Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ
- Межличностные взаимоотношения
- Юность: 16-20 лет
- Характеристика молодости человека
- Как понять и принять свой возраст. 3 фазы осознания зрелости
- Зрелая личность
- Начало зрелости: 30 лет
- Классификация ВОЗ
- Детство и подростковый возраст
- Особенности основных этапов существования личности
- Одинокие старые миллениалы и новая структура семьи
- Юность в современном мире
- Возраст счастья
- Понятие «времен года» по Пифагору
- Детство
- Круги жизни
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно психология уделяла больше внимания развитиюребенка, чем взрослого человека. И это понятно, так как в детстверазвитие происходит очень быстро, напрямую связано с ростом ифизическими изменениями. Оно во многом определяется внешнимифакторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Впоследнее время интерес исследователей сместился к проблеме развитиявзрослого человека, когда оно начинает носить преимущественновнутренний характер и не сопоставляется с достижениями социального,профессионального или какого-либо другого плана.
Все больше внимания уделяется изучению жизненного путичеловека, его жизненных стратегий. Обсуждаются условияудовлетворенности человека своей жизнью, возможности ощущениясчастья.
Анализируется взаимосвязь между образом жизни человека иего физическим здоровьем. Исследования в области психосоматическоймедицины и психологии здоровья открывают взаимозависимость междуналичием психологических проблем и возникновением заболеваний.
Широкое распространение сегодня получила акмеология,рассматривающая перспективы, оптимальные условия самореализацииличности, развития индивидуальных возможностей и способностей.
Увеличение продолжительности жизни, тенденциянеуклонного старения населения заставляют подойти к переосмыслениюроли старости и закономерностей развития пожилого человека.
В то же время все возрастающая стрессогенностьсовременной жизни делает необходимым организацию психологическойподдержки здоровым взрослым, которая, безусловно, должна опираться навыявление неких общих закономерностей человеческой жизни. Поэтомупродолжением изучения развития детей и подростков должно статьрассмотрение специфики развития взрослых, что и определяет цельучебного курса «Психология развития: молодость, зрелость,старость». Задачи курса:
показать развитие человека в перспективе его жизненногопути;
описать типичные проблемы и явления молодого, зрелого ипожилого возраста;
проанализировать характерные черты возрастных периодоввзрослости.
Особенность данного курса — в необходимостиизучения жизненных периодов, незнакомых студентам по собственномуопыту. Это может затруднить эмоциональное включение. Нужно иметь ввиду, что у некоторых возникает отторжение информации о старых людяхкак следствие страха собственной старости и ухода из жизни
Поэтомупомимо рационального осмысления информации очень важно выполнениестудентами творческих работ
Данное пособие было подготовлено благодаря творческимработам студентов факультета педагогики и психологии Московскогопедагогического государственного университета. Можно сказать, что этакнига написана не только для студентов, но и совместно со студентами,и именно это делает ее живой и реальной. Хочется выразить большуюблагодарность всем, соавторам-студентам и в особенности Е. Бурговой,О. Барчук, А. Богомольной, Т. Ватутиной, С. Вольфкович, О.Гавриченко, А. Демиденко, Е. Долгих, А. Журавель, Е. Катынской, П.Кислюк, О. Кроликовой, Т. Коноваловой, О. Колосовой, О. Настиной, М.Полуниной, Т. Плетниковой, О. Польской, М. Сивилловой, Н. Саматовой,Т. Сахаровой, Е. Фроловой, А. Халявкиной.
Мы не утверждаем абсолютную истинность представленного впособии материала. Психология развития — развивающаяся наука.Поэтому с благодарностью примем предложения и рекомендации по егодальнейшей доработке.
Межличностные взаимоотношения
В период юности молодой человек начинает пересматривать отношения с окружающими, в частности со сверстниками. Так, они делятся на две категории — друзья и товарищи. Первые являются наиболее приближенными, теми, что заслужили преданность и уважение. Со всеми же остальными сверстниками молодые люди выстраивают товарищеские отношения, которые подразумевают вежливое обращение, взаимоуважение и взаимопомощь.
