Маленькие герои большой войны

Зачем рассказывать детям о войне?

События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более.

Мамы и папы стараются всесторонне развивать детей до школы, давая им знания в самых разных областях. Нельзя забывать про взращивание патриотизма. Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем. Родители, бабушки, дедушки, педагоги детских садов и развивающих центров должны посвящать детей в эту тему, воспитывать в них любовь к Родине, прививать знание истории и военных событий с малых лет.

Алексей Тихонович Севастьянов

Этот герой был сыном простого кавалериста, уроженец Тверской области, появился на свет зимой семнадцатого года в маленькой деревне Холм. По окончании техникума в Калинине поступил в школу военной авиации. Её Севастьянов закончил с успехом в тридцать девятом. За более чем ста боевых вылетов уничтожил четыре вражеских самолета, из которых по два лично и в группе, а также один аэростат.

Звание же героя Советского Союза он получил посмертно. Самые важные вылеты для Алексея Тихоновича были бои в небе над Ленинградской областью. Так, четвёртого ноября сорок первого года Севастьянов на свое самолете ИЛ-153 патрулировал небо над Северной столицей. И как раз во время его дежурства немцы совершили налет. Артиллерия не справилась с натиском и Алексею Тихоновичу пришлось вступить в бой. Немецкому самолёту He-111 долго удавалось не подпускать к себе советский истребитель. После двух неуспешных атак Севастьянов предпринял третью попытку, но когда настало время нажать на курок и короткой очередью уничтожить врага, советский летчик обнаружил отсутствие боеприпасов. Недолго думая, он решает идти на таран. Советский самолет своим винтом пробил хвостовое оперение вражеского бомбардировщика. Для Севастьянова этот манёвр сложился удачно, а вот для немцев все закончилось пленом.

Второй значимый вылет и последний для героя стал воздушный бой в небе над Ладогой. Алексей Тихонович погиб в неравной схватке с противником 23 апреля 1942 года.

Зачем рассказывать детям о войне

Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек.

Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.

Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи

Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

Девятое мая

Петр Синявский

Праздничный флаг в небеса поднимая,Входит на площадь Девятое мая.Город в парадную форму одет,Даже у солнца торжественный цвет.Этот святой, героический праздникПоровну делят прадед и правнук.Воинов хочет обнять вся страна,С гордостью глядя на их ордена.И марширует в шеренгах парадаМужество Бреста и Сталинграда.Ратная доблесть наших полковНе потускнеет во веки веков!Прадеды-деды, солдаты Победы,В бронзе отлиты, в песнях воспеты!Слава погибшим! Слава живым!Всем полководцам и всем рядовым!День над страной, по-весеннему ясный,Майские марши звенят в вышине.Скачет сквозь годы, по площади Красной,Маршал Победы на белом коне.***

Художественная литература по теме

В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные строки их ритм привлекает внимание ребят и не даёт заскучать на длинном тексте. Среди подходящих произведений можно назвать:

  • стихотворениеВ. Орлова Брат мой в армию идёт;
  • День Победы 9 Мая Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина);

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны

Что такое День Победы

Это значит нет войны (А. Усачёв).

Педагог зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.

Возрождение церкви в годы войны

Возрождение церкви в годы войны

В 1943 году церковь снова стала официальным социальным институтом. Было восстановлено патриаршество. Сталин понимал, что людям необходима вера в Бога в военное время. Все предрассудки по поводу негативного влияния религии на сознание советского гражданина были забыты.

Битва за Берлин занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самое масштабная военная операция за годы ВОв. Ширина площади сражения составляла 300 км, участвовало более 10 тысяч самолётов, 52 000 боевых орудий, более 3 млн. человек. Длилась 23 суток, завершилась абсолютным разгромом немецких войск.

Надя Богданова

Гитлеровцы её дважды казнили, а боевые друзья долгие годы считали погибшей. Это краткая история подвига Нади Богдановой.

В это трудно поверить, но когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.

В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.

Когда Богданову схватили, ее били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.

Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, но она не раскрыла врагам никаких сведений.

Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.

По окончании войны Надя несколько лет пролежала в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов возвращал ей зрение.

