Оглавление
Едим с потешками
Тушки-татушки,
Испекли
ватрушки
На
окно поставили
Остывать
оставили.
А
пшеничный пирожок —
Он
на опарышке взмешён
Так
высо-о-оконько-высок!
***
Ладушки,
ладушки,
Испечём
оладушки.
На
окно поставим.
Остывать
заставим.
А
остынут — поедим
И
воробышкам дадим.
***
Лепим
мы куличи,
Круглые
как личико.
Достаем
из печи,
Вкусные
куличики.
***
Трушки
ту-тушки!
Пекла
бабка ватрушки.
Всем
по ватрушки
Да
молока по кружке.
***
Ладушки,
ладушки!
Пекла
бабка оладушки.
Маслом
поливала,
Всех
угощала.
***
На
моей тарелочке
Рыженькая
белочка.
Чтоб
была она видна,
Все
съедаю я до дна!
***
Каша
вкусная дымится,
Леша
кашу есть садится,
Очень
каша хороша,
Ели
кашу неспеша.
Ложка
за ложкой,
Ели
понемножку.
***
Люли,
люли, люленьки,
Прилетели
гуленьки,
Стали
гули говорить:
«Чем
нам Машеньку кормить?»
Один
скажет: «Кашкою»,
Другой:
«Простоквашкою»,
Третий
скажет: «Молочком,
И
румяным пирожком».
Умываемся и купаемся
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Валя умывается,
Солнцу улыбается!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Зайка начал умываться,
Видно, в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.
Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.
Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба —
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Давайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!
Ой, ой, ой, ой!
Кто тут голенький такой,
Кто тут голенький
И веселенький?
Кто купаться пришел,
Кто водичку нашел?
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Искупай-ка малыша,
Чтоб сияло личико!
Ход НОД
Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами.
Воспитатель:
«Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят,
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят.
Вот проснулись, потянулись,
И друг другу улыбнулись.»
(Показываю солнышко на палочке.)
Воспитатель. Смотрите, и солнышко проснулось!Давайте солнышку скажем:
«Солнышко – ведрышко, посвети немножко!
Будут деточки играть, будут деточки гулять!»
(рассказывают вместе.)
Воспитатель (берет сапожки на леске.) Ребятки, что это? (ответы детей.) Какие красивые сапожки! (даю возможность потрогать сапожки.) Чьи же это сапожки? Кто их потерял? Вы потеряли? (ответы.) И я не теряла. (передвигаю сапожки.) Смотрите, сапожки куда – то пошли. Наверное, ножки искать. Давайте и мы походим.
«Большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки идут по дорожке.»
(дети выполняют движения.)
Воспитатель. Ой, кто это там сидит? Какая кошка! Мягкая, пушистая! (даю возможность погладить.) Может быть это кошкины сапожки? Нет, кошка сапожки не носит. Тогда попросим кошечку нас пропустить.
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наши деточки пойдут,
Через киску упадут.»
Воспитатель. Не уходит киска, нужно ее угостить чем – нибудь. Что кошечка любит кушать? (ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям положить на тарелочку рыбку и угостить кошку.
Воспитатель.Скажите: «Угощайся, киска! А теперь ложись, киска, на коврик, отдыхай.» (около часов стелю маленький коврик.)
Воспитатель. Ребятки, я слышу кто – то пищит. (звучит аудиозапись мышиного писка.) Смотрите, норка чья – то. (около норки сидит игрушечная мышка.) Наверное, мышка поиграть хочет.
Игра «Вышли мыши как – то раз…» (дети произносят слова потешки и выполняют движения.)
Воспитатель. Ребята, сапожки снова куда – то пошли. Нужно помочь сапожкам найти ножки. (дети идут за сапожками и находят большую куклу.)
Воспитатель. Посмотрите, ребятки, на ножках куколки есть сапожки? (ответ.) Вот чьи сапожки у нас гуляют! Давайте обуем куколку.Будем куколку обувать и стихотворение рассказывать: «Вот они, сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки.» Ай, да мы, молодцы! Помогли сапожкам ножки найти.
Приложение Д
Картотека потешек
(представлена в виде лэпбука)
Что это такое
Потешки для детей 2-3 лет в детском саду самым маленьким были придуманы еще на Руси. Это не просто стихотворения, а целый мир русского творчества (народного), помогающий в те времена воспитывать и развивать малышей.