Тактика общения и построение взаимоотношений со сверстниками выстраивается, во многом исходя из будущего благополучия (как психологического, так и физического). В кругу общения остаются наиболее интересные и «полезные» люди. Остальные же оказываются в своего рода эмоциональной изоляции. Тем не менее нередко юношеская дружба является идеализированной и иллюзорной.
Также для юного возраста характерно возникновение такого глубокого чувства, как любовь. Это связано не только с завершением полового созревания, но также с желанием иметь рядом близкого человека, с которым можно разделить проблемы и радостные события. Возлюбленный человек является своего рода идеалом как в плане личных, так и в плане внешних качеств.
Юность: 16-20 лет
Человек считается взрослым и стремится доказать себе и не только, что он чего-то стоит. Естественно, у каждого свой путь и свои планы на будущее. У многих именно в это время начинается по-настоящему взрослая жизнь, которая подразумевает личную ответственность. Это может быть армия, учеба в университете, первая работа или даже брак.
Именно в этот период у молодых людей появляются новые возможности и надежды на реализацию планов. Мудрые родители понимают, что надо свести к минимуму влияние на решения своих детей и постепенно полностью переложить ответственность за их поступки на них самих. Теперь цели должны приобрести четкость и ясность, а юношам и девушкам необходимо определиться со средствами и формами их достижения.
К тому же это возраст, когда появляется первый опыт серьезных отношений, у одних это брак, у других романтические встречи и общение. Именно сейчас окончательно формируется гендерная модель поведения, реализуются заложенные ранее роли и стереотипы поведения мужчины или женщины.
От того, насколько успешно будет пройден кризис, зависит, по сути, практически вся жизнь человека. Таким образом, в юности должны быть сформированы следующие новообразования психики:
- внутренняя устойчивость;
- определение целей и стремление их достичь;
- четкие модели полового поведения с положительной обратной связью.
В противном случае, если этого не происходит, человек остается на прежнем уровне развития, своего рода подростком, который физически повзрослел, но не может определиться с тем, чего он хочет, его тревожат неясность целей и неопределенность ожиданий. Это чревато тем, что человек может так и остаться на этом уровне, и всю жизнь находиться в «подвешенном состоянии», вечном поиске себя и действует под влиянием других людей или обстоятельств.
Распространенным запросом, с которым обращаются юноши и девушки 16-20 лет, на прием к психологу являются сомнения в правильности выбранного пути. Очень часто случается, что после окончания школы выпускники психологически не готовы для определения дальнейшего пути. Вуз или колледж, факультет или профессия порой выбираются за компанию, под давлением авторитетных взрослых или просто потому, что на специальность легче поступить. А потом начинаются бесконечные сомнения, страх, что родители не поймут ухода из университета, ужас и тревога перед необходимостью решить, как же жить дальше.
Также бывают случаи обращения за помощью студентов, которые, привыкнув за 11 лет к стабильному кругу школьного общения, испытывали значительные сложности в построении новых отношений. И здесь речь опять идет о выборе, о возможности решить, с кем дружить, а с кем – нет, к кому стоит подойти за дружеским советом, а от кого – держаться подальше… Очень часто усложняет ситуацию, не удачно пройденный подростковый кризис.
Любовь и первые разочарования, отношения с противоположным полом или их отсутствие тоже часто мучают молодых людей. Наши психологи помогают решать любую важную проблему юношеского возраста, что дает клиентам возможность успешно пройти через кризис.
Характеристика молодости человека
Ведущей деятельностью в период до тридцати лет становится профессиональная. Индивид опробовал на себе несколько видов рабочей занятости, что позволило выбрать сферу предпочтительной деятельности, хотя так бывает не всегда.
Также в этом возрасте наступает социальная зрелость, проявляющаяся в формировании моральных устоев, связанных с оценкой и принятием близких для личности социальных норм, правил поведения. Повышается социальная значимость и накапливается кое-какой жизненный опыт, появляется .
