Методика раннего развития от глена домана

Оглавление

Практика

Двигательное развитие

  • Упражнения на двигательные навыки: ползание по специальному треку, пользуясь рефлексами отталкивания, начиная с 30 см до 90 см. Регулярность упражнения: минимум 10 раз в день. С возрастом ребенок начинает ползать «ничком» (по-пластунски), затем на четвереньках.
  • Упражнение на мануальные навыки: младенцу нужно предлагать пальцы или деревянный штырь для захвата. Когда захват выполнен, родитель аккуратно приподнимает верхнюю часть туловища. Постепенно ребенок начинает висеть на перекладине с минимальной поддержкой. Регулярность упражнения: минимум 10 раз в день. Продолжительность: 10 минут.
  • Упражнения на равновесие: плавные покачивания, вращения, подбрасывания ребенка. Регулярность: серия упражнений — 1 раз в день. Продолжительность: 10 минут.

Речевое развитие

  • Занятия, направленные на запоминание слов и обучение чтению.
  • Обучение чтению базируется на англо-германской системе лингвистического обучения — предъявление и озвучивание целого слова. Во время занятий ребенку показывают слово, громко и отчетливо произнося написанное. В результате у малыша складывается взаимосвязь между звуком и образом. Это способствует более быстрому и правильному самостоятельному чтению, развитию фонетической грамотности. Если начать заниматься с ребенком с младенчества, то к году у него будет достаточно большой словарный запас, а к трем годам он сможет распознавать слова в книгах.

Интеллектуальное развитие

  • Занятия, направленные на расширение кругозора
    В основе занятий лежит демонстрация карточек с изображением растений, животных и т.д. Параллельно с показом очередной карточки взрослый может рассказывать об этих изображениях, указывая на взаимосвязи и давать примеры из жизни. Ребенок постепенно накапливает знания об окружающем мире, расширяет лексикон и усваивает взаимосвязи между различными явлениями.
  • Занятия, направленные на обучение математике
    Методика активно применяется и на занятиях по математике. Ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман рекомендует показывать количество точками, чтоб ребенок мог почувствовать количество, а не абстрактный значок цифры. Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме одиночных точек, начинают показывать примеры. Доман утверждает, что большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.
  • Примерная ежедневная программа обучения по методике Глена Домана:
    1. Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек).
    2. Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.
    3. Частота – каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).
    4. Продолжительность одного занятия — 5 секунд.
    5. Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).
    6. Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).
    7. Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
Nutriclub, 2020

Популярные книги автора

Глен Доман — автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах известный американский нейрофизиолог Глен Доман дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома

Советуем обратить внимание на следующие издания

Гармоничное развитие ребенка

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее

В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере

В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников. С помощью говорилок можно положительно влиять на развитие речи.

Как научить вашего ребенка читать, или Тихая нежная революция

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

Далее Доман подробно рассказывает о своем методе обучения чтению грудничков. Книга будет полезна всем родителям, даже если вы не собираетесь заниматься по авторской методике со своим малышом с пеленок.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок — гений)

«Первые несколько лет жизни — критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается. Используя карточки-бормоталки, можно более успешно развивать речь. Они способствуют правильному произношению звуков и позволяют быстрее научиться говорить.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми

Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить

Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги американского нейрофизиолога Глена Домана Вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

Для кого изначально была создана методика?

В послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.

Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая – синдром Дауна.

Более чем 20 лет ежедневной работы с детьми, имеющими неврологические нарушения, предшествовали изобретению комплексной системы реабилитации Домана. Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания – повреждение мозга.

Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, нарастить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.

Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению. Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность».

Доман многочисленными исследованиями доказал, что «нет связи между травмой мозга и умственной отсталостью». По его активной инициативе термин «умственная отсталость» был исключен из официального перечня диагнозов в Америке.

У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

 Глен Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который извлекает тем больше выводов, чем больше знает фактов. Не стоит забивать голову ребенка ерундой, напрасно ожидая затем от него грамотных поступков и умных высказываний. Необходимо обеспечивать малыша отчетливой, точной, понятной информацией. Приводится следующий пример.

Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам поинтересоваться насчет нее. У вас есть следующие варианты действий:

  • Сказать: «Отстань, мне некогда»
  • Сказать: «Это гав-гав»
  • Сказать: «Это собака»
  • Сказать: «Это собака породы сенбернар»
  • Показать ребенку картинки с собаками
  • Показать картинки с собаками и сказать: «Посмотри, малыш, на всех этих картинках изображены животные, которые называются собаками, здесь есть разные собаки – пудель, немецкая овчарка, боксер, болонка, спаниель, колли, чау-чау, ротвейлер, доберман, лабрадор».

Доман утверждает, что последний вариант поможет ребенку самостоятельно сделать выводы о том, что у всех собак есть лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и т.д. Так за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

Физическое развитие ребенка согласно методу

 Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием интеллектуальных способностей малыша. Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании

Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи

Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.

Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.

Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в хождении, беге, плавании.

Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!

Мнение врача-невролога

Многие специалисты достаточно негативно высказываются о методе Глена Домана. Так, например, врач-невролог Елизавета Меланченко выступает против ранних развивающих систем, в том числе и домановской.

Нередко на приём к неврологам приходят дети с различными проблемами в виде тика, навязчивых движений, энуреза. Подобные симптомы являются результатом слишком раннего обучения ребёнка. Из-за чего возникают психологические и неврологические нарушения?

Созревание детского мозга происходит постепенно. Прежде всего формируются центры, которые отвечают за работу дыхательной и пищеварительной системы, затем – за движение, эмоции, волевые процессы и чтение.

В случае нарушения такой последовательности (когда ребёнка учат читать прежде, чем он начинает ходить) развитие малыша способно отклониться от нормативных показателей.

Из-за интеллектуального перенапряжения происходит спазмирование головных сосудов вследствие притока крови к мозгу. Как результат – у ребёнка болит голова, появляются тики, энурез и просто повышенная эмоциональная лабильность.

К сожалению, некоторые мамы не слушают советы специалистов и интеллектуально перегружают малышей. В результате ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, не может усваивать детсадовскую программу, после чего переходит на домашнее обучение.

В особо тяжёлых случаях детям даже выписывают серьёзные медицинские препараты, чтобы снизить проявление неврологического заболевания. Вывод, как говорится, делать вам.

Карточки Домана – часть популярной развивающей системы американского физиотерапевта. Некоторые родители говорят о явных положительных сдвигах в развитии малыша, другие же мамы убеждены, что с возрастом накопленные знания забываются.

Таким образом, применять ли методику Домана или брать из неё только определённые части – решать только родителям

Важно лишь учитывать особенности ребёнка и его желание работать с карточками

Коли можна починати заняття

В результаті своїх спостережень Доман прийшов до висновку, що діти за все своє життя не дізнаються стільки, скільки інформації можуть засвоїти у перші 6 років життя. Практично з народження дитина готовий до пізнання світу, його цікавить все, що знаходиться в його оточенні. В такому віці вам не доведеться додатково мотивувати дитину. Заняття необхідно проводити у формі цікавої гри.

На його думку, приступати до навчання дітей з 3 місяців, адже саме в цьому віці малюк проявляє реакцію на предмети. Освітній процес починається з демонстрування карток протягом короткого проміжку часу (буквально кілька секунд на картку). Необхідно щоб на картках були представлені реальні предмети: овочі-фрукти, тварини, меблі, транспорт, геометричні фігури і т. д.

Навчання за методикою Р. Домана можна починати з 3 місяців

Никаких тестов или экзаменов!

Согласно методике Домана, экзамены – неприятная и неблагодарная деятельность, которая только мешает ребенку учиться. Надо признать, что это правило большинству из нас может показаться очень спорным. А как же элементарная проверка — усвоил, не усвоил? Однако вспомните правило номер 3, которое требует от вас уважения, а главное, доверия к своему маленькому ученику. И кроме того, не забывайте, что хоть процесс обучения Гленн Доман рассматривал как серьезный и осознанный акт со стороны родителей и педагогов, для малыша он должен выглядеть увлекательной игрой, а не обременительным процессом. Поэтому отложите экзамены на будущее — их в жизни человека и так предостаточно.

Карточки Домана

Карточки Домана — это уникальная методика раннего развития детей чтению, энциклопедическим знаниям и счету с помощью изображений и символов, нанесенных на небольшие карточки. При этом начинать обучение с помощью карточек можно с самого рождения ребенка. Ребенок может воспринимать информацию на слух и визуально, глядя на карточки и развивая систему своего зрительного восприятия.