Даже сейчас потешки для самых маленьких являются палочкой выручалочкой для современных родителей в воспитании своих сорванцов. Чтение потешек вместе со своим 2-3 летним чадом сопровождает движение. Это значит, что русские стихи потешки для малышей нацелены развивать речь, мелкую моторику и даже физически.
- Потешки для самых маленьких с движениями подходят карапузам даже с рождения. Пока новорожденный ребенок еще не может контролировать движение своих ручек и ножек. Напевая народные потешки для детей можно делать крохе массаж и развлекаться.
- Это укрепляет физический тонус мышц у крохи и, слушая как вы произносите русские поговорки и скороговорки они откладываются у него в памяти. Разучивание потешки можно начинать в любом возрасте, хоть в год, хоть в три.
Какие потешки выбрать зависит только от вас. Тема таких стихотворных занятий может быть любой. Так, например, потешки про животных помогают в изучении фауны, в форме игры крохе проще понять, как мяукают кошки, как гавкают собачки и т.д.
Стишки нынешние отличаются от стишков прошлых лет. Это творчество в народе на Руси спасало и помогало практически всем женщинам. Отличие от современных стишков у них заключается в том, что в них употребляется много слов, которые в современной литературе уже вышли из употребления.
Многие считают, что раз слов таких не употребляется, значит эти потешки не научат ничему хорошему. Но это не совсем так, если вам не нравятся какие-то слова, всего лишь замените их теми словами, которые кажутся вам наиболее правильными. Правильно начинать обучение и развивать речь у крохи с младенчества. Поэтому замените слова «Чего» на слова, которые употребляются в настоящее время, к примеру, на слово «Что».
Вместо того чтобы показывать своей крохе мультики купите малышу книжки-иллюстрации. В такой литературе много полезного. Во-первых, там красочные иллюстрации, могут даже быть мультики, что привлекает карапузов, также эти книжки содержат потешки чистоговорки. В чистоговорках повторяются одни и те же звуки, например, потешка Петушок.
- Если это потешки чистоговорки в них должны употребляться повторяющиеся звуки (например, «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-Ку», «Бе-бе-бе» и т.д.). Развивающая книжка потешка Петушок содержит красочные иллюстрации (известные мультики) и вам не обязательно их заучивать наизусть, вам достаточно читать с выражением и интересной интонацией, а малыш может просто смотреть на картинки и слушать.
- В дальнейшем старайтесь учить читать карапуза по этим книжкам. Особенно полезны чистоговорки. Во-первых, малышу будет проще за счет повторения слогов, а во-вторых будет развиваться дикция, и вам не будут нужны услуги логопеда.
Русские народные потешки (Сборник). Детям от 0 до 3 лет
Забавные и веселые потешки малышам
Ладушки
—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши), Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,На головку сели!Ладушки запели.Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)
Конфеточки
Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. (Поочередно касаемся головы, рук, ног, а в конце поднимаем руки вверх, имитируя дерево).
Погремушечки
Вот проснулись, потянулись,С боку на бок повернулись!Потягушечки! Потягушечки!Где игрушечки, погремушечки?Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
Проснулись
— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, потом скрестить их на груди).— Сладко, сладко потянулись.(Потянули ручки вверх)— Маме с папой улыбнулись. (Улыбаемся малышу).
Мини зарядка
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
Сорока-белобока
Сорока, сорока,На порог скакала,Гостей поджидала:Не приедут ли гости,Не съедят ли кашку?Приехала Агашка,Всю съела кашку.Этому дала на тарелочке,Этому на ложечке,Этому на мутовочке,Этому весь горшочек,Пальчику-мальчикуНе досталось.Пальчик-мальчикТолчет, мелет.По воду ходит,Квашню творит:Вода на болоте,Мука не молота.Квашенка на липе,Мутовка на сосне.Взял коробичку,Пошел по водичку.Тут ступил – nепленько,Тут – горяченько,Тут пень да колода,Тут белая береза,А тут ключики кипят-кипят.
