«она не умела говорить и прыгала на четвереньках, как собака»: ужасающие и реальные истории детей-маугли

Украинская девочка-собака

Одна из громких историй современности. В 1992 году в Одесский интернат для детей с дефектами развития привезли странного ребенка, которого месяц пришлось удерживать в изоляторе.

В медицинской карточке было указано, что это девочка восьми лет. Правда, стоило кому-то приблизиться к новенькой, она скалилась и грозно рычала. Девочка действительно была очень похожа на собаку: передвигалась на четвереньках, без труда запрыгивала на стол, скамейку, отказывалась спать на кровати, лаяла и могла больно укусить. Плакать девочка не умела, а когда обижалась, жалобно визжала. Девочка-собака не разговаривала, хотя прекрасно понимала человеческую речь. Со временем в интернате Оксана Малая (так зовут девочку) научилась вести себя по-человечески. До 18 лет она научилась немного читать и писать, а также считать в пределах 20. Однако, полноценной Оксана так и не стала.

Львовские «Маугли»

Наверное, многие помнят историю двух братьев из Львова, которых родители изолировали от мира и удерживали в полной антисанитарии. Братьям было 14 и 6 лет. Они не умели ни говорить, ни ходить. Младший ни разу не был на улице. Дети были немытые, с длинными волосами и в грязном помещении, которое не напоминало квартиру. В таких условиях старший брат прожил 12 лет, младший — всю жизнь.

Мать мальчиков на улицу тоже не выходила. И к себе и дом никого не пускала. Женщина страдала психическим заболеванием, однако отец был полностью здоровым. По словам врачей, младший мальчик несколько изменился, находясь среди людей — улыбается и научился правильно есть. Старшему брату сложнее — из-за атрофированных стоп он не может ходить, более замкнутый и молчаливый. Как правило, дети дичают от недостаточного внимания родителей, или от воздействия на них взрослых с нарушениями психики. Однако как родителям удается полностью изолировать от мира собственных детей и превратить их в дикарей в условиях цивилизации — неизвестно. Психологи, изучающие синдром «Маугли», говорят, что дикого ребенка можно научить имитировать человеческое поведение, но только благодаря дрессировке. Правда, если ребенка вернули к людям до наступления «подросткового порога» 12-13 лет, его еще можно адаптировать к социуму, но психические отклонения останутся у него до конца жизни. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь — переучить будет уже невозможно. Те, кто жил среди животных первые 3-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческую речь, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в дальнейшем в обществе людей. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще.

Маугли из Калужской области

А в 2008 году в России жители одной из деревень в Калужской области нашли в лесу мальчика, которому на вид было лет 10. Мальчик был с волками и полностью копировал их повадки. Когда врачи решили поймать мальчика, они нашли его в волчьем логове.На самом деле парню оказалось лет 20. От жизни в волчьей стае ногти на его ногах превратились практически в когти, зубы напоминали клыки, его поведение во всем копировало повадки волков.Молодой человек не умел говорить, не понимал русского и отзывался на «кис-кис-кис». К сожалению, специалистам не удалось вернуть парня к нормальной жизни и всего через сутки после того, как его закрыли в клинике, он убежал. Его дальнейшая судьба неизвестна.

«До шести лет жила с собаками»

В 1991 году в Херсонской области Украины заговорили о девочке с собачьими повадками Оксане Малой. На тот момент ребенку было 8 лет. Шесть из них она провела в компании собак, заменивших ей семью. Когда Оксану нашли на местной псарне, она вела себя как ее четвероногие друзья: издавала звуки, похожие на лай, передвигалась на четвереньках и резкими прыжками.

По одной из версий, Оксану в возрасте двух лет забрали у родителей-алкоголиков и поместили в местный детский дом. Здесь девочка не получала должного ухода внимания и поэтому прибилась к стае собак. По другой версии, жить с собаками Оксана начала еще до переезда в детский дом.

Когда Оксану нашли, она могла сказать лишь «да» и «нет», а еще – старалась не подпускать к себе людей.
 Об украинской девочке-собаке (так Оксану окрестили тогда местные журналисты) сняли несколько документальных фильмов, в том числе и зарубежные телекомпании.Таким снимком снабдила проект об Оксане Малой фотограф Джулия Фуллертон-Баттен, рассказавшая историю украинской девочки-маугли BBC.