Все карточки для обучения имеют простое и ясное содержание. В таком виде их можно быстро показывать ребенку и он будет очень быстро усваивать увиденную информацию

Важно при этом сохранять энтузиазм и веселье в процессе обучения, контролируя, чтобы эта игра не переросла в рутину. Без увлекательного действия ребенок потеряет интерес к карточкам и они станут абсолютно бесполезны

ЧТЕНИЕ: Карточки для чтения — это первый шаг ребенка к обучению. Он начинается всего с 15 слов, которые дадут ему базис для дальнейшего развития. Обучающие наборы должны состоять из следующих блоков:

  • Слова; «МАМА», «ПАПА», имя вашего ребенка на отдельных карточках в дополнение к 12-ти другим словам, которые включают имена и названия членов семьи, которые окружают ребенка. Это могут быть имена родственников, названия каких-то домашних животных. Может быть название любимой еды ребенка или его любимых занятий.
  • Двадцать основных Я-слов, обозначающих части тела человека.
  • Основные слова из окружающего ребенка мира.
  • Словарь по структуре предложений.
  • Словарь предложений и коротких фраз.
  • Детская книжка, использующая ограниченный набор детских слов, отпечатанных черным простым шрифтом около 6-мм высотой.

Принцип обучения: покажите карточку со словом «МАМА» и четко произнесите «Здесь сказано «МАМА». Позвольте ребенку посмотреть на карточку не более 1 секунды и поднимите следующую карточку, озвучивая ее так же, как и предыдущую. После 5-ти карточек похвалите ребенка и закончите занятие. Повторите занятие с этими же карточками 3 раза в течение первого дня.

Обучение во второй день проведите тоже 3 раза, но добавьте второй набор карточек из 5 слов. Таким ж образом проведите занятие со всеми наборами на протяжении 6-ти дней, а на 7-ой день протестируйте ребенка. Возьмите карточку с его любимым словом, покажите ее ребенку и подождите 10 секунд его ответ. Если ребенок ответил правильно — громко похвалите его, вызвав положительные эмоции у него. Если ребенок затрудняется ответить — помогите ему словами «Это слово обозначает…» и так же с энтузиазмом продолжайте занятие. Затем, когда все карточки будет продемонстрированы, можно начинать заменять их по одной в каждом наборе.

Многие родители, сталкиваясь с этой методикой впервые, приходят в замешательство от того, что обучение детей начинается не с алфавита, а сразу со слов. Почему так? Доман отвечает на это просто: « В основе обучение ребенка лежит постулат о том, что оно должно начинаться с чего-то известного и конкретного, а затем прогрессировать к чему-то новому, неизведанному, а уже после всего к чему-то совсем абстрактному. Но ничего не может быть более абстрактным для мозгов двухгодовалого ребенка, чем буква «А».

Читать буквы это всегда очень сложно, потому что никто никогда не съел «А», или не поперхнулся «А», или не носил «А», или не открывал «А». Конечно, человек может съесть банан, поймать мяч, носить рубашку или открыть книгу. Но в то время, как буквы, составляющие, например, слово «МЯЧ», абстрактны сами по себе, мяч — реален, его можно поймать, бросить, играть с ним и гораздо легче выучить слово «МЯЧ», чем выучить просто букву «М». Эти два факта делают слова гораздо более легкими для чтения, чем буквы. Чуть позже, когда ребенок начнет хорошо читать, вы обучите его алфавиту. К этому времени может быть он сам будет уже знать алфавит и к этому времени он поймет, зачем алфавит нужен и зачем необходимы нам буквы.»

Спорные моменты в направлении

 Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.

Мозг человека сравнивается с мощным компьютером, который может похвастаться практически неограниченным запасом памяти. Но живой ребенок – это не машина. Если мы заполним его голову тысячами байтов информации, мы не сделаем его образованнее или умнее, ведь факты мало знать, необходимо уметь их использовать. Если этого не уметь, то ненужная информация, которую малыш никак не фильтрует, накапливается в детской головке в качестве хлама.
Изобилие информации истощает и перегружает нервную систему ребенка, что в дальнейшем грозит психическими нарушениями, резкими перепадами настроения, эмоциональной нестабильностью, проблемами в общении, чувствительностью, ранимостью, тревожностью. Возможны проблемы и со здоровьем – например, нарушение аппетита, утомляемость, головные боли. Если ваш ребенок устойчив к перегрузкам, то все может закончиться великолепными результатами, но стоит ли так рисковать?

