Новомосковская детская железная дорога

Тульская детская железная дорога: исток Дона

Если мы приехали в Новомосковск на поезде или автобусе, выйдя из здания вокзала мы окажемся на пересечении улиц Мира, Гвардейской и Комсомольской. Проходим мимо композиции «Я люблю Новомосковск» по нечётной стороне Комсомольской и через два дома оказываемся у входа в парк.

Мимо пройти невозможно. Если клумба-павлин и не особенно приметна,

то скульптурная группа «Дон и Шат» прямо таки бросается в глаза.

Углубившись на сотню шагов в парк мы увидим большой камень с высеченной надписью «Исток р. Дон». Помимо неё, камень украшен автографами влюблённых горожан. Возможно, такой демонстрации чувств способствует близость Аллеи невест.

Из вмурованной в основание камня трубы вытекает струя воды, превращающаяся в небольшой ручеёк. В летнюю жару в нём обожают освежаться голуби.

Уже от камня с истоком Дона за деревьями проглядывают контуры станции «Исток Дона». Ручеёк утекает вглубь парка через трубу под железнодорожными путями. Через водную преграду перекинут мостик, судя по гирляндам замков — мост влюблённых.

Замки висят не только на перилах моста, но и на древообразных конструкциях из металлических труб и даже на фонарных столбах на двухметровой высоте. А за мостом начинается Аллея невест, вдоль которой супружескими парами высажены персональные деревья.

По аллее мы сейчас не пойдем, тем более что перед нами первый железнодорожный объект: платформа «Исток Дона». Построена она была в 2010 году, во время реконструкции железной дороги. Поезд прибывает на платформу с севера и уходит на юг, красиво скрываясь за поворотом.

Дожидаемся зелёного сигнала светофора, переходим железнодорожные пути и топаем вглубь парка.

По тропинке вдоль берега ручья-истока Дона, мимо детской площадки и городка аттракционов, доходим до первого пруда.

Если сейчас свернуть вправо, то за переездом через пути будет станция «Берёзки».

Хозяйство железной дороги[править | править код]

Внешние изображения

Поезд на станции Берёзки, 2010.

По состоянию на 2013 год:

  • подвижной состав включает в себя четыре тепловоза (ТУ2-126 «Быстрый», ТУ2-241 «Ветерок», ТУ10-002 «Колибри» и ТУ10-018), 5 вагонов модели ПВ-51 48-051 и 8 вагонов Камбарского машиностроительного завода модели 43-0011. Ранее использовались паровозы 159—121, 159—556 (до 1960), Гр-211 (1960—1970), тепловоз ТУ3-003 (в 1970—1971 годах) и вагоны Pafawag (1970—1985: «Орлёнок», «Чебурашка», «Экскурсионный»,»Музыкальный»,»Свадебный»
  • инфраструктура состоит из одного локомотивного депо, одного вагонного депо, трёх станций: «Берёзки», «Парковая», «Исток р. Дон», одного переезда, двух стрелочных постов, учебно-производственного корпуса на станции Берёзки и склада горюче-смазочных материалов.
  • протяжённость путей железнодорожного «кольца» составляет 2 км (полная эксплуатационная длина — 2,7 км)
  • управление стрелками и сигналами осуществляется с одного компьютера с помощью микропроцессорной централизации «Эбилог-950» компании Bombardier Inc..

История

Строительство детской железной дороги

Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» Д. Г. Оника. Поэтому первоначально Сталиногорская детская железная дорога числилась на балансе Минуглепрома. Главным инженером проекта был назначен выпускник Московского института инженеров транспорта Павел Усков, для которого, как и для его коллег — Олега Семёнова и Тамары Решетниковой — это стало первым серьёзным проектом. Первоначальным планом проекта предусматривалось сооружение кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями Берёзки и Дубки на территории Детского парка, ограниченной с трёх сторон городской застройкой, а с четвёртой — железнодорожной линией городского электропоезда.

15 июня 1953 года приказом директора комбината «Москвауголь» Д. Г. Оники было начато строительство детской железной дороги. Строительные работы выполнялись строительными подразделениями комбината под руководством Л. Мисропова и были завершены к концу года.

21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Его провели машинист Александр Коновалов и юный машинист Михаил (фамилия неизвестна).

Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, и детская железная дорога отработала ещё один сезон. Но уже к концу 1954 года стало ясно, что собственное детище является слишком большой обузой для комбината «Москвауголь», и была инициирована передача объекта из Минуглепрома в ведение Министерства путей сообщения СССР.