 Врачи, осматривавшие ребенка, в один голос заявляли, что полное восстановление Оксаны не представляется возможным.Тем не менее, кое-каких результатов за годы терапии все же удалось достичь: через несколько лет, проведенных в доме-интернате для детей с дефектами развития, Оксана заговорила и, что немаловажно, скорректировала свое поведение, избавившись от большинства собачьих повадок.
В 2001 году Оксана Малая переехала в Барабойский дом-интернат, где получила работу: девушка стала ухаживать за коровами и лошадьми. Впоследствии Оксана, принимая участие в телепередачах, стала говорить, что никогда не жила с собаками, а вся история – ее детская выдумка

Специалисты склонны списывать такое поведение на попытку забыть о прошлом.

Нередки случаи, когда ребенок превращается в подобие маугли, живя с матерью и отцом. Ниже — несколько историй российских детей, одичавших под крышей родного дома. 

Причина появления феральных детей

Слишком часто в наше время упоминаются дети, которых воспитали животные. Связано это в большинстве случаев с равнодушием, безалаберностью или жестокостью их родителей. Примеров тому масса:

  • Девочка из Украины, выросшая в будке у собаки. С 3 до 8 лет она жила с собакой, где оставили ее родители. За такой короткий период малышка стала ходить, как собака, лаять и вести себя, как ее пес.
  • Мальчик 6 лет из Волгограда, воспитанный птицами, умел только чирикать и хлопать руками, как крыльями, когда проявлял эмоции. Он ел птичий корм, будучи закрытым собственной матерью в комнате с попугаями. Сейчас ребенок проходит реабилитацию у психологов.

Подобные случаи имеют место в наше время в крупных городах и небольших поселках по всему миру: в странах Африки, Индии, Камбоджи, в России, Аргентине и других местах. И что самое страшное, сегодня несчастных находят не в лесах, а в домах, будках животных и на помойках – рыскающих в поисках еды.

Павел Коноплев

Ими восхищаются, о них говорят и пишут в газетах. Но как складывается их жизнь спустя несколько лет? Как живут повзрослевшие дети вундеркинды? В России примеры нередко — трагичные.

Один из таких одаренных детей – Павел Коноплев.

В 3 года он читал, решал сложные для своего возраста математические задачи. В 5-летнем возрасте он умел играть на пианино, а в 8 – удивлял познаниями в физике. В свои 15 мальчик учился в Московском ВУЗе, а в 18 – поступил в аспирантуру.

Павел участвовал в разработках первых программ для бытовых компьютеров, занимался математическим прогнозированием будущего. Ему предрекали карьеру великого ученого.

Но юный гений не смог выдержать такой нагрузки. Он сошел с ума.

Природа феральных людей

Все случаи обнаружения индивидуумов, выращенных животными, говорят о том, что в дикой природе им была свойственна сильнейшая тяга к выживанию. Просто так феральные люди не смогли бы остаться в живых, даже при самом лучшем уходе со стороны их звериных “родителей”.

Животные всегда действуют сообразно тому, что подсказывают их инстинкты, хотя известны случаи, когда они испытывали тоску, теряя свое потомство. Длится это недолго, и кратковременная память позволяет им забыть о потере, что совсем не похоже на поведение людей. Человек может испытывать страдания от смерти ребенка всю жизнь.

Все дети-маугли поступали так, как подсказывали им инстинкты: нюхали пищу и воду, прежде чем начать есть, испражнялись, охотились, убегали от опасности и защищались так, как их дикие “родители”. Эту животную природу невозможно искоренить, если ребенок пробыл долгое время среди зверей.

Собака вместо родителей

Судьба детей алкоголиков, порой, бывает настолько жестока, что волосы на голове встают дыбом. В 2004 оду на территории Алтайского края был найден мальчик, родителей которому заменила собака. Причем в самом что ни наесть буквальном смысле. Мать отказалась от новорожденного сына, «подарив» его отцу и сделав выбор в пользу выпивки. Отец оказался не лучше, и однажды решив, что пора бы сбросить с себя груз ответственности, просто ушел из дому и больше не вернулся. Двухлетний ребенок остался абсолютно сам.