Стимулирующее обучение должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. В первую очередь, как известно, у детей развивается наглядное мышление. Увидев собаку, малыш соотносит ее со словом «собака». Изучая же окружающий мир по карточкам Домана, у ребенка формируются абстрактные образы, то есть слово сопоставляется с конкретной карточкой. Ребенок может не узнать в зоопарке слона или верблюда, хотя видел их до этого на картинках.

При обучении по данной методике малыш пассивен, то есть получает информацию только для дальнейшего воспроизведения. Отсутствует момент творчества, ребенку не нужно самостоятельно находить информацию, нет никаких вопросов. Задача ребенка – лишь просмотр картинок и выслушивание бесстрастных фактов. Это притупляет заложенную в каждом ребенке с рождения любознательность.
У ребенка не остается времени на эстетическое, творческое, эмоциональное, нравственное развитие, на игры, общение со сверстниками

Карточки Домана отнимают много сил у родителей, ведь их необходимо изготовить, грамотно рассортировать, подобрать и т.п.
На занятиях задействуются только слух и зрение, не уделяется внимание тактильным ощущениями, запаху и вкусу, то есть целостного восприятия ребенок не получает.
Обучаясь чтению по карточкам Домана, ребенок машинально запоминает слова. Книги с незнакомыми словами он читать не сможет, как не сумеет проанализировать прочитанный текст

Все, что может в данном случае малыш – воспроизвести ранее заученный материал. Связь между заученными словами и реально звучащей речью дети не улавливают. Им приходится заново учиться читать.
Не всегда чтение должно сопровождаться демонстрацией изображений, как того требует методика Домана. Малыш должен учиться самостоятельно на основе текста выстраивать зрительный ряд, иначе обычный текст в книге без иллюстраций он будет воспринимать с большим трудом и не захочет учить то, что ему неинтересно или тяжело дается.
Подача материала в методике Домана ведется только через карточки, а ведь известно, что детьми лучше запоминается тот материал, который включен в активную деятельность и различные игры.

Как работает методика развития Глена Домана?

Работая с детьми, имеющими задержки в развитии, Доман ориентировался на здоровые клетки головного мозга, которые остаются в резерве даже при тяжелых поражениях мозга и нервной системы. Принцип его системы – постоянно и многократно раздражать эти клетки, стимулируя их работу. Для этого доктор показывал детям карточки с точками, изображениями и словами. Делал он это много раз ежедневно, постепенно увеличивая количество задействованных карточек.

Методика раннего развития Глена Домана для здоровых детей также основывается на карточках с изображениями.

Рекомендуется начинать занятия с ребенком с возраста трех месяцев, трижды в день. Вы быстро показываете ребенку разные карточки с изображениями и называете их. Ключевое слово здесь – быстро, буквально по секунде на каждую карточку. Смысл в том, что информация, презентуемая с большой скоростью, легче воспринимается правым полушарием мозга, это подсознательное обучение без усилий. Тогда как левое полушарие отвечает за осознанное и целенаправленное обучение.

Карточки можно сделать самостоятельно. Они делятся на разные категории – животные, птицы, цвета, фрукты, овощи и так далее. На одной карточке – по одному изображению. В Интернете вы найдете множество примеров обучающих карточек.

Вообще методика развития Глена Домана включает в себя три основных направления – обучение детей с раннего возраста чтению, счету, а также физическое развитие малыша.

Методика развития Глена Домана: чтение и счет

Для обучения ребенка в раннем возрасте чтению по методике развития Глена Домана ему показывают карточки с написанными на них словами и произносят это слово вслух. Предполагается, что со временем, после того, как карточка показана многократно, ребенок запомнит, как произносится это слово, и прочитает, увидев его в тексте.

Начинать следует с нескольких слов, постепенно заменяя старые карточки новыми.

По мере взросления ребенка рекомендуется показывать ему на карточках словосочетания и простые предложения.

Обучение чтению и счету по методике раннего развития Глена Домана с использованием карточек можно  начинать где-то с года.

Глен Доман считал, что ребенок рождается с возможностью на глаз распознавать количество объектов. Нужно только эту возможность развивать! Для этого ребенку показывают лист с нарисованными яркими крупными точками и вслух называют число – количество точек. Постепенно количество точек на листе увеличивается. А когда ребенок таким образом освоит достаточно большое количество цифр, ему начинают показывать листы с примерами.

