафанька!»

Малыш пытается попасть своим указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Анька!»

Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Манька!»

Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал наш Ванька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Заходи-ка в баньку,

Мы помоем Ваньку!

Жарко-жарко-жарко!»

Малыш просовывает свой мизинчик между вашими ладонями. Попытайтесь его поймать. Если удалось, начинай-те тереть, приговаривая.

Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой

Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.

Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:

  • 3 года – большой пальчик;
  • 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
  • 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.

Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим, (Движения прямыми ладонями вверх, вниз)

Мы капусту солим, солим, (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем, жмём. (Сжимать и разжимать кулачки).

«Комар».

«Летит муха вокруг уха, жжж» — водим пальцем вокруг уха.»

Летят осы вокруг носа, сссс» — водим пальцем вокруг носа.

«Летит комар, на лоб — оп» — пальцем дотрагиваемся до лба.

«А мы его — хлоп» — ладошкой до лба.

«И к уху, зззз» — зажимаем кулачок, подносим его к уху.

«Отпустим комара? отпустим!» — подносим кулачок ко рту и дуем на

него, разжимая ладошку

«Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы) растопырены, качают руками (солнце светит)

Паучок ползёт опять, (действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке. «Червячки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами)

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз)

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди.)

«Шалун»

Цель:развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила,малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

— Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: — Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Пчёлки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в «улей»)

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят)

Раз, два, три, четыре, пять (пчёлки летают)

«В дороге».

Едем, едем мы домой на машине легковой (движения имитируют повороты руля)

Въехали на горку: хлоп! (руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп! (руки через стороны вниз, присесть)

Пальчиковые игры-потешки

Веселимся и развиваем мелкую моторику!

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой – парень с душой,
Палец указательный – господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний.
Палец безымянный – с колечком ходит чванный,
Пятый – мизинец, принёс вам гостинец.

Мы делили апельсин

(кулачок- “апельсин” перед собой)
Много нас (левая рука растопырена — это “мы”)
А он один (взгляд переводим на кулачок) Эта долька для котят (отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа (четвертый)
Эта долька для бобра (пятый)
А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)
Разозлился волк – беда,
Разбегайтесь кто куда!

Моя семья

1-2-3-4
Кто живёт в моей квартире?
1-2-3-4-5
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья!

Пальчики здороваются

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
— Доброе утро!-
— Улыбчивым лицам.
— И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красилышков

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!

•••

Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко-крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!

•••

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

•••

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
“Ура, все собирайтесь, обедать пора!”

•••

Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом – строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться?

•••

Мамонт и папонт гуляли на pечке
Бабонт и дедонт лежали на печке
А маленький внучек сидел на кpылечке
И своpачивал хобот в колечки.

На прогулке

На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки —
Помешали перепалке.
И к развилке на кобыле
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!

Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек -стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей
Эта птичка – совушка,
сонная головушка;
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко;
Это – зяблик
Это -стриж,
Это – развесёлый чиж…
Ну, а это – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

•••
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? – спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Домик

Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь – звонок! (нажать на носик)

•••

У меня пропали руки (спрятать руки за спину),
Может быть они от скуки убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.

•••

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Маленький мизинчик
Маленький мизинчик —
плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
что все это значит,
Средний пальчик —
очень важный,
не желает слушать,
Указательный спросил:
“Может хочешь кушать?”
А большой бежит на кухню,
тащит каши ложку,
говорит: “Не надо плакать,
на, поешь немножко!”

Ход занятия.

Воспитатель. Издавна народ славился устным народным творчеством или фольклором. Что такое народный фольклор? (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, частушки).

Кто из вас помнит и может рассказать загадку? (ответы детей).

А теперь считалку? (ответы детей).

Кто знает пословицу? (ответы детей).

Споет частушку? (ответы детей).

А для кого народ придумывал потешки? Кого хотели потешить? (деток, обыгрывали игрушки).

А потешки вы знаете?

Все вместе.

Мы потешек много знаем

И хороших, и плохих

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Воспитатель.

В чистом поле теремок,

Теремок.

Он не низок не высок,

Не высок.

Входит девочка в русском костюме.

Аленка.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

В теремочке я одна

Тут и печка и дрова

И котел и сковородка

Вот находка, так находка

Только лампу я зажгла,

Тут и белка подошла.