17 декабря 1954 года по распоряжению Председателя Совета министров СССР находящаяся на балансе Министерства угольной промышленности СССР Сталиногорская детская железная дорога была передана в подчинение Министерства путей сообщения СССР и переименована в Малую Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу. Новым начальником от МПС была назначена Мария Петровна Казакова.

26 мая 1955 года детская железная дорога открылась вновь, уже в подчинении МПС.

Развитие в 1950—2010 годах

В 1961 году город Сталиногорск был переименован в Новомосковск. С этого момента детская железная дорога стала именоваться Новомосковская Детская железная дорога.

В 1972 году в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации станция Дубки была переименована в Пионерскую.

В 1974 году на станции Берёзки был построен учебно-производственный корпус.

В 1979 году, на северо-востоке дороги была построена посадочная платформа Юннатская. Благодаря ей, на Новомосковской детской железной дороге, существуют как обычные пассажирские, так и скорые поезда, которые не останавливаются на этой платформе.

В 2005 году после совместной работы администрации Новомосковской детской железной дороги и комитета по молодёжной политике города, один из вагонов стал «свадебным», в котором молодожёны совершают своё первое свадебное путешествие. Молодожёны также получают пригласительный билет, по которому они в течение года могут посетить детскую железную дорогу со своим первенцем. Первой парой, совершившей символичное путешествие по кольцу детской железной дороги в этом вагоне, были молодые люди Сергей и Елена по фамилии Молодожёновы.

17 августа 1981 года Новомосковской детской железной дороге было присвоено почётное звание «Образцовое внешкольное учреждение.»

В январе 2008 года Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой в России.

14 сентября 2009 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на церемонии закрытия очередного сезона Новомосковской детской железной дороги пообещал помочь в строительстве нового бытового корпуса со столовой и спортивного зала.

Реконструкция в 2010—2012 годах

После посещения Новомосковской детской железной дороги президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным было принято решение о её реконструкции. Реконструкция проведена в 2010—2012 годах, и её стоимость составила свыше 300 млн рублей.

В рамках реконструкции, в сентябре 2010 года на детскую железную дорогу прибыл тепловоз ТУ10-002 («Колибри»), а также ещё 3 вагона постройки Камбарского машиностроительного завода. Таким образом, подвижной состав стал включать в себя: ТУ2-241, ТУ2-126, ТУ10-002, 5 вагонов модели 48-051 и 6 вагонов Камбарского машиностроительного завода. В 2010 году проведён капитальный ремонт пути, уложены железобетонные шпалы, немного изменилась схема дороги. Построены две новые станции: «Парковая» (Пионерская) и «Исток Дона». В 2012 году построен новый учебный комплекс на станции «Берёзки». Реконструкция позволила увеличить количество обучающихся до 1000 человек в год. Также в 2012 году поступил новый тепловоз ТУ10-018.

Экскурсия на железную дорогу

Вера Разоренова

Экскурсия на железную дорогу

Каждое лето перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача: создать максимальные условия для безопасности детей в летний период.

В рамках ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, с воспитанниками нашего Некоузского детского сада №2 была проведена экскурсия на железную дорогу.

Цель экскурсии:

Познакомить детей со знаками на железной дороге, закрепить знания о железнодорожном транспорте, напомнить правила поведения на железной дороге и в здании вокзала.

По дороге нам довелось наблюдать, как путейцы выполняют ремонтные работы железнодорожных путей.

Мы подошли к зданию вокзала.

Перед тем, как войти внутрь, мы повторили с детьми правила поведения на вокзале: не бегать по вокзалу, не мусорить, находиться рядом со взрослым, разговаривать тихо.

Здесь работает дежурный по вокзалу. Он очень внимательно относится к пассажирам и старается им помочь советом, дать нужную информацию.

Нас пригласили в зал ожидания, место, где люди ожидают поезд.

В расписании на стенде можно увидеть станции отправления и прибытия, номер поезда, число и время отправления всех поездов.

Дети познакомились с билетной кассой, где, посмотрев расписание, пассажир может купить билет на поезд.

У всех вокзалов есть выход на перрон, к железной дороге. На перроне пассажиры ожидают поезда. Во время ожидания нужно соблюдать правила безопасности: нельзя играть на перроне, подходить к краю, перебегать железнодорожные пути.

Выйдя на перрон, ребята увидели, как движутся поезда, пассажирские и товарные.