Надя Богданова

Гитлеровцы её дважды казнили, а боевые друзья долгие годы считали погибшей. Это краткая история подвига Нади Богдановой.

В это трудно поверить, но когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.

В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.

Когда Богданову схватили, ее били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.

Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, но она не раскрыла врагам никаких сведений.

Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.

По окончании войны Надя несколько лет пролежала в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов возвращал ей зрение.

Дети герои войны

Военные годы были тяжелым испытанием для всех. В один миг детям того времени пришлось повзрослеть. Закончилось их детство: игры в игрушки сменились тяжелым трудом и заботой о тех, кто слабее и беспомощнее.

Война тема взрослая, но она унесла много детских жизней. Дети совершали поистине героические поступки. Их объединяла искренняя ненависть к фашизму и готовность пожертвовать жизнью, чтобы помочь Советской армии уничтожить оккупантов. Многие не увидели Великую Победу.

  • Зина Портнова в начале войны стала партизанкой. В 15 лет девочка работала в столовой немецкого учебного корпуса и по заданию подполья отравила еду. Сто фашистских офицеров умерли, Зину вычислили и накормили отравленным супом, но она чудом выжила. Через 2,5 года Зину поймали и приговорили к расстрелу. Перед смертью ее долго пытали.
  • Володя Дубинин встретил войну подростком четырнадцати лет. Юноша был партизаном и разведчиком. Юный герой подорвался на немецкой мине во время разминирования каменоломни вместе с саперами.
  • Марат Казей был двенадцатилетним мальчиком, когда немцы предательски напали на страну, а в 13 лет он осиротел. Мальчик подался в партизаны и разведчики. Сестра Марата помогала раненым, но получила сильное обморожение ног. Ее эвакуировали, но ноги пришлось ампутировать. Марат отказался ехать с сестрой и остался мстить за мать. В 1943 году Марат спас партизанский отряд. В 1945 году он подорвал себя гранатой, попав в окружение.
  • Аркадий Каманин самый молодой летчик времен Второй мировой. Отец Аркадия известный советский летчик, генерал-полковник летных войск Н. П. Каманин был примером для сына и сам отправлял его в полеты. В 15 лет Аркадий летал самостоятельно на У-2. Летчик многократно успешно выполнял важные летные миссии и уничтожал врагов. Аркадий скончался от инфекции в 18 лет.
  • Лара Михеенко стала партизанкой в 14 лет. Занималась разведкой и собирала информацию о немецких военных объектах, раздавала агитационные листовки. В 43-м году Лара помогала подрывать железнодорожные пути и уничтожать немецкие эшелоны. В том же году девушка попалась врагу и была расстреляна.
  • Вася Курка молодой снайпер, который уничтожил 179 немцев. Василий добровольно зачислился в стрелковую дивизию в 16 лет и стал асом стрелкового дела. Он подготовил 59 снайперов, вместе они уничтожили около семисот немецких солдат и офицеров. Вася скончался от выстрела в голову в январе 1945 года, когда выглянул из траншеи во время перестрелки.
  • Надя Богданова самый молодой ребенок-герой. Надя стала партизанкой в 9 лет. Девочка скиталась по деревням в поисках еды и попала к партизанам. Однажды немцы поймали ее вместе с напарниками по разведке. Детей долго пытали и приговорили к расстрелу, но девочке чудом удалось избежать смерти. В 1943-м году маленькая партизанка участвовала в подрыве моста, чтобы прервать продвижение фашистов к Ленинграду, но ее схватили немецкие полицейские. Девочку пытали, издевались над ней целую неделю и бросили умирать на морозе. Надю спасла женщина-колхозница, благодаря этому девочка выжила. Надежда Богданова прожила почти 60 лет.
  • Шура Кобер и Витя Хоменко были связными в подпольном центре Украины. Друзья вместе пересекли фронт и связались с партизанами. В 1942 году мальчиков казнило гестапо. Им было по 16 лет.