Методика развития Глена Домана: физическое состояние малыша

На первый взгляд может показаться, что физическое развитие и развитие мозга имеют мало общего. Но это не так. Чем мобильнее и активнее в плане движения ребенок, тем быстрее у него развиваются речь и умственные способности.

В методике развития Глена Домана подчеркивается важность следующих факторов:

  • развитие координации движений
  • сохранение равновесия
  • развитие дыхательной системы

Что для этого нужно? Любая активная  деятельность ребенка и меры, которые ее стимулируют.

Годятся массаж, ползание, плавание, гимнастика для новорожденных, в более старшем возрасте – хождение, висение на перекладине, перемещение по гимнастической стенке (здесь активно задействованы руки ребенка). По причине ограничения двигательной активности не приветствуются детские манежи и ходунки.

Подведя итог всему вышесказанному, sympaty.net советует своим читательницам: методика развития Глена Домана, естественно, имеет свои плюсы, но зацикливаться на ней и строго придерживаться всех ее постулатов не стоит.

Старайтесь развивать своего ребенка всесторонне и разнообразно! Дополнительно к занятиям с карточками ребенок должен играть игрушками, изучать предметы на ощупь и на вкус, слушать, как мама читает ему сказки и поет песенки, творить и фантазировать.

Пусть ваш ребенок растет любознательным, умным и счастливым!

——
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Раздел 3. Как увеличить умственный потенциал вашего ребёнка

Далеко не каждый родитель знает, что новорожденного ребёнка можно учить плавать, а уже по достижении малышом годовалого возраста его можно обучать чтению, счёту, иностранным языкам. В полтора года можно учить ребёнка выполнению гимнастических упражнений, игре на музыкальных инструментах, а в два года уже можно обучать письму.

Каждый ребёнок является лингвистическим гением, и в 1 год дети усваивают языки гораздо лучше, чем в 7 лет. А обучать ребёнка письму намного легче, нежели устной речи, т.к. написанное слово всегда останется таким, как было, а произнести слово вслух можно невнятно, с акцентом, очень быстро и т.д. Чтобы годовалый малыш начал воспринимать слова на слух, нужно произносить их чётко, громко и много раз.

С момента своего рождения ребёнок является «чистым листом», и стать может кем угодно, но этот потенциал утрачивается к 6 годам. До 6 лет можно также сделать ребёнка гением. И если вы знаете о принципах работы мозга, вы будете организовывать для своего ребёнка регулярные занятия математикой, чтением и другими дисциплинами, чтобы он смог овладеть энциклопедическими знаниями.

Если использовать для развития ребёнка систему, представленную в книге, можно сделать так, чтобы уже к 4 годам коэффициент его интеллекта был равен 200, в то время как этот же показатель у обычных детей равен 100.

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.

Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.

Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Автор и суть методики

Гленн Доман – это врач-физиотерапевт, посвятивший свою жизнь исследованиям потенциала человека и разработке восстанавливающих методик для малышей, страдающих заболеваниями нервной системы. Многие его положения на практике оказались весьма эффективными, и Доман пошел дальше – предложил ряд идей для раннего развития совершенно здоровых малышей. Однако современные исследования доказали, что многие его выводы ошибочны, поскольку не учитывают специфику мозга детей. Адаптирована методика для русских детей Андреем Маниченко, поэтому и носит двойное название.

Чаще всего родители пользуются методом раннего обучения малышей чтению при помощи карточек, содержащих изображения и подписи к ним. Коротко основные положения можно сформулировать так:

  • наличие прямой взаимосвязи интеллектуального и физического развития ребенка;
  • тренировки должны проводиться регулярно;
  • обязательно использовать тренажеры и дидактические пособия, в частности уже упомянутые карточки.

Положения в целом разумны, но часть идей Домана была подвержена критике. В частности его предложение заниматься с малышами до года на специальных «треках», длиной от 30 до 90 см вызывают у мам изумление, ведь кроха еще не может даже держать собственную голову, для него довольно проблематично проползти по такой «дорожке». Подобные тренировки, согласно методике, должны занимать не менее 4 часов в день, что весьма утомительно для малыша.

Также для самых маленьких предлагаются задания для развития мануальных и двигательных навыков и поддержания равновесия.