Сфера познания, мыслительная деятельность характеризуется пиком своего развития, увеличенным до личностного максимального предела объемом запоминаемой информации. Достаточно сильно развита именно вербальная составляющая памяти. То, что запомнилось в молодости хорошо сохраняется в долговременной памяти человека.
У молодого индивида появляется, в отличие от юности, больше усидчивости, так как энергия направляется в сторону аналитической мыслительной деятельности
Появляется возможность полностью концентрировать свое внимание на выбранном объекте, процессе, проводя свои собственные “мыслительные исследования”. Человек может строить логические цепочки и, складывая жизненный опыт с теоретическими, мертвыми знаниями, убеждаться на практике в правильности либо ложности втолкованных ранее взрослыми суждений
Синтетические процессы работы головного мозга находятся в “расцветающем” состоянии в период молодости.
Так как период до тридцати лет приходится на начало пика сексуальной активности, то немудрено, что вместе с этим обостряется слуховая, зрительная чувствительность и происходит активация центра движения. В молодой период отмечается феномен «консервации возраста», заключающийся в “застывшем” оценивании своего возраста после тридцати лет. Это значит, что человек, достигший рубежа зрелого возраста в тридцать лет, начинает в последующих периодах оценивать неадекватно количество прожитых им лет, а именно, консервирует возраст на тридцатилетней отметке. Чем больше возраст, тем на большее количество лет идет занижение возраста от номинального.
Большинство молодых людей пытаются соответствовать общепринятым , чтобы вписываться в поток жизнедеятельности, в то же время вопросы разрешаются с применением творческой составляющей.
Прошедший юность молодой человек пытается соответствовать социальным нормам, принятым в обществе, либо обоснованно отрицать их. Наблюдается повышение силы воли при благоприятных условиях развития личности на фоне столкновения интересов идеального представления про сущность собственной личности и реального индивида.
Именно в период молодости наблюдается примерка на себя разных социальных ролей. По словам психологов происходит кризис молодости или идентичности – условный период, характеризующийся первыми разочарованиями и осознанием конечности человеческой жизни, а также несоответствием желаемого и реального положения дел. Вследствие этого могут наблюдаться , параноидальные состояния, опустошенность, неудовлетворенность.
Как понять и принять свой возраст. 3 фазы осознания зрелости
Об этом очень мало написано, так как это довольно тонкая и деликатная тема.
В результате женщине приходится буквально идти на ощупь. Она оступается, набивает шишки, но не сдается и идет вперед.
Есть несколько фаз, через которые проходит женщина, переступившая определенный рубеж своего возраста.
Фаза №1 – Знакомство со своим возрастом
На первых порах осознания возраста настроение портится регулярно, эмоции зашкаливают.
Откуда-то резко появляется лишний вес, начинают проявляться или обостряться проблемы со здоровьем. Меняется гормональный фон. Стареют родители.
«Слишком быстро» взрослеют дети. Женщину посещает смутное чувство – что-то нужно менять, но что, она пока не знает.
Фаза №2 – Принятие возраста
Жизнь продолжается, и женщина начинает привыкать и примиряться со своим возрастом в любых его проявлениях.
Она как бы втягивается в процесс физиологического старения, но еще не нашла ответы на свои вопросы, и это ее беспокоит. Это период проб и ошибок.
Фаза №3 – Открытие новых возможностей и преимуществ возраста
На этом этапе женщина начинает чувствовать преимущества своего возраста на основе пройденных предыдущих этапов.
У нее высвобождается больше личного времени и пространства для себя, своего развития и самосовершенствования. Это может быть: медитация, занятия йогой, чтение, массаж, баня, прогулки, размышления, творчество.
Часто она меняет место работы или даже профессию. Дети выросли, стали самостоятельными. Женщина учится выстраивать с ними новые взаимоотношения.
И со своим супругом она переходит на новый уровень парных взаимоотношений. Ее сексуальность также меняется невообразимо.