Все поезда двигаются по рельсам. На железной дороге есть свои правила движения и специальные светофоры.

Светофор – это надежный помощник. Если на нем горит красный свет, значит, приближается поезд, путь закрыт. Ну, а при зеленом свете путь открыт. Такие светофоры стоят вдоль железной дороги. Они – сигнал для машиниста поезда.

Чтобы попасть на другую сторону, нужно воспользоваться пешеходным переходом. А через пути переходить нельзя, это опасно.

Благодаря проведенной экскурсии, дошкольники приобрели знания о правилах поведения на железнодорожной станции, в здании вокзала. У детей сформировались навыки культурного поведения в общественных местах. Самое главное, ребята усвоили знания о правилах поведения на железнодорожных путях

Для нашего детского сада это очень важно, потому что он находится рядом с железной дорогой

Тульская детская железная дорога: богатыри и пушки-игрушки

Но я предлагаю сначала обойти первый пруд, поэтому мы сворачиваем налево и по мостику переходим через ручей-Дон.

Если глянуть с моста вниз, в заводи можно заметить крокодила. Голуби его не боятся.

Прямо перед нами кафе «Тигра». Рядом с ним указатель с расстояниями до летней эстрады, панда-парка, Парижа, Праги и Зугдиди.

Напротив кафе миниатюрный сказочный городок с замками и ветряной мельницей.

Лестницу на веранду охраняет пара львов, а на газоне по периметру гнездятся гномы, улитки, медведи и маленькая Баба-Яга.

Оставляем кафе за спиной и движемся вдоль пруда. Перед мостом, разделяющим первый и второй пруд, прямо из воды выходят богатыри. Не в чешуе как жар горя и не тридцать три, но всё равно красиво.

Мост с двух сторон охраняют две бутафорские пушки по имени Иван и Шат.

Имена отлиты большими буквами на пушечных стволах. А теперь возвращаемся к переезду и начинаем осмотр главной цели путешествия — детской железной дороги.

Кратово — детская железная дорога сегодня

На сегодняшний день длина Кратовской детской железной дороги составляет почти 5 километров, из которых более километра приходится на технические пути, а основной путь составляет 3.8 км. Кстати, именно по железнодорожному полотну проходит условная граница между городом Жуковский и поселком Кратово.

Пути Кратовской детской железной дороги

Помимо станций «Юность» и «Пионерская» есть еще две промежуточные станции «Детская» и «Школьная». Платформа «Детская» появилась совсем недавно, в 2006 году, и является остановкой «по требованию» — на ней осуществляется посадка/высадка маленьких пассажиров, отдыхающих в детском лагере Кратово и рассчитана на прием только двух вагонов. Как правило, эти вагоны закрыты для доступа других пассажиров.

Как и на всех других детских железных дорогах, вся работа выполняется ребятами, которые проходят здесь обучение, и как правило их возраст от 11 до 17 лет.

Они управляют подвижным составом, продают билеты, читают технику безопасности, несут вахту на железнодорожных переездах, ремонтируют поезда и делают все то, что делают взрослые.

Проверка билетов

Юный машинист поезда

Молодые железнодорожники руководят процессом сцепкой тепловоза с вагонами

Видео сцепки вагонов на станции «Пионерская» Кратовской ДЖД

Видео сцепки вагонов на станции «Юность» Кратовской ДЖД

Проводники

Техника безопасности от бригадира поезда

Проход теплоэлектровоза

Заход тепловоза в депо

Если сравнивать ДЖД в Кратово и Новомосковске, то нам показалось, что вагоны и тепловоз в Подмосковье немножко старше, чем в Тульской области. А в целом все очень и очень похоже, так что сложно сказать, какая из них лучше: в Кратово из Москвы ехать гораздо ближе, а в Новомосковске пассажиров меньше. Везде есть свои плюсы и минусы.

В Кратово нам удалось заглянуть в кабину машинистов и даже немножко пообщаться с юными железнодорожниками — они так увлекательно рассказывают о своей работе, что даже начинаешь им завидовать, какое у них насыщенное и интересное детство.

Тепловоз ТУ2-078

Максим и Наташа общаются с ребятами-машинистами

Главное здание Детской железной дороги в Кратово

Собрание персонала ДЖД в Кратово

Фото и описание

В Тульской области, а именно в городе Новомосковск, находится детская железная дорога, которая относится к числу самых достопримечательных мест города. Есть сведения, что до 2008 года это была самая лучшая детская железная дорога на территории всей Российской Федерации. Начальником железной дороги является Никитин Анатолий Александрович.