Талалихин Виктор Васильевич

Талалихин Виктор Васильевич родился в селе Тепловка Саратовской области 18 сентября 1918 г. в крестьянской семье. Еще юности Виктор увлекся авиацией — в городке, где жила его семья, было авиаучилище, и подросток часто смотрел на курсантов, марширующих по улицам.

В 1933 году семья Талалихиных переехала в столицу. Виктор окончил ФЗУ, затем нашел работу на мясокомбинате. Свободное время Виктор Талалихин посвящал занятиям в аэроклубе. Ему хотелось быть не хуже старших братьев, которые уже связали свои судьбы с авиацией.

Талалихин Виктор Васильевич

В 1937 г. Виктор Талалихин поступил в Борисоглебское авиационное училище. После завершения учебы продолжил воинскую службу. Молодой летчик принимал участие в Финской войне, где проявил себя выдержанным и в то же время смелым бойцом.

С начала ВОВ перед летчиками стояла задача защищать Москву от немецких снарядов. К этому времени Талалихин уже исполнял обязанности командира эскадрильи. Он был требователен и строг к подчиненным, но в то же время вникал в проблемы летчиков и умел донести до них значимость каждого своего приказа.

В ночь на 7 августа Виктор Талалихин совершил очередной боевой вылет. Неподалеку от подмосковной деревни Кузнечики завязался ожесточенный бой. Советский пилот получил ранение и принял решение сбить вражеский самолет, бросив на него свой истребитель. Талалихину повезло — после применения тарана он остался в живых.  На следующий день он был награжден Золотой Звездой Героя.

Талалихин Виктор Васильевич около сбитого тараном «хейнкеля»

Излечившись от ран молодой летчик вернулся в строй. Погиб герой 27 октября 1941 г. в бою в небе над деревней Каменкой. Советские истребители прикрывали движение наземных войск. Завязалась схватка с немецкими «мессерами». Талалихин вышел победителем из двух схваток с самолетами противника. Но уже в конце боя летчик получил тяжелое ранение и утратил управление истребителем.

Виктор Талалихин долгое время считался первым советским летчиком, применившем ночной таран. Только спустя годы после войны стало известно о том, что подобный прием использовали и другие пилоты, но этот факт никак не умаляет подвига Талалихина. За годы войны у него было много последователей — более 600 летчиков не пощадили своих жизней ради победы.

Талалихин беседует с летчиком

Это интересно: 142,Решающие битвы Второй мировой войны: кратко

Почему началась война

Объяснение дошкольникам причин войны 1941-1945 годов очень волнует и родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разный стран. Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно другой.

Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть. Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь.

Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали

Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом

Русские почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.

Стихотворения для первой младшей группы

Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:

Майский праздник День Победы Отмечает вся страна.

Надевают наши деды Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? (Н. Иванова);

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).

Военные профессии

Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие миссии.

Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность. Остальные работают на заводах, в госпиталях, детских садах, школах. Женщины все так же остаются матерями и женами на войне, заботятся о своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.

Валя Котик

Валентин родился 11 февраля 1930 г. на Украине в крестьянской семье. Стремительный гитлеровский блицкриг лета 1941 г. – и вот Валя с семьей, жившие в городе Шепетовка, уже на оккупированной территории.

Осенью отчаянный мальчишка, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда полевой жандармерии.

Когда над семьей Вали нависла угроза ареста, он с матерью и братом убежал в лес, став бойцом партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 г. Валя, находившийся в дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать партизанскую базу.

Мальчика скрутили, но решив, что тринадцатилетний ребенок не представляет угрозы, оставили под охраной здесь же на опушке леса.

Каратели двинулись дальше, но Вале удалось вырваться, сорвать с пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте двоих карателей, а поднятый шум не дал застать партизан врасплох.

Сам Валя был ранен, но выжил и продолжил воевать до самой смерти – 17 февраля 1944 г.

Валя Котик погиб в возрасте 14 лет от немецкой пули.

Как рассказать детям о войне в детском саду

Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие невозможно

При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах

Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами, походы к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы, посещение музеев. Родители должны активно сотрудничать с педагогами и воспитателями, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.

Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей дошкольных учреждений, следует корректировать их с учетом возраста детей.