Мамой и папой для маленького Андрея стала собака, жившая в округе. В силу природного инстинкта она по-своему «воспитывала» мальчика, принося ему еду и обогревая своим телом. Когда работники социальной службы нашли алтайского маугли, он был мало похож на человека — лаял по-собачьи, бегал на четырех конечностях, гавкал и обнюхивал пищу перед тем, как начать ее есть. По отношению к людям вел себя агрессивно, не подпускал к себе и не давался в руки.

В процессе реабилитации Андрей частично избавился от звериных повадок, научился ходить прямо и пользоваться столовыми приборами. В число полезных «приобретений» вошел и навык спать на кровати, а не на полу, а также интерес к человеческим играм. Изменилось отношение и к сверстникам — оно стало более мягким и доброжелательным. Однако полной социализации пока добиться не удалось.

Дальнейшая судьба девочки-маугли

Оксана прожила пять лет с собаками, но все-таки научилась чувствовать себя человеком, несмотря на нападки и оскорбления общественности. Девочка обладала хорошим чувством юмора, понимала шутки, заставляла окружающих улыбаться. Оксана училась жить нормальной жизнью. Она познакомилась с парнем, но тот испугался, когда узнал прошлое девушки.

В 2003 году девушка снялась в документальном фильме, в котором, по сценарию, она должна была встретиться с биологическим отцом. Встреча прошла напряженно, Оксана еле смогла выдавить из себя приветствие человеку, который бросил ее на произвол судьбы. В 2013 году украинское телевидение показало передачу про Оксану. Она рассказала, что живет на ферме с молодым человеком и ухаживает за животными, с которыми у нее сохранилась тесная связь. Эксперты говорили о том, что девушка не научится жить одна, ведь за ней постоянно смотрели: сначала собаки, затем работники интерната. Сейчас женщина выглядит вполне обычным человеком. Она смогла пройти сложный путь, в ее жизни было много страшных событий, но все это Оксана смогла преодолеть.

https://youtube.com/watch?v=Ig2cpMYHVNA

Оставить комментарий

Читинская девочка, росшая среди собак…

Пять лет назад эта история оказалась на первых полосах российских и зарубежных газет — в Чите обнаружили 5-летнюю девочку Наташу, которая передвигалась по-собачьи, лакала воду из миски и вместо членораздельной речи издавала только лай, что неудивительно, ведь, как потом выяснилось, девочка практически всю жизнь провела в запертой комнате, в компании кошек и собак.

Саша Писаренко

Родители ребёнка не жили вместе и излагали разные версии случившегося — мать (так и хочется заключить это слово в кавычки), 25-летняя Яна Михайлова утверждала, что девочку у неё давно выкрал отец, после чего она не занималась её воспитанием. Отец, 27-летний Виктор Ложкин, в свою очередь, заявлял, что мать не уделяла Наташе должного внимания и до того, как он забрал малышку к себе по просьбе тёщи.

Позже установили, что семью никак нельзя было назвать благополучной, в квартире, где помимо девочки, жили её отец, бабушка и дедушка, наблюдалась ужасающая антисанитария, не было воды, тепла и газа.

Когда её нашли, девочка вела себя, как самая настоящая собака — бросалась на людей и лаяла. Забрав Наташу у родителей, сотрудники органов опеки и попечительства поместили её в реабилитационный центр, чтобы девочка смогла приспособиться к жизни в человеческом обществе, её «любящие» папа и мама были арестованы.

Питер из Ганновера

Удивительное событие произошло в немецком Ганновере в 1725 году. Недалеко от города был найден мальчик, живший в лесу. Людей он боялся, передвигался на четвереньках, питался кореньями и лягушками. Несмотря на скудную диету, ребенок (на вид ему давали около 10 лет) был не по годам силен и вынослив, но не говорил ни слова, лишь рычал, как дикий зверь.

Сразу было высказано предположение, что ребенка утащили из колыбели дикие животные, к примеру, волки, и воспитали его как родного детеныша. Бывший в ту пору в Германии английский король Георг I был впечатлен этим случаем и приказал перевезти мальчика ко двору, в Лондон, для дальнейшего «изучения».