Инициативу в области строения детской железной дороги проявил директор комбината «Москвауголь» – Оника Д.Г. В должности главного инженера выступил выпускник института инженеров транспорта Москвы – Павел Усков, для которого подобный проект был самым важным в его жизни. Первоначально предусматривалось возведение кольца, длина которого достигала двух километров с парой сквозных станций «Дубки» и «Березки», расположенных на территории популярного детского парка.

15 июня 1953 года был подписан указ о начале строительных работ, касающихся железной дороги. В работе принимали участие подразделения комбината под руководством Мисропова Л. Таким образом, к концу года план был полностью выполнен, и 21 декабря по нововыстроенной железной дороге прошел поезд. Машинистами поезда выступили молодой машинист Михаил, а также Александр Коновалов.

Спустя полтора года, было возведено новое локомотивное депо на одной из станций под названием «Березки», таким образом, железная дорога действовала еще один сезон. В конце 1954 года руководитель комбината понял, что для него данная железная дорога является буквально обузой, поэтому ее передали под надзор Министерства путей сообщения СССР.

17 декабря 1954 года был издано постановление, согласно которому детская железная дорога перешла к данной организации, но стала называться Московско-Курско-Донбасской железной дорогой. В лице нового начальника выступила Казакова Мария Петровна. 26 мая 1955 года снова произошло второе открытие детской железной дороги

В середине 1979 года в северо-восточной стороне дороги была сооружена посадочная платформа, благодаря которой в рамках железной дороги имеются не только пассажирские, но и скорые поезда, не останавливающиеся на данной платформе.

В 2005 году дирекцией было принято решение о «преобразовании» одного из вагонов в свадебный, именно здесь молодожены стали совершать свое первое свадебное путешествие. Еще одним сюрпризом для молодоженов является пригласительный билет, по которому есть возможность посещать железную дорогу на протяжении года со своим будущим малышом. По удивительному совпадению самой первой парой, которая совершила небольшое путешествие, стали молодые люди по фамилии Молодоженовы Елена и Сергей.

На сегодняшний день железная дорога не имеет какого-либо транспортного значения для Новомосковска, ведь она пролегает замкнутым кругом по периметру Детского парка, который был заложен еще в самом начале основания этого населенного пункта. Маршрут предполагает следование по трем станциям: «Исток реки Дон», «Парковая», «Березки». Движение всех поездов проводится против часовой стрелки, а протяженность поездки занимает примерно 15 минут. Расписание предполагает наличие скорых поездов, которые, в отличие от остальных, не останавливаются на Парковой станции.

Каждый год на детской железной дороге города Новомосковска проходят обучения более ста молодых железнодорожников – учеников 5-11 классов. В ходе занятий изучаются две составляющие: теория и практика, в большей мере длящиеся почти год. За время обучения ученики довольно серьезно осваивают следующие профессии: машинист, дежурный по станции, начальник смены, кассир, диспетчер, сцепщик, проводник и некоторые другие. Предполагаемый курс обучения составляет три года, а по истечении этого срока ученик получает свидетельство, которое дает полное право на последующее обучение по далее следующим специальностям.

В 2012 году был установлен паровоз, относящийся к серии «Э», который был выстроен на знаменитом заводе в начале 50-х годов 20 века. Также возле железной дороги можно увидеть копию паровоза братьев Черепановых, установленную возле вокзала.

Реконструкция и обновление ДЖД Новомосковска

Через 15 лет было проведено полное техническое обновление объекта. Тогда же был пущен в эксплуатацию узкоколейный четырехосный пассажирский с электрической подачей постоянного тока тепловоз ТУ 2-126, который используется в настоящее время.

В связи с популярностью этого объекта руководством было принято решение увеличить число вагонов от четырех до девяти. В 2006 году пассажирский железнодорожный парк был заменен современными узкоколейными вагонами.

Среди них имеется специально оборудованный «свадебный» вагон. И теперь в программу свадебного торжества входит посещение детской железной дороги в Новомосковске (расписание ее работы будет указано ниже).

Кроме этого, все молодожены получают пригласительный билет, который дает право на бесплатное посещение железной дороги в течение года со своим первенцем. Все узкоколейные вагоны (с шириной колеи 750 мм) изготавливались в основном на Мытищинском машиностроительном заводе.