Для детей младшей группы детского сада можно провести беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы. Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и песен о войне, армии, мужестве.

  1. Что мне известно о Великой отечественной войне.
  2. Роль женщин при защите Родины во время ВОВ.
  3. Сталинградская блокада, Блокада Ленинграда и прочие.
  4. Подвиг пионеров-героев, подвиг советских людей.
  5. Рассказ о тех, кто трудился в тылу.
  6. Четвероногие помощники на фронте.
  7. Дети войны.

Также можно организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы, проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству.

С детьми старшей и подготовительной групп детского сада можно подготовить тематический утренник, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве. Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Также можно встраивать встречи с ветеранами, организовывать посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах, полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования.

Тематические беседы можно подготовить по следующим темам:

  1. Фотохроника военных дней.
  2. Памятники воинской славы.
  3. Великие битвы, полководцы.
  4. Города-герои.
  5. Военная техника.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).

Хатынь

Солдат Желобкович шагал со всеми. По белорусской земле, по отчему краю идет солдат. Все ближе и ближе к родному дому. Деревня его — Хатынь.
Шагает солдат к друзьям боевым по роте:
— Не знаешь Хатыни? Хатынь, брат, лесное чудо!
И начинает солдат рассказ. Деревня стоит на поляне, на взгорке. Лес расступился здесь, солнцу дал волю. Мол, тридцать домов в Хатыни. Разбежались дома по поляне. Колодцы скользнули в землю. Дорога метнулась в ели. И там, где дорога прижалась к лесу, где ели уперлись стволами в небо, на самом бугре, на самом высоком краю Хатыни, он и живет — Иван Желобкович.
И напротив живет Желобкович. И слева живет Желобкович. И справа живет Желобкович. Их, Желобковичей, в этой Хатыни, как скажут, хоть пруд пруди.
Шел воин к своей Хатыни.
Дом вспоминал. Тех, кто остался в доме. Жену он оставил. Старуху мать, трехлетнюю дочь Маришку. Шагает солдат, Маришке несет подарок — ленту в ее косичку, ленту красную, как огонь.
Быстро идут войска. Вскоре увидит воин старуху мать. Обнимет старуху мать. Скажет солдат:
— Пришел.
Вскоре увидит солдат жену. Расцелует солдат жену. Скажет солдат:
— Пришел!
На руки возьмет Маришку. Подбросит солдат Маришку. Скажет и ей:
— Пришел!
Вынет солдат гостинец:
— На, получай, Маришка!
Шел воин к своей Хатыни. О друзьях, о соседях думал. Вскоре увидит всех Желобковичей. Увидит Яцкевичей, Рудаков, Мироновичей. Улыбнется солдат Хатыни. Скажет солдат:
— Пришел.
Вышли они к Хатыни. Рядом совсем, в километре от этих мест.
Солдат к командиру. Мол, рядом деревня. Вот тут, мол, овражек, за оврагом лесочек. Прошел лесочек, и вот Хатынь. Выслушал ротный.
— Ну что же, — сказал, — ступай.
Шагает солдат к Хатыни. Вот и овражек. Вот и лесочек. Вот-вот и избы сейчас покажутся. Сейчас он увидит мать. Сейчас он жену обнимет. Маришке вручит подарок. Подбросит Маришку к солнцу.
Прошел он лесочек. Вышел к поляне. Вышел — и замер. Смотрит, не верит — нет на месте своем Хатыни. На пепелище обгоревшие трубы одни торчат.
Остановился солдат, закричал:
— Где люди?! Где люди?!
Погибли в Хатыни люди. Взрослые, дети, старухи — все. Явились сюда фашисты:
— Партизаны! Бандиты! Лесные разбойники!
В сарай согнали фашисты жителей. Сожгли всех людей в сарае.
Подбежал солдат к отчему дому. Рухнул на пепел. Зарыдал, застонал солдат. Отлетел, выпал из рук гостинец. Затрепетала, забилась от ветра лента. Взвилась красным пламенем над землей.
Хатынь не одна. На белорусской земле много таких Хатыней было.

Петя Клыпа

Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 г. Петя вместе с другом смотрел кино в брестской крепости. Вечером они решили переночевать в казармах, а наутро собирались отправиться на рыбалку.

Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку и стал помогать старшим.

В последующие дни обороны Петя, рискуя жизнью, ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых.

Позже Пете с товарищами удалось переплыть реку под перекрестным огнем немцев, но их взяли в плен. Его загнали в колонну военнопленных, которую уводили за Буг.

Через некоторое время рядом с колонной появилась машина с операторами немецкой кинохроники.

Они начали снимать понурых, окровавленных пленных солдат, как вдруг шедший в колонне мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив камеры. Конвоиры избили Петю Клыпу до полусмерти.

Позже молодежь погрузили в вагоны и отправили на принудительные работы в Германию. Так Петя Клыпа стал батраком у немецкого крестьянина в Эльзасе. Из неволи его освободили в 1945 г.

Популярные темы сообщений

  • История развития геометрии

    Один из самых сложных предметов, как в школе, так и в университете является геометрия. Все это, потому что эта наука заставляет думать, мыслить логически, доказывать. Геометрия — наука, сведения о которой люди получили еще в самой древности.

  • Лебедь созвездие

    Созвездие Лебедь находится в северной части звездного неба. Из-за того что звезды в данном созвездии формируют крест, его еще называют северный крест. Если обратится к старым источникам, то можно найти рисунки,

  • Дольмены Краснодарского края

    В этой области есть, где разгуляться и есть на что поглядеть. Одна из многих достопамятностей — дольмены. Это такие возведения, похожие на каменный стол из плит, так же они бывают вырезаны в скале. Вес их составляет ни одну тонну.

Двенадцать тополей

Шли упорные бои на Кубани. Как-то командир одного из полков посетил стрелковое отделение. Двенадцать бойцов в отделении. Застыли в строю солдаты. Стоят в ряд, один к одному.
Представляются командиру:
— Рядовой Григорян.
— Рядовой Григорян.
— Рядовой Григорян.
— Рядовой Григорян.
Что такое, поражается командир полка. Продолжают доклад солдаты:
— Рядовой Григорян.
— Рядовой Григорян.
— Рядовой Григорян.
Не знает, как поступить командир полка, — шутят, что ли, над ним солдаты?
— Отставить, — сказал командир полка.
Семь бойцов представились. Пятеро стоят безымянными. Наклонился к командиру полка командир роты, показал на остальных, сказал тихо:
— Тоже все Григоряны.
Посмотрел теперь командир полка удивленно на командира роты — не шутит ли командир роты?
— Все Григоряны. Все двенадцать, — сказал командир роты.
Действительно, все двенадцать человек в отделении были Григорянами.
— Однофамильцы?
— Нет.
Двенадцать Григорянов, от старшего Барсега Григоряна до младшего Агаси Григоряна, были родственниками, членами одной семьи. Вместе ушли на фронт. Вместе они воевали, вместе защищали родной Кавказ.
Один из боев для отделения Григорянов был особенно тяжелым. Держали солдаты важный рубеж. И вдруг атака фашистских танков. Люди сошлись с металлом. Танки и Григоряны.
Лезли, лезли, разрывали воем округу танки. Без счета огонь бросали. Устояли в бою Григоряны. Удержали рубеж до прихода наших.
Тяжелой ценой достается победа. Не бывает войны без смерти. Не бывает без смерти боя. Шесть Григорянов в том страшном бою с фашистами выбыли из отделения.
Было двенадцать, осталось шесть. Продолжали сражаться отважные воины. Гнали фашистов с Кавказа, с Кубани. Затем освобождали поля Украины. Солдатскую честь и фамильную честь донесли до Берлина.
Не бывает войны без смерти. Не бывает без смерти боя. Трое погибли еще в боях. Жизнь двоим сократили пули

Лишь самый младший Агаси Григорян один невредимым вернулся с полей сражений.
В память об отважной семье, о воинах-героях в их родном городе Ленинакане посажены двенадцать тополей.
Разрослись ныне тополя. Из метровых саженцев гигантами стали

Стоят они в ряд, один к одному, словно бойцы в строю — целое отделение.