В Лондоне необычным ребенком, которого назвали Питер сразу заинтересовались видные ученые и гуманисты, такие как Джонатан Свифт, Даниэль Дефо и другие.

Доктор Джон Артбетнот предположил, что Питер и есть связующие звено между человеком и животным, и по просьбе принцессы Уэльской, взял над ним шефство.

Он пытался социализировать мальчика, научить его ходить прямо и говорить. Но если с хождением на четвереньках было покончено довольно-таки быстро, то вот с речью, как ни бился известный врач английского Просвещения, ничего не получалось.

По мере взросления интерес к необычному ребенку Питеру охладел, тем более что его «воспитание» не двигалось с места, поэтому ему была назначена правительственная пенсия и место проживания в глубинке, откуда он сбежал в 1751 году. Однако Питера, который к тому времени вырос в удивительно сильного и крепкого человека, быстро поймали, и до конца жизни он носил специальный кожаный воротник, на котором были выбиты его имя и адрес, если бы он сбежал еще раз.

Питер из Ганновера дожил до 70 лет. До конца своей жизни он мог сказать лишь свое имя, «король Георг» и пропеть несколько коротких песенок.

Дети маугли — истории из жизни

Дети маугли — истории из жизни:

Дети маугли — история из жизни, Джени из США

Девочка Джени из США. Отец девочки считал ее отстающей в развитии, поэтому сразу после рождения изолировал от людей. Маленькую крошку поселили в отдельной комнате с небольшим окном. Из мебели в комнате был только стульчик-горшок, на котором девочка и проводила свое время, и даже на нем спала. Так Джени прожила до 13 лет. В определенный момент семьей заинтересовались социальные службы, и родителям пришлось вывести девочку в свет. Когда мама привела Джени на прием к сотрудникам социальной службы, они увидели, что она не говорит.

Более того, даже в спокойном состоянии она сама себя кусает и царапает. Девочку забрали из семьи и начали обучать правильно себя вести. Джени оказалась любопытным ребенком, потому смогла освоить чтение и научилась сносно говорить. Но к большому сожалению, полностью восстановиться не смогла. Время, проведенное в одиночестве, пагубно повлияло на ее психику, поэтому ее все-таки пришлось определить в интернат для умственно-отсталых людей.

Дети маугли — история из жизни, Марина Чэпмен из Колумбии

Марина Чэпмен из Колумбии. До 5 лет Марина была обычным ребенком и жила в небольшой колумбийской деревне. Но ей не посчастливилось родиться в период, когда человек был товаром, особым спросом пользовались маленькие девочки. Чаще всего их выкрадывали, чтобы продать в бордель. Такая участь постигла и Марину, ее похитители из родительского дома, но по какой-то непредвиденной причине сделка не состоялась и похитители просто оставили ее умирать в диких джунглях.

Но Марина была сильной девочкой, потому просто стала копировать повадки обезьян. Ела корни, цветы, ягоды, фрукты. Спать забиралась на деревья, а со временем нашла большое дупло в дереве и обосновалась в нем окончательно. К большому сожалению, нашли девочку бандиты, занимающиеся торговлей людьми. Они продали Марину, как экзотический товар, в ближайший бордель.

После жизни в борделе, она попала в дом к мафиози, где над ней также издевались. Из этого ада ее забрал мужчина, у которого было своих 5 дочерей. Они выходили Марину, научили ее всему что знали сами, но что самое главное, они ее любили. В итоге она смогла поверить людям, вышла замуж, и даже родила собственных детей.

Дети маугли — история из жизни, мальчик-леопард из Индии

Мальчик-леопард из Индии. Это невероятно, но этому маленькому человеку удалось прожить с леопардами целых 3 года. Когда малышу было 2 года из собственного дома его унесла самка леопарда. Мальчика долго искали, но поиски не дали результатов. Родители решили, что малыш погиб и просто пытались жить со своим горем. Но через три года одинокий охотник набрел на логово леопардов, и убил всех хищников. И каково же было его удивление, когда он увидел там еще и пятилетнего малыша.