В честь юбилея пионерской организации (50 лет со дня образования) в 1972 году руководством было решено промежуточную станцию «Дубки» переименовать в «Пионерскую». На территории станции «Березки» возвели современный учебно-производственный корпус. Там юных железнодорожников обучают пользоваться всеми техническими средствами, которые есть на настоящих железных дорогах.

В 1979 году была пущена в эксплуатацию дополнительная пассажирская платформа «Юннатская». Благодаря ей, кроме обыкновенных поездов на ДЖД, существуют и скорые. В отличие от обыкновенных они не останавливаются на этой станции.

Президент ОАО РЖД (Российская железная дорога) В. Якунин присутствовал в 2009 году на закрытии очередного сезона. После этого были выделены средства на реконструкцию детской железной дороги города Новомосковска. Благодаря чему с 2010 года в течение двух лет объект приобрел новые тепловозы и вагоны, изготовленные на Камбарском машиностроительном заводе (город Камбарка, Удмуртия). Кроме этого, в этот период были построены два пункта для короткой остановки поезда (станции) и отремонтированы железнодорожные пути.

Фотогалерея Новомосковской ДЖД

Часть 1. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Паровоз 159-556.
Фото 1950-х годов из коллекции Мехиса Хельме.

Слева поезд детской дороги, справа взрослой.
Фото 1950-х годов из архива Новомосковской ДЖД.

Поезд с паровозом Гр-211 во главе на станции Берёзки.
Фото 1960-х годов из коллекции Мехиса Хельме.

Поезд с тепловозом ТУ3-003 на станции Берёзки.
Фото Игоря Позднякова. 1968 год.

Поезд с тепловозом ТУ2-126 во главе прибывает на ст. Берёзки.
Фото Игоря Позднякова. 1970-е годы.

Тепловозы ТУ2-126 и ТУ2-241 в депо.
Фото 1970-х годов из личного архива Томса Алтбергса

Поезд с тепловозом ТУ2-126 («Быстрый») во главе.
Открытка начала 1980-х годов из коллекции Андрея Мясникова.

Поезд отправляется со станции Берёзки.
Фото 1998 года.

Поезд прибывает на станцию Берёзки.
Фото 1999 года.

Поезд на первом километре ДЖД

Слева путь колеи 1520 мм.
Фото Эдуарда Грачёва, май 2000 года.

Тепловоз ТУ2-241 («Ветерок») у платформы станции Берёзки.
Фото Эдуарда Грачёва, май 2000 года.

Тепловоз ТУ2-241 («Ветерок») на станции Берёзки.
Фото Вадима Шульгина, 21 октября 2000 года.

Тепловоз ТУ2-241 на станции Берёзки.
Фото Вадима Шульгина, 21 октября 2000 года.

Тепловоз ТУ2-126 («Быстрый») в депо.
Фото Эдуарда Грачёва, 11 мая 2002 года.

Тепловозы ТУ2-126 («Быстрый») и ТУ2-241 («Ветерок») в депо.
Фото Эдуарда Грачёва, 11 мая 2002 года.

Тепловоз ТУ2-241 («Ветерок») после очередной смены окраски.
Фото Эдуарда Грачёва, 15 мая 2004 года.

Тепловоз ТУ2-241 в окраске сезона 2004 года.
Фото Вадима Шульгина.

Тепловоз ТУ2-241 после ещё одной перекраски.
Фото Владимира Демянченко, 9 июля 2005 года.

Логическое завершение череды перекрасок тепловоза ТУ2-241.
Фото Владимира Демянченко, 25 августа 2005 года.

Интерьер безымянного первого вагона.
Фото Владимира Демянченко, 9 июля 2005 года.

Интерьер вагона «Чебурашка».
Фото Владимира Демянченко, 9 июля 2005 года.

Старые вагоны Кратовской ДЖД, отправляемые после ремонта на Новомосковскую ДЖД.
Станция Тула-I-Курская.
Фото Эдуарда Грачёва, 16 июля 2005 года.

Новые вагоны уже доставлены на ДЖД.
Фото Эдуарда Грачёва, 30 июля 2005 года.

Один из новых вагонов.
Фото Владимира Демянченко, 25 августа 2005 года.

Интерьер новых вагонов.
Обращает на себя внимание герметичные стеклопакеты в окнах, пластиковые двери с фигурными окнами.
Фото Эдуарда Грачёва, 26 августа 2005 года.

Для освещения вагонов применена популярная ныне светотехника типа «световая линия».
Порадовало также появление багажных полок над окнами.
Фото Эдуарда Грачёва, 26 августа 2005 года.

