Оглавление
- Кризисы детского возраста
- Узнаем причины плохого поведения малыша
- Как воспитывать трудного ребенка, и с какого возраста необходимо это начинать
- 20 полезных советов как воспитать детей
- Маленький ребенок неразрывно связан с мамой
- Детство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Основные идеи
- Суть методики воспитания по Бенджамину Споку
- Дети бывают “легкими” и “трудными”.
- Главная идея
- НЕ САМОЕ ХУДШЕЕ
- МИРОВАЯ СЛАВА
- Лучше честно признаться, что вы рассердились.
- Появление естественного воспитания
Кризисы детского возраста
Малыш после рождения тоже испытывает напряжение, так как ему после внутриутробного положения приходится адаптироваться к новым условиям. Он учится дышать, распознавать яркий свет, воспринимать новые звуки
Поэтому родители должны по максимуму окружить его своим вниманием. Многие мамы допускают ошибку, когда говорят «пусть покричит, ему полезно»
Наоборот, если вы возьмете его на руки, прижмите к груди, приласкаете, то новорожденный сразу перестанет плакать, так как будет чувствовать себя нужным и защищенным. Через два месяца и вам станет полегче, малыш начнет налаживать социальные контакты с ближайшими родственниками.
Второй сложный период – от года до двух лет. В это время ребенок пытается самостоятельно ходить, интересоваться разными предметами, говорить первые слова, например, «дай» и «хочу». Если он получает отказ, то могут возникнуть разные эффектные вспышки, к которым вы должны быть готовы. Не пугайтесь, если он истерически плачет, падает на пол и сучит ногами. Малыш готов пойти на любые уловки, чтобы получить желаемое. В это время от наказаний мало проку
Постарайтесь тактично объяснять, почему ему отказали или переключайте его внимание на другие предметы. Когда малыш стремится самостоятельно поесть, одеться, сходить на горшок, поощряйте его (даже если вам не нравится разлитый суп или одежда, надетая наоборот)
Третий кризис наступает в три года и является одним их самых сложных в воспитании. Здесь вы можете встретить отрицание, негатив, своеволие, строптивость, упрямство и даже деспотизм. Кроме всего прочего, ребята начинают фантазировать, чтобы избежать наказания за проступок. То есть они сваливают свою вину на вымышленного персонажа. В это время постарайтесь не потакать их желаниям, если произошла истерика. Иначе они будут думать, что таким путем они и далее могут добиться положительного результата. Проявите хитрость и смекалку, возьмите за правило говорить обратные вещи. Если малыш не желает кушать кашу, то предложите ему отдать блюдо кукле. Не хочет спать, ладно – не закрывай глазки, не надевай на себя пижаму.
Семилетний ребенок готовится перейти в стадию взросления, поэтому у него появляется некая манерность, подражание людям, кривляние и странности в поведении. Ничего страшного в этом нет, так как он адаптируется к новым условиям жизни. Он меняет детский сад на школу, знакомый коллектив на абсолютно другой, воспитательницу на учительницу. У него появляются совершенно другие обязанности и иные виды деятельности. Поэтому в процессе воспитания принимают участие родственники, друзья, педагоги.
Самая серьезная вспышка негатива и отрицания вас ожидает, когда ребенок перешагнет рубеж тринадцати лет. Гормональная перестройка организма не проходит бесследно. В это время вы можете столкнуться с часто меняющимся настроением, со странной манерой одеваться, со стремлением к независимости и общению со сверстниками. Ему уже недостаточно задушевного разговора с вами, у него появляются авторитетные друзья. Кроме того, первая неудача в любви может привести к разочарованию в жизни.
В 17 лет у юноши или девушки возникают свои страхи перед выбором будущей профессии, перед сдачей экзаменов и поступлением в высшее учебное заведение, перед прохождением воинской обязанности. С нервозностью и раздражительностью можно справиться, если поддерживать будет вся семья.
Узнаем причины плохого поведения малыша
Порой у нас создается такое впечатление, что дитя совсем нас не слышит, особенно если мы стараемся разговаривать с ним спокойным тоном. Со временем мы переходим на повышенные интонации, а далее – на крик. В конце концов, мы признаем свою педагогическую несостоятельность и впадаем в истерику, тем самым усугубляем ситуацию. В таком случае, лучше успокоится и подумать, почему так ребенок себя ведет, может мы виноваты в этом. У нас не хватает времени, а порой и сил, чтобы по душам поговорить с малышом.
Давайте вместе разбираться, что провоцирует ребенка к дурному поведению.
Каждый человек уже рождается с определенным типом характера. Сангвиники и меланхолики предпочитают подвижные игры, спокойные развлечения: складывать кубики, мозаику, рисовать красками, часами плести из бисера браслеты и кольца, смотреть мультфильмы
Холерики вас утомят уже после 20 минут общения, так как им просто необходимо быть все время в движении.
Если разница между детками в семье небольшая, в пределах двух трех лет, то старший будет «тянуть на себя одеяло», чтобы привлечь внимание мамы. Кроме того, он будет постоянно соперничать с младшим за похвалу, так как считает, что с появлением братика или сестренки, его стали меньше любить.
Ждите бури негативных эмоций и ярости, если вы или супруг не выполнили данного ему обещания (почитать книгу, рассказать на ночь сказку, построить здание из конструктора).
Ведите себя достойно, ведь маленький копирует с родителей модель поведения
Вы кричите на других, значит и он так будет общаться со сверстниками. Вот вам и повод подумать, как нужно воспитывать детей.
Дефицит внимания от родителей также приводит к гиперактивности. Конечно, после трудового дня всем хочется отдохнуть перед просмотром очередного фильма или полежать с книгой в руках, пообщаться с друзьями в соцсетях. А малышу в это время скучно, вот он и начинает капризничать.
- Манипуляция взрослыми. Происходит проверка на прочность родителей. Ребенок ищет те дозволенные границы, в рамках которых он может попросить ту или иную игрушку, мороженое и другие сладости.
- Эмоциональная сфера у малыша еще недостаточно сформирована, поэтому он не может правильно управлять эмоциями и вовремя остановиться.
- Дайте побольше свободы своему ребенку, не контролируйте каждый его шаг. Он старается любыми средствами избавиться от вашего тотального наблюдения.
- Родители любят свое чадо, но и здесь необходима мера. Чрезмерной привязанностью и безнаказанностью вы избалуете малыша так, что он будет агрессивно реагировать на любую просьбу со стороны. Теперь вы знаете, как не надо воспитывать ребенка от года и до 7 лет, чтобы не краснеть за него перед чужими людьми.
- Семейная традиция. Если вы считаете, что из вас сделали человека при помощи криков и наказаний, то вы ошибаетесь. Все равно вы затаили обиду на своих маму и папу, которые применяли для воспитания метод «пряника и кнута». Простое понимание, что если бы этого не было, то вы были бы жизнерадостнее, успешнее, увереннее в себе, убедят вас, что пора положить конец семейному ритуалу.
Самая распространенная ошибка молодых родителей – это громкое выяснение отношений между собой, когда малыш втянут в конфликт
Он как может, так и переключает ваше внимание на себя
Как воспитывать трудного ребенка, и с какого возраста необходимо это начинать
На протяжении становления чада как личности, вас ожидают кризисные периоды, к которым надо быть готовыми и спокойно реагировать на все капризы:
- приблизительно с девяти месяцев, когда младенец начинает вставать на ножки и интересуется игрушками;
- с двух до четырех лет;
- семилетний возраст – начало школьной жизни;
- пубертатный период (гормональная перестройка организма).
Кроме того, вы не должны применять физического наказания во время:
- болезни;
- приема пищи;
- увлеченной игры;
- пробуждения и перед сном;
- исполнения ваших указаний;
- сильного возбуждения ребенка.
Постарайтесь в эти сложные периоды, как можно спокойнее реагировать на все капризы и шалости. Разговаривайте, определяйте причину недовольства, спрашивайте, что болит, может, есть неприятности в школе и т.д. Выберите свою индивидуальную тактику. Как показывает практика, если вы смените гнев на шуточный тон, то ребенок сам будет приходить к вам за советом, а не искать ответы в интернете или на улице.
20 полезных советов как воспитать детей
Современная педагогика дает наставления родителям: ребенок — это полноценный член социума, между детьми и взрослыми должна быть полная демократия, обоснованная на доверии и договоренности. Но, как только дело доходит до практики, все эти учения превращаются в бесполезный набор слов. Coral Family собрал 20 советов, которые помогут воспитать счастливых детей.
Формулируйте правила и требования правильно. Зачастую родители говорят детям слова «нельзя», «не лезь», «не трогай». Малыш, движимый потребностью познавать мир, не понимает, что такое «нельзя» и почему «не трогай собачку». Дети нуждаются в конкретных указаниях и требованиях: «Убери руку от розетки и подойди к маме».
Поясняйте свои требования с точки зрения заботы. Не говорите «надо закапать глаза», а скажите «я хочу, чтобы твои глазки были здоровы».
Оставляйте неудачи и проблемы за пределами детской комнаты. Часто взрослые раздражаются и срываются на детях из-за бытовых проблем. Ребенок считывает и как датчик реагирует на эмоциональное состояние родителей.
Объясняйте, что все требования взрослых обусловлены интересами детей и выдвигаются ради их блага. Не пытайтесь послушания малыша добиться авторитарным способом
Ваши слова закон, но поясните, почему требование важное для исполнения.
Говорите «правильные» слова критики. Воспитать ребенка как полноценную личность не получится, если все время его унижать
Следите за тем, что говорите в момент своего раздражения. Указывайте конкретные действия, которые вызывают вашу ярость: не «я злюсь, потому что ты болван», а «я злюсь, потому что ты ослушался».
Всегда поддерживайте тесный контакт с детьми. Не ищите поводов для объятий и поцелуев. Дети в любом возрасте должны чувствовать любовь.
Верьте в благие намерения детей. Если ребенок что-то сделал неправильно, не спешите его винить. Дети совершают ошибки лишь по своей неопытности, а не из вредности. Задача родителей — научить понимать, что хорошо и что плохо.
Не учите тому, что сами не умеете. Родители — примеры для подражания, поэтому в ответственности за свои действия и поведение перед детьми. Хотите, чтобы малыш говорил правду, никогда не врите сами.
Анализируйте свое поведение. Действия ребенка зачастую вызваны поведением родителей. В конфликтной ситуации проанализируйте свое поведение и сделайте выводы.
Принимайте решения в спокойном состоянии. Если вы злитесь и раздражены, стоит отложить принятие любых решений. Помните, слова и тем более действия, принятые сгоряча, могут быть разрушительными.
Спокойствие, только спокойствие! Агрессия — худшее, что могут дать родители детям. Учитесь сдерживать эмоции, контролировать себя.
Не учите детей жертвовать своими интересами ради других. Всегда показывайте ребенку, что его мнение важно, учитывайте его слова и желания.
Верьте в успех и способности детей. То, как человек будет видеть себя в социуме, полностью зависит от родителей. Если есть неудачи, никогда не говорите, что ребенок неспособный. Подбадривайте и оказывайте поддержку его начинаниям.
Во время конфликта старайтесь не критиковать, не указывать на недостатки. Если что-то не получается, скажите: «Я знаю, что ты можешь лучше». Это гораздо полезнее слов «Я так и знал, что ты ни на что не способен».
Проявляйте твердость и стабильность решений. Если сказали, что ребенок не получит игрушку, пока не выполнит задание, не стоит менять свое решение. Ваши слова должны быть действенными.
Стройте доверительные отношения с детьми, не отталкивайте их от себя. Взаимное доверие — главное правило в достижении гармонии в семье.
Развивайте мышление ребенка, давайте ему возможность думать и рассуждать самостоятельно. «Почему я тебя наказал?», «Что ты сделал неправильно?». Самоанализ — мощнейшее оружие на пути к пониманию своего действия. Это касается и родителей.
Прививайте ребенку самостоятельность. Не спешите говорить: «Ты еще маленький», «Ты не сможешь», «У тебя не получится». Пусть малыш все пробует делать самостоятельно, сначала понемногу и под контролем взрослых. И радуйтесь его успехам.
Поощряйте детей больше, чем наказывайте. За все, что малыш делает хорошо, хвалите его и поощряйте. Похвала — мотивация желаемого поведения.
Любите детей такими, какими они есть. Позволяйте чаду быть самим собой: капризным, плаксивым, обидчивым и прочее. Показывайте, что любите его в любой ситуации.
Ребенок, как ненаписанная книга, какой зададите сюжет, таким будет его развитие. Помните, что дети — это счастье и радость в жизни каждого взрослого. Так есть ли смысл срываться по мелочам?
Маленький ребенок неразрывно связан с мамой
Так считают все современные психологи и педиатры. Привыкнув за 9 внутриутробных месяцев к маминому голосу, запаху, теплу, малыш и после родов ощущает себя «частичкой мамы».
Только находясь близко-близко к маме, ребенок чувствует себя в безопасности. А, как только контакт прерывается, его мозг получает сигнал: «Я один. Мне страшно. Нужно звать на помощь». И малыш начинает плакать.
И когда ребенок просится на ручки или хочет спать вместе с мамой – это не баловство, не капризы, а жизненная потребность.
Поэтому, если у вас тоже есть книга Спока, поставьте ее подальше на полку. И поступайте так, как подсказывает вам материнское сердце. Не ошибетесь!
Детство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Мама Бенджамина Спока тщательно следила за детьми и воспитывала в точности так, как советовал семейный доктор. Она не давала своим малышам сладкого минимум до 5 лет. Считалось, что портятся не только зубы, но и внутренние органы ребёнка.
В семье Спока все дети спали на улице, под навесом, независимо от погоды. Доктор говорил, что от этого дети становятся выносливее, крепче, имеют отменное здоровье. Милдред Луиза не разрешала играть с соседскими детьми. Она требовала, чтобы ей помогали по дому.
Бенджамин Спок вспоминал о своём детстве с неким сожалением. Ведь вместо того, чтобы развлекаться со сверстниками, кататься на горках и бегать по улицам, ему приходилось менять пелёнки, готовить младшим братьям и сестрам бутылочки, кипятить пустышки и т. д.
Все шестеро детей не боялись отца, они всегда говорили ему правду и советовались во всём. А вот маму сильно боялись и постоянно лгали, ведь она за малейшую провинность их наказывала. После такого воспитания Бенджамин стал бояться не только родителей, но и учителей, полицейских и даже животных. Как вспоминает будущий доктор, его воспитывали моралистом и снобом. Всю жизнь он боролся со своим характером.
Спок о матери отзывался с боязнью и теплом одновременно. Он говорил, что его родительница всегда знала, что лучше для её детей, а спорить с ней никому не позволяла. Когда Бенджамин учился в школе, мама его сдала в интернат. Ей нравилось, что там дети спят на свежем воздухе в любую погоду.
Основные идеи
- В это время в педиатрии и психологии начало меняться отношение к усредненным нормам. Стали развиваться идеи психологии и физиологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Безусловная вера в нормы и таблицы педиатров — единые для всех детей — была поколеблена. «У каждого ребёнка своё неповторимое лицо, и столь же неповторимо его развитие» — этот постулат доктора Спока стал Ренессансом родительской культуры в СССР. Оказывается, новорождённые, которые сами устанавливают расписание своих кормлений, вырастают здоровыми людьми, а не умирают от желудочных расстройств, как полагали педиатры до этого. Конечно, Спок не имел в виду «кормить, когда хочу и сколько хочу». «Режим необходим для пользы ребёнка, с одной стороны, и для удобства родителей — с другой». Но он агитирует за «гибкий режим». «Вы сможете сначала подчиняться требованиям ребёнка, а затем постепенно установить режим, удобный и для вас, и для него».
- Значение материнского участия невероятно возрастает. «Доверяйте себе, — говорит доктор Спок. — Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется. Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу».
- Впервые на советском пространстве говорят не только о физиологическом, но и об эмоциональном уходе за малышом. Впервые признается, что у малыша есть желания. «Главное, что нужно ребёнку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания… Не бойтесь выполнять желания своего ребёнка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба».
«Вы не можете спокойно переносить его <ребенка> плач и вам хочется его утешить — это естественное чувство для матери… Избалованность начинается не с этого и не вдруг, а постепенно, когда мать боится прислушаться к голосу разума или когда она превращается в раба своего ребёнка и бессознательно поощряет его к использованию своей власти над ней».
Суть методики воспитания по Бенджамину Споку
Краеугольным камнем его системы является дисциплина. Впервые три месяца дитя нужно тщательно лелеять, брать на руки и окружать материнским теплом. А уже с четвертого месяца жизни в ребенке уже нужно начинать воспитывать качество дисциплины. И постепенно прекращать удовлетворять его капризы.
Вначале малыш будет делать истерики, но вскоре поймет, что не нужно постоянно ждать внимания от родителей. Так с каждым разом дите научиться быть самостоятельным.
Спок обосновал свое мнение так. Что зачастую, когда ребенок капризничает, сердце матери уступает малышу. Видя такое поведение и реакцию со стороны матери малыш начинает понимать, что при помощи своего крика в любой момент может добиться чего угодно. Постоянное нахождение рядом с ребенком и потакание ему во всем не даст ему самостоятельности, он будет избалованным. Такое поведение можно перевоспитать.
В своей книге Бенджамин Спок дает советы:
Когда дите требует внимания, то родителям нужно уверенным тоном заявить о том, что не могут уделить время, что они заняты, даже если малыш пока не понимает слов, он поймет сказанное по интонации. Тон голоса должен быть серьезным, но дружелюбным.
Когда идет игровое взаимодействие с ребенком, то не стоит брать его на руки, вместо этого присесть рядом с ним, если поступить иначе, то ребенок будет устраивать громкие протесты, когда будет видеть, что его оставляют одного.
Не обращать внимания на ребенка, когда он в истерике
Он будет спокоен, если будет видеть, что родители не обращают внимание на его крики, ведь малыш очень быстро понимает, что плача можно очень быстро добиться практически всего. Это не приводит к формированию полноценной личности.
Не следует чрезмерно заботится о своем чаде
Ведь это очень вредит малышу, так он становиться зависимым от своих родителей, а мама и папа, идя на поводу малейших желаний чада, так они становятся его рабами.
Прежде всего, родителям нужно прислушиваться к своим ощущениям, а не требованиям малыша, ведь они побольше его знают, что сейчас необходимо дать своему чаду, и это может не соответствовать с сиюминутным желанием и капризом дитя.
Воспитывать ребенка гармонично без строгости, в любви и в ласке.
Не нужно авторитарно подходить к воспитанию, ведь это в будущем приводит к тому, что возникают проблемы с психическим и телесным здоровьем.
Не нужно многого требовать от своего чада, и важно принять его таким как он есть.
Не нужно строго придерживаться какого – либо режима питания, ведь это изматывает обоих и мать и ее дитя.
Не нужно постоянно запрещать детям что либо делать
Если ребенок будет слышать постоянно какие-либо запреты, то это тормозит его созревание, как самостоятельной личности.
Когда малыш плачет родителям нужно проговорить с ним проблему тихим и спокойным тоном и переключить его внимание на другое.. Доктор Бенджамин Спок призывал к гармоничному развитию чтобы в этом процессе совмещались любовь родителей, но не было чрезмерного потакания всем просьбам ребенка
Доктор Бенджамин Спок призывал к гармоничному развитию чтобы в этом процессе совмещались любовь родителей, но не было чрезмерного потакания всем просьбам ребенка.
Дети бывают “легкими” и “трудными”.
Известно, что дети рождаются с разными темпераментами, и это не зависит от ваших желаний. Вам приходится принимать ребенка таким, какой он есть. Но у родителей также свои сложившиеся характеры, которые уже нелегко изменить.
Одни родители предпочитают тихих, послушных детей, и им будет трудно с энергичным и шумным ребенком. Другие легко справляются с мальчишкой-непоседой и драчуном и будут разочарованы, если их ребенок вырастет “тихоней”.
Родители стараются приспособиться к своему ребенку и делать для него все, что в их силах.
7 вредных вещей, которые мудрые родители не запрещают своим детям
Главная идея
В основу естественного воспитания лёг принцип свободы выбора: ребёнок развивается в естественных условиях и обучается всему на практике. Роль взрослого заключается в ненавязчивом направлении и поддержке воспитанника. Руссо считал, что наилучшей педагогической системой является та, в которой вмешательство в естественный ход событий сводится к минимуму.
Свободное воспитание не приемлет наказаний. Задача педагога — помочь ребёнку избежать совершения ошибок, а не проучить за допущенные. Считается, что жизнь сама покажет ребёнку, где он поступил неверно. Согласно системе Руссо, детям давалась возможность прочувствовать на себе последствия неправильных поступков. Например, естественной расплатой за разбитое окно был сквозняк в комнате и, как следствие, простуда. Порой такие принципы невмешательства в естественное воспитание обретали крайние формы ― например, отказа ребёнку во врачебной помощи.
Такая переоценка жизненного опыта ребёнка ― очевидный перегиб в теории свободного воспитания. Как правило, этого опыта бывает недостаточного, чтобы в любой ситуации делать правильные выводы без ущерба для эмоционального и физического здоровья.
Революционная по тем временам идея свободного воспитания представляла собой своеобразный протест против существовавшей педагогической системы, основанной на подавлении воли и авторитаризме. Вот почему новой методике оказались присущи некоторые крайности.
НЕ САМОЕ ХУДШЕЕ
До окончания школы Бен беспрекословно
подчинялся матери. Даже когда он начал учиться в
Йельской медицинской школе, он не обрел права на
самостоятельность — должен был жить вместе с
семьей и непременно являться домой к ужину.
Немалого труда и изобретательности ему стоило
добиться разрешения снимать комнату на
территории университетского городка. Здесь и
начался самостоятельный путь большого во всех
отношениях человека. Он не только вырос до шести
с лишним футов, но и стал олимпийским чемпионом в
составе Йельского гребного экипажа на Играх 1924
года в Париже.
В Йеле Бен встретил Джейн Чини, студентку одного
из местных колледжей, которой при первой же
встрече сделал предложение. Мать без энтузиазма
встретила решение сына, но благословение на брак
все же дала, хотя и в необычной манере: «Что ж,
женись — это, в конце концов, не самое худшее в
жизни, иные вообще попадают на электрический
стул». С таким эмоциональным напутствием и
материальной поддержкой от Спока-старшего в
размере тысячи долларов в год Бен и Джейн
поженились в 1927 году и прожили вместе почти
полвека.
В 1929 г. Бенджамин Спок, получив диплом, приступил
в работе детского врача. Через четыре года он,
приобретя необходимый опыт, открыл частную
педиатрическую практику, которой занимался в
течение одиннадцати лет.
МИРОВАЯ СЛАВА
За свою долгую жизнь «педиатр мира», как
назвала его газета «Нью-Йорк Таймс», обычно
воздерживающаяся от громких эпитетов, написал 13
книг. Но именно «энциклопедия для родителей»
принесла скромному детскому врачу и
малоизвестному психоаналитику мировую славу.
Позже он и сам не раз называл этот труд главным
делом своей жизни.
А началось все в 1943 году. Издательство «Покет
букс» задумало выпустить популярное руководство
для молодых родителей и подыскивало для этой
цели автора, уже зарекомендовавшего себя на этой
ниве, но не избалованного славой. Издательские
амбиции были скромны — шедевра от автора никто
не ждал и не требовал. Заключая контракт,
издатель с подкупающей прямотой сказал доктору
Споку: «Книжка не обязательно должна быть очень
хорошей» — и напомнил о запланированной
продажной цене: 25 центов
(1 цент с каждой проданной книги — на долю автора).
Спок пообещал учесть пожелание, но слова не
сдержал. Книжка получилась очень хорошей.
Впервые выпуская ее в свет в 1946 г., издательство
рассчитывало распродать 10 тысяч экземпляров. За
первый год разошлось 750 тысяч — и это без
предварительной рекламы, или, как принято ныне
говорить, «раскрутки». Такой объем продаж
сохранялся еще долгие годы, выведя книгу Спока в
Америке на второе место по популярности после
Библии. К концу века суммарный тираж книги
перевалил за 50 миллионов (и это без учета
пиратских изданий на диком российском рынке
последних лет). Книга была переведена на 42
иностранных языка, включая даже такие, как
тайский, тамильский и урду.
Лучше честно признаться, что вы рассердились.
Родители, стремящиеся быть безупречными, видимо, не допускают мысли, что человеческое терпение не безгранично, и считают, что не должны позволять себе сердиться. Если же они все-таки сердятся, то чувствуют себя глубоко виноватыми или отчаянно пытаются уверить самих себя, что совсем не раздражены. Вы стараетесь подавить свое раздражение, и это приводит к тому, что оно выливается во внутреннее напряжение, усталость или головную боль.
Дело в том, что все, огорчающее родителей, огорчает и их детей. Когда родители считают, что антагонистические чувства по отношению к детям слишком ужасны, чтобы признать их открыто, дети также скрывают свой антагонизм к родителям. У детей появляется страх перед воображаемыми опасностями.
Другими словами, ребенок будет счастливее у тех родителей, которые не боятся дать выход своему гневу, потому что тогда и ребенку будет легче дать выход своему чувству. Если вы справедливо возмутитесь и выскажете все, что думаете, – и вам, и ребенку станет легче, и все вернется на прежнее место. Я не хочу сказать, что вы всегда будете правы в своем антагонизме к ребенку. Нередко мы встречаем грубых родителей, которые, не стесняясь, целый день ругают ребенка и даже бьют его без каких-либо серьезных причин. Я вел речь о чувствах слишком совестливых родителей, любящих своего ребенка.
5 проблем современного воспитания, которых не допускали наши бабушки
Появление естественного воспитания
Идея естественного воспитания принадлежит Жану Жаку Руссо ― французскому писателю и философу. Следует признать, что элементы системы и раньше многократно применялись на практике разными народами. Например, латиноамериканские индейцы, сами того не подозревая, издревле практиковали этот способ воспитания, не зная других методов. Однако именно Руссо первым предпринял попытку упорядочить и теоретически обосновать его.
Произошло это в 1762 году ― в то время, когда педагогики как науки практически не существовало. Дети рассматривались как маленькие и менее удачные копии взрослых.
Если быть точными, то сам термин «педагогика» был введён задолго до этого. Еще в начале XVII века Ф. Бэкон, британский философ, отделил педагогику от философии, рассматривая её как «руководство чтением». Однако термин ― это ещё не наука. Принципы воспитания, используемые в то время, совершенно не учитывали возрастных особенностей развития ребёнка ― ни физических, ни психоэмоциональных.
В своих книгах «Новая Элоиза» и «Эмиль, или о воспитании» Руссо буквально разнёс сложившиеся на то время традиционные взгляды на взаимоотношения с детьми.
Он критиковал принуждение и подавление личности ребёнка, а также игнорирование естественных для детского возраста эмоциональных процессов.