Он забрал его и принес в ближайшую деревню. Его буквально сразу опознали как пропавшего мальчика, и вернули в родную семью. В первое время родителям было очень сложно с найденышем. Он кусался, рычал, нападал на других детей, и пытался все время ходить на четвереньках. Но любовь и терпение сделали свое дело, и через какое-то время он стал обычным ребенком. Правда прожил не очень долго. У него развилась смертельная патология глаз, от которой он и умер.

Дети-“медведи”

Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории – прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.

Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них – это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй – индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.

Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.

«Женя ел фрукты с кожурой»

В феврале 2010 года на всю страну прогремела история мальчика-маугли из Нижнего Новгорода. До 14 лет Женя Барсуков, инвалид с детства, усердно посещал коррекционную школу, жил в квартире с бабушкой, которая занималась его воспитанием, матерью и отцом. После смерти бабушки все изменилось. Подросток остался в полном одиночестве: мать и отец вспоминали о Жене лишь в день, когда получали его пенсию по инвалидности. Все деньги спускались на водку.

 Как выяснилось, после смерти бабушки Женя перестал ходить в школу, все время проводил в квартире, ни с кем не общался и питался объедками, остававшимися от родительских попоек.
В свои 14 лет из-за жуткой худобы подросток выглядел как первоклассник. Женя не разговаривал, лишь произносил нечленораздельные звуки. Когда в квартиру пришли журналисты с соседями, которые первыми забили тревогу, и попытались накормить подростка, мальчик набросился на еду и принялся есть апельсины прямо с кожурой. Женя попросту не знал, как нужно есть фрукты, с трудом держал в руках ложку.В ходе разбирательств выяснилось, что в одичании ребенка виноваты как минимум трое: оба родителя и сотрудница отдела по делам несовершеннолетних, которая хоть и наведывалась время от времени в нехорошую квартиру, но не обращала на одичавшего мальчика внимания.
История Жени Барсукова закончилась благополучно: подростка забрали из семьи, которая о нем не заботилась, и поместили в детский дом, где с помощью терапии ему вернули человеческие повадки и нормальный облик.

Друзья и враги

Основным противником Маугли в «Книге джунглей» с первых страниц стал злобный тигр Шерхан. Хищник недоволен, что его лишили законной добычи, и всевозможными средствами пытается уничтожить человека. На подхвате у грозного врага находится шакал Табаки (в других источниках — гиена), порой раздражающий даже Шерхана:

Не менее опасным противником становится стая рыжих псов. Кровожадные животные надвигаются на джунгли, сметая все живое на пути. Единственный шанс спастись – вступить в схватку. Маугли объединят вокруг себя животных леса, и дает отпор вражеской стае.

Маугли и обезьяны-бандерлоги

На пути у повзрослевшего Маугли встают обезьяны-бандерлоги. Стая похищает героя, но мальчику удается спастись. Образ шумных животных имеет определенный контекст. Киплинг создал пародию на презираемую им либеральную интеллигенцию:

Главные герои, которые настроены к Маугли дружелюбно, в основном хищники:

Маугли и Багира

Черная пантера Багира — олицетворение подлинного воина. Животное заботится о малыше, как о своем детеныше. Пантера находит возможность остановить роптание стаи, когда Акела решает оставить мальчика в джунглях. Багира испытывает к Маугли почти материнскую любовь и оберегает его от опасностей.

Медведь Балу — воспитатель малыша, который относится к ребенку с отеческой заботой. Метод обучения медведя напоминает способы, пользующиеся спросом в классических английских школах. Существует теория, что Балу — собирательный образ учителей Киплинга. Среди друзей молодого дикаря медведь отвечает за физическую силу.

Медведь Балу и удав Каа

Удав Каа — мудрый наставник, обучающий Маугли правилам жизни в диком лесу. Персонаж считается старейшим животным в джунглях. Удав с насмешкой относится к проделкам мальчика и нередко спасает ему жизнь. Медлительный удав отвечает в троице за мудрость.

Понятие “феральный человек”

Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.

В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.

В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.

Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.

Невидимая проблема

«Известия»: Есть ли связь между жестоким обращением со стороны взрослых и дальнейшим девиантным поведением детей?

