Школьный литературный канон xix века: что читали русские гимназисты?

Оглавление

Биография

Родился 7 мая 1968 года в Москве.

В 1985 году поступил в Институт стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. Ломоносова.

Во время учёбы в университете был активистом различных молодежных групп, участвовал в избирательных кампаниях по выборам народных депутатов СССР. В 1988 году создал ради­кально-демокра­тическую фракцию в комсомольской организации МГУ, был активистом группы «Социалистическая альтерна­тива» Московского народного фронта, участвовал в организации многотысячных митингов в поддержку Бориса Ельцина.

В 1994 году создал и возглавил ГОСТ (GOST Strategy Group) — неформальное сообщество российских интеллектуалов. Основной рабочий профиль ГОСТ — идеологическое конструирование и мета-управление смыслами и мотивациями поведения.

В 1999 году стал соучредителем журнала «Со-Общение» — ежемесячного специализированного издания об интеллектуальном бизнесе и гуманитарных технологиях.

Консультант Сергея Кириенко

В 1999 году консультировал избирательную кампанию «Союза правых сил» в Госдуму РФ. Сопредседателем и лидером избирательного блока «Союз правых сил» тогда выступал экс-председатель правительства РФ Сергей Кириенко, впоследствии ставший главой ГК «Росатом» и замруководителя администрации президента.

По итогам выборов СПС получил 8,52% голосов и сформировал фракцию в ГД. По данным журнала «Эксперт», также «избрал» Сергея Мавроди депутатом Госдумы, а Александра Лебедя — губернатором Красноярского края.

В конце 90-х Кириенко и Островский также вместе готовили статью, связанную с концепцией «русского мира». Она вышла в 1999 году под заголовком «Россия. Страна, которой не было» с указанием трех авторов — Щедровицкий-младший, Островский и Кириенко.

В 2000—2007 гг. — стратегический советник полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе. С 2000 года полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе был Сергей Кириенко.

По данным «Русского журнала», главным редактором и издателем которого является другой российский политтехнолог, Глеб Павловский, Ефим Островский — один из самых высокооплачиваемых в мире специалистов по управлению политическими кризисами и избирательными кампаниями. Журнал «Эксперт» называет Островского одним из главных политтехнологов 90-х.

Совладелец Marussia Motors

С 2007 года — инвестор и совладелец компании Marussia Motors — производителя первого русского спортивного автомобиля класса «люкс». Инвестором и основным совладелецем этого проекта являлся предприниматель Андрей Чеглаков. Этот проект закрылся в 2014 году.

Создатель «Школы знати»

Проектом Ефима Островского также была «Школа школ» — так называется программа подготовки наследников капиталов. По-другому Островский называл проект «школой превосходства, школой господства»: «мы готовим знать», говорил он.

По его замыслу учеников в школе должно быть не больше четырех. Программа рассчитана на свободный от прочих занятий год — например, между окончанием школы и поступлением в заграничный вуз. Брали в нее, как говорил Островский, не всех: будущий аристократ должен обладать хотя бы начальными навыками в любом из боевых искусств и в игре го.

В школе учили «осваивать знания и владеть собой». В программе, к примеру, было предусмотрено изучение тибетской медицины, административных навыков, боевых искусств, техники нейро-лингвистического программирования (НЛП), истории образования, наследования и т.д. Занятия должны вести политологи, специалисты-гуманитарии, профессиональные консультанты. Обязательная часть программы — беседа за обедом. По словам Островского, стоимость обучения — $2–3 млн, смета зависела от пожеланий заказчика: можно организовать лекции за границей, совместить программу с кругосветным путешествием.

Островский также рассказывал, что параллельно начал готовить для будущих аристократов «савельичей» — опекунов, водителей и охранников в одном лице из мастеров боевых искусств и офицеров запаса.

Миноритарный акционер «Новых облачных технологии»

В июне 2018 года Ефим Островский стал миноритарным акционером компании «Новые облачные технологии», получив в ней долю в 1%. Основным акционером в ней является давний знакомый и бизнес-партнер Островского Андрей Чеглаков.

В «Новых облачных технологиях» не ответили на вопросы TAdviser о новом акционере.

Фото — soob.ru

Самые популярные стихотворения XIX века

Почти все стихотворения списка современному читателю известны. Исключением можно считать разве что басню Крылова «Осел и соловей», «Что ты спишь, мужичок?» Кольцова и стихотворение «певца природы» Аполлона Майкова «Кто он?», посвященное встрече рыбака с Петром I. Надо добавить, что для нас сегодня Лермонтов и Пушкин важны и памятны другими, а отнюдь не названными сочинениями. Но во второй половине XIX века баллада о том, как погиб вещий Олег, и казачья песня о борьбе с горцами на Кавказе пользовались огромной популярностью. А вот известная сегодня каждому любовная лирика типа «Я помню чудное мгновенье…» в школе не изучалась вовсе — в силу целомудрия тогдашнего образования.

«Дом, в котором…», Мариам Петросян

Противоречивая, пугающая, гениальная, культовая книга, армия поклонников которой растёт с каждым днём, рискуя превратиться в отдельную субкультуру. 

Герметичный роман, действие которого происходит в интернате для детей-инвалидов. Пересказать сюжет совершенно невозможно. Знайте только, что персонажей здесь много, и никто не хороший на все сто. Сюжетных линий тоже достаточно, а атмосфера такая, что и колется, и хочется — как когда ковыряешь засохшую ранку. В общем, если вы читаете этот текст, а книгу ещё не читали, и сердечко ваше волнуется и чуть-чуть плачет, то я вообще не понимаю, чего вы ждёте. 

Читать

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Интересные факты из жизни Михаила Булгакова

1. Булгаков еще с раннего детства имел писательские таланты. Первое произведение он написал, когда ему было всего семь лет. Это был очерк «Похождение Светланы».

2. Источником вдохновения Михаила Афанасьевича была старая гравюра. Она размещалась над его рабочим столом. На гравюре было изображено лестницу, которая вела от рождения и до смерти человека. Сам Булгаков считал, что каждая ступень должна ознаменоваться каким-то феерическим действием или же открытием.

3. Писатель был еще тем коллекционером. Он никогда не выбрасывал билеты в театр или на концерт. Также Булгаков любил вырезать из газет и журналов отзывы о нем и его творчестве. Это была отдельная коллекция. В письме, которое он отправил Сталину, Михаил Афанасьевич писал, что среди 301 отзыва 298 были отрицательные и только 3 – положительные.

4. Одной из самых любимых опер Булгакова была «Фауст» Гете.

5. В первый же день работы к нему на прием в госпиталь поступила роженица. Вместе с ней пришел муж, который был так взволнован, что захватил с собой пистолет и начал угрожать молодому врачу. Он кричал, что убьет его, если жена умрет. Булгаков справился с этим непростым заданием, и вся эта история закончилась благополучно.

6. У Булгакова были особые отношения со Сталиным. По утверждению некоторых источников, Сталин ходил на его пьесу «Дни Турбиных» 14 раз. Тем не менее, в прессе высказывался о творчестве Булгакова и его пьесе неоднозначно: иногда отмечал талант писателя, иногда говорил о его антисоветских пропагандах.

7. Интересно, что Михаил Афанасьевич за всю свою жизнь имел три жены. У каждой из них также было три мужа. Соответственно, у первой жены он тоже был первым, у второй – вторым, а в третьей – третьим.

8. Кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита» был списан из собаки Булгакова, которую также звали Бегемотом. Это животное было очень разумным, что и позволило писателю создать такой привлекательный образ кота.

9. В число любимых писателей Булгакова входят Гоголь и Салтыков-Щедрин. В письме к Сталину он называл Салтыкова-Щедрина своим наставником.

10. Еще с молодого возраста Булгаков подсел на морфий. В это время он вошел в затяжную депрессию, вел себя не вполне адекватно. Михаил Афанасьевич хватал пистолет и угрожал своей первой жене. Сам он утверждал, что во время этих помутнений к нему часто являлся дух Гоголя.

11. Несмотря на три брака, у Булгакова не было родных детей. Он усыновил мальчика своей последней жены Елены, ему же досталось и все наследство писателя. Некоторые источники утверждают, что его первая жена Татьяна стала беременной вскоре после того, как они поженились. Но Булгаков тогда был еще слишком молод и не хотел детей. Татьяна вынуждена была сделать аборт.

12. Мало кто знает, что известный всем советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был снят за мотивами пьесы Булгакова «Иван Васильевич». Сценаристы пытались максимально адаптировать пьесу под нужный им формат и поменяли только года действия. Эта пьеса в свое время не была оценена. Ее репетировали для постановки на сцене, но в последний момент она была запрещена властью.

13. Особое место в жизни Булгакова занимает Николай Васильевич Гоголь. Помимо того, что он был любимым писателем и иногда являлся ему, их судьбы переплелись даже после смерти. На могилу Булгакову по случайности был установлен надгробный камень, который раньше находился на могиле Гоголя.

14. Самый популярный роман «Мастер и Маргарита» мир увидел через 26 лет после смерти писателя. Говорят, что исследования оригиналов этого произведения показали, что на страницах были найдены остатки морфия. Учитывая специфику романа и этот факт, в литературном мире распространена мысль, что это произведение было написано Булгаковым именно под действием морфия.

15. Прототипом Маргариты стала его третья жена Елена Шиловская. Весь роман был посвящен именно ей.

16. Михаил Афанасьевич не остался в стороне, когда драматурги начали писать пьесы к столетию со дня смерти Пушкина. Чтобы его пьеса не затерялась среди остальных, он придумал произведение, в котором отсутствовал главный герой, то есть сам Александр Сергеевич Пушкин. Он решил, что никто не сможет сыграть гения русской литературы, что это неуважительно по отношению к самому Пушкину.

Как дети «проходят» школьную программу

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

В ходе опросов более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».

При этом подростки не всегда осознают то, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. С одной стороны, в ходе опросов они могут говорить, что не используют их, а с другой, указывают на конкретные произведения, которые освоили каким-то иным образом, чем прочтение оригинального текста. Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, отмечает Любовь Борусяк. Доказательство тому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Самые популярные среди подростков экранизации классики

  • «Война и мир» Сергея Бондарчука
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»)
  • «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»)
  • «Тарас Бульба» Владимира Бортко

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», (Мосфильм, 1967 г.)

Поскольку сегодня экранизированы практически все шедевры русской классики, в число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако все же реже, чем перечисленные выше произведения.

«С кем бы побегать», Давид Гроссман

Вот — Асаф, который бегает по улицам Иерусалима в поисках хозяйки потерявшегося пса. 

Вот — Тамар, хозяйка собаки, которая многим готова пожертвовать ради того, чтобы спасти брата. 

Вот — артисты, которых так много на улицах Иерусалима, когда-то среди них был и брат Тамары. Где он сейчас? 

Динамике этой книги позавидует любой голливудский блокбастер. А уж сколько важных тем здесь поднял Гроссман: взросление, одиночество, любовь, наркозависимость, уважение к себе и другим

Люди — разные, помогать — важно. Эта книга — тихий шедевр, который понравится и подросткам, и взрослым, а особенно полезен будет родителям, которые хотят научиться лучше понимать своих детей

Читать

Список художественной литературы на лето от А.А.Скулачева

Обязательная литература:

  1. «Житие Сергия Радонежского»
  2. А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
  3. М. Сервантес «Дон Кихот» (как минимум 1-й том)
  4. В. Скотт «Айвенго»
  5. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
  6. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  7. Ф. М. Достоевский «Белые ночи»

Лирика:

  1. И.Бунин Лирика, в том числе «Слово»,
  2. Н.Гумилев Лирика, в том числе «Слово», «Одержимый».
  3. Б.Л.Пастернак Лирика, в том числе «Как бронзовой золой жаровень…».
  4. А.Кушнер Лирика, в том числе «Времена не выбирают…»
  5. И.А.Бродский Лирика, в том числе «Пилигримы», «На смерть Жукова».

Дополнительная литература:

  1. Л. К. Чуковская «Софья Петровна»
  2. Дневник Анны Франк
  3. Ф. Вигдорова «Дорога в жизнь», «Это мой дом»
  4. Р. Киплинг «Пэк с холмов»
  5. А. Конан Дойль «Бригадир Жерар»
  6. Г. Хаггард «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона»
  7. А. Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо»
  8. А.К. Толстой «Князь Серебряный»
  9. Ш. Бронте «Джейн Эйр»
  10. Д. Остин «Гордость и предубеждение»
  11. М. Стюарт «Девять карет»
  12. Р. Л. Стивенсон «Черная стрела», «Остров сокровищ»
  13. М. Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
  14. П. Г. Вудхауз «Дживс и Вустер», «Замок Блэндингс»
  15. А. Беляев «Человек-амфибия», «Над бездной», «Продавец воздуха»
  16. Г. Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
  17. Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», «И грянул гром», «Все лето в один день», «Лёд и пламя»
  18. И.А. Ефремов «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды»
  19. С. Лем «Непобедимый», «Солярис»
  20. Д. Р. Р. Толкин «Властелин колец»
  21. В. Гюго «Отверженные»
  22. Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»
  23. Харпер Ли «Убить пересмешника»
  24. У. Голдинг «Повелитель мух»
  25. В. Каверин «Два Капитана»
  26. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  27. М. А. Булгаков «Красная корона»
  28. М. А. Шолохов «Чужая кровь»
  29. B. П. Аксенов «Затоваренная бочкотара»
  30. A. С. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь»
  31. А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»
  32. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
  33. А.Н.Островский «Без вины виноватые»
  34. Н.С. Лесков «Несмертельный Голован», «Очарованный странник»
  35. А.Л. Слонимский «Детство Пушкина»
  36. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
  37. В. Скотт «Квентин Дорвард»
  38. Е. Мурашова «Класс коррекции»
  39. А.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
  40. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике»
  41. Э. Блайтон «Тайна подземного царства», «Тайна орлиного гнезда»
  42. Г.Н. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо»
  43. Ю.С. Рытхэу «Когда киты уходят»
  44. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
  45. Дж. Лондон «Белое безмолвие», «Зов предков», «Любовь к жизни», «Мужество женщины»
  46. Э. Сетон-Томпсон «Ральф в лесах»
  47. Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
  48. И. Шмелёв «Лето Господне»
  49. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Недопёсок», «Чистый Дор»
  50. Ф. Искандер «Детство Чика», «Созвездие Козлотура»
  51. Э. Хемингуэй «Старик и море»

Произведения, которые будут изучаться в 7 классе:

  1. «Сказание о Борисе и Глебе».
  2. «Житие Сергия Радонежского».
  3. «Поучение Владимира Мономаха».
  4. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
  5. М. Ю. Лермонтов. «Умирающий гладиатор».
  6. Л. Н. Толстой. «После бала».
  7. А. П. Чехов. «Студент».
  8. А. С. Пушкин. «Сапожник».
  9. А. С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
  10. М. Ю. Лер­монтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»
  11. В. Скотт. «Айвенго».
  12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
  13. М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».
  14. А. С. Пушкин. «Домик в Коломне».
  15. Н. В. Гоголь. «Нос», «Записки сумасшедшего».
  16. А. П. Чехов. «Человек в футляре».
  17. М. Сервантес. «Дон-Кихот».
  18. А. И. Солженицын. «Матренин двор».
  19. В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал».
  20. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
  21. И. А. Бунин. «Сны Чанга».
  22. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».
  23. А. Т. Твардовский. «Василий Теркин».
  24. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
  25. В. Быков «Сотников»
  26. Г. Р. Державин. «Снигирь»
  27. И. А. Бродский. «На смерть Жукова»

Школьные программы

Программа обучения 5 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • Математика
  • Этика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Природоведение
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 6 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • Математика
  • Этика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Природоведение
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 7 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Химия
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 8 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Химия

Программа обучения 9 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Правоведение
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Информатика
  • Химия
  • Художественная культура

Программа обучения 10 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Экология
  • Математика
  • Информатика
  • Технологии
  • Философия
  • Защита Отечества
  • Химия
  • Физическая культура

Программа обучения 11 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Астрономия
  • Экология
  • Человек и мир
  • Экономика
  • Эстетика
  • Математика
  • Информатика
  • Технологии
  • Философия
  • Защита Отечества
  • Химия
  • Черчение
  • Физическая культура

Литература XIX в.

В. А. Жуковский

  • Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Песня»
  • Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
  • Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
  • «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»

А. С. Грибоедов

  • Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Пушкин

  • Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
  • В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
  • Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
  • Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
  • Философские мотивы лирики А. С. Пушкина
  • Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
  • Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

М. Ю. Лермонтов

  • Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)
  • Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
  • Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь

  • Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)
  • Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»
  • Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
  • Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева
  • Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Школьные программы

Программа обучения 5 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • Математика
  • Этика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Природоведение
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 6 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • Математика
  • Этика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Природоведение
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 7 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Химия
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 8 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Химия

Программа обучения 9 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Правоведение
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Информатика
  • Химия
  • Художественная культура

Программа обучения 10 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Экология
  • Математика
  • Информатика
  • Технологии
  • Философия
  • Защита Отечества
  • Химия
  • Физическая культура

Программа обучения 11 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Астрономия
  • Экология
  • Человек и мир
  • Экономика
  • Эстетика
  • Математика
  • Информатика
  • Технологии
  • Философия
  • Защита Отечества
  • Химия
  • Черчение
  • Физическая культура

Список обязательной литературы на лето для 11-го класса

  1. Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый Андрей, Гумилёв Н.С., Северянин И.    Поэзия Серебряного века.
  2. Горький М.       Фома Гордеев. Мать. На дне. Несвоевременные мысли.
  3. Блок А.А.           Двенадцать. Соловьиный сад.
  4. Есенин С.А.       Анна Снегина.
  5. Бунин И.             Господин из Сан-Франциско. Тёмные аллеи. Чистый понедельник. Лёгкое дыхание. Антоновские яблоки.
  6. Куприн А.И.      Гранатовый браслет. Олеся.
  7. Андреев Л.       Иуда Искариот.
  8. Маяковский В.В. Облако в штанах. Во весь голос.
  9. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.
  10. Платонов А.П. Сокровенный человек. Котлован.
  11. Толстой А.Н.     Пётр Первый.
  12. Шолохов М.А. Тихий Дон.
  13. Ахматова А.А. Реквием.
  14. Пастернак Б.Л.                Доктор Живаго.
  15. Твардовский А.Т. Тёркин на том свете. По праву памяти.
  16. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Матрёнин двор.
  17. Астафьев В.П.  Царь-рыба.
  18. Абрамов Ф. Поездка в прошлое.
  19. Распутин В.Г. Живи и помни. Прощание с Матёрой.
  20. Вампилов А. Старший сын. Утиная охота.

Александр Грибоедов. «Горе от ума»

«…Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

Это история о молодом человеке, который, побывав за границей, решает рассказать всем вокруг, как они неправильно живут. Мыслят не так, любят как-то тоже не совсем так, да и вообще пора всем выйти из зоны комфорта. На что общество взрослых во главе с Фамусовым начинает над ним насмехаться, а молодёжь, ярким представителем которой является красотка Софья, и вовсе объявляет главного героя, Чацкого, сумасшедшим.

Актуальность истории заключается в том, что общество не всегда готово к переменам. Чаще даже совсем не готово. Прогрессивные идеи непонятны и болезненны, общество предпочитает проверенный вариант, в котором и волки будут сыты, и овцы не пострадают.

«Здравствуй, брат мой Бзоу», Евгений Рудашевский

Помните, как сердечко волнуется на пороге взрослой жизни? Когда перемен не миновать, и что же ждёт тебя впереди, что же, что? Удивительно, как Рудашевскому удалось поймать и сохранить это настроение в тексте. Но, в отличие от большинства из нас, главный герой предвкушает вовсе не радость самостоятельности первокурсника. Осенью паренька забирают в армию, ему осталось всего-то пара месяцев, чтобы наладить дружбу со спасённым им дельфином. Будет ли его друг всё ещё здесь, когда парень вернётся домой? И вернётся ли?

Восьмидесятые годы, лето в маленькой абхазкой деревушке, отзвуки осетино-грузинского конфликта. Красота природы против ужасов войны. В основе этой книги лежит реальная история, а сам автор некогда изучал поведение дельфинов, так что всё описанное в книге — правда.

Читать

Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

«…Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…»

Московская лаборатория режиссера Дмитрия Крымова (театр «Школа драматического искусства») поставила любопытный спектакль для школьников — «Евгений Онегин. Своими словами». История Евгения Онегина — это история о моменте позднего «взгляда назад»: нужно уметь вовремя обернуться и попытаться понять, что же происходит вокруг.

Но герой этой теории не знает и оборачивается тогда, когда уже совсем поздно: друг убит, любимая девушка с другим, родственники все умерли. «Евгений Онегин» — это про наш сумасшедший мир, где нет времени оглянуться и осмотреться.