Белка.

Это что за теремок?

Он не низок не высок

Кто в теремочке живет?

Аленка.

Я Аленка маленькая.

Шустра, быстра.

Воды наносила,

Сарафан дошила.

Ягод насбирала,

Носок довязала.

Песню допела,

Везде поспела.

А ты кто?

Белка.

Я — белка сижу на тележке

Продаю орешки.

Лисичке — сестричке

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Котику усатому.

Пусти меня в дом

Будем жить с тобой вдвоем.

Воспитатель.

С белкой поселились тут,

Дружно с ней они живут.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

Вдруг стучится на рассвете

Петушок горластый — Петя.

Петушок.

Я петушок

Красный гребешок

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами

Двойная бородка

Частая походка.

Рано утром встаю

Красны песенки пою

Это что за теремок,

Он не низок не высок

Эй, откройте петушку

Ко — ко — ко, кукареку!

Кто в теремочке живет?

Аленка.

Я Аленка.

Белка.

Я -белка.

Петушок.

Разрешите здесь пожить

Буду честно вам служить.

Воспитатель.

Вот живут они втроем.

Аленка пироги печет,

Белка орешки грызет,

А петух на подоконнике

Всем играет на гармонике

Проводится народная игра «Ворон».

Воспитатель.

Вот Аленка всех развеселила

Тут и курочка в гости поспешила.

Курочка.

Я по сеничкам похаживала,

Деточек, цыпляток уговаривала.

Вы не бегайте цыплятки по дворику

Не щипите вы зерен у заборика.

К забору гусак подбирается,

Цыпляток щипать собирается.

Пустите меня в теремок,

Спрячусь у вас на часок.

Петушок.

Надо курочку пустить

Чаем сладким угостить.

Воспитатель.

Слышен плач издалека,

Посмотрю в окошко я.

Так темно, что не видать

Будем терем закрывать

Заяц. Идет и жалобно плачет.

Аленка.

Ты кто?

Заяц.

Я заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Курочка.

Ах, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать,

Куплю худой лапоть

Все звери жалеют зайку.

Аленка.

Так и быть, пожалуй в дом

Жить мы будем вчетвером.

Воспитатель.

Дружно в тереме живут

Песни весело поют

Всеми ребятами исполняется потешка «Тень — потетень»

Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня убедились, что потешкой можно потешить детей, повеселить гостей.

Какие использовались потешки в сказке? (про курочку, про петушка, про зайку).

Какая понравилась вам больше всего?

Значит потешка помогала и помогает в жизни всем.

Едут, едут бабка с дедом

Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.

Едут, едут бабка с дедом!

Просуньте мизинец в первое окошко между ми-зинцем и безымянным пальцем со стороны ладони.

Нет, то скачет конь с соседом.

Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое).

Нет, то два мешка с овсом.

Положите на безымянный средний палец.

Нет, то кот дерется с псом.

Положите на средний указательный палец.

Ну чего же так кричать,

Если некого встречать?

Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из »окошка«.

Едут, едут бабка с дедом!

Нет, то пастушок с обедом,

Нет, то водят хоровод,

Нет, то снова пес и кот!

Ну чего же так кричать,

Если некого встречать?

То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами.

Едут, едут бабка с дедом!

Едут папа с мамой следом!

И подарков целый воз!

А за ними кот и пес!

Ну чего же зря кричать?

Побежали их встречать!

То же самое, но пальчики выглядывают в третье »окошко« между средним и указательным пальцами.

После этого все пальцы убираются и вместе с рукою «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.

Пастушок

Вышел, вышел пастушок на лужок, Он собрал, созвал буренок в кружок, Наказал им никуда не ходить, А, коль волк придет, его разбудить. Посчитал коров и сладко зевнул Да под белою березкой уснул.

Один из пальчиков малыша становится пастушком. Положите руку ладонью вверх. Пастушок ложится под любой из четырех березок-пальчиков. Большой палец в игре не участвует. Березка наклоняется к пастушку и пытается до него дотронуться: »Не спи!«. Малыш должен успеть убрать пальчик и лечь под другую березку.

Когда малыш освоится в игре, разбуженный пастушок становится березками, то есть игроки меняются ролями.

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.