последнее обновление страницы: 26.01.2011

Тульская детская железная дорога: паровоз-дедушка и паровоз-правнук

Перед входом в здание управления дороги находится копия паровоза Черепановых. Такие паровозы делают в мастерских депо Узловая, и в Тульской области установлено уже несколько экземпляров. Я видел два — в Узловой и Венёве. Отличительная особенность «узловских» макетов паровоза Черепановых — соединительная тяга колёс, которой у настоящего паровоза не было.

Кроме паровоза, на площади есть несколько скульптур для любителей пофотографироваться: Маша и Медведь, лошадка с повозкой.

Особенно впечатляет Волк-стиляга, повстречавший Красную Шапочку. Яркие штаны, галстук-бабочка и перстень с черепом на лапе.

Чтобы увидеть второй паровоз, нужно пройти вдоль здания управления параллельно платформе немного вперёд. Вот он, спрятался за деревьями. Вдали виднеются здания депо, туда мы отправимся чуть позже.

А пока давайте оглянемся вокруг. С торца здание управления охраняет богатырь с мечом.

Рядом колодец, возможно с живой водой. На пеньки можно присесть и отдохнуть.

Пеньком прикинулся и Старичок-лесовичок. Он так замаскировался среди деревьев, что заметит его только самый внимательный.

Царь-Кащей, опираясь на кривой меч, сторожит сундучок. Уж не со своей ли смертью?

Самая колоритная на мой взгляд скульптура во всём парке — Баба-Яга. Старушка с помелом сидит в ступе, рядом жмурится серый котик (то ли Кот Баюн, то ли Кот-Коток Серенький Лобок).

Последний персонаж на этой площадке — весёлый повар у входа в столовую для сотрудников дороги.

А вот наконец-то и второй паровоз во всей красе. Грузовой Эр 787-75 установлен здесь в качестве памятника в 2012 году. Данный экземпляр выпущен в 1952 году на заводе Цегельского в Польше.

Вот такой вид открывается на станцию «Берёзки» от паровоза Эр. Заодно можно рассмотреть приводы стрелочных переводов.
А теперь уходим в сторону депо смотреть тепловоз-памятник.

Достопримечательности

В 2012 году на вечную стоянку установлен паровоз серии «Э»,
построенный на заводе Цегельского в Познани в начале 1950-х годов.
По словам начальника ремонтного локомотивного депо Узловая Андрея
Близнецова, над приведением паровоза в порядок узловские
специалисты трудились почти три недели. Сергей Мельников,
непосредственный участник восстановления исторического облика
паровоза: «Мы изучали специальную литературу, фотографии, нашли,
как выглядела машина, как покрашена. Однажды мне понадобилось
узнать вес паровоза, я позвонил Андрею, он быстро в интернете нашёл
и сообщил нужную мне информацию».

Копия паровоза братьев Черепановых установлена на территории
возле главного вокзала детской дороги.

DSCN4133 — lesnoy-volk @ Flickr

Тульская детская железная дорога: тепловоз и вагонные тележки у депо

Не доходя до депо сотни метров, пешеходная дорожка сворачивает влево и через переезд уводит нас в парк.

Станция «Берёзки» с переезда выглядит вот так,

а локомотивное и вагонное депо так.

Подойти поближе к тепловозу и вагонным тележкам можно только на свой страх и риск по балласту и шпалам, перешагивая через рельсы. Под поезд конечно не попадёшь — интенсивность движения здесь не как на ширококолейной дороге. Но всё равно приходилось учитывать, что я не в прогулочной зоне и в любой момент меня могут отсюда попросить. Основные правила такой съёмки — ходить и фотографировать быстро, на одном месте больше минуты не стоять, максимально сократить количество шастаний через пути туда-сюда. И никогда не наступать ногами на рельсы (очень плохая примета, железнодорожники широкой колеи сказали). Только на балласт или шпалы.

Итак, тепловоз ТУ2-126 «Быстрый». Построен Калужским заводом в 1957 году. На детской железной дороге работал с 1971 до 2010 года, после чего был установлен на вечную стоянку в качестве памятника.

Вагонные тележки скорее всего являются не памятниками, а наглядным пособием для юных железнодорожников. Узкоколейная принадлежит пассажирскому вагону ПВ40. Они эксплуатировались в Новомосковске до 2010 года.

Ширококолейная тележка — ходовая часть современных товарных вагонов.