Именно на третьей фазе происходит переосмысление жизненного опыта. Открывается видение того, как женщина развивалась, как изменилась и продолжает меняться, к чему она стремится, чего она действительно хочет от жизни.
Третья фаза – это портал перехода от состояния безысходного старения в состояние осознанной зрелости.
Отличия старости от зрелости
В этой таблице я собрала базовые маркеры принятия своего возраста с разных точек зрения.
Сравнение можно продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы ощутить разительное отличие отношения к жизни и себе в первом и втором вариантах.
Конечно, хочется постоянно пребывать в «зрелом» и осознанном состоянии, но это не всегда получается.
Зрелая личность
Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?
Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера
Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.
Начало зрелости: 30 лет
В этом возрасте человек уже успокаивается, получив максимум эмоций от бурного периода молодости, начинает смотреть на жизнь более трезво, на первый план выходят покой и стабильность. Одни начинают заниматься карьерой, другие строят семьи, третьи снова ищут интересное для себя занятие, которому готовы посвятить жизнь.
К тому же для многих 30 лет – это возраст, когда человек задумывается о том, что он может передать своим детям и последующим поколениям, так сказать, оставить после себя. Именно по этой причине кто-то начинает заниматься творчеством или бизнесом, посвящает максимум времени освоению новых знаний, работе над «делом жизни».
Результатом успешного прохождения кризиса 30 лет должна стать целеустремленность и продуктивность. Так, должен закончиться очередной переломный этап становления. Иначе происходит обратный процесс – регресс во всех смыслах, обеднение личной жизни, невозможность двигаться вперед.
Самые частые вопросы, с которыми обращаются наши клиенты в период кризиса среднего возраста – отношения и карьера. Люди, между 28 и 35 годами нередко приходят на профориентацию, причем многие из них с уверенностью, что они уникальны в своих метаниях. «Наверное, я один у вас такой, который в 30 лет не знает, куда ему податься и что делать», — с такой фразой перешагнул порог кабинета психолога Игорь, менеджер среднего звена, который не хотел больше заниматься нелюбимым делом.
Брак и рождение детей, точнее – их отсутствие, часто волнуют женщин. В этот период уже гораздо больше ценятся стабильность и покой семейного очага, а не яркость бесконечных романов. Когда есть желание завести семью, а очередные отношения закончились крахом, это становится толчком к тому, чтобы задать вопросы: «Что со мной не так? Почему союзы с разными партнерами заканчиваются одинаково?» Порой только совместная работа с психологом может дать ответы и изменить ситуацию.
В таком путешествии по собственной личности психолог будет надежным проводником и помощником. Бывает и так, что кризис среднего возраста обостряет проблемы, которые зародились ранее в не пройденные кризисы юношества и подросткового периода. Тогда уже перед взрослым мужчиной или женщиной особенно остро встают вопросы самоопределения.
Классификация ВОЗ
Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:
Возраст | Возрастной период |
18-44 лет | Молодость |
44-60 лет | Средний возраст |
60-75 лет | Пожилой человек |
75-90 лет | Старческий период |
90+ лет | Долгожитель |
При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.
Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.
Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.
Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.
Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.
Детство и подростковый возраст
В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.
- В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
- Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
- Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
- Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие. Ему особенно необходимы друзья. С ними можно поделиться переживаниями, о которых невозможно рассказать взрослым.
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Одинокие старые миллениалы и новая структура семьи
Миллениалы дольше тянут с созданием семьи и рождением детей, чаще остаются жить с родителями, а значит, имеют больше шансов (и необходимости) продолжать работать до 70 лет или не заканчивать свою профессиональную деятельность никогда. С этой точки зрения жизнь миллениалов с родителями — это не признак неудачников, а адаптация к новым семейным структурам, включающим меньшее количество родственных ветвей, но больше поколений под одной крышей.