Идет коза рогатая
(Изображаем пальцами «козу»)Идет коза рогатаяИдет коза бодатая,Ножками топ-топ,Глазками хлоп-хлоп.Кто каши не ест,Молока не пьёт, —Забодает, забодает, забодает.(показываем, как бодается коза)мультик
У нашей бабушки
У нашей бабушкиДесять внучат:Две Акульки сопят в люльке,Две Аринки спят на перинке,Две Аленки глядят из пеленки,Два Ивана на лавках сидят,Два Степана учиться хотят.Десять внуков, а бабушка одна.
Играем вместе
Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,
Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,
Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!
Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!
А коза бодается-бодается-бодается!
А мужик ругается-ругается-ругается!
* * *
Поехали, поехали.
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали.
С калачами, с калачами.
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам.
В ямку — бух.
Раздавили сорок мух.
* * *
Зайка, зайка, попляши.
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
* * *
–Гуси, гуси!
–Га-га-га
–Есть хотите?
–Да-да-да!
–Ну, летите!
–Нет-нет-нет!
Серый волк под горой,
Зубы точит
Съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите.
* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!
* * *
Ехали мы, ехали
В лес за орехами
По пыльной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!
* * *
Ладушки, ладушки,
–Где были?
–У бабушки!
–Что ели?
–Кашку!
–Что пили?
–Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Потешки про зиму с движениями для детей
Как на горке
Как на горке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под горкой — снег, снег,
(приседаем)
И на елке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой — снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)
Снежинки
С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам)
Жил — был зайчик
Жил — был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.
Читай также: 63 скоромовки українською мовою для дітей дошкільного віку
Читай также: Детские стихи для массажа пальчиков!
Читай также: Игры дома: 10 способов занять ребенка 1-3 лет
Убаюкиваемся
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачечка, не лай!
Ты, коровка, не мычи!
И петух, не кричи!
Наш малыш будет спать,
Станет глазки закрывать.* * *
На перинку,
На простынку
Не на край —
На серединку
Положили голыша
Завернули крепыша.* * *
Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.* * *
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!* * *
За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.* * *
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.* * *
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…* * *
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть-чуть поспать.
Ты закроешь глазки,
И приснится сказка:
Про кота мурлыку,
Журавля-курлыку,
Лисоньку-хитрулю,
Мышку-крохотулю,
Зайчика-хвастушку
И жужжалку-мушку,
Про шмеля-гуделку,
Хлопотушку-белку,
Про сластену-мишку.
Спи, моя малышка! (для девочек)
Засыпай, мой милый,
Набирайся силы! (для мальчиков)* * *
Ходит сон у колыбели —
Баю, баю.
Чьи тут глазки спать хотели —
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай,
Сон качает колыбельку.
Засыпай.* * *
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Потешки при массаже
Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)
Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)
Хомка раненько встает (подтягиваемся)
Щечки моет, шейку трет.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише, никто больше не шумит.
(Загибаем пальчики, поглаживая)* * *
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.* * *
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.* * *
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.* * *
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать
Дадим крошек поклевать.
(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).* * *
Рельсы, рельсы (проводим линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки (постукиваем по спине пальцами рук)
Пришли куры, поклевали (постукиваем одним пальцем)
Пришли гуси, пощипали (пощипываем спинку)
Пришла лисичка,
Хвостиком помахала (поглаживаем спинку)
Прошёл слон, (надавливаем тыльной стороной кулачков)
Прошла слониха, (применяем меньшее усилие)
Прошёл маленький слонёнок, (собираем три пальца в щепоть)
Пришёл директор магазина, (двигаем два пальца)
Всё разгладил, всё расчистил, (поглаживаем ладонями
вверх-вниз)
Поставил стол,
Стул,
Печатную машинку.
Стал печатать: (двигаем пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (поводить пальцем)
Помял, разгладил, (щипаем, поглаживаем)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.* * *
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он дров не носил, печку не топил!
Играем вместе
Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,
Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,
Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!
Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!
А коза бодается-бодается-бодается!
А мужик ругается-ругается-ругается!
* * *
Поехали, поехали.
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали.
С калачами, с калачами.
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам.
В ямку — бух.
Раздавили сорок мух.
* * *
Зайка, зайка, попляши.
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
* * *
–Гуси, гуси!
–Га-га-га
–Есть хотите?
–Да-да-да!
–Ну, летите!
–Нет-нет-нет!
Серый волк под горой,
Зубы точит
Съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите.
* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!
* * *
Ехали мы, ехали
В лес за орехами
По пыльной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!
* * *
Ладушки, ладушки,
–Где были?
–У бабушки!
–Что ели?
–Кашку!
–Что пили?
–Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Ход НОД:
Воспитатель: Вот и пришла весна. Снег хоть еще и лежит местами, да и на улице бывает морозно, но весна-красна уже пришла. Солнышко стало пригревать сильнее. Заплакали сосульки. Все очень ждут прихода весны и стараются его приблизить, выпекая блинчики. Посмотрите на блинчики. На что они похожи? (Ответы детей). Блинчик-это маленькое солнышко. Чем больше блинчиков мы напечем, тем быстрее весна придет.
Звучит русская народная песня:
Как на масленой неделе
Мы блиночков захотели!
Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
«Гости, будьте же здоровы,
Вот, блины мои готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
-А вы хотите, чтобы весна пришла быстрее? Тогда давайте и мы «напечем» блинчики. Для этого мы возьмем краски (какого) желтого цвета. Какую форму имеет блинчик? Нарисуйте круг пальчиком в воздухе. Чтоб «испечь» блин, мы сначала нарисуем круг (показывает, дети повторяют, затем раскрасим его, вот так (показывает). Получился у нас румяный блин. Похож он на маленькое солнышко? А вы хотите, чтобы весна поторопилась? Тогда беритесь за работу.
Дети выполняют продуктивную деятельность, рисуют, педагог наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много блинчиков мы «напекли»! Вы так хорошо потрудились, наверное ваши ручки устали? Давайте дадим им отдохнуть и поиграем пальчиками?
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Положи блинок в ладошку
Угости мурлыку-кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.
На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.
Ребята, я вам предлагаю угостить блинами наших кукол.
Кушай, Маша,
Ешь, Даша,
Блинчики румяные,
Вкусные, чуть пряные.
Пусть весна придет скорей,
Сразу станет веселей!
Дети играют с куклами, угощают их блинами.
Потешки для новичков
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка — хороший,
Ванечка — пригожий!
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Потешки для сна
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки—на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят,
всему миру спать велят.
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
Потешки при умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личко,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Потешки при кормлении
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем нам деток накормить.
Один скажет — кашкою,
Другой — простоквашкою,
Третий скажет — молочком
И румяным пирожком.
Потешки при расчесывании
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
Гимнастика пробуждения «Наши уточки с утра»
Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-Кря-Кря!
(наклоны головы влево, вправо)
Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га!
(руки в стороны, взмахи руками)
А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда!
(наклоны головы вперёд)
Наши гуленьки вверху: Грру-грру-грру-грру-у!
(поднять руки над головой, потрясти)
Наши курочки в окно: Кко-кко-ко-ко-ко!
(сгибание ног в коленях)
А как Петя-петушок ранним-рано по утру, нам споёт ку-ка-ре-ку!
(встаём на ножки и потягиваемся) .
Чтобы малыш не плакал
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для твоей потешки.
***
Тише, маленький, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Не хнычь, не ной,
Куплю другой.
Слезкы утри,
Дам тебе три.
***
Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»Кокли-мокли! Кокли-мокли!
Перья у совы промокли!
Хватит, хватит плакать,
Хватит слезкам капать.
Вот уже в подушке
Квакают лягушки.
С плаксой жить я не хочу!
В лес дремучий улечу!
***
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.
Делаем массаж
Потягушечки – потягушечки (поглаживаем малыша от макушки до пяточек)
Оторвались от подушечки (приподнимаем немного малыша за ручки)
Ножки задрали (поднимаем ножки малыша)
Ими поболтали (двигаем ножками малыша в разные стороны)
Ручки подняли (поднимаем ручки малыша над головой)
Маму обняли (обнимаем малыша)
Улыбнулись, покрутились (поворачиваем малыша с боку на бок)
И обратно повалились! (кладем малыша на спину).
Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями).
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!
Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.
Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке).
Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке).
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки).
Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями).
Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи —
Они киснут пуще.
Прибавили молока —
Повалились на бока.
Подбавили маслица —
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капусткой
И ещё с картошечкой.
(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик).
На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).
(Тянем поочерёдно ручки)
Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.
Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)
Потешки про животных
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
***
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…