Оглавление
- Давид
- Начало: суд и приговор
- План Голгофы
- Религиозные объекты, находящиеся на Виа Долороза и рядом с ней
- Где Пилат судил Христа?
- [править] История
- Из Иерусалима – в Малые Дивы
- Иисус был в Галилее и на севере Израиля
- Город в наши дни
- Полезно знать
- Святой Афон — гора, где в монастырях хранится множество христианских реликвий
Давид
В 1000 г. до н.э. израильский царь Давид вторгся в Иерусалим и обнес стеной и укрепил город от дальнейшего вторжения. Позже, когда царь Соломон построил храм, Иерусалим стал духовной столицей сначала для евреев, а затем и для христиан и мусульман.
В 586 г. до н.э. город пал перед вавилонянами, и храм Соломона был разрушен Навуходоносором, но позже восстановлен. Александр Македонский также захватил всю Палестину в 332 г. до н.э., а в последующие годы Иерусалимом правили потомки его генералов: египетские Птолемейцы и сирийские Селевкиды.
В I веке город был столицей Маккавейской империи Симона Маккавея, прежде чем уступить место долгому правлению римлян.
В римскую эпоху город Вифлеем недалеко от Иерусалима стал свидетелем рождения Иисуса Христа.
Начало: суд и приговор
Началом крестного пути считаются Ворота Девы Марии или, как их называют в арабском квартале Иерусалима, «Львиные». Через эти ворота Иисус въехал в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.
Дворец иудейского прокуратора, где происходил допрос, где Спаситель пережил издевательства охраны и выслушал приговор, канул в лету. На этом месте стоит женский монастырь францисканского ордена (Сестры Сиона). Здесь можно осмотреть:
- Темница — камера, где пребывал Иисус во время скорого и неправедного следствия;
- Часовня Осуждения — стоит на месте, где Спасителю был зачитан смертный приговор, в подвале часовни сохранились плиты «лобного места» прокураторского двора, на котором стоял Христос;
- Часовня Бичевания — установлена в том месте, где начался крестный путь на Голгофу, где Иисус претерпел издевательства солдат, принял терновый венец и свой Крест;
- Монастырский музей — небольшое, но ценное собрание археологических находок I века нашей эры (открыт для осмотра только в утренние часы);
- Ecce Homo — арка, у которой Пилат представил толпе Спасителя, где вопила толпа: «Распни его!».
Монастырь включает в себя первые две остановки Крестного пути.
План Голгофы
По легенде, в начале I века церковь и Голгофа располагалась за границей Иерусалима, в северо-западной части. Сегодня этот участок холма представляет собой составляющую Храма Гроба Господня, главной святыни современного православного вероучения. Подняться на Голгофу можно у дверей Храма. К ней ведет очень крутая лестница из 17 ступеней. Естественно, сейчас она выглядит не так как в новозаветное время. Для сохранения реликвий, все памятные места были огорожены, но, тем не менее, визуальный и тактильный доступ к ним все же имеется.
Три алтаря Голгофы
Голгофа делится на три части – Алтарь Распятия, Алтарь Гвоздей и Алтарь «Стабат Матер». В левой стороне Голгофы во времена Христа возвышался крест, где он был распят и где спустя три дня воскрес. Сейчас на этом холме расположился Алтарь распятия, являющийся частью греческой христианской церкви. Внизу алтаря лежит престол с открытым промежутком, оставленным для того чтобы странники и богомольцы могли прикоснуться к тому самому месту, где возвышался крест с Сыном Божьим. Вокруг престола можно увидеть поверхность скалы, слева от него в полночь проходят богослужения. Иногда проповеди церкви Голгофы вместе с греками проводят русские священнослужители. Алтарь Распятия – это место XII стояния Крестного пути или как еще говорят, путь Христа в Голгофу (Виа Долороса).
Местность, где солдаты сбросили с пророка одеяния и прибили его гвоздями к кресту, расположилась правее от распятия и имеет название Алтарь Гвоздей. Оно в собственности у католической церкви. Здесь происходят Х и ХI стояния Крестного пути. Алтарь Стабат Матер, расположился по центру, первым и вторым алтарем. Он принадлежит католической церкви и, как гласит легенда, здесь стояла Богородица, когда распяли ее сына. Там же можно увидеть деревянную фигуру Божьей матери, к ногам которой паломники не перестают подносить драгоценности и другие пожертвования. Здесь располагается ХIII стояние Виа Долороса.
Стояние святых Жен
Чуть поодаль от места распятия Христа, примерно в 300 метрах, отмечено место стояния святых Жен. Как и предсказывал Спаситель, его близкие друзья смотрели издали, как он встретил смерть. Называется это место «Спудий». Здесь обустроили монастырь и часовня имени Богородицы.
Паломнические туры в Иерусалим.
Часовня головы Адама
Внизу храма разместилась Часовня головы Адама. По преданию, распятие Сына Божьего свершилось на месте где лежало тело Адама и, как написано в Библии, Христос кровью омыл останки нашего праотца. Под стеклом в часовне мы можем увидеть расщелину в горе. По этой расщелине кровь Иисуса попала на череп Адама. Достоверно известно, что ранее место, которое принято считать местом захоронения Адама, было скрыто от людских глаз. Оно не являлось местом поклонения. Вход в пещеру вырубили искусственно лишь в VII веке.
В Голгофе имеется помещение, где хранятся уникальные, ценнейшие реликвии Греческой церкви. Посмотреть их не так просто – вход туда ограничен, и возможен при наличии специального приглашения.
Символика
В христианском вероучении имеется множество различных символов и знаков. Крест Голгофа долгое время считался важным символом в православии. Это схематическое изображение горы Голгофа с установленным на ней крестом и ступенями по обе стороны, ведущими к вершине холма. Ниже ступеней рисуют очертания человеческих костей и черепов, что символизирует присутствие смерти в этой местности.
В настоящее время символика креста Голгофы в действительности уже не используется церковью. Только в некоторых редких случаях монахи вышивают его на своих одеяниях.
Итак, как же добраться до Голгофы? Для начала надо прилететь в Израиль, а далее найти это священное место не составит труда. Сюда регулярно курсируют рейсовые автобусы компании Эггед. Можно добраться самостоятельно, на своем личном автотранспорте, предварительно отыскав Голгофу на карте Иерусалима.
Это интересно: Существует ли душа у человека: описываем суть
Религиозные объекты, находящиеся на Виа Долороза и рядом с ней
На улице Львиных ворот, перед началом Виа Долороза находятся греческий православный монастырь Святой Анны и католическая базилика Святой Анны, построенные на местах, где, согласно, соответственно, православной и католической традициям родилась Богородица. Перед базиликой Святой Анны находится купальня Вифезда. Вдоль Виа Долороза находятся следующие религиозные объекты (с востока на запад):
Название | Изображение | Принадлежность | Местоположение | Место отмечает событие |
---|---|---|---|---|
Медресе Аль-Омария | мусульмане | Допрос Понтием Пилатом Иисуса Христа в претории Пилата (Ин. ) в крепости Антония (ныне разрушена). | ||
Церковь Бичевания | Латинский Патриархат Иерусалима | Бичевание Иисуса Христа (Мф. ). | ||
Церковь Осуждения | Латинский Патриархат Иерусалима | Взятие Креста Иисусом Христом. | ||
Монастырь Эссе Хомо. Базилика Ecce Homo. | Латинский Патриархат Иерусалима (Орден Богоматери в Сионе) | Суд Пилата (вынесение приговора) на месте, называемом Лифостротон (Ин. ). | ||
Монастырь Претория | Иерусалимская православная церковь | Заключение Иисуса Христа в темнице. | ||
Часовня | Армянская католическая церковь | Первое падение Иисуса Христа под тяжестью креста. | ||
Церковь Богоматери Страдания | Армянская католическая церковь | Встреча Иисуса Христа с Матерью. | ||
Часовня Симона Киринеянина | Латинский Патриархат Иерусалима | Симон Киринеянин помогает нести крест Иисусу Христу (Мф. ). | ||
Часовня Святого Лица | Мелькитская греко-католическая церковь | Вероника вытерла лицо Иисуса своим платом. | ||
Часовня | Латинский Патриархат Иерусалима | Второе падение Иисуса Христа. | ||
Монастырь Святого Харлампия | Иерусалимская православная церковь | Обращение Иисуса Христа к женщинам Иерусалима (Лк. ) | ||
Часовня Святой Елены | Коптская церковь | Третье падение Иисуса Христа. | ||
Александровское подворье | Русское православное общество Святой Земли | Иисус Христос проходит через порог Судных Врат. | ||
Храм Гроба Господня | Иерусалимская православная церковь, Латинский патриархат Иерусалима, Армянская, Коптская, Сирийская и Эфиопская церкви | Разделение одежд Иисуса Христа, Распятие, снятие с Креста, помазание тела благовониями, положение во Гроб, Воскресение Иисуса Христа. |
Где Пилат судил Христа?
Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.
Реконструкция дворца Ирода, макет
Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).
[править] История
Город был основан в 17−16 вв. до н. э.
Возле Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница до сих пор здесь почитается.
Город принадлежал колену Иехуды.
Вифлеем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником, в рассказе о колодце Давида, неоднократно — в истории о Руфи и Боазе.
Вифлеем присоединил к роду Калеба Хур, первородный сын Калеба от его жены Эфраты или, что вернее, второй сын Хура Сальма. Но, по книге Руфь, здесь, помимо рода Калеба, жил ещё другой иудейский род, от которого вели происхождение, через Боаза, Ишай и Давид. Жители города издревле пользовались репутацией гостеприимных и добрых людей, что явствует не только из истории Руфи, но и из некоторых глав Книге Судей. Отсюда происходили судья Ибцан и множество выдающихся героев и воинов, игравших выдающуюся роль в истории древнего Израиля, например Давид и его братья и многие другие, например Эльханан бен Яир.
В сражении с филистимлянами, происходившем в так называемой Теребинтовой долине, деятельное участие принимали также жители Вифлеема. Здесь Давид совершил свой первый подвиг. Благодаря ему этот город пользовался и в позднейшее время такой любовью народа, что даже пророк Миха из него, а не из Иерусалима, ждал появления народного избавителя.
Здесь Самуил помазал Давида на царство.
Возле этого города во времена пророка Иеремии был посад Кимам (Химам), названный так, возможно, по имени сына Барзилая, друга Давида.
В эпоху Ровоама Вифлеем вместе с некоторыми другими городами был превращён в крепость, которая должна была защищать Иудейское царство с юга и юго-запада.
После Вавилонского пленения выходцы из Вифлеема вновь поселились здесь.
С возникновением христианства Вифлеем получил особое значение в христианском мире благодаря тому, что там родился Иисус Христос. Согласно Евангелиям, когда Ирод Великий приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
От эпохи Второго Храма в городе до сих пор остаются остатки акведука, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.
Евреи жили в Вифлееме до подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разрушившими город в 135 году.
В Вифлееме во 2 веке после восстания Бар-Кохбы, на месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Эрец-Исраэль Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества.
В 529 году во время восстания самаритян во главе с Юлианом Цабаром против Византийской империи Храм Рождества Христова (церковь Рождества) был разрушен, но после подавления мятежа Юстинианом Великим, здание было восстановлено сохранилась до наших дней.
В 5 веке Иероним поселился в Вифлееме и основал здесь монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык — Вульгату — он пользовался помощью учёных-евреев, живших в окрестностях города.
В 614 году, во время Восстания против Ираклия, город был захвачен персами, которым евреи, вероятно местные. Эти евреи помогали захватывать и Иерусалим.
В 637 году Вифлеем был захвачен арабами.
Примерно в 1170 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский нашёл здесь 12 евреев-красильщиков.
Ещё в начале 20 века здесь жили и евреи.
В 1918 году, во время Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками.
В 1922 году Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 году, с созданием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН («Большой Иерусалим»).
В 1948 году, в ходе Войны Израиля за независимость, Вифлеем (как и Восточный Иерусалим) были захвачены Иорданией. Здесь поселились арабские беженцы.
В 1967 году, во время Шестидневной войны город сдался израильским властям без сопротивления.
После подписания Норвежских соглашений между левыми властями Израиля и ООП Вифлеем с прилегающими населёнными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) в 1995 году вошёл в состав Палестинской автономии.
Попадание города под власть Палестинской автономии тяжело отразилось на христианской общине, которая уменьшилась более чем вдвое.
Естественным следствием уступок левых стал арабский террор — с началом террористической войны Интифады, развязанной арабскими террористами против Израиля в конце сентября 2000 года, Вифлеем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Малхи, Гило, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций израильской армии в городе наступило относительное затишье.
Из Иерусалима – в Малые Дивы
На Via Dolorosa находятся девять «станций» — остановок Спасителя, которые особо почитаются паломниками. Это место, где Он взвалил на себя крест, три места, где Он падал в изнеможении, место, где Он встретил Богородицу, место, где встретил женщин, оплакивающих Его. Заканчивается путь в Святогробском храме у Кувуклии.
Чтобы пройти «Дорогой скорби», в Иерусалим веками приезжали паломники со всех христианских стран. Возможно, именно отдаленность Святой земли от Руси и опасности, которые поджидали православных паломников в дороге, сподвигли монахов создать в России свою «Виа Долороза», — такую версию выдвигает археолог и краевед из Воронежской области Виталий Викторович Степкин. В статье «Виа Долороза в пещерах урочища Малые Дивы на Среднем Дону» он выдвигает предположение, что в России до сих пор есть своя «Дорога Скорби», которая была построена монахами в XVII веке. Она окружает уникальный пещерный храм Иоанна Предтечи в Свято-успенском Дивногорском монастыре.
Иисус был в Галилее и на севере Израиля
1. Назарет
Во времена Иисуса Назарет был небольшой деревней. Это было место, «где Он был воспитан», как сказал евангелист Лука (Лк. 4:16). Выросший в Назарете, Иисус научился работе с деревом и камнем у Своего отца Иосифа. Став взрослым, Он возвращается в Назарет и признаётся в синагоге, что Он является исполнением слов пророка Исаии:
Сегодня Назарет — это большой город, большинство жителей которого являются мусульманами. И лишь несколько впечатляющих христианских церквей позволяют посетителям восстановить в памяти библейские истории через созданные на протяжении веков произведения искусства.
Caesarea Philippi. Photo — Mboesch, Wikimedia
2. Кесария Филиппова
Кесария Филиппова расположена в самых высоких горах страны. Она окружена захватывающей дух природой, которую вы не найдёте в других частях Израиля. Именно здесь ученики получили откровение о том, что Иисус — Мессия. И Симон был назван Петром после того, как признал, что его Учитель — «Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). И затем Иисус добавил:
Кесария Филиппова и район Тель-Дан — это потрясающие места, которые стоит посетить, несмотря на их отдалённость. Находящимся там остаткам языческих святилищ тысячи лет.
3. Кана Галилейская
Возможно, мы мало что знаем о Кане, но в этой скромной галилейской деревне произошло одно важное событие. Иисус со Своей семьёй пришёл на свадьбу в Кане
Мы даже не знаем, кто были жених и невеста
Но что нам точно известно, так это то, что, когда закончились запасы вина, мать Иисус обратила внимание на своего Сына, говоря: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5)
И хотя сначала Иисус сказал, что Его время ещё не настало, в конце концов Он совершил Своё первое публичное чудо, превратив воду в вино.
В этом месте было несколько мест под названием Кана, одно из них — Кфар Кана в нескольких милях от Назарета
Сейчас она может похвастаться несколькими соборами, но важность этого места остаётся больше духовной, чем физической: с этого чуда началось сверхъестественное служение Иисуса
4. Капернаум
Ни один другой город (кроме Иерусалима) не видел столько чудес и не слышал столько учений от Иисуса, как Капернаум. Эта небольшая рыбацкая деревня была родным городом Петра, одного из ближайших друзей Иисуса. Мы знаем, что Иисус здесь жил (Мф. 4:13), учил и совершал чудеса (Мф. 8:14). Он также освобождал людей (Мк. 1:21) и исцелял тело и дух желающих (Мк. 2:11). Капернаум, должно быть, занимал особое место в сердце Иисуса.
Капернаум — одно из тех уникальных мест в земле Израиля, точное местонахождение которых нам известно. И сегодня в этом месте есть ещё на что посмотреть. Развалины деревни, сохранившейся с времён до нашей эры, и остатки синагоги первого века помогут вам представить, какой была жизнь в дни Иисуса.
5. Галилейское море
Хорошо, Иисус, возможно, и не обходил всё озеро Кинерет вокруг, но это то место, где Иисус ходил в прямом смысле этого слова! Если честно, вероятно, это была одна из самых известных Его прогулок. Потому что ходить по воде — нелёгкое дело. Прочитайте историю, описанную в Мф. 14:22-34. Похоже, что Иисусу нравилось проводить время и на берегах озера, и в его водах. Он часто отдыхал в лодке, когда Ему нужно было скрыться от толпы, которая следовала за Ним, и побыть немного в тишине. Даже буря не смогла украсть Его покой. Этот чудесный пресный водоём продолжает оставаться источником рыбы и пресной воды для жителей Израиля.
Сегодня Галилейское море по-прежнему прекрасно. Вы можете искупаться, заняться парусным спортом или даже покататься на байдарках по этому озеру. То есть, насладиться им различными способами.
Город в наши дни
Сегодня Вифлеем – это город, который располагается у реки Иордан, на ее западном берегу. Его в военном и гражданском отношении контролирует Палестинская национальная администрация. Он является столицей одноименной провинции и центром туризма и паломничества. В десяти километрах к северу от него – город Иерусалим. Площадь Вифлеема – около 6 км, население – около 25 тысяч человек.
В наши дни Вифлеем является преимущественно мусульманским городом. Однако, по-прежнему, это дом для большой части общины палестинских христиан. Развитие экономики этого места происходит преимущественно за счет туризма. Своего пика он достигает в рождественский сезон. В это время, уже 2 тысячи лет христианами совершается паломничество к Святому Вертепу.
Храм Рождества Христова построен над пещерой, где родился Иисус, согласно легенде. По сути, данное строение является комбинацией из двух церквей. Само место рождения при этом располагается внизу и называется Пещерой Рождества или Пещерой Яслей, Святым Вертепом, Гротом Рождества. В дошедших до нас источниках храм упоминается около 150-го года. Подземная часть построена во времена императрицы Елены. Она является принадлежностью Иерусалимской православной церкви.
Полезно знать
Лучшее время для посещения
Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.
Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель. Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой
Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра
Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.
К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.
С гидом или самостоятельно?
Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:
- Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
- Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
- Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
- Вы сэкономите на экскурсионных расходах.
Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:
- Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
- Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
- Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
- Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.
Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.
В храме Гроба Господня
Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.
Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей
Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон
Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен
Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.
Святой Афон — гора, где в монастырях хранится множество христианских реликвий
По преданию, здесь некогда проповедовала сама Царица Небесная. Расцвет Афона произошёл в XI веке, когда здесь действовали сто восемьдесят монастырей. Сегодня их всего двадцать. Открывать новые или упразднять старые запрещено.
Монастырь на святой горе Афон
Примечательно, что хотя христианскую жизнь Афона основала женщина, другим женщинам вход в это место строго воспрещён. Уверяют, что этого пожелала сама Богородица, когда говорила через икону.
Афон зовётся святым и представляет собой нечто вроде христианского государства, но он подчинён Греции и имеет собственного губернатора.
Главная реликвия Афона — дары волхвов, которые они преподнесли младенцу Христу.