Предыдущие поколения в 20 лет влюблялись и женились, отрываясь от семьи своих родителей и создавая собственную ячейку общества. Может быть, им хотелось скорее покинуть отчий дом, потому что жизнь (среднестатистически) была короче? А если представители поколения Y проживут до 90 лет, то смысла торопиться нет.
Миллениалы могут сделать акцент на кровных семейных узах и найти пути налаживания связей с предыдущими поколениями. Тем более что у них может появиться еще одно «осложнение»: они рискуют стать самым крупным (из-за долгожительства) поколением прабабушек и прадедушек (хотя, вероятно, что из-за откладывания рождения детей до 30–40 лет мы всё же не успеем увидеть правнуков).
Классический конфликт отцов и детей не только никуда не уйдет, а может, даже обострится, ведь поколение Y описывается исследователями как одно из самых противоречивых с точки зрения психологического устройства и поведения. Эгоистичные пожилые зожники-гедонисты не будут сидеть с внуками и печь пирожки. Возможно, мы будем довольно противными стариками.
Юность в современном мире
Что такое динамическая категория, которая не является постоянной. С течением времени, с развитием общества она существенно изменяется. Так, в связи со стремительно растущей акселерацией юность наступает намного раньше. А вот социальная зрелость приходит несколько позже. Это в некоторой мере связано с тем, что современные родители опекают детей намного дольше.
Как и в любое другое время, молодежь стремится к труду с целью самостоятельно обеспечивать себя денежными средствами. Тем не менее современная тенденция такова, что юноши не хотят выполнять «грязную работу», которая приносит небольшие доходы и определяет низкий социальный статус. Намечается тенденция к желанию получить все и сразу.
Возраст счастья
Главное условие хорошей жизни в возрасте «немного за…» – это здоровье. Это актуально в любом возрасте, конечно. Просто не забывайте этого, крошки. И еще не забывайте, что счастье – это не куча денег и не роскошная карьера. И даже не счастливый брак. Счастье – это быть благодарным за то, что имеешь. Ну и, как следствие, отсутствие переживаний по поводу того, чего не имеешь.
Вы наконец-то в топе! Потому что вам уже не нужно париться над тем, «нравлюсь ли я вон тому мальчику», «а не останусь ли я старой девой», «что они обо мне подумают». Вас покинула суета. Вы не стесняетесь оставаться собой. Вы понимаете, что нужно подчеркнуть в своей внешности. Вы наконец научились говорить «нет», если это идет вразрез с вашими интересами. Всё это настолько прибавляет очков к вашему психическому здоровью, что ради этого можно отказаться от тусовок без устали ночи напролёт, в сопровождении алкоголя, сигаретного дыма и якобы интересных бесед с противоположным полом в этом состоянии. Во всяком случае, я себя ущемленной категорически не чувствую в связи с такой заменой.
То, что вы переживаете сейчас, — это вовсе не кризис среднего возраста. Это РАСЦВЕТ. Я сама стала гораздо счастливее, спокойнее, успешнее и (да!) красивее, чем в 18. И я наконец-то научилась расслабляться. А еще – с возрастом тебе надо гораздо меньше
Зато ты наконец понимаешь, что же в жизни самое важное, и можешь посвятить себя и свое время, ценность которого осознаешь именно сейчас, именно этому важному, а не навязанным стереотипам «больше путешествуйте», «общайтесь с людьми» и т.п. Мне, например, хорошо дома, и мне хорошо одной или с близким другом
Я не скучаю по вечеринкам не потому, что «не могу» и «уже старовата для этого», а потому, что наконец нашла в себе смелость признаться: лучшее место в мире для меня – мой письменный стол в моем собственном доме, с кошкой на коленях и чашкой кофе справа от клавиатуры. Здесь мне никогда не бывает одиноко.
Сделайте возраст своим другом – поверьте, вы можете ему доверять. Я бы ни за что не хотела вернуться в свои 16 или даже 25 (ну разве что с этими же мозгами и с тем опытом, что имею сейчас, — тогда бы я даже при имевшихся раскладах знала, что мне делать и как жить).