Гелена Иванова: Жестокое обращение — самое тяжкое унижение для ребенка, а унижение — самая большая травма для человека, для ребенка особенно, и очень серьезно влияет на его психическое развитие. У таких детей в последующем формируется мазохистический тип личности. Либо они сами станут агрессорами.

Гелена Иванова

Сегодня 70% девиантных детей воспитываются матерями-одиночками. Мы не знаем, что происходит за закрытыми дверями. Это могут увидеть учителя в школе, потому что впервые девиантное поведение проявляется в первом классе. Ребенок отличается от других детей: либо прячется, либо дерется, плохо учится. Такие дети становятся изгоями.

Анна Кузнецова: Я не встречала полноценных исследований — как изменяется ситуация на протяжении многих лет, под влиянием каких факторов деформируется. Эксперты говорят, что около 50 лет не было серьезных исследований детской темы. Только опираясь на научные исследования, привязанные к сегодняшней российской действительности, мы можем ответить, что делать.

Мониторинг воспитательных программ, который провел Рособрнадзор, показал, что 74% воспитательных программ не содержат в должной степени профилактики агрессии, суицидального поведения детей.

Мы видим тенденцию к снижению преступлений несовершеннолетних, но внутри снижающихся цифр есть интересная динамика. Например, тенденция к омоложению. Среди 14–15-летних — рост больше 20%. Больше чем на 5,6% выросло число тяжких преступлений, совершенных подростками. Есть тенденция роста групповых преступлений среди несовершеннолетних. Каждый пятый ребенок на момент совершения следующего преступления уже находится в конфликте с законом, каждый третий-четвертый — не учился и не работал.

Елена Артамонова, замдиректора по развитию системы профилактики девиантного поведения Центра защиты прав и интересов детей: Наш центр — организация, подведомственная Минпросвещения. Мы много лет исследуем девиантное поведение и его разновидности: аддиктивное, делинквентное (правонарушения), аутоагрессивное.

Елена Артамонова

Сейчас начинается масштабное популяционное исследование современного ребенка по всей стране, которое проводит РАО. Оно позволит вычленить нюансы портрета современного ребенка со всеми его особенностями, с учетом социокультурной среды развития. Это даст возможность выстраивать программы по нивелированию негативных факторов воздействия внешней среды.

«Известия»: Больше года назад Институт образования ВШЭ завершил исследование по буллингу. Лишь 30% из 1,5 тыс. опрошенных не сталкивались с ним в школе. Нужны ли нам антибуллинговые программы?

Анна Кузнецова: Некоторые исследователи говорят, что по заявлению детей буллинг есть, травля есть, а по заявлению педагогического коллектива травли нет. То есть детские проблемы недооцениваются взрослыми. Ребенок пребывает в ситуации стресса, а взрослый говорит: «Мальчишки подрались — с кем не бывает?» Подобный подход, возможно, является одной из причин, почему у нас не появляются антибуллинговые программы.

«Известия»: Дети, с которыми вы работаете, сталкивались с буллингом в школе?

Гелена Иванова: Я обследовала 126 детей, из них 87 детей условно осуждены и 39 детей — с девиантным поведением. Только 10% таких детей живут в семьях, которые можно отнести к среднему классу, остальные — из бедных. Они не выезжали никуда, у них нет денег на одежду, гаджеты. 70% детей не состояли на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и попали в поле зрения, совершив преступление. Это латентная преступность. Буллингу подвергались практически все эти дети, потому что они плохо учатся.

На учете в КДН дети состоят с семи лет. В Москве сегодня 5 тыс. таких детей.

Анна Кузнецова: Принципиально важный момент — профессионализм сотрудников.

Мы изучали каждое ЧП в школах. Я сама выезжала на места, разговаривала с учителями, родителями, детьми. Отмечается непрофессионализм тех, кто должен вмешаться в ситуацию. Мы направили в правительство предложение — ввести специальные требования для членов комиссии по делам несовершеннолетних.

Юрий Котов: Я не считаю, что у нас стало больше агрессии, чем это было когда-то. Больше выявляют, больше об этом говорят, всю информацию сразу выкладывают в интернет.