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Детство
Это довольно долгий период. Который делится ещё на несколько. На раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7). Первую категорию ещё нередко называют ясельным периодом. Это условное деление, которое связано, преимущественно, с причинами социального характера. Ребёнок, который прошёл сначала через ясли, а потом и через детский сад, не испытывает в дальнейшем трудностей с вписыванием в новый коллектив (класс в школе).
Если говорить про возрастные категории, то такая ячейка, как школьники, может считаться одной из самых сложных в психологическом плане. Поскольку именно в период обучения формируется личность ребёнка и закладывается определённая «основа», которая сыграет свою роль в будущем.
К тому же дети, относящиеся к школьной возрастной категории, интенсивно растут во всех планах. Происходят такие процессы, как окостенение позвоночника и рост скелета, нарастает мышечная ткань, нервный аппарат мышц заканчивает формироваться, но зато увеличивается легочная ткань, ёмкость лёгких и их объём. И, конечно, ранние возрастные категории детей характеризуются функциональным развитием головного мозга. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный тип высшей нервной деятельности.
Круги жизни
У каждого возраста есть… свои возрасты, объясняет философ Михаил Эпштейн. Иначе говоря, «старость» каждого этапа нашей жизни неминуемо сменяется «детством» следующего – и вновь наступает обновление.
Нашу жизнь мы привыкли делить на возрасты: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость. Но саму категорию возраста можно понимать шире. Каждый возраст – не только период нашей жизни; на самом деле это целый цикл, вмещающий все фазы развития человека. Всякий раз, вступая в очередной возраст, мы последовательно переживаем внутри него и детскую неуверенность, и удивление миру, и отроческую ломкость, беспокойство… и постепенное старение, изживание этого возраста. Устройство времени нашей жизни можно представить в виде периодической таблицы (см. ниже).
Повторение чувств
Читая ее по горизонтали и переходя со строки на строку, мы движемся через все возрасты и их фазы: от детства детства (от 0 до 1 года) к старости старости (после 80 лет). Числа в клетках таблицы условны – важна сама модель двойного возрастного деления жизни. Внутри каждого возраста есть отроческие периоды, когда мы переживаем резкую ломку мироощущения, кризис доверия и уверенности, отчуждение от окружающих, чувство утраты смысла жизни. Первое отрочество случается уже в детстве: для «кризиса трех лет» характерны тенденция к самостоятельности и обостренно негативное, «ослушническое» отношение к взрослым. В 35–40 лет у многих наступает кризис среднего возраста: чаще случаются разводы, экзистенциальные и семейные драмы, у кого-то возникает ощущение исчерпанной жизни и нового отчуждения от мира.
Как в зрелости есть место отрочеству, так и в отрочестве бывает время гармоничного расцвета, то есть зрелости. И старость тоже повторяется в нашей жизни не раз: когда мы прощаемся с детством (9–10), с отрочеством (16), с молодостью (28–30), со зрелостью (55–60), а затем готовимся и к прощанию с самой жизнью (кому как повезет, но для современных западных обществ можно с толикой щедрости указать этот период как «после 80 лет»).
У каждой фазы наших возрастов есть особое мироощущение. Молодого человека под тридцать одолевает чувство «конца молодости», изношенности своего возраста, необходимости переступить черту и усвоить привычки следующего возраста. Это чувство роднит его с десятилетним ребенком, который вырастает из своего детства, с 16-летним подростком на пороге молодости и с тем, кому под 60 и кто уже чувствует приближение старости.
Как меняется наш возраст
Возрасты/фазы | Детство | Отрочество | Молодость | Зрелость | Старость |
Детство | до 1 года | 2–3 | 4–5 | 6–8 | 9–10 |
Отрочество | 11–12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Молодость | 17–18 | 19–20 | 21–24 | 25–27 | 28–29 |
Зрелость | 30–34 | 35–40 | 41–44 | 45–55 | 55–60 |
Старость | 60–64 | 65–70 | 71–75 | 76–80 | После 80 |
Дата:Ссылка: